Д. Ровинский утверждает, что увольнение его произошло потому, что он произнес во дворце обличительную проповедь . Ha воронежской епископский кафедре Тихон пробыл 4 года 7 месяцев. Удалившись на покой, Тихон первоначально поселился в заштатном Толшевском монастыре, расположенном в 40 верстах от Воронежа. Эта обитель была им выбрана благодаря уединенности ее местоположения, но ее нездоровый климат, вредные болотистые испарения заставили его в 1769 году переселиться в Задонский Богородицкий монастырь. Первоначально Тихон томился столь резким переходом от энергичной деятельности, проявленной им на воронежской кафедре, к покою монастырской жизни: он полагал даже принять предложенное ему петербургским архиепископом место настоятеля Валдайского Иверского монастыря, но потом отказался от своего намерения и навсегда остался в Задонске. Жизнь Тихона в Задонском монастыре отличалась простотой и являла собою пример высокого благочестии и аскетизма. Он продал лучшую свою одежду и драгоценности, какие сохранились у него со временя служения на воронежской кафедре, и вырученные деньги раздал бедным. Для себя он оставлял самое необходимое, пищу употреблял самую скудную, спал очень мало, отказывал себе во всем и большую часть своего времени отдавал молитве и богословским занятиям. Наряду с этим Тихон занимался тяжелыми работами в монастырской саду, пилил и колол сам дрова, косил сено и т. п. «Если бы не епископский сан, – говаривал он своему келейнику, – я бы пошел на самые простые работы, как то: рубить дрова, воду носить, муку сеять, хлебы печь. Но та беда, что у нас в России нельзя сего сделать». Он не любил и избегал обычных услуг от своего келейника и принимал их только в наиболее необходимых случаях. Много сил Тихон потратил на борьбу со своим характером. По натуре он был человеком впечатлительным и раздражительным, склонен к унынию; временами им овладевало чувство тоски и безотчетной скорби; только упорной борьбой и ценой многих усилий ему удалось сгладить эти неровности и выработать в себе смирение и кроткое отношение к людям, развить в себе те нравственные начала, которые он считал обязательными для всякого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Меня удивило, что там захоронены совсем разные люди: и священнослужители, и миряне. Среди них погибший в аварии 16-летний подросток, на котором батюшка заострил наше внимание, призывая всегда бодрствовать, так как никогда не известно, когда придет последний час. После посещения могил, как это часто бывает, мы находились в тихом настроении, заметили, что даже разговаривать друг с другом начали шепотом и мало, не пускаясь в пустые беседы. А между тем наш улыбающийся экскурсовод пожелал нам всем здоровья, благополучия, творческих успехов и выразил пожелание видеть нас в стенах обители еще не раз. Я успела сфотографировать его в стенах Храма и буду надеяться на чудо, что батюшка сам прочтет мою статью или кто-то ему об этом скажет, и он снова почувствует нашу благодарность за его безграничную любовь к людям и высокую эрудицию, благодаря которым время, проведенное в его обществе, было очень полезно для нас и оставило хороший след в наших душах. А также простит меня, грешную, за забывчивость его имени. Убранство храма, наш экскурсовод и Иверская икона Божией Матери Возвращались мы из монастыря утомленные и умиротворенные, гораздо ближе друг другу стали за эту поездку. И мне пришла в голову мысль, как хорошо было бы ввести такую традицию посещения святых мест руководителям организаций. Вместо шумных и выматывающих “корпоративов”, после которых некоторых сотрудников мучает стыд и даже, я знаю, распадаются семьи, вот так вот вместе посещать новые обители. Люди за время этой поездки действительно сближаются, становятся даже как-то роднее друг к другу, на душе воцаряется мир и хоть ненадолго возникает ощущение радости и полной уверенности в том, что Господь рядом и что Он нас любит, и это знание дает чувство полноты и счастья! А разве не к этому мы все и стремимся? Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 1  чел. Всего просмотров 51 тыс. Всего записей 182 поделиться: ©2024 Православный паломник к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

Патриарший дом получил в 1678 г. в вотчину Покровский монастырь в Переяславском уезде вместо Саввинского монастыря со слободкой «на Москве» . Компенсации в 1670–1680-х гг. получили и другие кафедры (Новгородская, Ростовская). Во-вторых, уже в самом тексте Уложения было введено исключение для части московских владений патриарха: «а у патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб» . С началом патриаршества Никона возобновились щедрые земельные пожалования Патриаршему дому. Никон основал несколько новых патриарших монастырей – Воскресенский (Новый Иерусалим), Крестный Онежский, Иверский Валдайский. Все они получили новые значительные вотчины, а также подворья и владения в городах . После осуждения Никона эти монастыри были выведены из состава Патриаршего дома, но не потеряли своих владений . Патриарх Никон продолжил покупать вотчины, что было запрещено Соборным уложением. По наблюдениям Т. Б. Соловьевой, с 1654 по 1658 г. он приобрел 39 вотчин (45 сел и деревень) . Царским указом от 16 декабря 1700 г. был закрыт Патриарший разряд. Его функции перешли сразу нескольким приказам – Патриаршему духовному приказу, Поместному приказу, Московскому судному приказу, и, с 1701 г., воссозданному Монастырскому приказу. В Поместный приказ надлежало отправить дела по церковным вотчинам. Главой Духовного приказа стал рязанский митрополит Стефан (Яворский). В его юрисдикции остались только дела, «которые… в патриаршем приказе были, и впредь будут в расколе и в каких противностях церкви Божией и в ересях» . Первоначальный указ впоследствии дополнялся. Указ 8 января 1701 г. закрепил за митрополитом Стефаном полномочия «всяких чинов людей духовныя… подписывать» после свидетельствования духовными отцами, душеприказчиками, сидельцами и писцом . Свидетельствование духовных завещаний являлось традиционной функцией епархиальных архиереев .

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

С 1641 по 1777 год Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю. До первой половины XVIII века пустынь жила по скитскому уставу, но потом Кирилло-Белозерский монастырь из-за секуляризационной реформы 1764 года лишился многих своих земель и крестьян, разорился и перестал давать Ниловой пустыни «государево жалование». Из-за этого жизнь в скиту стала постепенно угасать. В XVIII веке скиты по всей России превратились в большей степени в места ссылок провинившихся монахов. Такая участь постигла и Нило-Сорскую пустынь — сюда стали направлять иноков, уличенных в винопитии. Лишь в 30-х годах XIX века обитель возродилась, но уже не в том виде, в каком создал ее преподобный Нил. Монастырь св. Нила Сорского. Покровская церковь, Тихвинский собор, кельи. Рис. И. Ф. Тюменева. Конец XIX в Иеромонах Никон (в миру Николай Прихудайлов) сделал из скита общежительную обитель с новым уставом (пустынь была восстановлена как самостоятельный общежитийный монастырь указом Синода в декабре 1850 года). Он искренне почитал и любил преподобного Нила Сорского и хотел наладить в пустыни монашескую жизнь. Стараниями Никона вместо ветхих деревянных построек появились новые, был возведен каменный собор, к нему примыкали колокольня и ризница. Возвели надвратную каменную церковь. Все это — «не богатством царей, но горстью неимущих в дебрях, почти непроходимых», как с гордостью говорил Никон. Изменилось посвящение монастыря — он стал называться Тихвинским. Отец Никон умел привлечь к захолустному монастырьку внимание столичной знати, выезжал в Санкт-Петербург для сбора пожертвований. После четырех лет строительской деятельности иеромонах по клеветническому навету одного из братьев был выслан в Иверский Валдайский монастырь, где провел почти десять лет и вернулся в Нило-Сорскую пустынь лишь благодаря заступничеству фрейлины императрицы Т. Б. Потемкиной. Он не забыл древние традиции пустынножительства, заведенные Нилом Сорским. Вскоре по возвращении иеромонах устроил Иоанно-Предтеченский скит на месте, где когда-то стояла келья преподобного, и сам был облечен в схиму и наречен Нилом.

http://sever.foma.ru/nilo-sorskaja-pusty...

Антиминс, Новгород 1650 г. Подобные антиминсы сохранились в богослужебной практике до 50-х годов XVII века – времени начала церковной реформы патриарха Никона Совместными усилиями патриарха Никона и царя Алексея Михайловича расширились монастырские ограды на Руси. Были возведены три новых монастыряИверский Валдайский, Крестный на Кий-озере и Воскресенский, позднее названный Ново-Иерусалимским. Все три обители, по замыслу царя и патриарха, создавались как подобия великих святых мест Востока. История, как известно, не любит сослагательного наклонения. И все же – давайте задумаемся, как могло бы развиваться «московское православное царство», сколько еще славных дел оказалось бы на счету «премудрой двоицы», если бы не начавший набирать силу конфликт между царем и патриархом. Главной причиной их расхождения, как определяют историки, стало стремление Никона создать теократическое государство с сильной церковной властью, независимой от светской. После шести лет пребывания на патриаршем престоле Никон был вынужден в 1658 году покинуть его, а спустя еще восемь лет – был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Пронеслось еще одно десятилетие, умер Алексей Михайлович, и царем стал его сын Федор. Он не только вернул Никона из ссылки, но и после смерти старца в 1681 году добился у восточных патриархов его прощения и возвращения патриаршего сана. Вместо эпилога … Есть на выставке одна, написанная по повелению царя Федора икона, окутанная некоей тайной. Это икона «Происхождение честных Древ Животворящего Креста Господня»: по сторонам Креста предстоят святой равноапостольный император Константин и его мать – царица Елена; здесь же мы видим царя Алексея Михайловича, царицу Марию Ильиничну (их имена указаны в надписях) и коленопреклоненного архиерея со свитком в руках, имя которого не обозначено. Современники тех событий отождествляли изображенного на иконе архиерея с патриархом Никоном, который тогда еще находился в ссылке. Скорее всего, мы никогда не сумеем проникнуть в эту загадку.

http://pravoslavie.ru/5305.html

Во 2-й пол. XVIII в. архитектурный ансамбль Н. П. м. был обновлен. Кирилло-Афанасиевский собор (XII в.) в 1753-1754 гг. перестроен (разобран до нижних окон и надстроен в верхней части) и освящен 17 янв. 1756 г. настоятелем новгородского Юрьева мон-ря архим. св. Павлом (Конюскевичем). Архитектурное оформление фасадов 5-главого храма, граненых барабанов и глав было решено в барочном стиле. С севера к собору был пристроен небольшой придел свт. Леонтия Ростовского, освященный 1 окт. 1756 г. настоятелем (1751-1758) Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря архим. Дамаскином (Аскаронским; † 1769). К кон. XIX в. в Леонтиевском приделе находился «интересный иконостас - весь серебряный, состоит лишь из царских врат и двух боковых икон» ( Слезскинский. 1901. С. 704). С южной и западной сторон к собору была пристроена паперть, по инициативе и на средства настоятеля (1791-1794) игум. Порфирия (Симонтовского) в 1792 г. там устроен и 4 сент. 1793 г. юрьевским архим. Иоакимом (Карпинским) освящен теплый юж. придел во имя прп. Арсения Новгородского. Здесь, в юго-зап. углу храма, покоились под спудом мощи прп. Арсения Новгородского († 1572?), в янв. 1787 г. перенесенные из упраздненного Арсениева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. 12 янв. 1812 г. мощи были «вложены» в новую, бронзовую, позолоченную раку ( Ратшин. Монастыри. 1852. С. 381). Память святого в обители чтили 8 мая и 12 июля. По свидетельству новгородского прот. Арсения Васильевича Вихрова (1855-1911), посетившего обитель в 1896 г., при игум. Вонифатии, «в паперти» монастырского собора имелась доска с надписью: «Под сим погребены два родные брата Константин и Димитрий Корованковичи, первые здатели святаго храма сего». Слева от входа «в стене» стояла гробница с частицами мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, украшенная резной аркой ( Вихров. 1896. С. 246; Слезскинский. 1901. С. 704). Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек. Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века. К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

После привлечения Патриарха свт. Тихона к судебной ответственности и захвата в мае 1922 г. руководства Церковью обновленцами И. сначала признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По нек-рым данным, И. вместе с Крестецким еп. Серафимом (Велицким) участвовал 3 сент. 1922 г. в обновленческой «хиротонии» прот. Александра Лебедева во «епископа Новгородского». Затем, однако, И. вслед за еп. Серафимом вышел из подчинения ВЦУ. 24 дек. 1922 г. собрание клириков и мирян Валдайского у. отказалось признавать каноничность ВЦУ и выразило полную поддержку И., «который имеет право управлять на правах самостоятельного епископа». И. заявил, что «согласился заведовать духовными делами уезда только до созыва епархиального съезда духовенства и мирян» (власти тогда разрешали проводить лишь уездные собрания). В каноническое общение с И. перешел Полновский Успенский жен. мон-рь Демьянского у. И. не подчинился вызову ВЦУ в Москву для объяснений «по вопросу об автокефалии в его викариатстве». После освобождения в 1923 г. из заключения Патриарха Тихона И. немедленно восстановил связь с каноническими властями. В докладе Патриарху о положении дел в Новгородской епархии в мае 1924 г. сообщалось: «Преосвященный Иосиф, епископ Валдайский - дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев, кроме протоиерея Зимнева, очень скоро устрашенного народным гневом и теперь ничем себя не проявляющего» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 310-311). До 1926 г. в Валдайский Иверский монастырь И. принимал послушников. В 1927 г. Иверская трудовая артель, в которой насчитывалось ок. 70 чел. во главе с иером. Никитой (Марковым), была обследована Наркомземом и Рабоче-крестьянской инспекцией. После проверки артели было отказано в перерегистрации устава. Попытка обжаловать это решение во ВЦИК не дала результата. 8 апр. 1928 г. в «Ленинградской правде» был помещен фельетон «Житие отца Никиты». По словам фельетониста, в трудовой артели монахов и мирян «чудотворная икона по доходности занимает, поди, первое место». После закрытия монастырской артели И. был выслан в Рыбинск, где рукоположил во диакона мон. Осию (Михайлова, в схиме Онисифор). Позднее И. вернулся в Валдайский Иверский мон-рь, где у братии сохранялась часть помещений, а храмы действовали как приходские.

http://pravenc.ru/text/578529.html

мощей 1) Иакова Боровицкого; 2) для частиц Святителей всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и тогда же послал в Боровицкий Духов монастырь Макария, Митрополита Новгородского с освящённым собором для принесения Св. мощей Иакова Боровицкого в новостроящийся Иверский монастырь. А сам, вложив в ковчег Св. мощи всероссийских Митрополитов, в сопровождении своём отравил оные из Москвы в село Валдайское, что ныне уездный город. Посланные, не доезжая оного за 24 версты, в селе Едрове, встретились с мощами Св. Иакова Боровицкого, которые вместе с мощами Святителей всероссийских, по принесении оных в монастырь, поставлены в деревянной церкви на уготованных местах; а 26 Февраля мощи Св. Иакова переложены в новую серебряную позолоченную раку самим Патриархом Никоном, который вскоре после того возвратился в Москву, украсив церковь Св. иконами, Св. мощами и утварью, а братию снабдив Царским и своим жалованием достаточно. Архимандриту же тогда бывшему Дионисию повелел печься об устроении монастыря. При сем случае, как значится в Царской грамоте, данной этому монастырю в 7162/1654 году, Мая 6, село Валдай переименовано Богородицким, Валдайское озеро Святым озером и самый монастырь назван Святоозерским. Но сии наименования не были прочны, как ниже увидим. По прибытии своём в Москву Никон начал помышлять об избрании и определении достойнейшего Настоятеля этой обители, каковым и признал Иоиля, Строителя Оршанского Кутеинского Богоявленского и других многих монастырей создателя, находившихся в присоединённой тогда к России от Польши Смоленской, Белоруской и других областях, претерпевавших за православие гонения от Униатов. Государь Царь Алексей Михайлович, особенно почитавший тогда Патриарха, охотно согласился на переведение помянутого Иоиля в Иверскую обитель; но сей с некоторым числом братии, отправившись из Орши, на пути своём, в местечке Болдине скончался, завещав, по крайней мере, останки свои привести для погребения в предназначенную ему обитель. На место Иоиля по общему согласию Кутеенской братии избран в Игумены Наместник монастыря сего Дионисий, который по прибытии в Москву и утверждён в сем звании, а потом и отправлен в Иверский монастырь, куда вскоре и сам Патриарх прибыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря. Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года. 11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. 19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря. Состав и архитектура, престольные праздники [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56) Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69) Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874) Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89) Наместнический корпус (XVII в.) Казначеский корпус (1680-е гг.) Братский корпус (нач. XVIII в.) Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.) Каменная ограда с башнями XVIII в. Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.) Часовня с успыпальницей Панаевых (1870) Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010