проводившаяся В. в тесном согласовании с его верховным сюзереном Ягайло, была направлена на всемерную поддержку деятельности католич. Церкви на землях ВКЛ. Формы такой поддержки были разнообразны. Так, принимались меры для открытия приходских католич. храмов, к-рые наделялись десятинами от господарских дворов, различными угодьями, землями с крестьянами (в отдельных случаях жаловались даже целые волости). Ряд таких храмов был основан на землях совр. Белоруссии (в Волковыске, Гродно, Новогрудке). Поддерживали В. своими пожалованиями и мон-ри - доминиканские, францисканские, августинские. Особенно щедрые пожалования были сделаны бенедиктинскому мон-рю в Ст. Троках, находившемуся под патронатом В., в городе В. заложил мон-рь ордена августинцев. Значительные усилия прилагались для поддержки католич. епископских кафедр. Епископство в Вильно основал и наделил большими владениями Ягайло; В. сделал ему ряд крупных пожалований - 200 гривен ежегодно из доходов виленского замка, волость Уборце, волость Каменец в Киевской земле, земли в Дрогичинском, Брестском и Дубенском поветах, последнее из пожалований - волость Игумен - было сделано незадолго до смерти литов. вел. князя - 26 сент. 1430 г. Еще большее значение имели великокняжеские пожалования для др. католич. еп-ств, ставшие главным источником их обеспечения. В 1428 г. при переносе кафедры из Владимира-Волынского в Луцк она была наделена землями во Владимирском, Луцком, Брестском и Дрогичинском поветах. Еще более щедрыми были пожалования еп-ству в Каменце-Подольском (1429), получившему крепость и г. Чарноснице, а также земли в Каменецком, Смотричском, Винницком и Браславском поветах. После Крещения жямайтов В. основал еп-ство в Медниках, к-рое наделил сначала доходами из своей казны (1417), а в 1421 г.- обширными земельными владениями. Курс, направленный на распространение и укрепление католичества в ВКЛ, получил свое отражение и в политике В. по отношению к дворянству и городам. Уже Ягайло после принятия в 1387 г. литовцами католицизма дал литов. католич. боярству ряд прав, к-рые на правосл. восточнослав. боярство не распространялись. Эта политика получила продолжение в Городельском привилее (1413), изданном совместно Ягайло и В. Предоставляя боярам право свободно распоряжаться наследственными владениями и передавать их детям и женам, правители подчеркнули, что этими правами могут пользоваться только католики «et non schismatici vel alii infideles» (не схизматики или др. неверные). Этим же документом литов. боярам предписывалось выдавать дочерей и сестер замуж только за католиков. Привилей устанавливал, что только католики могут занимать должности воевод и каштелянов (в особенности в главных центрах гос-ва - Вильно и Троках). В. стремился привлечь в города ВКЛ иностранных колонистов-католиков - поляков и немцев, представляя им самоуправление на магдебургском праве, к-рым местное правосл. население пользоваться не могло.

http://pravenc.ru/text/158862.html

населения. Указом от 17 янв. 1782 г. имп. Екатерина II самовольно учредила Могилёвское архиеп-ство для окормления всех католиков империи. 19 дек. 1783 г. новая католич. структура была утверждена папой Римским Пием VI (1775-1799) (подробнее см. ст. Могилёвское католическое архиепископство ). 22 июня 1798 г. титулярный архиепископ Фив Лоренцо Литта, апостольский нунций в Польше (1793-1797) и в России (1797-1799), представил проект реорганизации католич. структур лат. и вост. обрядов в Российской империи. Папским декретом от 9 авг. 1798 г. в составе католич. Могилёвского архиеп-ства было образовано католич. Минское еп-ство. В него вошли 60 приходов из Виленского еп-ства (в основном в центральной части совр. Белоруссии), 35 приходов бывш. Луцко-Брестского еп-ства, расположенных на юго-западе совр. Белоруссии и объединенных в Пинский и Мозырский деканаты (Луцко-Брестское еп-ство было преобразовано в Луцко-Житомирское еп-ство с центром в Житомире). Бывшая иезуитская ц. Св. имени Пресв. Девы Марии в Минске была определена под кафедральный собор; кафедральный капитул разместился в здании иезуитской коллегии. Резиденцией католич. епископа стал бывш. мон-рь ордена доминиканцев; там же была организована католич. ДС. Первым католич. епископом Минским стал иезуит Якуб Игнатий Дедерко, выходец из волынской шляхты, бывш. глава иезуитской коллегии в мест. Олыка Волынской губ. При нем в 1798-1803 гг. был перестроен кафедральный собор; по указанию епископа туда перенесли мощи св. Фелициана , ставшего покровителем католич. Минского еп-ства. За провозглашение 19 июля 1812 г. акта Минской конфедерации о признании объявленного имп. Наполеоном I Бонапартом восстановления Речи Посполитой, а также за иные проявления нелояльности по отношению к российским властям 16 мая 1816 г. Дедерко был смещен с кафедры и выслан в Олыку; там вплоть до своей смерти в 1829 г. он жил при иезуитской коллегии. К 1803 г. в католическом Минском еп-стве проживали ок. 130 тыс. католиков, их окормляли 88 священников; в диоцезе насчитывалось 74 приходские церкви, 13 филиальных, 77 монастырских храмов, 20 часовен.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

В 1944-1945 гг. все католич. храмы в Минске и Минской обл. были закрыты. В июле 1944 г. закрыли Крестовоздвиженскую ц. на Кальварийском кладбище в Минске, церкви в г. Червень и дер. Пуховичи. В нач. 1945 г. арестовали последних находившихся в Минске католич. священников, Виктора Шитовича и Антония Борисевича. В 1945 г. были закрыты кафедральный собор и т. н. Красный костел (ц. во имя святых Симона и Елены) возле Дома правительства в Минске, а также католические храмы в Логойске, Дзержинске, Борисове, Березино и Узде. Общины указанных храмов по решению уполномоченного по делам культов по Минской обл. С. П. Романькова были «распущены, как не обеспечившие себя служителями культа» (ГА Минской обл. Ф. 3651. Оп. 2. Д. 1. Л. 50). В 1954 г., после присоединения к Минской обл. 3 католич. районов бывш. Барановичской обл., были поставлены на учет 3 католич. храма с приходами; по оценке уполномоченного, приблизительное число католиков в регионе составило 5 тыс. чел. В янв. 1960 г., после очередного расширения территории Минской обл. за счет западнобелорус. районов, число действовавших католич. храмов увеличилось до 23. В ходе антицерковной кампании к 1965 г. 9 из них были закрыты. Всего в Белоруссии к 1965 г. насчитывалось 112 действовавших католич. церквей. Последним в Минской обл. в 1966 г. был закрыт храм в пос. Свирь. В 1981 г. католикам была возвращена Крестовоздвиженская ц. на Кальварийском кладбище в Минске. В 1988 г. возвращены храмы в г. Борисове и пос. Ивенец Воложинского р-на. В 1990 г. возвращен крупнейший в Минске т. н. Красный костел. В 1991 г. в Минске действовали 2 католич. общины, в Минской обл.- 31 община. В 1989-1991 гг. приходами Белоруссии на правах апостольского администратора управлял еп. Тадеуш Кондрусевич (в наст. время архиепископ Минско-Могилёвский). 13 апр. 1991 г. папа Римский Иоанн Павел II апостольской конституцией «Ex quadam praeteritorum temporum» постановил в связи с изменениями, происходившими в бывших республиках СССР, перенести центр Могилёвского архиеп-ства, формально продолжавшего существовать, из Могилёва в Минск, переименовать его в Минско-Могилёвский архидиоцез-митрополию и ограничить территорию Минской, Могилёвской и Витебской областями (AAS. 1991. Vol. 83. N 7. P. 540-541). М.-М. к. а., в юрисдикцию которого вошли католики лат. обряда, были подчинены Гродненское еп-ство (его территория была ограничена Гродненской обл.), ранее относившееся к Виленскому архиеп-ству Пинское еп-ство (восстановлено в новых границах, объединяет приходы Брестской и Гомельской областей) и основанное в 1999 г. Витебское еп-ство. Первым архиепископом Минско-Могилёвским стал Казимир Свёнтек (в июне 2006 ушел на покой). 21 сент. 2007 г. на Минскую кафедру был назначен Т. Кондрусевич. 21 окт. 1997 г. в центре Минска был освящен кафедральный собор Св. имени Пресв. Девы Марии. В 1991 г. была основана католич. ДС в Гродно, в 2001 г.- католич. ДС в Пинске.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Украины, где католики латинского обряда столкнулись с националистически настроенными местными властями, которые боролись с «польским влиянием». Ввиду репатриации польск. населения после второй мировой войны из Галиции, где исторически преобладали католики лат. обряда, к кон. ХХ в. большинство ранее принадлежавших им храмов и мон-рей было передано греко-католикам, представителям раскольнических сообществ и даже протестант. общинам (напр., во Львове, где до второй мировой войны было ок. 50 католич. храмов лат. обряда, остались лишь 2 храма, действовавшие в советское время). Вне Зап. Украины в 90-х гг. ХХ в. наблюдался рост католич. приходов лат. обряда, в связи с чем 25 марта 1998 г. И. П. возродил католич. еп-ство в Луцке, а 25 нояб. того же года преобразовал Житомирское еп-ство в Киево-Житомирское. 4 мая 2002 г. были образованы отдельные Харьковско-Запорожское и Одесско-Симферопольское еп-ства лат. обряда. 5-8 июля 1996 г. И. П. возглавил торжества в Риме по случаю 400-летия Брестской унии и 350-летия Ужгородской унии ; 7 июля он совершил литургию по визант. обряду на укр. языке в сослужении кард. М. Любачивского и др. иерархов УГКЦ. По благословению папы в окт. того же года во Львове состоялся юбилейный Собор УГКЦ, одним из решений к-рого стало обращение к Президенту Украины Л. Д. Кучме с просьбой пригласить на Украину И. П. и назначить посла Украины при Папском престоле (с сент. 1998 Н. К. Ковальская). В 2000 г. Кучма направил И. П. офиц. приглашение посетить страну. В июле того же года синод епископов УГКЦ определил дату проведения визита, организация которого была поручена общественному комитету под рук. депутата Верховной рады Т. В. Чорновила и церковному комитету под рук. секретаря синода УГКЦ еп. Юлиана Гбура. После обнародования программы папского визита на Украину 22 янв. 2001 г. от лица Свящ. Синода и епископата УПЦ Киевский митр. Владимир отправил И. П. письмо, в котором с пониманием отнесся к позиции укр. католиков, ожидавших визита Главы своей Церкви, а также к позиции властей страны, стремившихся к повышению международного престижа Украины.

http://pravenc.ru/text/471418.html

В сер. XVIII в. старообрядцы жили в Витебском, Минском, Виленском и Мстиславском воеводствах, на протяжении всего столетия старообрядческие издания печатались в типографии униатского Супрасльского мон-ря. К сер. XIX в. общее число последователей «старой веры» (поповцев Белокриницкой иерархии, беспоповцев поморского, федосеевского и филипповского согласий и беглопоповцев) в 4 белорус. и Виленской губерниях составляло ок. 90 тыс. чел. (из них почти 70% жили в Витебской губ.). С сер. XIX в. федосеевские общины начали признавать бессвященнословные браки и присоединяться к поморскому согласию, в основном этот процесс завершился к сер. XX в. Отдельные группы федосеевцев еще остаются, однако они малочисленны и неорганизованны. В наст. время наиболее многочисленным старообрядческим согласием в Б. является поморское (37 общин, часть незарегистрирована), общины этого согласия существуют во всех областях, кроме Брестской (наибольшее число в Витебской обл.- 19), 25 общин имеют храмы (18 деревянных и 7 каменных). Управляет согласием Центральный совет Древлеправославной поморской церкви Республики Беларусь (создан в 1998). В 1998 и 1999 гг. в Полоцке прошли 1-й и 2-й Всебелорусские Соборы поморцев. Поморцы Б. поддерживают активные связи со своими единоверцами в Латвии, Литве, Эстонии и России. Общины старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, в наст. время существуют в Минске, Гомеле и Гомельской обл., в Бобруйске и Борисове. Римско-католическая Церковь Является 2-й по значимости конфессией в Б. Исторически католич. Церковь в Б. тесно связана с польск. католич. Церковью, а также с монашескими орденами францисканцев, доминиканцев, иезуитов, бернардинцев и т. д. 1-е католич. еп-ство было организовано в 1-й пол. XIII в. в Полоцке под названием «Русинское», подчинялось оно Рижской митрополии. После Кревской унии 1385 г., обязательным условием к-рой было крещение по римско-католическому обряду населения Литвы и язычников др. территорий ВКЛ, Ягайло-Владислав создал католич. Виленское еп-ство из 7 приходов, в т. ч. 3 на землях Б.: в Крево, Гайне и Обольцах, где в скором времени были построены костелы. Католич. Церкви были даны значительные привилегии и переданы обширные земли и многочисленные села. На протяжении XV-XVII вв. количество католич. приходов в Б. постоянно возрастало: 90 приходов в 1500 г., 150 - в сер. XVI в., 165 - в 1669 г. К сер. XVI в. 90% католич. общин находилось в сев.-зап. части Б., в широкой зоне белорусско-литов. пограничья - на запад от условного рубежа Браслав-Поставы-Будслав-Минск-Несвиж-Пинск. В вост. части Б. в сер. XVI в. католич. приходы были организованы в Полоцке, Витебске и Обольцах, позже - во всех крупных и средних городах Б.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Церкви. В апр. 1693 г. он провел епархиальный собор, постановления к-рого в 1694 г. были опубликованы на польском языке под заголовком «Устав церковного управления». Их лат. перевод епископ направил в Рим для утверждения папой. 26 окт. 1693 г. скончался глава униат. Церкви в Речи Посполитой митр. Киприан Жоховский . Папский нунций в Речи Посполитой А. Санта-Кроче назначил администратором (временным управляющим) униат. Киевской митрополии Владимиро-Волынского и Брестского еп. Льва Заленского , что подтвердил указом кор. Ян III Собеский. Зимой-весной 1694 г. Л. Заленский на правах администратора совершил визитацию униат. Киевской митрополии и епархий униат. Церкви в Речи Посполитой; в Полоцке, Новогрудке и Минске провел местные соборы духовенства. По итогам визитации папе был отправлен отчет с описанием плачевного состояния земельных владений униат. Киевской митрополии по причине ее материального оскудения. В апр. 1694 г. синод архиереев Киевской митрополии избрал Л. Заленского новым главой униат. Церкви в Речи Посполитой. 22 сент. 1695 г. И. утвердил его в должности Киевского митрополита униат. Церкви. Папа способствовал урегулированию конфликта между митр. Львом Заленским и Пинским еп. Маркианом Билозором. Оставив Владимиро-Волынское еп-ство под управлением митрополита, папа обязал уступить Полоцкое еп-ство М. Билозору. 1 окт. 1696 г. М. Билозор направил в Конгрегацию пропаганды веры жалобу на Л. Заленского, к-рый продолжал управлять Полоцким еп-ством, не считаясь с папским решением. В апр. 1697 г. М. Билозор был официально утвержден И. архиепископом Полоцким и Витебским. При И. окончательно решился вопрос о присоединении к униатской Церкви правосл. Львовской епархии. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , тайно перешедший в унию в 1677 г. и подтвердивший свое решение в 1681 г., долгое время открыто не объявлял об этом, опасаясь реакции противников унии (на епархиальном соборе во Львове в дек. 1694 большинство участников высказались против унии). Лишь в 1699 г. епископ под давлением властей Речи Посполитой согласился объявить о переходе в унию, и 6 июня 1700 г.

http://pravenc.ru/text/468795.html

В кон. 1827 г. заседатель униатского департамента протопр. Иосиф (Семашко) по поручению управляющего Главного управления духовных дел иностранных исповеданий Д. Н. Блудова составил записку «Соображения главного управляющего духовными делами иностранных исповеданий», в к-рой была изложена программа уменьшения лат. влияния в униатстве, указаны меры к постепенному возвращению униатов в лоно Православия. Предлагаемые в записке меры были одобрены имп. Николаем I . В соответствии с его указом была образована самостоятельная греко-униатская Духовная коллегия, независимая и отдельная от Римско-католической. Вместо 4 униатских архиеп-ств на территории России (с 1809 - Виленское, Полоцкое, Луцкое и Брестское) образовывались 2: Литовское (с кафедрой в Жировицах) и Белорусское (с кафедрой в Полоцке), подчиненные Греко-униатской коллегии. Б. в 1828 г. возглавил Литовское архиеп-ство. В 1833 г. после кончины архиеп. Иакова Мартушевича на Полоцкое униатское архиеп-ство Блудов (с 1832 министр внутренних дел) предложил перевести еп. Иосифа (Семашко), коадъютора этой кафедры. Однако тот отказался от предложения в пользу Б. Царским указом от 17 апр. 1833 г. Б. был назначен греко-католич. архиеп. Полоцким. В окт. 1833 г. еп. Иосиф (Семашко) предложил Блудову провести дело воссоединения униатов с РПЦ через Синод. 25 мая 1835 г. был создан Секретный комитет по униатским делам под рук. министра внутренних дел Блудова, в его состав вместе с правосл. архиереями и правительственными чиновниками вошли представители униатской Церкви Б. и еп. Иосиф (Семашко), но реального участия в работе Секретного комитета Б. не принимал. В полном составе комитет заседал всего трижды. Среди мер, к-рые были разработаны комитетом, следует отметить решения о преподавании правосл. катехизиса в греко-католич. семинариях, о восстановлении иконостасов в униатских храмах и о подчинении греко-католич. семинарий Комиссии духовных уч-щ при Святейшем Синоде, в состав к-рой также входили Б. и еп. Иосиф (Семашко). В нач. 1837 г. имп. Николай I передал контроль над делами греко-католич. Церкви новому обер-прокурору Синода Н. А. Протасову , при к-ром из состава Секретного комитета вышли представители правосл. и униатского духовенства, в т. ч. Б.

http://pravenc.ru/text/153623.html

По преданию, первые деревянные христ. постройки возникли в XIII в. на месте древних языческих святилищ. Вел. кн. литов. Ольгерд, его первая супруга Мария Ярославна, кнж. витебская, и вторая - Иулиания Александровна, кнж. тверская, основали в Вильно первые правосл. храмы, еще неск. церквей были построены после учреждения отдельной правосл. митрополии (1415). После офиц. принятия христианства (1387) в стране строились в основном католич. храмы: Владислав-Ягайло, приняв католичество, заложил в 1387 г. кафедральный собор во имя св. Станислава, учредил еп-ство и даровал Вильно магдебургское право. При Казимире IV Ягеллончике в 1469 г. вышел запрет строить и поновлять правосл. рус. храмы. Древние церкви или их изображения, за редким исключением, не сохранились (в XIX в. от древнейших в Вильнюсе Успенской (Пречистенской) и Пятницкой церквей оставались только фрагменты стен). После заключения гос. Люблинской (1569) и религ. Брестской уний (1596) католичество и униатство стали насаждаться насильственно, в 1609 г. правосл. церкви и мон-ри (кроме Свято-Духова) были переданы униатам. В XVII в. абсолютное большинство населения Вильно составляли католики и греко-католики. XVII-XVIII века - период итал. влияния в архитектуре, когда приглашенные итал. архитекторы и художники активно участвовали в строительстве и украшении костелов, именно тогда сложился совр. облик города. В 1795-1915 гг. Вильнюс находился в составе Российской империи. Для этого периода характерно возобновление древних правосл. святынь и строительство новых храмов, в т. ч. в др. городах и местностях епархии. Во 2-й пол. XIX в. церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы и Пречистенский собор были возобновлены с уцелевшими древними фрагментами и в таком виде сохранились до наст. времени. Собор в честь Сошествия Св. Духа Свято-Духова мон-ря. 1638 г., 50-е гг. XVIII в., 1873 г. Собор в честь Сошествия Св. Духа Свято-Духова мон-ря. 1638 г., 50-е гг. XVIII в., 1873 г. Свято-Духов мон-рь в Вильнюсе - один из главных центров Православия на территории Литвы и Белоруссии. Первая церковь в честь Сошествия Св. Духа (XIV в.) была деревянной, в 1638 г. на ее месте была возведена каменная в стиле барокко, перестроенная после пожара (1749). Собор утратил первоначальный вид, но сохранил прежний план в виде креста и свое пространственное решение (3-апсидная, 3-нефная постройка с трансептом и 2 башнями). В 1873 г. собор был увенчан массивным куполом, возобновлена колокольня, построенная еще в 1638 г. Деревянный барочный иконостас выполнен по проекту архит. И. К. Глаубица в 1753-1756 гг. В сер. XIX в. 12 образов для иконостаса были написаны академиком живописи И. П. Трутневым. Мн. монастырские строения, относящиеся к XVI в. (келейные корпуса, адм. постройки), позднее неоднократно перестраивались; ворота возведены в 1845 г.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНИСЛАВСКИЙ [польск. Benisawski] Ян (16.07.1736, Лифляндия - 25.02.1812, там же), иезуит, католич. еп. Гадаренский и коадъютор Могилёвский. В 1757 г. поступил в иезуитский новициат в Вильно, после окончания к-рого, став членом ордена иезуитов, остался преподавать там математику. В 1770-1773 гг. преподавал философию в Новогрудке. После запрета ордена иезуитов (1773) получил должность виленского каноника и назначен Эдукационной комиссией Речи Посполитой ректором брестских школ. Был представлен фавориту имп. Екатерины II кн. Г. А. Потёмкину, с к-рым впосл. сблизился и сопровождал его в поездке по Юж. России. Способствовал созданию в России Могилёвского католич. архиеп-ства (1774). В 1778 г. переехал в Белоруссию, бывшую в составе Российской империи, где его оставил при себе еп. Могилёвский С. Богуш-Сестренцевич . В 1782 г. имп. указом Б. назначен коадъютором Могилёвским. В 1783 г. был послан в Рим с полуофиц. миссией, встречался с папой Пием VI , однако уговорить его признать орден иезуитов в Российской империи не удалось. Существует версия, что Б. сумел добиться от папы устной апробации ордена во время аудиенции 12 марта 1783 г. Эта версия была подтверждена самим Б. под присягой на конгрегации иезуитов в Полоцке 12 июля 1785 г. (Institutum Societatis Iesu. Florence, 1893. T. 2. P. 452), однако при сравнении с офиц. документами Римской курии она была поставлена под сомнение ( Zalenski. P. 383-399). папа одобрил создание католич. архиеп-ства в Российской империи, пожаловав Б. сан епископа. 8 февр. 1784 г. папским нунцием в Варшаве Дж. Аркетти Б. был хиротонисан во епископа Гадаренского. После высылки митр. Богуша-Сестренцевича из С.-Петербурга в Белоруссию (осень 1800) Б. как епископ-коадъютор возглавил Могилёвское католич. архиеп-ство и был назначен президентом римско-католич. духовной коллегии в С.-Петербурге. С возвратом Богуша-Сестренцевича в 1801 г. Б. от должности отказался. Вернулся на родину, где провел последние годы жизни. Соч.: Institutiones logicae seu brevis tractatus de cultura ingenii. Vilno, 1774; Rozmylania dla ksie y wieckich o powinnosiach chrzeiaskich z lismyw i ewangelji wziete. Poozk, 1799. Warsz., 1859-18602. Лит.: Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Т. 1. СПб., 1863. С. 201-203; Zalenski S. Le jésuits de la Russie blanche. P., 1886. T. 1. P. 367, 381-399, 404-406. T. 2. P. 92-108; Pierling P. La Russie et le Saint Siège: Études diplomatiques. P., 1912. Vol. 5. P. 127-136, 307-312; Rou ë t de Journel M. J. Un collège de jésuites à St.-Pétersbourg. P., 1922. P. 68-85. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/78090.html

землях в составе Польши, как и в Великом княжестве Литовском, было незначительным. Прирост католич. населения осуществлялся в основном за счет нем. и польск. колонистов-горожан. В 1-й пол. XVI в. в силу ряда внешне- и внутриполитических причин польск. власти частично отменили или ослабили ограничения в отношении православных. В нек-рых городах на галицких землях правосл. мещане получили доступ в магистраты, приобрели возможность участвовать в судебных спорах, правосл. священники могли посещать больных в облачении, но без свечей. В 1539 г. в Г. Р. было восстановлено правосл. еп-ство, центром к-рого стал Львов (см. Львовская и Галицкая епархия ). Прозелитическая деятельность католич. Церкви на восточнослав. землях резко активизировалась в 70-х гг. XVI в., в первую очередь благодаря появлению там главной движущей силы Контрреформации - ордена иезуитов . Борьбу населения против насаждения католичества, а позднее и унии (см. Брестская уния 1596 г .) в Речи Посполитой возглавили объединения правосл. мирян - братства православные, появившиеся в Г. Р. в кон. XVI в. Крупнейшим было Львовское братство , устав к-рого в 1586 г. был утвержден Антиохийским патриархом Иоакимом. В 1586-1595 гг. братство находилось в состоянии острого конфликта со Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) , к-рый, по мнению братчиков, нарушал архипастырский долг и недостаточно заботился об укреплении позиций Православия. На Брестском унийном Соборе Холмский еп. Дионисий (Збируйский) принял унию. Перемышльская и Львовская епархии присоединились к унии соответственно в 1691 и 1700 гг. Поскольку с 1676 г. действовал введенный польск. сеймом запрет на контакты правосл. подданных Речи Посполитой с вост. правосл. иерархами и т. о. был отменен ставропигиальный статус нек-рых братств и мон-рей, все правосл. храмы и братства на территории епархий, чьи епископы приняли унию, вскоре стали униатскими. В 1708 г. приняло унию Львовское братство. Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии правосл. монашество Галиции.

http://pravenc.ru/text/161541.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010