Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛЕНДА Гавриил (мирское имя Георгий; ок. 1606, Вильно - 11.02.1674, Супрасль, совр. Подлясское воеводство, Польша), униат. митр. Киевский и Галицкий, архиеп. Полоцкий. Происходил из старинного белорусско-литов. шляхетского рода. Род. в семье виленского писаря Ивана. В 1625 г. поступил в новициат ордена василиан в Бытенский монастырь (ныне дер. Бытень Ивацевичского р-на Брестской обл., Белоруссия). В 1627-1630 гг. изучал теологию в папской миссионерской коллегии в г. Браунсберг (ныне Бранево Варминьско-Мазурского воеводства, Польша), в 1630-1633 гг. продолжил учебу в Виленской папской коллегии. 28 марта 1633 г. униат. Киевский митр. Иосиф Рутский рукоположил его во пресвитера, в том же году К. был направлен в Венский ун-т для изучения логики и философии, по окончании обучения в 1636 г. он был принят в Греческую коллегию свт. Афанасия в Риме. Окончив учебу, в нояб. 1639 г. уехал из Рима в Литву. В 1640 г. получил назначение на должность настоятеля Березвечского мон-ря в Полоцком архиеп-стве. Являлся помощником униат. Киевского митр. Антония (Селявы) , от к-рого в 1652 г. получил в управление Полоцкое архиеп-ство, став его коадъютором . После смерти в 1653 г. Пинского еп. Пахомия Войно-Оранского, являвшегося коадъютором униат. Киевской митрополии, К. получил во временное управление Пинскую епархию и был рукоположен во епископа Мстиславского, а также назначен архимандритом Лещинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря под Пинском. В связи с началом русско-польск. войны 1654-1667 гг. и входом рус. войск в Литву митр. Антоний бежал из Вильно и в нач. 1655 г. в Новогрудке выпустил грамоту, в к-рой поручил К. провести ревизию «волынских и украинских церквей», назначив его администратором Киевской митрополии. В том же году, после смерти митр. Антония, польский кор. Ян II Казимир утвердил К. администратором имений Киевской митрополии, администратором Полоцкого архиеп-ства, а также архимандритом супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В условиях войны К. был вынужден покинуть Полоцк, поселившись в Супрасльском мон-ре, и не мог созвать Собор для избрания нового первоиерарха униат. Церкви Речи Посполитой. Продолжая политику униатских митрополитов по установлению контроля за орденом василиан, К. добился в 1661 г. своего избрания протоархимандритом ордена, с чем не согласилась часть василиан, избравших протоархимандритом Холмского еп. Иакова Сушу.

http://pravenc.ru/text/1841736.html

В 1802-1803 гг. Л. совершил поездку в Палестину, чтобы познакомиться с жизнью восточных православных Церквей; это вызвало недовольство Папского престола. По возвращении Л. стало известно об очередном массовом переходе униатов в латинский обряд, в связи с чем он отправил имп. Александру I Павловичу доклад, на основании к-рого 4 июля 1804 г. император запретил переход униатов в латинский обряд, а 12 июля в Римско-католическую духовную коллегию (см. ст. Департамент духовных дел иностранных исповеданий ) были введены униат. епископы и по 3 представителя униат. духовенства от каждой епархии. В том же году Л. выступил с инициативой разделения Римско-католической духовной коллегии на 2 отдела - лат. и вост. обрядов. 16 июня 1805 г. имп. указом в Римско-католической духовной коллегии был учрежден Греко-униатский департамент, к-рый возглавил Л. 24 июля 1806 г. имп. указом в униат. Церкви была восстановлена митрополия, на которую был назначен Л. с титулом «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси», но без определения места пребывания кафедры. В состав митрополии были включены Полоцкое архиеп-ство, Луцкое и Брестское еп-ства, в к-рых насчитывалось ок. 1400 униат. приходов. Л. стремился добиться утверждения своего титула Папским престолом, однако из-за политических причин и отказа Л. от управления униатами Галиции, входившей в состав Австрийской империи, папа Римский Пий VII не признал за Л. титул митрополита. Папской буллой «In universalis Ecclesiae regimine» от 22 февр. 1807 г. была учреждена униат. Галицкая митрополия с центром во Львове, ставшая преемницей т. н. Русской митрополии. Л. удалось заключить соглашение с председателем Римско-католической духовной коллегии католич. Могилёвским архиеп. С. Богушем-Сестринцевичем; по этому соглашению все униаты, перешедшие с 1798 г. в лат. обряд, должны были вернуться в униат. Церковь (утверждено сенатом в 1810). Из-за отсутствия фиксированного местопребывания митрополичьей кафедры резиденция митрополита и консистория митрополии сначала находились в Онуфриевском мон-ре. В 1806 г. Л. удалось изъять из ведения ордена василиан Софийский собор в Полоцке, при котором располагался василианский мон-рь. 16 дек. 1806 г. был издан имп. указ о передаче здания полоцкого Софийского мон-ря Полоцкому архиепископу. В нач. 1807 г. в бывшем василианском мон-ре Л. открыл Полоцкую униатскую ДС, ставшую единственным местом по подготовке униатского духовенства, а также перенес в Полоцк митрополичью консисторию. Желая разделить митрополию и Полоцкое архиепископство, Л. составил проект перенесения центра митрополичьей епархии и митрополичью консисторию в Вильну (утвержден имп. указом от 14 февр. 1809), однако митрополичья кафедра была перемещена из Полоцка в Вильну уже после смерти Л. Он был похоронен в с. Струнье близ Полоцка, где находилась митрополичья резиденция.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

При митр. свт. Петре (Могиле ; 1633-1646) его наместником в белорус. землях был С. Шитик, старший виленского братства, позднее с титулом архимандрита перемещенный в Слуцк. Т. о., после почти 25-летнего перерыва в Б. была восстановлена правосл. иерархия, в 1635 г. митр. Петр (Могила) объехал правосл. приходы на территории Б. Часть мон-рей и приходских церквей, занятых униатами, была возвращена православным, было возобновлено строительство новых правосл. храмов и мон-рей (преимущественно на частных землях), особенно в Могилёвской епархии. Однако, уступая латино-униатской партии, представлявшей грозную силу в сейме, король зачастую принимал решения, противоречившие ранее принятым: уже на сейме 1635 г. Владислав IV грамотой от 14 марта предоставил униатам на вечные времена митрополию и архиеп-ство Полоцкое, еп-ства Владимирское, Пинское, Холмское, Смоленское с мон-рями, церквами и имуществом, виленский Свято-Троицкий мон-рь с братством и ц. Св. Пятницы, большое число др. мон-рей. В Витебске, Полоцке и Новогрудке православные не должны были иметь храмов. Эта грамота стала толчком к новому обострению борьбы между униатами и православными, к-рая достигла особой остроты в Могилёвской епархии, при еп. Сильвестре (Косове; 1635-1647), противостоявшем Полоцкому униатскому архиеп. Антонию Селяве, на стороне к-рого была гос. власть. В 1637 г. еп. Сильвестр созвал съезд духовенства для решения вопросов епархиальной жизни, в 1646 г. основал в Могилёве жен. мон-рь при ц. свт. Николая. Власти запретили еп. Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православные выступали против униатского архиерея. Открытое глумление над Православием не прекращалось на всей территории Б., вызывая возмущение как у православных, так и у перешедших в унию; бесчинства униатского священноначалия в Бресте вызвали массовый переход мещан-униатов под власть правосл. епископа. Широкой известностью и авторитетом среди правосл. населения Б. пользовался брестский игум. сщмч. Афанасий (Филиппович) , принявший мученическую смерть за свою приверженность Православию и обличение униатства (1648).

http://pravenc.ru/text/77856.html

По-видимому, Борзобогатый-Красенский оказывал важные услуги кор. Сигизмунду II Августу (возможно, кредитовал пустую королевскую казну) и пользовался постоянным расположением правителя. Не позднее 7 янв. 1563 г. шляхтич получил экспектативу (гарантию на получение в будущем духовного сана) на Владимирско-Брестское еп-ство. За Борзобогатым-Красенским закреплялось управление епархией на время болезни правящего архиерея еп. Иосифа (Красенского), его дяди, фактически отошедшего от дел в 1561 г., с правом занять кафедру после смерти еп. Иосифа. По документам Луцкого гродского суда Борзобогатый-Красенский с 7 янв. 1563 г. титуловался «нареченным епископом Владимирским и Берестейским» и управлял всеми имениями епископии. При этом шляхтич по большей части жил в Луцке и занимал должность луцкого войта, во Владимире его представлял сын Василий в качестве «епископского наместника» (неверным является утверждение униат. митр. Льва Кишки о том, что Борзобогатый-Красенский был викарием (коадъютором) еп. Иосифа - Площанский. 1899. С. 163). Вероятно, деятельность Борзобогатого-Красенского во Владимирско-Брестской епархии вызывала недовольство короля и местной шляхты - старосты владимирского и воеводы киевского Константина Константиновича Острожского, подстаросты владимирского В. Гулевича и др., с которыми у Борзобогатого-Красенского были имущественные конфликты. Протесты против действий Борзобогатого-Красенского могли исходить и от духовенства, т. к. нареченный епископ раздавал церковные имения родственникам, распоряжаясь ими как частными владениями. В сент. 1564 г. он передал своей старшей дочери Маруше в качестве приданого по случаю ее свадьбы с В. Рогозинским принадлежавшие Владимирской епархии села Мосур и Ставки (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Ряд имений шляхтич отдал др. представителям рода Борзобогатых-Красенских, вслед. чего на него была подана жалоба в Виленский сейм (АЗР. 1848. Т. 3. С. 50-67, 13). Нареченный епископ грабил соседей по земельным владениям. В 1564 г. он отнял у кн. Михаила Еловича-Малинского местечко Велицк в Ковельском старостве, захватил родовое село кн. Якуба Войны-Тристенского Тристень в Луцком повете. В февр. 1564 г. слуги Борзобогатого-Красенского напали на обоз серадзского воеводы Альбрехта Лаского и отняли у него 900 бочек с поташем.

http://pravenc.ru/text/578298.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Кино о войне: «Брестская крепость» 07.02.2011 1358 Время на чтение 7 минут Мы смотрим фильм «Брестская крепость». Я - «Крепость», я - «Крепость», веду бой, держу оборону, жду подкрепления. Всегда ищет подкрепления и наша память о войне, память, которая не ослабевает, не сдаётся, как крепость. И дума наша о войне, опускаясь под мощными ударами снарядов и мин в низины крепостных подвалов и казематов, готова внезапно воскреснуть и выплеснуться атакой навстречу недоумевающему врагу. Память о войне хранит мир. Те, кто воевал, порой не любят вспоминать войну, а нам положено тревожить эту память, понимая, что здесь, в проблематике войны кроется нечто важное и спасительное, несмотря на ужас и невыносимые страдания, боль и кровь... «Аврам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью и поразил их, и возвратил всё имущество и Лота, сродника своего, также и женщин и народ. Когда он возвращался, Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». (Б.14: 14-20) Кто-то спросит: а что общего между древними священными войнами и Великой Отечественной? - Что ж, смотрите сами: Авраам не за Бога вооружил своих первых 318 воинов, а за ближнего своего, Лота-племянника. Бескорыстная (Б.14:21-24) война за «други своя» увенчалась не только победой, но и явлением милости Божией в лице таинственного Мелхиседека, благословившего Авраама Именем Божиим. Какими устами, сердцем каким, вкушал ты, отче Аврааме, хлеб и вино из рук Медхиседека; какую сладость внушили тебе простые дары, которым надлежало стать вперёд, через муку времён и свершений, веществом для Пречистых Таин твоего Божественного Потомка?.. Священная война - это самый прямой способ самопознания.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/08/...

Без осознания католиками своего отступления от Истины и раскаяния в нем, никакого объединения с ними не было и не может быть. Происходящие шаги к единству православных и католиков на практике имеют своей основой не обращение католиков от ереси, но отступление от канонического учения Православной Церкви. К сожалению, это совершается теми, кто в силу возложенных на них Матерью Церковью обязанностей, должен всеми мерами блюсти чистоту  Православной веры. Православные христиане не посещают те храмы, в которых служат епископы-экуменисты, т.к. грех епископа ложиться на клир и мирян Русской Православной Церкви, которые находятся с ним в молитвенном общении. Святейший Патриарх участвуя в  подобного рода экуменических контактах, не лишает ли тем самым себя благодати, делая Русскую Православную Церковь обезглавленной?  Согласно учению Св. Григория Богослова появляется опасность уклонения от спасительного пути и всего общества верующих: « " Светильник телу есть око " (Мф.6.22), а светильник Церкви есть епископ. Поэтому, как оку необходимо быть чистым, чтобы тело двигалось правильно, а когда оно не чисто, и тело движется неправильно, так вместе с предстоятелем Церкви, каков он будет, и Церковь, или подвергается опасности, или спасается». (Письмо 34, К жителям Кесари) В среде апостолов был тот, кто предал Божественного учителя, не подобное ли совершилось предстоятелем русской Православной Церкви при совместной молитве в католическом соборе? Совместная молитва с еретиками католиками - это глумление над памятью тех православных жителей юго-западной Руси и в смутное время Московской Руси, которые были замучены католиками, отказавшись предать истину и вступить в единство с ересью, отец которой дьявол. Публичная совместная молитва с еретиками - это осквернение памяти Святых, которые обличали папизм как ересь. Святые отцы вели постоянную войну за чистоту Православия, проливая кровь и претерпевая мученическую кончину, например, преподобномученик Афанасий Брестский и другие. Последовательные шаги, направленные на достижение новой унии с католицизмом, вносят великий соблазн и смущение в среду верующих и раскалывают Церковь. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный». (Матф.18:6-8)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Беседа 15. Проклятие смоковницы (чудо ложное и чудо истинное) Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, продолжая изучение 21-й главы. Тема сегодняшней беседы – Проклятие смоковницы (18–22). В рамках этой темы мы рассмотрим вопрос: что есть чудо ложное и чудо истинное. На прошедшей беседе мы пытались понять причины того заговора, который иудейские старцы и архиереи организовали против Господа Иисуса Христа. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «…потом пригвожден был к кресту, – в то время, как книжники и фарисеи дышали гневом против Него, видя, как расстраиваются их предположения о выгодах» 189 . То есть главная причина, по которой составился заговор против Иисуса из Назарета, – это то обстоятельство, что представители ветхозаветной церковной номенклатуры, «видя, как расстраиваются их предположения о выгодах» , в страхе за свой бизнес решили предать смерти Сына Божия. Известно доподлинно, что Брестская и Флорентийская уния с католиками заключалась не по религиозным мотивам, но греки, исходя именно из сугубо меркантильных и политических интересов, пошли на этот преступный сговор с латинянами. А здесь мы видим верхушку ветхозаветной церкви: ее иерархи (первосвященники-архиереи), ее теологи и ученые (книжники, фарисеи и старцы) составляют заговор против Христа. Сказано: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» ( Пс.2:1–4 ). Слова: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их», – призывают нас дистанцироваться от им подобных; следовательно, слова: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им», – свидетельствуют об окончательном истреблении отступников от истинной веры и о том вечном позоре, который ожидает их в аду. Как известно, в аду, где откроются все грехи, грешник покроется вечным позором, ибо ад есть место позора. Позор – тяжелое страдание. Сказано: «и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их» ( Прем.4:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В среде апостолов был тот, кто предал Божественного учителя, не подобное ли совершилось предстоятелем русской Православной Церкви при совместной молитве в католическом соборе? Совместная молитва с еретиками католиками – это глумление над памятью тех православных жителей юго-западной Руси и в смутное время Московской Руси, которые были замучены католиками, отказавшись предать истину и вступить в единство с ересью, отец которой дьявол. Публичная совместная молитва с еретиками – это осквернение памяти Святых, которые обличали папизм как ересь. Святые отцы вели постоянную войну за чистоту Православия, проливая кровь и претерпевая мученическую кончину, например, преподобномученик Афанасий Брестский и другие. Последовательные шаги, направленные на достижение новой унии с католицизмом, вносят великий соблазн и смущение в среду верующих и раскалывают Церковь. " А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный " . (Матф.18:6-8) " Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией " . (1Кор.10:31,32) Призываем епископат не молчать о происходящих отступлениях от чистоты Православной веры, ибо по слову преп. Максима Исповедника – " Молчать об истине все то же, что отвергать ее " . Мы архиереи, будучи приемниками апостолов, по голосу архипастырской совести и по долгу архипастырской присяги, обязаны обратиться к Вам, Ваше Святейшество, чтобы Господь не осудил нас за малодушие и молчание. Ваше Святейшество, как же может Ангел, первосвятитель Русской Православной Церкви после такого публичного отступления от церковных канонов и правил быть верным хранителем православного вероучения? Подобные неканонические действия со стороны епископа могут лишить его благодати Святаго Духа.

http://religare.ru/2_47989.html

Вопрос, поставленный вами, слишком серьезный. (Возможно, мы сейчас за обычной шумихой и не способны до конца осознать его серьезность.) И, думаю, многие сейчас задаются им и ищут ответа. Позвольте привести ответ Самого Известного Человека: ...на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы... истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инуде, тот вор и разбойник... Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. ВОР ПРИХОДИТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УКРАСТЬ, УБИТЬ И ПОГУБИТЬ... (Ин.9.39;10.1;10,8) Мы обратились с этим же вопросом на официальный сайт Католической Церкви в России, а также попросили содействия в получении комментария от какого-либо католического иерарха. Однако ответа не последовало. Впрочем, иного трудно было ожидать. Позицию Ватикана красноречиво иллюстрирует ответное письмо Папы митрополиту Владимиру. Из слов понтифика, а также из отказа давать комментарии о причинах своего нежелания прислушаться к голосу Украинской Православной Церкви можно сделать вывод, что Ватикан интересуют не реальные взаимоотношения с Православием, а лишь свой образ в глазах общественного мнения. А также, разумеется, похищение новых душ. (Продолжение следует.) 20/04/2001 Смотри также: Аналитика: Борясь с призраками, мы можем проиграть реальную битву за Православную Украину Тень Брестской унии над Украиной Интервью: Ступит ли туфля Папы на землю Малороссии? Интервью с епископом Тульчинским и Брацлавским Ипполитом Что такое уния и каковы причины ее возникновения? Интервью с протоиереем Максимом Козловым Новости: Украинский вице-премьер надеется на конкордат с Ватиканом (24 марта 2001г.) Визит Папы Римского на Украину имеет " чрезвычайно важное значение " , считает глава Украинского МИДа (26 января 2001г.) Обнародован текст письма Предстоятеля Украинской Церкви к Папе Римскому (23 января 2001г.) Православные верующие Украины считают, что визит Папы Римского в Киев может осложнить религиозную ситуацию в регионе (29 декабря 2000г.) Визит Римского Папы на Украину намечен на 21-24 июня 2001 года (30 ноября 2000г.) Документы истории: Русские Карпаты - Terra Incognita православного мира Пророки и лжепророки Западной Руси Встреча с православием: Апостол Карпатской Руси

http://pravoslavie.ru/analit/papavisitop...

Вспомним о католических судах, предавших костру Яна Гуса и других и казнивших множество христиан из числа реформаторов. Вспомним религиозные войны, французскую «кровавую баню в Васси» (март 1562 года), страшную Варфоломеевскую ночь 1572 года и многое другое. Можно вспомнить также нашего Афанасия Брестского, казненного по приговору польского духовного (католического) суда в 1648 году. В своей нетерпимости и жестокости католикам никогда не уступали и протестанты, разрушавшие католические монастыри и убивавшие католических священников (например, гибель на корабле сорока иезуитов под ножами кальвинистов около 1560 года). И эта братская христианская кровь кощунственно проливалась «во имя служения Христу», часто по благословению и распоряжению пап, по постановлениям духовных трибуналов и судов. Замечательно, однако, что не кровь только, пролитая в религиозных распрях, ставится в вину блуднице. Откровение говорит, что в Вавилоне (в мнимой церкви Христовой) была «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» ( Откр.18:24 ). Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и их благословляли и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории. Вот почему, согласно тексту Откровения, святой апостол Иоанн «дивился удивлением великим» ( Откр.17:6 ). Власть зверя была так велика, что уверенность в правильности мерзких действий, творимых «во имя Христа», господствовала в целых поколениях. Зверь умело скрывал свою «тайну» ( Откр.17:5 ), и сатана «правил свой бал» руками мнимых учеников Христовых и представителей официальных Церквей. В главе 18 Откровения продолжаются гневные обличения великой блудницы. «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным видом блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» ( Откр.18:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010