2. Видишь ли, как он не говорит лишнего? Он мог бы указать на вселенную, на народы варварские, на землю и море: но не высказывает ничего такого, а говорит относительно к ним и побеждает тем сильнее. Какая мне нужда, говорит, распространяться слишком много, когда и этого достаточно для настоящего предмета? Я не говорю о подвигах, совершенных мной у других, а о тех, которых вы сами свидетели: потому, если не от других, то от вас особенно мне можно было брать. Но от кого особенно следовало мне брать, — ведь я был вашим учителем, — и от тех я не брал. « Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол] »: опять говорит относительно. Он был апостолом вселенной; но я не говорю об этом, продолжает он, не спорю, не настаиваю, а упоминаю о том, что к вам относится. « Ибо печать моего апостольства — вы », т. е. доказательство. Кто хочет убедиться, говорит, в моем апостольстве, тому я указываю на вас. Все, свойственное апостолу, я сделал у вас и ничего не упустил. То же он изъясняет во втором послании: « хотя я и ничто. Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами » (2 Кор. 12:11–13)? Потому и говорит: « печать моего апостольства — вы ». У вас я и показывал знамения, и учил словом, и подвергался опасностям, и проводил безукоризненную жизнь. Все это можно видеть в двух его посланиях к ним, в которых он со всей точностью изъясняет каждый из этих подвигов. « Вот мое защищение против осуждающих меня » (ст. 3). Что значит: « вот мое защищение против осуждающих меня »? Для тех, которые хотят знать, почему я апостол, или обвиняют меня, будто я беру деньги, или спрашивают о причине, почему не беру, или стараются доказать, что я не апостол, доказательством и оправданием моим служит ваше научение и то, что я намерен сказать. Что же это такое? « Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену? » (ст. 4–5). Как же это может служить оправданием? Когда известно, что я воздерживаюсь даже от позволенного, то несправедливо было бы подозревать меня, будто я обманываю, или делаю что–нибудь за деньги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Видишь ли, как он не говорит лишнего? Он мог бы указать на вселенную, на народы варварские, на землю и море: но не высказывает ничего такого, а говорит относительно к ним и побеждает тем сильнее. Какая мне нужда, говорит, распространяться слишком много, когда и этого достаточно для настоящего предмета? Я не говорю о подвигах, совершенных мной у другнх, а о тех, которых вы сами свидетели: потому, если не от других, то от вас особенно мне можно было брать. Но от кого особенно следовало мне брать, – ведь я был вашим учителем, – и от тех я не брал. " Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол] " : опять говорит относительно. Он был апостолом вселенной; но я не говорю об этом, продолжает он, не спорю, не настаиваю, а упоминаю о том, что к вам относится.  " Ибо печать моего апостольства – вы " , т.е. доказательство. Кто хочет убедпться, говорит, в моем апостольстве, тому я указываю на вас. Все, свойственное апостолу, я сделал у вас и ничего не упустил. То же он изъясняет во втором послании: " хотя я и ничто. Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами " (2Кор.12:11-13)? Потому и говорит: " печать моего апостольства – вы " . У вас я и показывал знамения, и учил словом, и подвергался опасностям, и проводил безукоризненную жизнь. Все это можно видеть в двух его посланиях к ним, в которых он со всей точностью изъясняет каждый из этих подвигов. " Вот мое защищение против осуждающих меня " (ст.3). Что значит: " вот мое защищение против осуждающих меня " Для тех, которые хотят знать, почему я апостол, или обвиняют меня, будто я беру деньги, или спрашивают о причине, почему не беру, или стараются доказать, что я не апостол, доказательством и оправданием моим служит ваше научение и то, что я намерен сказать. Что же это такое?  " Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену? " (ст.4-5). Как же это может служить оправданием? Когда известно, что я воздерживаюсь даже от позволенного, то несправедливо было бы подозревать меня, будто я обманываю, или делаю что-нибудь за деньги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

4–6]. [Гл. XII I:] За то, что вы ложью заставили скорбеть сердце праведника, которого Я не огорчал, и укрепили руки нечестивого, чтобы он не обратился и не жил [ст. 22] 10 . [Гл. XVI:] Вот это было неправдою сестры твоей Содома: гордость, пресыщение хлебом и изобилие, и праздность его и дочерей его; а нуждающемуся и бедному они не протягивали руки своей; и превознеслись и делали мерзости предо Мною, и, как ты видел, Я отверг их [ст. 49, 50]. [Гл. XVIII:] Если муж будет праведен и сотворит суд и правду, не будет вкушать жертв на высотах и не возведет очей своих к идолам дома Израилева, и не совершит насилия над женою ближнего своего, и не войдет к женщине, имеющей месячное очищение, и не огорчит человека; если будет выдавать залог должнику и ничего не отнимет силою, если отдаст хлеб свой алчущему и нагого покроет одеждою; если не будет давать в рост и не будет брать излишка; если отвратит руку свою от неправды; если по правде рассудит между человеком и человеком и будет ходить в заповедях Моих, и соблюдать суды, чтобы делать по истине: то такой праведен; он будет жить настоящею жизнью (vita vivet], говорит Господь Бог . Но если он родит разбойника, проливающего кровь и совершит что-либо одно из указанного, и даже хотя-бы не делающаго всего этого, но вкушающего на высотах, и оскверняющего жену ближнего своего, притесняющего бедного и нуждающегося; производящего грабежи, не возвращающего залога и поднимающего взоры свои к идолам, делающего мерзости, дающего в росте и берущего излишек; то разве [такой] будет жить? Он не будет жить, ибо, сделавши все это, достойное отвращения, он смертию умрет. Кровь его на нем будет. Но если он родит сына, который, видя все грехи отца своего, которые тот сделал, и убоится и не сделает подобного им: не будете вкушать на высотах, и не возведет очей своих к идолам дома Израилева, не совершит насилия над женою ближнего своего, не огорчит человека, не удержит залога, не совершит грабежа, будет давать хлеб голодному и покроет нагого одеждою; от обиды бедного отвратит руку свою, не будет брать роста и лихвы, сотворит суды Мои, и будет ходить в заповедях Моих: такой не умрет в неправде отца своего, но будет жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5) Девственность епископов. Ап. Павел пишет, что «епископ должен быть одной жены муж» ( 1Тим. 3:2 ), а православные епископы, замечают сектанты, совсем не имеют жены. Но указанными словами апостол говорить не то, что у епископа должна быть только одна жена, – так как многоженство в христианстве вообще не допускается, – равно как и не то, что епископ непроменно должен быть женатым, – так как и Христос (Мф. 19:12), и ап. Павел ( 1Кор. 7:32–33; 37–38 ) ставят девство выше брака, – а то, что епископ может быть только один раз женат и, по смерти жены, не должен вступать во второй брак, а также то, что вторично женатый не может быть епископом. 654 Поэтому сектанты напрасно упрекают православных за девственность епископов. 6) Вознаграждение за требоисправления. В разговорах с православными сектанты очень часто упрекают православных священников за взимание платы за требоисправления, причем ссылаются на слова Спасителя: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8) и ап. Петра: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но без усердия» ( 1Пет. 5:2 ), а также на запрещение Христа Своим ученикам брать с собой в дорогу золото, серебро, медь, лишнюю одежду, обувь и др. ( Мф. 10:9–10 ; Лк. 10: 4 ) и на пример ап. Павла, который не брал содержания от обращаемых им в христианство, как сам пишет: «во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» ( 2Кор. 11:9 ); «вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас» (– 12: 14); «мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,» ( 2Фес. 3:8 и 1Фес. 2:9 ). – Против этого необходимо, прежде всего, заметить, что Сам Христос и апостолы, «оставившие все и последовавшие за Ним» ( Мф. 19:27 ), питались и содержались за счет уверовавших во Христа, служивших Ему имением своим ( Лк. 8: 2–3 ). Засим, слова Христа: «даром получили, даром давайте» говорят не о даровом совершенно труде апостолов, за который они будто бы не должны были брать у верующих ничего для своих нужд, а о том, что, получив дар чудес и исцеление даром, они даром же, а не за плату, должны и совершать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   38    «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоан. 5:20). Люди нуждаются в абсолютной опоре для своих воззрений и жизни. И только в христианской вере есть эта надежная непоколебимая опора: это – Бог и вечная жизнь с Богом. А блаженная вечная жизнь с Богом — это самая радостная и счастливая жизнь, пред коей меркнет самая страстная любовь мужчины к женщине и всякое самое утонченное наслаждение от наук и искусств!..»    39    «Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исаи.20:7). А что же сказать о хульных словах на... Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога!» В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение!.. Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожия. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей, – слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности – самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира!.. Однако пусть знают эти кощунники, что хоть они и не ведают, что творят, но без наказания они не останутся... И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле, и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник.    40    «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность – для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика – нельзя нам брать самовольно: это есть беззаконие... А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему?— потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции — в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки... Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь – не трогай, она не твоя, а если возьмешь, – ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона... Спеши покаяться и дай себе слово, с Божией помощью, больше не грешить... Также, когда заметишь красивую женщину — не касайся её: она жена или невеста твоего ближняго. Кто живет незаконно – без брака церковного, – тот прелюбодей и грешен пред Господом... Храни чистоту души и тела!.. Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут и других!..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А выражение в странах Ахаии показывает его негодование. Ибо, если это - похвала, то ее следовало соблюдать повсюду; но если ее соблюдают только в означенных странах, то очевидно, что те люди, которым это писано, не обладают здравым умом, как прочие. Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Намереваясь объяснить причину, по которой он не брал от них, а именно, по причине появления лжеапостолов, он этим подрывает подозрение коринфян: ты не берешь, как кажется, по ненависти к нам. Поэтому и говорит: я более люблю вас и не хочу оскорблять вас, потому что вы легко соблазняетесь. Но он не говорит так ясно, чтобы не постыдить их слабости, а обращает свою речь к другой причине. Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Здесь совершенно ясно высказывает причину, по которой он не брал. Поскольку диавол знал, что люди века сего преимущественно любят тех учителей, которые ничего не берут; то научил лжеапостолов и это истолковать по-своему. Ибо они не поступали в этом случае справедливее, хотя и были богаты, но, уча не брать, брали. Поэтому он не сказал: чтобы в чем поступают справедливее, но: чем хвалятся, что и составляет очевидный признак хвастовства. Итак, апостол, понимая это, положил себе за правило не брать у них ничего, даже и тогда, когда нуждался в чем-либо, - чтобы отразить нападение их и не дать места для порицания себя. Хотя это не могло быть предметом порицания, потому что согласно с законом Христовым; но поскольку коринфяне по слабости все-таки соблазнялись, то он и предохранил себя от этого. И наконец, лжеапостолы, будучи ниже истинных апостолов во всем другом, и в этом не имели никакого преимущества: можно сказать, что они уступали бы им и в том случае, если бы не брали, так как они были богаты, а Павел не брал, терпя нужду, и что они не справедливо поступали, а лицемерили, апостол же поступал справедливо. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

А имеющий чистую шерстяную и льняную одежду, то есть веру и дело... 40 .3. Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы – самые немощные – имели поддержку в сильнейших 41 , как уток (в основе). Поэтому и пророк говорит: «Как в украшение невесты облечется (он)» ( Ис. 61, 10 ); говорит же (это), показывая союз с Христом и соединение в любви.4. «Основою» называется наиболее почетная 42 церковная степень, а именно – епископы и учители, а «утком» (именуются) подчиненные и пасомые люди ( 1Пет. 5, 2 ). «Кожею» (названы) оглашенные, как еще не совлекшиеся чрез крещение кожаных одежд ( Быт. 3, 21 ).5. Поэтому и Павел говорит: «Я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11, 2 ). Так и в книге Левит говорится: «В жену он должен брать девицу из рода своего; а вдову... или блудницу не должен он брать, но девицу из колена своего» ( Лев. 21, 13–14 ) и т. д.6. Ибо, если каждый из нас будет со дня на день обновлять себя ( 2Кор. 4, 16 ), (если) мы отвергнем проказу, то есть прелюбодеяние, бывшее причиною нашего изгнания, (то) мы приобретем целомудрие и, (содействием) Божией Премудрости, дойдем до первоначального благолепия и, как бы имея на себе золотые украшения 43 , то есть любовь, веру и чистоту, очистившись терпением, соединимся со Христом.7. «Поэтому девицы любят тебя» ( Песн. 1,2 ) и Он любит девиц, как написано в Песни Песней; (это) души юные и очищенные Духом. Так это или нет, о Систелий? – И я ответил: «Это совершенно понятно». Глава 16 1. Она сказала: «Поэтому, как говорилось вначале, если мы очистим все члены, то будем одеждою Христа». Как сказано у пророка Исайи: «Да возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения» ( Ис. 61, 10 ) и т. д.2. Но кто же должен (в особенности) очищать их? Пророк Захария говорит: «И показал... мне Бог Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним. И диавол стоял по правую руку (его), чтобы противодействовать ему. И сказал Господь диаволу: «Да запретит тебе, о диавол, Господь, Который избрал Иерусалим!» Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус...

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Беседа 29. Дракон связан, не надо наговаривать на него. Тысяча лет со Христом. Два воскресения. Созидаем храм веры. Что брать с собой при конце света? Самый легкий способ разорить монастырь. Суд. Обидное слово «козел». Сегодня мы с вами будем читать 20 главу с 1 стиха и ниже. Очень важно для нас, что мы изучаем слово Божие. Когда мы изучаем слово Божие, созидается храм нашей веры. Если мы не будем заботиться о храме нашей веры, то наши каменные храмы не устоят, они будут разрушены. Но если мы будем заботиться о храме нашей веры и осознавать самих себя как лиц, отвечающих за ту благодать Божью, которая пребывает в наших сердцах, когда мы ответственно будем принимать призыв Серафима Саровского – стяжать благодать Духа Святаго в своем сердце, – тогда наша жизнь будет меняться в лучшую сторону. Итак, мы читаем 20 главу Книги Откровения с 1 по 3 стих: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» ( Откр.20:1–3 ). Прежде чем мы прочитаем истолкование Андрея Кесарийского на этот текст, надо сделать оговорку, что православная эсхатология – православное учение о кончине мира – принципиально отличается от того, как о кончине мира учат представители других христианских направлений. Поэтому надо очень внимательно отнестись именно к церковному прочтению этого текста. Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Бог наш Иисус Христос связал и избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну». Итак, Ангел, сходящий с неба, «который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей» , по истолкованию святых Отцов, – это Иисус Христос. Он сходит с неба, Он имеет ключ от бездны, Он имеет большую цепь в руке Своей. И, как Андрей Кесарийский поясняет, на Голгофском Кресте Сын Божий сковал силы зла. А сойдя во ад, Он, имеющий ключ от бездны, вывел из ада все те души, которые там находились, облистав ад сиянием Своего Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Брать летом на дачу пожилого или больного человека из дома престарелых, из приюта. Участвовать в жизни детского дома, или приюта. Просто помогать деньгами многодетной или нуждающейся семье (у священников всегда есть такие знакомые семьи); Брать группу детей гулять (цирк, парк) из детского дома хотя бы раз в месяц… Вариантов, возможностей – огромное множество, можно поговорить со священником вашего храма, он может что-то подсказать. Единственное но : Это нужно делать не только в пост, а в течение всего года, в течение всей нашей христианской жизни. Ограничивать труды свои временем поста жестоко по отношению к тем, за кем мы взялись ухаживать, окормлять. Помните: раз взявшись за дело помощи, мы должны нести его всегда. Богословие поста Об этом скажем всего несколько слов, ибо из творений святых отцов и богословов Церкви можно составить обширный том, посвященный этой теме. В Ветхом Завете пост – это своего рода дисциплина, жертва во имя Бога, подчас очень суровая (невкушение еды по многу дней, иногда отказ и от питья). Перенимая отчасти ветхозаветный пост, христианство наполняет его новым содержанием. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 5, 20 ). Эти слова Христа можно понять и в отношении к посту. Пост для христианина – это не только время отказа, это и время приобретения. Приобретения чего? Того душевного расположения, той чистоты, боголепности естества, которое человек утерял в Грехопадении. Святые отцы учили, что пост установлен в Раю. «Такую первую заповедь принял Адам: “А от дерева познания добра и зла не ешь от него”. А это “не ешь” есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева, и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные”. Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста [как врачебной терапии приведения телесных желаний к подчинению требованиям души] не действенно» (свт. Василий Великий).

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Буквально: «ибо не есть власть, если не». Первое «не» (ο) — это отрицание реального факта, второе (μ) — это отрицание чего-то гипотетического. Вот что это за «если не»? Когда мы хотим проверить значение синтаксической конструкции, надо посмотреть, где она еще употребляется. Причем, желательно у того же автора. А еще лучше в том же самом тексте. Пожалуйста, у нас есть Послание к Римлянам: «Я не иначе узнал грех, как посредством Закона» (Рим 7:7); «Никому ничего не будьте должны, если не любить друг друга» (13:8); «нет ничего в самом себе нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (14:14). Можно приводить десятки примеров из других текстов Нового Завета, из которых тоже понятно, что отрицание плюс ε означает: «нет, кроме как», означает: «только». «Я узнал грех только посредством Закона», «Будьте должны друг другу только взаимную любовь», «Нечистое может быть только для того, кто считает это нечистым». Правильно? Значит, смысл синтаксической конструкции однозначен: «Власть бывает только от Бога». «Никакой нет власти, если она не от Бога» — это полная фантазия. Право принять решение Больше в Римлянах ξουσα не встречается, это не центральная тема. А вот в Первом послании к Коринфянам есть очень близкий текст: «Будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву» (1 Кор 7:37). Здесь он имеет ξουσα выдавать или не выдавать замуж свою дочь, или, по другому толкованию, брать в жены или не брать в жены девушку, с которой он обручен. Далее в том же послании это слово переводится неожиданно для нас: «смотрите, чтобы ваша свобода (ξουσα) не послужила соблазном для немощных». Оказывается, в греческом есть слово, которое переводится одновременно как «власть» и как «свобода»! Для нас это как будто противоположные понятия. Либо вольница, либо власть как нечто структурированное. Для того чтобы понять загадку этого слова, почитаем Евангелие от Иоанна, а именно знаменитый диалог Пилата и Христа. Пилат говорит Христу: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя, и власть имею отпустить Тебя» (Ин 19:10). Пилат как прокуратор провинции имеет право утвердить смертный приговор, или не утверждать его. Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». Слово ξουσα означает не власть, как структуру, властные органы или носителя этой власти. Имеется в виду, что у каждого человека есть некая ξουσα, полномочия, и он имеет право принимать какое-то решение. Дальше следует выражение π Θεο, которое указывает на имя деятеля. Буквально ξουσα дана Богом. Человек не имеет никаких полномочий кроме тех, которые даны ему Богом.

http://blog.predanie.ru/article/chto-nac...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010