Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Завершился двухдневный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Новгородскую епархию Москва, 20 сентября 2009 г. 19-20 сентября 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Новгородскую епархию, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Днем 19 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в аэропорт Великого Новгорода «Кречевицы», откуда направился в Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь. В Валдайском монастыре Святейший Патриарх Кирилл посетил соборный Иверский храм, где приложился к чтимой Иверской иконе Божией Матери — главной святыне обители, а также обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, пришедшим в этот день в собор. Предстоятель также осмотрел корпус наместнических келий монастыря, церковь Богоявления с трапезной палатой и побеседовал с насельниками обители. Из Валдайского Иверского монастыря Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Великий Новгород, где принял участие в торжественном вечере, посвященном 1150-летию города, и обратился к участникам торжеств с приветственным словом. Вечером 19 сентября Предстоятель прибыл в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь. В Спасо-Преображенском соборе обители Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Варлаама Хутынского и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В воскресенье 20 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Софийском соборе Великого Новгорода. По окончании Литургии Святейший Патриарх возглавил Крестный ход, который прошел от Софийского собора к памятнику 1000-летия России. На площади перед монументом Предстоятель Русской Церкви совершил молебен, после чего обратился с Первосвятительским словом к участникам торжеств, посвященных 1150-летию Великого Новгорода. На память о Первосвятительском визите всем участникам торжеств в Новгородской епархии раздавались образки Софии, Премудрости Божией, с Патриаршим благословением. Днем 20 сентября Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. 20 сентября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32009.html

1844 г. он был переведен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь и вернулся в обитель только 29 нояб. 1847 г. по ходатайству статс-дамы Т. Б. Потёмкиной. Изображение Ниловой Сорской пустыни. Роспись архимандричьих келий Кириллова Белозерского мон-ря. 1838 г. Изображение Ниловой Сорской пустыни. Роспись архимандричьих келий Кириллова Белозерского мон-ря. 1838 г. 31 дек. 1850 г. по указу Синода о восстановлении «совершенного общежития по образцам древнего пустынножительства» Н. С. п. была преобразована в самостоятельный общежительный заштатный монастырь. Способами содержания обители назначались: проценты с капитала (2143 р. серебром), «собственные средства» и 300 дес. земли с лесом, выделенных Мин-вом гос. имуществ. Однако вопрос о земле разрешился только в 1859 г.: по Высочайшему повелению Н. С. п. выделили 300 дес. из дачи Чёрный лес Удельного ведомства; земля была нарезана по обе стороны р. Соры, 750 дес. в Белозерском у. пожертвовал мещанин Попов (КБМЗ. Ф. 1. Д. 16. Л. 21). Как отмечал в рапорте 1852 г. строитель Дионисий, главным источником доходов оставался все-таки сбор «доброхотных подаяний» (Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 137. Л. 2). В 1855 г. в пустынь поступили вклады на 2400 р.: от отставного вахтера Ефима Иванова - 1 тыс. р., от неизвестного жертвователя - серебряная риза на Тихвинскую икону Божией Матери весом 8 фунтов 84 золотника на 325 р., от крестьянина Череповецкого у. Прокопия Сергеева - 900 р. (Там же. Л. 44). Годовой кружечный сбор составил 383 р. 65 к. Ярославский купец 1-й гильдии А. Матвеев-Пастухов дал для строившейся каменной церкви 175 пудов лучшего листового железа на сумму 453 р. 60 к. серебром (Там же. Д. 16. Л. 100). Мн. работы в пустыни производились монахами на собственные средства. Так, для осушки болотистых мест и для устройства мельницы издержками мон. Илии был вырыт канал. Попечением того же монаха «без всяких со стороны монастыря пособий» к пустыни была проложена дорога на 2 версты с канавами для отвода воды (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

По материалам, размещенным на сайте  Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря Одно из самых больших и живописных озёр Новгородской области - Валдайское - подступает почти к самому Санкт-Петербургскому тракту. Далеко, на острове, хорошо видны постройки Валдайского Иверского монастыря, а на берегу, спускаясь с прибрежных холмов, расположился город Валдай. Валдайское селище Короцкого погоста Деревской пятины впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах 1495 года. В то время здесь было всего два двора и жил крестьянин " Якушка Демихов с сыном Климкой " . В 1754 году Валдай уже был " государевым селом " , где имелось " 40 дворов торговых и мастеровых людей да 4 двора церковных соборян " , а уже спустя десятилетие число дворов выросло вдвое. Своему росту Валдай обязан прежде всего " государевой дороге " Москва-Новгород. Много раз проезжал по этой дороге митрополит Новгородский Никон, и, возможно, тогда у него зародилась мысль построить обитель на одном из островов Валдайского озера. Этот план был реализован в 1652 году, когда Никон стал Патриархом Московским и всея Руси. Валдайский Иверский монастырь - первая грандиозная постройка, осуществлённая патриархом Никоном. " Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова, соперничая в этом с постройками царских мастеров " , - писал о Валдайском монастыре сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский. Действительно, борясь за верховенство духовной власти над светской, патриарх Никон стремился воздвигать постройки, превосходящие царские. Все они по своему замыслу и прежде всего по названиям - Новый Иерусалим, Крестный монастырь - обозначали международную ориентацию, стремление Никона расширить пределы русской православной церкви на весь мир. Так Иверский монастырь на Валдайском озере стал символическим повторением афонского монастыря Ивери, традиционно считавшимся главным грузинским монастырём на святой Горе. Создавая одноимённый монастырь в России, Никон демонстрировал связь Русской и Грузинской церквей.

http://sobory.ru/article/?object=00327

552 Вероятнее „железных». Слово жадид, новый, различается на письме от слова хадид, железо, только одной точкой под буквой х. 553 Написание „бинимча“ есть посильная арабская передача слова „нивница“ , т. е. погреб (так нужно понимать и соответствующее примечание в вып. I, стр. 72). 558 Одигитрия значит: Путеводительница. Невидимому, автору в слове δηγ τρια принимает τρ α в значении числительного. 563 Вероятно, село Троицкое-Голенищево (на речке Сетуни, недалеко от Воробьевых гор). Оно прежде принадлежало патриархам, и в XVII веке здесь находился дворец патриархов, который нередко посещали и цари; теперь этот дворец не существует. 564 Под именем русских Павел Алеппский всегда подразумевает малороссов, которых он называет также казаками, а великороссов называет постоянно московитами. 568 Белорусские монахи, поселенные Никоном в Иверском Валдайском монастыре, были не из самого Могилева, а из города Орши, Могилевской губ., из тамошнего Кутенского монастыря. 569 Вероятно, поселенные в монастырской деревне крестьяне были из белорусов (которых автор, очевидно, смешивает с казаками, т. е. малороссами); следов., они были земляки монахам. 573 Архимандрит Леонид в своем Историческом очерке Иверской Свято-озерской обители в ее патриарший период (с 1653 по конец 1667 г.), говоря о знатных посетителях Иверской обители, рассказывает, на основании английского перевода, о посещении этой обители патриархом Макарием, но при этом: 1) не упоминает о самом главном – закладке престолов патр. Макарием; 2) ошибочно говорит, будто „Павел (или его английский переводчик?) называет Иверский монастырь Валаамским“. Этого нет в английском переводе, где ясно сказано, что Коломенское озеро и селение принадлежат монастырю св. Валаама, the convent of St. Barlaam , т.е. Хутынскому (т. И, стр. 178). О Валаамском монастыре, который в то время был в запустении, Павел нигде не упоминает и, вероятно, совсем и не слыхал о нем. 3) Точно также ошибочно утверждает автор, что Павел называет Валдайское озеро Коломенским и что будто это последнее принадлежит Иверскому монастырю. (Русская Историч. Библиотека, издав. Археогр. комиссией, т. 5: Акты Иверского Святоозерского монастыря (15 82 – 1706), собранные архим. Леонидом. СПб. 1_78.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 июля 1990 г. синодальным постановлением Л. был назначен епископом возобновленной Новгородской и Старорусской епархии. 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа. Ко времени прибытия Л. в Новгородскую епархию в ней насчитывалось 38 приходов и Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь , к-рый незадолго до того был передан Церкви. Новый архиерей столкнулся с нехваткой духовенства и тяжелым материальным положением епархии. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. По ходатайству Л. летом 1991 г. новгородский облсовет передал в постоянное безвозмездное пользование Церкви Софии Св. собор в Новгороде Великом, Юрьев новгородский муж. мон-рь с Перынским скитом, руины Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря, Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь , а также чудотворную икону Божией Матери «Знамение». 16 авг. освящение Софийского собора возглавил патриарх Алексий II. В том же году по инициативе Л. был организован Консультационный совет при Софийском соборе, состоящий из специалистов в области архитектуры, реставрации, живописи. При соборе на базе церковно-археологического кабинета проводятся практические занятия студентов, осуществляются археологические и архитектурные исследования. В епархии существует должность искусствоведа - хранителя Софийского собора. С 11 июля 1997 г. Л. состоит членом Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . В 1992 г. по благословению Л. был учрежден Арсениевский комитет, названный в честь митр. Арсения (Стадницкого) . Его председателем является новгородский архиерей. Задача комитета заключается в осмыслении совр. проблем, стоящих перед Церковью и обществом, с учетом опыта государственно-церковных отношений прошлого столетия. В работе комитета участвуют историки и богословы из разных городов России, духовенство Новгородской епархии, студенты. С 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

Имп. Москов. общ. истории и древностей, год III, I, отдел. IV. 547 Материалы для статист. Росс. имп. – Пермская губерния. Истор. описание Далматовского монастыря Самойлова. Москва, 1830 г. 554 Семь слов Иосифа. архиепископа Литовского и Виленского, 1846 г. Слово в 8-й деиь мая, 1845 г. Miscellanea Wilnae, 1650 r., pag. 25. 555 Журнал Мин. нар. просв. 1846 r., ч. 50, отдел. II. Ныне храм Пречистенский усердием ревнителей православия возобновлен. См. указ Св. Синода 28 июля 1864 года за 1842 о приглашении к посильным приношениям на восстановление Пречистенской митрополитской церкви в Вильне. 561 Сказание об Иверской иконе Богоматери содержится в книге, которая хранится в часовне московского Перервинского монастыря: в повествовании о чудесах Богородицы, написанном в XVII веке Иоанникием Галятовским; в рукописном сказании под 927 в Имп. публ. библиот. в отделении Погодина и под 938. Также в «Мысленном рае» Стефана Святогорца 1659 года, и др. 566 См. службу Иверской иконе Богоматери в рукописи Имп. библиот. под 998 в отдел. Погодина. По этому сказанию, служба переведена с греческого на славянский язык иеромонахом Димитрием Раевским и монахом Иоакимом. 568 Истор. русс. иерархии, часть IV. Описание Иверского Святоозерского монастыря Новгородской епархии, 1844 г. 570 «Мысленный рай» Стефана Святогорца, 1659 г. Иверская икона Иверской Валдайской обители украшена золотою ризою и золотыми каменьями ценою около 25 700 р. 573 Описание Киево-Печерской лавры, 1831 г. Печерский патерик, 78–79. Описание явлений чудотворных икон Богородицы, 1838 г. 574 Киевский паломник, или Путеводитель по монастырям и церквам киевскнм. Киев, 1849 г., глава 2. 584 Доброхотов. Древний Боголюбов город и монастырь. Москва, 1752 г., гл. 1, ч. 2, приложение IV. Владимирские губернские ведомости 1848 года, 21 и 28. Взгляд на досгопамятности Владимира. Москва, 1840 г. гл. 2. 585 Сказание о Тихвинской иконе напечатано в Санкт-Петербурге в 1817 году. Русские достопамятности Калайдовича. Новгородская летопись в 6891 лето.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

2002 г. Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители был архим. Иосиф (Невский) , хиротонисанный в 1921 г. во епископа Валдайского, викария Новгородской епархии. В июне 1918 г. братия и прихожане В. м. оказали сопротивление отряду милиции, пытавшемуся описать и изъять монастырские запасы продовольствия, архим. Иосифу удалось предотвратить кровопролитие. Осенью 1918 г. из В. м. были изъяты золотая риза с чудотворной Иверской иконы, др. старинная драгоценная утварь, вещи Патриарха Никона, но по распоряжению комиссара Наркомпроса 1 янв. 1919 г. ценности были возвращены в обитель. Вскоре монастырские рабочие, объединившиеся в «рабочий комитет», захватили ключи от монастырских кладовых и начали хозяйничать в мон-ре. В 1919 г. В. м. был преобразован в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях зап. стены был размещен «Никоновский музей», которым заведовал археолог Д. Д. Франц, с 1924 г.- И. Ф. Лукашевич (в 1920 был издан путеводитель по музею). Постановлением коллегии Петроградского отдела по делам музеев 22 февр. 1921 г. здания В. м. «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительное исторически-бытовое и художественное значение». В то же время состоялось публичное вскрытие мощей св. Иакова (их совр. местонахождение неизвестно). В 1927 г. трудовую артель при В. м. ликвидировали за «связь с Иверской чудотворной иконой». Настоятель был арестован и сослан в Рыбинск, затем жил в г. Валдае, 6 бывш. насельников В. м. в кон. 30-х гг. служили в селах Валдайского р-на. В монастырских помещениях разместились музей, мастерские, в 1941-1945 гг.- госпиталь, затем дом инвалидов - участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом, с 70-х гг.- база отдыха. К началу реставрационных работ 1959 г. большинство построек В. м. находилось в аварийном состоянии, автором проекта реставрации и научным руководителем работ был архит. Л. Е. Красноречьев. В 1991 г. В. м. был передан Новгородской епархии, первым наместником стал игум. Стефан (Попков).

http://pravenc.ru/text/153903.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Успенский собор. Фрагмент иконостаса и киот с пропавшей Иверской иконой Альбом «Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь». Файл 34807.jpg:   Размер: 1276x906, 1.16 MPix, 544 Kb. Дата: 2020-05-30, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (60) , (3) . Описание: Богоматерь с младенцем. Конец XIX века. Материал, техника: дерево, левкас, темпера, золочение, резьба по дереву, чеканка. 17,5 х 14,5 х 1,7 см. Место создания: Российская империя. Оренбургский областной музей изобразительных искусств. Файл 34935.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 252 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (61) , (3) . Описание: Богоматерь Иверская. XIX век. Материал, техника: дерево, темпера. 22 х 17,7 х 1,5 см. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева. Файл 34936.jpg:   Размер: 632x800, 0.51 MPix, 133 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (65) , (3) . Описание: Богоматерь Иверская – Валдайская. Материалы, техника: Дерево, левкас, темпера, масло. Серебро 84 пробы, Санкт-Петербург, 1784 год. Размер: 44Х35. Сохранность: Раскрыта, укреплена, мелкие косметические тонировки Раскрыта, укреплена, мелкие косметические тонировки. Время: Начало XVIII в. - 1784 г. Место: Северо-западные земли (Тверская или новгородская провинция). severicon.ru : В середине 17 века по заказу патриарха Никона на Афоне было исполнено два списка Иверской иконы, одной из величайших свя[...] Файл 35432.jpg:   Размер: 1379x1735, 2.39 MPix, 1598 Kb. Дата: 2021-03-07, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (73) , (2) . Описание: Фотоотпечаток: Часть иконостаса. Период создания: 1893. 12 x 16,6 см. Номер в Госкаталоге: 29612289. Номер по КП (ГИК): РЭМ 6276-11. Российский этнографический музей. Файл 35566.jpg:   Размер: 800x580, 0.46 MPix, 158 Kb. Дата: 2021-07-04, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (35) , (0) . Описание: Фотоотпечаток: Часть иконостаса. Период создания: 1893. Материал, техника: — Размер: 18 x 13. Место создания: — Номер в Госкаталоге: 29612272. Номер по КП (ГИК): РЭМ 6276-18. Инвентарный номер: — Внешняя ссылка: — Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Российский этнографический музей " . Файл 35567.jpg:   Размер: 572x800, 0.46 MPix, 151 Kb. Дата: 2021-07-04, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (31) , (0) .

http://pravicon.com/icon-695-photo

Закрыть На родине святителя Тихона Память 13/26 августа Марина Михайлова   15:02 26.08.2023 5078 Время на чтение 19 минут Фото: М.В.Михайловой, РНЛ Памяти раб Божиих Устинии, Татианы, Надежды Несколько лет назад петербургским иконописцем Ростиславом Гирвелем был создан новый образ святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Примечательно, что изограф не был знаком с прижизненными портретами святого ( Владимир Невярович. История одного портрета. К иконографии святителя Тихона Задонского : см. портреты 2, 3, 4), но созданный им лик оказался удивительно близок к ним. И главное, как свидетельствует один из монахов, насельников Задонского монастыря, созданная икона очевидно является духоносным ликом. Ко дню памяти святителя копии иконы были переданы в часовню свт.Тихона Задонского на его малой родине - в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии и в ближайшую обитель - Святоозерский Богородицкий Иверский мужской монастырь. Републикацию своего очерка «На родине святителя Тихона», написанного к 150-летию прославления святого, хотелось бы посвятить светлой памяти Татьяны Игнатьевны Григорьевой († 18 июня 2012 года), чьи детские воспоминания о насельницах Тихоновского Короцкого монастыря были использованы в материале. ...Многим я обязана этому доброму, мудрому человеку. Не имея в своей семье примера верующих родных, я обрела его в лице Татьяны Игнатьевны. Надо сказать, что люди, воспитанные в вере с рождения, заметно отличаются от нас, неофитов. Добродетели терпения, смирения, мирного духа, - то, о чем мы лишь рассуждаем, они являют воочию. Рассказы Татьяны Игнатьевны о сохранении веры в безбожные годы, ее молитвы и наставления, ее помощь всегда со мной. И сейчас звучит в душе ее ласковый, певучий голос... Татьяна Игнатьевна, ее мама Устинья Григорьевна Донкина, о набожности и благочестии которой даже неверующие отзывались с уважением, и многие-многие другие русские женщины - незаметные труженицы из сонма «белых платочков», чьими молитвами, трудами и заботами по сей день живет Россия. Вечная им память! М.Михайлова, РНЛ

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010