писан на кипарисной дске, а на полях писаны дванадесять Апостол на золоте» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 2). Речь идет, по-видимому, о Валдайском списке Иверской иконы ( Чеснокова. 2007. С. 96; Она же. Святыня и политика: к идее визант. наследия в России сер. XVII в.//СВ. 2008. Вып. 69(4). С. 27-42), вскоре отправленном с войском в поход против польско-литов. короля к Смоленску, а после возвращения ставшем в 1656 г. главной храмовой иконой в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре . В тот же приезд ивиритам по челобитной архим. Климентия, просившего пожаловать их «здеся, на Москве, монастырем на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей», был передан в качестве подворья мон-рь свт. Николая Чудотворца «Большая глава» за Иконным рядом (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 18, 20; Фонкич. 2004. С. 8) (см. подробнее в ст. Московский греческий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). В 1654 г. иверский игум. Парфений вновь просил патриарха Никона о пожаловании мон-рю милостыни, к-рая не дошла до братии из-за задержки архим. Климентия в рус. столице, и о возвращении ивиритам увезенной архимандритом царской жалованной грамоты, в соответствии с к-рой они имели право на регулярные поездки в Москву, а также выражал радость по поводу получения И. м. подворья: «Уведахом, яко той же архимандрит наш осталъся тами на пречестное имя христианейшаго и высочайшаго царя нашего. Наипаче же глаголют, яко дарова ему и едину церковь иже во святых отца нашего Николая Чюдотворца» (РГАДА. Мазур. Ф. 196. Оп. 3. 1059. Л. 1-3). В привезенной летом 1655 г. грамоте братия уведомляла царя о получении милостыни и письма от архим. Климентия с выражением благодарности за «дарование» ивиритам мон-ря (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 22. Л. 4-10). Принято считать, что причинами получения именно И. м. в кон. 40-х - нач. 50-х гг. исключительных привилегий и даже подворья были интерес буд. патриарха Никона к рассказу о чудотворной иконе и его желание иметь копию образа ( Фонкич.

http://pravenc.ru/text/293365.html

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Предстоятель Русской Церкви совершил молебен у Иверской иконы в Валдайском монастыре Москва, 12 января 2008 г. Днем 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в главном соборе Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря (утром того же дня Святейший Патриарх совершил Малое освящение этого собора). На молебне в возрожденной древней обители присутствовал Президент России В.В. Путин. По завершении богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к Президенту со словами благодарности за его участие в восстановление святыни. «В эти Рождественские дни, когда Церковь празднует Рождество Христово мы имеем радость приветствовать вас в этом древнем намоленном соборном храме. Мы благодарим Вас за то, что Вы воззрели на порушенную святыню. Благодаря Вашему вниманию многие откликнулись на призыв возродить прославленную обитель, чтобы Иверский монастырь с его святыней — Иверской иконой Божией Матери стал вновь тем местом, куда приходили бы люди для духовного утешения, для того чтобы почерпнуть силы на своем жизненном пути», — сказал Предстоятель. Святейший Патриарх отметил, что восстановление монастыря происходило с участием и по инициативе государственной власти, пресс-служба Московской Патриархии. В ответном слове Президент России сказал, что во многом добрые слова Предстоятеля Русской Церкви он и его коллеги воспринимают как пожелание того, чтобы государство вернуло долги Русской Православной Церкви, другим традиционным конфессиям, вернуло долг русскому народу. Владимир Путин заверил Его Святейшество, что власть будет и впредь оказывать поддержку Церкви в возрождении духовных и культурных традиций нашего народа. Святейший Патриарх подарил Владимиру Путину современный список Иверской иконы Божией Матери. Предстоятель также поблагодарил также правящего архиерея Новгородской епархии архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, наместника, братию монастыря и всех кто трудился над восстановлением обители. На богослужении присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев и епископ Бронницкий Амвросий, губернатор Новгородской области С.Г. Митин, представители руководства области и Валдайского района. Сегодня вечером Святейший Патриарх Алексий отбывает в Москву. 12 января 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25477.html

По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек. Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века. К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Старинному монастырю на Валдае подарили африканских страусов Великий Новгород, 20 октября 2004 г. Как сообщили в понедельник в Святоозерском Богородицком Иверском Валдайском мужском монастыре, послушники православной обители XVII века получили от прихожан неожиданный подарок - пару африканских страусов, передает РИА " Новости " . По словам монахов, экзотические животные прекрасно адаптировались к совсем не африканскому климату Северо-Запада России. Страусы живут в специально отведенной для них вольере и питаются, как и другие монастырские домашние птицы, комбикормами. О страусах постоянно заботится монах, которому уход за ними определен в качестве послушания. Экзотические птицы стали еще одним объектом в монастыре, привлекающим внимание туристов. Количество желающих пообщаться со страусами и покормить их столь велико, что монахи были вынуждены повесить на страусиной вольере табличку с просьбой воздержаться от кормления гигантских птиц. В отличие от туристов, новгородских краеведов страусы в монашеской обители совсем не удивляют. По словам сотрудников Новгородского государственного музея-заповедника, то, что сегодня воспринимается многими как экзотика, во времена Древней Руси являлось нормой монастырской жизни. Экзотические животные и самые теплолюбивые растения, включая виноград и ананасы, выращивались умелыми монахами древнерусских монастырей не только в сравнительно мягком климате Новгородской земли, но даже на суровых Соловках. Так что в появлении страусов в православной обители краеведы увидели возрождение многовековых традиций. Святоозерский Богородицкий Иверский Валдайский монастырь был основан в 1653 году патриархом Никоном, которому царь Алексей Михайлович пожаловал монастырь в личное владение. По указу патриарха Никона в Валдайский монастырь из Грузии, из храма на Иверской горе в Новом Афоне, привезли копию одной из наиболее почитаемых христианами икон - Иверской иконы Богоматери. Эта икона считалась покровительницей двух российских городов - Великого Новгорода и Москвы. Святыня пропала из монастыря при его разграблении в 1918 году. В начале 1990-х годов обитель была возвращена Русской Православной Церкви. В августе 2001 года монастырь первым из Президентов России посетил Владимир Путин, подаривший священникам список (копию) Иверской иконы Богоматери XIX века. 20 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11546.html

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря. Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года. 11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. 19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря. Состав и архитектура, престольные праздники [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56) Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69) Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874) Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89) Наместнический корпус (XVII в.) Казначеский корпус (1680-е гг.) Братский корпус (нач. XVIII в.) Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.) Каменная ограда с башнями XVIII в. Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.) Часовня с успыпальницей Панаевых (1870) Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Патриарх Никон , бывши еще митрополитом Новгородским, в 1651 году, проезжая из Новгорода в Москву, пленился живописными видами окрестностей и островов озера Валдайского. По вступлении своем на престол патриаршеский, пламенея усердною верою и любовию к чудотворной иконе Иверской, он вознамерился на одном из островов озера Валдайского устроить монастырь, по образцу монастыря Иверского на Афонской горе. Испросив соизволение царя Алексия Михайловича, патриарх отправил на Афонскую гору искусных живописцев снять новый список с древней Иверской иконы Божией Матери и самый верный план Иверского Афонского монастыря. В 1656 году новописанная икона принесена была в Святоозерский монастырь отправленными из Афонской горы иеромонахом Корнилием и монахом Никифором. Это событие было великим торжеством для патриарха. Он прибыл в сие время в новоустроенную обитель с митрополитами – Новгородским Макарием, Крутицким Питиримом и Лаврентием, архиепископом Тверским, нарочито для торжественного освящения соборного Успенского храма, который и был освящен 15-го августа, и святая икона Божией Матери поставлена на приготовленном месте. В день празднования Пресвятой Богородице Иверской иконы Церковь возглашает: «дерзость ненавидящих образ Господень, и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, и посланнии безчеловечно вдовицу, благочестно чтущую икону Богоматере, истязают: но тая нощию с сыном икону в морс пусти, вопиющи: слава тебе, Чистая, яко тебе непроходимое море плеици своя подаде: слава правошествию твоему, едина Нетленная. От святые иконы твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней: тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию твоею, Пречистая». 192 О жизни св. Марины древнее известие in Vitis Patrum. Метафрастово описание жизни ет (в Четье-Минее февраля 12-го) очень не многим дополняет сведения древнего сказания, – но по местам отступает от него, то сокращает, то разбавляет словами древнюю простоту. В сборном Патерике (знам. м. гл. 7) сокращено древнее известие и Евгений назван братом Марины по плоти – ошибочно. У Вершинского (стр. 24) местом подвига несправедливо показывается Вифанский монастырь: отец и дочь родились в Вифинии, но подвизались в Египте. У Румянцева 159, стр. 211) житие св. Марины и отца ее Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Реставраторы восстанавливают фрески в главном соборе Валдайского Иверского монастыря 16.09.2008 Реставраторы восстанавливают фрески XVII века в главном, Успенском соборе Святоозерского Богородицкого Валдайского Иверского монастыря , сообщил представитель Новгородской епархии. " Ремонтно-восстановительными работами в соборе занимаются московские специалисты из предприятия " Китеж " , они проводят укрепление сохранившихся на стенах храма фрагментов монументальной живописи " , - сказал представитель. " К сожалению, в соборе есть места, где фрески полностью утрачены " , - пояснил представитель епархии. Источник затруднился обозначить время завершения реставрации. " Объем работ очень большой, кроме этого, есть проблемы с финансированием, однако радует то обстоятельство, что реставрацию в храме не нужно прерывать на зимний, холодный период, поскольку этот новгородский собор отапливается " , - добавил источник. Валдайский Иверский монастырь был основан в 1653 году Патриархом Московским и всея Руси Никоном, которому царь Алексей Михайлович пожаловал обитель в личное владение. По указу Патриарха Никона в Валдайский монастырь из Грузии, из Иверской обители на Святой Горе Новый Афон, привезли написанную в 1646 году точную копию с одной из наиболее почитаемых христианами древних икон - Иверской иконы Богоматери. В 1927 году обитель была закрыта, чудотворная икона пропала, ее местонахождение не известно до сих пор. В 1991 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первое богослужение в возвращенной обители состоялось 10 августа 1991 года. В 2004-2007 годах в монастыре, являющимся памятником федерального значения, была проведена масштабная комплексная реставрация. В текущем году реставраторы впервые позолотили купола главного храма монастыря, которые в течение столетий всегда были покрыты медью.

http://drevo-info.ru/news/5551.html

Завершается реставрация Иверского монастыря 24 сентября 2007 г. 12:44 Завершение всех реставрационных и строительно-ремонтных работ Иверского Богородицкого Свято-Озерского монастыря, расположенного в Новгородской области, запланировано на 15 декабря. Как отметил в ходе недавнего совещания глава региона Сергей Митин, Иверский монастырь — «одна из главных святынь российского Православия и российской государственности — уже с 2008 года начинает функционировать», сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь губернатора Наталья Мелкова. Во встрече с С. Митиным приняли участие архиепископ Новгородский и Старорусский Лев , настоятель обители иеромонах Никандр и глава Валдайского муниципального района Александр Дряницин. В настоящее время на территории монастыря полностью завершены работы по его газификации, реализован проект электроснабжения обители. Контроль за ведением работ осуществляет управление Росгосохраны Северо-Западного федерального округа и администрация президента РФ. В конце августа управление Росохранкультуры по СЗФО направило обращения в Генпрокуратуру РФ по федеральному округу и прокурору Новгородской области в связи с фактом уничтожения росписи в церкви Богоявления Иверского монастыря. Специалисты Росохранкультуры определили, что причиненный ущерб оценивается в более чем 3,2 млн. рублей. В управлении отметили, что подрядчик, уничтоживший фрагмент многофигурной композиции в орнаментальном обрамлении, должен нести ответственность в соответствии со ст. 61 закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь основан в 1654 году и занимает полностью один из островов Валдайского озера. В 1655 году сюда в связи с притеснениями православных верующих со стороны униатов переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря. Ими была создана первая провинциальная типография в Российской империи. После революции монастырь дважды пытались взять штурмом красноармейцы. В 1919 году обитель была разорена. Знаменитая Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении. При советской власти на территории монастыря создали историко-архивный музей, музей краеведения. В 1930-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские, а в военное время здесь находился госпиталь, затем — дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В 1959 году в монастыре начались реставрационные работы. В 1991 году обитель возвратили Новгородской епархии . Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/298512.htm...

мощей 1) Иакова Боровицкого; 2) для частиц Святителей всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и тогда же послал в Боровицкий Духов монастырь Макария, Митрополита Новгородского с освящённым собором для принесения Св. мощей Иакова Боровицкого в новостроящийся Иверский монастырь. А сам, вложив в ковчег Св. мощи всероссийских Митрополитов, в сопровождении своём отравил оные из Москвы в село Валдайское, что ныне уездный город. Посланные, не доезжая оного за 24 версты, в селе Едрове, встретились с мощами Св. Иакова Боровицкого, которые вместе с мощами Святителей всероссийских, по принесении оных в монастырь, поставлены в деревянной церкви на уготованных местах; а 26 Февраля мощи Св. Иакова переложены в новую серебряную позолоченную раку самим Патриархом Никоном, который вскоре после того возвратился в Москву, украсив церковь Св. иконами, Св. мощами и утварью, а братию снабдив Царским и своим жалованием достаточно. Архимандриту же тогда бывшему Дионисию повелел печься об устроении монастыря. При сем случае, как значится в Царской грамоте, данной этому монастырю в 7162/1654 году, Мая 6, село Валдай переименовано Богородицким, Валдайское озеро Святым озером и самый монастырь назван Святоозерским. Но сии наименования не были прочны, как ниже увидим. По прибытии своём в Москву Никон начал помышлять об избрании и определении достойнейшего Настоятеля этой обители, каковым и признал Иоиля, Строителя Оршанского Кутеинского Богоявленского и других многих монастырей создателя, находившихся в присоединённой тогда к России от Польши Смоленской, Белоруской и других областях, претерпевавших за православие гонения от Униатов. Государь Царь Алексей Михайлович, особенно почитавший тогда Патриарха, охотно согласился на переведение помянутого Иоиля в Иверскую обитель; но сей с некоторым числом братии, отправившись из Орши, на пути своём, в местечке Болдине скончался, завещав, по крайней мере, останки свои привести для погребения в предназначенную ему обитель. На место Иоиля по общему согласию Кутеенской братии избран в Игумены Наместник монастыря сего Дионисий, который по прибытии в Москву и утверждён в сем звании, а потом и отправлен в Иверский монастырь, куда вскоре и сам Патриарх прибыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010