Так было покончено с этим делом. III. Затем жестокосердные чужеземцы рассеялись по стране, разграбили владения убитых и, таким образом, захватили все богатство страны, завладели домами всадников и их семьями и, полонив, угнали в Нахичеван. Весть эта сокрушала [людей], и повсюду раздавались вопли. Угнав, показывали они на шесты [с отрубленными головами] погибших несчастной смертью, умножая страх не только среди нашего народа, но и по всему миру трубя о своей храбрости 964 . Это злодеяние было совершено на 16-м году правления Абдлмелика 965 , погубившего страну нашу Армянскую преступными делами, которые он совершал до самой своей смерти; четырежды это происходило по его повелению. После его смерти, в первые годы правления его сына Влита, в 152 г. г.] армянского летосчисления 966 , в день Пасхи, [сарацины] погнали толпы пленных в столицу Двин. В жаркие дни держали всех в темницах; и я думаю, что число умерших там было больше, чем оставшихся в живых. С наступлением осени вывели их из темниц, связали за шеи и погнали с номерами и списками в Сирию 967 . А по прибытии в Дамаск знатные люди были приставлены ко двору [для прислуживания], детей их отдали учиться ремеслу, остальных же роздали как пленных. Удостоились ли погребения умершие в пути – этого я не знаю, [не знаю также], при каких обстоятельствах они погибли там. IV. Среди толпы несчастных находился маленький мальчик из области Гохтн 968 , примерно четырех лет, по имени Ваан, сын Хосрова, владельца Гохтна. Он казался весьма даровитым, [поэтому] приказано было [высочайшим] двором заставить его отречься от нашей истинной веры. И когда это было сделано, они назвали его Ваапом. И стал он преисполняться мудрости, был превыше всех советников, учителем для своих сверстников и [занял] должность секретаря дворцовой канцелярии. После смерти Абдлмелика, сына его Влита и брата Сулеймана 969 , арабы стали поговаривать о том, что в отношении армян было совершено вероломство. И когда на арабском престоле воцарился Омар 970 , Бог заставил его вспомнить в сердце своем злодеяние, совершенное в отношении армян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Б. Лейб (Leib, Alexiade, II, р. 205) весьма неопределенно помещает его «между Сангаром и Аполлонией». 964 Исмаилиты ( ο το σμαλ ), согласно библейской легенде, – потомки Исмаила, сына Агари, были родоначальниками арабских племен. Под исмаилитами часто имеются в виду вообще мусульмане, и в том числе турки. 965 Мариандины, согласно ряду античных авторов, – народ, обитавший в северо-западной части Малой Азии (см. RE, Hlbd 28, col. 1747–1749). 966 Озера Ваана ( τς Βανης λμνης). Β. Томашек (Thomaschek, Zur historischen Topographie..., S. 7) и вслед за ним Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., p. 194, n. 8) считают, что Анна таким образом называет оз. Софон к востоку от Никомидии. По мнению Гликаци-Арвейе (Glykatzi-Abr-weiller, Les fortesses..., р. 184, n. 19), Ваан – нынешнее оз. Сапанджа. 967 Анастасий Ι (491–518). 968 Сидира, т. е. «железное». 969 Обе лакуны легко восстанавливаются из контекста: 4-й индикт 6604 (1096) г. 970 Анна начинает рассказ о Первом крестовом походе и об основании латинских государств на Востоке. Эти события отражены во многих западных и восточных источниках, им посвящена огромная научная литература (библиографию см. в кн. Mayer, Bibliographie...). Труд Анны – единственный полноценный греческий нарративный источник о Первом крестовом походе. Зонара посвящает ему 15 строк (Zon., XVIII, 24), Михаил Глика, переписывающий Зонару, – 10 (Glycas, IV, р. 62), Скутариот – 20 (Anon. Syn. Chron., pp. 184–185). Судя по тексту Анны (и Зонары), крестовый поход оказался для Алексея полной неожиданностью. Однако, по сведениям некоторых западных источников, Алексей не только знал о готовящемся походе, но и сам в какой-то степени спровоцировал его. Вопрос об отношении Алексея к организации крестового похода вызвал большую научную полемику. Первое свидетельство того, что император призывал западное войско оказать помощь Византии в борьбе с неверными, – так называемое письмо Алексея Роберту Фризскому, о связях которого с византийским императором сообщала и Анна (см. прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стратилат Ваан с отборным отрядом напал на передовой отряд Рахзада, и в происшедшей схватке пали его предводитель и большая часть его людей. 26 человек и в их числе телохранитель Рахзада попали в плен. От пленных Ираклий узнал, что Рахзад, согласно приказанию Хосрова, намеревается дать битву и что он ждет подкреплений в количестве трех тысяч человек. Чтобы предупредить усиление противника, Ираклий решил ускорить битву. Выслав вперед свой обоз, он нашел широкую равнину близ развалин Ниневии и разбил на ней лагерь. Рахзад не уклонился от встречи с противником, и 12 декабря, в субботу, произошло сражение по всем правилам тогдашней тактики с разделением боевых сил на три колонны. Битва началась на рассвете, была очень упорна и продолжалась до 11 часов дня. Себеос сохранил сведение, что утром того дня стоял густой туман, который помог Ираклию напасть на персов раньше, чем они заметили его приближение. Ираклий на своем коне Дерконе сражался в первых рядах и сам водил своих людей в атаку. Три раза он сходился лицом к лицу с вождями врагов, и каждый раз оказывался победителем; в третьей схватке он был ранен в губу. 301 В битве пали Рахзад, три вождя трех колонн персидского войска и почти все офицеры. Разбитые персы не рассеялись, но, уступив врагу поле битвы, собрались опять и стали на расстоянии двух полетов стрелы от неприятеля. Потери Ираклия были весьма незначительны: 40 убитых и 10 умерших из числа раненых, которых было много. 302 В битве было взято 26 знамен. До позднего часа ночи персы стояли на месте, пока шел грабеж убитых. Набрано было много золотого оружия, золотых поясов и запястий, драгоценных камней, в числе добычи был также золотой щит и золотые доспехи Рахзада. Поздно ночью персы отошли в свой лагерь и, покинув его, заняли крепкую позицию на поросшем лесом холме. В числе взятых в плен был знатный ибер, по имени Барсамусис. 303 Остатки армии Рахзада не представляли опасности, и Ираклий двинулся дальше по течению реки Заба. 23 декабря он получил донесение от разведчиков, что персы дождались подкреплений и идут следом за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ НОВАЯ [Греч. Μαρα Να] († ок. 903), прп. (пам. греч. 16 февр.). Источник Житие М. Н. сохранилось в 2 рукописях: Ath. Laura K 81, XIV в., и Vat. gr. 800, XIV или XV в. Дата его составления вызывала разногласия исследователей: одни из них относили создание Жития ко времени вскоре после смерти святой ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 565), другие - ко 2-й пол. X в. ( Баласчев. 1899. C. 205), третьи - к XI в., после смерти в 1025 г. имп. Василия II Болгаробойцы (напр., П. Петерс: ActaSS. 1925. P. 691). Последняя датировка была подробно аргументирована в исследовании А. Лаиу ( Laiou. 1996. P. 242-245). Житие М. Н. содержит богатый исторический материал, в т. ч. по византийско-болг. войнам, греко-арм. связям, искусствоведению. Житие Святая происходила из арм. семьи, переехавшей в К-поль в правление имп. Василия I (867-886). Отец М. Н. был военным, как и ее муж - друнгарий Никифор. М. Н. была образцовой супругой, кроткой и добродетельной. Ее благочестие выражалось не только в молитвах за богослужением и дома, но и в широкой благотворительности. Автор Жития отмечает, что М. Н. относилась к своим слугам не как к рабам, а как к членам семьи. Когда началась война с болг. царем Симеоном (894), муж М. Н. был назначен командиром турмы в г. Визия во Фракии. Святая последовала за ним на новое место жительства и там продолжила филантропическую деятельность. Она со смирением и благодарственными молитвами к Создателю перенесла смерть своих 2 малолетних сыновей, и в утешение Бог даровал ей близнецов, один из которых, Ваан, прославился в лике святых (см. в ст. прп. Марин (пам. греч. 2 июня)), а другой, Стефан, принял монашество с именем Симеон. Брат и сестра Никифора обвинили М. Н. в расточении имущества и в супружеской измене. Никифор, несмотря на то что М. Н. горячо отрицала свою вину и уверяла, что милостыня служит для спасения не только ее, но и его души, велел держать жену взаперти в спальной комнате. Однажды, разгневанный словами М. Н., которые в искаженном виде пересказали ему недоброжелатели святой, он стал избивать супругу. Пытаясь убежать, М. Н. получила травму головы и через неск. дней скончалась. Во время приготовления ее тела к погребению от него стало исходить благоухание. Когда были открыты сундуки и шкафы М. Н., то оказалось, что она продала все драгоценности и наряды, чтобы выручить средства для помощи нищим, выкупа заключенных и украшения церквей.

http://pravenc.ru/text/2562154.html

Статьи Пустующий шесть веков монастырь в горах Армении вновь стал действующим 26.07.2019 13:56 На юго-западе Армении, в 7 км от горняцкого города Капан, в горах, среди густого леса затерялся монастырь Ваанаванк, построенный в X веке. На территории монастыря находится усыпальница правителей средневекового армянского государства - Сюникского царства. К сожалению, в 1407 году в этих местах произошло сильное землетрясение, в результате которого монастырские сооружения были разрушены, а монастырская братия ушла. С тех пор в осиротевшем Ваанаванке не проводилось служб, и только с 1 апреля 2017 года Сюникская епархия Армянской Апостольской Церкви назначила сюда духовного настоятеля, армянина из Ирака иерея Аветика Мартиросяна. Нашим проводником к монастырю стал сотрудник Капанского краеведческого музея экскурсовод Давид Акопян. Пока мы ехали, он рассказал историю основания обители.  Ваанаванк (дословно монастырь Ваана) начал строить в 911 году первый настоятель новой братии Ваан – сын князя Дзагика. Монастырь начал строиться через пять лет после освящения Татевского монастыря, на церемонии которого присутствовали князья Сюникского царства, и сам правитель региона – армянский царь Смбат Первый Багратуни, который и решил строить возле города Капан духовный центр. Первой постройкой стала кафедральная церковь монастыря Св. Григория Просветителя с тремя несущими арками, притвором и оригинальными орнаментами на карнизах. Однако легенда гласит, что Ваан заболел «беснованием». Он ушел на несколько лет лечиться в пустынь Аристакеса, в монастырь Тандзапараха, что недалеко от монастыря Татева. Вернувшись после лечения Ваан продолжил и завершил строительство монастыря, пригласил к себе более ста монахов, основал монастырскую братию и примонастырскую школу. Здесь фактически образовался маленький городок. В общем же плане строительство монастыря длилось с 911 по 1045 год. В этот период были построены четыре храма; помимо церкви Св. Григория Просветителя это были храмы св. Сиона, св. Первомученика, св. Воскресенья, а немного позже в 1086 году сюникской царицей Софией и ее сестрой Катой была построена двухэтажная церковь Пресвятой Богородицы с притвором. Соавторы постройки этого храма не имели наследников. Они строили церковь с мольбой к Господу о детях. С тех пор в народе укоренилась традиция приходить в церковь Св. Богородицы с молитвой о зачатии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН [Греч. Μαρνος] († ок. 930), прп. (пам. греч. 2 июня). Сведения о М. содержатся в Житии прп. Марии Новой (BHG, N 1164). Святой был 3-м по старшинству сыном прп. Марии Новой и друнгария Никифора, в крещении он получил имя Ваан (эллинизированная форма арм. имени Ваган). При рождении Ваан был отмечен особым знаком - воинским поясом, идущим от правого плеча к левому боку, что являлось предзнаменованием его военной карьеры. Детство Ваан провел в Визии, женился на девушке из знатного рода, а затем служил в визант. армии в Силиврии, получив, как и отец, должность друнгария. Ваан отличался храбростью и благочестием. Как и его мать, он презирал материальные блага. Он раздавал щедрую милостыню, а свою часть военных трофеев делил между товарищами. Несмотря на житейские невзгоды, Ваан никогда не переставал славить Бога. Каждый день по окончании служебных обязанностей он совершал последование 12 часов, вычитывал всю Псалтирь, а ночью пел 40 канонов Пресв. Богородице, к-рые знал наизусть. В конце своей жизни Ваан заболел и отправился в К-поль. Там в тот момент находился его брат Симеон, подвизавшийся в мон-ре на горе Кимин (М. Азия). Он постриг Ваана в монашество с именем М. Через нек-рое время святой скончался и был похоронен в к-польском мон-ре Пресв. Богородицы «та Коронис» рядом с цистерной Аспара. Эта обитель упоминается только в Житии прп. Марии Новой; иером. Макарий Симонопетрит ошибочно считает, что она находилась на Пелопоннесе. Память М. отсутствует в визант. календарях, впервые она появляется в «Византийском Эортологии» М. Гедеона. Ист.: BHG, N 1164; ActaSS. Nov. T. 4. P. 692-705; Laiou A. Life of Saint Mary the Younger//Holy Women of Byzantium: 10 Saints " Lives in Transl. Wash., 1996. P. 261, 278-281, 284-286. (Byzantine Saints " Lives in Translation; 1). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 77; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 297; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 175. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН ГОХТНАЦИ [Ваан, Ваган из Гохтна (Колта); арм. (?) ] (ок. 700, обл. Гохтн - 737, Русафа (Сергиополь), Сирия), мч. Сергиопольский (Росафский), один из самых почитаемых святых Армянской Церкви. Мученичество В. Г. связано с событиями, относящимися к араб. завоеванию Армении (VIII в.), когда арабы столкнулись с упорным сопротивлением армян. В 705 г. в церквах Нахчавана и Храма были заживо сожжены 1200 арм. нахараров (князей), составлявших военную мощь арм. народа. Семьи их были угнаны в Сирию и проданы в рабство. Среди них был и Ваан, 4-летний сын кн. Хосрова Гохтнаци, сожженного в Нахчаване. В Дамаске он вместе с др. пленными был обращен в мусульманство, получил блестящее образование и впосл. достиг высокого положения при дворе халифа. В 719 г. при посредничестве арм. католикоса Ованнеса III Одзнеци пленные христиане получили свободу и право вернуться на родину. В. Г. также был отпущен, но с условием, что, приведя в порядок свои владения и назначив управляющего, вернется обратно в Дамаск к халифу Омару II. На родине В. Г. принял христ. веру и женился на дочери сюникского князя. Араб. власти стали разыскивать его, чтобы наказать как отступника от мусульманства. После 5 лет скитаний по Грузии и различным мон-рям Армении (732-737) В. Г. добровольно отправился в Сирию и явился ко двору халифа, чтобы либо получить разрешение на свободное исповедание своей веры, либо умереть за нее. Он был обезглавлен. Мученическая смерть В. Г. вошла во все арм. Четьи-Минеи и Прологи под 20 арега (28 марта). Повествование о мученичестве В. Г. было написано через 7 лет после его кончины Артаваздом, настоятелем мон-ря Еразгаворс. Это произведение, одно из лучших образцов арм. агиографии, пользовалось большой популярностью и было известно средневек. писателям. В. Г. посвящен также шаракам «Дивлюсь я», вошедший в корпус богослужебных песнопений; автором этого гимна считается сестра мученика - Хосровидухт. Ист.: BHO, N 1235-1236; Соперк (Мелкие арм. сочинения). Венеция, 1854. Т. 13. С. 1-60 [пространная ред.], 61-91 [краткая ред.] (на арм. яз.); Богослужебные каноны и песни Армянской Восточной Церкви/Пер. с древнеарм. яз. Н. Эмин. М., 1914. С. 339-340; Плач о бедах… и Мученичество св. Ваана//Арм. жития и мученичества V-XVII вв./Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч. К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994. С. 289-307. К. Тер-Давтян Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/149941.html

Апамея, г. 446 Аполлония, г. 199, 200, 387, 557 св. Апостолов церковь 472 Апрос, г. 217, 289 Апулия 7, 84, 88, 140, 142, 185, 339, 454–456, 460, 497, 520, 587, 596 Аравия 198, 380 Арамис, крепость 371 Арванон, см. Эльбасан, г. Аргирокастр, г. (Оллаика?) 317 Ареты, г. 108, 471 Арзен, р. 147, 153, 155, 352 Аркадия 451 Армениак, фема 59, 310, 311, 319, 395, 443 Армения 450, 545, 552, 576, 588, 612 Арменокастр, г. 405, 616 Арта, залив 503 Артах, г. 369, 604 Артиния, оз. 528 Асено, см. Асон, о-в Аскалон, г. 570, 578 Асканское озеро, Никейское озеро 387, 400, 571 Асон, Асено, Сасенс, о-в 281, 564 Аспр, см. Абраска, г. Атанасовское озеро (Священное озеро?) 554 Атлантический океан 56 Атталия, г. 312, 373 Афер, г. (на Кефалинии) 184, 185 Афер, г. (в Палестине) 520 Афины, г. 187, 195 Афины, храм 540 Афира, крепость 104, 284, 469 Афон, гора 450 Ахерон, см. Гликис, р. Аэр, г. 401, 615 Аэт, фема 371 Багдад, г. 190 Байбут, Паиперт, г. 306, 545, 576, 593 Балканский полуостров 507, 515, 562, 596, 612 Балканский хребет, Балканы, Гем 205, 395, 396, 530, 531, 555 Бари, г. 140, 279, 338, 452, 490, 497, 511, 568, 596 Белград, г. 560 Белые Церкви, г. 165, 505 Белятово, крепость 181, 201, 516 Беневент, г. 82, 459, 491 Беотия 465 Бизиньяно, г. 454 Битоль, Пелагония, г. 166, 348, 505–506 Благодатной богородицы монастырь 17 Блисн, г. 202, 530 Болгария 6, 23, 33, 502, 532, 544, 622, 623 Большая Преслава, см. Преслав, г. Большой дворец 16, 113, 258, 396, 398, 425, 429, 431, 437, 466, 473, 475, 550, 591, 611, 614, 625, 628, 629 Боруй, г. 212–214, 267, 542 Боспор, см. Босфор, пролив Босфор, Боспор, Дамалис, пролив 137, 138, 189, 196, 431, 546, 549, 557, 561, 565, 567, 582, 628, 629 Брабант 280, 281, 564 Браничев 394 Бриндизи, г. 28, 85–88, 138, 140, 182, 336, 462, 517, 596 Бриндизи, о-в 372 Будва, г. 524 Букефала, г. 418 Булгарофиг, г. 216, 227 Бургас, г. 554 Бургундия 581 Бутринто, г. 139, 182, 184, 518, 546 Буюк-Чекмендже, 539 Быстрый поток 300 Ваан, оз. 274, 557 Вавагора, горный хребет 499 Вавагора Вагора г. 155, 600

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26), а также левита из списка принимавших участие в починке иерусалимской стены (Неем 3. 17); в том же списке упомянут и Ваан (в синодальном переводе этого места он назван Ваана - Неем 10. 27; ср.: 1 Езд 2. 2). Лишь 2 имени (Реелай и Мисфар) нигде более в Библии не встречаются. Вслед за этим дается список «людей народа Израилева» (1 Езд 2. 2-35), к-рый можно условно разделить на 2 части: перечисление по семьям (1 Езд 2. 3-20) и перечисление по месту жительства (1 Езд 2. 21-35). Большая часть имен из 1-й ч. встречается и в др. местах Е. п. к., и в Книге Неемии (1 Езд 8, 10; Неем 10). Затем следует список различных храмовых служителей: священников (1 Езд 2. 36-39), левитов (1 Езд 2. 40), певцов (1 Езд 2. 41), сыновей привратников (1 Езд 2. 42), нефинеев (1 Езд 2. 43), «сыновей рабов Соломоновых» (1 Езд 2. 55-58). По необъяснимой причине священники оказываются гораздо многочисленнее (более 3 тыс. чел.), чем левиты (менее 75 чел.) и храмовые служители (менее 400 чел.). Возможно, этот факт имеет какое-то отношение к эпизоду в начале путешествия в Иерусалим, когда Ездра обнаружил, что среди его спутников отсутствуют «сыны Левия» (1 Езд 8. 15). Нек-рые из тех, кто не могли представить своей генеалогии, были «исключены из священства» (1 Езд 2. 62); упоминаемые, однако, в этом контексте «сыновья Гаккоца» (1 Езд 2. 61) в др. местах Библии фигурируют как полноправные священники (Неем 3. 4, ср.: Неем 3. 21; Езд 8. 33; ср.: 1 Макк 8. 17, где также говорится о сыне Гаккоца - το Ακκως). В 1 Езд 2. 60 упоминаются Делаия и Товия; про 1-го из них известно из элефантинских папирусов, что он был сыном некоего Санаваллата и одним из противников Неемии ( Grabbe. 1998. P. 15), а про 2-го - что он был одним из сподвижников этого Санаваллата (ср.: Неем 2. 10). В 1 Езд 2. 64-67 дается общее число пришельцев, а также их рабов и животных. Упоминаемые при этом 200 «певцов и певиц», по-видимому, не являются храмовыми служащими, т. к. о них говорилось ранее. Всего по указу Кира в соответствии с библейским текстом в Палестину вернулись 42 тыс. чел. Не все они были обречены на полную лишений жизнь беженцев, пришедших на незаселенную землю, т. к. некоторые из них везли с собой рабов, рабынь, имели коней, верблюдов и т. д. (1 Езд 2. 64-67), а также значительные средства, из к-рых были сделаны богатые взносы в сокровищницу Иерусалимского храма (1 Езд 2. 69). Заканчивается 2-я гл. сообщением о том, что все пришедшие, включая священников и левитов, расселились по стране и «стали жить... в городах своих» (1 Езд 2. 70).

http://pravenc.ru/text/189575.html

писания и толкователей, углубил свои познания в греческом языке и латыни. После смерти Иоанна Степанос Сюнеци был рукоположен на Сюникский престол епископом. Жизнь его трагически оборвалась в 735 г. Несмотря на короткую жизнь, Степанос Сюнеци оставил огромное литературное наследие. Перу его принадлежит множество речей, посланий, переводов, толкований, шараканов и т. д. Значительным вкладом в армянскую литературу и науку явились его переводческие и комментаторские труды. Прекрасный знаток греческого и латыни, Степанос Сюнеци оставил целый ряд переводов сочинений греческих авторов IV-V и VII вв. В этом обширном списке все сочинения Псевдо- Дионисия Ареопагита 134 , естественнонаучные труды Немесия Эмесского (IV-V вв.) «О природе человека» (переведен в 717 г.) 135 и Григория Нисского (IV в.) «О строении человека» (переведен в 717 г.) 136 , «Книга ученых бесед» Кирилла Александрийского (переведена в 715 г.) 137 , «Шестоднев» известного греческого поэта и философа VII в. Георга Писида 138 . К числу таких переводов относится также «Видение св. Мефодия», правда, из-за смерти Степаноса Сюнеци незаконченное. Оно представляет определенный интерес, поскольку греческий оригинал утерян, сохранились лишь латинский перевод и армянский, сделанный, согласно Броссе, на основании греческого оригинала 139 . Большое место в научном наследии Степаноса Сюнеци занимают его комментаторские труды, среди них «Толкование Грамматики Дионисия Фракийского», толкование книг Бытия, Иова, Иезекииля, Четвероевангелия и др. Степанос Сюнеци сыграл также большую роль в развитии армянской духовной музыки. Популярностью и известностью Степаноса Сюнеци объясняется тот интерес, который проявляли армянские средневековые писатели к его личности, и наличие в армянской литературе нескольких редакций его жития. Житие Степаноса Сюнеци было написано ранее X в. Этот первоначальный текст не сохранился. Однако сохранились четыре его редакции – Мовсеса Каланкатуаци (X в.) 140 , Киракоса Гандзакеци 141 (умер в 1271 г.), Мхитара Айриванеци 142 (1222–1289/91), Степаноса Орбеляна 143 (умер в 1304 г.) 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010