Из других мест Писания как Ветхого, так и Нового Завета, не прямое подтверждение мысли, что человек не умер бы, если бы не согрешил, можно видеть в местах, где говорится, что смерть вошла в мир через грехопадение Адама, следовательно, не имела бы места, если бы человек пребыл в послушании воле Божией. Решительно высказывается эта мысль в неканонической книге Премудрости Соломона, где говорится, что Бог не сотворил смерти ( Прем.1:13 ), но создал человека для нетления, и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть ( Прем.2:23–24 ). Несмотря на столь ясное учение Слова Божия, что смерть не входила в творческие планы Божии, некоторые богословы утверждают, что человек и независимо от греха должен бы был умереть в силу конечности своей природы 9 . В доказательство такого мнения ссылаются на то обстоятельство, что при произнесении суда над Адамом только слова: в поте лица твоего будешь есть хлеб ( Быт.3:19 ) могут быть поняты в смысле назначения человеку наказания за грех , дальнейшие же: пока не возвратишься в землю, из которой ты взят – указывают только на предел, до которого будет простираться это наказание. Далее, обращение человека в землю как бы мотивируется словами: ибо прах ты, и в прах возвратишься, которые дают ту мысль, что созданное из праха необходимо подлежит закону разложения на свои элементы в силу своего происхождения из тленной материи. Справедливость приведенных возражений оспаривать нельзя. Действительно, слова: прах ты и в прах возвратишься совершенно исключают мысль об абсолютном бессмертии человека, но с другой стороны они не дают и мысли о неизбежности для него смерти. Они выражают только то, что телесная природа человека не была бессмертной в себе, могла подвергнуться разложению в прах, как это и показала дальнейшая история прародителей. Но кроме этой возможности умереть телесно, человеку предстояла и зависела от его свободы другая возможность – жить вечно. Средство к продолжению вечной жизни по телу было предложено ему в виде плодов древа жизни, которое было насаждено Богом посреди рая, и плоды которого вместе с плодами прочих райских деревьев были назначены в пищу первым людям ( Быт.2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Иисус провозглашал Себя Яхве. Он молился: «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Но в Ветхом Завете Яхве сказал: «не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). Иисус также провозглашает: «Я есмь первый и последний» ( Отк. 1:17 ) – именно это говорит Господь Бог в Ис. 42:8 . Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый», а в Ветхом Завете сказано: «Господь – пастырь мой» ( Пс. 22:1 ). Кроме того, Иисус провозглашает, что будет судить всех людей ( Мф. 25:31 и далее; Ин. 5:27 и далее), однако Иоиль приводит слова Господа: «ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отвсюду» ( Иоиль 3:12 ). Точно так же, Иисус сравнивает Себя с «женихом» ( Мф. 25:1 ), а в Ветхом Завете такое сравнение относится к Яхве ( Ис. 62:5 ; Ос. 2:16 ). Тогда как псалмопевец восклицает: «Господь – свет мой» ( Пс. 26:1 ), Иисус говорит: «Я свет миру» ( Ин. 8:12 ). Самое, возможно, сильное утверждение Иисуса о том, что Он – Яхве, мы находим в Ин. 8:58 , где Он говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Это утверждение подразумевает не только существование до Авраама, но и равенство с «Я ЕСМЬ» из Исх. 3:14 . Присутствовавшие при этом иудеи ясно поняли, о чём идёт речь, и взяли каменья, чтобы побить Иисуса за богохульство (ср. Ин. 8:59 с Ин. 10:31–33 ). Такие же утверждения высказываются в Мк. 14:62 и Ин. 18:5–6 и «это Иисус провозглашал Себя равным Богу. Иисус и другими способами провозглашал Себя равным Богу. Один из них – осуществление того, что является прерогативой Бога. Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2:5–11 ). Книжники тут же задали справедливый вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Тогда, чтобы показать, что Его слова не были пустой похвальбой, Иисус исцелил этого человека, дав прямое доказательство того, что сказанное о прощении грехов тоже есть истина. Ещё одна прерогатива, осуществляемая Иисусом, связана с властью воскрешать и судить мёртвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут [...] и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:25, 29 ). Он не оставил возможности сомневаться, о чём идёт речь, когда сказал: «Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин. 5:21 ). Но ведь Ветхий Завет ясно учит, что только Бог даёт жизнь (Вт. 32:39; 1Цар. 2:6 ), только Он воскрешает мёртвых ( Пс. 2:7 ), и только Он может судить (Вт. 32:35–36; Иоиль 3:12 ). Иисус открыто принимает властные прерогативы, которые по праву принадлежат только Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Исследуя понятие «совершенный человек», С.С. Хоружий отметил, что Новый Завет почти никогда не говорит о совершенстве – «в совершенном виде», как о чем-то уже обретенном и наличном; оно неизменно выступает как искомое, предмет устремлений или цель, указуемая апостолом Павлом, – причем эти стремления или эта цель не столько ближайшие, конкретно-практические, сколько имеющие характер духовной установки, принципиальной ориентации. В доказательство своего наблюдения исследователь приводит немногочисленные тексты о совершенстве. Мы их тоже приведем: «Братия, поспешим к совершенству» ( Евр. 6, 1 ); «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ); «Епафрас… подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны» ( Кол. 4, 12 ). В одном месте своих посланий апостол Павел говорит об этой принципиальной недостигнутости совершенства более детально и глубже: «Я не почитаю себя достигшим, а только… стремлюсь к цели… Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить… Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя… Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Флп. 3, 13-21 ). «Здесь в христианском понимании совершенства, – пишет С.С. Хоружий, – нам открывается своеобразная мистическая диалектика: совершенство христианина в том, чтобы «не почитать себя достигшим» совершенства! И тут же апостол разъясняет, отчего это так: оттого, что истинной целью является для христианина «жительство на небесах», когда естество его будет преображено сообразно Телу Христову, – а истинным совершенством человека можно считать, разумеется, лишь совершенную достигнутость его истинной цели… с полною определенностью здесь сказано одно только: исполнение, последний и завершающий итог духовного пути – в ином, божественном образе бытия… истинное совершенство, то есть истинное соединение с Богом, Христом, имеет быть достигнуто христианином; однако это достижение включает в себя два крайне существенных условия. Во-первых, оно не может быть осуществлено лишь собственными усилиями самого человека, но совершается Божественным действием: действием «Спасителя… Который уничиженное тело наше преобразит» или, что то же, действием благодати Святого Духа, посылаемого Отцом чрез Сына, – как уточнит позднейшее богословие. Во-вторых, оно совершается не всецело в пределах эмпирического существования человека, эмпирически наличной пространственно-временной антропологической реальности» [Хоруж.–О стар.].

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

Кроме того, возвращаться в иллюзии, когда рядом жизнь, способная стать твоей сущностью, выглядело бы неразумием. Мы прекрасно помним, как, приобщившись в таинстве Евхаристии Богу, теряем Его, если начинаем впадать в словопрения, вслушиваемся в суетливые разговоры и вступаем в давно забытые тяжбы. Вновь начинаем участвовать в погребении. Причем, эта церемония затягивается на долгие годы. Действительно, какой смысл мертвому присутствовать там, где обитает жизнь!? И, чтобы не было сомнения в Его силе Господь являет чудо не только в отношении человека, но и природы. «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8: 23-27). Идя навстречу Богу, ни на минуту, ни на секунду нельзя сомневаться в Его способности преобразовать человека и природу, заставив ее служить Божественному Провидению и освященному человечеству. Но « Спаситель совершает чудо и не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взявши их с Собою одних, исправляет, и прежде укрощения волнения вод, укрощает волнение душ их, укоряя их такими словами: что страшливи есте, маловери (ст. 25) и вместе научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх» (Свт. Иоанн Златоуст). Слабость духовная мешает круто повернуть свою жизнь на 180 градусов. Христос дает понять, что спасительное бытие может быть только у того, кто обладает крепкой верой. Причем, вера эта должна быть основана не на принуждении, но сердечном стремлении к горнему. В эпоху, когда пришел Христос, сложилось благоприятная ситуация в вопросе религиозного выбора. Несмотря на противодействие иудеев, пользуясь относительной веротерпимостью римлян и эллинов, вполне возможно было высказывать взгляды на мироустройство и мироздание более или менее свободно. Чудесное преображение природы, конечно же, привлекало ищущее сознание к Христу; приходило понимание, что в природе господствуют не стихии, но Божественная Сила. Собственно, чудо есть доказательство Бытия Божия. И не напрасно именно в древнем Израиле были явлены такие чудеса, после совершения которых не верить было просто невозможно.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

«Круговая» структура, в наиболее чистом виде представленная у Екклесиаста, служит одним из принципов композиции для еще нескольких произведений из корпуса Премудрости. В книге Иова круг создают речи главного героя и его друзей. У круга есть вход – это сюжетный пролог произведения и выход – это речь Элиу, затем диалог Бога с Иовом и сюжетный финал. И.В. Кирсберг отмечает неинтеллектуальный характер центральной части книги, хотя она и представляет собой классический «разговор мудрецов». Приточная речь льется таким образом, что практически невозможно определить фиксированные точки зрения: слова беседующих пересекаются и перетекают друг в друга. Друзья «не цитируют Иова, а как бы случайно роняют его слова», и такая «укорененная в самой жизни речь представляется мыслью лишь в глазах исследователя, привыкшего иметь дело с сознанием» 1139 . Сказанное в полной мере относится также к Екклесиасту: полифония таких произведений создается накручиванием нитей жизненной мудрости (а не «мысли» как рассуждения, имеющего начальную и конечную точку) вокруг непересекающихся осей утверждений: «Иов виновен», «Иов невиновен»; «человек умрет», «человек оживет»; «есть справедливое воздаяние», «нет справедливого воздаяния»; «есть польза от мудрости», «нет пользы от мудрости». Здесь мы имеем дело с подобием стихийной созерцательной диалектики, которая не заботится о снятии противоречий, но не потому, что они не осознаются как противоречия, а потому, что все они уже сняты в Боге, – Премудрость Божия, главная смысловая фигура произведений этого корпуса, перекрывает все человеческие рассуждения и высвобождает все практические наблюдения для свободного звучания в области полифонии смыслов. В книге Премудрости Соломона к эллинизирующей тенденции может быть отнесена полемическая заостренность, нацеленность на «доказательства» и «опровержения», хотя следует отметить и то, что решающее слово здесь оказывается за временем: оно призвано явить праведнику правоту его терпения, а злодеям безумство их преступлений. Так называемый «эсхатологический раздел» книги состоит из перечисления стандартных аргументов отрицательного мнения по поводу личного бессмертия, во многом совпадающих с аналогичными сентенциями Екклесиаста, за которыми следует развертывание положений о неизбежности суда и воздаяния, а также теодицея, осмысляющая страдание и безвременную гибель праведника. Здесь впервые появляется утверждение, в дальнейшем широко употребительное в христианской теодиции: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» ( Прем 1:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Можно ли говорить о Существе Божием как о совершенном? Очевидно, нет. Ибо он не совершенный (мы исповедуем Сына Божия несотворенным), а совершающий. Совершенство — понятие неприложимое к Богу. Атрибут совершенства приложим только к действиям Божиим. Бог совершенно любит, совершенно справедлив ит.д. А Сам Он непознаваем, недоведом, везде Сый и такожде Сый. Самое главное, что Он изволил открыть людям о Себе, что Он — есть («Азъ есмь Гдь Бгъ твой; да не будут тебе бози инии разве Мене» — первая заповедь синайского Закона). Иоанн Дамаскин учит о том, что Божество — непостижимо и — что не должно делать исследований и обнаруживать любопытства относительно того, что не передано нам святыми Пророками и Апостолами, и Евангелистами. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Следовательно, Божество неизреченно и непостижимо. Ибо «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф. 11:27 ). И «Дух Святый так знает Божие, как дух человека знает, что в человеке (1Kop. 2:10 11). После же первой и блаженной Природы никто — не из людей только, но даже и из премирных сил, и самих, говорю, Херувимов и Серафимов — никогда не познал Бога, если кому не открыл Он Сам. … И сама тварь, и как ее непрерывное продолжение, так и управление возвещают о величии божественной Природы. Также и соответственно той степени, в какой мы можем постигать, Он открыл знание о Себе: прежде чрез закон и Пророков, а потом и чрез единородного Сына Своего, Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому, все, переданное нам как чрез закон, так и Пророков и Апостолов, и Евангелистов, принимаем и разумеем, и почитаем, не разыскивая ничего свыше этого. … Он открыл то, что узнать нам было полезно; а что именно превышало наши силы и разумение, о том умолчал. Да удовольствуемся этим и да пребудем в нем, не прелагая предел вечных и не преступая божественного предания. И так, что Бог есть, ясно. А что Он — по существу и природе, это совершенно непостижимо и неизвестно. Сказать о Боге, что Он есть по существу, невозможно. Божество безпредельно и непостижимо. И только это одно: безпредельность и непостижимость в Нем — постижимо». 15

http://azbyka.ru/ontologicheskoe-dokazat...

Молитва должна стать потребностью души маленького христианина, а не просто ежедневным регулярным занятием, как, например, чистка зубов или утреннее умывание. Для этого вся наша жизнь должна быть пронизана связью с живым Богом. Господь должен войти в жизнь ребенка. Например, отправляемся в дорогу – помолились, попросили помощи у Господа и ангела-хранителя. Предстоит какое-то дело – тоже молимся. Мы с детьми, даже отправляясь за грибами, читаем краткую молитву: «Господи, помоги!» Попали, например, в автомобильную пробку, так чем сидеть без дела, споем тропарь святителю Николаю – покровителю путешествующих. Если случилось какое-нибудь радостное событие – благодарим Бога. Человеку, особенно маленькому, не нужно иных доказательств бытия Божия: если он имеет опыт молитвы, он прекрасно знает, что Господь всегда рядом, близко. Немного скажу о том, как приучать малышей к церковной службе. Не нужно смущаться, что ребенок трех-четырех лет не очень хорошо ведет себя в церкви. Это пройдет с возрастом, если родители будут регулярно водить его в храм и причащать. Принцип воцерковления малыша тот же, что и с молитвенным правилом: «не навреди!» Служба не должна тяготить младенца. Конечно, здесь у каждого должна быть своя мера, которую постепенно можно увеличивать. Главное – чтобы ребенок приучался к церковной службе. Малыш, естественно, может капризничать в непонятной для него, малознакомой обстановке. Но, познакомившись с храмом, он будет вести себя лучше. Полезно иногда приходить в церковь, когда там нет службы, чтобы в спокойной обстановке показать ребенку храм, иконы, поставить свечи. Очень важно, чтобы храм стал для него таким же знакомым и родным местом, как родительский дом. Накажет ли Бог за родительские грехи? Вопрос : Скажите, пожалуйста, наказывает ли Бог детей за грехи родителей? Ответ : Нет, каждый человек отвечает за свои собственные грехи. Библия подробно рассматривает этот вопрос. Глава 18 книги пророка Иезекииля почти полностью посвящена этой теме. Пророк говорит, что, если у нечестивого отца родится сын, «который, видя все грехи отца… не делает подобного им… сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив» (Иез. 18: 14, 17). И далее: «Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 19–20). При этом слова эти пророк говорит не от себя – он передает открытое ему Самим Богом.

http://pravoslavie.ru/49302.html

Мы остановимся пока на словах ап. Павла и дадим краткое разъяснение их с филологической стороны. Вопрос об освящении в семье через мужа или жену – вопрос чрезвычайной важности, особенно по отношению к детям. «Неверующий муж освящается (γασται) женою (ν τ γυναιχ) верующею, и жена неверующая освящается (εν) мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (αγια) 119 . Глагол γασται указывает на воздействие верующего на неверующего в силу брачного единства. Освящение совершается путем постепенного перерождения неверующего в верующего. Область или сфера, в которой совершается такое перерождение неверующего, – это верующая сторона в брачной жизни ν τ γυναιχ и εν τ νδρι. Верующий является здесь «закваскою царствия Божия» 120 , которая сквашивает все тесто» 121 . Следовательно, глагол ηγασται указывает на святость in potentia, т. е. в возможности, постепенно переходящей в действительность. О детях же в подобных смешанных браках апостол положительно говорит, что они святы αγια, т. е. являются участниками Нового Завета во Христе. Дети евреев были включены в Завет Иеговы Самим Богом. В 17 гл. кн. Бытия мы читаем, что Бог «поставляет Свой Завет» не только с Авраамом, но и с «потомками» его «после него, в роды их, завет вечный» (ст. 7). Вера родителей является, таким образом, достоянием и детей, по слову ап. Павла: «если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» 122 . Слова апостола, если приложимы к ветхозаветному Израилю, то тем более приложимы к верующим христианам. Примером и доказательством этой истины служит ап. Тимофей: «Мать у него была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин» 123 . И этот то Тимофей стал верующим, благодаря влиянию на него матери Евники и бабки Лоиды: «я уверен», пишет ап Павел Тимофею, что «нелицемерная вера твоя, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике, и в тебе пребывает» 124 . Таким образом, ап. Павел устанавливает принцип – дети языческих родителей не могут быть допускаемы до крещения, потому что нет веры в родителях; но где один из родителей является верующим, дети не должны быть отчуждаемы от Завета с Богом, а должны быть допускаемы в общение с Церковью через крещение, потому что церковь не сомневается в том, что верующий родитель просветит светом веры и свое дитя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Находим с вами, не ошибиться чтобы только дал Господь. Он говорит, что как он терпит от людей, пророк, как терпит от людей! А вот смотрите 18-ю главу с 18-го стиха. Посмотрите: надо, чтоб понять, прочесть всё с 13-го. « Посему так говорит Господь: спросите между народами, слыхал ли кто подобное сему? Крайне гнусные дела совершила дева Израилева [народ]. Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? [Никогда. Ливан свыше трёх километров, и на нём, на вершине, снег никогда не тает. Всё время видно вот это снежное пятно]. И иссякают ли из других мест текущие холодные воды? [Никогда. Веками текут]. А народ Мой оставил Меня: они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного, чтобы сделать землю свою ужасом [который вот наступит скоро], всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней? изумится и покачает головою своею. Как восточным ветром развею их пред лицом врага; спиною, а не лицом обращусь к ним в день бедствия их». Вот, также спиною. А Адам повернулся спиною к Богу в Раю. Ну и что он стал рассматривать, если он повернулся к Нему спиной? Он стал рассматривать природу, Его творение. А поскольку она также прекрасна и носит на себе следы вот Того, из Чьих рук оно вышло, вот и существует отсюда космологическое доказательство бытия Божия. Что сам творение, может привести человека к Богу, но вот, конечно, оно отражает величие Божие, это творение, но поклоняться ему нельзя. Не поклоняться ему нужно, а его нужно изучать и прославлять за это Бога. А человек стал обожествлять само творение. С обожествления творения он перенёс внимание на себя и увидел, что лучше его способностей умственных ничего нет на белом свете – стал обожествлять себя. Более того, считал, что Бог нуждается в человеческих жертвах. Самое высшее, что можно дать от себя, – это принести себя в жертву. Вот такое было безумие. Проливалась кровь потоками, но земля от этого не освящалась, скажет Давид, а осквернялась (ср. Пс. 105:38 ). Потому что она приносилась не Богу, а бесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

О смерти Исаака говорится: «испустил Исаак дух» (ст. 29), а когда говорится о смерти Рахили, по повествуется: «выходило из нея душа» (ст. 18). Тоже самое мы видим и в Новом Завете. О смерти богача говорится: «душу твою возьмут у тебя» ( Лук. 12:20 ), а о Своей смерти Христос говорит так: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лук. 23:46 ). Между тем пророк Давид сказал: «что душа Христа ив оставлена во аде и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:25, 27:31 ). Действительно, мы знаем, что душа Христова временно была в аду, чтобы вывести оттуда души людей, о чем говорит ап. Петр в первом своем послании 3, 18–19 и в 4 главе 6 ст. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал на грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет. 3:18–19 ). Что касается приводимых сектантами мест из Св. Писания, в доказательство того положения, что Душа есть кровь, то эти места говорят только о животных, а не о человеке. Вообще, все приводимые места сектантами из Священного Писания о том, что душа есть кровь, говорят нам о душах животных. И только. Интересно проследить по текстам слова Божия о сотворении всего животного мира и человека, и тогда ясна будет для каждого разница и огромная в творениях их. В 1-й главе книге Бытия свидетельствуется, что весь животный мир Бог творил из воды и земли. По повелению Божию земля и вода произвели из себя всякого рода животных. Значит, тела их и душа взяты из земли и воды. Отсюда ясно, что животные существа (и тело и душа их) по смерти своей превращаются в прах. Но когда идет речь о творении человека, то как говорится во 2-й главе, Бог вдунул в лице его (человека) дыхание жизни и тогда только человек стал душою живою ( Быт. 2:7 ). Мы видим, что между душою животных и душою человека существует разница и разница огромная. Душа у человека от Бога, душа животных от земли. А раз так, то душа человека после смерти его ни в коем случае не может возвратиться в землю и обратиться в прах вместе с телом, а возвращается по слову Божию к Богу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010