Еккл.5:17–19 . Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его. Вот в чем увидел я добро, что есть наилучшее, – есть и пить, и видеть удовольствие во всяком труде своём, которым трудился (человек) под солнцем, в числе дней жизни своей, какие дал ему Бог; ибо это есть доля его. Но и всякий человек, коему дал Бог богатство и имение и благоволил ему питаться от них и брать долю свою и радоваться о труде своём, – это дар Божий. Ибо немного будет он помнить о днях жизни своей, потому что Бог развлекает в радости сердце его. Говорит, что по сравнению с тем, который пользуется своим имением во тьме забот, и с великою скорбью жизни собирает богатство преходящее, лучше тот, кто пользуется настоящим. Ибо здесь есть, по крайней мере, хоть небольшое удовольствие в пользовании, а там только великие заботы. И приводит причины, почему возможность пользоваться богатством есть дар Божий. Потому что, говорит, немного будет он помнить о днях жизни своей, ибо развлекает его Бог в радости сердца его: не будет он печалиться, не будет мучиться думами, развлеченный радостью и настоящим удовольствием. Но – лучше, по апостолу ( 1Кор. 10, 3 ), разуметь здесь дарованную Богом духовную пищу и духовное питие и видеть благо во всяком труде своём: ибо с великим трудом и подвигом мы можем созерцать истинное благо. И это есть доля наша, что мы радуемся в труде и подвиге нашем. И хотя это есть благо, однако, пока Христос не явится жизнью нашею, это есть еще не полное благо. И потому немного будет помнить Бог о днях жизни нашей. И нужно заметить, что здесь слово περισπασμς принимается в лучшую сторону, как развлечение духовною и истинною радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еккл. 12:9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил ещё народ знанию. Соломон получил от Бога мудрость в Гаваоне. Сам он просил мудрости не чтобы умничать, а чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло ( 3Цар. 3:9 ). Однако этим дело не ограничилось – он получил и знание , благодаря которому говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены (ботаника); говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах (зоология) ( 3Цар. 4:33 ). Предание свидетельствует, что Соломон знал языки птиц, животных и демонов. Как бы то ни было, Соломон не только был мудр и праведно судил людей, но он учил ещё народ знанию . Именно это послушать приходила из Аравии царица Савская. Екклесиаст – учитель Израиля. Раши понимает слова Эпилога так: « А сверх (того), что был Собиратель 92 мудр . И сверх изложенного в этой книге был Собиратель мудр» 12, 9–14]. Сказанное в Екклесиасте – это ещё не всё, что он говорил народу. Нельзя брать сказанное в этой книге обособленно, брать надо вместе, что говорил и чему учил мудрейший царь. Своеобразно понимал слова Эпилога св. Григорий Чудотворец , к тому же святой отец вкладывает их в уста самого Екклесиаста: «Я же, проповедуя мудро, предпринимаю слишком большой труд, потому что имею намерение учить этот народ, которого нельзя ни научить, ни излечить. Для того, чтобы быть в состоянии уразуметь речи мудрости, нужен муж благородный» 12]. непосильный труд – научить народ, не желающий учиться. Блж. Иероним, как и св. Григорий Чудотворец , вкладывает слова Эпилога в уста самого Соломона. Екклесиаст не только мудрец и публичный проповедник, он ещё и учёный исследователь Божественной премудрости, её искатель и собиратель, а также писатель, полагавший эту мудрость на письмена. Еккл. 12:9 …Он всё испытывал, исследовал, и составил много притчей. Еккл. 12:10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. Видно, что Екклесиаст писал не как пророки, имевшие видения и откровения и слышавшие голос Божий. Он испытывал, исследовал, составлял, приискивал . В Новом Завете так говорит о себе евангелист Лука, который тоже тщательно исследовал и по порядку описывал ( Лк. 1:1–4 ). Дух дышит, где хочет – и исследовательские писания могут быть богооткровенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам. Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста. 4. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься? Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. ( Мф. 24 ) Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста. 5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

За что же такая награда? «За то, что, проповедуя Евангелие, – говорит, – благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании». Видишь ли, как он везде употребляет слово: власть, чтобы показать, как я неоднократно повторял, что и те, которые берут, не заслуживают порицания? А слово: в благовествовании прибавляет как для того, чтобы обозначить самое благовествование, так и для того, чтобы не дозволить пользоваться этим правом во всем, потому что может брать учащий, а не праздный. «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» ( 1Кор.9:19 ). Здесь он представляет еще иное превосходство. И не брать – великое дело; а то, что хочет сказать, гораздо важнее. Что же такое? Я не только, говорит, не брал и не только не пользовался своим правом, но еще подвергал себя рабству, и рабству разнообразному и всестороннему; не в деньгах только, но, что гораздо важнее денег, во многих и различных делах я поступал точно также; поработил себя, тогда как не был подчинен никому и не имел никакой необходимости, – это именно означает выражение: «будучи свободен от всех», – и поработил не одному кому-нибудь, а всей вселенной; потому и присовокупляет: «я всем поработил себя». Проповедовать и возвещать вверенное мне я был обязан, а изобретать и измышлять тысячи к тому способов – это зависело от моего усердия; я был обязан только передать серебро, но я употреблял еще все меры к тому, чтобы истребовать его обратно, исполняя более повеленного. Он делал все по ревности, усердию и любви ко Христу, и имел ненасытное желание спасения человеческого. Поэтому, от большого избытка (ревности), он преступал пределы и во всем простирался выше самого неба. Сказав о порабощении, он далее говорит о различных родах его. Каких? «Для Иудеев, – говорит, – я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев» ( 1Кор.9:20 ). Как это было? Он обрезывал для того, чтобы уничтожить обрезание. Потому не сказал: иудей, но – как Иудей, так как это было с преднамеренной целью. Что говоришь ты? Проповедник вселенной, восходивший до самых небес и сиявший такой благодатью, мог ли он внезапно так снизойти? Да, потому что это есть также и восхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И вновь, как это уже и раньше было, ничего не найдя вечного, остающегося человеку от трудов своих, наш странствующий философ сник и, опустив руки, согласился с умеренным счастьем обывателя. Еккл. 5:17 Вот ещё, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. Еккл. 5:18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. Еккл. 5:19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его. В толковании на Еккл. 3:12–13 мы уже рассуждали вместе с Соломоном на эту тему. Бессилие философа вновь привело его к счастью благочестивого обывателя. Такое счастье – это дар Божий . Философ похваляет этот дар, но в том-то и беда, что сам он этим даром не обладает, хотя временами пытается утешить себя и других подобных себе искателей восхвалением этого дара. Раши, как это свойственно иудейской экзегетике, не стремится вникнуть в философские муки Соломона, но возводит слова Екклесиаста о земном счастье к более возвышенному счастью исполняющего свой религиозный долг иудейского праведника. Есть и пить и наслаждаться добром ( Еккл. 5:17 ), согласно Раши, означает «заниматься Торой, которая суть приятие доброе, благое ( Притч. 4:2 ), и не копить богатство великое, но довольствоваться долей, которая дана ему, ибо это – его доля» 5, 17–19]. И далее: « И власть ему дал есть от того при жизни и брать свою долю после его смерти. То есть, Он [Бог. – Г. Ф.] даёт ему возможность заниматься Торой и заповедями при его жизни, чтоб ему вознаграждение получить после смерти» [там же]. Св. Григорий Чудотворец противопоставляет бессмысленное накопление богатств неправедным путём, о чём Екклесиаст говорил ранее ( Еккл. 5:9–16 ), праведному достатку, нажитому честным трудом: «Но вот что благо и не должно быть отвергнуто: Божий дар есть то, что человек может в радости наслаждаться своими трудами, принявши Богом данные, а не похищенные сокровища» 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И не будут носить (или брать) дров из стран (или с полей), ни рубить из лесов; ибо будут жечь в огне оружие и будут брать добычу у тех, для которых они служили добычею, и будут обирать разорителей своих, говорит Господь Бог. И будет в тот день, дам Гогу место знаменитое, могилу в Израиле, долину прохожих на восток от моря, приводящую в изумление (или πολυα’νδριου) приходящих к морю, и застроят со всех сторон вход в долину, и похоронят там Гога и все множество его и будут называть ее долиною (или ус) множества Гогова. И будет хоронить их дом Израилев, чтобы очистить землю (или чтобы очистилась земля) в семь месяцев. Хоронить же их будет весь народ земли, и будет знаменит у них день, в который Я прославил Себя, говорит Господь Бог. И постоянно будут назначать людей осматривающих (или обходящих) землю, которые погребали бы и разыскивали оставшихся на поверхности земли, чтобы очистить ее, и по истечении семи месяцев начнут они поиски. И проходящие по земле будут обходить ее, и когда увидят кость человеческую, то поставят возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине (или ge) множества Гогова. Имя же городу Амона (или Полиандрион). И очистят они землю (или очистится земля). И это, по уверению наследников иудейского предания и учеников нескончаемых баснословий, сбудется после тысячелетнего царства: будет убит Гог, князь Роша, Мосоха и Фувала, в пределах Израиля и будет съеден всеми птицами и зверями, и жители городов Израилевых в течении семи лет будут употреблять дрова не из [деревьев], срубленных в лесах, но из оружия Гогова, то есть из щитов, и копий, и стрел и посохов или пик; сам же Гог будет погребен в долине, называющейся по-еврейски ge, и эта могила будет называться Полиандрион, то есть местом погребения множества людей. Будет же хоронить его дом Израилев в течении семи месяцев для очищения земли, и будет знаменитым день уничтожения Гога, и будут поставлены [люди], которые тщательно разыскивали бы и погребали кости, именно для того, чтобы ничто не оставалось на земле не похороненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И не будут носить (или брать) дров из стран (или с полей), ни рубить из лесов; ибо будут жечь в огне оружие и будут брать добычу у тех, для которых они служили добычею, и будут обирать разорителей своих, говорит Господь Бог. И будет в тот день, дам Гогу место знаменитое, могилу в Израиль, долину прохожих на восток от моря, приводящую в изумление (или πολυα’νδριου) приходящих к морю, и застроят со всех сторон вход в долину, и похоронят там Гога и все множество его и будут называть се долиною (или ус) множества Гогова. И будет хоронить их дом Израилев, чтобы очистить землю (или чтобы очистилась земля) в семь месяцев. Хоронить же их будет все народ земли, и будет знаменит у них день, в который Я прославил Себя, говорит Господь Бог. И постоянно будут назначать людей осматривающих (или обходящих) землю, которые погребали 6ы и разыскивали оставшихся на поверхности земли, чтобы очистит ее, и по истечении семи месяцев начнут они поиски. И проходящие по земле будут обходит ее, и когда увидят кость человеческую, то поставят возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине (или ge) множества Гогова. Имя же городу Амона (или Полиандрион). И очистят они землю (или очистится земля).    И это, по уверению наследников иудейского предания и учеников нескончаемых баснословий, сбудется после тысячелетнего царства: будет убит Гог, князь Роша, Мосоха и Фувала, в пределах Израиля и будет съеден всеми птицами и зверями, и жители городов Израилевых в течении семи лет будут употреблять дрова ее из [деревьев], срубленных в лесах, но из оружия Гогова, то есть из щитов, и копий, и стрел и посохов или пик; сам же Гог будет погребен в долине, называющейся по-еврейски ge, и эта могила будет называться Полиандрион, то есть местом погребения множества людей. Будет же хоронить его дом Израилев в течении семи месяцев для очищения земли, и будет знаменитым день уничтожения Гога, и будут поставлены [люди], которые тщательно разыскивали бы и погребали кости, именно для того, чтобы ничто не оставалось на земле не похороненным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«И отпустил (Иосиф) братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге (Быт. 45:24).» Ссора бывает и между братьями, и между самыми близкими. А как избавиться от ссоры? Взаимной уступкой друг другу. Кроткие и смиренные наследуют землю. Кто ссорится, тот мучит и себя, и других, а снисходительный к другим всем дорог, с ним легко, и ему отрадно... В одном лишь не может быть у нас уступки — в вопросах веры. Как бы ни сердился наш ближний или родной, сделать послабление в вере мы не можем, ибо это значит изменить истине, перестать быть православным, то есть учеником Христовым. Кротость и здесь должна быть, но уступок – нет. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7).» А что же сказать о хульных словах на Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога»! В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение! Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожья. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира! Однако пусть знают эти кощунники, что хотя они и не знают, что творят, но без наказания они не останутся. И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:17).» Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика нельзя нам брать самовольно — это есть беззаконие. А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему? Потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции — в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки. Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь — не трогай, она не твоя, а если возьмешь — ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона. Спеши покаяться и дай себе слово, с Божьей помощью, больше не грешить. Также, когда заметишь красивую женщину — не касайся ее: она жена или невеста твоего ближнего. Кто живет незаконно — без брака церковного — тот прелюбодей и грешен перед Богом. Храни чистоту души и тела! Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут других!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... Из них буду брать также в священники и левиты , говорит Господь». Данное пророчество, несомненно, говорит о Церкви, и вот как толкует эти стихи Димитрий Чуйков: « " Из них...», то есть – из всех братьев, от всех народов, представленных (братьев) в дар Господу (см. 20 стих) через Крещение. – «Из них буду брать», то есть – не всех их, обращенных, а некоторых из них. Эту мысль усиливает слово «также», то есть, кроме того, что они уже посвящены Господу в крещении (представлены в дар Господу), они еще будут взяты в священники, то есть составлять особое или сугубое Новозаветное священство. Итак, в Ис.66:21 Библия недвусмысленно говорит об особом Новозаветном священстве; и на основании Ис.66:21 всякий Православный священник, достойный своего звания, имеет полное право называться священником 423 , и именно не в общем, а в преимущественном смысле, какой, как уже было доказано, и заключает в себе 21 стих» . Хотя Христос буквально наделил учеников только властью прощать грехи, но за этими словами должно разуметь совершение всех Таинств, ибо все они самым тесным образом связанны с прощением грехов. Так, Таинство 1) покаяния (исповеди) установлено нарочито не для чего иного, как для прощения (отпущения) грехов. Далее, когда священник 2) крестит человека, то ему также прощаются грехи, как сказано: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:38 ). Когда священник 3) миропомазывает крестившегося, то в его душу особым образом, Самой Своей Личностью входит Дух Святой, как о том было предсказано Богом через пророка: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И потому особенно погрешают против правды Христовой любви те, которые вместо борьбы с грехом борются с грешником, вместо борьбы с заблуждением – борются с самим заблудившимся. Хотелось бы напомнить: в Православии цель не оправдывает средства! Насущная проблема современного общества, прежде всего церковного общества, – это резко агрессивное отношение к той части российской молодежи, которая разбежалась по разным сектам и провалилась в омут еретических заблуждений и сектантских галлюцинаций. Вместо того чтобы воевать с их суевериями и заблуждениями, мы перекидываем агрессию на самих носителей данных заблуждений и суеверий. В этом смысле среди современных учебников по сектоведению положительно выделяются труды Р.М. Коня и незабвенного Ивана Александровича Глухова, в которых уважительное отношение к самим заблудшим сочетается с решительной библейской критикой их собственных заблуждений и ложных сектантских позывов. Нам всем очень важно научиться приносить ко Христу всех немощных и духовно и нравственно расслабленных. Тогда мы и станем настоящими друзьями для всех запутавшихся и оступившихся братьев наших. Сказано: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14: 1); и еще: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3: 14–15). «Надлежит соображать оглашение с разностями верований» «Когда Павел говорит: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях , он учит принимать слабого в вере так, чтобы мы своею крепостью могли поддержать его слабость, и не осуждать его мнения, осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим» 2 , – пишет блаженный Августин. В этих словах Августина обратим внимание на призыв: «и не осуждать его мнения (то есть другого человека. – прот. О.С. ), осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим». И действительно, как мы можем додумывать за других людей, что они имеют в виду, сказав то или иное?

http://pravoslavie.ru/98622.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010