В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса. В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...». Иверская икона Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон. В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора. По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. История обители в XVII нач. XX вв.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЙ-ОСТРОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Кий-острове, расположенном в Онежской губе Белого м., в 15 км от г. Онеги. Остров вытянут с севера на юг, его длина составляет 1,5 км, ширина не превышает 800 м, площадь ок. 0,5 кв. км. Состоит из выступающих из моря скал коренных (материнских) пород Балтийского щита. Высота скал увеличивается к центральной части, отдельные достигают 25 м над уровнем моря. Большая часть острова покрыта лесом, преобладают сосновые боры, разреженные можжевельником, рябиной. На языке саамов, в древности заселявших Поморье, слово «кий» означает «след зверя или дикого оленя», на коми-зырянском языке - «камень» ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444). Кий-Островский Крестный Онежский муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Кий-Островский Крестный Онежский муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. К.-О. м. основан патриархом Московским и всея Руси Никоном наряду с Валдайским Святоозерским в честь Иверской иконы Божией Матери и Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мон-рями. Инициатива строительства принадлежала патриарху, иноческий путь к-рого начался на Севере: ок. 1636 г. он принял постриг от прп. Елеазара Анзерского в Троицком скиту Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , а затем служил иеромонахом и игуменом Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря . Известно, что патриарх Никон посещал Кий-остров: в 1639 г., после оставления Соловецкой обители; в 1652 г., когда направлялся в Соловецкий монастырь для перенесения мощей митр. Московского свт. Филиппа (Колычева) , и в 1660-1661 гг., в период строительства К.-О. м. Место для устроения К.-О. м. было выбрано патриархом Никоном по обету. В 1639 г. его судно, следовавшее по Белому м. из Анзерского скита к устью р. Онеги, попало в шторм и было выброшено на берег острова. В память о спасении на Кий-острове игум. Никон водрузил деревянный крест. В 1652 г., вторично посетив остров, Новгородский митр. Никон нашел этот крест невредимым и услышал предание о том, что поморы в молитвах перед крестом «от морского потопления спасаются» (Царская грамота. 1842. С. 244-245).

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В 1666 году эта типография переведена, по грамоте Патриарха Никона , в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Не много прошло времени после основания Святоозерской обители, как ей суждено было испытать великие превратности. В 1666 году основатель, по суду Собора, бывшего под председательством Вселенских Патриархов, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, лишен патриаршеского сана и сослан в Белоозерский Ферапонтов монастырь. Тогда и основанные им монастыри: Иверский, Воскресенский и Крестный были упразднены; но по прошествии 22-х месяцев поле того, царской грамотой от 26-го октября 1668 (7177) года, вновь восстановлены в своих правах, как это видно из следующих слов грамоты: «На том же Соборе уведаша Вселенские Патриархи, яко Никон монах те монастыри построил вновь, и села и деревни и угодья и приписные монастыри отдал без совета всего освященнаго Собора самовольным хотением; и повелени в соборное писание вписати, дабы тем новопостроенным монастырям не быти, а села и деревни, и всякия угодия и промыслы, взятые от монастырей, возвратити в те монастыри по прежнему. И мы, Великий Государь, просили у Святейших Патриархов и у всего Собору, чтобы благословили тем трем монастырям с селы и деревни и со всякими угодьи, и с промыслы быти в чину правильно созданных монастырей, не его ради Никонова создания, но ради Государскаго желательнаго намерения ко благочестию и хранения церквей Божиих». При том возвращены сим монастырям отнятые имения, и приписано еще несколько новых деревень и варниц. В 1712 году, по именному указу государя имератора Петра I, Иверский Святоозерский монастырь с отчинами и со всем имуществом был приписан к Александро-Невскому монастырю. С 1730 года по именному повелению императрицы Анны Иоановны, приведен он в прежнее состояние, и возвращены ему отчины; но церковное и монастырское имущество, вывезенное в Александро-Невскую Лавру, осталось в ней без возвращения. До учреждения в 1764 году Духовных штатов, приписаны были к Иверскому Святоозерскому монастырю два монастыря: Духов Боровицкий и Николаевский Лятский, и две пустыни: Мшенская в Валдайском уезде и Рабежская.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

У нескольких человек в обители выявили коронавирус 7 сентября. ПРАВМИР. В Новгородской области закрыли на карантин Валдайский Богородицкий Святоозерский Иверский мужской монастырь, сообщает Интерфакс со ссылкой на местную епархию. У нескольких человек в монастыре выявили коронавирус. На сайте обители сообщается, что она закрыта на две недели на санитарные мероприятия. В это время пускать в монастырь паломников и туристов не будут. По данным на середину августа, коронавирусом переболели почти 1700 священнослужителей, монахов и монахинь Русской Православной Церкви. Из них умерли почти 30 человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/na-valdae-zakryli-na-k...

За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. Восстановление обители Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек. В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги. В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы. В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра). В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Никон хотел теперь соединить воспоминания о ските Анзерском с благоговейными представлениями о св. Афоне и стал «благоумильно» просить царя о позволении построить желаемый монастырь 348 . Царь изъявил согласие на прошение патриарха. Обрадованный исполнением своего желания, Никон немедленно отправил на место, избранное им для Иверской обители, надёжнейших из близких к себе иноков, дал им в распоряжение множество людей и поручил вести работы, сколько возможно поспешнее. Соответственно местоположению Анзерского скита 349 , и посвящению новой обители имени Богоматери, грамотой царя от 6 мая 1654 года озеро Валдайское было переименовано святым озером, село Валдай – Богородицким и сам монастырь Святоозерским 350 . Но в расположении зданий монастыря Никон подражал расположению Иверского монастыря афонской горы 351 . Деятельность в производстве работ была самая быстрая. В четыре года (1653–1657) на диком острове, покрытом густым лесом, явился величественный монастырь, со многими каменными церквями, прекрасно устроенными 352 , кельями и разными службами монастырскими, окружённый большой каменной оградой. Никон принимал сам во всех распоряжениях по этому делу непосредственное участие и нередко лично посещал производившиеся постройки 353 . Между тем в Иверский афонский монастырь отправлены были нарочитые люди с тем, чтобы они принесли снимок с чудотворной тамошней иконы Богоматери. Когда этот снимок был принесён в Москву, Никон с церковным торжеством встретил его за городом 354 , и потом сам отправился с ним в созидавшуюся обитель. В то же время он принёс сюда части мощей св. отечественных первосвятителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Ещё прежде, по его поручению, новгородский митрополит Макарий перенёс в новую обитель мощи св. Иакова Боровицкого. Тогда как Никон обогащал свою обитель христианской святыней, царь обогатил её в разные времена обширными вотчинами и разными угодьями 355 и пожаловал несудимой грамотой 356 . Устроив, таким образом, свою обитель, Никон ввёл в неё строгий общежительный порядок и великолепие в богослужении, так что, по выражению одного из отечественных архипастырей, эта обитель была в те времена отлична от обыкновенных 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Слава Иверской иконы Божией Матери распространилась по всему христианскому миру. В XVII в. Всероссийский патриарх Никон (1652–1666 гг.), вступив на патриарший престол, задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь этой чудотворной иконы, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать копию с древней Иверской иконы Божией Матери и снять точный план Иверского монастыря. Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь основан в 1653 г., а в 1656 г. с Афона принесена новонаписанная Иверская икона (акафист, кондак 8, икос 8). Первое чудо от этой иконы совершилось еще в пути (икос 9). Несшие икону иноки, не имея чем заплатить мусульманским перевозчикам за переправу через реку Дунай, решили возвратиться на Афон, но явившаяся им во сне Пресвятая Дева уверила их, что они благополучно совершат свой путь. Явившись богатому греку Мануилу, Она повелела ему переправить через Дунай благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи. Благочестивый грек заплатил за них требуемую пошлину и впоследствии отказался от богатого дара, посланного ему патриархом, за что Пресвятая Богородица щедро наградила его (3, стр. 114). Много раз Пресвятая Богородица спасала от бед Свою обитель (акафист, икос 7). Однажды в Иверском монастыре не стало муки, и настоятель впал в большую печаль и уныние. Тогда всепетая Матерь Божия, явившись ему во сне, сказала: «Зачем ты скорбишь, чадо, не за то ли, что в обители нет больше муки? Иди сам и увидишь, что амбары переполнены, и узнай из этого Мою помощь и Мою заботу о вас». Настоятель пошел и, увидев, что действительно все амбары полны муки доверху, собрал всю братию и возвестил о чуде. С радостными слезами прославили иноки Бога и Святую Приснодеву. В другой раз, когда в обители не хватало вина, Богоматерь снова явилась и наполнила все сосуды. Новое вино было таким сладким и вкусным, что все уверились, что оно не обыкновенное, но действительно совершилось чудо. И опять чудесным образом во время нужды Пресвятая Богородица наполнила сосуды елеем и кладовые фасолью. Так многократно являла Она братьям Свое попечение, и Своею всечестною иконою совершает вплоть до сего дня множество чудес и благодеяний. Учительница милосердия

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

808 . Срезневский И. И. Записка о фотографических снимках П. И. Севастьянова. – ИОРЯС, 1859, т. 7, вып. 5, с. 367–370. 809 . – Из обозрения глаголических памятников. I. Древнейшие показания о глаголице: Иверская грамота 982 года; Кирилловские рукописи XI века с глаголическими буквами. – ИРАО, 1861, 3, с. 1–8. 810 . – Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1867. 386 с. (СОРЯС, т. 1, 6–9). То же. – ЗИАН, 1879, т. 34, прил. 4. Болгарские грамоты и др. записи, в т. ч. «Два сборника житий XIV в. с похвалою епископа Климента Кириллу Философу» (книга болг. письма XIV в., вывезенная П. И. Севастьяновым с Афона). 811 . Стадницкий А. Г. (См. также: Арсений, епископ). Дневник студента-паломника на Афон. – ТКДА. 1885, т. 2, 6, с. 295–313; 7, с. 460–471; т. 3, 9, с. 139–155; 1886, т. 1, 1, с. 83–118; 2, с. 243–260, 4, с. 567–602; т. 2, 5, с. 133–141; 6, с. 305–314; 7, с. 484–492; 8. с. 604–639. Отд. изд. Киев, 1886. 194 с. Работа была удостоена Макарьевской премии. 812 . Стасов В. В. Заметки о древней русской катапетазме. – ИРАО, 1863, т. 4, вып. 5, стб. 534–541; 1 илл. 813 . Стефан Святогорец. Повесть о нашествии папистов на Святую Гору Афонскую, в ней же и о страдании преподобномученик Зографских и иных. Почаев, 1905. 32 с. Рассказ, приписываемый святогорцу Стефану, впервые опубликован в 1660 г.; позднее публиковался в Афонском Патерике, напр.: Изд. 6-е. Т. 2, с. 247–264. См. также. Послание иноков Афонской Горы против латинян... 647). 814 . – Сказание о Святой Горе Афонской, объясняющее причину названия ее «святою» и «жребием Богоматери». Стефана Святогорца. (Из записок Троице-Сергиевой Лавры второй половины XV столетия). М., 1890. 12 с. Изд. 3-е. М., 1891. Изд. 5-е. М., 1897. Изд. 6-е. М., 1911. 815 . Стефан Святогорец, Никон, Патриарх Московский. Рай мысленный, в нем же различные цветы, преподобным Стефаном Святогорцем собраны, о Святой Афонской Горе, по что ради Святою зовется; о Иверском монастыре, в той же Святой Горе, и о Портнянской иконе; присовокуплено же и о монастыре Иверском святоозерском, и о явлении и принесении мощей св. Иакова Боровицкого чудотворца в монастырь Иверский на Валдаях. Иверский, Валдайский монастырь, 1659. 3, 77, 30 л. Кирилловская печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского . Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю , а после 1718 г. обращена в приход. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы. В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) . Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Нилу Сорскому. Иером. Израиль, недовольный ходом следствия, писал доносы имп. Николаю I Павловичу в обход Новгородской консистории и Синода. В секретном указе консистории от 14 нояб. 1844 г., полученном кирилловским архим. Ефремом 24 нояб., предписано найденные «косточки» тайно после панихиды погрести «близ гробницы преподобного Нила Сорскаго в установленной глубине, не оставив на поверхности земли никаго особеннаго могильнаго признака» (Там же. Л. 84). Уже 28 нояб. 1844 г. архим. Ефрем отправил рапорт в консисторию об исполнении указа. Согласно тому же указу, Н. переводили в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь , ему запрещалось на год носить монашеское одеяние и совершать богослужения. 27 нояб. того же года он покинул пустынь. В братстве Иверской обители иером. Никон должен был оставаться до своей кончины. Такую епитимию он получил «за безрассудную ревность» и «безотчетную привычку во всем находить святыню». «И это все было утверждено не только Св. Синодом, но и самим императором!» - записал Н. в «Автобиографии», вспоминая свое отчаяние в те дни. По указу консистории иером. Израиль «за беспокойную гордость и сварливость, несвойственную монашескому сану», за «низкие средства» и «бездоказательные изветы» на настоятеля Кириллова мон-ря архим. Ефрема и митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) был сослан в Моденский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь «в труды» под строгий надзор настоятеля «для смирения и научения покорности» (Там же. Л. 78-78 об.). Впосл. Ковалевский, к-рому кирилловский архим. Иаков (Поспелов) прислал для ознакомления материалы следственного дела о мощах, не хотел включать рассказ об этих событиях в жизнеописание Н.; в письме к настоятелю от 28 марта 1884 г. он заметил, что «вообще все дело о святых мощах преп. Нила такого свойства, что, по мнению моему, распространяться о нем не следует» (КБМЗ. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 30). По свидетельству биографа, иером.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010