По замыслу Петра закладка монастыря на легендарном месте Невской битвы позволяла приобрести Петербургу небесного покровителя в лице св. Александра Невского, который будет таким же значимым для города, как св. Георгий Победоносец для Москвы. С самого начала своего существования Александро-Невская обитель должна была занять положение первого из трех наиболее привилегированных монастырей России (наряду с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской обителями). Согласно петровскому указу «две по всероссийской империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своем первенстве имеют права. А что касается до бесчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». [v] 20 февраля 1712 г. Петр I назначил настоятелем Александро-Невской обители, пока еще существовавшей лишь в проекте, настоятеля Хутынского монастыря Новгородской епархии архимандрита Феодосия (в миру Федора Михайловича Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Отец Феодосий к тому моменту уже несколько лет служил в новой столице, с марта 1708 г. исполняя обязанности «духовного судьи» (администратора духовных дел столицы и ее округи). Царь ценил его талант администратора и доверил архимандриту судьбу своего детища. С 1712 г. должность администратора духовных дел в Санкт-Петербурге стала постоянной. При Александро-Невском монастыре в дальнейшем в помощь администратору была учреждена канцелярия, в которую входили два чиновника из светских, судьи и копиист. Но по существу все вопросы решались «по указу Его Царского Величества и по приказу Троицкого Александрова монастыря Невского архимандрита Феодосия». [vi] На строительство Александро-Невской обители были выделены значительные средства: уже в 1712 г. к ней приписали богатый Валдайский Иверский Святоезерский монастырь. Доходы со всех его вотчин теперь отправлялись в Петербург. Кроме того, к Александро-Невскому монастырю изначально были приписаны земельные владения, составлявшие пять тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы, и имения в Олонецком крае.

http://bogoslov.ru/article/989778

128. Сборник, в 4-х частях, под названием: «Праздники большие», в ¼ листа; по листам внизу подпись: «1715 года сия книга двунадесятых Господских праздников, дванадесять канонов греческого напева, написана за благословением отца Архимандрита Антония, и отдана в церковь Живоносного Христова Воскресения в обители Воскресенской в строение Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, зовомый Новый Иерусалим, а подписал по его, отца Архимандрита, приказу, той же обители постриженник, головщик Аарон Каменев.» Из архивных рукописей заслуживают особого внимания: а. Опись 1680 года полная всему монастырскому имуществу, составленная при переходе Воскресенского монастыря в Дворцовое Ведомство (Государевой Мастерской Палаты), по случаю последовавшего от Царя Федора Алексеевича (в 1679 г.) повеления продолжать начатое Патриархом Никоном церковное строение на счет Царской казны. Рукопись в д. листа. б. Две книги актов: жалованные (Царские), правые купчие, дарственные, закладные и меновные грамоты на владения Воскресенского монастыря в 17 столетии. ПРИМЕЧАНИЯ К ОПИСАНИЮ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ. 1. Из монастырских актов, видно, что в Воскресенской обители было намерение завести свою собственную типографию, для чего и были уже приготовлены «книжные заводы и слова отлитые» ; но, как видно из грамоты Патриарха Иоакима 1676 г. От 4 Ноября (из Патриаршего Приказа), повелено все это взять к Москве, во исполнение чего оные и были тогда же сданы под расписку Патриаршему Ризничему, Иеродиакону Иакинфу, а в следующем 1677 году, грамотою из Патриаршего же Приказа, от 4-го Марта, велено: «старца Каллистрата, который вырезывал икосы и в чем отлиты слова были, прислать к Москве.» Из этого очевидно одно, что в Воскресенском монастыре при Патриархе, кроме книгочеев и грамотеев, были и знатоки типографского дела, и было намерение, по примеру Иверского Валдайского монастыря, основать свою собственную типографию; но относится ли это намерение ко времени проживания здесь Патриарха (с 1658 по 1667), или намерение это надобно почитать современным выше упомянутым грамотам и их вызвавшим, о сем, по неимению подлинных грамот (отобраны в Мастерскую Палату, в ведении которой состоял Воскресенский монастырь с 1679 года), определенного заключения сделать нельзя. С своей стороны мы полагаем, что как типография, так и «книжные заводы и отлитые слова» Воскресенской обители суть остаток Типографии Иверской Валдайской обители, и что Типография эта была перевезена в Воскресенский монастырь по воле Патриарха Никона , и с предположением возобновить ее в своей Воскресенской обители, чему помешали известные обстоятельства, предшествовавшие Московскому Собору 1667 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В этом году осенний праздник святого благоверного великого князя Александра Невского празднуется особенно торжественно, поскольку Санкт-Петербург отмечает 300-летие со дня основания Александро-Невской лавры. Собственно, указ о ее основании вышел в июле 1710 года, когда царь Петр Ι, осмотрев место близ Черной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 году войска святого князя Александра Невского над шведами. Первым архимандритом монастыря стал 20 февраля 1712 года администратор духовных дел столицы Феодосий (Яновский). Царь повелел ему, «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Строилась обитель на средства тогда весьма состоятельного Валдайского Иверского Святоезерского монастыря, а также весьма значительных имений Александро-Невской обители. Уже в 1712 году появилась братия монастыря. Почему же мы празднуем 300-летие лавры в 2013 году? Официальная дата основания обители – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года (разобрана в августе 1787 г.). Очень скоро, однако, по проекту Доменико Трезини была выстроена каменная Благовещенская церковь (1717–1721). В ее нижнем этаже обустроили церковь благоверного великого князя Александра Невского, куда и были перенесены святые мощи. По «Генеральному плану строения» архитектора Трезини в 1717 году началось строительство из кирпича всего комплекса монастыря. И к 1727 году обитель имела четыре храма, колокольню с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи, сад. Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря, по замыслу Петра I, была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников других обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 году архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В дальнейшем большинство архиереев дореволюционного периода вышли из Александро-Невской лавры, которая стала одним из крупнейших центров духовного просвещения.

http://pravoslavie.ru/64036.html

Жизнь обители вообще очень тесно переплеталась с жизнью братств. Главной её миссией являлось духовное просвещение, помощь православному населению Орши и её окрестностей, постоянно терпевшему притеснения со стороны католиков и униатов. Славные страницы истории Кутеинского монастыря связаны с деятельностью в его стенах типографии. Она начала свою работу в 1630-е годы, а руководил ею на первых порах приглашённый из Киева мастер Спиридон Соболь. Первой книгой, выпущенной в Кутейно, стало " Брашно духовное " . Оно вышло в 1630 году. За ним последовал " Букварь, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати " (1631), известный также как " Кутеинский Букварь " . Всего в монастырской типографии было напечатано более двадцати различных книг, сослуживших добрую службу белорусскому народу. В обители трудились прекрасные гравёры, украшавшие книги оргинальными заставками и иллюстрациями на библейские темы и отдельно. Таким образом, духовным просвещением охватывалась не только грамотная часть населения, но также и не знавшие грамоты. Увы, процветание Кутеинской обители было недолгим. Год от года давление на неё всё более усиливалось, а с началом в 1654 русско-польской войны положение монахов и членов здешнего православного братства сделалось совсем незавидным. Поляки небезосновательно подозревали их в " пророссийских " настроениях, и просветительская деятельность монастыря находилась под неусыпным - и неприязненным - наблюдением правительства. Положение Оршанской обители всё более ухудшалось, и в 1655 году значительная часть её насельников перебралась в Великороссию, в основанный Патриархом Никоном Валдайский Иверский монастырь. С собою монахи увезли и типографское оборудование: Патриарх желал наладить в новом монастыре издание духовных книг. Кутеинскую обитель ждал упадок. Хотя монашеская жизнь здесь сохранялась, но более никогда монастырю не выпало играть столь важной роли, какую играла она на протяжении минувших двадцати лет. Воины - русско-польская, длившаяся до 1667 года, и Северная (1700-1721) - нанесли монастырю серьёзный ущерб, и в конце XVIII века его отнесли к заштатным.

http://sobory.ru/article/?object=17668

И. был сторонником присоединения белорусских земель к России. Во время русско-польской войны 1654-1655 гг. И. вместе со шляхтичем К. Поклонским агитировал за добровольную сдачу русским Могилёва, что встретило «немалое озлобление» у ряда горожан (вероятно, польской части населения). 25 авг. 1654 г. жители Могилёва открыли городские ворота русским отрядам, взамен городу были сохранены его права. В окт. И. уговаривал защитников осажденной крепости Дубровно сдаться рус. войскам, что и произошло 12 окт. того же года. 7 сент. 1654 г. И. возглавил посольство православного духовенства Орши к находившемуся тогда в Смоленске царю Алексею Михайловичу , в котором участвовали также наместник Буйничского монастыря Мефодий, другие старцы, доставившие в Смоленск «святыни». Тема переговоров неизвестна; возможно, на этой встрече И., опасаясь мести со стороны поляков за его участие в сдаче Могилёва, впервые поднял вопрос о своем переселении с братией в Россию. Официально И. ходатайствовал об этом перед царем в Могилёве в нач. 1655 г., о чем упоминается в записках игумена могилёвского братского мон-ря Ореста (АСЗР. Т. 2. Прил. С. XII). И. скончался во время переезда большей части насельников Кутеинского Богоявленского и Буйничского мон-рей с движимым имуществом в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь , основанный патриархом Никоном в 1653 г. Точные обстоятельства переезда западнорусских иноков в монастырь близ Новгорода неизвестны. Как считается, в 1654 г. патриарх просил царя о разрешении поселить в новооснованном Иверском монастыре И. с братией для введения в обители общежительного устава свт. Василия Великого и устройства типографии. Свою роль в переселении иноков, по-видимому, сыграли обстоятельства военного времени, когда мн. беженцы из белорус. земель находили приют в России. Из Кутеинского мон-ря в Иверскую обитель было перевезено все имущество вплоть до иконостаса монастырского храма (Опыт описания Могилёвской губ. Могилёв, 1882. Т. 1. С. 50). В обитель под Новгородом переехали 60 иноков и мастеровых людей из Кутеинского мон-ря, в к-ром тогда проживало более 100 насельников, и группа насельников Буйничской обители во главе с наместником Буйничского и Могилёвского братского мон-рей Мефодием. В 1657 г. кутеинская типография продолжила книгопечатание в Иверском мон-ре, в 1665 г. была переведена по решению патриарха Никона в Новоиерусалимский мон-рь , в 1676 г. ее оборудование поступило на Московский Печатный двор в распоряжение Симеона Полоцкого . Отъезд большей части кутеинских монахов в Россию во главе с игуменом пристрастно оценивался в Речи Посполитой. В 1655 г. перешедший на сторону поляков могилёвский полковник К. Поклонский, близко знакомый с И., писал нежинскому протопопу о том, что «черньцов в неволю загнали, где с кручины отец игумен Иоиль умер».

http://pravenc.ru/text/578242.html

м. стал архим. Дионисий. В нач. 1655 г. он был назначен в др. обитель, а в В. м. перевели братию (более 70 чел.) упраздненного Кутеинского оршанского мон-ря во главе с иером. Иоилем (Труцевичем) скончавшимся в дороге и похороненным по завещанию в В. м.; среди прибывших в обитель монахов был Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого . Настоятелем В. м. «по общему согласию кутеинской братии» был избран иером. Дионисий II, в февр. 1655 г. в Москве возведенный в сан игумена. 21 марта 1655 г. казначей мон-ря мон. Нифонт писал Патриарху о конфликте между новоприбывшими и прежней братией: «Наша русская грамота с кутеинскою не сойдется, с ними вместе по их пети и чести не умеют, и они наших крылосных людей, священников и дьяконов поставили под стеною и их не возлюбили, и они, заплакав, пошли из твоего государева богомолья вон: кои к Москве к тебе, государю, а иные по розным монастырям... а священника у нас нашея русския веры нету ни единаго». В апр. 1655 г. соборные старцы - прежние насельники монастыря также писали Патриарху о «гонении от игумена» на них (Акты. 57. 58). В мае мон. Нифонт оставил послушание казначея, нек-рые монахи намеревались, покинув монастырь, «по островом кельи ставить» (Там же. 59). В грамоте Патриарха архим. Дионисию 18 нояб. 1657 г. упоминаются пустынники, живущие при мон-ре в отдельных кельях. Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в В. м. начала работу типография, за 8 лет существования к-рой было издано 11 книг, в т. ч. «Рай мысленный» (1658), 2 издания Часослова (1657, 1658), «Брашно духовное» (1661), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665). В В. м. начали работать «справщики», переводчики, переплетчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В февр.- марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митр. Питирима (впосл. Патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митр. Питирима в В. м. перевели на рус. язык соч. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/153903.html

Например, указав на огромный старый дуб, растущий на территории обители, сказал, что великану порядка 300 лет. И дерево чем-то так приглянулось разного рода колдунам, экстрасенсам и горе-целителям, что последние толпами приходят приложиться к дереву, а то и унести с собой часть его коры. На что догадливые монахи придумали повесить на дубе икону. На наш вопрос, прекратилось ли после этого нашествие данного рода посетителей к дереву, батюшка ответил просто:” Нет, я бы не сказал, что меньше стали подходить. Ну да и пусть целуют, жалко, что ли?” Знаменитый дуб Затем наш замечательный экскурсовод, к которому мы потянулись сердцем, как дети, продолжал водить нас по территории монастыря, показывая его красоты и рассказывая историю. Что нас всех поразило, так это идеальная чистота и порядок обители. Молодая зеленая трава аккуратно подстрижена, дорожки выметены, здания отремонтированы, вокруг все сверкает и радует глаз. С гордостью батюшка сообщил нам, что такой идеальный порядок поддерживается силами всего десяти монахов и нескольких паломников. В этот же момент сказал и о том, что на территории существует гостиница для паломников и почти в любое время можно приехать в монастырь , пожить и потрудиться на славу! На мой вопрос как мамы двоих маленьких детей, можно ли приехать вместе с ними, возможно ли будет для меня какое-то послушание, батюшка со свойственной ему радостью ответил: “Конечно! И не только для Вас! Я и малышам найду дело, дам шланг и пусть траву поливают!” Вообще атмосфера в монастыре очень радостная, покойная. Чувствуется, что люди живут там мирно и тихо, и поэтому так хорошо чувствуют себя и гости обители и хочется посетить ее снова. Далее батюшка продемонстрировал нам отремонтированную огромную трапезную, которая на тот момент не функционировала, но для нас сделали исключение и разрешили войти и даже сфотографировать зал. Показал братский корпус и конечно, повел нас снова в Храм, откуда мы направились на, так называемый, задний двор монастыря, где расположено несколько могил.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

В дек. 1655 г. патриарх Никон направил валдайского наместника Филофея и его брата Сергия в Вязьму, Дорогобуж, Смоленск и другие города «для ради всякого церковного исправления монастырей» ( Козлов-Струтинский. 2012. С. 45). Царь Алексей Михайлович, посетивший обитель в 1656 г. и восхитившийся искусством кутеинских мастеров, пригласил в Москву резчиков по дереву Арсения и Герасима, гравера Паисия. Вместе с др. мастерами они работали в Оружейной палате Московского Кремля ? украшали царский дворец в Коломенском и церкви в с. Измайлове. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники, в т. ч. мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат. Согласно Андрусовскому перемирию 1667 г., подтвержденному Вечным миром 1686 г., Оршанский повет остался в составе Речи Посполитой. По указу кор. Яна II Казимира Вазы мон-рь, как и мн. др. правосл. братские обители, лишался прав автономии. В решении церковных дел, несмотря на статус ставропигии, он был переподчинен епископу Могилёвскому, Мстиславскому и Оршанскому. К этому времени число монастырской братии сильно уменьшилось. В сер. 50-х гг. XVII в. большая часть монахов переместилась в Иверский мон-рь, а затем небольшие группы иноков переехали в обители Смоленской епархии. Важное место кутеинские иноки заняли в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре /При этом они поддерживали отношения со своими землячками и родственницами, к-рые подвизались в Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре /В Бизюковой обители в 1700-1703 гг. скрывался от розыска мон. Иоасаф (Подвинский), сторонник царевны Софии Алексеевны . Сюда же, к кутеинцам, бежал от розыска Сильвестр (Медведев) ( Чистякова. 2000. С. 11-14). Третья группа кутеинских иноков решила не переселяться в Россию, а перешла в другие правосл. обители Вост. Белоруссии. При этом лишь небольшое число монахов осталось в О. К. Б. м. В июле 1686 г. его настоятель, Сильвестр (Волчацкий), упоминается в актах как наместник и администратор Белорусской епархии ( Чистович. 1884. С. 258). В кон. XVII в. обитель в течение нек-рого времени была униатской, что нарушало условия ее первых фундаторов. При этом братия сохранила владения и имущество мон-ря и продолжала поддерживать традиц. связи с местной шляхтой.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу. Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи. Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

http://pravoslavie.ru/24565.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010