Цена этой победы была очень велика: большинство защитников погибли, некоторые попали в плен. Отдельным бойцам удалось прорваться к партизанам. Об их подвиге долго молчали, но сегодня каждый знает о героях, которые держали оборону Брестской крепости до конца, еще не зная, можно ли рассчитывать на помощь. На стене крепости обнаружили записи бойцов: надпись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» была сделана 20 июля 1941 года. Память о подвиге Первым о подвиге героев крепости рассказал писатель-фронтовик Сергей Смирнов. Под его авторством вышли книги: Более 200 погибших и выживших защитников Брестской крепости были удостоены наград за свой подвиг. В 1956 году на месте сражений открыли Музей обороны Брестской крепости. В мае 1965 года крепости было присвоено звание «Крепость-герой», в 1971 году там появился мемориальный комплекс . Оборона Брестской крепости показала фашистам, что советские солдаты были готовы бороться и умирать за свою Родину. Фашистский генерал-лейтенант Фриц Шлипер, штурмовавший Брест, докладывал: «Потери очень тяжелые. За всё время боев — с 22 по 29 июня — мы потеряли 1121 человека убитыми и ранеными. Крепость и город Брест захвачены, бастион находится под полным нашим контролем, несмотря на жестокую смелость русских. По солдатам до сих пор стреляют из подвалов — фанатики-одиночки, но мы скоро с ними справимся». Он ошибся в своих расчетах, но в одном оказался прав — смелость защитников крепости была несокрушимой. Она стала примером стойкости, силы духа и веры для будущих поколений. Эта битва навсегда вписана в историю Великой Отечественной войны, как символ героизма и самоотверженности. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/oborona-brestskoj-krep...

Протоиерей Александр Ильяшенко: Надо было иметь лютую ненависть к русскому народу, к его истории, его государственности. И еще меня поражает цинизм германской верхушки. Как спецслужбы, может, они и блестяще провели операцию, но абсолютно подло и безнравственно. В результате они сами были наказаны, сам кайзер вынужден был отречься от престола. Эта подлость не принесла ему ровным счетом ничего. Если бы Германия проиграла в войне с участием Российской Империи, она не потерпела бы того урона, который потерпела в результате этой подлости по отношению к своему врагу. Но, надо добавить, и к своему родственнику, ведь все члены царственных домов были достаточно близкими родственниками. Профессор Владимир Лавров: К чему еще привел Брестский мир? Немцы лучшие части перебросили на Западный фронт. В результате плюс 500 тысяч погибших французов и англичан. Мы не оказались в числе победителей. Германия потерпела поражение. Мир подписан за полгода до победы, а если бы большевики его не подписали, то при участии России в войне, наверное, это было бы быстрее, чем полгода. Могли мы участвовать, не могли, но хотя бы фронт держать можно было, пускай без крупных операций. Но для этого нужно было народное единство. Нужны были не только большевики, но и другие партии, другие социальные слои и классы. То есть во время таких испытаний нужно единение страны. Большевики уничтожали всех, кроме себя. Протоиерей Александр Ильяшенко: Большевики были инородным телом в народном организме, как какая-то зараза. Деникин пишет, что немецкие офицеры ему говорили уже после войны: «Мы ввезли вам революцию как чуму». И эта чума поглощала, пожирала все лучшее, жизнеспособное, что было тогда в стране. Профессор Владимир Лавров: И заканчивали войну уже не мы. В тех же учебниках написано, что ВЦИК, главный орган Советской власти, 13 ноября отменил Брестский мир. Вообще-то Брестский мир отменил не ВЦИК. 11 ноября наши бывшие союзники заключили перемирие — Великобритания, Франция, Соединенные Штаты с одной стороны и Германия — с другой. И в этом перемирии от 11 ноября говорилось, что Брестский мир аннулируется. Наши союзники отменили этот мир, который был для нас катастрофическим. «В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества»

http://pravmir.ru/brestskij-dogovor-kak-...

Уния, в концепции Пелеша, не что иное, как восстановление единства, существовавшего до середины XI в. и декларированного в 1438–1439 гг. Специальный раздел книги посвящен вопросу о «мотивах и причинах возобновления унии» 29 . Автор выразил свое решительное несогласие с мнением о насильственном введении унии и роли «иезуитских интриг». Уния, по его мнению, была ответом самих православных на кризис православной церкви в Речи Посполитой и глубокое невежество и безнравственность духовенства 30 . Наряду с этими факторами, вызвавшими к жизни унию, было создание Московского патриархата и распространение протестантизма в Речи Посполитой 31 . Очерк Е. Бартошевича, отводивший довольно много места борьбе унии и православия в 1596–1648 гг., не вносил ничего нового в вопрос о генезисе Брестской унии 32 . Другие книги ограничивались самыми общими сведениями о Брестской унии, которая рассматривалась как естественная попытка восстановить единство христианской церкви 33 . Труды М. Гарасевича и А. Гэпена ценны прежде всего собранными в них источниками 34 . Компендиум сведений по истории Западной Украины, включая унию, был создан А. Петрушевичем 35 . Появлялись важные, хотя и тенденциозно селективные 36  публикации Тейнера 37 , большой массив новых источников по истории римской политики на востоке Европы ввел в оборот П. Пирлинг 38 , чьи исследования, однако, «приобрели почти официозный характер» 1 39 . Политика папской курии в отношении Речи Посполитой и развивавшихся в ней религиозно-общественных конфликтов, в частности в отношении православной церкви украинско-белорусских земель, становилась все более и более известна благодаря ряду публикаций донесений нунциев из Польши в Ватикан 40 , что было, в свою очередь, связано с началом работы в Ватикане постоянных научных миссий 41  и многих ученых, в том числе и польских 42 . Среди публикаций о Брестской унии, появившихся в связи с ее трехсотлетним юбилеем 43 , стоит выделить большую статью А. Прохазки, рассмотревшего ход предунионных переговоров и контактов 44 . Генезис Брестской унии в историографии конца XIX – первой половины XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Беларусь, Брестская область, полный список и карта храмов и монастырей / Беларусь, Брестская область Беларусь, Брестская область 2024-04-01  2024-04-01 2019-05-09 2024-03-20 2019-11-25 2023-12-01 2019-05-09 2021-03-23 2024-03-05 2021-03-17 2021-03-23 2021-11-14 2017-01-30 2019-05-09 2021-03-29 2022-05-11 2024-04-01 2017-01-30 2019-05-09 2022-05-11 2021-03-29 2022-05-09 2021-03-29 2022-09-20 2021-05-26 2019-05-09  2022-05-09 2020-03-13 2019-01-21 2022-05-09 2019-01-27 2017-01-30 2022-05-09 2021-03-29 2022-05-09 2022-05-08 2021-03-29 2021-03-29 2021-11-08 2019-01-28 2021-03-29 2021-03-29 2019-01-28 2021-02-23  2024-03-05 2024-03-05  2023-05-10 2022-04-26 2021-04-20 2021-04-12 2023-04-18 2021-05-31 2022-01-10 2022-04-25 2022-05-01 2023-04-20 2021-01-22 2021-04-12 2022-04-15 2022-05-02 2021-05-04 2022-05-02 2022-05-02 2021-02-03 2022-05-03 2023-05-10 2023-05-10 2022-04-15 2021-04-12 2019-01-30 2022-01-22 2021-06-07 2022-04-16 2022-04-16  2022-04-14 2021-02-03 2014-06-06 2022-04-14 2010-12-30 2021-04-16 2021-04-16 2019-01-30 2021-04-16 2022-04-14 2022-04-14  2024-03-04 2022-04-06 2022-04-06 2022-04-06 2018-07-13 2022-04-07 2016-12-11 2021-04-17 2021-04-16 2021-02-15 2018-03-28 2018-07-13 2021-02-04 2019-01-31 2013-07-01 2024-03-04 2022-04-07 2022-04-07 2021-02-23 2015-05-20 2022-04-08 2022-04-08 2021-04-16 2022-04-09 2016-11-16 2022-04-09  2023-04-20 2022-03-25 2022-03-29 2022-03-25 2023-04-20 2022-03-30 2021-05-04 2022-03-30 2022-03-31 2021-08-02 2019-02-01 2021-02-04 2022-03-31 2022-08-21 2022-04-01  2022-06-29 2022-03-22 2022-03-22 2021-04-17 2021-03-12 2022-03-22 2021-03-22 2022-06-29 2022-03-24 2022-03-22 2022-03-23 2022-03-23 2022-03-23 2019-06-03 2021-04-17 2022-03-24 2021-04-17 2021-04-17 2022-03-24 2021-04-17 2021-04-17  2022-05-31 2022-03-14 2022-03-14 2021-04-21 2022-03-15 2022-03-15 2022-05-31 2019-02-08 2019-11-01 2019-05-19 2022-03-16 2021-02-02 2022-03-16 2021-12-22 2022-03-16 2019-02-12 2022-05-31 2021-07-21 2022-01-11 2022-01-11 2022-03-21 2022-01-11 2021-04-21

http://sobory.ru/geo/state/113

М.В. Дмитриев Глава 4. Церковная уния: взгляд православных и взгляд католиков Задача настоящей главы исследования состоит в том, чтобы сопоставить взгляд на церковную унию православных и католиков в те годы, когда обсуждался вопрос об унии, когда родилась унионная инициатива православной стороны и был осуществлен унионный проект. Исходная гипотеза, которая возникает при предварительном ознакомлении с источниками, состояла в предположении, что понимание унии православными и католиками было существенно различным, и это послужило, с одной стороны, причиной многих в буквальном смысле слова недоразумений в 1590-е гг. и, с другой стороны, породило совершенно непредвиденные для обеих сторон трудности, коллизии и конфликты. Сравнение того, как мыслилась уния католическим и православным духовенством, поможет проверить эту гипотезу. Церковная уния: взгляд православных, 1590–1596 гг. В предшествующем разделе мы рассмотрели, какие события привели к Брестской унии и каковы были позиции сторон, заявленные в официальных документах. Попробуем теперь взглянуть на роль и мотивы проунионной деятельности отдельных православных иерархов и мирян, которых вслед за А. Жобером можно назвать «архитекторами Брестской унии», а затем задаться вопросом, какие причины заставили многих первоначальных сторонников унии перейти в оппозицию. Общая задача, которая связывает два предшествующих вопроса, состоит в том, чтобы выяснить, что именно православные понимали под унией, когда шли ей навстречу. «Архитекторами Брестской унии» с православной стороны выступили прежде всего Кирилл Терлецкий и Ипатий Потей (а первоначально также и Гедеон Балабан). Ключевую роль в подготовке Брестской унии ех officio играл и митрополит М. Рагоза, хотя последнему было много более свойственно бесконечно колебаться, чем следовать какой-то определенной линии. Когда и как сформировались их убеждения в необходимости (или полезности) заключения унии с Римом? Как именно они понимали предстоявшее объединение церквей? Насколько их голоса и мнения были репрезентативны для всего православного духовенства? характерны для украинско-белорусского общества? Кирилл Терлецкий: взгляды на унию

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Брестский мир - пролог гражданской войны 04.03.2013 1185 Время на чтение 10 минут 3 марта 1918 года, 95 лет назад был подписан Брестский мир - мирный договор между правительством боль-шевиков, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией - с другой Советские исторические мифы глубоко вбиты в сознание образованных слоёв российского общества, создающих «горе от ума» для всей страны, - учение в университетах пошло не впрок: способность к самостоятельному критическому мышлению не воспитана, усвоены лишь идеологические штампы. И даже соображение «от противного» не приводит к переоценке многих событий ХХ века. Брестский мир до сих пор считается выдающимся достижением большевиков, которые умудрились предвидеть недолговечность мирного соглашения с империалистической коалицией и обеспечить себе «передышку». В действительности через 5 месяцев после переворота в столице большевики имели лишь иллюзию власти. Реальностью было безвластие и разгул вооружённых банд по всей стране. Бандиты пользовались безвластием, а в большевиках видели лишь возможность освобождения от ответственности за свои преступления. Большевистский режим не был субъектом международного права и не мог заключать мирного договора, хотя бы потому что армии этот режим не имел. Разложившийся фронт жил свой собственной жизнью, вовсе не собираясь подчиняться большевистскому командованию. Поэтому мирные переговоры были иллюзией - попыткой германской агентуры в условиях хаоса объявить себя легитимной властью и исполнить свою миссию: втянуть Россию во внутреннюю смуту и подчинить интересам Германии и её союзников. Замыслы большевиков с самого момента своего мятежа в Петрограде прикрывались решениями Всероссийских съездов Советов, которые в действительности были фиктивными. Они представляли собой митинги, где толпа криком «голосовала» за радикальные резолюции , убивавшие страну. Разумеется, никаких выборов делегатов в обстановке хаоса не было и быть не могло, никакого представительства народа на этих съездах не существовало. Декрет о мире, якобы принятый представителями народа на II Всероссийском съезде Советов, предлагал «демократический мир» в пользу Германии, предполагая, что пацифистские круги стран Антанты и США окажут давление на свои правительства. Сепаратный мир, который был предательством союзнических отношений (и в дальнейшем стал причиной интервенций) - это единственное, что могло «легитимировать» большевиков: они демонстрировали свою значимость для воюющих держав, уступая непреодолимой силе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М., 1997. С.39–41. 239 О роли государства в процессе конфессионализации и различии конфессионализации «сверху» и конфессионализации «снизу» см: Confessionalization in Europe, 1555–1700: Essays in Honor and Memory of Bodo Nischan/ed. John M. Headley, Hans J. Hillerbrand and Anthony J. Papalas Aldershot. Aldershot, 2004. P. XVII. (первая пагинация); Forster M.R. Catholic revival in the age of the Baroque. Cambridge. 2004. P.241; Lotz-Heumann, U. The Concept of «Confessionalization»: a Historiographical Paradigm in Dispute//Memoria y Civilización. 4, 2001. P. 109–112. 240 См.: Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI–XVII вв.//Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М., 1997. С. 26–27. 241 Confessionalization in Europe, 1555–1700: Essays in Honor and Memory of Bodo Nischan/ed. John M. Headley, Hans J. Hillerbrand and Anthony J. Papalas Aldershot. Aldershot, 2004. P. XVII. (первая пагинация). 242 Bireley, R., S.J. Redefining Catholicism: Trent and beyond//The Cambridge History of Christianity. Cambridge, 2006. V.6. P. 145–147. 243 Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595–1596 гг. М., 2003. С. 220–222. 244 Дмитриев М.В. Церковные братства Киевской митрополии в конце XVI в.: результат «православной конфессионализации»?//Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. М., 2003. С. 147. 245 Подробнее о братском движении в западнорусских землях и его корреляциях с протестантской реформацией см.: Там же. С. 134–135; 140; 146–147. 248 Турилов А.А., Флоря Б.Н. К вопросу об исторической альтернативе Брестской унии//Дмитриев М.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Интересно получается- сперва предатели-монархисты в разгар мировой войны предали своего Царя и Верховного Главнокомандующего, потом февралисты из масонского Временного Правительства за 8 месяцев своего правления развалили армию и страну, затем белофевралисты, кормившиеся из рук Антанты (Деникин, Колчак, Врангель Юденич), кайзеровской Германии (атаман Краснов), Японии (атаман Семëнов) развязали Гражданскую войну против Советской России, а виноваты во всём оказываются одни только большевики, которые единственные на тот момент оказались способны собрать воедино растерзанную на клочки страну. Знаю, сейчас антисоветчики начнут вопить про " предательский Брестский мир " , как на днях о нём вопил в своей " Телеге " антисоветчик Холмогоров. Но господа, за Брестский мир скажите " спасибо " тем, кто устроил Февраль, и тем, кто с Февраля по Октябрь, пребывая у власти, развалил и разложил армию до такой степени, что, к моменту прихода к власти большевиков, она уже не была в состоянии продолжать войну. Пойдя на вынужденный позорный похабный Брестский мир большевики спасли Россию от германской оккупации, пожертвовав многим ради спасения всего. Надо быть либо клиническим русофобом, либо клиническим идиотом, чтобы не понимать этого. И до Брестского мира Россия в своей истории вынуждена была заключать не менее позорные и тяжёлые мирные договоры- например, мирный договор Петра Великого с Османской империей после неудачного Прутского похода 1711 года, когда Россия вынуждена была отказаться от всех своих завоеваний по итогам Азовских походов; мирный договор по итогам проигранной Крымской войны, когда Россия вынуждена была уничтожить свой Черноморский флот; Портсмутский мирный договор 1905 года, когда Россия вынуждена была отдать Японии Южный Сахалин. Так что не надо демонизировать Брестский мир и большевиков, которые вынуждены были расхлëбывать последствия чужого предательства и чужих ошибок. 1. Безусловно, русское покаяние и героизм и верность царю и присяге говорят о том, что эти герои кровью искупили предательство «элит» и иных генералов царской армии. Это действительно большая духовная победа русского офицерства и спасение его чести и мудрости в русском народе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/30/po...

65 Gudziak В. The Union of Florence in the Kievan Metropolinate: Did It Survive until the Times of the Union of Brest? (Some Reflections on a Recent Argument)//HUS. XVII (1993). 1/2. June 1993. P. 138–148. См. также: Gudziak B. Unia florencka a metropolia kijowska//Polska-Ukraina. 1000 lat sasicdztwa. T. 2. Przemysl, 1994. S. 19–32. 66 Плохий С.Н. Папство и Украина. Политика Римской курии на украинских землях в XVI–XVII вв. Киев, 1989. 67 Яковенко С.Г. Брестская церковная уния: политические и идеологические аспекты (вт. пол. XVI в.). Автореферат ... канд. истор. наук. М., 1987; Яковенко С.Г. Православная иерархия Речи Посполитой и планы церковной унии в 1590–1594 гг.//Католицизм и православие в Средние века (Славяне и их соседи. Вып. 3). М., 1991. С. 41–58. 69 Флоря Б.Н. Брестские синоды и Брестская уния//Католицизм и православие в Средние века (Славяне и их соседи. Вып. 3). М., 1991. С. 59–75; Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Внутренний кризис в православном обществе и проекты унии с Римом 90-х годов XVI в.//Дмитриев М.В., Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – начале XVII в. Часть 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М., 1996. С. 131–154. 71 Krajcar J. Konstantin Basil Ostrozskij and Rome in 1582–1584//OCP. XXXV (1969). P. 193–214; Krajcar J. The Last Princes of Sluck and the West//Journal of Byelorussian Studies. III (1975). P. 269–287; Хома Берестя//Хома в Рим, 1979, С. 5–75; Wos J.W. Die Brester Union im Bericht des Giovanni Paolo Mucante, Zeremonienmeister am papstlichen Hof//Zeitschrift für Ostforschung. XXXVIII (I989). Heft 2, 180–190; Wos J.W. I due soggiorni del card. legato E. Caetani a Varsavia (1596–1597) nella «Relazione» del maestro di cerimonie Giovanni Paolo Mucante. Firenze, 1982 (здесь же и текст части дневника); Szegda M. Unia Brzeska 1596 roku jako wyraz daznosci wspolnot prawoslawnych do reformy kosciola//Polska-Ukraina. 1000 lat sasiedztwa. T. 2. Przemysl, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Я – Крепость. Я – Крепость. «Я представлял себе войну, но я не представлял себе войну» — эти слова, которые звучат за кадром в фильме Александра Котта «Брестская крепость» вполне можно считать лейтмотивом всей картины. 10 ноября, 2010 «Я представлял себе войну, но я не представлял себе войну» — эти слова, которые звучат за кадром в фильме Александра Котта «Брестская крепость» вполне можно считать лейтмотивом всей картины. «Я представлял себе войну, но я не представлял себе войну» — эти слова, которые звучат за кадром в фильме Александра Котта «Брестская крепость» вполне можно считать лейтмотивом всей картины. В этом фильме война одинаково неожиданно сваливается как на нас, зрителей, сидящих в уютном кинотеатре, так и на людей по ту сторону экрана – солдат и офицеров приграничной Брестской крепости, которых, казалось бы, и долг обязывает быть готовыми к войне ежечасно, но с трудом верящих в ее реальность в первые минуты встречи я ней лицом к лицу. В начале фильма маленький клочок из мирной жизни красноармейцев-пограничников 21 июня 1941 года, солнечный летний день накануне, туманное утро 22-го. И все… Больше не будет ни мгновенья передышки, как их не было с минуты начала войны в жизни самих героев. В этой жизни уже не будет ничего, кроме страданий, крови и смерти. Фильм «Брестская крепость» очень жесток и натуралистичен, но другим он быть просто не может. И это не приевшаяся современному зрителю демонстрация крови ради крови и смерти ради смерти, а неприкрытый ничем не сглаженный, в каком-то смысле даже беспощадный рассказ о том, какова смерть, если умираешь ради жизни, каково это положить душу свою за друзей своих. Не за Сталина, не за партбилет, а за дочь, за невесту, за брата, за саму возможность выжить самому и дать возможность выжить другому. Никаких партийных, нарочито патриотических лозунгов нет на устах у героев. Есть только «Вперед!», «Не сдаваться!». Это, может, основное достоинство фильма – полная свобода от пластмассового патриотизма в духе « Адмирала » и « Тараса Бульбы », потому что раненный солдат, закрывающий своим телом гранату, чтобы не погиб лежащий рядом мальчик, лучше всякого лозунга о любви к Родине .

http://pravmir.ru/brestskaya-krepost/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010