поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Кто в России боялся паспортов? Источник:  Нескучный сад В 1920-30 гг. некоторые верующие призывали, не брать паспортов, не ходить в легальные православные храмы в СССР и не покупать там крестики, поскольку на них находили советские символы. Что же скрывалось за боязнью людей брать государственные документы и признавать себя гражданами собственной страны? Все знают строки Маяковского Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза., но мало кто слышал о том, что задолго до написания этих строк в нашей стране находились люди, не желавшие, чтобы их " посчитали " . История российского паспорта насчитывает чуть больше трех веков, и все это время находились люди, боявшиеся главного государственного документа как " печати антихриста " . Все началось во времена старообрядческого раскола, когда протопоп Аввакум провозгласил приход антихриста и призвал таиться от него в лесах или самосжигаться за веру. В конце XVII века некоторые христиане ждали скорого конца света, и когда он не наступил, стали искать разные способы примирения собственной веры с изменившейся реальностью. Наиболее радикальным беспоповским течением в старообрядчестве были бегуны, призывавшие своих последователей " порвать всякую связь с обществом и государством, не брать паспортов, не идти на военную службу, не обращаться в суд, не платить налоги. " Достоить таитися и бегать " , то есть не иметь дома, семьи, а только постоянно скрываться и избегать всякой связи с носящими печать Антихриста " . Как видим, отказ от паспорта стоит в одном ряду со страхом любой социализации, желанием полностью оградить себя от вмешательства светских властей. В конце XIX века при проведении первой переписи населения многие крестьяне отказывались в ней участвовать, и по стране вновь поползли слухи о скором приходе антихриста. После событий октября 1917 года уже сама Церковь оказалась фактически на нелегальном положении, и верующие должны были приспосабливаться к совершенно новым реалиям. Довольно быстро среди православных, которые не могли свободно исповедовать свою веру, появилось две модели отношений к советской власти.

http://religare.ru/2_100072.html

     Любимая ныне многочисленными паломниками, прихожанами, посещаемая высокопоставленными гостями обитель – Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые Кустики» – строилась трудно и довольно долго. Вначале здесь было чистое поле, окруженное лесом, а жильем для иеромонаха Варлаама, назначенного первоначально строителем скита, служили палатка и деревянный вагончик. Затем кто-то пожертвовал несколько старых бань – из них были сооружены кельи, трапезная и сарай. Сегодня при взгляде на величественный архитектурный ансамбль монастыря, где органично сочетаются элементы русской и византийской архитектуры и искусства, в такое, кажется, сложно поверить. Но ведь всё это было, и не так уж давно – каких-то двадцать с лишним лет назад! И вот на месте разрушенного женского монастыря в селе Уса-Степановка, после революции буквально стертого с лица земли, появилась обитель, которая по праву считается не только жемчужиной Республики Башкортостан, но и одним из красивейших монастырей России. Его наместник архимандрит Варлаам (Максаков) ответил на вопросы портала «Монастырский вестник». По афонскому уставу Батюшка, что, на Ваш взгляд, было самым трудным при созидании монастыря? Конечно, различного рода трудностей хватало, как их всегда хватает при совершении богоугодных дел, но самым трудным было подобрать людей, особенно братию. Вопреки моим первоначальным ожиданиям, оказалось, что из приходящих сюда даже трудниками мало кого можно было оставить, не говоря уже о приеме в послушники. Потому что я сразу для себя решил: просто так, всех подряд набирать не буду. Буду брать только тех, кто сможет приобрести и сохранить монашеский дух в обители. По этой причине братство складывалось трудно и достаточно долго.      Наверное, на решение «не набирать всех подряд» немалое влияние оказали Ваши поездки на Афон? Можете припомнить, какая из них утвердила Вас в мысли, что для своего монастыря следует взять афонский устав? У меня было, кажется, шесть поездок. Уже с первой поездки я полюбил Афон и решил ту монашескую жизнь, которую там увидел, «перенести» в свой будущий монастырь.

http://pravoslavie.ru/142858.html

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Не должно быть детей без семьи! Запрет с моей точки зрения, должен сопровождаться тем, что мы всех этих детей разберем. 26 декабря, 2012 Запрет с моей точки зрения, должен сопровождаться тем, что мы всех этих детей разберем. На встрече со студентами Московской духовной академии наместнику Сретенского монастыря архимандриту Тихону (Шевкунову) был задан вопрос об усыновлении российских детей гражданами США. Огромное спасибо американцам, за то, что они берут детей, которых мы должны взять. Мы должны брать! Что это такое? Вообще, моя бы воля была, я бы не запрещал… Сейчас я ехал к вам сюда и выступал Путин по телевидению, он ответил так: «Мы не против этого усыновления и благодарим, но в чем главная проблема? Случаи гибели детей, они нам известны, нас не допускают к расследованию. Это граждане РФ, эти дети». По утвержденному договору, наши компетентные органы должны быть допущены к расследованию. Гибель любого российского гражданина — в Америке или где-то еще — значит, должны допускаться наши следователи и прокуроры. В Америке этого не было ни разу, как Президент сказал, хотя случаев гибели было немало. Вот и последний раз, мальчик погиб от жары, забытый на заднем сиденье машины. Расследование идет, а нас не допускают никак. Запрет  с моей точки зрения, должен сопровождаться тем, что мы всех этих детей разберем. Значит, нужно сделать обязательно самые льготные, хотя и прозрачные, контролируемые, ответственные возможности усыновления или взятия на попечение этих детей у нас в России. Тогда вообще вопрос об Америке и не встанет. Ни об Америке, ни об Австралии, ни о Европе. Позор для нас — эти дети, эти сироты и старики. Разобрать их надо всех, но для этого государство обязано помочь. Обязано дать все возможности для усыновления или взятия под опеку, и какая-то, если это возможно, материальная помощь, если это невозможно, то без всякой материальной помощи должны взять. У нас (в подшефном приюте — прим. ред.) сто детишек, но мы все равно хотим взять еще десять детей. Постепенно, может быть, сначала двух-трех. Мы, конечно, их воспитывать не сможем, это надо будет брать людей, устраивать детский семейный дом, помещение для этого мы найдем и если Церковь на это отзовется, думаю, что это будет очень и очень правильно. Финансово мы поддержать сможем, пока, слава Богу, Господь дает. Людей тоже, надеюсь, найдем. Я не говорю, что мы это завтра прямо сделаем, но сейчас мы начинаем уже всерьез обсуждать и прорабатывать этот вопрос — детей всех надо разобрать.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Беседа 29. Дракон связан, не надо наговаривать на него. Тысяча лет со Христом. Два воскресения. Созидаем храм веры. Что брать с собой при конце света? Самый легкий способ разорить монастырь. Суд. Обидное слово «козел». Сегодня мы с вами будем читать 20 главу с 1 стиха и ниже. Очень важно для нас, что мы изучаем слово Божие. Когда мы изучаем слово Божие, созидается храм нашей веры. Если мы не будем заботиться о храме нашей веры, то наши каменные храмы не устоят, они будут разрушены. Но если мы будем заботиться о храме нашей веры и осознавать самих себя как лиц, отвечающих за ту благодать Божью, которая пребывает в наших сердцах, когда мы ответственно будем принимать призыв Серафима Саровского – стяжать благодать Духа Святаго в своем сердце, – тогда наша жизнь будет меняться в лучшую сторону. Итак, мы читаем 20 главу Книги Откровения с 1 по 3 стих: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» ( Откр.20:1–3 ). Прежде чем мы прочитаем истолкование Андрея Кесарийского на этот текст, надо сделать оговорку, что православная эсхатология – православное учение о кончине мира – принципиально отличается от того, как о кончине мира учат представители других христианских направлений. Поэтому надо очень внимательно отнестись именно к церковному прочтению этого текста. Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Бог наш Иисус Христос связал и избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну». Итак, Ангел, сходящий с неба, «который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей» , по истолкованию святых Отцов, – это Иисус Христос. Он сходит с неба, Он имеет ключ от бездны, Он имеет большую цепь в руке Своей. И, как Андрей Кесарийский поясняет, на Голгофском Кресте Сын Божий сковал силы зла. А сойдя во ад, Он, имеющий ключ от бездны, вывел из ада все те души, которые там находились, облистав ад сиянием Своего Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Богородичен и икона О Тебе радуется Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише. 19 февраля, 2010 Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише. Икона «О тебе радуется» начинает появляться в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Подробнее об этом Вы узнаете в нашей статье. Чудотворные силы иконы «О тебе радуется» «На спешно сооруженный помост взгромоздили большой чурбан для рубки мяса. Иоанна вывели из дворцовой тюрьмы на площадь и поставили на помосте лицом к халифу. Рядом уже стоял палач с остро отточенной секирой в руках. Он перетянул жгутом руку Иоанна выше локтя и положил ее на чурбан, ладонью вверх. Секира молнией сверкнула на солнце, народ гулко охнул, и Иоанн, еще ничего не почувствовавший, с ужасом увидел, как палач взял кисть его руки и высоко поднял, показывая халифу и народу. Иоанн встал с колен, у него закружилась голова, и он рухнул с помоста вниз. Иоанн очнулся в своей постели. Рядом с постелью сидел архиепископ Дамаска и с глубокой скорбью и сочувствием смотрел на Иоанна. – Преосвященный владыка, я умоляю тебя, иди к халифу и упроси его отдать мне отрубленную руку. » Архиерей ушел к халифу и вскоре вернулся со свертком. Иоанн сразу же встал с постели и на коленях с благодарностью принял из рук архиепископа свою отрубленную руку. Когда ушел архиерей, Иоанн начал срывать со своей усеченной руки повязки. Уже было подсохшая кровь вновь хлынула из его руки. Он приставил в кровоточащей руке кисть отрубленной ладони и стал крепко обматывать составленную таким образом руку большим белым полотенцем. Вскоре через полотенце стали проступать пятна крови. Иоанна стало лихорадить. Он упал на колени перед иконой Божией Матери и взмолился:

http://pravmir.ru/o-tebe-raduetsya/

Глава 1 1–22. Празднование Пасхи в 18-й год царя Иосии. 23–24. Общее замечание о царствовании Иосии. 25–34. Война Иосии с египетским фараоном и смерть Иосии. 34–36. Правление Иехонии. 37–42. Правление Иоакима и нашествие Навуходоносора. 43–45. Правление Иехонии. 46–58. Царствование Седекии и начало вавилонского плена. 2Езд.1:1 И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу своему, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый день первого месяца, 1 . В четвертый день первого месяца, т. е. нисана, первого месяца церковного года. Первым месяцем гражданского года был тисри. 2Езд.1:2 поставив священников по чередам в облачении в храме Господнем. 2Езд.1:3 И сказал левитам, священнослужителям Израилевым: освятите себя Господу, для поставления святого ковчега Господня в храме, который построил царь Соломон, сын Давидов. 3 . И сказал левитам, священнослужителям ( εροδουλοις) Израилевым . Писатель употребляет наименование εροδουλος в общем смысле, не имея в виду нефинеев, которые обыкновенно этим именем называются. В соответствующем месте 2 Пар у LXX стоит: то ς δυνατος. 2Езд.1:4 Не нужно будет вам брать его на рамена; служите теперь Господу Богу вашему, и заботьтесь о народе Его Израиле, и устройтесь по родам и поколениям вашим, по расписанию Давида, царя Израилева, и по великолепию Соломона, сына его, 3–4. Освятите себя для поставления святого ковчега Господня в храме. Не нужно будет вам брать его на рамена. Ковчег завета уже со времени Соломона стоял в храме ( 3Цap VIII,6 ). Поэтому приведенные слова ст. 3–4 возбуждают недоумение. Это недоумение Михаелис и Моверс разрешают предположением, что ковчег завета при предшественниках Иосии нечестивых царях Манассии и Аммоне, в предупреждение осквернения, был вынесен куда-либо из храма. 2Езд.1:5 и став во святилище, по родовым левитским разрядам вашим пред братьями вашими, сынами Израиля, 2Езд.1:6 заколите по уставу пасхального агнца и приготовьте жертвы для братьев ваших и совершите пасху по заповеди Господней, данной Моисею. 2Езд.1:7 И дал Иосия в дар находившемуся там народу тридцать тысяч агнцев и козлов и три тысячи тельцов; это по обету дано от царских стад народу и священникам и левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5. Второе миссионерское путешествие По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут» ( Деян. 15:36 ). Так начинает Лука рассказ о втором миссионерском путешествии Павла. Намерением Павла было посещение тех общин, в которых он вместе с Варнавой уже побывал. Ничего не говорится об основании новых общин, посещении других городов и регионов. Основная цель путешествия, как она объявлена Павлом: закрепить успех, достигнутый в предыдущий раз, вновь встретиться с христианами тех городов, где проповедь уже прозвучала. Реальность, однако, окажется иной. Второе миссионерское путешествие охватит многие новые земли и будет весьма продолжительным (no разным подсчетам, от двух до четырех лет); Павлу придется преодолеть около 3,5 тыс. км, из них не менее 2,7 тыс. км пешком. 176 1. Начало пути. Выбор спутников Конфликт между Павлом и Варнавой Путешествие началось с конфликта: Павел с Варнавой не смогли договориться о том, кого брать с собой. Варнава хотел взять Иоанна-Марка, но Павел напомнил, что в Памфилии Марк отстал от них и не пошел с ними «на дело, на которое они были посланы». Начался спор, в результате которого «произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией» ( Деян. 15:37–40 ). Почему Лука решил упомянуть об этом инциденте, а не обошел его молчанием? Во-первых, необходимо было объяснить, почему Павел больше не путешествует с Варнавой. Во-вторых, Лука был честным историком и не идеализировал своих героев: ценность его повествования заключается в том, что он рассказывал историю как есть, не утаивая от читателей тех конфликтов, которые периодически возникали между ее участниками. Он показывает Павла и других первых христианских миссионеров людьми с присущими каждому человеку слабостями. Отметим, что Варнава в данном случае выглядит более мягким: он призывает к прощению и снисхождению. Это, впрочем, вполне объяснимо, поскольку Марк был его племянником ( Кол. 4:10 ). Павел, напротив, настаивает на том, что спутник должен быть надежным: нельзя брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Града Владимира Святыя 397. Святый благоверный великий князь Андрей Юрьевич Боголюбовский Владимирский чудотворец убиен бысть от шурей Кучковых, в лето 6680 месяца июня в 29 день, и положен в граде, по левую страну дети Андрея Боголюбскаго Изяслав и Мстислав Сын вел. кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, родился в Суздале, около 1110 года. Он любил Север, как родину и не искал себе княжения на юге. Тайно удалился он из Киева в наследную область, где Ростовцы и Суздальцы приняли его с радостию, и по смерти отца признали своим князем. Построив во Владимире великолепный соборный храм, благочестивый князь перенес в него чудотворную икону и украсил ее окладом из 15 фунтов золота, жемчугом и драгоценными камнями. Быв свидетелем многих опытов благодатной помощи от сей святой иконы, князь Андрей питал к ней особенную веру, и когда выходил на брать, имел обычай брать с собою ее и честный крест. Княжение Андрея Боголюбского кончилось страдальческою смертию: люди, осыпанные милостями князя, убили его в основанном им Боголюбове, 29 июня 1174 года. Память совершается 4 июля. Мощи св. князя, обретенные нетленными в 1701 году, почивают открыто в сооруженном им Успенском соборе во Владимире, у северной оконечности иконостаса. Взятая им из Киева чудотворная икона Богоматери, именуемая Владимирскою, перенесена в 1395 году в Москву и находится в Московском Успенском соборе («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 68–69. Прот. Чижев, «Жития св. князей Андрея и проч.» 1865 г., стр. 4–14). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, волосы мало кудреваты, брада не велика, аки князя Бориса, ризы княжеския, шуба бархатная, багряная, выворот соболей, на главе шапка княжеская, опушка соболья, исподняя риза лазоревая, и в сапогах» (Филимонов, стр. 60–61). 398. Святый благоверный князь Глеб Андреевич Боголюбский преставися в лето 6000, положен в приделе по правую сторону Сын кн. Андрея Боголюбского, юный девственник и молитвенник, перешедший в вечную жизнь, в 20-летнем возрасте, 20 июня 1174 года, за 9 дней до страдальческой кончины родителя. Мощи его, открытые в 1702 году, почивают во Владимирском Успенском соборе, близ северных дверей алтаря и отличаются необыкновенною мягкостию и гибкостию; нетленная рука бела как рука живого человека; она легко поднимается и разгибается в локтевом суставе. Память празднуется в день преставления («Письма из древн. Сузд. обл.», стр. 7–8. Чижев, стр. 29–35). 399. Святый благоверный князь Георгий Всеволодович Владимирский чудотворец. Убиен бысть от Батыя царя в лето 6747 месяца февраля в 4 день, и положен в соборной церкви у праваго столпа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бунт схиигумена Сергия В чём причины и каковы могут быть последствия? 21.06.2020 10074 Время на чтение 14 минут Предыстория. События вокруг духовника Среднеуральского женского монастыря схиигумена Сергия (Романова) закономерно привлекли внимание не только верующих, но и светских людей. Конфликт вышел уже далеко за пределы епархии, широко освещается в СМИ, его комментируют представители власти. Ситуация всё больше запутывается, вокруг скандала наворачивается всё большее количество мифов и ложных интерпретаций. Теперь человеку, который не следил за её развитием, уже затруднительно что-то понять. Светские СМИ пишут, что схиигумен захватил монастырь (свой собственный, в котором он духовник!), что окружил себя казаками, которые будут защищать монастырь, если его будут брать штурмом (кто будет брать штурмом? зачем?), и даже такой бред, что «захватившие монастырь на Урале могут устроить самосожжение на глазах у детей» и прочая и прочая. То ли по неграмотности, то ли выполняя специальное задание, журналисты светских СМИ одновременно нагнетают ужас и оглупляют суть происходящего. С другой стороны, сторонники отца Сергия выкладывают в сеть видеообращения известных людей (знаменитого хоккеиста Павла Дацюка, актёра Бориса Галкина, «уральского пельменя» Дмитрия Соколова, генерала Сергея Иванова и др.), которые рассказывают о том, какой добрый и смиренный человек схиигумен Сергий, как они находили в беседах с ним утешение, что он абсолютно бескорыстный человек, что он оклеветан, ничего такого он не говорил, а если что и сказал, то это вырвано из контекста... Лично я с отцом Сергием не знаком, ни разу не встречался. С одной стороны, это плохо, поскольку нет личных впечатлений от разговора, а порой мимика, эмоции, реакции, поступки могут больше сказать о человеке, чем слова. С другой стороны, это хорошо, поскольку можно максимально отстранённо рассуждать о ситуации. Поначалу РНЛ даже защищала отца Сергия от нападок либеральных СМИ, поскольку он в целом озвучивал консервативную повестку дня в Церкви и обществе, был известен как духовник нескольких сотен монахинь и многих мирян (офицеров, спортсменов, т.е. людей заслуживающих уважения), как строитель нескольких монастырей. Защищали, когда его обвиняли в увлечении экзорцизмом, стали на его сторону в конфликте с Натальей Поклонской. И хотя было видно, что отец Сергий «перегибал палку» в некоторых вопросах, типа чипирования, порой впадал в конспирологию, рассуждая о конце времён, мы себе объясняли это тем, что у него нет грамотных помощников, и он, составляя свои проповеди, пользуется некачественной литературой. Словом, искали оправдание его выступлениям. Кстати, в вопросах политики, критикуя те или иные действия власти, тогда он придерживался вполне приемлемой, классической для консерватора, схемы «Царь - хороший, бояре - плохие».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/20/bu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы – не «Иван Голунов», мы – Русский народ! Завтра, 18 июня, очередное судебное заседание в заказном деле Николая Каклюгина. Помолимся, братья и сестры! 17.06.2019 1869 Завтра очередное судебное заседание в заказном деле Николая Каклюгина. В 14.30 по московскому времени в Ростове-на-Дону 18 июня 2019 года. В День памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского. Помолимся, братья и сестры! Все вместе помолимся, кто как может, каждый на своем месте. В 7.00 по местному времени встанем перед образами и воздохнем ко Господу. Молитва много может. Кто-то призывает брать пример с баламутов, которые участвуют в массовках на съемках масштабного киноспектакля под названием «Мы Иван Голунов». Мы же будем брать пример со Христа. И будем стараться выполнять то, что Господь заповедовал нам. Молитва - дело трудное, требующее всю жизнь свою менять. Это не на улицы выходить с перекошенными физиономиями и ультиматумы звездам, облакам и деревьям ставить. К чему ведут массовые протесты? К большому хаосу, к кровопролитию и войне внутри России. Тем, кто Россию ненавидит, этого и надо. Будем молиться, чтобы Господь сохранил Россию и наш народ. Будем молиться о Николае Каклюгине, чтобы восторжествовала воля Божия, а не злая воля тех, кто творит беззаконие. Будем молиться, чтобы разверзлась земля под восстающими на Христа и Россию. Недавно стало известно, что под зданием Госдумы на Охотном ряду образуются пустоты. И разве не ясно, что если не будет у нас покаяния, то все мы улетим в эти пустоты, возникающие под нашими зданиями и в наших душах. Будем молиться, чтобы Господь разрушил злые планы архитекторов нового мирового порядка и не допустил Антихриста на землю Русскую. Мы - не медузы и не Познеры. Не Марксы, не Кудрины. Не Грефы, не Энгельсы. Не Трампы, не Гитлеры. Не Гейтсы, не Соросы. Мы - не Иван Голунов. И не Иуда Искариотский. Мы - Пересвет и Ослябя. Александр Невский и Игорь Черниговский. Преподобный Сергий и святитель Иннокентий Московский. Мы - архимандрит Кирилл Павлов и воин Женя Родионов. Мы - Иоанн Русский и святой Царь Мученик Николай. Мы - Русский народ. Русский, значит, Православный. Русский, значит, Христов, значит, Божий. Мы - русские, с нами Бог!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/17/my...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010