Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

царь Йездигерд II , к-рый в сер. V в. пытался насадить зороастризм в Армении, ограничил права ААЦ и отобрал право верховного судьи у К., передав его мобеду ( Егише. 1971. С. 39). В структуре церковной иерархии установление сана К. способствовало сохранению независимости ААЦ от внешних вмешательств. Чтобы возведение К. на престол не было ограничено выборами, был учрежден канон рукоположения К., подобно рукоположению др. церковных чинов. Он требовал присутствия определенного числа епископов, благодаря чему удавалось пресекать попытки посадить на арм. престол К. извне. Власть К. была связана с политико-гос. структурой и адм. делением Армении. В период правления рода Аршакуни (до 428) К. избирался на Соборах в присутствии царя, знати и духовенства; царю отводилась главенствующая роль. В IV - нач. V в. К. избирался из рода Партевов, откуда происходил свт. Григорий Просветитель. После смерти Саака I (439) К. начали выбирать из рода Альбианоса - жреческой фамилии, известной еще в дохрист. Армении. С ослаблением и падением царской династии Аршакуни, когда бóльшая часть Армении перешла под контроль Персидской державы, власть рода Альбианоса, к-рый был под покровительством Персии, окрепла. В этот период при выборах не только К., но и епископов кандидатуры утверждались персид. царем, и лишь рукоположение епископа осуществлял К. В VI-VII вв. род Альбианоса становится главенствующим на Соборах при избрании К. При этом персид. наместники (марзпаны) пытались отобрать у главы ААЦ административно-правовую власть, сохранив за ним только духовную. Известны неудачные попытки создания альтернативных престолов К. у армян-халкидонитов . Так, в 591 г. визант. имп. Маврикий на территории с центром в Аване (ныне в черте Еревана), в то время перешедшей под контроль византийцев, провозгласил К. Ованнеса Багаранци . В 969 г. Ваан I Сюнеци , заочно низложенный за стремление к сближению с армянами-халкидонитами, нашел убежище в арм. царстве Васпуракан и продолжал действовать как К. наряду с новоизбранным Степаносом III, в результате чего ААЦ была расколота, пока оба К.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Нерсес I Партев Великий, католикос (353 - 25.07.373); Шаак Маназкертци (373-377); Завен I Маназкертци (377-381); Аспоракес Маназкертци (381-386); свт. Саак (Исаак) I Партев Великий (387/88-425, удалился на покой, † 439); Сурмак (425-426); Баркишо Сириец (426-429); Самвел (429-434); вдовство престола в течение 10 лет; сщмч. Овсеп (Иосиф) I Вайоцдзорци (Огоцимци) (444-451, казнен персами); Мелите (Мелетий) I Маназкертци (452-456); Мовсес (Моисей) I Маназкертци (456-461); св. Гют Арахезаци (Вотмсеци) (461-471); Кристапор (Христофор) I Арцруни (475-480); св. Ованнес (Йовханнес, Иоанн) I Мандакуни (478-490; с 484/85 престол в Двине); Бабген I Вотмсеци (490-516); Самвел I (Самуил) Арцкеци (516-526); Муше I Айлаберци (526-534); Саак II Улкеци (534-539); Кристапор II (I) Тираринджци (539-545); Левонд I Ерастаци (545-548); Нерсес II Багревандци (548-557); Ованнес II Габелеанци (557-574); Мовсес II Еливардеци (574-604); Абраам I Албатанеци (606/07-610/15); Комитас I Алцеци (610/15-628); Кристапор III (II) Апахунеци (628-630); Езр I Паражнакертци (630-641); Нерсес III Таеци Ишханци Строитель (641-661/62); Анастас I Акорэци (661/62-667); Исраэл I Вотмсеци (667-677); Саак III Дзорапорци (677-703); Елия I Арчишеци (703-717); Ованнес III Одзнеци Философ (717-728); Давид I Арамонци (728-741; в Арамусе); Трдат I Вотмсеци (741-764); Трдат II Даснавореци (764-767); Сион I Бавонеци (767-775); Есайи (Исаия) I Елипатрушеци (775-788); Степанос (Стефан) I Двнеци (788-790); Овхаб (Иов) I Двнеци (790-791); Согомон (Соломон) Гарнеци (791-792); Геворг (Георгий) I Бюраканци (792-795); Овсеп II Парпеци (795-806); Давид II Какагеци (806-833); Ованнес IV Воваеци (833-855); Закария (Захария) I Дзагеци (855-876); Геворг II Гарнеци (877-897); Маштоц I Еливардеци (897-898); Ованнес V Драсханакертци (898-928, захвачен арабами; престол в Дзораванке); Степанос II Рштуни (929-930; с 927 престол в Ахтамаре); Теодорос (Феодор) I Рштуни (930-941); Елише (Елисей) I Рштуни (941-946); Анания I Мокаци (946-965, с 947 престол в Аргине); Ваан Сюнеци (968-969, низложен); Степанос III Севанци (969-971); Хачик I Аршаруни (973-992); Саргис I Севанци (992-1019, с 1001 престол в Ани); Петрос I Гетадардз (1019-1058, с 1048/51 престол в Севастии); Хачик II Анеци (1058-1065, с 1062 престол в Тавблуре); Григор II Пахлавуни Вкаясер (1066 - 3.06.1105, с 1066 престол в Цамндаве, с 1090 в Кесуни, Красный мон-рь); Барсег (Барсел) I Анеци (1105-1113, престол в Шугре); Григор III Пахлавуни (1113 - 17.08.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Некий юноша, родственник Феодора, узнав о его добродетельном житии, отправился из Едесы в Савину лавру с намерением постричься там в монашество. Святой отнесся к этому неодобрительно; но поддавшись убеждениям его, настоятеля и братии, он принял юношу, постриг, рукою священника облачил его в рясу и наименовал Михаилом. Молодой монах оказался на высоте своего призвания (§ 19). Он мастерски вил руками веревки (τν σειρν), называвшиеся по местному наречию μαλκια и κανσκια. Отправившись однажды в Святый Град и встретившись с лаврским странноприимцем (ξενοδοχε ξενοδοχε), он продал свое рукоделие и выручку принес Феодору, который передал деньги настоятелю, а кое что из них уделил нуждающимся (§ 20). Приступая к рассказу об арабских делах, агиограф начинает издалека. Сарацины овладели всеми странами Финикии и Палестины и царь Персов ( τν Περσν βασιλες) получил власть над ними. Началось это со времен Ираклиева внука Константа; Ромейское царство находилось в печальном состоянии. Увлеченный в монофелитскую ересь, Констант умертвил своего брата Феодосия, бесчестно привел святейшего Мартина, папу Римского, в Константинополь и сослал в Херсон, а исповеднику Максиму отрезал язык и правую руку, и подверг многих православных ссылке и заточению. Господь отступился от нас, и Финикия с Палестиной была предана в руки беззаконных. Персы, побежденные Ираклием, по смерти царя их Хозроя, были разбиты, и потому упомянутые страны и город Иерусалим со всеми его церквами наслаждались миром. Беззакония Константа вызвали гнев Божий: явился Магомет (Μωμεδ) и Персы с Арабами в несчетном количестве отправились в поход на Дамаск. Против них выступили стратиги Востока Ваан и Василиск, но были разбиты и 40,000 христиан погибло. Сарацины, разграбив Дамаск и овладев Финикией и Палестиной, заняли самый Иерусалим (§ 21). – Свидетельство это стоит в известной зависимости от греческих источников. По Феофану (I, 337), Арабов было несметное множество; стратилат Ваан просил помощи у царского (βασιλικς) сакеллария, и последний прибыл к нему; в битве войска под командою сакеллария были разбиты, и у обоих стратигов погибло 40,000 войска; сарацины заняли Дамаск и страны Финикии и затем двинулись в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Усвоение же Мелитону произведений, автором которых он в действительности не был, свидетельствует об уважении и известности, какими он пользовался в позднейшие века. Тем непонятнее столь печальная судьба его многочисленных произведений. В Парижском кодексе (914 г.) архиепископа Арефы Кесарийского (Cod. Parisinus 451) помещены два произведения афинского философа Афинагора (θηναγρου " Αθηναου φιλοσφου Χριστιανο): 1) «Прошение о христианах» (Πρεσβεα περ Χριστιανν, Supplicatio sive Legatio pro Christianis), и 2) «О воскресении мертвых» (Περ αναστσεως νεκρν, De resurrectione mortuorum). Известный издатель произведений апологетов O tto полагал , что подпись, говорящая о принадлежности этих сочинений философу Афинагору, сделана позднейшей рукой — XI в.; но более точные исследования показали, что она происходит несомненно от руки переписчика ее Ваана или же архиепископа Арефы, — в том и другом случае значение ее исторической достоверности повышается: Ваан надписывал на основании бывших у него рукописей, а ученый архиепископ Арефа — на основании предварительного исследования вопроса об авторе произведений. «Прошение о христианах»: время происхождения и содержание апологии «Прошение» адресовано императорам Марку Аврелию Антонину и Люцию Аврелию Коммоду (Ατοκρτορσιν Μρκω Αρηλω ντωννω κα Λουκω Αρηλω Κομμδω). Имя «Марка Аврелия Антонина» не требует никаких пояснений; что же касается Люция Аврелия Коммода, то в настоящее время всеми признано, что под этим именем разумеется не брат (по усыновлению) и соправитель Марка Аврелия — Люций Вер (ум. 169), а сын и соправитель Марка Аврелия — Коммод: Афйнагор ясно обращается к отцу и сыну: μν πατρ κα υ (cap. 18), а Люций Вер со времени своего возйшения в достоинство соправителя не носил имени Коммода. Оба императора называются μγιστοι ατοκρτορες [величайшие самодержцы (императоры)] (cap. 2; 18; cf. 13), но так как Коммод получил титул ατοκρτωρ (imperator) только в ноябре 176 г., то апология могла быть написана только после этого времени и до 17 марта 180 г., когда умер Марк Аврелий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Camb., 1939r. Vol. 4: The Persian Empire and the West. P. 25). Эти и др. свидетельства являются аргументами в пользу историчности событий, описанных в 1-й гл. (более подробно см.: Yamauchi. 1980. P. 201-203). Во 2-й гл. рассказывается о расселении людей, «возвратившихся в Иерусалим и Иудею» (1 Езд 2. 1). Они названы «сынами страны» (    - 1 Езд 2. 1), где «страна» (букв.- провинция) означает, вероятно, персид. пров. Йехуд (Иудея), в к-рой будут жить бывш. пленники. Приводимый список перечисляет жителей страны, упоминая лишь переселенцев из Вавилона; при этом ничего не говорится о тех, кто, возможно, жили на этой земле прежде, во время плена. Зоровавель. Фрагмент росписи сев. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Зоровавель. Фрагмент росписи сев. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Называются руководители «народа Израилева»: Зоровавель, Иисус, Неемия, Сараий, Реелай, Мардохей, Билшан, Мисфар, Бигвай, Рехум, Ваан (1 Езд 2. 2). Нек-рые из этих имен фигурируют и в др. местах Е. п. к., а также в Книге Неемии и в др. книгах Библии. Иисус и Зоровавель оказываются руководителями переселенцев в рассказе 3-5-й глав Е. п. к. Неемия во всех проч. упоминаниях в Библии (кроме, по-видимому, Неем 4. 16) является главным действующим лицом одноименной книги, правителем пров. Иудея. Сараий назван отцом Ездры (в синодальном переводе этого места он назван Сераия - 1 Езд 7. 1; возможно, речь не идет о кровном родстве; см. в ст. Ездра ). Мардохей - одно из главных действующих лиц Книги Есфири. Бигвай упоминается вскоре в качестве основателя многочисленного рода (1 Езд 2. 14); есть предположение, что это вариант имени упоминаемого в арам. текстах из Элефантины правителя Иудеи Багохи ( Grabbe. 1998. P. 13). Билшана иногда отождествляют с Бишламом, который участвовал в написании Артаксерксу письма об Иерусалиме (1 Езд 4. 7). Имя Рехум приведено несколько раз в разных контекстах. Так звали персид. чиновника при Артаксерксе (1 Езд 4. 8-9, 17, 23), одного из иудейских «глав народа» (Неем 10.

http://pravenc.ru/text/189575.html

218, бел. I).     961 Агафоника — к югу от Адрианополя (Златарски, История..., II, стр. 218, бел. I).     962 Аврилево — к северу от Скутари (Златарски, История.., II, стр. 218, бел. 2).     963 В. Томашек (Thomaschek, Zur historischen Topographie..., S. 75) полагает, что Хили находилось на Босфоре. Б. Лейб (Leib, Alexiade, II, р. 205) весьма неопределенно помещает его «между Сангаром и Аполлонией».     964 Исмаилиты (ο το σμαλ ), согласно библейской легенде, — потомки Исмаила, сына Агари, были родоначальниками арабских племен. Под исмаилитами часто имеются в виду вообще мусульмане, и в том числе турки.     965 Мариандины, согласно ряду античных авторов, — народ, обитавший в северо-западной части Малой Азии (см. RE, Hlbd 28, col. 1747—1749).     966 Озера Ваана (τς Βαανης λμνης). Β. Томашек (Thomaschek, Zur historischen Topographie..., S. 7) и вслед за ним Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., p. 194, n. 8) считают, что Анна таким образом называет оз. Софон к востоку от Никомидии. По мнению Гликаци-Арвейе (Glykatzi-Abr-weiller, Les fortesses..., р. 184, n. 19), Ваан — нынешнее оз. Сапанджа.     967 Анастасий Ι (491—518).     968 Сидира, т. е. «железное».     969 Обе лакуны легко восстанавливаются из контекста: 4-й индикт 6604 (1096) г.     970 Анна начинает рассказ о Первом крестовом походе и об основании латинских государств на Востоке. Эти события отражены во многих западных и восточных источниках, им посвящена огромная научная литература (библиографию см. в кн. маяег, Bibliographie...).    Труд Анны — единственный полноценный греческий нарративный источник о Первом крестовом походе. Зонара посвящает ему 15 строк (Zon., XVIII, 24), Михаил Глика, переписывающий Зонару, — 10 (Glycas, IV, р. 62), Скутариот — 20 (Anon. Syn. Chron., pp. 184—185). Судя по тексту Анны (и Зонары), крестовый поход оказался для Алексея полной неожиданностью. Однако, по сведениям некоторых западных источников, Алексей не только знал о готовящемся походе, но и сам в какой-то степени спровоцировал его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Риторические мученичества или вступления к ним в основном принадлежали крупным литературным деятелям. Большая их часть написана известными авторами Григором Хлатеци (XIV–XV вв.) и Аракелом Багишеци (XV в.), которые, кстати, известны также своими похвальными словами. Начиная с XII в. характерным для армянской мартирологии направлением стало «народное направление». В связи со все ухудшающимся положением армянского народа возросла практическая роль этих памятников, расширилась сфера их применения. Варварские походы, опустошение страны, истребление, насильственное переселение армян и рост мусульманского элемента особенно в XIV – XV вв. поставили под угрозу само физическое существование народа. Не случайно мусульмане с этого времени становятся персонажами армянских мартирологов, а социальный круг героев мученичеств расширяется. Место военачальников, воинов, мучеников княжеского происхождения раннего периода (Сандухт, Воскяны, Сукиас и его сподвижники, Григорий Просветитель, Рипсимэ, Атом, Шушаник, Ваан Гохтнаци, Амазасп и Саак и др.) занимают представители широких народных масс: простые крестьяне, ремесленники, купцы, на плечи которых всей тяжестью ложилось иноземное иго. Таковы мученичества Егисабет из Харабаста (1391 г.), Тамар Мокаци (1398 г.), Химар Ванеци (1438 г.) и многие другие. Героями этих мученичеств являются женщина-пекарь, простой крестьянин, уличный певец, женщина легкого поведения. Значительное место занимают также представители духовенства, которые в условиях потери государственности пользовались у христианского населения большим авторитетом. Расширяется и круг авторов мученичеств. С XII в. ими становятся очевидцы, люди, лично знавшие мученика, священники, простые писцы, а также вардапеты. Благодаря этому в мартирологах легко обнаружить много общего с памятными записями. Преобладают памятники, написанные народным, разговорным языком. Если, с одной стороны, эти явления были связаны с тенденцией развития всего литературного процесса, то с другой – они были результатом осознанного отношения. Мученичества, написанные простым языком, были понятны и доступны самым широким слоям населения и в жестокой борьбе за существование могли стать примером для подражания. С массовым распространением и пропагандой житий и мученичеств было связано и появление армянского Пролога 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Герои собственно мученичеств – это также погибшие в освободительной борьбе армянские военачальники и воины или отпрыски нахарарских родов. Они выступают как хозяева своей страны, ее духовного наследия, как потомки и носители определенных культурных традиций. Рядом и вместе с именем Христа Шушаник называет имена своих отцов, просветителей Армении и героев освободительной войны. Ваан Гохтнаци умоляет арабского халифа разрешить ему вместе с пленными армянами возвратиться в Армению, дабы увидеть, «в какой мере разорена страна, отчизна... владения». Частный факт мученичества в этих памятниках представлен как следствие определенных политических условий. Взаимосвязь и сплетение всей обстановки и мученичества, причины и следствия, наличие национального достоинства у героев, готовность умереть во имя этой идеи – вот общее, характерное для мученичеств Шушаник и Ваана Гохтнаци. Заметим, что эта черта особенно присуща мученичествам V–VIII вв., т. е. периоду, когда еще существовал военный потенциал армян – нахарарство со своим войском, которое вело активную борьбу с завоевателями. Именно в произведениях этого времени мученики являются идейными героями, очень часто – представителями военного и нахарарского сословия. Основная часть памятников V в. отличается повествовательностью, стройной композицией, последовательностью рассказа и чистым слогом, характерным для многих произведений классического древнеармянского языка. Мартирологи VI–IX вв., за исключением «Мученичества Ваана Гохтнаци», в художественном отношении довольно стереотипны. В изображении героев усилена тенденция к абстрактности, отвлеченности. Мученики – похожие друг на друга условные образы. Все памятники, как правило, пестрят библейскими сентенциями и назиданиями. В подражание древним мартириям основное место в повествовании уделено самому факту мученичества (мученичества Иезидбузида, Давида Двинеци, Амазаспа и Саака). Со всеми подробностями описывается несгибаемая стойкость героя в вере и его пренебрежение к смерти. Для обрисовки положительного героя авторы часто прибегают к конкретному предметному изображению евангельских изречений, копируя даже сцены казни с евангельского описания распятия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

На арабское владычество народ и церковь ответили чередой мучеников и святых, что было связано с тем, что арабы истребляли армян не только по политическим соображениям или из корыстных побуждений: многие были преданы смерти по религиозным мотивам. Такова, например, история братьев Амазаспа и Саака Арцруни, убитых по приказу халифа в 786 г. Братья были известны не только как участники многочисленных восстаний против халифата и владели спрятанными от арабов сокровищами, но и своей приверженностью христианской вере, что подтверждается историей младшего брата Меружана: когда он все же стал вероотступником, арабы его не только пощадили, но и поставили во главе Васпуракана (Васпураканского царства). «Плач о бедах, которые в 152 г. 43 г.] причинил нашей стране Армянской южный народ исмаильтян пожарами и пленением, а также мученичество сына Гохтанского владетеля Хосрова св. Ваана, преставившегося в 185 г. г.], через 33 года после угона армян в [арабский] плен» повествует о частых случаях, когда армянские князья добровольно шли на мученичество, рассматривая его как награду за веру. Ваана, сына богатого феодала из Гохтна (Сюник), четырехлетним ребенком арабы увезли в Дамаск, где он жил при дворе халифа, принял ислам , стал секретарем канцелярии и советником халифа. Спустя годы халиф по ходатайству католикоса Ованеса Одзнеци позволил пленным армянским детям, достигшим совершеннолетия, вернуться на родину. Ваан отправился в Армению, обещав халифу вернуться, но на родине узнал о смерти халифа и решил, что свободен от своего обещания. Он вернулся к христианству, женился и стал править землями своего погибшего отца. Однако новый халиф потребовал возвращения Ваана и начал повсеместно разыскивать его. Несколько лет Ваан, оставив семью и дом, вынужден был скрываться в монастырях, но всюду, куда бы он ни приходил, приютившие его оказывались в опасности. Тогда Ваан решил сдаться, выразив при этом желание жить на родине и следовать своей вере. Его немедленно заключили в тюрьму и подвергли пыткам, предлагая отречься от Христа и принять ислам. Однако Ваан «предпочел смерть за Христа преходящей жизни». Халиф приговорил Ваана к казни, которая состоялась в понедельник перед Пасхой 737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010