Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (С.-Петербургской митрополии), первый мон-рь С.-Петербурга, расположен у впадения Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда царь Петр I Алексеевич , осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь мон-рь в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февр. 1712 г. Петр I назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского) , «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский муж. мон-рь , приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского мон-ря (А.-Н. м.) в Олонецком крае. Земельные владения строящегося мон-ря включали 5 тыс. кв. саженей на обоих берегах Невы. Офиц. датой основания А.-Н. м. принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской ц.- 25 марта 1713 г. (разобрана в авг. 1787), хотя уже с 1712 г. в мон-ре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и др. работы, для к-рых была проложена дорога, соединившая место постройки с С.-Петербургом (ныне Невский проспект). А.-Н. м. стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей сев. столицы. За период строительства сменилось неск. архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архит. Д. Трезини, по проекту к-рого в 1717 г. началось строительство из кирпича всего комплекса мон-ря. К 1727 г. мон-рь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756-1765 гг. по проекту М. Д. Расторгуева были возведены юж., в 1760-1773 гг.- сев. линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорный корпуса). В 1780 г. архит. И. Е.Старов , устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль мон-ря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Валдайский Иверский монастырь 19 сентября 2009 г. 17:33 19 сентября, в ходе Первосвятительского визита в Новгородскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь . Предстоятель прибыл в монастырь из аэропорта Великого Новгорода в сопровождении архиепископа Новгородского и Старорусского Льва , архиепископа Тверского и Кашинского Виктора , епископа Гатчинского Амвросия , епископа Петергофского Маркелла , руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия , епископа Выборгского Назария , председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В.Р. Легойды . У святых врат Валдайского Иверского монастыря Его Святейшество встречали наместник обители архимандрит Ефрем (Барбинягра) с братией, духовенство Новгородской епархии, глава администрации Валдайского муниципального района А.З. Дряницын. Святейший Патриарх Кирилл направился в соборный Иверский храм, где приложился к чтимой Иверской иконе Божией Матери — главной святыне обители. На солее Иверского собора Предстоятеля приветствовал наместник монастыря, который рассказал о ходе восстановительных работ в обители и пожелал Святейшему Патриарху крепости сил и помощи Божией в несении Первосвятительского служения. На память о посещении монастыря архимандрит Ефрем преподнес в дар Его Святейшеству список Иверской иконы. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил отца наместника и обратился с Первосвятительским словом ко всем присутствующим. Предстоятель отметил, что с особым чувством пересек порог Иверского собора, который «запечатлел и славу нашего Отечества, и его трагические годы». Святейший Патриарх рассказал, что прежде, в годы своего служения в Ленинграде, он часто посещал оскверненный и заброшенный тогда Валдайский монастырь. «Но сегодня я увидел здесь неземную красоту, которую удалось восстановить, — продолжил Святейший Владыка. — Наверное, сейчас монастырь даже более благоустроен, чем до революции».

http://patriarchia.ru/db/text/745463.htm...

Обращение Святейшего Патриарха Алексия к президенту России Владимиру Путину после молебна в Иверском соборе Валдайского монастыря 12 января 2008 г. 17:28 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен в Иверском соборе Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря (утром того же дня Святейший Патриарх совершил Малое освящение этого собора и Литургию в новоосвященном храме ). На молебне присутствовал президент России В.В. Путин , к которому после богослужения обратился с приветственным словом Предстоятель Русской Православной Церкви. Ваше превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! В эти рождественские дни, когда Церковь празднует Рождество Христово, мы имеем радость приветствовать вас в этом древнем намоленном соборном храме. Мы благодарим Вас за то, что Вы воззрели на порушенную святыню. Благодаря Вашему вниманию многие откликнулись на призыв возродить прославленную обитель, чтобы Иверский монастырь с его святыней — Иверской иконой Божией Матери стал вновь тем местом, куда приходили бы люди для духовного утешения, для того чтобы почерпнуть силы на своем жизненном пути. Мы знаем, как вы любите Россию, как любите Вы ее историю, как цените Вы ее святыни, которые подверглись разорению и опустошению в тяжелые годы богоборчества. Я думаю, что в какой-то степени повторяется история. В 1653 году основана эта обитель. Святейший Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович немало сделали для ее становления. Прошли годы упадка этого монастыря, и вновь заботами и попечением главы нашего государства возрождается эта святыня. Я думаю, в веках будут помнить Ваш подвиг возрождения этой святой обители. В первый раз, в 1991 году, когда я посетил передаваемый Русской Православной Церкви Иверский монастырь, он был в таком состоянии, что трудно было представить его возрождение. И вот сейчас, через 16 лет, мы видим возрождение обители, видим новый иконостас, который украшает Иверский собор. Но в то же самое время мы осознаем, что многое еще нужно сделать для того, чтобы вернуть обители ее благолепие и красоту.

http://patriarchia.ru/db/text/349745.htm...

Московские реставраторы восстановили фрески Иверского собора – главного храма Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, считающегося одной из святынь Церкви Московские реставраторы восстановили фрески Иверского собора – главного храма Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, считающегося одной из святынь Церкви, сообщают « РИА Новости » в Новгородской епархии. – Комиссия, в состав которой вошли архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, представители министерства культуры и новгородские ученые, приняла работы реставраторов монументальной живописи, выполненной в XIX веке, – пояснили в агентстве. Восстановленные фрески занимают около половины площади стен собора. Пространство, на которых монументальной живописи не было никогда, в первом квартале 2011 года распишут современные мастера в едином стиле с возрожденными росписями. Иверский монастырь основал на Валдайском озере в 1653 году патриарх Московский и Всея Руси Никон, которому царь Алексей Михайлович пожаловал обитель в личное владение. Это был первый монастырь, построенный на Руси после Смутного времени. Летом 1653 года уже появились две первые деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый – во имя святителя Филиппа митрополита Московского. К началу 1654 года, по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор, освящённый в этом же году. Именно сюда из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери, находящаяся на Афоне и успевшая прославиться многими чудесами. По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

http://pravmir.ru/vosstanovleny-freski-s...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Иверской иконы Божией Матери, который Церковь совершает в октябре, связан с принесением списка этой чудотворной иконы из афонского Иверского монастыря в Москву. Это совершилось 13/26 октября 1648 года по просьбе патриарха Никона, тогда еще Новоспасского архимандрита. С великим благоговением приняли русские православные люди этот дар, и скоро Иверская икона стала одной из самых почитаемых в нашей Церкви. Как от свечи возжигается свеча, так умножились списки с этой чудотворной иконы, и нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы Иверского образа Божией Матери. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный еще во времена патриарха Никона, в Новом Иерусалиме, или старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившей свое название в честь Иверской иконы, хранящейся на ее вершине. Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот, ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Ее благодать, и умножаются чудеса. Господь испытывает нас не обязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах. Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу.

http://moral.ru/iverskaya/

Вяжищи. Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь. Церковь Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Николо-Вяжищский монастырь. Начало этой мужской обители было положено в 1411 и 1419 годах постройкой деревянных храмов во имя святителя Николая и преподобного Антония Великого. Монастырские хроники называют основателями и строителями обители иноков Евфросина, Игнатия и Галактиона, а первым настоятелем – пришедшего к ним иеромонаха Пимена. В обители положил начало иноческих подвигов будущий свт. Евфимий, архиепископ Новгородский. В 1438 г. он заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами. Архитектурный ансамбль монастыря продолжал создаваться и в следующем столетии. Его уникальной особенностью является убранство фасадов и интерьеров полихромными изразцами, выполненное в 1-й четверти XVIII века. Наибольшим богатством изразцового декора отличается трапезная церковь во имя апостола Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму. Для рельефных рисунков характерны укрупненные размеры. Апсиды украшены тремя поясами и имеют шесть изразцовых наличников. В наличниках используются изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, крестов, что довольно редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII столетия. По мнению историка искусства М.И. Полянского,  изразцы изготавливались в мастерской Валдайского Иверского монастыря, искусствовед В.П. Выголов полагает, что эти керамические детали декора доставлялись их Москвы и Ярославля, но не исключал существование местного новгородского производства. В 1920 г. монастырь был закрыт, храмы и постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. 

http://sobory.ru/article/?object=05333

Валдай. Иверский монастырь. Церковь Филиппа, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты Теплая (из бруса) церковь во имя митрополита Московского Филиппа появилась в монастыре уже вскоре после его основания. Тогда она находилась, согласно сохранившимся документам, в северо-восточной части монастыря. К церкви вплотную примыкала - деревянная же - братская трапезная. Столь раннее появление в обители церкви во имя святителя Филиппа связано с тем незримым участием, которое он принял в устройстве монастыря. Известно, что во время перенесения мощей митрополита Московского, убитого по приказу Ивана Грозного, из Соловецкого монастыря в Москву, он явился в сонном видении Патриарху Никону, благословив его на устроение монастыря на Валдае. С тех пор Патриарх не мог не считать митрополита Филиппа покровителем Иверской обители. Впоследствии, должно быть, Патриарха Никона не раз посещали мысли о некотором сходстве собственной судьбы с судьбой митрополита-мученика. Времена уже изменились, и православный царь не мог подослать убийцу к Первосвятителю - пусть и низложенному. Но горькую чашу опалы Никону все же пришлось испить до дна. В Валдайском монастыре святителя Филиппа всегда почитали особо.Когда деревянная Филипповская церковь пришла в негодность, ее разобрали. После этого (в последней четверти XVII века) началось возведение церкви во имя свт. Филиппа на первых (внешних) вратах. Там же она находится и по сей день. Как и все постройки монастыря, Филипповский храм был передан Церкви в полуразрушенном состоянии. Не так давно в нем закончилась реставрация, и теперь с парусов, заполняющих пространство меду подпружными арками, на вошедшего вновь смотрят четыре евангелиста. Снаружи небольшой однокупольный, выкрашенный в красный с белым цвета храм выглядит очень приветливо, что немаловажно: ведь именно он первым встречает прибывающих в монастырь гостей и паломников. Над воротами помещена Иверская икона Божией Матери, а сами ворота украшены сценами, иллюстрирующими " Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Иверской " .

http://sobory.ru/article/?object=05294

Короцко. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1660 и 1825. Адрес: Новгородская область, Валдайский район, село Короцко. Координаты: 57.928923, 33.255336 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Примерно в 30-х или начале 40-х годов XVII века (между 1629 и 1644 гг.) в Короцко возле деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, разоренной литовцами, возникла небольшая монашеская община численностью около 13 человек. Ими был поставлен новый деревянный храм Покрова. Первый настоятель Покровского монастыря игумен Тихон пишет в челобитной царю в начале 1645 г: «…наше богомолье, храм пречистые Богородицы Покрова стоял пуст с разоренья много лет и огнил, и развалился, а ныне храм поставлен новый…» Антиминс, выданный при освящении храма между 1635 и 1645 годом, по свидетельству Н. Богословского, (описание прихода села Короцко из Новгородского сборника за 1865 г) сохранился до XIX в. Вскоре (после 1650 г.) рядом был построен еще один деревянный храм, освященный во имя святителя Николая Мирликийского, и рядом с ним колокольня. Короцкие церкви были общими для монастыря и для прихода. Вначале Покровский мужской монастырь был одним из беднейших в Новгородской епархии, к нему были приписаны всего 2 двора. После основания патриархом Никоном Иверского мужского монастыря, в 1654 г. Покровский монастырь был приписан к Иверскому монастырю. В это время он был уже типичным средним монастырем, к которому в 1657 г. было приписано 17 дворов. Никаких подробных сведений о жизни Покровского монастыря не сохранилось. Возможно, в конце 1659 г. его посетил патриарх Никон по пути в Троицкую Галилейскую пустынь у оз. Велье. Последний настоятель монастыря Терентий упомянут в документах в 1706 г. После 1718 г. (более точная дата нам неизвестна) Покровский монастырь был упразднен. В селе остались приходская церковь Покрова с весьма почитаемой храмовой иконой, возможно, сохранившейся от старого Покровского храма, разоренного литовцами, и Никольский храм.

http://sobory.ru/article/?object=59117

сост. Александр Ратшин Могилевской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОЯВЛЕНСКИЙ-БРАТСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Могилеве, состоит под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Могилевской Семинарии, здесь находящейся. Монастырь этот существует с 1691 года; в нем соб. церковь Богоявления Господня. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Могилевском уезде, в местечке Шклове, состоит под управлением игумена. Основан в 1782 году. Здесь соб. церковь Воскресения Христова, с приделами св. Гурия и Почаевской Божией Матери. В сем храме находится Чудотворная икона Божией Матери Утоления Печали. ЧОНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Белицком уезде, на урочище, называемом издревле Чонский Обруб; находится под управлением архимандрита. Основан в 1775 году. Здесь соб. церковь Успения Богородицы. БУЙНИЦКИЙ-ДУХОВ, муж. заштатный, близ губернского города Могилева, на берегу Днепра, в местечке Буйничах; находится под управлением игумена. О времени основания его неизвестно. В нем две церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, 2) Сошествия Св. Духа. – Монастырь этот в 1708 году, при занятии Могилева шведами, под предводительством Карла XII, разорен. Здесь была древняя деревянная церковь Успения Божией Матери, которую шведы разломали. ТУПИЧЕВСКИЙ-ДУХОВ, муж. заштатный в уездном городе Мстиславле; находится под управлением игумена. Основан в 1641 году на земле, принадлежавшей шляхтичу Тупичевскому, от чего и обитель удержала до ныне это название. Здесь соб. церковь Сошествия св. Духа, в которой находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Тупичевскою; празднество ей издревле совершается дважды: 15 августа и в день Сошествия св. Духа. КУТЕЕНСКИЙ-БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Орши, на берегу реки Кутеенки; находится под управлением архимандрита. Основан в 1623 году. Здесь соб. церковь Богоявления Господня. В этой обители находилась прежде типография, которая Патриархом Никоном переведена в Валдайский Иверский монастырь. ОХОРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в Чериковском уезде, близ селения Охора. О времени основания этого монастыря неизвестно. Здесь соб. церковь Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Руська Православна Церква сайт Московського новини наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко   Головна / установи Паломники з Китаю храми Москви " я для друку 5 травня 2016 р. 10:50 3-4 мая 2016 года китайские православные верующие, посещающие Россию по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетили храмы и монастыри Москвы и Подмосковья. 3 мая паломники — потомки китайского православного духовенства и китайская православная молодежь из Пекина и Харбина — молились за Пасхальным богослужением на китайском языке в храме святителя Николая в Голутвине, Китайском Патриаршем подворье. Они также посетили Данилов ставропигиальный мужской монастырь . 4 мая гости из Китая посетили Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Покровский ставропигиальный женский Хотьков монастырь, поклонились мощам игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского и его родителей преподобных Кирилла и Марии, познакомились с историей монастырей и экспозицией церковно-археологического кабинета Московской духовной семинарии . 5 мая гости из Китая покинут Москву: в продолжение паломнической поездки они посетят Тверь, Великий Новгород и Санкт-Петербург, побывают в Валдайском Иверском монастыре. Паломников сопровождает сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у Кирила з головою церковних зв " та екзархом У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви У китайського видання «Основ Церкви» У рамках читань круглий присвячений Православ " ю в Митрополит Волоколамський Божественну на Китайському " в Представник церковних зв " Московського взяв участь в урочистих зборах, присвячених Договору про та з ключовими словами –   новини Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у Синодальний у справах щодо розвитку Всецерковного православного руху Вивержений сану Володимир включений до списку мережевих В.о.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4460611...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010