Поэтому законодатель предписывает некоторые ограничения относительно требования залогов. Так, кредитор не имел права сам входить в дом, чтобы взять залог, а должен был ждать на улице, пока ему вынесет залог сам занявший. «Если ты ближнему своему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог; постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу» ( Втор. 24:10–11 ). Практическая важность этого узаконения заключается в том, что оно защищало должника от наглой жадности заимодавца, который, войдя в дом, пользуясь безвыходностью положения должника, мог захватить самую лучшую, попавшуюся ему на глаза, вещь в доме и взять ее вместо условленного залога, или же даже вместе с залогом в качестве благодарности за одолжение, не встречая сильного протеста со стороны стесненного обстоятельствами бедняка, «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее. Ибо она есть единственный покров; она одеяние тела его: в чем будет он спать?» ( Исх. 22:26, 27 ). Здесь очевидно ограничивается право брать в залог у бедняка вещи первой необходимости, – в данном случае верхнюю одежду, как это видно из другой редакции этого закона во Втор. 24:12–13 . Чтобы понять значение этого закона, нужно принять во внимание, что одежда (верхняя) на востоке еще и теперь часто состоит из простого, четырехугольного куска материи, который служит вместе и одеялом ночью, защищая спящего на открытом воздухе от ночных, очень значительных холодов и внезапно появляющихся с Ливана холодных порывистых ветров, легко причиняющих смертельную простуду. Эту одежду днем не носили, так как, вследствие ее значительной тяжести и неудобства покроя, в ней неудобно было ходить, а тем более работать; поэтому должник легко мог отдать ее в залог на день, но не мог обойтись без нее на ночь. Еще более ограничивается право брать залог от вдовы. «У вдовы не бери одежды в залог» ( Втор. 24:17 ) – категорически заявляет закон, безусловно запрещая брать в залог одежду у беспомощной вдовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей. О благословении священника Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) – Мне приходилось слышать, что благословение надо брать редко, перед ответственным делом, относясь к этому крайне серьезно. Скажите, пожалуйста, несколько слов о благословении. – Благословение – это призвание благодати на дела и жизнь человека; освящение, прежде всего, самого человека. На благословение надо смотреть как на священнодействие. На каждой литургии весь народ получает благословение от служащего священника. На что он благословляет? Не на конкретное дело, а на христианскую жизнь, на борьбу с грехом, на волевое стремление к вечному спасению. Что же касается благословения на определенное дело, то лучше брать его у своего духовного отца, после того как вы изложите ему суть вопроса. – Надо брать благословение на какое-то дело на стадии принятия решения или когда мы уже приступаем к задуманному? – Благословение бывает двух видов: или мы предоставляем священнику право решать – нужно или не нужно предпринимать задуманное дело, или же мы уже приняли сами решение и просим благословение как помощь Божию в его исполнении. Чем раньше взять благословение перед началом дела – тем лучше. Если ваши намерения Богу неугодны или вам неполезны, то благословение воспрепятствует их совершению. – Как быть? Один священник благословляет, другой нет. Вопрос связан с работой. – Вы сделали ошибку в том, что, взяв благословение у одного священника и, как видно, будучи недовольным, пошли к другому. Я оказался третьим. Если вы верите в силу священнического благословения, то надо поступить так, как сказал первый священник. Желаю вам успехов в ваших делах. Цитаты о благословении «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, и проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете».

http://azbyka.ru/blagoslovenie

Тогда Господь, видя веру нашу, будет творить для нас чудеса в жизни. Тогда вы увидите, что ничего не будет случайного, все будет проходить перед лицом Его. Тогда наши трудности и бедствия, радости и успехи, взлет жизни и закат жизни всегда будут проходить под знаком чуда. Мы будем просить у Господа, и Он будет исполнять то, что нам надо, по нашей молитве и по Его воле. И мы будем знать не из книг и не понаслышке, а из своей жизни, что «Ты еси Бог, творяй чудеса»  . Аминь. «Блаженнее давать, нежели брать» Деяния 20:16–21:7 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Есть сохранившиеся, хотя и незаписанные в Евангелии слова Господа, и одно из них вы слышали сегодня: «Блаженнее давать, нежели брать». Поскольку эти слова приводит апостол Павел, мы знаем, что они подлинны, что Сам Господь сказал их, и нам необходимо над ними подумать. «Блаженнее давать, нежели брать». Что это значит? Это значит, что когда человек отдает свои силы другим, он идет по пути Божию, он уподобляется Самому Господу, потому что Господь отдал Свою любовь, Свою животворящую силу для того, чтобы мир и мы с вами могли жить и существовать. Когда Господь Иисус жил на земле, Он жил, отдавая людям Свое тело, дух и душу. Он отдал Свою жизнь! Свою плоть и кровь! Он ничего не брал для Себя, Он ничего не искал для Себя, а только жил для Отца, Который послал Его, и для людей, к которым Он пришел. Этим самым Он показал пример нам, и этим самым показал пример всем святым, которых мы чтим. Они были людьми, которые умели отдавать. Вот сейчас весной раскрываются листья. Они отдают свое дыхание воздуху, и благодаря этому мы можем дышать. Зелень, покрывающая землю, дает нам живительный воздух. Моря, которые принимают воды рек и ручьев, потом отдают эту воду, и поднимаются облака над землей, и снова проливается дождь на землю. Все живые существа отдают себя друг другу. Но они отдают, не сознавая этого. А человек сознает. Учитель, который действительно любит своих учеников, который, может быть, отдал всю свою жизнь и все свои силы для их блага, также уподобляется Господу, если он служит действительно доброму делу. Каждый труженик, мать семьи или человек, который находится с больными, нуждающимися в помощи, — уподобляется Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Тогда как Христос заповедал проповеднику Евангелия питаться от Евангелия (Лк.10:7), то есть за счет поучаемых, я, говорит, лучше решился истаивать от голода и ничего не брать от вас, но работать своими руками и питаться своими трудами. Ибо, как кажется, были у них некоторые учители богатые, пользовавшиеся честью за то, что учили безвозмездно и тем старались пристыдить Павла. Уразумев это, он, как я сказал, не хотел кормиться за счет своих учеников, хотя и имел на это право. Так, говорит, я веду себя: а вы не воздерживаетесь и от идоложертвенного. Такова вообще мысль этого места, которую он раскрывает в нескольких стихах. Впрочем, рассмотрим и порознь каждое изречение. Не Апостол ли я? Чтобы кто-нибудь не сказал: " тебе нельзя брать, поэтому ты и не берешь " , говорит: как? разве прочие апостолы не берут? - да, - скажешь. - Что же? разве я не апостол? то есть такой же, как они. Не свободен ли я? То есть никто не возбраняет мне брать. Чтобы не сказали опять: " прочие апостолы важнее тебя, потому что видели Господа " , говорит: не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Ибо после всех явился и мне, как некоему извергу (1Кор.15:8). А быть самовидцами Христа было действительно великим преимуществом; ибо Сам Он говорил: " Блаженны ваши очи, потому что вы видите то, чего не видели пророки и цари " . (ср. Лк.10:23,24). Не мое ли дело вы в Господе? Если ты и свободен, если и ты апостол, но не совершил никакого дела апостольского: что из этого? ибо и Иуда был апостол, и видел Господа. Поэтому говорит: вы мое дело; значит, я исполнил служение апостола. Но сказав важное, прибавил: в Господе, то есть исполнил силой не своей, но Господней. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол. Не говорю, что я учитель всей вселенной; но вам разве я не учитель? Почему же я не брал ничего от вас, с которых взять имел особое право? Чрез такую уступку еще более подтверждает речь свою. Ибо печать моего апостольства - вы в Господе. То есть доказательство. Если кто пожелает убедиться, точно ли я апостол, я укажу на вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Я Господь. В жену он должен брать девицу...: вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь..., освящающий его» (Лев. 21:10-15). Видишь ясно, как бы еще в образах, Еммануил а и Христа, наименованного как бы в Аароне: ибо Он помазан Духом, по Писаниям (Ис.11:2, 42и др.), Сам будучи всесовершенный Священник. Посему и неотъемлемую имеет славу священства: «да не открыет, — сказано, — главы», то есть да не снимает священнолепного облачения; ибо Спасителю всех и Искупителю сказано: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4). «Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу», так написал и божественный Павел (Евр.7:23-25). Итак, запрещение снимать кидар с головы указывает на неотъемлемость священства. Если же сказать и так: да не снимает митры (увясла) с головы, — то ты весьма легко уразумеешь здесь постоянство и непоколебимость царства его: ибо митра, имеющая на самой вершине чела золотую дощечку, есть образ начальства и царства. Но «да не раздерет», сказано. У некоторых есть обычай делать это над мертвыми; но это дело совершенно чуждо Христа: ибо жизнь не может потерпеть никакого мучения от смерти. Для нее совершенно ничего не значит мертвое; но она сама есть и разрешение смерти и разрушение тления. Так и Спаситель некогда запрещал желавшим оплакивать дочь начальника синагоги, говоря: «отыдите и не плачьте: не умре бо девица, но спит» (Мф.9:24). Поистине неразумно было проливать слезы над девицею, как над умершею, когда присутствовала жизнь всех, то есть Христос. А если Он и Сам прослезился над Лазарем (Ин. 11:35), то это, как мы полагаем, было следствием любви, и сострадание к нам происходило от Божественной благости: ибо удручаемое смертью естество побуждалось к состраданию и разрешением страдания для Него были слезы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Ясно, что обличения Христа в его речи к фарисеям и книжникам относились не в священникам, а к мирянам, подобно нашим сектантам, незаконно присвоившим себе власть учительства. Сектант: 10) Христос запретил Апостолам брать что-либо за труды, а ваши пастыри учат, совершают требы и даже таинства только за плату: а) Посылая Апостолов на проповедь , Христос сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром и давайте» (Мф. 10:8). Объяснения православного: 10) а) Прежде всего нужно заметить, что Сам Христос и Апостолы, «оставившие все, чтобы последовать за Ним» (Мф. 19:27), питались и содержались на счет уверовавших во Христа, «которые служили Ему имением своим» ( Лк. 8:2–3 ). Слова Христа: «даром получили; даром и давайте» говорят не о даровом совершенно труде Апостолов, которые будто не должны были брать ничего у верующих для своих нужд, а говорят о том, что Апостолы, получив даром дар чудес и исцелений, должны совершать их даром, а не за плату, как в том напр., случае, когда хотел приобрести эту власть за деньги Симон Волхв, «чтобы тот, на кого он возложит руки, получал Духа Святаго» ( Деян. 8:18–24 ). б) «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (ст. 9–10 и Лук. 10:4 ). б) Почему Христос запретил ученикам брать с собою в дорогу золото, лишнюю одежду, обувь и проч.? Очень просто, – потому, что «трудящийся достоин пропитания». Поэтому Спаситель и говорит далее Апостолам: «в доме же том (куда они придут с проповедью) оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящиеся достоин награды за труд свой» ( Лк. 10:7 и 1Тим. 5:18 ). Таким образом Апостолы не даром трудились, а получали все необходимое от тех, кому проповедовали Евангелие. Впоследствии пред Своими страданиями, Спаситель предсказывая Апостолам великие затруднения и лишения во время будущей их проповеди , сказал им иное: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ясно, что обличения Христа в его речи к фарисеям и книжникам относились не к священникам, а к мирянам, подобно нашим сектантам, незаконно присвоившим себе власть учительства. 11) Сектант: Христос запретил Апостолам брать что-либо за труды, а ваши пастыри учат, совершают требы и даже таинства только за плату: а) Посылая Апостолов на проповедь, Христос сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром и давайте“ ( Мф. 10: 8 ). б) «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (ст. 9–10 и Лук. 10: 4 ). в) Апостолы за свой труд не брали ничего, а трудились даром: «Вот в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас“ ( 2Кор. 12; 14 ). «Мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас“ ( 2Фес. 3: 8 и 1Фес. 2: 9 ). г) Апостолы запретили пастырям брать за труды от верующих: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия“ ( 1Пет. 5: 2 ). Объяснение православного: а) Прежде всего нужно заметить, что Сам Христос и Апостолы, «оставившие все, чтобы последовать за Ним“ ( Мф. 19: 27 ), питались и содержались на счет уверовавших во Христа, «которые служили Ему имением своим“ ( Лук. 8: 2–3 ). «Иуда имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали“ для содержания Христа и Его учеников уверовавшие в Него. ( Иоан. 12: 6 . срав. 13: 29). Слова Христа: «даром получили, даром и давайте“ говорят не о даровом совершенно труде Апостолов, которые будто не должны были брать ничего у верующих для своих нужд, а говорят о том, что Апостолы, получив даром дар чудес и исцелений, должны совершать их даром, а не за плату, как в том напр., случае, когда хотел приобрести эту власть за деньги Симон Волхв, «чтобы тот, на кого он возложит руки, получал Духа Святаго“ ( Деян. 8: 18–24 . См. Map. 1: 44 и Лев. 14: 13 . Мф. 23: 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

11Он не должен входить туда, где лежит тело покойного – даже если то его отец или мать, – чтобы ему не стать ритуально нечистым. 12Дабы не осквернить ему Святилище Бога своего, сие Святилище покидать не вправе он, ведь на нем посвящение елеем помазания Бога его. Я – Господь. 13В жены первосвященник должен брать только девственницу. 14Ни вдову, ни разведенную, ни опорочившую себя как–либо, ни блудницу не должно брать ему в жены. Только девицу из народа своего может он в жены взять, 15чтобы среди народа своего он не лишил святости свое потомство; ведь Я, Господь, Я освящаю его». 16После Господь велел Моисею 17передать Аарону такое вот установление: «Никто из потомков твоих во всех поколениях их, если есть у него какой–либо физический недостаток, не должен приближаться к жертвеннику с дароприношением хлеба Бога своего. 18Ибо никто не вправе приближаться к сему священнослужению, если есть у него какой–нибудь изъян на теле – ни слепой, ни хромой, ни человек с уродством на лице или с несоразмерными конечностями, 19с переломом ноги или руки, 20ни горбатый, ни карлик, ни с бельмом на глазу, ни покрытый коростой, ни больной чесоткой, ни с поврежденными яичками. 21Ни одному из потомков Аарона–священника, если у того есть какой–нибудь изъян, не разрешается подходить к месту служения, чтобы подносить дары Господни. У него изъян на теле, потому и не должен он выходить для приношения хлеба Бога своего. 22 Сам этот человек может есть хлеб Божий из святынь великих и от других святынь , 23но из–за изъяна на теле его входить ему за завесу и приближаться к жертвеннику нельзя. Это унижало бы славу всех предметов Святилища Моего , ведь Я, Господь, Я освящаю их». 24 Моисей поведал всё это Аарону, сыновьям его и всем сынам Израилевым. Святость приношений 22 Господь сказал Моисею: 2«Обяжи Аарона и сыновей его быть осмотрительными в обращении с приношениями сынов Израилевых, ведь они посвящают их Мне, чтобы священники не бесславили Мое святое имя. Я – Господь. 3 Скажи им так: «Если кто из ваших потомков во всех поколениях ваших, будучи ритуально нечистым, приблизится к священным приношениям, что сыны Израилевы Господу принесли, тот да будет исторгнут – не служить ему предо Мной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1. Посмотри опять на их смирение, как они преподают слово вместе с другими. Лука изобразил нам нравы и прочих апостолов и показал, что один из них был более мягкосерд и снисходителен, другой более суров и строг. Различные бывают дарования; а это, как известно, есть также дарование. Одно потребно по отношению к людям с одними нравами, а другое с другими, так что, если бы переменить их, то они сделались бы бесполезными. По-видимому (между Павлом и Варнавою) произошло некоторое разногласие; но все это происходит по устроению (Божию), чтобы каждый из них занял соответственное себе место. С другой стороны нужно, чтобы не все были в равной чести, но один начальствовал, а другой подчинялся; и это по устроению (Божию). Притом кипряне ничего такого не показали, что бывшие в Антиохии и другие; для одних нужен был нрав мягкосердый, а для других напротив. " Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией " (ст. 37-40). И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы; например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь Павел более тверд. Но смотри при этом и на его кротость. Он просил, говорит (писатель), " не брать отставшего от них в Памфилии " . Как военачальник не желал бы иметь при себе оруженосца постоянно небрежного, так (не желал) и апостол. Это и других вразумляло, и того самого исправляло. Итак, скажешь, Варнава был не хорошего нрава? Отнюдь нет; думать так о нем весьма нелепо. В самом деле, не нелепо ли считать его дурным за такое маловажное дело? И смотри, во-первых, от того не произошло никакого зла, что они разлучились друг с другом, сделавшись, таким образом, достаточными для всех язычников, а напротив великое благо; во-вторых, если бы этого не случилось, то они не легко решились бы отделиться друг от друга.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1689...

23) Гиезия принять от него вместо одного просимого им таланта серебра – два таланта, кроме двух дорогих одежд. Вес серебра был настолько значителен, что потребовалось двое слуг, чтобы нести его за Гиезием (ст. 23) 960 . Серебро было в мешках и вероятно в слитках, наперед вывешенных, причем мы заметим, (по указанию Библ. Слов. Смита и Роулинсона в Speaker " " s Comment, и в Геродоте его издания), что еврейское слово кикар, означающее талант, означает круг, или шар, и вероятно серебро отливалось в эту форму; или же понятие шара представляло уму полноту главной единицы веса, т.е. целый талант. Слуги несут серебро за Гиезием, но он не допускает их дойти до самого города Самарии, а останавливает их у холма (ст. 24), который по-видимому скрывал путь, по которому шел Нееман, для лица, смотрящего из города Самарии. Здесь по-видимому был дом Гиезия, так как он, «прийдя к холму», «взял (серебро) из рук их и спрятал дома. И отпустил людей и они ушли» (id.). Окончив это дело, он поспешил возвратиться к пророку, надеясь, что отсутствие его не будет замечено. Но, «когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой». И сказал Елисей: «Разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился на встречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий, или крупный скот, и рабов, или рабынь»? Гиезий, под влиянием страсти своей к наживе, и не понимая, как глубоко он оскорбил пророка и как тяжко согрешил пред Господом, подкапывая и ослабляя по наущению врага человеческого, – которого он сделался орудием, – веру Неемана в Господа, что могло иметь последствием ослабление его усердия к проповеди о чудесах Господних, явленных на нем, и замедлить среди Сирийцев распространению верования в единого Бога и в ложность их идолов. Конечно промысл Божий не зависит от козней врага и от преступлений человеческих, – но между тем орудия зла должны были быть наказаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010