Аарон, епископ Корельский и Ладожский, в схиме Алипий (Еропкин Афанасий Владимирович) Родился около 1663 года в семье московского стольника, происходившего из древнего дворянского рода. Сначала он служил стряпчим и, как дворянин, принимал участие в военных походах. В 1688 году Афанасий поступил в Нилову Столобенскую пустынь и через три года, 6 августа 1691 года, был пострижен в монашество. Через год он был определен казначеем, а в 1699 году из казначеев был назначен строителем. Затем он был наместником Ниловой пустыни. С мая 1700 года митрополит Иов направил его на остров Кий наместником Крестного монастыря. В январе 1704 года возведен в сан архимандрита и назначен в Валдайский Иверский монастырь. 27 декабря 1708 года переведен настоятелем Юрьева монастыря. 24 января 1714 года архимандрит Аарон хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. С 3 февраля 1716 года после смерти митрополита Иова в течение 5 лет управлял Новгородской епархией. В 1723 году ушел на покой в Нилову пустынь в число братии на одинаковое с нею положение. 29 января 1728 года вновь вызван на должность викарного епископа Новгородской епархии. 1 июля 1730 года принял схиму с именем Алипия. Скончался 1 мая 1740 года. Погребен был в Ниловой Столобенской пустыни, под колокольнею, в одной палате со старцем Нектарием, бывшим игуменом пустыни. О епископе Аароне сохранился ряд отзывов его современников. Новгородский митрополит Иов называл его «мужем боголюбивым, жития доброго, беспорочного». Граф Андрей Матвеев признавал в нем «милосердие всюдухвальное». Архиепископ Феофан видел в нем «человека, прямым путем ходящего». Всю свою жизнь он оставался верен своему призванию – ходатайствовать за бедных и угнетенных, и в этом деле проявил исключительную настойчивость. Стараясь облегчить участь вдовы Боровитиновой, он не один раз обращался с ходатайством о ней к кабинет-секретарю Макарову. Еще будучи в сане архимандрита Юрьева монастыря, Аарон принимал активное участие в благоустройстве обители преподобного Нила, в которой было положено начало его монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алатырь – Аррас Алатырь 26 октября в городе Алатыре (Чувашия) уже третий год отмечают как праздник. То, что не все об этом знают, не делает сам праздник менее значимым. Во всяком случае для прихожан храма в честь Иверской иконы Божией Матери, что расположен на территории «красной» больницы, этот праздник родной – престольный. Храм хорошеет не по дням, а по часам. Но главное – не его строгие чистые формы, изысканность внутреннего убранства, а люди, прилепившиеся к этому храму, избравшие образ «Вратарницы» – Иверской иконы Божией Матери – своей путеводной звездой. Они не ошиблись. Иверский образ Божией Матери относится к типу икон, называемых «Одигитрия» – «Путеводительница»: всем Своим почитателям Пресвятая Богородица указывает верный путь спасения. Праздник в честь иконы 26 октября связан с торжественной встречей москвичами в 1648 году копии иконы Иверской Божией Матери, написанной иконописцем афонского Иверского монастыря Иамвлихом (Романовым). Икону вышли встречать к Воскресенским воротам Китай-города сам царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и будущий патриарх Никон (тогда архимандрит), по инициативе которого и была заказана копия иконы. Царь распорядился построить часовню и установить в ней икону как охранительницу Москвы. Охранительницей она была и в афонском Иверском монастыре. Патриарх Никон, очень почитавший икону, в дальнейшем даже построил на Валдайском озере русский Иверский монастырь, где была помещена еще одна копия иконы. Престольный праздник в нынешнем году был особенным. На праздничном аналое лежала икона Божией Матери Иверская, написанная псково-печерским иконописцем Алипием и подаренная им отцу Василию (Паскье), когда он только приехал в Россию. «Тринадцать лет я не расстаюсь с этой иконой, – рассказал своим прихожанам настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери игумен Василий. – Она была со мной и в Псково-Печерской лавре, и в Москве, и в селе Малое Чурашево, где нас с отцом Иеронимом чуть не убили, и в селе Никулино, где я служил два года, и в Свято-Троицком мужском монастыре города Алатыря, и в женском монастыре, где я отслужил пять лет. Чего мы только не пережили за эти годы! Даже пожар пережили. Было трудно. Но я у этой иконы всегда находил утешение. И это не случайно. Такую икону в Византии дарили людям, которые уезжали на чужбину, и в акафисте иконе говорится: “Радуйся, помощь наша в чуждей стране, радуйся, во странствии нашем утешение”.

http://pravoslavie.ru/3763.html

Антоний, архиепископ Ярославский и Ростовский (Знаменский Николай Иванович) Родился в 1765 году в г. Новгороде в семье священника. Обучался в Новгородской духовной семинарии. В 1788 году переведен из Новгородской духовной семинарии в Александро-Невскую главную семинарию. В 1790 году, по окончании курса обучения, оставлен учителем синтаксического класса, вскоре переведен в философский и, наконец, в богословский классы. 3 марта 1792 года пострижен в монашество, а 18 апреля того же года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Александро-Невской главной семинарии. С 1793 года – префект Новгородской духовной семинарии. 26 мая 1794 года возведен в сан архимандрита Новгородского Вяжищского монастыря и назначен ректором Новгородской духовной семинарии. С 7 апреля 1795 года – настоятель Валдайского Иверского Богородичного монастыря и ректор Санкт-Петербургской главной семинарии, которая при нем в 1797 году переименована в академию. 9 октября 1799 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 5 июля 1802 года – епископ Вологодский. 13 февраля 1803 возведен в сан архиепископа и назначен в Тобольск. С 25 мая 1806 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. 12 июля 1820 года уволен на покой в Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. Скончался 10 августа 1824 года. Погребен, по завещанию, в Варлаамо-Хутынском монастыре в Покровском приделе. Будучи человеком всесторонне образованным, преосвященный Антоний стремился улучшить духовные училища и семинарии, надеясь чрез поднятие умственного и нравственного уровня духовенства благотворно влиять и на всю паству. С этой целью он, например, в Тобольске собирал у себя по праздникам учителей семинарии и беседовал с ними о преподаваемых ими предметах и об улучшении семинарии вообще. Устраивал у себя публичные диспуты по богословским вопросам, на которые приглашал светское общество. Немало потрудился Антоний и на литературном поприще. Он состоял почетным членом разных ученых обществ, а также был почетным членом Московского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский (Вишневский Иван Федорович) Родился в 1748 году (по другим источникам, в 1751 году) в селе Сергиевском Михайловского уезда Рязанской губернии. Образование получил в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой оставлен в ней учителем. В 1773 году пострижен в монашество. В 1775 году назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус. В 1783 году определен к Русской духовной миссии в Венецию. В 1799 году вернулся в Россию и 14 августа возведен в сан архимандрита Иосифо-Волоколамского монастыря и назначен членом духовной комиссии в Москве. 19 декабря 1799 года переведен в Валдайский Иверский Богородицкий монастырь. 25 марта 1800 года хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. 20 января 1802 года перемещен на Пермскую кафедру. В 1804 году свидетельствовал и открывал мощи Иркутского святителя Иннокентия (Кульчицкого, † 1731; память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря). 5 февраля 1818 года открыл в епархии отделение Библейского общества для просвещения язычников. 31 мая 1823 года уволен на покой. Скончался 31 января 1826 года. Погребен под алтарем Пермского кафедрального собора. В течение двадцатилетнего управления Пермской епархией епископ Иустин заботился о распространении христианских идей в народе. Большое внимание уделял он церковной проповеди, всячески поощрял проповедников и сам постоянно проповедовал. В Перми епископ Иустин выстроил новый кафедральный собор, в Екатеринбурге учредил женскую общежительную обитель (1811), открыл в Далматове духовное училище, а в Перми духовную семинарию, о которой много заботился. Он значительно пополнил семинарскую библиотеку, привлекая многих жертвователей, а в духовном завещании отказал семинарии всю свою личную библиотеку. Труды: Славянская грамматика, сочиненная при Российском министерстве в Венеции иеромонахом Иустином (рукопись). Увещание к пастве о привитии оспы. Увещание к христианам Пермской епархии по тому случаю, что многие тысячи из них не исповедываются и не причащаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Валдайский Иверский монастырь Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь   — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным. Содержание История [ править править код ] Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам. Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Федеральное агентство по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре запускает проект «Святыни России» 26 июня 2018 г. 13:50 Федеральным агентством по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре и первым общественным православным телеканалом «Спас» при поддержке Общественного совета при Ростуризме дан старт федеральному проекту «Святыни России». 23 июня 2018 года начались съемки первого сезона одноименной телепрограммы «Святыни России», знакомящей телезрителей с уникальными памятниками религиозной истории России, объектами духовного наследия, туристическими и паломническими маршрутами в субъектах Российской Федерации. Ведущими программы выступили Антон и Виктория Макарские. Первыми регионами для съемок стали Новгородская и Псковская области. Съемки начнутся в городе Валдай Новгородского района, где группа посетит Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь и Валдайский музей колоколов. В Великом Новгороде съемки будут проводиться в Новгородском кремле и Юрьевом мужском монастыре. Один из съемочных дней будет посвящен изучению культурного и духовного наследия в г. Старая Русса, где расположены Спасо-Преображенский Антониево-Леохновский мужской монастырь, Воскресенский кафедральный собор и храм Георгия Победоносца. Объектами для съемок в Псковской области станут Псковский кремль и известный своим иконостасом Троицкий собор, Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, а также Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Ведущие побывают в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре и на Талабских островах. Особенностью телепроекта является совмещение повествования о православных святынях с рассказом о туристических возможностях территорий, на которых они расположены, с освещением вопросов транспортной логистики, размещения, питания и т.п. Задача проекта — не только заинтересовать зрителей, побудить их к поездке и знакомству с объектами культурно-религиозного наследия России, но и обеспечить информацией, необходимой для организации путешествия.

http://patriarchia.ru/db/text/5227930.ht...

Иверский Валдайский монастырь Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось. Фото: Борис Немой/Иверон.Ru Корабль, на котором плыла Богородица, ветер пригнал к горе Афонской. Надо сказать, что гора вся была наполнена идолами, здесь было святилище бога Аполлона и множество язычников приходило сюда на поклонение. Когда Матерь Божия ступила на землю, все идолы возопили, чтобы люди шли встречать Мать Истинного Бога Иисуса, так что все бывшие там пали пред Богородицею ниц, уверовали в Господа и крестились. А Божья Матерь, сотворив множество чудес, благословила это место. Обещая свое заступничество до скончания века. Царь Константин воздвиг на Афонской горе три великих обители (теперь их намного больше) поселил в них монахов, а гору повелел называть Святою. Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него. В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

http://pravoslavie.ru/24565.html

Валдайскому монастырю возвращена похищенная более месяца назад древняя Иверская икона Богородицы 21 октября 2020 г. 16:10 19 октября 2020 года митрополит Новгородский и Старорусский Лев возглавил праздничные богослужения в Валдайском Иверском Богородицком Святоозерском мужском монастыре . В этот день в обитель была возвращена похищенная более месяца назад старинная Иверская икона Богородицы, подаренная монастырю Президентом РФ В.В. Путиным. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Иверской обители иеромонах Антоний (Битьмаев), насельник монастыря иеромонах Пантелеимон (Шахтахтинский) и клирик Софийского собора иерей Николай Полозов. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Новгородского духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова. За богослужением молились сотрудники областного УМВД. По окончании Литургии начальник УМВД России по Новгородской области генерал-майор полиции Андрей Коновалов передал митрополиту Льву Иверскую икону Богородицы и другие ценности. Владыка Лев обратился к собравшимся с приветственным словом. Он напомнил, что Иверская обитель на Валдае была возвращена Церкви в 1991 году, а в 2007 году по распоряжению В.В. Путина монастырь был восстановлен. Одним из пожеланий президента было объединение молодежи вокруг монастыря с помощью устройства рядом с обителью различных молодежных лагерей — интеллектуальных, спортивных и т.д. Таким образом появился православный лагерь «Иверский городок», который уже много лет объединяет молодежь со всей Новгородской области. Владыка Лев также отметил, что В.В. Путин всегда уделял внимание Иверскому монастырю и не раз посещал его. Во время своего первого визита в обитель он подарил Иверскую икону Божией Матери, которая была возвращена. Эта икона изначально находилась в храме Богоявления, после реконструкции Успенского собора образ перенесли туда. «Господь вернул эту икону благодаря совместным трудам правоохранительных служб. Я хочу вам выразить слова благодарности и заверения, что в Валдайской обители вас всегда будут молитвенно вспоминать за этот труд. Желаю вам всяческих благ и помощи Божией в дальнейших трудах на благо государства Российского», — подчеркнул архипастырь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь 11 января 2008 г. 19:30 12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне.  История создания обители Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых. В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины. В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Расстреливать вызвали отряд карателей из сорока человек. И вот, вывели Серафиму Семеновну. Младенца у нее отобрали. Коля – сын тут же был. Она потянулась к младенцу своему, к Леночке, попрощаться с нею, а немец, который командовал расстрелом, размахнулся и младенчика выкинул в сугроб, и Леночка так и плакала оттуда. Тогда расстреляли Серафиму Семеновну… Все наше горе – это не море. Это лишь капля соленой воды В море общей нашей беды. Июль 2003 года. Наш палаточный лагерь раскинут на поляне под стеной Валдайского Иверского Богородицкого мужского монастыря. В берег плещется волна Валдайского озера. Мы разворачиваем здесь детский православный лагерь уже четвертый июль. Если наблюдать с воды, то нас очень хорошо видно: две огромные ярко-желтого шелка палатки светят из сумрака темной хвои. Восемь часов утра. «Подъем!» — раздается юный тенорок, и тут же клич истошно подхватывает еще пара мальчишеских голосов. Но еще за час до подъема я начинаю просыпаться от скрипа и хлопанья печной дверки, стука топора и покашливания того самого тенорка. «Вовка», вспыхивает в моей душе теплая искорка. Следующая радостно-спокойная волна вплескивает в сердце молитву: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе! Слава Тебе, Боже Наш, что мы здесь, у этих древних стен, в то время, как кругом идет необъявленная война». Какое это чудо, что у нас все еще есть эта возможность приезжать сюда. Каждый раз удивляюсь я, мама троих детей, приезжающих в лагерь от московского храма Трех Святителей на Кулишках. Наша жизнь в лагере такова: мы здесь, чтобы побыть в святом месте, посещать службы, помогать монастырю посильным трудом и отдыхать. Ребята наши делятся на так называемые «семейки», во главе каждой – старший из ребят же. Одна из «семеек» обслуживает лагерь (готовит еду, носит воду, колет дрова), а другие уходят на послушание в монастырь. Когда работа оканчивается, весь лагерь заныривает в озеро и плещется до обеда. Вечером – свободное время, игры, прогулки, костер. Я в этом году хожу чаще всего с ребятами на послушание. Их довольно трудно бывает раскочегарить на работу – дань нашему компьютерно-телевизионному времени. Но сама я работаю здесь с удовольствием, и им это иногда передается. Очень интересно с ребятами общаться. Все ребятки славные, каждый по-своему раскрывается.

http://pravmir.ru/vse-nashe-gore/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010