Не могли священники даже брать деньги в руки, ибо был закон о церковных кружках и старостах, которые должны были ими распоряжаться, только священники-привратники могли брать деньги, которые тут же и опускали в кружку. Сказано: «И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень. И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем» ( 4Цар.12:9–10 ). Все эти древние законы тяготили архиереев и иереев, и в I веке до Р.Х. они осуществили буржуазную революцию в своей среде и, игнорируя древние библейские принципы, стали сами заниматься всеми коммерческими делами, таким образом развратились и стали « вертепом разбойников ». Осуществить свой буржуазный переворот иудейское духовенство смогло в результате династического переворота Ирода I Великого, когда он совершенно нелегитимно захватил власть в стране, умертвив Гиркана II в 29-м году до Р.Х. Еврейский историк Луи Финкелстайн в книге «Рабби Акива» 186 показывает, что высшее духовенство, считая себя «патрициями», обирали низшее духовенство («плебеев») поборами и грабежами. Так что иудейские архиереи делали даже вооруженные набеги на иудейских иереев и левитов (певчих), грабили их наделы и разоряли их хозяйства. Христос, дважды бросивший вызов их коммерческой пирамиде, оказался совсем не желательным для них лицом, и они, используя свои мафиозные связи с римскими властями и домом царя Ирода II Агриппы, составили против Него заговор. Действительно, любое преступление, имеет свой экономический след… О том, что Христос уже дважды бросал вызов их мафиозной пирамиде – в начале и в конце своего служения, – святитель Иоанн Златоуст пишет: «Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не сказано однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать» (Феофил., ср. Злат.). – Блаженство разумеется здесь в том же смысле, как в речи Господа о блаженствах (ср. Мф.5:2 и д. и прим.). Преклонил колени и пр.: трогательную речь свою апостол оканчивает общей коленопреклоненной молитвой к Богу, прощаясь навсегда со своими возлюбленными и предавая их Богу и слову благодати Его (ст. 32). – Немалый плач и пр.: простое и глубоко трогательное изображение прощания навсегда возлюбленного учителя и отца с возлюбленными учениками и чадами. Глава 21 Путешествие Павла от Милита до Кесарии (1–9) 1. Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос, и оттуда в Патару. 2. И нашедши корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли. 3. Бывши в виду Кипра и оставив его влеве, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире; ибо тут надлежало сложить груз с корабля. 4. И, нашедши учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа Святого, говорили Павлу, чтобы не ходил в Иерусалим. 5. Проведши сии дни, вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колена, помолились. 6. И простясь друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой. 7. Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день, 8. А на другой день, Павел и мы, бывшие с ним, вышедши, пришли в Кесарию, и, вшедши в дом Филиппа, благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. 9. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. Расставшись с ними: греческое выражение сильнее и значит – вырвавшись от них. «Этими словами выражает (писатель) особенное усилие и – не напрасно: ибо иначе им не выйти бы в море» (Злат.). – Прямо: не заходя никуда, не останавливаясь еще где-либо. – Пришли (приплыли) в Кос: небольшой, славившийся виноделием и приготовлением дорогих материй, островок в юго-западном направлении от Милита. В 15 римских милях (около 23 верст) от него к юго-востоку лежит большой остров Родос. Патара – большой приморский торговый город малоазийской провинции Ликии, с известным в древности оракулом Аполлона. – Нашедши корабль: от Троады до Патары Павел и его спутники плыли на одном корабле, который, судя по некоторым распоряжениям апостола ( Деян.20:13 ; Деян.20:16 ), был в полном его распоряжении. В Патаре они сели как пассажиры на другой купеческий корабль, который с грузом шел в Финикию ( Деян.11:19 и прим.), и отплыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Неем.10:30 .  и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих; После общего обязательства соблюдать весь закон дано было, ввиду условий времени, специальное обязательство соблюдать некоторые отдельные постановления закона. О запрещении браков с иноплеменницами см. ( Исх. 34:16, 23:24 ; Чис. 33:52 ; Втор. 7:3–4 ). Неем.10:31 .  и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода. В законе нет запрещения торговли в субботние дни. Но это запрещение само собой вытекало из заповеди о субботнем покое. «И в седьмой год оставлять долги всякого рода». Седьмой или субботний год, по закону ( Исх. 23:10–11 ; Лев. 25:2–4 ) был годом покоя для земли, и в этот год нельзя было заниматься ни земледелием, ни садоводством. Ввиду возникавшей отсюда трудности уплаты долгов закон повелевал заимодавцу не требовать долгов в субботний год, а по Втор. 15:12 даже прощать. Неем.10:32 .  И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: По ст. 32, иудеи установили обязательный ежегодный взнос на храм и, вероятно, именно на нужды храмового богослужения, – в 1/3 сикля. По ( Исх. 30:13 ), каждое лицо муж. пола, достигшее 20 лет, должно было давать на храм 1/2 сикля. Рав.Абен-Ездра полагает, что в ст. 32 идет речь о новом налоге, принятом общиной в дополнение к установленному в ( Исх. 30:13 ). Но текст скорее дает основание думать, что в ст. 32-м идет речь только о восстановлении налога, узаконенного в ( Исх. 30:13 ). Вероятно, и при Неемии этот налог считался обязательным для лиц муж. пола, достигших 20-летнего возраста, хотя в ст. 32-м не указывается, кто, собственно, должен был платить налог. Уменьшение налога с 1/2 сикля до 1/3 объясняется бедственным положением общины времени Неемии. Впрочем, возможно думать, что цена сикля времени Неемии была выше, чем в допленное время и потому взнос уменьшился до 1/3 (Герцфельд). Бертолет полагает, что в ст. 32 предполагается счет по персидской монетной системе (S. 78). Во времена земной жизни Спасителя в пользу храма взносилось 2 драхмы ( Мф. 17:24 ) – немного более сикля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснение божественного запрета: не поклоняться и не служить изображениям ( Исх 20:5 ) Возможно, некоторые христиане скажут: «Почему в Ветхом Завете Бог осудил поклонение и приказывал: Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им…» ( Исх. 20:4–5 ; Втор. 5:8–9 ). Ответим им, что израильтяне в то время до безумия почитали идолов, и если бы Бог разрешил им поклоняться изображениям, то они бы использовали Его слова как предлог, и более бы стали почитать идолов. В такой ситуации Бог скорее обращается с ними, как мудрый отец с упрямым непослушным сыном. Он знает, что если он даст ему меч, то тот убьет своих братьев и всех домашних своих. Царь хотел бы, чтобы его сын научился мастерски владеть этим оружием, чтобы бороться с врагами. Но он знает: стоит только вложить меч в руки этого сына, как он убьет всех ближних своих. Поэтому отец говорит ему, чтобы тот ни в коем случае не прикасался к мечу. Таким же образом поступает Бог, Он знает, что израильтяне не видят разницы в поклонении и служении образу, и потому Он запретил им и то и другое в отношении любого изображения. В Священном Писании Он не явно утвердил почитание образа до тех пор, пока не явятся христиане, которые в этом вопросе будут верно научены Святым Духом. Они поймут, распознают ранее скрытое от иудеев и будут правильно поклоняться образам. Так по этому поводу Ангел говорил пророку Даниилу: «A ты, Даниил, сокрой слова эти и запечатай книгу эту до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» ( Дан 12:4 ). Вот причина, по которой Бог запретил иудеям поклоняться всякому изображению, но не в прямом смысле слова, который без должного рассуждения не может быть сразу понятен всякому. Апостолы это понимали и разрешили иконопочитание, которое стало частью христианской традиции убранства церквей. Иконам могли поклоняться, и каждый почитал их, понимая, что христиан не страшит то, чего страшились иудеи. Подобным образом Бог наложил ограничения на питание израильтян. Он запретил им брать в пищу то-то и то-то и назвал все это нечистым для них, чтобы подчеркнуть этим названием отвратительные особенности этого с тем, чтобы они еще более брезговали брать это в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Один верующий мужчина 45-ти лет рассказывал мне, что он борется с бессонницей следующим образом: «Я – говорил, он мне, – когда хочу заснуть, представляю себе что-либо греховное, рассматриваю это и лелею в сознании. И отдохновение сна тогда быстро обволакивает меня, и я засыпаю». Я посоветовал ему не погружаться в сон в состоянии греховной истомы, ведь человек может и не проснуться. А слово Божие учит нас: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» ( Откр.3:3 ). То есть в чем Господь застанет душу нашу, за то и осудит ее. Слова: « написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников » – прежде всего относились к архиереям и священникам (иереям) Иерусалимского Храма. Ведь они все кормились от нечестивой купли-продажи в Доме Господнем. То есть участвовали во всех этих коммерческих проектах менял (обменщиков языческой валюты) и торговцев живым товаром. Между ними была крепкая экономическая смычка, а точнее, сообщество, именуемое мафией. Ведь им приходилось прикармливать и римские власти, чтобы те смотрели на все это сквозь пальцы, и договариваться с царем Иродом и другими правителями, которые были в доле и имели свои проценты от церковного бизнеса Иерусалимского Храма. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень…» ( 4Цар.12:16 ) – то есть запрещалось принимать на Храм, его ремонт, отстройку или содержание, деньги от грешников и нечестивцев, которые таким образом стремились откупиться от гнева Божия. Запрещено было брать деньги на Храм, минуя церковную кружку. Сказано: «И согласились священники не брать серебра у народа на исправление повреждений в храме» ( 4Цар. 12, 8 ). Священники не распоряжались деньгами Храма, но, мимо их рук, эти деньги отдавали старшинам (старостам) и распорядителям работ: «и отдавали сосчитанное серебро в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии издерживали его на плотников и строителей, работавших в доме Господнем» ( 4Цар.12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Они служили им. А служа им, они забывали Бога. А забывая Бога, они грешили. И получалось такое месиво беззаконий. Так вот, Господь говорит, что «вы поднимайтесь на кровли» (т. е. на плоские крыши своих домов, снега у них нет, им незачем делать крыши покатыми)... «Истреблю, - говорит Господь, - ...тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царём своим». Т.е. тех, которые ещё не до конца отвратились, они ещё веруют в Единого. Ну и также «тех, которые отступили от Господа, не искали Господа, и не вопрошали о Нём». Те, которые совсем отступили, погибнут так же, как те, которые отступили наполовину. Очевидно, здесь такая суровая угроза, чтобы человек не оправдывал себя своей половинчатой праведностью. Он говорит, например: «Ну, ясно, есть такие злодеи, которые это, это и это делали, но я-то не делал этого, этого и этого. Я только это и это сделал. Неужели меня будут наказывать так, как их? Они же больше сделали». И вот, Господь говорит, что Он истребит одинаково, и тех, которые не до конца от Него отреклись, и тех, которые совсем от Него отреклись. Вы, вообще, берите книгу Софонии, читайте вслед за мной, это же Библия. Это же не я сказал, это же не сказал Достоевский, и не Президент Российской Федерации, и не священник из-за Урала. Это Господь сказал. Это в Библии всё есть. И это живо и действенно. Поэтому отсюда нужно черпать. Нужно брать отсюда смыслы. Брать их не скупясь, не стыдясь и не жалея. Там их много. Поскольку человек ропщет в ответ на такие угрозы, то Софония, развивая свою речь, слышит некий ропот сопротивляющихся: «Что он такое говорит?» Можете себе представить, вот человек проповедует, а слушающие говорят: «Да что он такое несёт, да не будет такого, такого не бывает». И вот поэтому, после того, как Софония сказал, что Бог погубит всех, он говорит (седьмой стих): «Умолкни пред лицем Господа Бога!» Мы как оскорбление воспринимаем такие слова, типа «закрой рот» или «заткнись». В принципе, здесь то же самое, т. е.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

Ответ на возражение 4. Как уже было сказано, целью Закона было с помощью своих предписаний приучить людей с готовностью приходить на помощь ближнему, поскольку благодаря этому люди побуждались к дружескому общению. Закон предоставил такую возможность материальной взаимопомощи посредством предписания не только даров и пожертвований, но и займов, поскольку последний вид взаимовыручки наиболее распространен и полезен, и при этом он установил для этого много разных способов. Во-первых, он предписал всем людям быть готовыми давать взаймы и не уклоняться от этого даже в случае приближения года прощения (Вт 15, 7–11). Во-вторых, он запретил им обременять того, кому предоставляется ссуда, чрезмерными требованиями или же тем, что могло угрожать его жизни, а также предписал как можно быстрее возвращать залог. В связи с этим [в Писании] сказано: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра...» (Вт. 23, 19); и еще: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова (ибо таковой берет в залог душу)» (Вт. 24, 6); и еще: «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее» ( Исх. 22, 26 ). В-третьих, он запретил им проявлять излишнюю настойчивость в требовании оплаты. По этой причине читаем: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» ( Исх. 22, 25 ). По той же причине было предписано: «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, – постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу» (Вт. 24, 10, 11), а именно как потому, что дом является вернейшим убежищем человека, и потому выслушивать требования в собственном доме было бы оскорбительным, так и потому что Закон не дозволял кредитору брать себе то, что тот считал наиболее для себя выгодным, но, напротив, дозволял должнику отдавать то, в чем тот нуждался менее всего. В-четвёртых, Закон предписал, что по истечении семи лет долги аннулировались. При этом предполагалось, что те, которые могли позволить себе вернуть долг, делали бы это накануне седьмого года и тем самым не подводили бы кредитора без [серьезной на то] причины. Если же они были неплатежеспособны, то им можно было простить долг из любви к ним, а также в случае их нужды появлялась возможность для возобновления ссуды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ответ. Не то говорит заповедь, чтобы отдавать свою одежду всякому, кто просто захочет взять ее, но хотящему судитися с тобою, — что указывает уже на отсутствие человеколюбия и желание тяжбы, от которых рождается вред душевный. В подобном случае надобно нерадеть о телесном ради душевного спасения, ибо сказано: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 26). Вопрос 677. Так как есть некоторые люди, опытные в судебных делах, и они не столько вредятся от них, как другие неопытные в оных, то не лучше ли чрез опытных людей производить сии дела? Ответ. Хотя они и опытны в судебных делах, но мы даем им повод ко вреду и, в рассуждении худых последствий, это не менее вредно. Самим нам вести такие дела гибельно для души. Если же они подобно нам получат вред, то мы бываем причиною их вреда; грех переходит на нас, и мы терпим тот же самый вред, как сказано в Писании: подобает приити соблазном, горе же тому, егоже ради приходят (Лк. 17, 1). А когда кто-нибудь, не удовлетворяясь избавлением от зла, старается, чтобы соперники его потерпели зло, то сие хуже всего и много прогневляет Бога, Который повелел не воздавать зла за зло (Рим. 12, 17), и еще сказал: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6, 37). Вопрос 678. Когда нужно будет засвидетельствовать о действительном убийце: следует ли солгать, с тем, чтобы избавить его от смерти? Ответ. Если ты ни в чем не лжешь, то не лги и в этом, ибо в Писании сказано: и нищаго да не помилуеши на суде (Исх. 23, 3). Когда не будет на то воли Божией, он (убийца) не умрет. А кто лжет в других случаях и хочет и здесь солгать, тот солжет по своему обыкновению. Творяй грех, говорит Писание, и беззаконие творит (1 Ин. 3, 4), и я не связываю себя сим Если же ты не имеешь нужды свидетельствовать о нем, то и не должно ничего говорить. Здесь полезна пословица: «За то, что скажешь: не знаю — еще не посадят в тюрьму». Вопрос 679. У кого есть богатые должники, должен ли тот брать проценты? Если же они бедны: брать ли ему обратно деньги, которые он дал им? Ответ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Отказ в просьбе похоронить отца и повеление немедленно следовать за Ним – это, конечно, крайнее и невероятно радикальное требование Христа. Но тем лучше: радикальность этого требования прекрасно показывает, что наступает  совершенно новая эра, которая принципиально отлична от прежней. Прежнее прошло, умерло. В этом же ключе крайней неотложности того, что происходит, того, что возвещается, следует понимать и категорическое повеление ученикам, посланным на проповедь: Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте ( Лк. 10, 4 ). Не брать мешка и сумы значит не брать ничего того, что предполагает продолжительность пути. Под церемонией же приветствия, скорее всего, подразумевалось присоединение к попутчикам, например к каравану. Хотя это и замедляло движение, но давало защиту от разбойников. Однако посланцы Христа не могли позволить себе потерю драгоценного времени ни при каких обстоятельствах. Их миссия – возвещение близости Царства Божьего – должна быть выполнена с максимальной поспешностью. Дорога каждая минута! Мы неспроста, говоря о Церкви, так много места уделили рассказу о сущности Евангельского Благовестия. Христианство – это жизнь в единстве с Богом. А единство это обретается в Церкви через Иисуса Христа. Время Церкви – время роста Царства Божьего, пространство, в котором оно реализуется и проявляется. Царство Божье уже и есть в Церкви, и во всей полноте еще нет его. Церковь живет как бы в постоянном напряжении между «уже» и «еще нет». И так будет до скончания века, пока не появится скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними [в греч. Эммануил]) будет Богом их ( Откр. 21, 3 )”.   Почему Христос избрал лишь двенадцать учеников?.. Говоря о христианах как о новом Божьем народе, Спаситель употребляет такие образы, которые не оставляют сомнения в том, что христиане – не просто собрание людей, встретившихся для совместного решения каких-то насущных социальных или политических задач, но народ, собранный Богом и для Бога. Новый Божий народ – это стадо, которое разбрелось по сторонам и заблудилось Бог спасает своих овец от рассеяния и собирает воедино , это растения, посеянные Богом, которые Бог защищает от плохой погоды, питает и греет . Христос говорит еще радикальнее: члены Церкви – это захваченные неводом благовестия рыбы!

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

Очевидно, не с матери этих двух сыновей надо брать пример родителям, а с матери Людовика Французского (католического святого), которая говорила ему: «Мне легче видеть тебя умирающим на моих глазах, чем совершающим смертный грех». Поэтому нельзя предаваться отчаянию при смертельной болезни ребенка, но брать пример с царя Давида при болезни его сына. Неделю молился царь и ничего не ел, говоря: «Кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?». Но когда дитя умерло, то Давид успокоился и стал есть, так объясняя свое поведение окружающим: «Теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» ( 2Цар. 12, 22–23 ). Конечно, помимо случаев, когда по воле Божией дети умирают, несмотря на мольбы родителей, имеется еще более случаев, когда усердная молитва родителей чудесно спасала смертельно заболевшее дитя. Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом. Я слышал такой рассказ из жизни наших дней. Родители отпускали своего сына от себя на три года в среду, полную опасности и для его тела, и для его духа. «Сын наш, – сказал ему отец, – где бы ты ни был, в 12 часов ночи всегда вспоминай, что твои родители в это время молятся за тебя преподобному Серафиму». И в полунощный час, когда все затихало, сын вспоминал своих родителей. Он знал, что родители свято исполняли свое обещание и в это время возносили свою ночную молитву за него к преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. И когда он вернулся через три года разлуки, то первыми его словами своему отцу были: «Папа, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами». Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда им следовало бы отказать. Свидетельством этому является случай из рода московского купца Азурина. За страшный грех – клятвопреступление – был наказан не только сам Азурин, но и его потомство: все мужское поколение Азуриных постигало или самоубийство, или сумасшествие. На этом роду оправдались слова Священного Писания: «Я – Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх. 20, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010