диакон В. Крошечкин От издателя Русская Православная Церковь готовится к празднованию тысячелетия своего исторического бытия. На протяжении тысячелетия она хранит Православие, верность которому свидетельствует всей жизнью. В своей истории Русская Церковь испытывала периоды необычайного духовного подъема и значительных трудностей. К числу последних относится вопрос о так называемой Брестской унии. При объективном взгляде на историю униатства в пределах Западнорусских епархий становится очевидной искусственность этого полу церковного и полу-политического конгломерата. Львовский Церковный Собор 1946 года, обладающий всей канонической полнотой Русской Православной Церкви, окончательно ликвидировал унию в Западной Украине. Публикуемые документы и материалы раскрывают единственно правильный, православный взгляд на события, связанные с историей унии. Книга содержит исторический очерк, документы Львовского Церковного Собора 1946 года и юбилейных празднований этого исторического события. Издание завершает библиография, содержащая свыше двухсот наименований. Публикация, посвященная 35-летию Львовского Собора, подготовлена Издательским отделом Московского Патриархата в сотрудничестве редакций «Журнала Московской Патриархии)» и «Православного bichuka». Уния, исторический очерк. Единство церкви и церковные унии Завершая исполнение Предвечного Совета о спасении человеческого рода, Сын Божий молит Отца Небесного сохранить тех, кого Он дал Ему, от зла в мире и продолжает: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:20–21 ). В Церкви апостольского периода, как свидетельствует святой апостол Лука, благодатное единство действительно существовало: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа... все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Храня апостольское учение о Церкви как Христовом Царстве не от мира сего, как о Теле Христовом ( Ин.18:36 ; Деян.20:28 ; 1Пет.5:4 ; Кол.1:18 ; Евр.13:20 ), Второй Вселенский Собор в своем Символе исповедал веру «во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для основательного и правильного решения этих вопросов, теоретического и практического, не малую помощь может оказать историческая справка о Брестской унии. Вот почему, имея намерение обсудить вопросы о том, как мы, православные, должны отнестись к призыву папы присоединиться к его церкви, может ли Православная Церковь соединиться с Латинской церковью, и может ли принести какую-нибудь пользу Православной Церкви соединение её с Латинской церковью, мы и привели эту справку. Справка – не в пользу соединения Православной Церкви с Латинской. Содержание энциклики Мм. Гг.! нашу настоящую речь весьма прилично начать словами церковной песни, которая постоянно возглашается в храмах здешней обители, посвященных имени Святой Живоначальной Троицы: Егда, снисшед, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славит Всесвятаго Духа 7 . В этом церковном песнопении сопоставлены два величайших события всемирной истории, разделенные промежутком времени в 2300 лет, как бы отчасти сходные по цели и вместе с тем совершенно противоположные по своим последствиям. Протекло уже свыше четырех тысяч лет с тех пор, как совершилось первое из этих событий; да и со времени второго события миновало почти девятнадцать веков. Но память о них не изгладилась и никогда не изгладится. Из краткого повествования ветхозаветного Бытописателя о первом событии видно, что через несколько времени после потопа люди размножились и поняли, что жить им в одном месте тесно, и что настало время разойтись им в разные стороны; тогда они, и в особенности сильнейшие из них, каков был Нимрод, сила и звероловное искусство которого вошли в поговорку, сказали друг другу: Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели разсеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык: и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другаго. И разсеял их Господь оттуда по всей земле: и они перестали строить город (и башню) ( Быт. 11:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Достаточно вспомнить Брестскую унию 1596 г. и погром Православия на землях Малой и Белой Руси. Сегодня мы видим очередное обострение этого процесса (нет ничего нового под солнцем). Президент Украины Порошенко, отрабатывая поставленные перед ним задачи, инициировал создание так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ), представляющей собой объединение раскольнических «Киевского патриархата» и УАПЦ, которые никогда не признавались мировым Православием и никогда не представляли большинства народа Украины. После создания ПЦУ Порошенко (который не является православным христианином и причащался у униатов, подпадая под соответствующие церковные прещения) провозгласил историческое и духовное прощание с Москво й - «Третьим Римом». С учётом провала социально-экономической политики (население Украины нищает, вымирает и массово выезжает в Россию и Европу) создание ПЦУ и получение «томоса» призваны показать Западу и радикально настроенному электорату успехи в строительстве «незалежной» Украины и при этом отвлечь внимание простых украинцев от экономических и социальных проблем. Порошенко вполне может быть назван «антихристом» и «обольстителем» в терминологии первого соборного послания святого апостола Иоанна Богослова (1 Ин. 2:18 -19, 22, 26). Создав своими руками иное «тело» (анти-церковь) помимо Церкви Христовой, причастившись с униатами, Порошенко тем самым отверг подлинное Тело Христово, истинную Церковь Божию, единственный Ковчег Спасения. « Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына » (1 Ин. 2:22). У верующих нет оснований доверять участникам происходящего дьявольского политического спектакля. Православным надо сплотиться, терпеть и хранить неповреждённой православную веру и Церковь - веру и Церковь апостолов и святых отцов, веру и Церковь общерусских и киевских святых. « Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/01/te...

История очень ясно говорит нам о том, что союз Церкви с Ватиканом против вроде бы общей угрозы обычно заканчивается плохо. Так, в свое время пытался дружить с Римом князь Данило Галицкий. Но это не защитило его княжество от монголов, разоривших его земли, зато помогло ксендзам поработить Галицию. Брестская Уния 1596 года легла на уже подготовленную князем почву, ведь при нем там было построено множество костелов. Последствия всего этого мы не можем расхлебать до сих пор. Константинополь также вступил в унию с Римом, надеясь получить помощь против турок. И этот «союз» закончился завоеванием Константинополя турками. От всех этих наших совместных с католиками борений «против секуляризации» вреда намного больше, чем пользы. Ведь как уже говорилось, Ватикан сам давно слился с руководящей олигархией этого самого «секулярного мира». Неудивительно, что никакого законодательного насаждения здоровой нравственности с помощью Рима в странах СНГ не произошло. Практически все небольшие прорывы в сфере законодательной защиты морали и семьи - заслуга Православной Церкви. Однако немалые группы православных активистов под предлогом общего противостояния пресловутой секуляризации за счет католиков покатались в Рим, и воспылали к нему горячей любовью... Это и было, похоже, истинной целью кукловодов... «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Здесь видно, что по-настоящему благочестивый человек описан здесь через отрицание. Он тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Он предпочёл не слушаться еретиков и язычников, и ходить в законе Господа Бога своего. Стопы его направляются Словом Божьим, а не лукавством и коварными замыслами безбожников, которые ныне оседлали не только аморальный агностицизм, но и борьбу с ним. Как известно из творений многих святых отцов, сатана нередко представал перед людьми в виде ангела света. Это закономерно, ибо, чтобы люди восприняли зло, всегда нужно прикрыть его личиной добра/

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/17/...

На Руси преподобномученики появляются еще в киевский период, например, преподобномученик Кукша, инок Киевопечерского монастыря, проповедовавший вятичам и убитый ими в 1113 г. Среди русских преподобномученников можно указать и на ряд святых иноков, замученных католиками, например, Афанасия Брестского (ум. 1648 г.) или Галактиона Вологодского (ум. 1613 г.). Преподобный Преподобный (гр. οσιος, лат. sanctus), разряд святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” ( Мф.19:29 ). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и жизни в Боге складывается еще в предхристианскую эпоху (у стоиков среди язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна пророчица, “достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” ( Лк. 2:36–37 ). Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена , Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические Деяния Павла и Феклы: Фекла отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается как мученица, хотя в Деяниях и говорится о ее чудесном избавлении от мученической смерти).

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Наряду с митрополитом Макарием большой вклад в изучение генезиса Брестской унии внес О. Левицкий 20 . С его точки зрения, подкрепленной доскональным знанием источников, уния была порождена прежде всего внутренним кризисом православной церкви, подтолкнувшим часть иерархии и мирян к объединению с католиками, чем и воспользовалась римская дипломатия и польское правительство. П.Н. Батюшков, не вводя новых сведений об унии, тем не менее одним из первых обратил внимание на значительность «протестантского фактора» в генезисе Брестской унии 21 . Другие отечественные историки специально Брестской унией не занимались, но своими высказываниями закрепили известный образ этого явления в историческом сознании общества. Характерна в этом отношении позиция С.М. Соловьева 22 . Для него уния – это выражение «гонений» на православие и «русскую народность», главную роль в которых в конце XVI в. сыграли иезуиты. Они «указали на унию, как на переходное состояние, необходимое для упорных в своей старой вере русских; прямо указаны были и средства к унии, средства насильственные: лишение выгод за упорство в отцовской вере» 23 . Генезис Брестской унии в исследованиях вне России во второй половине XIX в. Изучение истории унии, униатской церкви и в связи с этим их генезиса велось и за пределами России 24 . В польской историографии Брестской унии было посвящено специальное исследование Э. Ликовского 25 , который использовал и некоторые неопубликованные донесения нунциев из ватиканского архива. Он подчеркивал, что тяготение к унии родилось в ответ на упадок православного духовенства 26  и распространение ересей в православной среде 27 . К унии стремились обе стороны, продолжая флорентийские традиции. Позитивная роль унии в истории Украины и Белоруссии, с точки зрения Ликовского, не подлежит сомнению. В том же ключе генезис Брестской унии представлял Ю. Пелеш, чей обширный труд 28 , в котором весьма подробно и систематично отражена (с позиций униатской церкви) религиозно-политическая борьба последних лет XVI и первой половины XVII в., создавался практически одновременно с книгой митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Необходимо также подчеркнуть, что книга написана с принципиально внеконфессиональных, вненациональных и свободных от какой бы то ни было идеологии позиций. Генезис Брестской унии 1596 г. в историографии Споры о Брестской церковной унии, ее предыстории, ближайших и отдаленных последствиях, исторической роли в судьбе Украины и Белоруссии, ее месте и значении в истории европейского христианства продолжаются уже 400 лет. Понятно, что они не будут свободны от пристрастности до тех пор, пока существуют христианские церкви и национальные историографические школы 3 . Но никак нельзя сказать, что эти споры все четыреста лет остаются бесплодными. Они действительно помогают родиться истине, хотя не менее часто этому препятствуют. И наше понимание того, что произошло в 1595–1596 гг. и какие происшедшее имело причины и последствия, несомненно, углубляется. При этом, правда, историческое сознание, формируемое не столько научными знаниям, сколько национальными и конфессиональными пристрастиями, остается вовсе не адекватным научным представлениям об истоках и истории греко-католической церкви. И сама научная историография проблемы остается очень тесно переплетенной с традициями вненаучного исторического сознания. Тем не менее сегодня мы уже можем сказать, насколько и в чем именно наши научные знания обогатились и уточнились в результате многолетней работы историков. Как складывались и каковы сложившиеся к сегодняшнему дню в научной историографии 4 представления о генезисе Брестской унии? Генезис Брестской унии в отечественной историографии до конца XIX в. Историография Брестской унии родилась вместе с греко-католической церковью, ибо уже в конце XVI – начале XVII в. в полемических сочинениях и сторонников, и противников унии 5 стали формироваться две соперничающие концепции свершившегося события. Одна из них видела в унии измену истинной вере и жестокий удар по украинско-белорусской церкви, другая – возвращение к естественному состоянию единства христианских церквей и благое для «Руси» дело. Одни объясняли «измену» православных епископов и их сторонников корыстью, другие приписывали им бескорыстное служение идеалу единой церкви. Полемика продолжалась на протяжении всего XVII в., постепенно затихая во второй половине XVII в. в условиях, когда позиции православия в Речи Посполитой оказались очень ослабленными. Сведения о Брестской унии, иногда весьма подробные, как, например, в «Церковных анналах» Барония 6 , появлялись и в западноевропейской историографии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Это письмо Никифора напечатано в книге: Ekthesis. S. 9–10 Никифор называет себя в письме посланным от Царегр. патриарха Иеремии, не зная, конечно, что Иеремия во время его долговременного отсутствия из Царьграда скончался еще в 1594 г. Чрез несколько времени Никифор назывался уже посланным от патриарха Гавриила, которого и приказал поминать в церквах Литовской митрополии (А. З. Р. 4. 106, 111 О Брестском Соборе сохранились современные известия как православных, так и латинян. К известиям первого рода относятся: 1) Синодальный универсал, писанный и подписанный 9 окт. 1596 г. православными, присутствовавшими на Брестском Соборе (Архив Юго-Запад. России. Ч. 1. Т. 1. 123. С. 518–532 Апокрис. С. 15–24 2) Ekthesis, albo krˆotkie zebranie spraw, ktˆore siê dzia³y na partykularnym, to jest, pomiastnym synodzie w Brzˆesciu Litewskim, w Krakowie, 1597 3) Вестовые повестки неизвестных лиц о происшествиях на Брестском Соборе (А. З. Р. 4. 106 4) Перестрога, напис. львовским священником, бывшим на Брестском Соборе (А. З. Р. 4. 149. С. 214–216 Латинянами издано только одно сочинение иезуита Скарги: Synod Brzeski, w Krakowie, 1597 (перепечатано целиком в издании Апокрисиса. Киев, 1870. С. 401–451 Против этого сочинения Скарги издана православными книга «Апокрисис» в 1597 г. а против Апокрисиса издана латинянами, или униатами, книга «Антиррисис» в 1600 г. Православные, бывшие на Брестском Соборе, перечислены и в Синодальном универсале (с. 528–530 в означенном Архиве и еще подробнее в Ектезисе (с. 20–22, 32–33 А находившиеся на стороне униатской упоминаются в А. З. Р. 4. 103 и у Скарги «Synod Brzeski» (с. 401 и в Апокрисисе По вестовым повесткам неизвестных, на Брестском Соборе присутствовало 106 русских пресвитеров (А. З. Р. 4. С. 146 а по Ектезису — более 200 (s. 33 Апокрисис. С. 134 Антиррис. С. 147 Синодал. универсал — в Апокрис. С. 16 в Архиве. С. 520 Ekthesis. S. 3 Antirrisis. S. 149 Автор Перестроги пишет, что он сам был в числе послов к митрополиту Рагозе и что митрополит будто бы сказал им: «Я не отступаю от православия и от пастыря, который меня в мой сан посвятил, и приду к вам, и хочу с вами радеть о том, и готов чинить то, что Бог всем нам и послам патриаршим на сердце положит», но в следующую ночь отступники до того уговорили митрополита, что он на другой день уже пристал к ним (А. З. Р. 4. С. 214 Такой ответ митрополита послам другими свидетельствами не подтверждается.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Оборона Брестской крепости Первая преграда на пути врага 23 марта, 2012 Первая преграда на пути врага Мир узнал о защитниках Брестской крепости не сразу Содержание статьи Брестская крепость в истории Брестская крепость стала символом героизма и мужества во время Великой Отечественной войны. О ее защите написано много книг и снято немало художественных фильмов. Воинов, сражавшихся там называют непокоренными … В июне 1941 года, когда нацистская Германия начала свое наступление на территории СССР, Брестская крепость стала первым препятствием на пути фашистских захватчиков. Брестская крепость находится в городе Бресте (сегодня это территория Беларуси). Она была построена в 1836 году и имела важное стратегическое значение еще во время Первой мировой войны. Тогда она тоже находилась на первой линии обороны и могла противостоять даже самым мощным орудиям врага. Начало наступления 21 июня 1941 года нацистские войска начали наступление на Советский Союз. Уже на следующий день была атакована Брестская крепость. В крепости на тот момент находились: Сразу стало ясно, что впереди нелегкий бой. Первые дни боев действительно были жестокими. Нацистская артиллерия атаковала крепость тысячами снарядов. Но советские солдаты и офицеры боролись за каждый дом, каждый кирпичик. Гарнизон застали врасплох, нападение было неожиданным. Враг превосходил численностью, а в первый день окружения у воинов не было даже связи с командованием. Однако, несмотря на недостаток еды, воды, боеприпасов, все продолжали бороться и держать оборону Брестской крепости. Оборона Брестской крепости Немецким войскам все же удалось занять важное шоссе и большой узел дорог – Брест, который имел большой значение для исхода операции. 24 июня немцы заняли Тереспольское и Волынское укрепления на западном и южном островах.  Крепость атаковали вражеские танки и самолеты, 23 дня продолжались кровопролитные бои, пока не помощь не пришли основные войска Советской армии. В июле 1941 года, бойцы, находившиеся в крепости, уже смирились с тем, что отступать не нужно, надо готовиться к смерти. Их дух пытались сломить слезоточивыми бомбами и зажигательными боеприпасами. Тем не менее, советские войска продолжали наступать и, наконец, в начале августа 1941 года они освободили Брестскую крепость.

http://pravmir.ru/oborona-brestskoj-krep...

Памятник воина Брестской крепости и ненависть к Америке Телекомпания CNN включила Памятник воинам Брестской Крепости в рейтинг самых уродливых памятников мира. Как на это реагировать русскому патриоту? 7 февраля, 2014 Телекомпания CNN включила Памятник воинам Брестской Крепости в рейтинг самых уродливых памятников мира. Как на это реагировать русскому патриоту? На днях интернет опять взорвался и воскипел — телекомпания CNN включила Памятник воинам Брестской Крепости в рейтинг самых уродливых памятников мира. Автор рейтинга, некий Йэн Эйтч, написал, что памятник выглядит устрашающе, а в выражении лица изображенного на нем солдата есть сходство с гримасой человека, страдающего запором. Через некоторое время телекомпания извинилась, признав, что «CNN понимает, что этот монумент является святыней для многих людей и что он призван символизировать жертвенный подвиг солдат». Что же, есть вещи безусловно, безоговорочно аморальные; одна из таких вещей — насмешки над людскими страданиями. Памятник в Брестской крепости поставлен воинам (и членам их семей), которые приняли насильственную, и часто мучительную, смерть. Насмехаться над тем, что связано с их памятью — чудовищно. Это даже не вопрос патриотизма — это вопрос минимальной человечности. Эстетические достоинства монумента не имеют отношения к делу. Памятник жертвам Холокоста в Берлине или жертвам ядерной бомбардировки в Хиросиме может не казаться мне эстетическим достижением — но за ними людские страдания, над которыми нельзя насмехаться. Самой публикации CNN я ничего, кроме безоговорочного осуждения, выразить не могу. Но я хотел бы сказать кое-что и о реакции у нас; многие в  социальных сетях , в СМИ и на официальных постах решили еще раз выразить ненависть к Америке и американцам. Сергей Худиев Позвольте мне заметить некоторые вещи. В любом человеческом сообществе бывают люди, скажем так, не проявляющие доброты и мудрости. Таковые немудрые люди есть у нас, и они есть, конечно, в Америке. Это вообще довольно большая страна, где живут разные люди. Если Вы мне скажете, что в Америке есть высокомерные и бессердечные глупцы, причем некоторые из них выступают на телевидении, пишут колонки или даже баллотируются в президенты — я скажу Вам, что Ваше открытие несколько запоздало. Это было известно вчера и третьего дня.

http://pravmir.ru/oni-byvayut-vezde/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010