Брестская церковная уния принесла не мир, но меч. Поэтому и основные задачи, встающие перед нами, объяснить, во-первых, из каких процессов выросла Брестская уния; во-вторых, почему попытка сближения двух церквей посеяла страшный раздор вместо вожделенного примирения. Соответственно, во-первых, нужно показать, насколько и в чем именно история Брестской унии и порожденных ею религиозно-общественных конфликтов связана с предшествующей историей православия в украинско-белорусских землях Великого княжества Литовского и Польского королевства. Связь эта состояла не просто в том, что Брестской унии предшествовала история прежних веков. В этом случае сцепление истории украинско-белорусского православия в XVI в. с генезисом унии было бы чисто механическим. На самом же деле религиозно-культурная ситуация конца XVI в. и первой половины XVII в. была именно органически укоренена в доунионной традиции и ею детерминировалась. Поэтому и нужно показать, в чем состояли эти органические и детерминирующие связи с прошлым и насколько они позволяют понять коллизии эпохи Бреста. Иначе говоря, какими структурами, процессами и фактами истории православия в Речи Посполитой была порождена Брестская уния и как особенности церковной жизни и религиозной культуры украинско-белорусских земель сказались на характере религиозно-общественной борьбы после 1596 г. Во-вторых, предстоит критически перепроверить доминирующие в историографии представления о событиях и процессах, непосредственно предшествовавших римской церемонии 1595 г. и Брестскому собору 1596 г., выяснить, насколько две стороны понимали друг друга в годы подготовки унии и в какой степени унионный проект 1590–1595 гг. был откликом на политику и пропаганду католической церкви и Польского государства. Использованные источники Источниковая база нашего исследования достаточно разнородна. Первую группу составляют официальные документы польского, римского и украинско-белорусского происхождения: королевские универсалы, привилегии, жалованные грамоты и пр.; папские буллы, бреве, постановления конгрегаций; решения церковных соборов, постановления братств, распоряжения митрополита, декларации, подписанные духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

И что получалось — что у самих ленинцев сил самостоятельно вести войну нет. Собственно, на выборах в парламент учредительного собрания за Ленина проголосовало всего 24% населения, избирателей. Это достаточно много — это больше чем сейчас получают коммунисты. Но имея 24% нельзя руководить демократически, нельзя большинством голосов принимать решения. Что это значило? Это значило то, что если Ленин хочет руководить, то нужно разгонять первый наш парламент. Либо разгонять, либо давать ему власть. Ленин не такой человек, который взяв власть в октябре 1917 года, отдал бы власть в январе 1918 Учредительному собранию. То есть на демократических выборах в парламент, которые были первыми и последними в советское время, победила другая партия — партия социалистов-революционеров во главе с Черновым. Если исходить из демократических процедур, Ленин должен был отдать власть Чернову, и тот собирался создать правительство из всех социалистических партий. Если бы власть перешла в руки Учредительного собрания, то всем миром, всеми слоями можно было противостоять немецкой агрессии, продолжать войну. Причем был план у Временного правительства, план такой: многие части демобилизуются, но самые боеспособные остаются, и мы наступательной войны не ведем, но оборону держим, из войны не выходим. И, соответственно, оказываемся в числе победителей. Оборону держать мы могли. Это был бы самый разумный вариант, но он был бы при Учредительном собрании. Ленин разгоняет первый наш парламент, а сами большевики своими силами воевать не могли, и поэтому они пошли на заключение сепаратного мира с Германией. В марте 1918 года мы предали своих союзников, вышли из войны. Немцы бросили свои войска на западный фронт, там были колоссальные потери именно из-за этого. Причем, что такое Брестский мир, который мы заключили с немцами? По этому миру Ленин обязался исключить из состава России Украину, Прибалтику, уничтожить военно-морской флот, распустить и старую русскую армию, и красную армию. Вот это был Брестский мир, мало кто знает о его содержании. Почему русское офицерство выступило так против Брестского мира? Почему патриарх Тихон осудил Брестский мир? Потому что это была капитуляция, окончание независимости России.

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

Брестская область – это не только промышленность. На территории региона располагается национальный парт «Беловежская пуща» и мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», которые также являются объектами экономического и культурного сотрудничества двух стран. Так, в 2021-2023 гг. на реставрацию 11 объектов мемориала «Брестская крепость – герой» было выделено 496 млн рос. руб. Гомельский «Гомсельмаш» активно сотрудничает с Краснодарским заводом «Кубань». Подписанный в 2023 г. протокол о намерениях между «Гомсельмашем» и «Кубанью» по реализации инвестиционного проекта «Создание комбайнового завода на территории Краснодарского края» является важным шагом в развитии сотрудничества между этими компаниями. Этот проект может стать значительным вкладом в развитие сельского хозяйства региона и обогащение его инфраструктуры производства сельскохозяйственной техники. Планируется строительство торгово-сервисного центра спецтехники «Беларус», что будет способствовать созданию новых рабочих мест, расширению ассортимента спецтехники на российском рынке и развитию в целом сотрудничества между Краснодарским краем и республикой. Новые направления сотрудничества Участие белорусских строителей в возведении крупных объектов в России демонстрирует тесные торгово-экономические отношения между Беларусью и Россией. Построенная в Воронеже школа «Содружество» на 3 тыс. мест является хорошим примером сотрудничества в области образования и строительства. На Форуме регионов 2023 г. также обсуждалось сотрудничество Беларуси с Астраханским регионом. В частности, создание логистического хаба на базе астраханского порта в рамках транспортного коридора «Север-Юг», который может значительно улучшить транспортные связи и ускорить передвижение грузов между странами. Благодаря этому проекту можно ожидать увеличения объема транзитных перевозок и развития торговли, что в конечном итоге может оказать позитивное влияние на экономику обеих стран. Кроме этого, Астраханская область активно торгует с Республикой Беларусь: экспортирует в Беларусь в основном нефтепродукты и газ, овощи открытого грунта, рис, шерсть и рыбопродукты и импортирует из Беларуси одежду, обувь, косметику, мебель и лифты Могилевского завода.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/04/belaru...

XIII. Затем семинарские суммы Луцкой и Брестской епархий причислить к общим капиталам. XIV. Многие священники по своей бедности не в состоянии содержать детей на своём иждивении в семинариях и духовных училищах; то назначить во всех четырёх семинариях определительное число учеников на семинарском содержании, а именно: в Полоцкой и Брестской по 50, а Луцкой и Виленской по 30, да кроме того по 20 учеников во всяком, к сим четырём семинариям присовокуплённом низшем духовном училище – достаточного же состояния священников обязать посылать детей своих на науки в духовные училища и семинарии на собственном иждивении. XV. Внутреннее образование Полоцкой семинарии оставить кроме предыдущего пункта на прежнем основании и правилах, для оной коллегией в 1822 году составленных, бывшему министру духовных дел и Н.П. князю А.Н. Голицыну тогда же на утверждение представленных; каковые правила распространить и на прочие три семинарии. XVI. Из совокупления (подобно Полоцкой епархии) семинарийских и кафедральных фундушей с архиерейскими, могут происходить разные неудобства и запутанности; то оные фундуши во всех четырёх епархиях подчинить особому управлению под ближайшим надзором, а даже ответственностью местных архиереев и под отчётом, ежегодно коллегии доставляться имеющим. XVII. Одно духовное училище в епархии было бы невыгодным, и по тесноте и по отдалённому пути, для священников обременительному; то, в силу Высочайшего указа от 9 октября сего года, назначить во всякой епархии кроме имеющихся при семинариях по несколько низших духовных училищ при монастырях, а именно: Полоцкой : в Витебском, Толочинском и Пустынском; Луцкой : в Почаевском и Мелецком; Брестской : в Кобрынском, Супрасльском, Лавришевском, Лещинском и Суховицком; Виленской : в Борунском, Ляденском и Раковском. XVIII. При всяком из сих училищ содержать на монастырском иждивении от 10 до 20 учеников из детей бедных священнослужителей, епархиальным начальством определяемых, а по скудости какого-либо монастырского фундуша назначать вспомоществование от других достаточнейших монастырей, таковых училищ не содержащих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вследствие такого распоряжения, на епархиальном Съезде в 1885 году присутствовало всего 12 депутатов – по три от каждого из четырёх училищных округов епархии. А в 1886 году, согласно распоряжению Палладия Архиепископа Волынского, на этих Съездах было уже 24 депутата – по шести от каждого училищного округа. До 1884 года как на училищные, так и на епархиальные Съезды избиралось по одному депутату от каждого десятка церквей в епархии, так что число депутатов на епархиальных Съездах доходило до 120 человек, а на училищных – до 30 и более. Депутаты на училищные епархиальные Съезды и кандидаты к ним избираются на три года из иереев, известных своими высокими нравственными качествами, доброй пастырской деятельностью и образованием. Временем созвания училищных Съездов назначается приблизительно 18 декабря каждого года, а время созвания епархиальных Съездов определяется особым каждый раз распоряжением епархиального Архиерея. Управление епархией сосредоточивается во власти Архиепископа Волынского и Житомирского, а также викария его – епископа Острожского. 42 Кроме Волынской епархии в состав юго-западного края входят ещё Киевская и Подольская епархии. 43 Сведения о пространстве и народонаселении составлены за 1884 год и взяты из «Памятной книжки Волынской губернии» за 1886 г. 44 В верховьях р. Припяти в Волынской губернии имеются мосты: в м. Ратно – на Брестском шоссе и у ст. Крымно – железнодорожный. 46 На р. Икве имеется железнодорожный мост между г. Дубно и ст. Вербы; а на р. Стубле имеются железнодорожные мосты у Зарудье близ м. Воркович и у дер. Новый-Став близ м. Клевани, где находится и шоссейный мост на Киево-Брестском шоссе. 47 На р. Горыни имеются мосты: железнодорожный у Бродова, вблизи ст. Оженин, и шоссейный у м. Гощи на Киево-Брестском шоссе. 48 Сведения о реках взяты из «Топографическо-статистических материалов юго-западного края» Штабс-капитана Тарановского. Киев, 1882 г., стр. 15–20. 49 Сведения об озёрах, болотах и минералах взяты из Памят. книжки Вол. губ. за 1886 г. и из упомянутой книжки Тарановского. 50 Сборы с духовенства в пользу мужских духовных училищ Волынской епархии следующие: 2% вычет из жалованья причтов; 60-копеечный сбор по числу браков, 1-копеечный сбор по числу исповедных душ и 5-копеечный сбор с десятины Церковной земли. Читать далее Источник: Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии/Сост. преп. Волын. духов. семинарии Н.И. Теодорович. Т. - Почаев : тип. Почаево-Успен. лавры, 1888-1903. - 5 т./Т. 1: Уезды Житомирский, Новоград-Волынский и Овручский. - 1888. - 432, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Такое решение вопроса было неприемлемо для папства с его представлением о папе как единственном абсолютном главе церкви, представляющем в своем лице власть самого Иисуса Христа» 95 . Таким образом, полученные российскими исследователями результаты представляют проблему генезиса Брестской унии в принципиально новом свете. Новые тенденции заметны и в ряде других недавних научных публикаций. Так, ставится вопрос о том, что унионная инициатива православных епископов родилась не столько в результате соответствующей пропаганды католических кругов, сколько из стремления осуществить реформу внутри Киевской митрополии 96 . Историки обращают внимание на обострение религиозно-культурных и этнических противоречий в Восточной Европе в связи с Брестской унией 97 , подчеркивая, что в разные эпохи Рим по-разному подходил к проблеме унии церквей 98 , подчеркивают стремление православной иерархии к пересмотру условий унии после 1596 г. на основе иной, чем римская, экклезиологии 99 . Ставится вопрос о необходимости взглянуть на унию с точки зрения более широких, чем прежде, исследовательских перспектив 100 , и одной из таковых выступает подход к самой унии и к порожденной ею полемике с точки зрения столкнувшихся в них православных и католических представлений о спасении 101 . Ряд важных новых наблюдений над документами, отразившими подготовку унии в 1590-е годы, сделан Л. В. Тимошенко, который показал, что многие требования православной стороны были отвергнуты или Римом, или польским правительством 102 . В обобщающем очерке С. Сенык 103 , профессора Папского Восточного института в Риме, бегло рассмотрены основные этапы подготовки унии и даны много более взвешенные, чем в традиционной конфессиональной историографии, оценки некоторых важных эпизодов. Так, в объяснении обстановки в Киевской митрополии в годы генезиса унии отмечена роль конфликтов между Львовским братством и местным православным владыкой Г. Балабаном, усугубленных вмешательством патриархов Иоакима и Иеремии, предоставивших братству невиданно широкие полномочия. В противоположность распространенному стереотипу С. Сенык показывает, что заинтересованность католической стороны в унии не играла сколько-нибудь важной роли в зарождении самого унионного проекта в сознании православных епископов, а папский нунций включился в подготовку унии лишь через несколько лет после того, как епископы сделали свой первый шаг навстречу Риму. Историк признает, что условия, выдвинутые православной стороной, не могли быть приняты в посттридентском Риме так, как этого ожидали православные епископы, и что папство смотрело на Киевскую митрополию как на «смиренного просителя» (a humble petitioner), а не как на партнера, чем отчасти и объясняются последовавшие за унией конфликты. В очерке высказана привычная точка зрения на упадок православной церкви во второй половине XVI в., и многие существенные аспекты вопроса опущены (например, связь между реформаторскими усилиями православного духовенства и его обращением к унии).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

«Советское» кино о войне остаётся непревзойдённым. Вспомните «А зори здесь тихие» Васильева и Ростоцкого! Там не было широких военных действий, оторванных рук, голов и ног; но возможно ли ещё более пронзительно поведать о войне - «сестре печали», о её невосполнимых потерях, о несостоявшемся счастье материнства для погибших девушек - их образы, как живые. Истинный реализм войны заключается не в искусно воспроизводимых атаках и схватках, а в драматургическом раскрытии, в умении создать образ войны, а не воссоздать саму войну. Наши режиссеры, многие из которых сами воевали, не случайно избегали грубого натурализма, они войну отображали, а не изображали. И всё же, несмотря на последние критические замечания, фильм «Брестская крепость» состоялся, как произведение правдивое и сильное, куда более ладное и простое, чем гордо заявившее себя «Противостояние» Н.С.Михалкова. «Брестская крепость» нравится людям, «Противостояние» чаще рождает недоумение. Фильм Михалкова распадается на ряд сюжетов, лишь некоторые из которых производят сильное впечатление, но в большинстве страдают низким художественным вкусом и эпатажностью. У Никиты Сергеевича так: если Сталин - то лицом в торт; если страх - так до мокрых штанов; если Крещение - непременно на мине; если взрывается корабль на той же мине - то люстра летит за километр, в прибрежный песок, греметь своими висюльками (в реальности - невероятная вещь, в качестве образа - слишком вычурно); если утешать девице обгоревшего танкиста в последнюю минуту его жизни - то обнажиться пред ним (ну очень, очень живописно, на фоне этаких развалин получился образец художественной безвкусицы - антипособие для студентов ВГИКа). Казалось бы, у Михалкова есть религиозное в фильме, но это не спасает сам фильм. У Александра Котта в фильме нет ничего пряморелигиозного, но достоверность подвига самопожертвования уже имеет внутреннее христианское измерение. И слава Богу. И достаточно. У Михалкова фильм получился вызывающим, у Котта и Угольникова (идейного вдохновителя фильма) - без претензий, но искренне и с болью.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/08/...

В заключительных разделах тома высокопреосвященный Макарий дал реконструкцию событий, которые привели к Брестской унии. Тщательный анализ свидетельств, почерпнутых из архива униатских митрополитов, и их сопоставление с материалами из Ватиканского архива позволили обрисовать весьма неприглядную картину поведения западнорусских епископов, озабоченных прежде всего сохранением своих прав и привилегий, решавших вопрос о соединении Церквей на тайных совещаниях, скрывавших свои истинные намерения и от светских патронов из православной знати, и от своей паствы, готовых обращаться за поддержкой к королю и католическим магнатам. В то время, когда митрополит Макарий работал над завершением своего труда, значительная часть источников, характеризующих действия сторон в назревавшем конфликте, еще не была известна ученому. Так, оставалась неизвестной обширная переписка папских нунциев, отражающая деятельность католической Церкви в годы, предшествовавшие Брестской унии , а с другой стороны, не были введены в научный оборот, как отмечено выше, многие материалы из архива львовского братства, характеризующие настроения и действия тех кругов православного общества, которые наиболее решительно выступали против соединения с католической Церковью . В свете этих новых материалов некоторые аспекты сложных внутрицерковных и социальных отношений в период подготовки и заключения Брестской унии выглядят теперь несколько иначе, чем это представлялось митрополиту Макарию. Как и его предшественники, православные публицисты конца XVI — 1-й половины XVII в., митрополит Макарий отстаивал положение, что православные епископы искали сближения с Римом не потому, что были убеждены в правильности вероучения католической Церкви, а ради приобретения тех прав и привилегий, которыми обладали в Речи Посполитой католические епископы. В этом отношении новые материалы дали новые доводы в подкрепление тех аргументов, которые привел в пользу этой обычной для православной традиции точки зрения высокопреосвященный автор. Новооткрытые документы свидетельствуют, что архиереи Киевской митрополии были озабочены положением дел в Церкви и хотели провести определенные реформы, которые укрепили бы их власть. При этом, однако, они не хотели менять привычного образа жизни и направлять какие-либо средства на просвещение и благотворительность и, следовательно, не обладали в глазах православного общества необходимым моральным авторитетом. В итоге на созванных ими церковных Соборах епископы сами стали объектом критики со стороны мирян и низшего духовенства, представивших альтернативные проекты реформ. Оказавшись не в состоянии подчинить паству своим интересам, епископы решили добиться укрепления своей власти с помощью Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/436014/

Г. Горджевский Польский Брестская Библия. Брест, изд. С. Мурмелиус. 1563 (РГБ). Фронтиспис Нового Завета Брестская Библия. Брест, изд. С. Мурмелиус. 1563 (РГБ). Фронтиспис Нового Завета Фрагменты первых польск. библейских переводов встречаются в средневек. богослужебных книгах - отдельные псалмы или их части, молитва «Отче наш», Десять заповедей и ряд др. цитат - прежде всего в сборниках проповедей, содержащих комментируемые отрывки Свящ. Писания (самые древние - Свентокшиские (сер. XV в.), Гнезненские (нач. XV в.) и Пражский (сер. XV в.) сборники проповедей). Библейские фрагменты и парафразы сохранились в агиографических и летописных сочинениях. Существенное значение имеют библейские элементы в апокрифах (напр., Перемышльское размышление, сохранившееся в списке кон. XV в. с почти полным переводом Мф), в стихотворных жанрах или романах ( Опец Б. Житие Господа Иисуса Христа. Краков, 1522) и позже в мессиадах эпохи барокко (В. Потоцкий и др.). Полный перевод Б. осуществлен в XVI в. Католич. перевод, основанный на тексте Вульгаты, впервые напечатан в Кракове в 1561 г. и связан с именем Я. Нича из Львова (Библия Леополита). 2 годами позже в Бресте выходит кальвинист. перевод, известный как Брестская или Радзивиловская Библия. В 1572 г. С. Будный издает антитринитаристский перевод Б. с евр. и греч. языков (Несвиж, 1571-1572). В кон. XVI в. выходит перевод иезуита Я. Вуека (Краков, 1599), к-рый стал офиц. и навсегда определил представление поляков о библейском языке и стиле. К тексту Вуека восходят 3 стихотворные парафразы всей Б., выполненные С. Лещинским (1761), М. Куженецким (1769) и Р. Гуровским (1782). Среди многочисленных модернизаций перевода Вуека, начатых сразу после его смерти, следует отметить познаньское коллективное издание 1926-1932 гг. (5 томов, без апостольских Посланий и Откровения) и полное однотомное издание краковских иезуитов (1935). Полный протестант. перевод - Библия Гданьская - вышел в 1632 г., над к-рым особенно потрудился Д. Миколаевский. Гданьское издание для польск. протестантов имеет такое же значение, как Библия Вуека для римокатоликов.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Сущность этого проекта заключалась в применении к унии некоторых реформ, за коими представлялась со временем возможность воссоединения ее с православием . Для ведения этого дела был назначен статс-секретарь Блудов, со званием главноуправляющего духовными делами иностранных вероисповеданий, и это управление было отделено от министерства просвещения. Таким образом, весь ход этого дела основан был на проекте Семашко и на представлениях коллегии, душой которой был он. Принятые по этому случаю меры заключались в следующем: Прежде всего, последовало Высочайшее повеление о переименовании 2-го департамента римско-католической коллегии в греко-унитскую коллегию 49 , а другим повелением, особенно важным, состоявшимся по представлению коллегии, последовало 50 подчинение монахов епархиальному ведомству, упразднение излишних базилианских монастырей и заведение на счет монастырских фундушей семинарии для Брестской епархии 51 , а также и общеобразовательных уездных духовных училищ с целью подготовления учеников к семинариям. Вслед за тем для увеличения эдукационного фундуша были упразднены две унитские малые епархии: Луцкая и Виленская, так что из четырех епархий унитских составились две: Литовская, которой епархиальное управление помещалось в местечке Жировицах, Гродненской губернии, Слонимского уезда (прежнее управление Брестской епархии), и Белорусская, которой управление епархиальное по-прежнему было в Полоцке. В 1827 году я был командирован из коллегии для основания литовской семинарии в Жировицах, в звании ректора семинарии. Огромно каменное монастырское строение послужило удобным помещением для семинаристов. При семинарии решено было устроить и одно из предложенных низших (уездных) духовных училищ. Архиереями были: Литовской епархии митрополит Булгак, а Белорусской епархии Иаков Мартусевич (Красовский уже не был в живых). Митрополит Булгак, как председатель греко-унитской коллегии, постоянно жил в Петербурге, а Литовской епархией управлял, по поручению Булгака, в звании официала, Антоний Тупальский, товарищ по воспитанию покойного полоцкого архиепископа Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010