«Наконец, братие мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [видите, иерархия сохраняется, несмотря на падение]. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною [поскольку на Востоке одежды были широкие, и нужно было охватывать себя поясом. Пояс – умерщвление чресл, пояс у монаха, вот он умерщвляет чресла свои, дальше он готовится к борьбе: подтянуть пояс, опоясаться, значит, приготовиться к борьбе. Это состояние воина, а не изнеженное состояние сибарита. Вот как себе, значит, этот пояс затянуть? Дальше], и облекшись в броню праведности [кольчуга, броня, она закрывала тело. Вот броня праведности есть. Дальше], и обув ноги в готовность благовествовать мир [сеять вокруг себя мир: вы пришли и, знаете, своим присутствием изгоняете из семьи, из дома озлобленность, вражду. При вас людям неудобно, неприлично ругаться. Вы приносите с собой иную атмосферу. А эта иная атмосфера может в нас пребывать, если мы с Кем-то пребываем], а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого [без веры невозможно ни Богу угодить, ни что-либо совершить – всё коренится в вере: щит], и шлем спасения возьмите [шлем спасения. Ведь голова – наиболее уязвимая часть тела, поэтому она особенно надёжно должна прикрываться. Шлем спасения], и меч духовный, который есть Слово Божие [вот Апостол Павел изображается с мечом: такая импозантная фигура, одежды, тога эта и большой меч в руках. Вот меч – это не воинское орудие, а вот меч веры – вот что символизирует этот меч, который есть Слово Божие. Вот – мы, собственно говоря, держим в руках меч. И что же дальше?]. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом [молитесь духом], и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых [со всяким постоянством, а не на каких-то порывах, не на каких-то эмоциях! Повторяю: эмоции прогорают как порох. Все эти движения, все эти, знаете, какие-то эти экстазы – всё это, знаете, результат такого вот душевного настроя, но не духовного: Братие, я не мог говорить с вами как с духовными, а как с душевными, как с младенцами во Христе (см. 1Кор. 3:1 ) – вот это постоянство ...и молением о всех святых] и о мне [говорит он], дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах [вот он находился уже в узах и тем не менее исполнял], дабы я смело проповедывал, как мне должно».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6: 12 ). Что же ты спишь, друг мой? А ты, сестра, сидишь и дремлешь, не зная, что тебе делать? Или эта история не для вас написана? А если для вас, то почему же вы такие неподатливые и непонятливые? Или вам вставать не надо, или, встав, одеваться и облекаться не следует? Разве вам Христос не вручил «всеоружия» на борьбу с врагами спасения? – Да чего нам спешить? – говорите вы самонадеянно. – Крутом тихо и спокойно. Никаких «варваров» нет около нас! Какая же нужда облекаться во всеоружие Божие?.. Пусть лежит все в углу, а мы еще поспим, понежимся... Христианин и христианка, монах и монахиня, священник и архиерей! Христос Спаситель зовет вас бодрствовать и трезвиться, встать и молиться, а мы говорим: у нас все тихо и спокойно. Ночь такая лунная и... прелестная, только спать или любоваться Луной, или духовно любодействовать?! Ох, если бы мы всегда помнили, что наши враги- то – «невидимки». Им хоть ночь, хоть день, – они все невидимы и неприметны. А стрелы-то их раскаленные, ядонасыщенные, ядоносные, и как ведь ловко поражать цель, будучи сам невидим... Вот ведь какое преимущество наших супостатов. Сильно они натягивают тетиву, чтобы пустить в тебя очередную стрелу... и как тут не встать от духовного сна, как не препоясать чресла свои истиною, как не облечься в броню праведности, как не быстро обуть ноги в готовность благовествовать миру Христа, взять щит веры, одеть шлем спасения и вооружиться мечом духовным, который есть слово Божие! «Примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» ( Еф. 6: 13 ). Нет! Нас, наверное, ничем не пробьешь. Никакими пулями, никакими стрелами. У нас такая броня на дета, что ничем ее не сокрушишь... Где там стрелы, когда само огненное слово Божие, которое, по словам пророка, есть «молот, разбивающий скалы», и то не расщепляет нашего каменного сердца... Что же за броня надета на нас, которую ничто не может пробить и растворить наше сердце?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

п., нетерпимых даже и в мирянах, а тем более в духовных лицах. Ратнику Церкви необходимо носить на себе эту броню правды и наблюдать, чтобы она всегда была целой, чтобы ни одного кольца не выпало из этой кольчуги, ни одного дела праведности не было опущено. Иначе может случиться, что вражья стрела именно в это незащищенное место и попадет и поразит броненосца. Говоря прямо, противник Церкви, заметив в сопернике своем какой-либо нравственный недостаток или нарушение какого-либо устава Церкви, свои стрелы обличения и будет прямо направлять на этот недостаток в миссионере – может заставить его молчать, сказавши ему в ответ на все его доказательства защищаемой им истины, на все увещания краткий евангельский ответ: врачу, изцелися сам ( Лк.4:23 ). Итак, досточтимые отцы и братья, будем помнить, что мы – ратники Церкви Христовой, но оружия нашего воинствования не плотские, но, тем не менее сильные Богом ( 2Кор.10:4 ). Наши оружия – молитва и слово Божие; наша броняброня правды, которую нам нужно хранить во всей целости, чтобы опущением одного дела праведности, по слабости или по небрежности, не подать соблазна немощным совестью братьям, за которых Христос умер, помня страшную угрозу на соблазнителей ( Мф.18:6 ; Мк.9:42 ; Лк.17:1–2 ). Будем стараться проводить нашу жизнь так, чтобы безупречным житием заграждать уста тех, кои, не чуя в глазе своем бревна, желают изъять сучец из глаза брата своего. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Прииди и помоги нам Беседа на Деяния святых Апостолов, главу 16, стих 9 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. ( Деян.16:9 ). Много милостей явил Господь роду человеческому. Безмерно много Он благодетельствовал, и доныне благодеет каждому из нас. Венец всех благодеяний есть то, что Он ради нас не пощадил Сына Своего Единородного ( Ин.3:16 ; Рим.8:32 ), но предал Его в искупительную жертву за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

(16) Да явится пред рабами Твоими деяние Твое, и слава Твоя – над сынами их. (17) И да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди. 91 (1) Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. (2) Скажу Г-споду: убежище мое и крепость моя – Б-г мой, на которого полагаюсь я, (3) Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. (4) Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – верность Его. (5) Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, (6) Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. (7) Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. (8) Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, (9) Ибо Ты, (сказал): Г-сподь, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. (10) Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, (11) Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. (12) На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона. (14) " Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое. (15) Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. (16) Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое " . 92 (1) Псалом. Песнь на день субботний. (2) Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, (3) Возвещать утром милость Твою, и верность Твою – ночью, (4) На десятиструнной и на арфе, торжественной песней на кинноре, (5) Потому что возвеселил Ты меня, Г-споди, деянием Твоим, делам рук Твоих радуюсь я. (6) Как величественны дела Твои, Г-споди, очень глубоки помыслы Твои. (7) Человек невежественный не знает и глупец не понимает этого. (8) Когда разрастаются нечестивые, как трава, и процветают все творящие беззаконие, (это для того), чтобы быть истребленными навеки. (9) А Ты, Г-сподь, возвышен вовеки. (10) Ибо вот враги Твои, Г-споди, ибо вот враги Твои сгинут, рассеются все творящие беззаконие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(16) Да явится пред рабами Твоими деяние Твое, и слава Твоя – над сынами их. (17) И да будет милость Гспода Бга нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди. 91 (1) Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. (2) Скажу Гсподу: убежище мое и крепость моя – Бг мой, на которого полагаюсь я, (3) Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. (4) Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – верность Его. (5) Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, (6) Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. (7) Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. (8) Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, (9) Ибо Ты, (сказал): Гсподь, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. (10) Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, (11) Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. (12) На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона. (14) “Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое. (15) Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. (16) Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое”. 92 (1) Псалом. Песнь на день субботний. (2) Хорошо славить Гспода и петь имени Твоему, Всевышний, (3) Возвещать утром милость Твою, и верность Твою – ночью, (4) На десятиструнной и на арфе, торжественной песней на кинноре, (5) Потому что возвеселил Ты меня, Гсподи, деянием Твоим, делам рук Твоих радуюсь я. (6) Как величественны дела Твои, Гсподи, очень глубоки помыслы Твои. (7) Человек невежественный не знает и глупец не понимает этого. (8) Когда разрастаются нечестивые, как трава, и процветают все творящие беззаконие, (это для того), чтобы быть истребленными навеки. (9) А Ты, Гсподь, возвышен вовеки. (10) Ибо вот враги Твои, Гсподи, ибо вот враги Твои сгинут, рассеются все творящие беззаконие.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   (Человеку предстоит в день своей смерти пройти через последнее испытание. Как описывается в некоторых житиях святых, когда душа покидает тело, перед ее взором раскроется потусторонний мир, и она начинает видеть как добрых Ангелов, так и бесов. Бесы стараются смутить душу человека, тем что показывают ей грехи, которые она совершала, живя в теле, и убедить ее, что ей нет спасения. Этим они стараются душу привести в отчаяние и увлечь с собою в бездну. В это время Ангел-хранитель защащиает душу от бесов и ободряет ее надеждой на милосердие Божие. Если человек жил грешно и не имеет веры, то бесы могут одолеть его душу. Этот переход души от места ее разлучения с телом к престолу Божию называется «мытарствами.» Возможно, что именно об этом испытании пишет св. ап. Павел, когда внушает христианам облечься в броню праведности, чтобы устоять против духов злобы поднебесных «в день злый, и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:12-13). «Броня праведности,» по объяснению святых отцов, это — совокупность добродетелей человека, а «день злый» — время тяжелого искушения после разлучения души с телом. Будучи изгнаны с неба, темные духи витают в области между небом и землей и чинят козни душам людей на их пути к престолу Божию. Только после всеобщего суда бесы будут окончательно заключены в бездне).    Кто может быть спокоен и счастлив при таком непостоянстве земных дел? Тот, кто со Христом и во Христе. Живущие по закону Христову утверждены на твердой скале и ограждены от бурь. Обладая верой и любовью к Богу, они не должны бояться их, потому что Господь не допустит впасть верующему человеку в искушение сверх его силы (1 Кор. 10:13). Но не исполняющий заповедей Христовых не может устоять, когда поднимутся против него тяжелые испытания. Чаще всего он впадет в отчаяние, и тогда падение его будет гибельно для него самого и предостерегающим для других. Наблюдая это, древний мудрец написал: «Как проносится вихрь, так нет более нечестивого, а праведник на вечном основании» (Притч. 10:25).    Святые отцы скорбь уподобляют огню. Один и тот же огонь солому превращает в пепел, а золото очищает от всякой нечистой примеси. Тех, которые живут благочестиво,Господь ободряет такими словами: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему, ибо Ангелам Своим (Я) заповедал о тебе — хранить тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:11-13, «аспид» и «василиск» — ядовитые змеи).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— Встань, помажь его, ибо это он. Пророк взял принесенный им с собою рог с елеем и помазал Давида среди его братьев. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Затем Самуил ушел из Вифлеема, а отрок возвратился к прежнему своему делу. А от Саула отступил Дух Господень, и он впал в болезнь беснования, мучительны были припадки этой болезни, и Саул постоянно находился в раздраженном состоянии, томимый мрачными думами. Тогда царедворцы посоветовали своему государю пригласить человека, хорошо играющего на гуслях, чтобы тот своею игрою успокаивал царя во время припадков болезни. Саул согласился, и тогда один из придворных указал на Давида. По приказанию царя, восемнадцатилетний юноша-пастырь был призван к царскому дворцу; когда Саул болезненно мучился, Давид играл на своих гуслях, благоугождая Богу, и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него. Давид очень понравился царю и сделался его оруженосцем, но служба его при дворе не была беспрерывной, и он имел возможность надолго уходить в свой родной город и продолжал заниматься своим пастушеским делом. Вскоре произошло нашествие филистимлян [ 2 ] на землю Израильскую. Вступив в пределы колена Иудина, они расположились лагерем между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме [ 3 ]. Саул с израильским войском остановился верстах в двух южнее; между обоими лагерями находилась обширная долина. Филистимляне задумали покончить войну обычным в древности поединком, и из их стана выступил великан Голиаф, уроженец Гефа, из рода Энаков [ 4 ]. Он был ростом шести локтей и одной пяди [ 5 ], т. е. 4 аршин и 14 вершков, на нем было полное воинское вооружение из меди: чешуйчатая броня, весом пять тысяч сиклей [ 6 ], шлем, наколенники и щит; в руках он нес железное копье весом шестьдесят сиклей. Обращаясь к войску израильскому, Голиаф восклицал: — Выберите из себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. Грозный вид великана устрашал сынов израилевых, и никто из них не решался вступить в единоборство с Голиафом, который с каждым днем делался высокомернее и, выступая в течение сорока дней, поносил израильтян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А.В. Попов Речь новорукоположенному иерею Венедикту Туркевичу Приветствую тебя, возлюбленный, с благодатию священства. Ныне исполнилось хотение сердца твоего и Божие изволение о тебе, и ты призываешься к пастырскому деланию. Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом и как добрый воин Христов ( 2Тим.2:1,3 ) облекись во всеоружие Божие, дабы устоять, все преодолев ( Еф.6:13 ). Св. Апостол Павел перечисляет оружия духовного воина Христова, которыми надлежит и тебе вооружиться для успеха в предстоящем пастырском делании. Оружия эти: истина, меч духовный, иже есть глагол Божий, щит веры, броня правды и шлем спасения ( Еф.6:14–17 ). На первых двух, как на имеющих особое отношение к делу твоего благовестничества, я и остановлю твое внимание. Во второй книге Ездры повествуется, как древние мудрецы при дворе царя Дария спорили о том, что сильнее всего истина. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трепещут перед нею, и нет в ней неправды и лицеприятия, но делает она справедливое, удаляясь от всего злого. Истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. Она есть сила, и царство, и власть и величие всех веков. Благословен Бог истины (4:35–41)! Хотя и медленно, но постепенно распространяется она по лицу земли, рассеивая лучи, преодолевая препятствия и торжествуя над врагами. Многое возможешь в своей деятельности и ты, возлюбл., если препояшешься истиною. На то ты и посылаешься, чтобы свидетельствовать об истине, и делай это, не прибегая к хитрости, не употребляя обманов и лукавства, не искажая правды, как делают иногда другие, а открывая истину ( Притч.8:6–8 ; 2Кор.4:2 ), и всякий, кто от истины, послушает гласа твоего ( Иоан.18:37 ) и последует за тобою. Ревнуй об истине Божией, но употребляй для сего одни только оружия света: наставление, вразумление, убеждение с терпением, кротостью и любовию, ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы. Раскрой и покажи «где глядати правду», и правда Божия сама по себе привлечет сердца правдолюбцев, как солнце притягивает к себе живущее на земле. Не гонись при этом за внешним успехом, за большим количеством обращенных, а больше заботься о том, чтобы обращенные тобою твердо знали, в кого они уверовали, и чтобы чадца твои ходили во истине ( 2Иоан.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Беседа 24 Еф.6:14–17 .  Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. В чем состоит оружие христианина и с кем он должен бороться. – Об Анне, матери Самуила. 1. " Препоясав, – говорит (Павел), – чресла ваши истиною». Какое значение этих слов, об этом сказано в предыдущей беседе. Именно: мы должны сделаться столь легкими, чтобы ничто не мешало нашему странствованию. «Облекшись в броню праведности». Как броня хранит от ранений, так и правда (спасает нас). Правдой же называет здесь всю вообще добродетельную жизнь. Конечно, многие наносят ей раны; но поразить и низвергнуть ее никто и никогда не может, даже сам дьявол . Как бы так было сказано: внедривши в свою грудь праведные дела. О таких людях и Христос говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 ). Кто оградил свое сердце правдой, тот так же крепок, как и броня; такой человек никогда не увлечется гневом. «И обув ноги в готовность благовествовать мир». Выражение, не совсем понятное. Что оно значит? Приготовлением благовествования он обувает нас как бы в прекрасные сандалии. Разумеет же здесь или готовность к благовестию, так что этому делу должны служить ноги, равно как предустроение и ограждение евангельского пути, или, если это объяснение неверно, то он хочет сказать, чтобы они (ефесяне) готовились к походу. Как бы то ни было, но под «готовностью благовествовать» разумеется не что иное, как самый лучший образ жизни. Об этом еще пророк сказал: " готовности 4 сердца их вняло ухо твое " ( Пс. 9:38 ), т. е. сердца, которое было хорошо настроено. «благовествовать мир», – сказано. И правильно. Выше он упомянул о войне и сражениях, а теперь указывает на то, с кем должно вести сражения, именно – с демонами. Поэтому-то благовествование и делается благовествованием мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В то время и славная обитель святого Харитона была так сильно разорена, что потом уже не могла оправиться, но пришла в окончательное запустение; и лавра преподобного Саввы также претерпела много горя; в нее из разных мест собрались святые отцы и при игумене Василии преподобном угождали Богу постническим житием. Во время агарянского междоусобия и разбойнических нападений они не выходили никуда из своей обители. Хотя они и могли бы, оставив лавру, спастись от варваров в Иерусалим, но не хотели покинуть того святого места, где первоначально приняли на себя иго Христово; раз умерев для мира, они не страшились смерти, но, положившись на Христа, говорили: — Владыка наш, если захочет, может спасти нас от рук варварских, — если же будет угодно Его праведной воле отдать нас варварам на убиение, то пусть Господь поскорее пошлет нам мучение, полезное для души. Примем — говорили они друг другу, — полезное от руки Владыки нашего, не возвратимся от страха из безмолвной пустыни в суету мирскую, чтобы не осудили нас все, как робких, не соблюдающих повелений Господа нашего, говорящего: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Хорошо видеть удаляющихся от мира в пустыню и идущих по Христовым стопам; но как плохо видеть, если они, немного пожив в пустыне, бегут оттуда из страха перед людьми и возвращаются в мир; пусть не посмеется над нами общий всех враг диавол, боязнью варваров изгоняющий нас из безмолвной пустыни в город; он много раз был побеждаем нами с помощью Христа, Царя нашего и бежал от нас как пёс, позорно прогнанный. Нам не надо каменных стен для защиты: вместо стены необоримой — защитник наш Христос, Которому мы у святого Давида научились петь: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» (Псал. 30:3). Не имеем мы броней и шлемов, не имеем щитов, чтобы отразить вражеские стрелы, но у нас есть духовное оружие любви, броня надежды, «щит веры и шлем спасения» (Ефес.6:16) которыми вооружимся. Нет у нас полков воинских, которые защищали бы нас от врагов: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет» (Пс.33:8) нас; «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп.1:21). Ведь не любовь и пристрастие к временной жизни убедило нас войти в эту пустыню! Зачем мы поселились в этом пустынном месте? разве не из любви ко Христу? Если мы здесь будем убиты, то будем убиты за Христа, ради Которого живем здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010