Содержание Меоничность и становление в бытии Глаголы и выражения, используемые для описания обожения плоти и космоса Учение свт. Василия о Евхаристии Выводы     В статье дан анализ богословско-философского умозрения одного из «великих каппадокийцев» о материи, ее онтологии и эсхатологическом предназначении. Учение о происхождении тварного мира из абсолютного не-бытия раскрывается свт. Василием как проявление преизбыточествующей любви Бога-Творца, а призвание человека видится в осуществлении первоначального замысла Божия об обожении его духовно-телесной природы, так чтобы по образу Христа человек стал источником освящения и всего материального космоса. Новизна нашего исследования состоит, прежде всего, в том, что впервые в отечественной и зарубежной богословской литературе проводится систематизация представлений свт. Василия Великого о материи. Вместо упрощенного убеждения, что у христианских мыслителей поздней Античности и раннего Средневековья «учение о материи сводится к доказательству того, что материи нет» с. 481], или признания воззрений св. отцов в основном повторяющими воззрения Платона и платоников, выявлена и раскрыта качественная новизна философско-богословского умозрения христианского философа-богослова о материи по сравнению с традиционными взглядами эллинской философии. Меоничность и становление в бытии Продолжая и развивая учение свт. Афанасия о единосущии Сына Божия и Бога Отца, свт. Василий в своей полемике с Евномием многократно указывает на различие в образе бытия всего творения и Единородного Сына. «Относительно созданных существ (το ποιματος) мы находим произведенное от слова: «сотворил» (ποησε)… но относительно Сына Божьего – этого не находим» с. 214; 9, 29. 576. 25]. Рождение Сына предвечно, ибо Он вместе с Отцом есть «Творец веков» (ποιητς τν ανων) 6. 14. 4; 9, 29. 593. 4–5 1 ]. Это выражение, восходит по богословскому смыслу к Оригену , но в сохранившихся текстах дидаскала такой собственно формулы не встречается. В кругу, близком к свт. Афанасию, она уже существовала 26. 1101. 13]. Святитель впервые употребляет производное редкого глагола «συνεφπτομαι» (вместе или одновременно прикасаться, принимать участие) p. 1713] для описания совокупного действия в творении Отца и Сына (Υς τς δημιουργας τ Πατρ συνεφψατο) 29. 617. 26].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Те философы, которые довольствуются одними умственными доказательствами бытия Божия, от кого первоначально узнали о бытии Божием, и о свойствах Божиих, и о воле Божией? Они узнали о Боге в самых юных летах от своих родителей и воспитателей. Так всегда было, насколько запомнит история рода человеческого, так и теперь есть: познания о Боге передаются путем откровенным чрез посредство родителей и воспитателей. Конечно, при этом доказательства бытия Божия и познания о Боге, заимствуемые от видимой природы и от свойств души человеческой, также необходимы, потому что они служат постоянным подтверждением того, что родители говорят детям о Боге. Господь Бог, являясь прародителем нашим еще в раю и утвердив веру их в Свое бытие, дал чрез это, так сказать, первый толчок вере в Него и для потомков. Затем Он являлся патриархам и лучшим из людей в последующие времена, обновляя веру в последующих поколениях. Когда же после потопа народы, омраченные грехами, прельстились откровениями злых духов и отступили от истинного Бога, Господь сосредоточил откровения Свои в еврейском народе, не оставляя без Своего промышления и прочие народы. Явился Господь целому еврейскому народу на горе Синай и изрек ему закон Свой. Явление Господа Бога при громах и молниях, в густом облаке, в огне, восходящем до небес, при сильном трубном звуке и колебаниях горы было столь поразительно, что евреи в страхе отступили от горы. Бог Отец являлся в Ветхом Завете в виде Ветхого деньми, Сын Божий являлся в виде Ангела Господня, Дух Святой двигал устами пророков, так что они сами иногда не понимали того, что Он говорил устами их, часто Он показывал им будущее в видениях и образах. По временам Господь Бог посылал святых ангелов возвещать волю Его людям. Вообще многоразлично открывался Бог людям в Ветхом Завете, полнее и полнее сообщая им познания о Себе и Своей воле. Наконец, в совершенной полноте открылся Бог людям чрез Единородного Сына Своего, воплотившегося на земле. Сей Сын Божий дал людям такой высокий нравственный закон, что к нему уже ничего невозможно прибавить. Во время земной жизни Его ясно открыта людям великая тайна Троичного Божества, особенно на Иордане, даже для внешних чувств человека. Бог Отец открылся во гласе с небес, Сын Божий во плоти на земле, Дух Святой в виде голубя, сходящего с неба на Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа I Увещательное слово при наступлении Святой Четыредесятницы Радуюсь и веселюсь, видя ныне, что Церковь Божия красуется множеством своих чад и все вы стеклись с великой радостью. Когда смотрю на светлые лица ваши, то нахожу в них яснейшее доказательство вашего душевного веселия, как и премудрый сказал: «Сердцу веселящуся, лице цветет» ( Притч.15:13 ). Поэтому и я встал сегодня с большим рвением, имея в виду и участвовать с вами в этой духовной радости, и вместе с тем желая быть для вас провозвестником наступления Святой Четыредесятницы, как врачества душ наших. А общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить вас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление! Да постыдятся эллины, да посрамятся иудеи, видя, с какой радостной готовностью мы приветствуем его наступление, и да познают самым делом, какое различие между нами и ними. Пусть они называют праздниками и торжествами пьянство, всякого рода необузданность и бесстыдства, которые обыкновенно при этом они производят. Церковь же Божия – вопреки им – да называет праздником пост, презрение (удовольствий) чрева, и следующие затем всякого рода добродетели. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных, но вместо всего этого господствует совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага. Вот об этом-то, говорю, празднике побеседуем несколько с вашей любовью, наперед прося вас выслушать слова наши с полным спокойствием, чтобы вы могли уйти отсюда домой, принесши добрый плод. Мы собираемся сюда не просто и не напрасно для того только, чтобы один говорил, а другой рукоплескал словам первого, и затем все расходились отсюда, но чтобы и мы сказали что-нибудь полезное и потребное к вашему спасению, и вы получили плод и великую пользу от слов наших, и с тем вышли отсюда. Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачества, прилагать их к своим ранам, и с этим уходить отсюда. А что одно слушание, без исполнения на деле, не принесет никакой пользы, об этом послушай блаженного Павла, который говорит: «Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона... оправдятся» ( Рим.2:13 ). И Христос, в своей проповеди , сказал: «Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех» ( Мф.7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А. Леднев, Е. Лукьянов Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Повествование это о том ученике Христовом, который «не посчитался» с тем, что ему пришлось жить в XX веке – в эпоху духов­ного расслабления и оскудения любви – и явил веру, превзошедшую всякую веру, а возлюбив своего Бога и того, кто создан по Его образу, возлюбил их до конца; о том, кто, будучи современником бесчисленных западных прорицателей и восточных гуру, продемонстрировал своим житием мощь архипастырской, аскетической и мистической традиции Православия; о том, кто во времена человеческого отчаяния перед лицом невиданного ещё масштаба торжества мирового зла представил людям доказательство бытия Божия своей подвижнической жизнью и многочисленными прижизненными и посмертными чудесами. Имя его – Иоанн Максимович (1896–1966), архиепископ Шанхайский, Западноевропейский и Западноамериканский, чудотворец, которого можно назвать одним из самых ярких духовных явлений всей истории Русского Зарубежья. 5 Истоки Основатель рода Максимовичей Максим Васильковский жил со своей женой Евфросинией в 1650-х годах в Нежине, в 1676 году именовался «арендарем Печерским» (имел на откупе шинки и сборы в Печерске, где находится знаменитая Лавра). Он был известен также как Максим Печерский и находился «в обороне» у знаменитого гетмана Мазепы в 1688–1690 гг. В 1690 году Максим Васильковский получил от Мазепы первый «универсал» на земельные владения, и, вероятно, с этого времени можно говорить о вступлении его рода в малороссийское дворянство. Максим Васильковский имел семерых сыновей. Старший – знаменитый митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, духовный просветитель, писатель и миссионер (в 1916 году причислен к лику святых). Благочестие и ревность к Церкви являли и другие потомки Максима Васильковского. Это относится и к брату святителя Иоанна Тобольского Григорию, ставшему протопопом переяславской церкви, и к его племяннику Иакинфу, принявшему уже в юности постриг. Известен и другой иерарх из рода Максимовичей – Анатолий, хиротонисанный в 1812 году во епископа Полтавского и Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Глава двенадцатая. О страданиях Спасителя Необходимость Его страдании для нашего искуплепия. – Добровольное принятие их. – Тяжесть крестных страдании и безропотно-твердое перенесепие их Страдальцем. – Недоумения, возникающие при размышлении о Голговскои Жертве, и решение их. – Правосудие Божие в страдании Неповинного за виновных. – Торжество добра над злом в воскресении Христовом. – Плоды воскресения. Всякое, происходящее в мире, зло, все скорби, лишения и болезни, кончающияся неизбежною смертью, суть роковые последствия первородного греха. Следовательно, совершенно безгрешный Богочеловек, по- видимому, должен был бы проводить Свою земную жизнь в полном счастии и спокойствии. Но то ли мы видим в действительности? Едва только появившийся на свет невинный Младенец уже терпит гонение от беспокойного Ирода и должен спасаться бегством в Египет, – и так, гонимый врагами в течение всей Своей жизни, вынужден скитаться по градам и весям палестинским, не имея, где преклонить главы, пока не преклонил ее на Голгофе. Как бы груба и черства ни была наша испорченная природа, но печальный вид каждого страждущего невольно заставляет трепетать человеческое сердце. Но когда в страдальце пред нами является невинная жертва, тогда мы приходим в мучительное содрогание пред нагло попираемою справедливостью и подчас колеблемся признать существование высшей Правды. Кто из нас, мысленно стоящих на Голгофе, не задавался глубочайшими вопросами о том: каким образом всеправедный Бог определил испить горькую чашу страданий ни в чем неповинному, безгрешному и святому Искупителю? Не попирается ли этим богоустановленный нравственный закон? Возможна ли даже самая мысль о заместительстве , и страданиями Безгрешного за виновных не оскорбляется ли Божие правосудие? Пред нашим религиозным сознанием поставлен ряд вечно живых и жизненных вопросов. Не ими ли всецело был занят и святой пророк, взывая в недоумении: «Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?» (Иса. 53, 1). Не о вечной ли правде молитвенно, размышлял Сам гефсиманский Страдалец, взывая к Отцу, чтобы Он пронес мимо Него горькую чашу? И во всякое время поставленные вопросы волновали и будут волновать пытливый ум, потому что Христовы страдания представляют собою совсем не то, что у нас называют случайным эпизодом или трагической катастрофой жизни, имеющими преходящее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Глава пятнадцатая 1. Несостоятельность наименования Софии существом, соединяющим с Богом все что есть, при наличии церковного учения о непосредственном творении Богом мира и о вездеприсутствии Божием Мысль об этом гностическом посредстве есть исходная во всех рассуждениях того и другого о Софии, Премудрости Божией. Она имеется у них в виду во всех их наименованиях, которые прилагаются ими к Софии, и в особенности, когда эти наименования не только по своему смыслу, но и по своей форме выражают понятие о Софии, как гностическом посредстве. К числу таких наименований как раз и принадлежит то, которое содержится в определении о. Флоренского, где он именует Софию, как существо, «соединяющее с Богом все, что есть» 751 . Имея в виду это наименование, мы не будем особенно останавливаться на опровержении учения о Софии, как гностическом посредстве. Мы это достаточно уже сделали в свое время, когда рассматривали толкование о. Булгаковым в гностическом смысле начальных слов книги Бытия 752 и излагали православное учение о сотворении Богом мира, на основании данных из Божественного Откровения и святоотеческих творений. Мы отмечали тогда, что св. Афанасий опровергал означенное гностическое учение в борьбе с арианами не только на основании Св. Писания, но и доводов здравого смысла. В частности, нами приводились такие соображения Афанасия Великого против ариан, что если для сотворение мира необходим был тварный посредник, то для создания этого посредника необходимо было создать такого же посредника, а для создания этого последнего надо было создать опять посредника, и творение этих посредников было бы без конца, и потому самое создание мира совсем не могло бы состояться. Также опровергает св. Ириней и учение о гностическом посредстве не только доказательствами от Св. Писания и Св. Предания 753 , но и от доводов разума. «Если мир, – говорит он, – сотворен не против воли Бога, но по Его воле и с Его ведома, как некоторые из них (гностиков) думают, то уже не ангелы, или какой-либо мироздатель будет причиною этого творения, но воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Двадцать второй день. Св. мученик Василиск. (Доказательства той истины, что смерть телесная служит для нас только переходом к бессмертию). I. Св. муч. Василиск, память коего ныне, был племянник св. Феодора Тирона; он пострадал вместе с Евтропием и Клеоником (пам. их 3-го марта), но принял смерть от меча после них в царств. Максимилиана, в 308 г. Мучения, которым он был подвергнут, сопровождались поразительнейшими чудесами, о чем свидетельствует очевидец их, св. муч. Евсигний (пам. его 5-го авг.). Этот мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, после смерти своей явился св. Иоанну Златоустом у. Это было в г. Команах, где пострадал св. Василиск, где была сооружена церковь во имя его и лежали его мощи и где на пути к месту изгнания скончался св. Иоанн Златоуст . Здесь, перед кончиной его, св. муч. Василиск явился великому святителю и сказал: «не унывай, брате Иоанне, завтра будем вместе». II. Явление из загробного мира св. муч. Василиска напоминает нам, братия, о бессмертии нашей души, о будущей жизни, о том, что смерть телесная служит для нас только переходом к бессмертию. Вера наша в ту истину, что по смерти телесной мы не обратимся в ничтожество, а будем жить новою, вечною жизнию, что гроб бывает для нас не иным чем, как только лествицею от земли или возводящею на небо или низводящею во ад, – для нас весьма необходима и спасительна. Без веры в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни нашей мы в своей земной жизни и деятельности легко могли бы сравниться с скотами бессмысленными, у коих предмет и конец деятельности, верх наслаждения – одно удовлетворение чувственности, даже легко могли бы превратиться в зверей, безжалостно терзающих друг друга, для насыщения своего не щадящих жизни подобных себе существ, – могли бы дойти до забвения всех добродетелей и обязанностей. Но столь необходимая и спасительная вера в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни у всех ли тверда и крепка? Есть маловеры, которые, хотя не отвергают загробной жизни, но судят о ней только предположительно, с нерешительностию. «Может быть, – говорят они, что по смерти и оживем; статься может, что и будет воздаяние каждому по делам за пределами гроба, будем мы или блаженствовать или мучиться в продолжение целой вечности; о будущем нельзя сказать ничего определеннаго, будущее закрыто для нас». Посему, бр., для укрепления сомневающихся в сей истине и вообще для назидания нашего теперь, в день св. муч. Василиска, своим явлением из загробного мира свидетельствующего о бытии сей жизни, благовременно нам при свете слова Божия и здравого разума уяснить себе истину, что смерть телесная не есть прекращение нашего бытия, уничтожение нашего существа, а начало новой, нескончаемой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть Митрополит Вениамин (Пушкарь) Читательский рейтинг: 19617 ВЕНИАМИН (в миру Пушкарь Борис Николаевич), митрополит Владивостокский и Приморский 8.11.1938), выдающийся современный русский архиерей, ревностный защитник сохранения святоотеческой чистоты Православия, противник экуменизма. Родился в селе Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими и благочестивыми людьми. По жизненным обстоятельствам только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить. Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям. С 1947 г. он стал жителем города Владивостока. Здесь в 1957 г. окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке храме на Первой Речке. По благословению настоятеля прихода в 1959 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще закончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную академию. Ее он завершил в 1967 г., защитив кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: " Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения " . Его оставляют при академии профессорским стипендиатом. С 1967 г. он преподаватель Священной Библейской истории, основного богословия и логики. В 1976 г. стал доцентом Московской Духовной академии. Написал книгу " Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов " . За 24 г. преподавания в Московских Духовных Академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве. Сам он долгое время не принимал священный сан. Наконец, после паломничества в Святую Землю в год крещения Руси, в 1988 г. ректором МДА и С архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем во иерея. В 1992 г. возведен в сан протоиерея. 12 августа 1992 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, 20 сентября возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении группы архиереев.

http://ruskline.ru/author/_/pushkar_veni...

Одиннадцатый член символа веры Чаю воскресения мертвых. Тексты ,,Дорога в очах Господних смерть святых Его». ( Пс. 115:6 ). „Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». ( Притч. 2:23 ). „Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываиотся, но надежда их полна бессмертия». ( Притч. 3:1–4 ). „Оживут мертвецы Твои, Господи, возстанут мертвые тела». ( Ис.26:19 ). „Мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин. 5:25; 6:29 ). „Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными». ( 1Кор. 15:51 ). „Когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». ( 2Кор. 5:1 ). „Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит такь, что оно будет сообразно славному телу Его». ( Флп. 3:20–21 ). „Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем». ( 2Тим. 2:11–12 ). Изречения „Самое общее достояние людей надежда; ею владеет и тот, у кого ничего не осталось». (Фалес). „Дух есть единственная реальность, на которую мы имеем доказательства». (Д. С. Милль.). „Из всех добродетелей надежда есть по преимуществу христианская добро-детель и может служить лучшим показателем, христиане мы или нет. Многие обладают милосердием, т. е. общей добротою сердца или даже известной долей веры, но нет у них постоянной надежды, постоянного влечения к небу». (Рескин). „Долго я сопротивлялся, – наконец сдался: когда ветхий человек обращается в прах, новый возстает. И пока ты не слышишь слов: умри и возстань», ты лишь усталый гость на пиршестве». (Гете). „Если твари низших степеней разрушаются для возсоздания, умирают для новой жизни, – человек ли, венец земли и зеркало неба, падет во гроб для того только, чтобы разсыпаться в прах безнадежнее червя, хуже зерна горчицы?» (Филарет, М-т М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

прот. Николай Сахаров О Божественном откровении Понятие об откровении. Связь учения об откровении с понятием о религии, как союзе Бога с человеком. Естественное откровение и его недостаточность. Откровение сверхъестественное, его содержание и цель, его необходимость и возможность. Разбор возражений против необходимости и возможности сверхъестественного откровения. Внутренние и внешние признаки истинного откровения. Краткое обозрение возражений против чудесь. Доказательство действительности и истинности пророчеств. Способы возвещения и распространения откровенных истин Под именем Божественного Откровения разумеется все то, что Сам Бог благоволил открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Без откровения невозможна религия, такт как, если религия есть союз Бога с человеком, Существа всесовершенного с существом во всех отношениях ограниченным, то само собою разумеется, что все, что человек может знать о Боге и мире, он знает только от Самого Бога. Первые люди, – как свидетельствует книга Бытия, – слышали голос Бога, ходящего в раю ( Быт. 3:8 ); этот голос и был источником истинного знания. Еще более необходимым сделалось откровение после грехопадения, когда ум, воля и сердце человеческое заразились грехом и, без особенной помощи Божией, мы не можем ни познать истины, ни получить спасения. Бог открывает Себя и Свою волю двумя путями: естественным и сверхъестественным. Естественное откровение сеть проявление Божественных свойств и действий в окружающей нас видимой природе, в духовной природе самого человека и в исторических судьбах рода человеческого. а) Весь окружающий нас мир ость великая книга откровения Божия, красноречиво и непрестанно свидетельствующая о всемогуществе, премудрости, благости своего Творца и Промыслителя. б) Душа человека своим дивным устройством, своими высокими силами, способностями и стремлениями еще яснее говорить о Боге, Который сотворил человека и начертал в нем Свой образ, в) В исторических судьбах человечества также слышится голос Божий и видны пути Божии: история царств и народов, равно как и жизнь отдельных людей не есть сцепление простых случайностей, но управляется Промыслом Божиим и направляется Им к определенной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010