Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) В мае 2016 г мы с замечательным петербуржским композитором Михаилом Малевичем поехали на Валдай с Пасхальным концертом, который состоялся в детской музыкальной школе этого славного города. До этого на Валдае я ни разу не была, но конечно, была наслышана о его красотах, Троицком соборе, знаменитом на всю Россию музее колоколов и о главной достопримечательности – Валдайском Иверском Богородицком Святоозерском мужском монастыре . Вид из такси на монастырь Экскурсию в монастырь организаторы концерта пообещали нам на второй день пребывания на Валдае. Наша команда состояла в основном из людей православных и поэтому мы договорились выехать пораньше, чтобы успеть на Литургию и по возможности причаститься. Так и получилось. Солнечным весенним утром нас привезли к воротам монастыря. Наверное, каждому известно, что в Иверский монастырь находится на острове, и еще совсем недавно до него можно было добраться только на катере. Но в наше время уже построен мост, поэтому паломники имеют возможность посетить это святое место на автомобиле. Монастырь открыт для посещения с 7.00 до 21.00. Я не уверена, можно ли добраться до святого места на общественном транспорте. По крайней мере, я не замечала автобусов и маршрутных такси около входа, за исключением большого экскурсионного автобуса. Мне кажется, удобнее всего добираться с помощью такси, благо, цены довольно демократичные, особенно если вызвать машину по телефону. Мы добрались до монастыря на двух машинах такси. Еще в дороге выяснилось, что местные жители очень гордятся своей близостью к святому месту, почитают монастырь , знают его историю и словоохотливо готовы поделиться информацией с туристами. Так мы узнали, что при монастыре функционирует гостиница для паломников и тех, кто хочет пожить какое-то время и потрудиться на благо обители. Для того, чтобы иметь возможность посетить монастырь паломнику или паломническим группам, необходимо заполнить специальную анкету на официальном сайте монастыря, а перед этим взять благословление на поездку и указать в анкете, кто именно его дал. Конечно же, необходимо взять с собой документы: паспорт или свидетельство о рождении, если речь идет о ребенке.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иверская икона Богоматери. Почитание в России 1 мин., 25.02.2014 Царь Алексей Михайлович О чудотворной Иверской иконе Богоматери на Святой Горе Афон издавна было хорошо известно в России. В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, Иверская икона была особо чтимой. По заказу царя в 1648 году в Афонском Иверском монастыре был написан точный список иконы, находившийся в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенный в Новодевичий монастырь. Здесь он пребывает и ныне. Икона, находящаяся в Новодевичьем монастыре Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 году по заказу патриарха Никона. Он задумал по подобию Афонского Иверского монастыря устроить на одном из островов Валдайского озера монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. Был составлен точный план Иверской обители. В 1656 году список Иверской иконы с Афона был торжественно принесен в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае. Созданная патриархом Никоном, эта обитель стала воплощением идеи преемственности России в наследии византийской культуры. Богатейший и известнейший из обителей России, монастырь стал центром духовного просвещения, книгопечатания. После революции Иверская икона из обители бесследно исчезла. Но с 1991 года, когда монастырь вновь стал действующим, паломники могут поклониться чтимому списку валдайской святыни. Среди других чтимых списков Иверской иконы, которым можно поклониться и ныне, посетив обители в разных местах России, – Иверская икона Новоиерусалимского монастыря (XVII век), Нижегородская Иверская икона (1672 год), Моздокская Иверская икона (1878 год), Тамбовская Иверская икона (1855 год), Иверская икона в Серпуховском Пречистыя Богородицы Высоцком мужском монастыре. Моздокская Иверская икона (1878 год)   Иверская икона, находящаяся в Серпуховском Пречистыя Богородицы Высоцком мужском монастыре. Смотрите также: Иверская часовня в Москве История Иверской иконы Пресвятой Богородицы Иверская икона Божией Матери. Иконография Интересные факты об Афоне     Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/iverskaya-ikona-bogomater...

Отец Киприан ставил и такой вопрос — есть ли болезнь зло? “В том, что она есть последствие первородного зла, в этом сомнений нет, но есть ли сама по себе болезнь зло, подлежащее только епитимиям? Нужно ли неврастению лечить только аскетическими средствами? Стоит ли эта неврастения или маниакальное состояние на той же линии, что и сребролюбие или гордость? и случай чистой психопатологии, равно как и та или иная хворь или же грех осуждения близких — всё вместе суть последствия первородного греха. Но нельзя все эти последствия подводить под одно понятие греха. Грехом является только третий из приведённых примеров”. Однако отец Киприан советовал не психиатра приглашать к аналою, а самому священнику изучить психопатологию психических болезней. В каждом конкретном случае отец Киприан призывал действовать “с оглядкой”, с особою осторожностью и проникнувшись духом сострадания и жалости, внимания и внутреннего такта. В ХХ веке многие душевнобольные в нашей стране нашли себе приют в монастырских стенах. Во многих монастырях после их закрытия были созданы загородные психиатрические больницы — интернаты для тяжёлых хронических больных. В качестве примера можно привести Николаевский Песношский монастырь близ Дмитрова, монастырь Александра Свирского, Успенскую Вышинскую пустынь, где подвизался святитель Фео­фан Затворник, Пустынь Нила Сорского, Серафимо-Поне­таев­ский Скорбященский монастырь близ Дивеева, Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, один из братских корпусов Свято-Успенской Почаевской Лавры. И мы верим, что по молитвам тех угодников Божиих, которые подвизались в этих обителях, Господь смягчил душевные страдания психически больных людей. В настоящее время имеется уже достаточно подробно разработанный специальный цикл “Пастырской психиатрии” в курсе пастырского богословия, который в течение многих лет преподаётся будущим пастырям в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в Московской Духовной академии и семинарии и в Сретенской Духовной семинарии. Основная цель курса состоит в том, чтобы дать будущим священнослужителям общие представления о симптомах и синдромах психических болезней, научить распознавать типичные признаки психических расстройств и дифференцировать духовные и душевные заболевания, очертить особенности пастырского подхода к больным, страдающим психическими заболеваниями, наметить принципы пастырской тактики при тех или иных конкретных проявлениях психической патологии, в том числе научить будущего пастыря распознавать случаи, когда больной нуждается в направлении к психиатру, включая показания для недобровольной госпитализации. Курс занятий для студентов состоит из цикла лекций и практических занятий с демонстрацией и разбором больных.

http://pravmir.ru/tserkov-i-psihiatriya-...

Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь» (Акты. 21). Посетивший В. м. Антиохийский Патриарх Макарий III 19 авг. 1656 г. назнаменовал кресты на месте буд. престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресв. Богородицы (главный престол), во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и во имя прав. Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы был освящен 16 дек. 1656 г. Патриархом Никоном в сослужении Новгородского митр. Макария, Крутицкого митр. Питирима, Тверского архиеп. Лаврентия , настоятелей крупнейших рус. мон-рей. К этому дню из Москвы была привезена и поставлена в соборе выполненная на Афоне копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства Патриарха ко дню освящения собора государевым мастером А. Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона. В архитектурном облике Успенского собора В. м. сочетаются традиции зодчества Рус. Севера (Новгорода) и правосл. Востока, прежде всего Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор В. м. с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; возможно, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях сев. зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединенные аркой (в наст. время - только на фасадах башен-крылец с сев. и юж. входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по вост. граням средней пары столпов.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым , предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским . Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского . Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1541 году (по другим источникам в 1452 году), " в веси Боровичах на реке Мсте в пороге на светлой неделе во вторник, явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту живущим люди тот гроб трижды отвозиша вниз по реке Мсте, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшеся на том месте в пороге " . В сонном видении старейшинам селения открылось имя усопшего. Святой назвал себя Иаковом и укорял людей за его отвержение. " И поняли тогда жители Боровичские свое неразумное отношение к явленным им через приплытие мощей отрока Божия " . На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней. 24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

http://drevo-info.ru/articles/417.html

Барнаул, 2008. С. 398-412). Участие Дионисия Грека в подготовке столь важного тайного документа, впрочем так и не утвержденного рус. стороной, свидетельствует о его близости к высшей политической элите Молдавии, ориентировавшейся в то время на Россию и Швецию. По-видимому, он тесно сотрудничал с Мануилом Константиновым, к-рый, как сообщалось в «Слове похвальном Пресвятей Богородице», опубликованном типографией Валдайского Иверского мон-ря в кн. «Рай мысленный» (1658-1659), по просьбе явившейся ему Богоматери оказал помощь иверским монахам, доставлявшим в Москву список иконы Портаитиссы, оплатив их переезд через Дунай (Рай мысленный. 1658-1659. Л. 38-42 об. (1-го счета); Ченцова. 2004. С. 142-143; см. в статьях Иверская икона Божией Матери и Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь ). Еще одним автографом Дионисия Грека, связанным с его посреднической деятельностью между молдав. господарем и рус. двором, является написанное им письмо царю от имени Романа Ясова (Ясонова, Насонова), отправленного в Москву молдав. господарем Георге Стефаном незадолго до смещения с престола (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 18 февр. 1658 г. 587; Ченцова. 2004. С. 117-121. Ил. 5-6). В письме говорилось о планах военных союзов против казаков и России, в к-рых Георге Стефан вынужден участвовать по требованию османского правительства, а также о намерении швед. короля подписать мирный договор с Речью Посполитой, на чем настаивала Порта. Дионисий Грек был посвящен в подробности этих дипломатических и политических тайн, сообщенных господарем царю и патриарху Никону, поскольку подготовил текст письма, представленного в Посольский приказ. Известно о контактах Дионисия Грека с изгнанным господарем и во время его пребывания в Швеции: «Свяска, а в ней 2 листа, писал к великому государю из Свеи бывшей Молдавские земли Стефан воевода, а присланы те листы к свейскому комисару к Адольфу Эберсшилту, а комисар отослал их к Деонисию архимандриту, а он прислал их в Посольской приказ, не переведены для того, что такова переводчика нет, 1668-го году» (Опись архива Посольского приказа 1673 г./Сост.: В. И. Гальцов. М., 1990. Т. 1. С. 97).

http://pravenc.ru/text/293365.html

Покровский храм, перестроенный в нач. XIX в., к середине того же столетия имел помимо верхних престолов (главного - Покрова Пресв. Богородицы, южного - апостолов Петра и Павла, северного - свт. Николая Чудотворца) еще и нижние: центральный - митр. Ионы с приделами во имя прп. Илариона и во имя прп. Нила Столобенского ( Снегирёв. 1863. С. 21, 24-25). Согласно справочникам сер. XIX в., верхний престол был освящен архиеп. Августином (Виноградским), а нижний, устроенный игум. Ионой, в 1825 г. освящен архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) ; приделы нижнего храма устроены в 1843 г. ( Смирнов. 2006. С. 143). Т. о., во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре было 2 храма с 9 престолами, в юго-восточном углу - каменный семинарский (позднее братский) корпус (1751) и дом причта (1836), а в сев.-вост. углу - настоятельский дом (20-е гг. XIX в.). В 1833-1853 гг. достраивались стены и башни. В 1834-1836 гг. за счет перестройки стен была расширена монастырская площадь, а в 1886 г. к обители был прирезан зап. участок. На этом участке разместился монастырский некрополь ( Смирнов. 2006. С. 16, 143-144). Некрополь на территории мон-ря. Фотография. 1917 г. Монастырь был устроен на территории исторически сложившегося кладбища, где хоронили «убогих» - бродяг и нищих, часто в общих ямах, что и обусловило его именование. Высказывалось предложение отождествить божедомское кладбище М. П. м. с действующим Калитниковским, находящимся к востоку от обители на территории старинных монастырских угодий (Там же. С. 15). Но совр. исследователи четко различают божедомское кладбище и внутренний монастырский некрополь, начало которого относят к 50-м гг. XVII в., «когда царь Алексей Михайлович возвел первые каменные постройки монастыря: два храма, шатровую колокольню, стены и башни» (Там же. С. 12; представляется возможным датировать эти каменные постройки и внутренний монастырский некрополь в рамках XVII в. более широко, чем время царствования Алексея Михайловича). Одни источники указывают на постриг и погребение протопопа Стефана Вонифатьева в Покровском монастыре «на Убогих домех», другие только на его кончину в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре ( Ромодановская Е. К. Стефан Вонифатьев//СККДР. 1998. Вып. 3: XVII в. Ч. 3: П-С. С. 500-501). Наиболее значительный участок некрополя находился к западу от основного комплекса монастырских зданий.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

И. был сторонником присоединения белорусских земель к России. Во время русско-польской войны 1654-1655 гг. И. вместе со шляхтичем К. Поклонским агитировал за добровольную сдачу русским Могилёва, что встретило «немалое озлобление» у ряда горожан (вероятно, польской части населения). 25 авг. 1654 г. жители Могилёва открыли городские ворота русским отрядам, взамен городу были сохранены его права. В окт. И. уговаривал защитников осажденной крепости Дубровно сдаться рус. войскам, что и произошло 12 окт. того же года. 7 сент. 1654 г. И. возглавил посольство православного духовенства Орши к находившемуся тогда в Смоленске царю Алексею Михайловичу , в котором участвовали также наместник Буйничского монастыря Мефодий, другие старцы, доставившие в Смоленск «святыни». Тема переговоров неизвестна; возможно, на этой встрече И., опасаясь мести со стороны поляков за его участие в сдаче Могилёва, впервые поднял вопрос о своем переселении с братией в Россию. Официально И. ходатайствовал об этом перед царем в Могилёве в нач. 1655 г., о чем упоминается в записках игумена могилёвского братского мон-ря Ореста (АСЗР. Т. 2. Прил. С. XII). И. скончался во время переезда большей части насельников Кутеинского Богоявленского и Буйничского мон-рей с движимым имуществом в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь , основанный патриархом Никоном в 1653 г. Точные обстоятельства переезда западнорусских иноков в монастырь близ Новгорода неизвестны. Как считается, в 1654 г. патриарх просил царя о разрешении поселить в новооснованном Иверском монастыре И. с братией для введения в обители общежительного устава свт. Василия Великого и устройства типографии. Свою роль в переселении иноков, по-видимому, сыграли обстоятельства военного времени, когда мн. беженцы из белорус. земель находили приют в России. Из Кутеинского мон-ря в Иверскую обитель было перевезено все имущество вплоть до иконостаса монастырского храма (Опыт описания Могилёвской губ. Могилёв, 1882. Т. 1. С. 50). В обитель под Новгородом переехали 60 иноков и мастеровых людей из Кутеинского мон-ря, в к-ром тогда проживало более 100 насельников, и группа насельников Буйничской обители во главе с наместником Буйничского и Могилёвского братского мон-рей Мефодием. В 1657 г. кутеинская типография продолжила книгопечатание в Иверском мон-ре, в 1665 г. была переведена по решению патриарха Никона в Новоиерусалимский мон-рь , в 1676 г. ее оборудование поступило на Московский Печатный двор в распоряжение Симеона Полоцкого . Отъезд большей части кутеинских монахов в Россию во главе с игуменом пристрастно оценивался в Речи Посполитой. В 1655 г. перешедший на сторону поляков могилёвский полковник К. Поклонский, близко знакомый с И., писал нежинскому протопопу о том, что «черньцов в неволю загнали, где с кручины отец игумен Иоиль умер».

http://pravenc.ru/text/578242.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершился двухдневный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Новгородскую епархию 20.09.2009 19-20 сентября 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Новгородскую епархию . Днем 19 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в аэропорт Великого Новгорода «Кречевицы», откуда направился в Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь. В Валдайском монастыре Святейший Патриарх Кирилл посетил соборный Иверский храм, где приложился к чтимой Иверской иконе Божией Матери — главной святыне обители, а также обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, пришедшим в этот день в собор. Предстоятель также осмотрел корпус наместнических келий монастыря, церковь Богоявления с трапезной палатой и побеседовал с насельниками обители. Из Валдайского Иверского монастыря Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Великий Новгород, где принял участие в торжественном вечере, посвященном 1150-летию города, и обратился к участникам торжеств с приветственным словом. Вечером 19 сентября Предстоятель прибыл в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь. В Спасо-Преображенском соборе обители Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Варлаама Хутынского и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В воскресенье 20 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Софийском соборе Великого Новгорода. По окончании Литургии Святейший Патриарх возглавил Крестный ход, который прошел от Софийского собора к памятнику «Тысячелетие России». На площади перед монументом Предстоятель Русской Церкви совершил молебен, после чего обратился с Первосвятительским словом к участникам торжеств, посвященных 1150-летию Великого Новгорода. На память о Первосвятительском визите всем участникам торжеств в Новгородской епархии раздавались образки Софии, Премудрости Божией, с Патриаршим благословением. Днем 20 сентября Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.09.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7194.html

87 к. Во владениях Ж. м. числились в окрестностях обители 55 дес. 692 саж. земли, переданной Коллегией экономии в 1776 г.: в т. ч. 27 дес. 740 саж. пашенной, 12 дес. 522 саж. сенокосной, 980 саж. огородной земли, 7 дес. 1550 саж. дровяного леса, 3 дес. 1020 саж. на р. Тьмака, «под ручьем безъимянным и прудами». Сам монастырь занимал 1 дес. 1520 саж., гостиница и конюшенный двор - 1 дес. 840 саж. Мон-рю также принадлежали: с 1797 г.- Липенское оз. при с. Астраганец с 17 дес. 731 саж. земли; пустоши Туколово (30 дес. 1288 саж.), Красный Бор (75 дес. 1240 саж.), Дитятево (28 дес.), Черницыно (43 дес. 433 саж.), Цыбакино (14 дес. 1954 саж.), Порядино и Авдоткино (28 дес. 1680 саж.). Обитель имела мукомольную мельницу на р. Тьмака. Особенности богослужения Обретенный в 1483 г. по инициативе еп. Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря посетил Ж. м., освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор. В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиеп. Лаврентия прислал в Ж. м. деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор мон-ря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г. В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы.

http://pravenc.ru/text/182239.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010