«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4: 1-3). Это была страшная встреча Света с тьмой. Враг предложил искушение чудом, т.е. то, на что так падок человек. Нам так необходимы знамения, нам требуются доказательства Бытия Божия. Однако в результате нашего любопытства происходит религиозное охлаждение, и чудо неожиданно легко материализуется в наши мечтательные представления, в которых вдруг происходит подмена понятий. Вместо правды – обман и иллюзия. И вот уже счастье мерится количеством надоев молока и установленных норм тонн мяса. Исходя из пожеланий желудка, начиналось выстраивание социума. И уже неважно: мещанская ли это демократия или цезарианский Рим. Желание хлеба от сатаны неизбежно приводило к рабскому состоянию. Да и хлеб ли это? Может ли быть у лукавого хлеб? Это невозможно по определению. Лукавые советования непременно приводили человеческий род в смущение и смятение. Вот это смущение и смятение и побеждал Господь своим знаменитым изречением. «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4). Христос показывал, что смысл нашего бытия не в подчинении своей природе, но следованию высшему началу. В то время как «искуситель начинает с потребности чрева. Посмотри на хитрость злого духа, с чего он начинает борьбу, и как остается верен своему коварству: чем он изринул из рая первого человека, и подверг его бесчисленным бедствиям, тем и здесь начинает свое обольщение, т.е. невоздержанием чрева» (Свт. Иоанн Златоуст). Выдержать искушения лукавого под силу на самом деле только Христу. Человеку же это возможно только с помощью Божьей. Самостоятельно это невозможно. Если хотим обрести Вечность, то необходимо помнить, что истинный Хлеб жизни – это Христос. И этот Хлеб держит человеческое естество на земле, придавая ему силы для преодоления препятствий на пути к горнему. Если отвергаем искушение, то демоническая сила стремиться повторить нападение. Это как после неудавшегося покушения.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Это в общем; но то же замечается и в частностях. Например 9, 8 и 11 читаем: «и сказал Бог Ною и сынам его с ним: поставляю завет Свой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». Здесь Бог установляет завет с людьми; но завет этот касается сохранения живущего на земле от конечного истребления, а не спасения падшего человека, и потому в приведенном месте в подлиннике употреблено имя «Елогим». Далее в 12, 1, 2, читаем: «и сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… И благословятся о тебе все племена земные». Здесь тоже завет; но он относится к спасению, облаженствованию падшего человечества, и потому в подлинном тексте здесь употреблено имя «Иегова». Еще пример: Исаак, благословляя Иакова, говорит, между прочим ( Быт. 27:28 ): да даст тебе Бог от росы небесной и тука земли и множество хлеба и вина. В этих словах Исаак испрашивает сыну благ земных, пользование которыми хотя и может быть признано доказательством Божия благословения, но которые производятся землею по естественным законам; и вот в этих словах по отношению к Богу употреблено имя «Елогим». Таким образом, в кн. Бытия, а также в кнн. Исход и Числа имена Божии Елогим и Иегова употребляются с надлежащим пониманием их значения, в совершенном соответствии с содержанием тех отделов, в которых то или другое из них употреблено, что несомненно свидетельствует как о единстве трех названных книг Моисеевых, так и о подлинности их, поскольку всего естественнее предположить, что Моисей первый обладал полным пониманием смысла имен божественных. Но после этого, какой же собственно смысл содержит в словах Исх. 6:2–3 , которые служат отправным пунктом и опорою для критиков в их заключениях относительно употребления имен Божиих Елогим и Иегова прежде всего в кн. Бытия? Посмотрим: Исх. 6:2–3 читаются так: И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь (Иегова); являлся Я Аврааму, Исаку, Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем моим Господь (Иегова) открывался им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

В третьем Слове святитель Григорий переходит к учению о Сыне Божием, раскрывая при этом ту общую мысль, что с рождением Сына Божия не надо соединять представлений о человеческом рождении – телесном и временном, и, вместе с тем, решая некоторые частные возражения ариан – таких как: Бог родил Сына по воле или против воли? сущего или несущего родил Отец? рожденное и нерожденное не одно и то же? Сын не то же с Отцом? Бог перестал рождать или не перестал? если не перестал, то рождение не совершено еще; если же перестал, то тогда и начал? (В последнем случае заключение вовсе не необходимое: как не все то, что получило начало, перестает, или кончается (душа и Ангелы), так и, наоборот, не необходимо, чтобы то, что перестает, началось. О других вопросах смотри у Афанасия Великого .) Наконец, указав на многие места Священного Писания, где говорится о Божественной природе Сына Божия, он уничиженному состоянию земной жизни Спасителя противополагает величественное и Божественное. В четвертом Слове Григорий отвечает на те возражения евномиан против Божества Сына Божия, которые были заимствованы ими из некоторых изречений Священного Писания. Например, такие: Господь созда мя!.. Тогда и Сам Сын покорится Отцу ( 1Кор. 15:28 ), – в лице нас, противящихся воле Божией. Сын ничего не может творить Сам от Себя; если не увидит Отца творящего ( Ин. 5:19 ), – по единению Божественного могущества в Отце и Сыне. В пятом Слове говорится о Боге Духе Святом. Наряду с положительными доказательствами, Духу Святому приписываются Божественные имена, свойства и действия. Также решаются некоторые возражения духоборцев: Дух Святой или рожден, или не рожден (если уже не тварь)? если не рожден, то два Безначальных; если же рожден, то два сына и два брата? Ответ Григория: Он исходит от Отца. Или еще: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин. 1:3 ), – следовательно, и Дух Святой. Ответ Григория: не просто сказано – все, но все, что начало быть; не Сыном Отец, не Сыном и все то, что не имело начала бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   Что служит доказательством бессмертия нашей души? Прежде всего, в том, что душа человеческая бессмертна, убеждает нас слово Божие. Еще в ветхозаветные времена говорил Екклезиаст: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (ср.: Еккл. 12:7). И в другом месте Премудрый говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23). Иову искушение Бог попустил только над телом и над имуществом его, а до души коснуться лукавому не допустил.    Весь Новый Завет — утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее воскресение. Господь Иисус Христос Своим учением и делами утверждал сию веру и надежду, когда говорил, что Он «пришел в мир для того, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:15); и еще: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век» (Ин. 8:51).    Кроме того, Господь заповедует всем христианам, в особенности же проповедникам слова Божия: «Не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 19:28), и этим Он также ясно говорит, что душа бессмертна.    Истину бессмертия души человеческой должен признать и здравый смысл. Посмотрите внимательно на человека: чего ищет его сердце, к чему оно стремиться? Отчего душа его в мире сем ничем не насыщается, не удовлетворяется? Иной имеет все возможные на земле наслаждения и, однако, опять чего-то ищет и не находит. Иной желает утолить жажду души своей мирскими удовольствиями, забавами, но все это оставляет в душе одну только пустоту, томление духа, и человек ищет каких-то новых наслаждений и опять не обретает в них отрады.    Все это доказывает ту истину, что душа человеческая ничем в мире сем не может удовлетворить своей внутренней жажды блаженства. Бог для того-то и пробудил в душе человека сию ненасытную жажду, чтобы через то указать ему на другую, лучшую, жизнь, чтобы человек не останавливался на удовольствиях временных, но стремился к почести вышнего звания Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В самом деле, избавление людей грешников от греха со всеми последствиями его или спасение их могло быть произведено единственно чрез воссоздание их, то есть, чрез такое преобразование их, чтобы они могли достигнуть целей своего бытия, определенных им при творении. Спасение людей или, что то же, воссоздание их есть своего рода творение; спасение людей – это новое творение их. И действительно, спасение людей, совершенное Иисусом Христом, в Священном Писании называется возрождением, воссозданием или новым творением. Апостол Павел во втором послании к Коринфянам, сказавши, что любовь Христова объемлет нас, и что Христос за всех умер, в заключение говорит: Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ) Бог, богатый милостью, говорит тот же Апостол в другом послании, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Ефес. 2:4, 5 ). Иисус Христос упразднил вражду плотью Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека ( Ефес. 2:15 ). Апостол Петр говорит: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости, возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому..., силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению ( 1Петр. 1:3, 5 ). Не говоря о том, что в этих изречениях воссоздание или возрождение человека прямо приписывается милости и любви Божией, мы к этому убеждению приходим еще и иным путем. На основании того, что спасение людей достигается чрез воссоздание их, мы имеем право предполагать, что при воссоздании или при спасении человека действует та же сила, что и при создании его. Но при творении человека, как и всего мира, главным деятелем была любовь Божия, следовательно она же действует и при воссоздании человека. Если мы рассмотрим дело спасения людей в общих чертах, то мы найдем новые доказательства того, что главный деятель в этом деле есть любовь Божия. Действие Божии при воссоздании твари должны составить противоположность тому, что произошло при падении твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Для верующего человека существенным доказательством бытия будущей жизни служит Священное Писание. Для православного человека Писание является источником всех познаний, в том числе и познания о будущей жизни. Еще в Ветхом Завете эта тайна была возвещена людям, и люди уверовали в будущую жизнь. Премудрый Соломон говорит: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). В Новом Завете эта истина открывается с еще большей ясностью. Сам Господь во Святом Евангелии неоднократно уверяет нас в бытии будущей загробной жизни: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, ... когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 25, 29). Святые Апостолы, имея твердую веру в будущую жизнь, все свои послания основывали на этой незыблемой вере. Святой Апостол Павел глаголал: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... как мы носили образ перстного [Адама], будем носить и образ небесного [Адама] (Христа) (1 Кор. 15, 22, 49). Наконец, есть и опытное доказательство действительного существования будущей жизни - явление душ умерших. В христианской Церкви имеется множество свидетельств явления из потустороннего мира людей как прославленных, так и самых простых смертных. Начиная с явления святых пророков Моисея и Илии, явившихся во славе на Фаворе при Преображении Господнем, святые часто по изволению Божию являлись людям на земле и возвещали им те или другие истины ради спасения человеческих душ. Были и примеры явлений из потустороннего мира грешников. Вот что повествует об этом святой Григорий Двоеслов. Он говорит, что в его время жил один пресвитер, который часто ходил в баню. Однажды, придя в баню, он увидел подошедшего к нему незнакомца, который начал ему прислуживать; он прислуживал так же и по окончании бани. Так повторялось несколько раз. Пресвитер, желая отблагодарить незнакомца, взял однажды в баню две просфоры. Незнакомец пришел и на этот раз и стал помогать пресвитеру снимать сапоги и подавать полотенце после купания. Пресвитер протянул ему за его усердие и любовь обе просфоры, но незнакомец изрек с горькими слезами: " Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб святой, мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за свои грехи осужден. Если ты хочешь оказать мне любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия, и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то значит, твоя молитва была услышана " . Пресвитер целую неделю со слезами молился о душе этого незнакомца, принося за него каждый день бескровную жертву. Когда он снова посетил баню, незнакомец ему более не являлся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Естественное Откровение Бога – это то, что мы можем увидеть через наблюдение за природой, через действие Промысла Божия в истории, через рассматривание творений. Что именно можно узнать о Боге через рассматривание Его творений? Об этом говорит апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» ( Рим.1, 18–24 ). Апостол говорит то же, что и Книга премудрости Соломона: через рассматриваемые творения невидимое Божество, Его невидимая Сила и невидимая Слава становятся видимы. Доказательства бытия Божия. Для христианина часто бывает сложным доказывать то, что очевидно. Вечное Бытие Создателя для нас ощутимо ежедневно – и в молитвах, и в прощении грехов, и в таинствах, и в бесчисленных явлениях силы Божией (чудесах и знамениях, переполняющих Церковь ). Именно поэтому, когда рядового православного просят доказать, что Бог есть, он на секунду останавливается в недоумении: ведь это же очевидно! Сама задача, стоящая перед нами, сравнима с тем, чтобы доказать слепому существование солнца. Но и слепой может почувствовать солнечное тепло, и неверующий может, используя богоданный разум, рассмотреть ясные черты Безначальной Причины. Доказательство первое. Если мы рассмотрим весь окружающий мир, то увидим, что все на этом свете имеет причину своего существования вне себя. Мы сами себя не рождаем, корабль сам себя не строит, даже гора выталкивается из бездн земли не собственной силой. Если все во Вселенной подчинено закону причинно-следственной связи, следовательно, и сама Вселенная имеет причину вне самой себя. Эта Причина мира находится по определению вне пространства и времени, а потому и нельзя спрашивать о причине Ее самой. Эта Первопричина и есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Надежда. Так, мы надеемся, что завтра будет день, и солнце обычным порядком поднимется над землею, что за днем наступит ночь, и будет тьма. Но как верно следуют друг за другом дни и ночи, так верно наступит по окончании преемства дней и ночей вечный, единый невечерний день Царствия Божия. И дни, и ночи поочередно следуют по Божественному велению, они исполняют Его законы, данные им с началом бытия мира (как сказано: создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды... управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы... И был вечер, и было утро [ Быт. 1, 16, 18, 19 ]). А обещание Царства Небесного есть то же слово Божие, которого слушаются дни и ночи. Так, еще мы надеемся, что после зимы будет весна, что вся растительность опять оживет и процветет, затем лето и потом осень и опять зима, и так привыкли к этим годовым переменам, что последовательность их считаем совершенно несомненною. Но совершено так же несомненно настанет весна общего воскресения всего рода человеческого, лежащего в истлении в земной персти 85 : общее оживление, процветение и просветление делами веры и добродетели одних, сухость, бесплодие и помрачение неверием и злыми делами других; настанет вечное лето блаженнейшей жизни: вечное, всерадостное пожинание плодов теми из нас, кои сеяли семена добрых дел в здешней жизни, и вечный тартар для тех, кои сеяли щедро зло. Явления природы – образ и указание будущего; они должны возбуждать, питать и поддерживать нашу надежду на будущие блага. Будет весна пробуждения и оживления для людей, как она ныне есть для растений и насекомых; настанет всерадостнейшее лето жизни будущей, когда мы узрим Господа, Солнце правды, лицом к лицу, когда свет Его присносущный вполне воссияет нам и когда мы сами засияем вечным светолитием, льющимся от престола славы Его, и просветимся, яко солнце, так что уже не нужно будет никакое другое солнце: слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец [ Откр. 21, 23 ], Тот, Который взял на Себя грехи всего мира, – Сын Божий. Как на доказательство непреложности Своих обетов Господь Сам указывает у пророка на дни и ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Она умерла ровно через тринадцать дней после отца Софрония. Семья сказала: “Каждый раз, как мы приезжаем сюда, мы находим посреди храма усопшего». Это несколько событий последних дней отца Софрония. Я никогда в жизни не был так откровенен, как с вами в эти дни. Простите меня за это. Хотя и предупредил меня наш возлюбленный епископ, что у него такие замечательные клирики, которые расположат меня к откровенности, но я не принял никаких мер» 34 . Жизнь старца Софрония была чудом Божиим и доказательством Его существования. И успение старца было славным, достойным его светлой жизни. Это подтвердилось случившимся чудом. 2. Духовная автобиография Нелегко писать о жизни и деяниях святого, ибо только святые понимают святых; только те, чья жизнь подобна жизни святого, могут объяснить то, что составляет основу его бытия. Апостол Павел пишет коринфянам: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» 35 Существует мнение, что всякий человек несет в себе все мироздание, является микрокосмом в макрокосме и таким образом переживает драму всего человечества. В своей жизни он переживает трагедию войн, потрясений и столкновений потомков Адама, в какой бы форме они ни были. И с духовной точки зрения, грехопадение Адама с его последствиями и Адамов плач, равно как и радость Воскресения, переживаются в глубине существа каждого человека. Происходящее с обычным человеком старец Софроний ощущал с особой остротой, до последних возможных пределов, – Адамово грехопадение, память смертную, переживание ада, равно как и радость созерцания нетварного света, который есть свет Царствия Божия. И у кого есть подобный опыт, чтобы проанализировать внутренний мир личности старца Софрония? Апостол Павел, повествуя об этом, пишет: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» 36 . Старец Софроний написал житие святого Силуана и тщательно богословски проанализировал его духовный путь, сопоставляя его со своим опытом. Для меня это не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Родители должны позаботиться о воспитании своих детей в вере и привить детям свою Православную веру, говорить им о Господе, чтобы они верили в Бога, ведь дух неверия распространился ныне повсюду и детям трудно ему противостоять. Не имея веры, как наши дети смогут завтра противостоять антихристу? Не имея чистой веры во Христа, как они могут противостоять современным антихристам, иеговистам и другим сектантам? Наверняка, было бы очень полезно провести в будущем ряд бесед на тему веры в Бога, привести доказательства бытия Божия, чтобы у детей был фундамент, ведь без фундамента дом стоять не может. Нужно, чтобы у них было твёрдое основание веры, чтобы в будущем они смогли принять на себя подвиг исповедания Божества Христа. 1 Мф.10:32. 2 Пс.9:25; 52:2; Иер.5:12. 3 Мученик Иоанн Новый из Янины (†1526) — родился в г.Эпире, с детства вёл благочестивую жизнь. После смерти родителей св.Иоанн прибыл в Константинополь, где клеветники и отступники от христианства донесли на него, что он исповедует себя христианином. Мученика приговорили к сожжению на костре. Святой Иоанн с радостью встретил приговор. Когда его подвели к пылающему костру, он смело вступил в самую середину пламени. Мучители вытащили его из огня и усекли мечом. Голову и тело мученика бросили в костёр. Христиане собрали кости мученика, уцелевшие от огня, и благоговейно перенесли в соборный храм. Мощи святого положены в Константинополе, в патриаршей церкви, прославлены многими чудесами. Память — 18 апреля по ст. ст. 4 Гяур — этим именем (от араб. kiafir — язычник) турки презрительно звали всех немусульман. 5 «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин.4:2,3). 6 —«Искушение вас не достиже, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (1Кор.10:13). — Ср.: 2Пет.2:9; Евр.12:4.

http://pravoslavie.ru/59930.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010