72-преп.Феодор книжник Острожский 73-преп.Моисей чудотворец 74-преп.Мартирий диакон 75-преп.Лаврентий затворник 76-свящ.муч.Лукиан 77-преп.Лонгин трудолюбивый вратарь 78-преп.Сисой схимник 79-преп.Нестор некнижный 80-преп.Ахила диакон 81-преп.Моисей архиепископ Новгородский и Псковский 82-преп.Григорий затворник 83-преп.Макарий диакон 84-преп.Захарий постник 85-преп.Агафон 86-преп.Леонтий канонарх 87-преп.Евфимий иеросхимонах 88-преп.Мартирий затворник 89-преп.Ипатий целебник 90-преп.Павел послушливый 91-преп.Зинон постник 92-преп.Силуан схимник 93-преп.Тит воин 94-преп.Геронтий канонарх 95-преп.Игнатий архимандрит 96-преп.Пимен игумен 97-свящ.муч.Климнет папа Римский 98-преп.Арсений трудолюбивый 99-преп.Паисий 100-преп.Вениамин затворник 101-преп.Меркурий постник 102-преп.Феофил архиепископ Новгородский 103-преп.Илларион схимонаха Видео [ править править код ] По святым местам. Варлаамо-Хутынский монастырь и его легенды Как добраться [ править править код ] Проезд: Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 километрах от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее в летнее время можно добраться до монастыря от городской пристани на теплоходе. Зимой придется воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе Москва — Санкт-Петербург (М-10). Если ехать со стороны Москвы, надо повернуть, не доезжая Валдая, на Боровичи, а через два километра повернуть еще раз налево — уже к самому монастырю. Если ехать со стороны Петербурга, город Валдай нужно проехать (но не заезжать в него), повернуть на трассу до Боровичей и дальше следовать «московским» указаниям. Адрес: 175400, Новгородская область, Валдай, остров. Тел.: 8(911)614-66-94 (паломнический центр). Официальный сайт. Расписание богослужений [ править править код ] Будние дни: 7:00 — братский молебен, утренние молитвы, полунощница, 3-й и 6-й часы, Божественная Литургия, заупокойная лития.

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Иверский монастырь к началу XVIII b. оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 год обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской лавре. Монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря. В середине XIX b. были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Организован странноприимный дом, для многочисленных паломников и странников. Были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей, жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Предстательством Царицы Небесной болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы также совершались и в престольные праздники: Успения Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, другие продукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель. В голодные годы обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для закрытия монастыря, а Иверская икона Божией Матери была увезена в неизвестном направлении.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году. Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века. После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

http://sobory.ru/article/?object=00327

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Архитектурные вкусы Никона как " монументальные " , выражали идею " Церкви торжествующей " . Однако это далеко не исчерпывающее объяснение. Созидая свои монастыри, Патриарх очень остро видел ланшафтный потенциал избранного места (в случае с Валдайским монастырём - озеро " зело красно " ) и - преображал его, как бы творя икону обещанной нам " новой земли " . И это Никоново иконотворчество в гораздо меньшей степени относится к идее могущества Церкви " здесь и сейчас " , в веке сем, чем представляется на первый взгляд. Замечательно, что в качестве закладки своих будущих монастырей Никон избирал острова. А вот Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, по ненахождению в ближайших окрестностях Москвы " большой воды " с подходящим лоскутом суши, он повелел окопать рвом. Да и последней постройкой Никона стал рукотворный остров на Бородаевском озере близ Ферапонтова монастыря. Остров, осенённый крестом, был чрезвычайно дорог, важен для Патриарха. Не стал исключением и Валдайский Иверский монастырь на Валдайском (Святом) озере. " Нигде такова красна видех " , - говорил Патриарх Никон о созданном им на Валдайском озере монастыре. И прибавлял: " Не аз бо един тако о святем месте том творю похвалы, но и вси обретшиися со мною смиренным, в пути преставше о всех глаголати, но аки от единых уст о красоте места того койждо к себе беседоваху, похваляюще святое то место " . 14 мая 1655 году в Валдайском монастыре был заложен каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. В декабре 1656 года этот красавец-храм был уже освящён. Здание поражало воображение современников своей изысканной и неповторимой архитектурой. Собор Иверской иконы Божией Матери имеет в плане вид прямоугольника; восточная сторона выдаётся тремя полукружиями. Храм со всех сторон окружён галереей с входным крыльцом (западный фасад) и двумя палатками в виде часовен (северный и южный фасады), как бы " распространяющей " его вширь, придающей ему ещё более монументальности. Гладкие фасады, декорированные лишь лопатками и карнизами в основании закомар, могли иметь прежде ещё и изразцовые украшения. А могли и не иметь. Собственно, предположение об изразцах напрашивается лишь потому, что при Валдайском монастыре существовала во время строительства монастыря прекрасная изразцовая мастерская. Золотыми купола Иверского собора стали уже в новейшее время. В описи 1730 года главы соборного храма показаны " обитыми чешуею " , а кровля - " тесовой " .

http://sobory.ru/article/?object=05291

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители. 21 августа 2001 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в ходе которого был осмотрен архитектурный ансамбль. Владимир Владимирович Путин поставил свечи перед чудотворным образом и в дар монастырю передал еще один список иконы Божией Матери Иверской. 12 января 2008 года Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин. 19 сентября 2009 года нашу Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси. Самое главное сейчас, что исторические традиции не прервались, удалось отстоять еще один Остров Православия. Русский Север украшен еще одной жемчужиной – возрожденной Иверской обителью. Его многовековые преображенные белоснежные стены, величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера, находящегося в уникальном природном национальном заповеднике. И какое сердце русское не порадуется, видя эту неземную красоту!

http://sobory.ru/article/?object=00327

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания. В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет. Монастырь в годы советской власти После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Монастырская часовня св. Николая Чудотворца, известная с 1646 года, была особенно чтима  в Москве:  перед образом святого угодника, привезенном с Афонской горы,  горела неугасимая свеча. И в народе существовал благочестивый обычай – каждый день в сумерки брать огонь от этой свечи в часовне, и зажигать от него свечи и ночники в своих  домах. Обычай  сохранялся вплоть до времени Петра I, запретившего и часовни, и крестцы.  Замечательная история Никольского монастыря продолжилась в XVII веке, когда обитель окончательно перешла во владение Афонских монахов. В 1648 году с Афона были привезена в Москву великая святыня – список с чудотворной Иверской иконы, чудесно явившейся афонским инокам и ставшей их защитницей и покровительницей.  В Москве узнали об этой иконе и захотели иметь ее список у себя, о чем просили архимандрита Афонского Иверского монастыря, прибывшего в Москву для очередного сбора пожертвований. Просьбу выразил  «собинный друг» царя, тогда еще архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх. И в октябре 1648 года москвичи встречали Иверскую икону у Неглиненских (будущих Воскресенских) ворот Китай-города: ее с благоговением перенесли  в Никольский монастырь.  За этот бесценный дар царь Алексей Михайлович в 1653 году позволил грекам на   Афонском подворье в Никольском монастыре совершать богослужения на родном, греческом языке, а  спустя год из оного монастыря удалили всех русских иноков.  В ту пору Никольский монастырь стал центром пристального внимания патриарха Никона, хотевшего даже стол иметь из греческих блюд. Никон лично посещал обитель, где монахи во главе с архимандритом  угощали его греческими кушаньями и за то получали скромные денежные подношения. Вскоре Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы заказали  новый список и  тоже поместили  его в Никольском монастыре. Там икона пробыла еще три года, пока для нее строили часовню у Неглиненских ворот. И 19 мая 1669 года, в день перенесения чудотворного образа в новую часовню   царь Алексей Михайлович пожаловал  греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем Афонскому Иверскому монастырю. С тех пор московский Никольский монастырь стал именоваться Греческим. «Под страхом опалы и гнева»  гречанам было запрещено лишь привозить с собой заграничные товары, дабы не смущать москвичей, и не превращать монастырь в торговый центр, и не нарушать строгие правила московской торговли.

http://pravoslavie.ru/244.html

За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. Восстановление обители Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек. В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги. В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы. В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра). В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Источник информации: Цикл передач на телеканале Культура. " Пешком с Михаилом Жебраком. Клин ямской " от 29 ноября 2020 года. Специалисты датируют Успенскую церковь серединой XVI столетия. Архитектурной особенностью храма является завершение фасадов тремя треугольными щипцами – прием, который не встречается больше ни в одной другой церкви Подмосковья. До 1764 года церковь являлась соборным храмом древнего Успенского монастыря – мужской обители, упраздненной в ходе реформы по секуляризации церковных земель. В 1920-х годах в Успенской церкви города Клин служил известный священник, художник, поэт, летчик и авиаконструктор Николай Александрович Бруни. Клин принадлежит к числу древнейших городов Московской области, а ядром всякого древнерусского города был кремль. Самый старый храм древнего города обычно нужно искать на месте крепости, однако в Клину такой храм стоит в стороне от исторического ядра. Планировка древнего Клина имела свои особенности. Крепость располагалась у места, где река Сестра делала большую петлю. Кремль находился не внутри самой петли, а как бы «вклинивался» в узкий перешеек между двумя изгибами реки. Внутри «петли» находился один из посадов, который таким образом, хотя и стоял вне стен крепости, защищался с трех сторон водной преградой. Именно в этом месте и был устроен древний Успенский монастырь.  В известном литературном произведении «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века» архидиакона Павла Алеппского упоминалась Успенская обитель под Клином. В августе 1655 года московский патриарх Никон предложил своему гостю Макарию III в период затянувшегося отсутствия в Москве государя Алексея Михайловича совершить паломническую поездку к северу от столицы – в Валдайский Иверский монастырь и Новгород. Небольшая делегация, в которую, помимо самого антиохийского патриарха вошли его сын Павел, сербский архиепископ и переводчик, выдвинулась из Москвы 4 августа 1655 года и только на вторые сутки прибыла к берегам реки Сестры. Вот как описывал это путешествие Павел Алеппский: «Проехали 90 верст и в понедельник утром, в праздник Преображения, прибыли в древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий патриархии. Он занимает красивое местоположение; близ него селение, по имени Клин, где мы отстояли обедню».

http://sobory.ru/article/?object=01319

Не напрасно и св. Церковь воспевает в своих песнопениях что «пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме» 4 . И после сего нам остается только воздать хвалу Богу: Тебе, Господи, слава! ибо Ты действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил.2:13 ). II Замечательна судьба этой юной женской Тихоновской обители, возникшей на месте давно уже (с 1764 года) упраздненного Короцкого мужского Покровского монастыря, как бы завещавшего ищущим единого на потребу охранять во веки это местоселение славы Божия ( Пс.25:8 ) и подражать св. вере и св. подвигам благочестно пожившим здесь боголюбивым подвижникам, их же имена написаны в книзе животней ( Флп.4:3 ; Откр.3:5 ) 5 . Короцкий Покровский мужский монастырь тоже имел свою историю и иерархическое значение в ряду православных российскийх иноческих обителей. Время основания его с достоверною точностию определить невозможно; но, во всяком случае, эта иноческая обитель возникла в благословенное царствование дома Романовых, при царе Михаиле Феодоровиче, и также по примеру прочих российских иноческих обителей, имела за собой в известном количестве вотчины крестьян и земельные угодья. Это подтверждается царскими грамотами, данными сему монастырю и Новгородскими писцовыми книгами за 137-й год, где написано: «Пустошь, что было сельцо над озером, над Короцким, да к нему же припущено в пашню пустошь Поречье, и Щепляково тож, а в нем церковь Покрова Пречистые Богородицы древяная клецки пуста: а до разоренья строенье было приходское; перелогов 12-ть четвертей в поле, а в дву потомуж. И мы, нашего богомолья Покрова Пречистые Богородицы с Короцка игумена Тихона с братиею пожаловали, велели ему нашего жалованья, денежные и хлебные руги, учинить против окладу, что было дано в монастырь Николы Чудотворца, на холопьем городке и пр.» 6 . Впоследствии Короцкий мужской монастырь, 6-го мая 1654 года, пожалован был царем Алексеем Михайловичем его «сабинному другу», святейшему патриарху Никону и закреплен со всеми его вотчинами и угодьями «во веки неподвижно» за Валдайским Иверским первоклассным монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010