Персид. власти преследовали католикоса Саака I в последние годы его жизни, и он, поставив во главе Церкви М. М., уединился в мон-ре. По смерти католикоса Саака (439) М. М. прожил всего год и после непродолжительной болезни скончался. Арм. князья, Ваан Аматуни и Амаяк Мамиконян, брат полководца Вардана Мамиконяна, и все пришедшие на церемонию похоронили его в с. Ошакан (в 30 км от совр. Еревана). Согласно Корюну, при кончине М. М., когда он в последний раз молился за своих учеников и за народ, произошло чудо - явился светоносный крест на стене того здания, где находился М. М. Над его могилой была построена церковь, к-рая до наст. времени является местом паломничества. Армянский алфавит Армянский алфавит М. М. содержал 36 букв (7 гласных и 29 согласных) и почти в неизменном виде дошел до настоящего времени. Лишь в кон. XII в. были добавлены буквы «» (о) и «» (ф). Основы алфавита просты. 1. Одному звуку соответствует одна буква; исключение составлял знак «» (у) из 2 букв. 2. Использован принцип горизонтального письма слева направо, как в греческом. 3. В отличие от греческого в армянском языке нет диакритических знаков, что упрощает письмо и произношение. 4. В арм. алфавите есть буква «», к-рой соответствует звук «», но т. к. этот звук очень часто используется, М. М. составил правило для произношения этого звука в большинстве случаев в середине слова без написания соответствующей буквы. При расположении 36 букв в 4 ряда по 9 букв арм. буквы использовались также для указания чисел в соответствии с десятичной системой. По мнению мн. лингвистов, арм. алфавит, созданный М. М., является одним из самых совершенных в мире. Сочинения М. М. приписываются «Многовещательные речи», к-рые до XX в. считались произведением св. Григория Просветителя . Вполне вероятно, однако, что М. М. лишь переводил речи с греческого и редактировал их. Х. Григорян, А. Мартиросян Гимнография Согласно средневек. источникам, М. М. еще в годы своего отшельничества сочинял духовные песни. После создания алфавита, когда жизненной необходимостью стала задача арменизации богослужения ААЦ, песнопения М.

http://pravenc.ru/text/2563034.html

Если не считать самостоятельной истории о мученичестве Михаила Савваита, в «Житии святого Феодора Едесского» два фрагмента специально посвящены исламу: вступление, где автор объясняет причины появления и распространения религии Мухаммеда, и рассказ об обращении Мавии. Во вступлении Василий сообщает о причинах захвата христианских земель иноверцами, дает этому духовную оценку и связывает с современным состоянием христиан под мусульманским игом. Он описывает, каким мучениям подверг император Констант святых папу Мартина и преподобного Максима Исповедника, и после этого замечает: «Тогда же появился нечестивый Мухаммед, и персы вместе с арабами с неисчислимой армией подступили к Дамаску, который не смогли защитить два полководца, Ваан и Василиск». После разгрома их армий Финикия и Палестина, включая святой город Иерусалим, были захвачены мусульманами (гл. 21). «Итак, святой город и прочие святые места были захвачены злыми и нечистыми сарацинами из-за грехов наших, и доныне те удерживают их и властвуют. Христиане же, крещенные во имя Отца и Сына и Святого Духа… живут среди них, как овцы среди волков… церкви и монастыри – под гнетом и тяготами» (гл. 22). Здесь автор «Жития» предлагает традиционное в средневековой христианской письменности объяснение случившихся несчастий следствием грехопадений и отступничества от Бога. И говорит, что причины побед мусульман над христианами не только в преступлениях живших в прошлом еретиков-императоров, но и в том, что каждый христианин своими грехами дополняет общую меру грехов христиан. Однако автор «Жития» путает исторические события. По этому поводу Васильев замечает: «Конечно, было бы напрасно ожидать исторической точности от автора “Жития”. Известно, что появление Мухаммеда и завоевания Палестины и Сирии арабами имело место во времена не Константа, а Ираклия. Но сочинение в житийном жанре требовало, чтобы жестокий и нечестивый император получил божественное наказание типа вторжения Мухаммеда, и Констант был таким императором. Кроме того, “Житие” приписывает завоевание Палестины и Сирии арабами исключительно Мухаммеду, который, как основатель нечестивой религии, полностью затмил тех халифов, которые и совершили реально арабские завоевания» .

http://pravoslavie.ru/4361.html

Крах вост. политики императора не только привел к падению популярности И., но и воспринимался им самим как личная трагедия. Вернувшись на Босфор, он долгое время не хотел посещать К-поль, жил в Иеррии и, вероятно под влиянием неких предсказателей, заявлял, что по обету не может покидать сушу и вступать на палубу корабля. Спустя неск. месяцев для И. возвели временный мост через Босфор, загородив его с боков так, чтобы И., проходя по нему, не видел воды и тем самым не нарушил данного обета ( Niceph. Const. Brev. hist. 24-25). Мнительность императора, возможно, свидетельствует о его тяжелом моральном состоянии. В 638 г. в К-поле был раскрыт заговор против И. Его приближенные и военные - магистр Феодор (племянник И.), Ваан Хорхоруни и некоторые др. представители арм. знати - намеревались убить И. и возвести на престол его внебрачного сына Иоанна-Алариха. По приказу И. главным участникам заговора отрезали носы, отрубили правые руки и отправили в ссылку, арм. нахарары, участвовавшие в заговоре, были высланы из Византии ( Себеос. 1862. Гл. 29. С. 113-115; Niceph. Const. Brev. hist. 24). В К-поле И. стремился поддерживать престиж власти и своей семьи. Он регулярно участвовал в праздничных церковных и светских церемониях в соборе Св. Софии и на ипподроме. 4 июля 638 г. провозгласил сына Ираклону соправителем, тогда же получили ряд новых титулов остальные дети И.: сыновья Давид и Марин стали кесарями, дочери Августина и Мартина - августами. 1 янв. 639 г. Ираклона вступил в должность консула ( Niceph. Const. Brev. hist. 26; Const. Porphyr. De cerem. P. 627-629). Т. о., к моменту смерти И. его соправителями являлись августа Мартина, старшая дочь Епифания-Евдокия, сыновья Константин III, Ираклона и Давид. В действиях И. прослеживалось стремление обеспечить высокое положение детям от Мартины. Провозгласив Ираклону императором, И. поставил его в один ранг с Константином III, сыном Фабии-Евдокии, и тем самым уравнял детей Фабии и детей Мартины, что усложнило внутрисемейные отношения.

http://pravenc.ru/text/673855.html

На соборе присутствовало несколько высоких гражданских сановников, но число епископов сначала было крайне малым, и хотя после оно постепенно возросло, однако же не превосходило еще шестидесяти во время девятого заседания и ста двух или ста девяти на девятом и последнем 3204 . В первый день был принят приговор последнего римского собора против Фотия, и требование подписать его предъявлено было всем епископам, которые прибыли на собор и после 3205 . Второе, третье и четвертое заседания были главным образом посвящены делу епископов и духовенства, которые, будучи рукоположены Игнатием или его предшественником, подчинялись Фотию. Они признались в своем заблуждении, заявляя, что они вынуждены были совершить его силой или обманом, и приняты были в общение под условие исполнения некоторых покаянных подвигов. На четвертом заседании происходил горячий спор епископом, по имени Феофилом, который твердо держался своей преданности Фотию. В пятый день вызван был сам патриарх, и отвечал на обращенные к нему вопросы достойным молчанием. Побуждаемый говорить, он отвечал, что Бог слышит и молчащих. «Твоим молчанием », – сказали римские легаты, «ты не избегнешь большого осуждения». «Не избег, значит, осуждения», – отвечал он, «и Христос своим молчанием», и затем опять стал сохранять свое прежнее безмолвие. Когда гражданский председатель собора, Ваан, относившийся к нему с любезностью, непохожей на отношение духовенства, после спросил его, что он может привести в свое оправдание, то Фотий отвечал: «мое оправдание не в этом мире» 3206 . На шестое заседание явился сам император, и заявил собору, что он не присутствовал на его прежних заседаниях с целью избегнуть предположения, будто он хочет повлиять на его решение касательно Фотия. Но дело патриарха было еще не закончено. Он потребован был на собор в седьмой день, и вошел опираясь на посох. «Возьмите у него посох», – сказал римский легат Марин, «это знак пастырского достоинства». Преданные ему епископы напрасно ссылались на каноны. Против Фотия и его приверженцев были произнесены анафемы, с наделением их имен самыми отвратительными эпитетами; сочинения и документы в его пользу были сожжены, и как бы в знак того ожесточения, которым одушевлен был собор, осуждение патриарха, будто бы, подписано было вином из евхаристической чаши 3207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как хотел Адриан, так все и было сделано. Ибо, как скоро послы с грамотами его прибыли в Константинополь, Император Василий созвал Собор 6 октября 869 года по Р.Х., в 3-м году своего царствования, на котором кроме самого Императора, двух сыновей его, Константина и Льва, трех адриановых легатов, Патриарха Игнатия и наместников восточных патриарших престолов (о которых, впрочем, говорят, будто это были измаилитские послы, незадолго пред тем присланные в Константинополь от восточного эмира), присутствовали епископы, собравшиеся из восточных епархий, всего числом 102. 23 октября было пятое заседание этого Собора, который у латинян называется Восьмым Вселенским. Император повелел явиться тогда на Собор и Фотию, и когда дали знать об этом Отцам, то легаты Папы Адриана требовали, чтобы он введен был не духовными особами, а светскими, что и было исполнено. На пути Фотий сказал им, что он идет не по своей воле, а по принуждению, и потому намерен не отверзать уст своих, по словам Давида: рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило (Пс 38:2). Но синкелл Илия в укоризну ему отвечал, что на упорных преступников также написано в псалмах: броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к тебе (Пс 31:9). По прибытии на Собор его спросили, соглашается ли он на определения Римских епископов, то есть на то, что постановил прежде Папа Николай, а потом на последнем Соборе Адриан, но Фотий ничего не отвечал. Когда легаты сказали, что молчание его оскорбительно для Собора и обличает в нем явного и непростительного преступника, Фотий отвечал: " Бог слышит голос мой и тогда, как я молчу " . Когда они опять сказали, что молчанием он обвиняет сам себя, Фотий отвечал: " И Иисус осужден, когда молчал " . Между тем прочитаны были некоторые послания, писанные Папой Николаем, и после того патриций Ваан, обратившись к Фотию и заметив, что на этом Соборе присутствуют архиереи как Востока, так и Запада, советовал ему защищаться, потому что, когда дверь затворится, то некому будет снова отворить ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Между тем рассвирепевший главный палач говорит ему: – Ты не пожелал прислушаться к моим словам, и ныне я совершу над тобой то, что приказано мне. Святой отвечает ему: – Вы, видимо, привыкли пренебрегать приказом вашего начальника, я же не могу преступить заповеди моего небесного царя. И главный палач ударил его и, как ему повелели во дворце, сверкая обнаженным мечом [для устрашения], стал наносить ему легкие раны, из которых пошла кровь. Однако он не дрогнул. И вновь обращается к нему палач: – Что бы ты желал? А святой отвечает: – Свершай, что задумал. И ни слова более. А убийца говорит вновь: – О несчастный, наступил горестный для тебя день, но ты будешь жить, если пожелаешь. Почему же ты не избрал жизнь, а возлюбил смерть? Святой ответил: – Я предпочитаю смерть за Христа преходящей жизни. Тогда палач повелел ему подставить шею и, подняв меч, отрубил ему голову и тут же ушел. Умер святой мученик Христа, блаженный и великий Ваан в 17-й день марта, в постный понедельник предпасхальной недели, в девять часов, в 27-й день месяца марери 990 . VIII. Были там приближенные двора, слышавшие и видевшие все – как кровь, текущая с мученика Христова, собиралась в одно место. И видевшие эти чудеса в момент его смерти рассказывали, что лицо его излучало величие и было озарено чудесным сиянием. Христиане, дожидавшиеся, чтобы немедля взять мощи святого, от страха не могли приблизиться. Упавшее святое тело [палач] положил туда, куда бросали [тела] казненных. И обычно к тому месту подбирались собаки. Как только наступила ночь, они окружили тело. Выждав некоторое время, они неожиданно начали драть друг друга клыками и разбежались. На следующий день, не знаю, ночное ли видение или что иное навело ужас на [арабов], главный евнух вышел со двора и позвал: «Есть ли здесь кто из христиан? Пусть пойдет возьмет тело и похоронит согласно своим обычаям». Подошедшие же христиане боялись [взять]. «Я не лукавлю, берите с миром », – [сказал он]. И, когда [эта] весть распространилась, стеклась толпа христиан, собрала достохвальную кровь победителя, мученика Христова, и вырыла яму. Любовь [христиан] была настолько сильна, что вызвала в толпе ссору. Тут находились и греки, и яковиты, и много мужчин и женщин несториан. Взяв кровь и кусочки одежды [святого], они умиротворились. И пришли к соглашению относительно мощей святого, говоря: похороним пока мученика на кладбище чужеземцев, а мученик впоследствии воздаст достойному. Они понесли, положили его туда, сверху поставили тесанный с четырех сторон камень и разошлись восвояси. Но затем стали опасаться, как бы кто не похитил славное тело.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Апелат, сын перса, лишился жизни, пожираемый червями. Константин Токсара умер, пораженный мечом в феме Кивирреотов. А Мариан, брат императора, сломал себе ногу, упав с коня, и когда нога его загнила, умер от червей. 3. Император, пройдя в день Рождества в процессии в Великую церковь , крестил Стефана, своего сына 1073 . Приведя белых коней с колесницей, он сел на нее вместе с августой, и препозит Ваан вез с ними ребенка до дворца, а император бросал по дороге консульские дары. 4. Случилось сильнейшее землетрясение на святого Полиевкта 1074 , так что земля тряслась сорок дней и сорок ночей. Упал тогда и шар с животного на Форуме и церковь Пресвятой Богородицы, называющаяся Сигма, так что все певшие там погибли. А философ Лев, оказавшись там, говорил певчим и всем бывшим там, чтобы они вышли из церкви, но они, не поверив ему, все погибли. Сам же философ, встав у колонны под балкой 1075 , спасся вместе с двумя другими, и еще только пятеро других – под амвоном. 5. Патриарх Фотий, когда император пришел в церковь и собирался причаститься, назвал его разбойником и убийцей, недостойным божественного причащения. А тот, разгневавшись, послал в Рим, получил с римскими епископами томос, изгнал его с престола и назначил патриархом иже во святых Игнатия во второй раз 1076 . 6. Родился император Александр от Евдокии Ингерины – родной сын Василия 1077 . 7. Отправился император в поход против агарян в Тиврике 1078 и, завязав сражение, был побежден. И, часто сражаясь с агарянами, он потерял многих ромеев. А при этом бегстве императора Феофилакт Авастакт, отец Романа, воцарившегося впоследствии, спас императора, почти уже схваченного агарянами, – император разыскал его после этого, нашел и узнал (ведь многие говорили императору: «Это я»), но тот, отвергнув награду, попросил места василика 1079 , которое и получил. Вернувшись же в Город, император отправил Христофора, своего зятя, в Тиврику, и тот, одержав величайшую победу, разоряет ее, разрушив до основания 1080 . 8. Патриарх Игнатий построил церковь в эмпории Сатира 1081 , очень красивую, во имя архистратига Восходящего, и основал мужскую обитель, где и покоится тело этого патриарха. 9. Когда Фекла, сестра императора [Михаила], послала к императору с каким-то вопросом Метрия, своего человека, то император спросил его: «За кем твоя госпожа?» Тот сказал: «За Неатокомитом». Тотчас же император, послав, привел его, побив, постриг и облачил в монашеское одеяние. Точно так же, послав Прокопия, своего протовестиария, он побил и Феклу – тот, взяв все ее деньги, принес императору. А Неатокомита после этого он сделал икономом в Великой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лазар показывает себя тонким знатоком политики того времени, когда персы, назначая армян–отступников на государственные должности, пытались изнутри расколоть армянское общество и Церковь , чтобы предотвратить всякую возможность неповиновения. Историк бичует моральное разложение и упадочничество, царившие в Восточной (Персидской) Армении во второй половине 5 в., гневно характеризуя современников как «мужей негодных... достойных ненависти целомудренных людей... бежавших из страны из-за гнусных дел своих... рыщущих в горах... главарей разбойников, виновных в кровопролитии, блюдолизов, придир, кляузников, обманщиков, болтунов». Результатом падения нравов стало полное моральное разложение многих представителей знатных родов, разрушение традиционного семейного уклада, ослабление влияния знати на народ: «Благодеяние исчезло, мудрость иссякла, храбрость сокрылась и умерла, христианство спряталось, а некогда прославленное войско армянское, столь выделявшееся среди других войск, и знаменитые своими победами полководцы ныне сделались предметом насмешек». Ваан Мамиконян, герой Лазара, желая преодолеть эти тенденции, требует от персов не оказывать давления на армян-христиан, не обращать их насильно в зороастризм и вывезти из Армении зо роастрийские жертвенники и алтари; отличать знатных от незнатных, не назначать на должности и не оказывать почести за отступничество (за переход в зороастризм); ввести в правило личное царское судебное расследование. 222 История Лазара Парпеци была переведена на французский язык (в 1843 и 1869 гг.) и издавалась на армянском языке в Венеции (в 1793, 1873, 1891 гг.) и Тифлисе (1904 и 1907 гг.); отдельно «Послание Вагану Мамиконяну» было опубликовано в Москве в 1853 г. и в Петербурге в 1898 г. См.: Лазар Парпеци. История Армении и Послание к Вагану Мамиконяну/Подг. текста Г. Тер-Мкртчяна и Ст. Малхасянца. Тифлис, 1904 (на др.-арм. яз.); 2-е изд.: Тифлис, 1907; Lazare de Pharbe. Histoire d’Armenie/Trad, pour la premiere fois en francais et acc. de notes hist, et critiques, par le P. Samuel Dr. Ghesarian/Collections des historiens anciens et modemes de TArmenie. T. 1. Paris, 1869. P. 253–368;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христолюбивое воинство св. Вардана стало очищать страну от персов. Множество городов и сел было освобождено от засилья персов, капища были разорены, храмы и монастыри стали восстанавливаться. Весь народ, радуясь, говорил: «Наш отец – святое Евангелие, а Матерь – Апостольская и Кафолическая Святая Церковь». Одновременно восставшие армяне послали делегацию в Константинополь, прося императора Маркиана (450457) послать им в помощь войско. Однако император ромеев, борясь с угрозой гуннов, не посчитал возможным начать войну с Персией. Несмотря на отрицательную позицию христианской империи, армяне не переставали посылать новости в Константинополь, прося молитв своих единоверцев. Их единственной надеждой теперь оставался лишь Господь. Тем временем правитель Армении Васак, который вначале стоял в первых рядах восставших, поменял свою позицию и перешел на сторону персов. Васак сам начал гонения на христиан, грабя храмы, заключая в тюрьмы священников и борясь против св. Вардана. Таким образом, восстание против персов перешло в гражданскую войну, т. к. общество разделилось на два противоборствующих лагеря. Йездигерд в конце концов решил направить в Армению войско для окончательного подавления восстания. Св. Вардан продолжал вести свое войско, хотя из-за интриг Васака многие оставили его. Вера спарапета была сильнее окружавшего его отчаяния. В пятницу Пятидесятницы 451 г. армянское войско численностью в 66 тысяч человек дошло до поля близ деревни Аварайр. Вместе с войском находились Католикос Иосиф, знаменитый иерей Леонтий (Гевонд), епископы и священники. В лагере св. Вардан читал своим воинам книгу Маккавеев, воодушевляя их подвигами героев Священного Писания. В ночь перед сражением иереи отслужили Божественную литургию и, окрестив оглашенных, причастили всех воинов Св. Христовых Таин. 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день. Персидское войско насчитывало 200 тысяч человек, в войске находились боевые слоны. На поле битвы они оставили около 3500 убитых, причем в основном из военачальников. Армянское войско потеряло 1036 воинов. На поле пал св. Вардан вместе со своим братом Амазаспяном, а также князья Хорен, Артак, Тачат, Амаяк, Нерсэ, Ваан, Арсен и Гарегин. Армянское войско, лишившись своих начальников, не смогло продолжить битву и рассеялось. После Аварайрской битвы многие из восставших были арестованы. Католикос Иосиф, иерей Леонтий и другие священнослужители были преданы мученической смерти в глубинной Персии. Позже в одной из битв пал и брат св. Вардана св. Амаяк Мамиконян.

http://pravoslavie.ru/113188.html

Имп. Василий решился взять у Фотия все рукописи и бумаги, которые тот взял, уходя с патриаршества. Не смотря на то, что Фотий клялся, что у него ничего нет, препосит Ваан (Βανης), посланный к нему, забрал у него семь полных мешков, запечатанных свинцовою печатью. Тут оказались две книги, писанные золотом и серебром, в шелковом переплете; одна из них содержала семь соборных деяний (фантастичных и действительных) против Игнатия. В начале их при каждом деянии рукою Сиракузского архиепископа Григория Асвесты (σβεστς), известного живописца, был изображен Игнатий. В первом деянии его влекут и бичуют, подпись «диавол»; во втором на него плюют, с подписью «начало греха»; в третьем его извергают с престола, надпись «сын погибели»; в четвергом он изображается связанным и изгоняемым, с надписью «скупость Симона мага»; в пятом на шею Игнатия надето дерево, с надписью «превозносящийся выше Бога и святыни»; в шестом изображен осужденным, с подписью «мерзость запустения»; в седьмом его влекут и обезглавливают, с подписью «Антихрист». Я, пишет Никита, умолчал бы об этом, если бы не видел авторов, содеявших это, и близких к ним лиц, которые не только не краснели, но гордились, приписывая Фотию славу святости. Очевидцы, присутствовавшие при чтении деяний, уверяли, что против Игнатия было выставлено 52 обвинения; в конце каждого из них оставлено место для подписи лиц, которых бы удалось подкупить. Вторая синодиковая книга направлена была против папы Николая. Второй экземпляр этих книг Фотий хотел послать с Захарией и Феодором к королю франкскому для того, чтобы Людовик изгнал Николая с престола, а первый экземпляр оставил у себя. Отняв эти четыре книги, император доложил о них сенату и церкви и затем приказал сжечь их (§ 30). Имп. Василий созвал во дворце Магнавры силентий и в воскресенье 23 ноября, день изгнания Игнатия, восстановил его во всех патриарших правах, после девяти полных лет его страдания. Весь город присутствовал при этом событии. Игнатий был веден мимо святого колодца (δι το γου φρατος), поднимаясь к храму св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010