Но евангелист сообщает кратко: «Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». В этой семье царило удивительное доверие и доброжелательность, и никто не спешил настаивать на своих правах, утверждать собственное достоинство перед остальными. Упоминаются в Евангелиях также братья и сестры Иисуса, и православные вместе с католиками считают, что это, скорее всего, были дети Иосифа от предыдущего брака, они уже вполне могли быть взрослыми. Кроме того, это могли быть двоюродные братья и сестры, тогда родственные связи охватывали намного более широкий круг, чем сегодня, вероятно, именно поэтому они даже не упомянуты в этом повествовании особо, хотя и могли быть среди других родственников. Протестанты обычно полагают, что Иосиф и Мария после рождения Иисуса жили обычной супружеской жизнью. Исходя из этого рассказа, версия протестантов выглядит нелогичной: у них были бы тогда младшие дети, которые в этом рассказе не упоминаются, – евангелист описывает, как они путешествовали втроем. Мать у Креста Когда точно умер Иосиф, мы не знаем, но когда Иисус вышел на служение, его уже не было в живых, да и Мария как будто пропадает из Его жизни… «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» – так, к примеру, Матфей передает удивление окружающих. Но и только, одно из немногих мест, где Она упоминается. А позже, в одном эпизоде, Иисус даже как будто принижает Свою привязанность к Ней: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: “Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя”. Он сказал им в ответ: “Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его”» (в изложении Луки, Матфей и Марк описывают этот случай примерно так же). Но, как и в случае с Храмом, это не отказ от родства, а, скорее, указание на то, что духовное родство может связывать людей не менее тесными узами, чем родство физическое. И если мы встречаем в евангельском тексте имя Мария, оно, скорее, относится к другим женщинам – тогда его носили многие. Только в одном эпизоде евангелист Иоанн говорит о Ней чуть более подробно, когда рассказывает о распятии: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: “Жёно! се, сын Твой”. Потом говорит ученику: “се, Матерь твоя!” И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1Пет.2:13 .  Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 1Пет.2:14 .  правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, 1Пет.2:15 .  ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – После общего наставления о добродетели Апостол теперь дает более частные наставления о том, как христианам относиться к некоторым общественным учреждениям, где именно христиане могли показать свои добрые дела пред язычниками. Апостол делает это, вероятно, как с целью опровергнуть злословия и клевету на христиан со стороны язычников (ст. 12, 15), так и для предупреждения самих христиан своею свободою (ст. 16). Апостол внушает христианам быть покорными «всякому человечу созданию», κτσει, т. е. порядку или установлению общественной жизни. «Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми… Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедывает теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство приносит ниспровержение жизни (гражданской), будто в нем причина неурядицы и возмущения «Господа ради». Делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же Апостол обещает нам Царство Небесное ( 1Пет.1:4 ), и через то приписывает нам великое достоинство. Затем же опять унижает нас, подчиняя мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от Самого Господа… Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх того, посрамляет неверных. Ибо, когда они злословят нас, как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то через это более пристыжаются» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Добр и милостив был Иисус Христос так, как никто на земле, как может быть добр и милостив только Сам Бог. Он любил всех людей, весь род человеческий, особенно же любил детей. Он ласкал и благословлял их, говоря, что добрые чистые дети, верующие в Бога, войдут в Царствие Небесное. 6. Тайная вечеря Иисус Христос знал, что Ему нужно было для спасения рода человеческого пострадать и умереть, что после смерти Он в третий день воскреснет. Об этом Он несколько раз Сам говорил апостолам и другим людям. Рассказы о Христе Иисусе, о Его благости (доброте), милосердии, полученных от Него исцелениях, воскрешении Им мертвых и о Его учении быстро расходились среди евреев и привлекали к Спасителю все больше народа: иногда целые тысячи шли за ним, забывая о пище. Такая народная любовь возбудила зависть к Нему в сердцах старших, ученых и священников еврейских, потому что народ уважал и любил Христа больше, чем их. Они даже возненавидели Христа за то, что Он перед народом осуждал их дурную жизнь, их неправильное учение о Боге и о том, как люди должны жить. Поэтому все эти враги Христовы стали думать, как бы убить Его. И вот они придумали обвинить Его, скромного, смиренного и праведного, в том, будто Он желает сделаться земным царем народа еврейского (иудейского); будто бы Он волнует и возмущает народ против властей. Наступил самый большой еврейский праздник, называвшийся Пасхой. Он продолжался несколько дней и праздновался весной. За шесть дней до этого праздника Господь отправился с учениками в Иерусалим. Вход Его в город был очень торжественный. Господь восседал на молодом осле; еврейский народ постилал Ему путь своими одеждами и пальмовыми ветвями; взрослые и дети благословляли Его и приветствовали радостными кликами. Был четверг, и опять Христос пошел вечером с апостолами в Иерусалим, чтобы здесь в последний раз вечерять с ними. Придя в горницу, где уже была приготовлена для них вечеря, Иисус сперва, как слуга, омыл Своим ученикам ноги, чтобы подать им пример смирения и того, как люди, верующие в Него, должны служить друг другу. Затем Господь объявил апостолам, что один из них предаст Его врагам. Этим предателем через несколько часов оказался Апостол Иуда Искариотский, продавший Спасителя Его врагам за 30 серебряных монет, ценой около 30 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Он сказал: умею быть довольным. Теперь, чтобы филиппийцы не соблазнились им, будто он не с удовольствием принял предложенное ими и даже считал это бесполезным для себя (потому что дающие обыкновенно соблазняются, когда принимающие говорят, что они не нуждаются), то он и устраняет это, говоря: впрочем, вы хорошо поступили, то есть хотя я и не имею нужды, но, тем не менее, принял ваш дар. Обрати внимание на мудрость, как он возвышает это дело. Говоря приняв участие в моей скорби, он этим поставил их наравне с собой. Я, говорит, действительно терплю это, а так как вы позаботились обо мне, то Бог и вас признает моими сотрудниками. Таким образом, предыдущими словами апостол разрушил их мечтание, а этими возбуждает их усердие. Вы знаете, Филиппинцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних. Так как могло показаться, что он упрекнул их выше, сказав: уже вновь начали заботиться, то тетерь мудро оправдывается, говоря, что то самое, чем я, казалось бы, укорил вас, я не потому сделал, будто бы желал получить от вас что-нибудь, но потому, что вполне был уверен относительно вас, и вы сами тому были причиной, ибо вы первые из всех начали заботиться о моих нуждах. В силу этой-то уверенности в вас я как бы упрекнул вас, как оставивших прежде обычное для вас дело. И вот великая похвала ваша в том, что вы не только в начале благовествования помогали мне, не только когда я находился у вас, но и когда вышел из Македонии, то есть из ваших пределов. Не сказал, что ни одна церковь не дала мне, но ни одна церковь не оказала мне участия даянием и принятием; потому что суть дела заключается в общении. Ты даешь плотское, а получаешь духовное, как сказано в другом месте: если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1Кор.9:11). Итак, другие церкви не оказали участия в смысле даяния плотского и принятия духовного. Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Важная похвала их и в том, что, находясь в митрополии, он питался на счет малого города. Ибо под нуждой он разумеет необходимые издержки, а не утехи и роскошь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1063...

Я наконец не вытерпел, подошел к нему и спросил, намерен ли он уделить мне сколько-нибудь времени в этот вечер? А сердце у меня так и кипело, голос дрожал. Это его, кажется, удивило. Он посмотрел на меня странно. «Хорошо, говорит, вот дай докончить пульку». Как только он сказал мне это, я схватил шляпу и хотел уйти, но он заметил и остановил меня. «Пулька кончается, – сказал он, – сейчас будем ужинать». Наконец кончили. Он сел подле меня и зевнул: тем и началась наша дружеская беседа. «Ты мне что-то хотел сказать?» – спросил он. Это было сказано таким монотонным и бесчувственным голосом, что я, ничего не говоря, только посмотрел на него с грустной улыбкой. Тут он вдруг будто ожил и засыпал меня вопросами: «Что с тобой? да не нуждаешься ли в чем? да не могу ли я быть тебе полезным по службе?..» и т.п. Я покачал головой и сказал ему, что я хотел говорить с ним не о службе, не о материальных выгодах, а о том, что ближе к сердцу: о золотых днях детства, об играх, о проказах… Он, представьте! даже не дал мне договорить. «Ты еще все, говорит, такой же мечтатель!» – потом вдруг переменил разговор, как будто считая его пустяками, и начал серьезно расспрашивать меня о моих делах, о надеждах на будущее, о карьере, как дядюшка. Я удивился, не верил, чтоб в человеке могло до такой степени огрубеть сердце. Я хотел испытать в последний раз, привязался к вопросу его о моих делах и начал рассказывать о том, как поступили со мной. «Ты выслушай, что сделали со мной люди …» – начал было я. «А что? – вдруг перебил он с испугом, – верно, обокрали?» Он думал, что я говорю про лакеев; другого горя он не знает, как дядюшка: до чего может окаменеть человек! «Да, – сказал я, – люди обокрали мою душу…» Тут я заговорил о моей любви, о мучениях, о душевной пустоте… я начал было увлекаться и думал, что повесть моих страданий растопит ледяную кору, что еще в глазах его не высохли слезы… Как вдруг он – разразился хохотом! смотрю, в руках у него платок: он во время моего рассказа все крепился, наконец не выдержал… Я в ужасе остановился.

http://azbyka.ru/fiction/obyknovennaya-i...

е. если этот жребий вынут левой рукой, они печалились. 172 Предание говорит, будто бы в течение 40-летнего первосвященства Симона Праведного жребий всегда был вынимаем правой рукой. После же его смерти он вынимаем был то правой, то левой. В течение сорока лет, предшествовавших разрушению Иерусалима, жребий будто бы ни разу не был вынут правой рукой. 173 Так как козлы были одинаковы, то нужно было наметить, который козел должен быть принесен в жертву, и который отведен в пустыню. Обыкновенно первосвященник намечал козлов тотчас по вынутии жребиев. Козла, на которого вышел жребий , первосвященник отмечал тем, что на шее его привязывал красную ленту, и затем ставил его на том месте, где убивали жертвенных животных. Козла же отпущения он намечал тем, что клал ему на голову, или привязывал к рогам красную ленту, и потом ставил его на том месте, откуда он должен был быть уведенным в пустыню. 174 После того, как козлы были назначены, первосвященник опять возвращался к своему тельцу, возлагал на него руки, исповедовал над ним грехи и потом убивал его. Второе исповедание над тельцом в общем похоже на первое. Оно читалось так: «О, Господи! умоляю, я провинился, преступил (закон), согрешил пред лицом Твоим, я и дом мой, и сыновья Аарона, народ священный Твой! О, Господи! умоляю, очисти провинности, преступления и грехи, то, в чем я провинился, что преступал и в чем согрешил пред лицом Твоим, я и дом мой и сыновья Аарона, народ священный Твой! Очисти, как написано в законе Моисея, раба Твоего: ибо в сей день очищают вас» и т. д. (16:30). Все присутствовавшие в храме отвечали: «благословенно буди сланное имя царства его во веки вечные». Не все, конечно, указываемые преданием, изложенные здесь подробности относительно приведения ко входу скинии жертвенных животных произошли от Моисея. Многие из них, несомненно, произошли в позднейшее время, и указывают лишь на то, как совершалось приведение животных после плена во время второго храма. Послепленного происхождения без всякого сомнения те исповедания, какие произносил первосвященник при возложении рук на голову тельца, или, по крайней мере, вторая половина этих исповеданий, где приводятся слова Бога к Моисею: «потому что в этот день очищают нас» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Из книги Деяний Св. Апостолов мы видим, что никто из Апостолов не взял на себя решение вопроса, имевшего значение для всей христианской Церкви, именно о том, нужно ли совершать обрезание над язычниками, вступающими в число членов христианской Церкви и обязательно ли для них исполнение закона Моисеева. Для решения этого вопроса Апостолы и пресвитеры собрались на собор, в город Иерусалим, в 51 году по Рож. Христовом и, по долгом рассуждении, постановили освободить христиан совершенно от исполнения закона Моисеева ( Деян.15:6–7:19 ). Этим Апостолы дали пример и показали на все времена, как должны решаться вопросы, касающиеся всей христианской Церкви, а в то же время научают нас, что иерархическая власть в христианской Церкви принадлежит не одному кому-либо из Апостолов, а всем Апостолам вместе, что Вселенский Собор, состоящий из преемников Апостолов, по возможности со всей вселенной, есть действительно высшее священноначалие в христианской церкви. Положительно неправильно протестантское учение о том, будто бы в христианской Церкви не должно быть никакого внешнего, видимого устройства, так как такого, будто бы, она не получала от Иисуса Христа. Прежде всего, мы должны сказать, что протестанты ничем не докажут, что Иисус Христос имел в виду и хотел основать на земле невидимую Церковь без всякого внешнего устройства и порядка. Если же некоторые места из Слова Божия, по–видимому, говорят о том, что Церковь есть духовное царство, то из этого еще не следует, что она есть невидима и не должна иметь видимого устройства. О Церкви, как духовном царстве, говорится в следующих местах: «Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ); «но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе ( Ин.4:23 ), «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Легко понять, что приведенными словами указывается христианам, что они должны быть более духовными, чем плотскими, более заботиться о чистоте сердца, чем о внешних религиозных действиях, но нисколько не устраняется этими словами внешнее, видимое устройство Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Ибо усовершение в добродетели, как и совершенство в каждом искусстве, достигается только непрестанным упражнением. Достигнуть смиренномудрия можем тогда, если будем обращать внимание и на мелочи и ничем не станем пренебрегать, как будто мелочь не может причинять нам вред. Душа уподобляется своим занятиям. Что она делает, в то самое и отпечатлевается, от того и принимает на себя вид. Пусть же будут у тебя и наружный вид, и одежда, и походка, и пища, и дом, и вся домашняя обстановка доведены до того, чтобы в них не было излишеств; и речь, и песня, и обращение с ближним пусть будут направлены более к скромности, чем к гордыни. Пусть у тебя не будет излишних прикрас в слове, чрезмерного сладкогласия в пении, речей горделивых и высокомерных; во всем отсекай увлечение. Будь услужлив в отношении к другу, кроток со слугою, непамятозлобив к дерзким, человеколюбив к смиренным, утешай несчастных, посещай больных, отнюдь никого не презирай, будь приветлив при встрече, вежлив в ответе, ко всем благожелателен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай незаслуженной похвалы, сколько можешь скрывай свои достоинства, а в грехах сам себя обличай, не ожидая обличения от других; будь подобен Иову, который не скрывал проступков своих ( Иов.31:34 ). Не будь суров в выговорах, не обличай поспешно и в раздражении, не осуждай за маловажное, как будто ты строгий праведник. Впадших в грех поднимай, исправляй их духовно, как дает совет апостол, наблюдая «каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал.6:1 ). Прилагай старание, чтобы не быть прославляемым от людей, если только помнишь, что Христос называет ущербом награды, получаемой от Бога, намеренное выказывание себя пред людьми и делание добра с той целью, чтобы видели это люди. Ибо сказано о таких: «они уже получают награду свою» ( Мф.6:2 ). Поэтому не делай себе вреда, стремясь быть на виду у людей. Бог все видит. Ищи славы пред Богом, и Он подаст славную награду. Если ты удостоен первенства, люди оказывают тебе внимание и прославляют тебя; будь равен подчиненным, как сказано, «не господствуя над наследием Божиим» ( 1Пет.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И вот, если человек взирает очами веры на Искупителя – Господа, то есть верит, что Иисус Христос его Спаситель, и с покаянием прибегает к Нему, то раны от укусов невидимых змей, то есть наши грехи, исцеляются благодатью и милостью Божией. Так должно вознесену быть Сыну Человеческому, – говорит Христос о Своем будущем распятии и о спасении мира (Ин. 3, 14). Господь говорит о том, что Свет пришел в мир, но мир Его не познал, потому что возлюбил больше тьму. Мы в Символе веры читаем: «Распятого при Понтийстем Пилате», – однако, братия и сестры, распятие Христа продолжается, оно продолжается как в истории человечества, так и в наших собственных душах. Мир, который возлюбил зло больше, чем Свет, сразу же ополчился против Христа и Его учеников. Вы помните, в Евангелии повествуется, как Ирод и Пилат помирились друг с другом во время суда над Спасителем и стали с этого дня друзьями (Лк. 23, 11–12). Так иудейский и языческий миры, как будто бы чуждые, не похожие друг на друга, сплотились в общей ненависти против Христа Спасителя, и какие страшные гонения, пытки и истязания были обрушены на Его учеников, как будто излилась на них вся богоборческая злоба людей и демонов! В наших собственных сердцах Господь распинается, когда мы выбираем грех. Когда мы выбираем тьму страстей, а не свет Богопознания, то мы становимся мистически и предателями, и убийцами Христа Спасителя. Почему многие из нас говорят, что они не чувствуют духовной радости, ведь Свет пришел в мир! Мы должны внутренне радоваться и торжествовать. Почему сердца наши мертвы и холодны? Потому что мы не любим Бога. Братия и сестры, но почему мы не любим Бога? Ведь естественно детям любить своего отца, тем более людям – любить своего Небесного Отца и Создателя! Почему? Лишь потому, что нельзя одновременно любить Христа и грех, Бога и демона. Некоторые говорят: мы ходим в храм, мы каемся, мы причащаемся, значит, мы любим Бога больше, чем грех. Но, братия и сестры, почти у каждого из нас есть какой-то тайный грех, с которым трудно расстаться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

И стал свет», тотчас же прибавлено: «И увидел Бог свет, что он хорош», а не после того, как Он положил разделение между светом и тьмой и назвал свет днем, а тьму ночью. Это для того, чтобы не показалось, будто вместе со светом Он дал свидетельство своего благоволения и такой тьме. Ибо там, где речь идет о тьме безупречной, между которой и светом, видимым для наших глаз, полагают разделение светила небесные, — там не прежде, а после замечается, что увидел Бог, что это хорошо: «И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо». То и другое ему угодно, потому что то и другое без греха. Но там, где Бог сказал: «Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош», и после этого замечается: «И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью», — там не прибавлено вслед за этим: «И увидел Бог, что это хорошо». Это для того, чтобы не назвать добром и то и другое, так как одно из этого было злом по собственной вине, а не по природе. Поэтому Творцу в этом случае и приятен один только свет; а тьма ангельская, хотя и должна была войти в мировой порядок, не должна была, однако, получить ободрения. Глава XXI. О вечном и неизменяемом знании и воле Бога, по которым Ему все сотворенное так же нравилось прежде творения, как по сотворении    Что высказывается в изречении, употребляемом при всяком случае: «Увидел Бог, что это хорошо», как не одобрение творения, созданного соответственно художеству, которое есть Премудрость Божия? Но Бог не только тогда узнал, что оно добро, когда оно было сотворено: ничего этого и не было бы, если бы оно не было Ему известно. Итак, когда Бог видит, что добро то, чего ни в коем случае не было бы, если бы Он не видел его прежде, чем оно явилось, то Он учит, а не учится, что это добро. Платон употребляет еще более смелое выражение, а именно: что Бог был восхищен и обрадован по окончании творения вселенной.    И он в этом случае не до такой степени безумствует, чтобы думать, будто Бог сделался блаженнее вследствие нового Своего творения; он хотел этим показать, что художник был доволен тем уже сотворенным, чем был доволен в идее, соответственно которой оно должно было быть сотворено.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010