Посему весь Ты во всецелое время, но не во времени, всего меня вдруг и всегда видишь, как будто бы и не было Тебе на что больше взирать.    Посему так стоишь на страже моей, как будто бы забыто Тобою все, и на меня одного угодно Тебе обратить все внимание; потому что всегда и везде являешь мне Свое присутствие, и всегда показываешь Себя готовым, если только находишь готовым меня.    Куда ни пойду, не оставляешь Ты меня, Господи, если только я не оставлю Тебя прежде.    Где бы ни был я, не отступаешь Ты от меня, потому что Ты везде; и куда ни пойду, везде обрету Тебя. Ибо Тобою только могу существовать, а без Тебя погиб бы; потому что не могу без Тебя существовать.    Исповедуюсь Тебе, что все, что ни делаю, пред Тобою делаю, и что делаю, Ты видишь лучше, нежели я, который это делаю. Ибо что ни делал бы я, Ты всегда при мне, как непрестанный надзиратель всех моих помышлений, намерений, наслаждений и действий. Всегда пред Тобою, Господи, всякое желание мое, пред Тобою всякое помышление мое. Ты видишь, «откуда приходит», где пребывает, и «куда уходит» дух (Ин. 3:8), потому что Ты — Судия всех духов.    Сладок или горек тот корень, от которого произрастают наружу красивые листья, Тебе, внутренний Судия, известно это лучше, нежели мне самому, и Ты глубже изведываешь самые внутренности корней; не только намерение, но и самую внутренность корня его, в яснейшей истине света Твоего, извлекаешь, рассматриваешь и отмечаешь, чтобы воздать каждому не только по делам или намерению, но и по самой внутренней, сокровенной сердцевине корня, из которого происходит намерение делающего.    К чему стремлюсь, когда принимаюсь за дело, о чем помышляю, чем наслаждаюсь, все это видишь Ты, и уши Твои слышат, и очи Твои видят, Сие внимательно означаешь, замечаешь и записываешь в книге Твоей, хорошо ли то или худо, чтобы воздать после за хорошее наградой, а за худое наказанием, когда раскроются книги, и будем судимы по написанному в книгах Твоих. Сие самое, может быть, сказал уже Ты нам: «покажу какой будет конец их» (Втор.32:20), и сие самое сказано о Тебе, Господи: «вся концы Сам испытует» (Иов. 28:3); потому что Ты во всем, что ни делаешь, смотришь более на конец намерения, нежели на совершение дела.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бог дал человеку свободу выбора, каждому человеку. Нет ни одного человека на свете, пред которым не были бы открыты два пути: путь спасения и путь погибели. В этом и состоит человеческая свобода. Богатство может богача спасти, а может и погубить; бедность может бедняка спасти, а может и погубить; и образованность может образованного спасти - или погубить; и неученого неученость может спасти - или погубить; и здорового здоровье может спасти - или погубить; и больного болезнь может спасти - или погубить. Все зависит от выбора самого человека. Христос пришел вразумить людей, а не принудить. Потому Христос и не заповедует юноше: " Войди в жизнь вечную! " , но Если же хочешь войти в жизнь вечную; и не заповедует ему: " Будь совершенным! " , но если хочешь быть совершенным. " Если хочешь " , - так Господь говорит свободным и разумным созданиям. Бог хочет, чтобы все люди пошли правым путем и спаслись. Но потому все-таки и путь погибели остается для людей открытым. И еще говорю вам, глаголет Господь наш Иисус Христос ученикам, чтобы дважды подчеркнуть, как трудно богатому войти в Царство Божие. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. " Верблюдом " называли не только животное, но и толстый канат, которым в пристани привязывают корабли, чтобы ветер не отнес их от берега. Этот толстый канат Господь и имел в виду в данном случае. Итак, удобнее человеку и сей, очень толстый, канат продеть сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие. Почти, таким образом, невозможно, однако все-таки не невозможно - но весьма трудно. Это говорит Тот, Кто прекрасно осознает немощь человеческого естества и знает, как легко душе человеческой попасть в оковы богатства и неразрывно прилепиться к земле. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? Почему изумляются ученики, когда они уже совершили то, чего не смог богатый юноша? Вот, они оставили все и последовали за Христом. Премудрый Златоуст дивно сие объясняет: ученики боятся не за себя, но за других людей, среди которых велико число богатых. Таким образом, они изумляются страшным словам Христовым из чистого человеколюбия. Он посылает их в мир спасать людей. Как они смогут спасти такое количество живущих в мире богачей, если богатому человеку почти совсем невозможно войти в Царство? Это чувство жалости к людям сжимало тогда их души, и, движимые им, они и задают приведенный выше вопрос: " Кто же тогда может спастись? " Будто они более милостивы, чем Христос! Будто они человеколюбивее Господа Человеколюбца!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Надо перестать верить в сны, и даже перестать обращать на них внимание, хотя бы они были и очень впечатляющими, хотя бы и сбывались. Кроме того, бывает, что у человека поистине «бог – чрево» ( Флп.3:19 ). Покайся, если хоть что-то из перечисленного владело или владеет твоей душой. 2 . Помня, что Бог есть Дух, что Он невидим, – не фантазируй, и не покланяйся своим фантазиям. Иными словами, «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель»( Исх.20:4,5 ). Изображать можно только воплотившегося Бога, Господа Иисуса Христа. И есть, например, такой вид идолопоклонства, как «сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:10 ). 3 . Все, чем пользуемся в жизни, включая и пространство, и время, это – дары Божьи. Чтобы это тверже входило в сознание, приучись от всякой удачи приносить Богу начатки. Получил что-то, первым делом – хотя бы свечу Богу поставь. Также и начатки времени уделяй Богу. Посвящай молитве, во-первых – начаток дня, несколько утренних минут. И особенно, о чем конкретно говорит третья заповедь, – начаток недели: «...шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – ... Господу, Богу твоему ... ; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» ( Исх.20:8–11 ). В Ветхом завете этим днем был последний день недели, суббота, а в Новом – первый день, следующий за субботой, когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Этот день с тех пор так и называется: «Воскресение». Этот день должен быть посвящен именно Богу, а не безделью. Грех не в том, что ты в этот день сделаешь какие-то необходимые домашние дела или поработаешь на участке, а в том, если ты это сделаешь вместо, например, посещения храма. Покайся, что столько лет не приходил в дом своего Небесного Отца, не общался с Ним. Не слушал Его, то есть не читал Священное Писание , которое и есть – Слово Божие к нам. Не обращался к Нему, то есть не молился, как будто Он тебе совсем чужой, или даже как будто Его вообще не существует. Отныне будешь стараться постоянно освящать свое время молитвой и чтением Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Но неужели не все равно, сон или нет, если сон этот возвестил мне Истину? Ведь если раз узнал истину и увидел ее, то ведь знаешь, что она истина и другой нет и не может быть, спите вы или живете. Ну и пусть сон, и пусть, но эту жизнь, которую вы так превозносите, я хотел погасить самоубийством, а сон мой, сон мой, – о, он возвестил мне новую, великую, обновленную, сильную жизнь!» Для писателя сон есть способ познания истины, не менее, если не более важный, чем наука Для писателя сон есть способ познания истины, не менее, если не более важный, чем наука. Через науку человек обращается к миру и самому себе. Во сне же человек умолкает, и к нему обращается Сам Бог. Потому что во сне он способен Его услышать. Ведь, когда человек находится в состоянии бодрствования, Бог просто не может до него достучаться, не может пробиться сквозь шум и сумятицу завладевшей им житейской суеты. Тихий и кроткий голос Неба заглушается оглушительным ором земных желаний и плотских страстей. Во сне же все затихает – и внешний шум мирских впечатлений, и внутренний душевный шум наших мыслей, стремлений, чувств. И в этой наступившей тишине становится слышным стук нашего сердца, готового расслышать Божий призыв. Сон в Священном Писании Сотворение Евы В Библии говорится о сне как о неотъемлемой составляющей человеческой жизни, начиная с пребывания первого человека в Эдеме. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью» (Быт. 2: 21) – это первое упоминание о сне в связи с созданием Богом Евы из ребра Адама. Сны как сновидения бывают естественного и сверхъестественного происхождения. Естественные сны вызываются физиологическими и психическими причинами. Такие сны наиболее распространены и незначительны с духовной точки зрения. «Сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2). «Голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис. 29: 8).

http://pravoslavie.ru/153880.html

Посему весь Ты во всецелое время, но не во времени, всего меня вдруг и всегда видишь, как будто бы и не было Тебе на что больше взирать. Посему так стоишь на страже моей, как будто бы забыто Тобою все, и на меня одного угодно Тебе обратить все внимание; потому что всегда и везде являешь мне Свое присутствие, и всегда показываешь Себя готовым, если только находишь готовым меня. Куда ни пойду, не оставляешь Ты меня, Господи, если только я не оставлю Тебя прежде. Где бы ни был я, не отступаешь Ты от меня, потому что Ты везде; и куда ни пойду, везде обрету Тебя. Ибо Тобою только могу существовать, а без Тебя погиб бы; потому что не могу без Тебя существовать. Исповедуюсь Тебе, что все, что ни делаю, пред Тобою делаю, и что делаю, Ты видишь лучше, нежели я, который это делаю. Ибо что ни делал бы я, Ты всегда при мне, как непрестанный надзиратель всех моих помышлений, намерений, наслаждений и действий. Всегда пред Тобою, Господи, всякое желание мое, пред Тобою всякое помышление мое. Ты видишь, «откуда приходит», где пребывает, и «куда уходит» дух ( Ин. 3, 8 ), потому что Ты – Судия всех духов. Сладок или горек тот корень, от которого произрастают наружу красивые листья, Тебе, внутренний Судия, известно это лучше, нежели мне самому, и Ты глубже изведываешь самые внутренности корней; не только намерение, но и самую внутренность корня его, в яснейшей истине света Твоего, извлекаешь, рассматриваешь и отмечаешь, чтобы воздать каждому не только по делам или намерению, но и по самой внутренней, сокровенной сердцевине корня, из которого происходит намерение делающего. К чему стремлюсь, когда принимаюсь за дело, о чем помышляю, чем наслаждаюсь, все это видишь Ты, и уши Твои слышат, и очи Твои видят, Сие внимательно означаешь, замечаешь и записываешь в книге Твоей, хорошо ли то или худо, чтобы воздать после за хорошее наградой, а за худое наказанием, когда раскроются книги, и будем судимы по написанному в книгах Твоих. Сие самое, может быть, сказал уже Ты нам: " покажу какой будет конец их» ( Втор.32, 20 ), и сие самое сказано о Тебе, Господи: «вся концы Сам испытует» ( Иов. 28, 3 ); потому что Ты во всем, что ни делаешь, смотришь более на конец намерения, нежели на совершение дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

С того времени прошла почти одна тысяча девятьсот лет, на протяжении которых многие святые отцы истолковывали Евангелие: либо — отдельные его главы, притчи и изречения, либо — весь текст (как, например, блаженный Феофилакт Болгарский или другие толкователи, менее у нас известные). В новое время (в XIX — начале XX столетия) также предпринимались попытки истолкования Евангелия (речь идет, конечно же, только о православных толкователях). И тем не менее Святое Евангелие не перестанет быть актуальным, живым, действующим словом Божиим — актуальным в том смысле, что всякий человек, если в нем есть хоть сколько-то благодати, всегда с интересом будет читать его, узнавать новое и получать пользу. Иногда это новое представляет собой нечто как будто уже хорошо известное и умом понятое, но еще не проникшее в сердце, а иногда и действительно новую мысль. И в этом нет никакого противоречия святоотеческому Преданию, по той причине что церковные правила хотя и запрещают учить иначе, чем учили святые отцы, но запрещают именно в том смысле, что мы не должны выходить за определенные рамки. Если же мы позволяем своему уму внутри этих рамок действовать с какой-то свободой и принимать некоторые полезные, нужные именно нам мысли, то в этом нет ничего предосудительного. «При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (ст. 3). Книжники, то есть люди, сведущие в законе, образованные, начитанные и, как бы мы сейчас сказали, интеллигентные, соблазнились словами Господа, потому что имели меньше веры, чем те простые люди, которые принесли парализованного человека. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (ст. 4–7). Мы видим, что Господь Иисус Христос сотворил чудо для людей, которые были до такой степени неверующими, что утверждали, будто Он богохульствует.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Такое ощущение, будто в каждом названном случае появляется все новый и новый Ангел Господень и что-то сообщает, порученное только ему! Почему повторяется здесь подряд в каждом стихе: «Ангел Господень», «Ангел Господень», «Ангел Господень»? Это может быть связано вот с чем. Древние считали, что Ангелы Божии так стремительно выполняют волю Господа, что каждому Ангелу дается одно, в крайнем случае два поручения. И оно, Божие поручение, так стремительно выполняется, что для того, чтобы какую-то другую миссию выполнить через Ангелов – посылается другой Ангел. Но здесь удивляет следующее обстоятельство: Агарь никак не напугана явлениями Божиих Ангелов (или Ангела)! О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что живя рядом с праведным Авраамом, она видела Ангелов и раньше! Авраам – это Божий человек, в его обители, в его шатрах наверняка происходили какие-то чудеса, знамения. Она могла это видеть, она могла к этому привыкнуть. Обычный человек, тем более женщина, если бы встретила Ангела, испугалась бы, это поразило бы любого человека 134 . А здесь мы видим следующее: « Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень (как будто мы тут видим уже трех Ангелов, если не четырех, так как четвертый мог найти ее у колодца! иначе все эти повторения необъяснимы! – О. С.) : вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел (то есть вот та характеристика, которую мы можем дать мусульманам-арабам, – О. С.) ; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих » ( Быт. 16:9–12 ). Слова «ибо услышал Господь страдание твое» ( Быт. 16:11 ) означают, что Господь услышал ее молитву у колодца, а уточнение «услышал Господь страдание твое» ( Быт. 16:11 ) означает, что Бог проявил сострадание к ее беде. Что значит «пред лицем всех братьев своих» ( Быт. 16:12 )? – он будет воевать! Он составит себе славное имя! И это будет многочисленный народ, великий народ!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«На это сказал Иисус…» (ст. 30). Можно перефразировать это выражение и так: «На это говорит Иисус», потому что Его слова относятся, конечно же, не только к законнику. В противном случае евангелист Лука, а правильнее сказать Дух Святой, не открыл бы нам это событие через Священное Писание, оно было бы предано забвению как относящееся лишь к одному человеку. Но поскольку разговор Спасителя с законником нам пересказан и повествование о нем звучит уже на протяжении многих веков, то уже из этого мы видим, что оно относится ко всем нам и приточный ответ Господа Иисуса Христа полезен для всех читающих и слушающих его. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (ст. 30–32). Очень емко это выражено по-славянски: «И видев его, мимоиде. Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде». Соприкасаясь с нуждами ближних, мы часто считаем их проблемы мелочными и даже недостойными нашего внимания. Хотя нашему ближнему требуется помощь, поддержка, доброе слово, может быть, какая-то маленькая услуга не потому, что он не может без них обойтись, но потому, что каждый человек нуждается в любви. Мы же, будучи в глазах окружающих людьми добрыми, порядочными, как будто бы праведно, по-христиански живущими, в то же самое время зачастую поступаем подобно священнику и левиту, также как будто бы достойным по своему положению людям: как и они, проходим мимо. Мимо ближнего, нуждающегося в нашей помощи, в большой или малой поддержке. «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился» (ст. 33). Казалось бы, милосердие или обыкновенное чувство жалости должно быть у всякого человека по отношению не только к людям, но и вообще ко всему живому и даже к бездушным предметам. Иногда мы испытываем жалость, когда на наших глазах разбивается или ломается какая-нибудь красивая вещь. Тем большую жалость мы должны были бы испытывать к существу, сотворенному Самим Богом и являющемуся образом и подобием Божиим. Но, признаемся себе честно и откровенно, это естественное чувство действует в нашем сердце весьма редко. Это, скорее, исключение, чем правило, когда мы испытываем жалость, проявляем милосердие по отношению к пострадавшему человеку. По большей же части мы бываем замкнуты в себе и обращены только на собственные нужды.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Поэтому человек, который не хранит в точности учение Православной Церкви, не может быть миссионером. Как он может научить других тому, чего сам не знает или знает превратно? Если человек сомневается в каком-либо положении православного учения, и тем более если не соглашается с ним, то ему прежде следует разобраться в себе, научиться доверять Богу и смирять свой ум перед истиной. Этого, к сожалению, не понимают те, кто под разговорами о миссии скрывают желание реформировать Церковь , изменить учение Спасителя и святых отцов. Они утверждают, что внешние люди будто бы не могут понять и воспринять Православие как оно есть, поэтому необходимо его как-то модернизировать, создать lighm-bepcuю, более привлекательную для современного человека, для молодежи. Например, убрать весь «негатив», не говорить ничего про ад, не говорить про грех и покаяние, а в основу миссии положить развлечение и веселье. Что будто бы только так можно привлечь и не отпугнуть современную молодежь. Есть те, кто всерьёз это предлагает как принцип современной миссионерской работы в нашей Церкви. Но Сам Господь полагал совсем другое основание для миссии, объясняя, что так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть… и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк.24:46–47 ). И апостолы отнюдь не развлечение делали основой своей проповеди, но говорили: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши ( Деян.3:19 ). Слова о грехе, о воздаянии за грех и о необходимости покаяния действительно могут оттолкнуть – но только тех, кто не хочет отказываться от греха, кто не хочет бороться, кто ищет лишь комфорта и хочет плыть по течению, и получать от жизни всё, при этом не напрягаясь. Только для них весть о покаянии неприятна, и кажется «негативом». А для тех, кто ищет чего-то подлинного, кто хочет стать лучше и готов работать над собой слова о том, что покаяние возможно – это радостная весть. Потому что она означает, что ты можешь стать свободным от греха, что прошлое не довлеет больше над тобой, что ты можешь измениться не просто к лучшему – а к подлинной святости. Весть о покаянии – это радостная весть о том, что ты не безразличен Богу, ты не одинок, и твоя жизнь имеет смысл. Что ты можешь войти в живые личные отношения с Творцом вселенной, узнать истину и на собственном опыте ощутить любовь Божию. Пусть таких людей будет меньше, чем приходящих за развлечением, но именно таких поклонников Отец ищет Себе ( Ин.4:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Однако Христос совершенно ничего не говорит об этом. Люди живут нормальной человеческой жизнью. В чем же их вина? За что их обличает Господь? «Они жили и ни о чем не думали, пока не пришел потоп». О развращении людей, о их грехе как будто даже и не обязательно упоминать. Они не думали, они не заботились о самом существенном, у них не было истинного понятия о том, что такое жизнь. Они жили так, будто смерти нет. Их взор всецело был устремлен на земное. Надо было, чтобы их поглотили воды смерти, чтобы они увидели, что они не «боги» и что если они хотят жить, им нужен Бог! Наша жизнь всегда – «во дни Ноя». И сегодня человечество – в состоянии анестезии. Сам материальный и технический прогресс усыпляет. Мир, в котором люди привыкли жить, кажется прочным, пока не наступит пробуждение – которое будет тем ужасней, чем менее мы задумывались об опасности. Можно перечислить целый ряд современных вариантов Потопа: будь это международная валютная инфляция, которая потопит всю экономику, будь это экологическое отравление всей земли или эпидемия новой непредвиденной болезни, или небывалая планетарная катастрофа. И весь наш «мир и безопасность» будут сметены. «Так будет и пришествие Сына Человеческого». Многие из нас склонны отодвигать это грозное событие на конец времен, полагая, что мы не доживем до этого. Господь предостерегает нас против такого ложного понимания жизни. Он говорит, что это может произойти во время наших самых обыденных занятий – на месте нашей работы, в наших домах, где мы едим и пьем, в наших деловых или интимных отношениях друг с другом. В любое мгновение мы должны быть готовы к Его Пришествию, потому что Он – здесь. «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». Это наша каждодневная жизнь. Господь приходит во время самых обыкновенных наших дел – среди работы на поле, и можно добавить, среди работы в конторе, на улице, или когда мы за рулем нашего автомобиля. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Господь советует нам бодрствовать – не подвергаться сну среди ночи этого мира. «Душе моя, восстани, что спиши». Вместо будущего «придет» можно перевести это слово в настоящем времени «приходит». Ибо пришествие Бога, присутствие Его среди нас совершается во все дни. Пришествие Христово производит некую выборку. Там, где люди не видят никакого различия, ибо ничто не различает этих двух людей на одном и том же поле, этих двух женщин у одной и той же мельницы. Но Бог видит разницу: один – готов, а другой – не готов! Один был с Богом, уже в свете, другой оказался без Бога во мраке. Здесь не может быть какой-либо несправедливости. Все Священное Писание повторяет нам без конца, что Бог спасает. И даже в самом событии Потопа надо видеть спасение. Когда человечество подошло к полной катастрофе, вмешательством Бога течение жизни повернулось – ради рождения нового человечества. Ной – это человек, спасенный Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010