1 . Истина о происхождении всего рода человеческого от Адама и Евы весьма ясно изложена в Слове Божием. Так – а) Священный Бытописатель повествует, что, до происхождения Адама на земле, не было человека для возделывания земли ( Быт. 2:5 ), и, до сотворения Евы, для человека не нашлось помощника, подобного ему (20); что нарек Адам имя жене своей Ева , ибо она стала матерью всех живущих ( Быт. 3:20 ). Вслед за тем и родословную книгу человеческого бытия Моисей начинает именно от этой первозданной четы ( Быт. 5:1–2 ), благословенной Богом плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). б) Из последующий ветхозаветных писателей Товит в молитве своей к Богу говорит: Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою жену его. От них произошел род человеческий ( Тов. 8:6 ); а Премудрый называет Адама первозданным отцом мира ( Прем. 10:1 ). в) Святой Евангелист Лука родословную Христа-Спасителя по человечеству возводит не дальше, как до Адама, а потом называет Иисуса Божиим ( Лук. 3:38 ). г) Наконец, святой апостол Павел со всей раздельностью свидетельствует, что Господь от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли ( Деян. 17:26 ), и на этой истине основывает другую, важнейшую христианскую истину о распространении первородного греха от падших праотцев на весь род человеческий ( Рим. 5:12 ). Согласно со Словом Божиим, и Церковь Христова постоянно веровала в происхождение всего рода человеческого от одной первозданной четы: -доказательство достаточно указать на то, что она всегда содержала догмат о прародительском грехе и распространении его от Адама и Евы на все человечество. 1257 Весьма замечательно, что в преданиях всех народов, как древних, 1258 так и новых, 1259 род человеческий производится от одной четы, и прародителей нередко называют почти теми самыми именами, какими и у священного Бытописателя. 2 . Допускающие существование преадамитов, и следовательно, не признающие Адама праотцем человеческого рода, представляют следующие доказательства в подтверждение своего мнения:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1 Сержантов П. Время опыта вечности в исихастской антропологии//Альфа и Омега. 2000. 2(24). С. 192–201. 2 Патролог, митрополит Каллист (Уэр) указывает, что под чистотой сердца Иоанн Кассиан Римлянин подразумевает исихастское бесстрастие. Исихасты обретают бесстрастие на высшей ступени делания, на которую по благодати может взойти подвижник. Дальнейшие ступени относятся к созерцанию, на них исихаст не восходит, а восхищается Богом. На ступенях делания возможен лишь предварительный, частичный созерцательный опыт. — д. П. С. 3 Рукопись протоиерея И. Скворцова содержит доказательства бытия Божия, философию религии Канта, Фихте, Шеллинга и другие части. 4 В “Альфе и Омеге” опубликована серия отзывов на “Дневники”, в том числе и отзыв отца Петра: Максимов Ю. : Прот. Александр Шмеман. Дневники. 1973–1983. М., 2005//Альфа и Омега. 2006. 1(45). С. 349–353. О “Дневниках” отца Александра Шмемана//Альфа и Омега. 2006. 2(46). С. 174–190. 5 Это русское переложение англоязычного штерновского перевода распространяется среди мессианских иудаистов России. Ср. его с Синодальным переводом: Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/obzor-filosofiya-relig...

293, гл. 5). – «Никто не ужасает и не порабощает нас», – пишет св. Иустин философ в своем „Разговоре с Трифоном иудеем», – «по всей земле верующих во Иисуса. Хотя нам отсекают головы, распинают нас, бросают зверям, в темницы, в огонь, и подвергают всяким другим мучениям, однако, как известно, мы не отступаем от исповедания: но, чем более нас так мучат, тем более увеличивается число других верующих» («Сочинения св. Иустина филос. и мученика». Русск. перев. изд. Прот. П. Преображенск. Моск. 1892, стр. 809, § 110). Сожигаемый огненным пламенем, св. Поликарп , епископ Смирнский, радостно встречает свой смертный час и произносит следующие слова: «за сие и за все восхваляю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, чрез вечного Архиерея Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Сына, чрез Которого Тебе вместе с Ним во Св. Духе слава и ныне и в будущие веки. Аминь» ( Евсевий Памфил, «Церк. Истор.» в русск. перев., изд. при СПБ. Д. Ак. СПБ. 1858 Кн. 4, гл. 14, стр. 196). Таких и подобных примеров бесчисленное множество. Они многозначительны уже просто в смысле исторических фактов, мимо которых нельзя проходить равнодушно, и тем сильнее говорят сами за себя, чем более мы сами окажемся вдумчивыми в них. Не видно ли из последних, как не кстати вступаются иные за праведников и покушаются восстать против Провидения за их бедствия? Но последние не принимают нашей безрассудной услуги; они не жалуются на свою горькую участь; не хотят перемены ее; они радуются и благословляют Бога; они счастливы; мы не понимаем их счастья и думаем, будто можно роптать за то, за что они благодарят. Что же касается «слишком дорогой оценки гармонии» (см. выше), то так может возражать только озлобленный и недоразвитый духовно человек, для которого потусторонний мир не больше, как проблематическая будущность с довольно скудным содержанием. В радикальном противоречии с таким возражателем находятся люди высокого духовного развития, подобные приведенным. «А я знаю», говорит один из них, лежа на гноищи, в жестоких муках, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

2Кор.4:16 ) согласно образу Того, Кто сотворил их, чтобы соделаться им «сообразно славному телу Его» ( Фил.3:21 ), но каждый в меру своих способностей. Апостолы преобразились по Его подобию до такой степени, что могли сказать о себе: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Ибо Он уже походатайствовал перед Отцом за Своих учеников, чтобы изначальное подобие было восстановлено в них, когда сказал: «Отче… да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:21–22 ). Так давайте же всегда созерцать тот образ Бога, который мы можем преобразить в Его подобие. Ибо если человек, сотворенный по образу Божьему, вопреки природе воспримет образ дьявола и посредством греха станет подобен ему, то, восприняв образ Бога, по подобию Которого создан, он в гораздо большей мере обретет облик, данный ему от природы Словом и Его силой. И пусть никто не отчаивается, видя, что его образ более походит на дьявольский, чем на Божий, ибо он может снова вернуть себе облик образа Божия, потому что Спаситель «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк.5:32 ). Матфей был мытарем, и, несомненно, образом своим он походил на дьявола, но когда приходит он к образу Бога, Господа нашего и Спасителя, и следует ему, то преображается в подобие образа Бога. Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его (ср. Мф.4:21 ), были рыбаки и «люди некнижные» ( Деян.4:13 ), которые в то время имели большое сходство с дьяволом , однако и они, следуя образу Божьему, соделались подобными Ему и другим апостолам. Павел сам преследовал образ Божий, но, получив способность видеть Его милость и красоту, настолько изменился в своем подобии, что сказал: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» ( 2Кор.13:3 ). 14 . «Мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:27–28 ). В этом отрывке достойно рассмотрения то, как, согласно этим словам, Писание говорит: «мужчину и женщину сотворил их», когда женщина еще не была создана.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3:15). Ибо написано: «явился ему Ангел Господень в пламени огня» (Исх.3:2). Но Писание, поставивши прежде в этом повествовании имя Ангела, потом вводит глас Божий, говоря: «сказал» Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама» (Исх. 3:6); и немного ниже: «Я есмь Сущий» (исх. 3:14). Кто же это — вместе и Ангел и Бог? Не Тот ли, о Котором мы научены, что «нарекут имя Ему: Чудный, Советник» (Ис. 9:6)? Я думаю, что на это не нужно больше доказательств: для Христолюбцев довольно и этого указания; а для неизлечимых не будет никакой пользой от множества слов. Конечно, Господь соделался великого совета Ангелом после; но и прежде не почитал Он недостойным Себя называться Ангелом. Ибо, не в одном этом месте находим, что Господь наш наименован в Писании и Ангелов и Богом; но и Иаков, рассказывая женам о своем видении, говорит: «Ангел Божий сказал мне во сне» (Быт. 31:11); а потом, немного ниже, от лица того же Ангела: «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник» (Быт. 31:13). Но там, при столпе, сказано было Иакову: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:13). Итак, Тот же, Кто там назван Ангелом, здесь говорит, что Он явился Иакову. Из этого всякой ясно может видеть, что где один и тот же назван и Ангелом и Богом, там указуется Единородный, Который в каждом роде являет Себя человекам, и возвещают волю Отца святым Своим. Поэтому и в лице Того, Который, явившись Моисею, наименовал Себя Сущим, должно разуметь не иного, как Бога — Слово, Сущего в начале у Бога (Ин. 1:2).    Но говорящие «неправду в высоту» (Пс. 72:8) не устрашились наречь Сына не сущим. «Сказал безумец в сердце своем: (Пс. 13:1); а они, дерзнув наименование Бога не существующим, не только это помыслили, с лукавством (Пс. 62:8), и даже не усомнились предать писанию для последующего времени. А как они видят, что и самые бесы не отвергают бытия Божия (Иак. 2:19); то, возращаясь мыслью назад к прежнему времени, там исполняет свое нечестивое желание, хульно утверждая, что некогда не было Сына, как будто Он не существовал по Своему естеству, а приведен в бытие Богом по благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

6 Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии…, сс. 30–33. 7 Поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 561). 8 Психология: словарь/Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990. С. 21. 9 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С. 60. 10 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С. 58. 11 То есть, относительно заповедей 5–10, 12 Архимандрит Платон (Игумнов) . Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Сс. 32, 38. 13 Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Коротков. – М. Центр, 2002. Сс. 194–195 14 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 35. 15 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 78. 16 Платон (Игумнов) , архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 80. 17 «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет. 3:9 ) и «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Мф. 5:25-27 ). 18 Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии… С. 24 и далее. 19 Там же, с. 47. 20 То есть, различные народы. 21 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Издательство «Совершенство», 1988. С. 122

http://azbyka.ru/pedagogicheskoe-dokazat...

         h5 Быт.31:4—5. Послав же Иаков, призва Лию и Рахиль на поле, идеже бяху стада, и рече им: вижду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне: Бог же отца моего бе со мною.    Иаков, получив повеление возвратиться на родину, сообщает о том не Лавану, ибо не надеется получить от него добровольное согласие на удаление от него, а своим женам, чтобы приготовить их к разлуке с отеческим домом. Иаков объявляет им повеление Божие не в доме их отца, а в поле, из опасения, чтобы домашние Лавана как-нибудь не проведали о содержании речей мужа с женами и не воспрепятствовали бегству его, которое предполагалось устроить тайно. Он говорит Лии и Рахили: «выжду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне», — т. е. отец ваш смотрит на меня не с прежней благо­склонностью: суровое выражение лица его при встречах и разговорах со мной свидетельствует о его недоброжела­тельстве ко мне и зависти. — «Бог же отца моего бе со мною»: не знаю, чем заслужил немилость отца вашего. Все, что я приобрел, живя у него, приобрел по благословению Господа, Который также ко мне милостив, как милостив к отцу моему. Если по условию с отцом вашим мне досталась в награду значительная часть его имущества, на сие была воля Божия, которой он должен покориться, а не гневаться на меня.      Быт.31:6. И вы сами весте, яко всею силою моею работах отцу вашему.    Иаков внушает своим женам, что обогащение его зна­чительной частью имущества Лаванова есть дело справед­ливости, и в доказательство ссылается на то, что он работал на Лавана со всем усердием и самоотвержением верного слуги, заботясь в первые два седмилетия только о выгодах его и забывая о своих. Впоследствии Иаков, настигнутый в бегстве Лаваном, скажет ему самому: «Двадцать лет я у тебя: овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не носил тебе, — это была моя беда; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон убегал от глаз моих» (Быт 31:38—40).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится:    1) в Книге Бытия (Быт.1:26) — что Бог, желая сотворить человека, сказал во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»;    2) пророк Исаия отмечает песню Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3).     57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах?    Главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах следующие:    1) при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией (Мк.1:11; Лк.3:21—22);    2) в Евангелии от св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19);    3) в Первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7).     Пояснение:    Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Священном Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца» (Ин.1:14).     58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества?    Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица», или «Триипостасный Бог».     59. Нужна ли нам вера в три Лица Божества?    Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним.     60. Кто учит веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу?    Веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу учат евреи и магометане.     61. Может быть христианином тот, кто не верует в три Лица Божества?    Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином.     Пояснения:    I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33—34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  h5 Быт.31:4–5 .  Послав же Иаков, призва Лию и Рахиль на поле, идеже бяху стада, и рече им: вижду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне: Бог же отца моего бе со мною. Иаков, получив повеление возвратиться на родину, сообщает о том не Лавану, ибо не надеется получить от него добровольное согласие на удаление от него, а своим женам, чтобы приготовить их к разлуке с отеческим домом. Иаков объявляет им повеление Божие не в доме их отца, а в поле, из опасения, чтобы домашние Лавана как-нибудь не проведали о содержании речей мужа с женами и не воспрепятствовали бегству его, которое предполагалось устроить тайно. Он говорит Лии и Рахили: «выжду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне», – т. е. отец ваш смотрит на меня не с прежней благо­склонностью: суровое выражение лица его при встречах и разговорах со мной свидетельствует о его недоброжела­тельстве ко мне и зависти. – «Бог же отца моего бе со мною»: не знаю, чем заслужил немилость отца вашего. Все, что я приобрел, живя у него, приобрел по благословению Господа, Который также ко мне милостив, как милостив к отцу моему. Если по условию с отцом вашим мне досталась в награду значительная часть его имущества, на сие была воля Божия, которой он должен покориться, а не гневаться на меня.   Быт.31:6 . И вы сами весте, яко всею силою моею работах отцу вашему. Иаков внушает своим женам, что обогащение его зна­чительной частью имущества Лаванова есть дело справед­ливости, и в доказательство ссылается на то, что он работал на Лавана со всем усердием и самоотвержением верного слуги, заботясь в первые два седмилетия только о выгодах его и забывая о своих. Впоследствии Иаков, настигнутый в бегстве Лаваном, скажет ему самому: «Двадцать лет я у тебя: овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не носил тебе, – это была моя беда; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон убегал от глаз моих» ( Быт 31,38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  " Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, — восклицают фарисеи в Евангелии от Иоанна в рассказе об исцелении слепорожденного. — Сего же не знаем, откуда Он " . И в другом месте: " Я знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день " , — говорит Марфа Иисусу о своем умершем брате. Как в том, так и в другом случае Иисус задает (и исцеленному от слепоты, и Марфе) один и тот же вопрос: " А ты веришь? "   Общеобязательное и нормативное знание о Боге теряет всякий смысл, на его место приходит личная вера каждого. Теряют смысл и любые попытки доказательства бытия или небытия Божия. " И какое мне дело, — писал Семен Франк в книге " Непостижимое " (1939), — до холодного " Бога нет " , если Ты, Боже, еси " .   Двадцатый век оказывается эпохой, когда Бог перестает (вероятно, раз и навсегда) быть Тем, о Ком говорят и думают в третьем лице. Об этом практически одновременно заявляют три такие разные мыслителя, как С. Франк, Мартин Бубер и французский иезуит о. Франсуа Варийон. Бог — эmo Toi (Tы), которое никогда не превращается b Lui (Oh), говорит отец Варийон. " Говорить о Боге в третьем лице… кощунство; ибо это предполагает, что Бог отсутствует, не слышит меня " , — пишет Франк. Бубер говорит о том, что идея Бога есть " человеческий шедевр " , однако есть еще и действительность, которая намного превосходит эту идею, но открывается только в личных отношениях между человеком и Богом. В отношениях " Я — Ты " , которые каждый из нас должен выстроить самостоятельно.   В этой связи становится ясен смысл евангельских слов: " И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах " (Мф 23:9). Иисус говорит здесь, что отношения между каждым без исключения человеком и Богом уникальны и поэтому не могут строиться при помощи посредника.   На основании чужого опыта или чужого мнения, а также на базе той или иной нормы эти отношения невозможны. Они могут быть реализованы исключительно в личной молитве каждого. Вот почему в Нагорной проповеди Иисус советует нам: " Войди в клеть твою и, затворив дверь твою, обратись к Отцу твоему, Который втайне " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010