30. Южные или пещерные ворота. Сооружены в 1795 г. по проекту главного инженера Печерской крепости Шарля де Шардона. Они называются еще Ангельскими, так как со стороны пещер на воротах между колоннами изображены ангелы, держащие икону Успения Божией Матери Киево-Печерскую. На воротах установлен ажурный крест. 31. Иконописная школа и мастерская. Новый корпус в т.н. «кирпичном стиле» сооружен в 1880-1883 г.г. по проекту В.И. Сычугова. Располагается на плато верхней Лавры. Двухэтажное здание в плане прямоугольное. Мастерская имеет мансарду, встроенную в конструкцию крыши. С иконописной школой связаны имена Николая Мурашко (1844-1909 г.г.) и Ивана Ижакевича (1864-1962 г.г.). 32. Иконная лавка. Двухэтажный каменный магазин икон у южных ворот сооружен в 1902-1903 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Пристроен к зданию братских бань. 33. Братская баня. Двухэтажное каменное здание сооружено в 1888 г. на месте старой бани. Одновременно был заменен чугунный водопровод и установлен металлический резервуар для воды, нагреваемый восемью газовыми печами. На втором этаже располагалась келья банщика, паровое и мыльное отделения. Рядом располагался колодец, засыпанный в начале ХХ в., здание электростанции (не сохранилось), иконная лавка и фотография, к которым вели ворота (не сохранились). Ремонтные работы проведены в 1895 и 1912 г.г. К западному фасаду был пристроен прямоугольный в плане высокий вытяжной дымоход, снесенный в советское время. 34. Корпус старой фотолаборатории. Сооружен в 1871 г. В 1874 г. состоялось официальное открытие Печерской фотомастерской, которая была подчинена непосредственно лаврской типографии. 35. Южная башня. Построена в начале XVIII в., как сторожевая башня в южном углу монастырских стен между башней Кущника и Южными воротами. В литературе больше известна под названием «Часовая» (или «Дзигарская»), которое произошло от часов, находившихся в башне со времени основания до 1818 г. Часы были изготовлены Дзиген-мастером П. Чернявским. 36. Дом митрополита. Сооружен в 1727 г. на месте сгоревших в 1718 г. архимандричьих покоев. Первоначально был одноэтажный четырехкамерный, разделенный сенями на две половины. В 1731 г. надстраивается второй этаж, в 1752-1761 г.г. параллельно этому корпусу строится второй. При перестройке 1803 г. оба корпуса были подведены под одну крышу. В 1861 г. на южном фасаде вместо деревянной галереи устроен балкон и пристроен объем, который использовался под библиотеку (архит. П.И. Спарро). В 1904-1905 г.г. к восточной стороне дома пристроена Благовещенская церковь. Дом кирпичный в стиле барокко оштукатуренный двухэтажный с подвалом сложной конфигурации в плане.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы. Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский. Набор открыток " Вязьма Православная " Расположен в западной части города, на высоком холме над долиной р. Бебрь. Основан в 1535 г. иноком Герасимом, положившим начало Болдину монастырю под Дорогобужем. Уже в сер. 16 в. здесь существовали две деревянные церкви - Иоанна Предтечи и Вознесения, с деревянной же оградой вокруг них. После Смутного времени (монастырь был сожжен и разграблен отрядами Жолкевского и Ходкевича) на вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича строятся каменные Одигитриевская церковь с приделом Иоанна Предтечи (1630-е гг.) и надвратная церковь Вознесения (сер. 17 в.). Видимо, к концу 17 в. облик Вознесенской церкви сильно изменился. К сер. 18 в. монастырь имеет также каменные настоятельские и братские палаты, палаты для обучения школьников, разделенные воротами, корпус неизвестного назначения и каменную ограду. Около 1770 г. построили Никольский (Знаменский) храм. После пожара 1812 г. монастырь оставался невосстановленным до строительных работ 1832-36 гг.

http://sobory.ru/article/?object=00467

- А как в монастыре с Интернетом? - Хорошо. А как иначе? У нас три человека учатся: я, иеромонах Антоний - наш благочинный, и иеродиакон Зосима. ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК - Что в монастыре сейчас строится? - Нижний храм, освященный в честь Сретения Господня, практически готов. Внизу в подвале, где раньше хранились дрова, мы обустроили крестильню с большой купелью, чтобы в ней легко можно было крестить взрослых. Сейчас мы сделали заявку на финансирование работ по верхнему храму - там росписи. Иконостас - резьба закончена, золочение идёт. К празднику преподобного Арсения должны закончить сень, которая над ракой раньше была. По старым фотографиям сделали чертежи. Работают проекты, запущенные ещё отцом Исидором. В этом году планируется колокольню в порядок привести: перекрытия подгнили, краска облупилась на куполе. Делаем игуменский корпус - он так раньше назывался: на втором этаже были покои игумена, митрополичьи покои, а внизу была больница и разные службы. Но у нас братский корпус в аварийном состоянии, поэтому мы решили в нижнем этаже сделать братские кельи: братия там прекрасно разместится. Больница у нас есть, и доктор есть, послушник, в Великом посту мы его будем постригать в монашество. У него кабинет оборудуется - можно оказать первую медицинскую помощь, сделать какие-то несложные операции (например, рану зашить). Те, кто давно уже в монастыре, на Пасху много не едят: съел яичко и пошел спать. А тех, кто недавно начал поститься, не остановишь. И это тоже проблема для врача. - Слышала, что на Коневце скауты устраивают лагеря… - Скаутов теперь на остров мы не пускаем - я ходил к Владыке Владимиру с решением братского собрания. - Почему? - Они себя плохо ведут. Но это не дети виноваты, а взрослые: на пятерых детей должен быть один взрослый, иначе это неуправляемая масса. Мне, например, скаутское движение непонятно: цели у скаутов очень расплывчатые, в пионерах и то было интереснее. Но дети летом на острове всё равно есть. Ученики из двух школ приезжают потрудиться на две-три недели. А благотворительное общество «Кедр» на нашем острове устроило лагерь для детей с отклонениями: ДЦП, умственно отсталые, глухонемые.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

Кириллов монастырь, урочище. Кириллов монастырь. Монастырь во имя святителя Кирилла Александрийского /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1196. Год утраты:1945 Адрес: Россия, Новгородский район, в 1,3 км от Спас-Нередицы, на острове Селезневе Координаты: 58.509432, 31.329849 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Новгородский Кириллов монастырь был основан в XII веке при зимней дороге на Москву, которая начиналась от Славковой улицы. Каменный храм был возведен в 1196 году, о чем имеется летописное описание: " Заложиста церковь камену святого Кирилла в монастыре в Нелезени Костянтин и Дмитр, братеника (а мастер бяше) Коров Якович с Лубяней улице, начаша ю делати априля, сконцяша июня в 8, на святого Прокопия; и святию владыко Мартурии генваря в 12, и бысть радость крестианом, а Костянтину и Дмитру вечная память " , то есть по заказу братьев Дмитрия и Константина новгородский мастер Коров Яковлич возводит каменный храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских — «цьрковь камяну святого Кюрила в манастыри в Нелезне». Остров Нелезен (впоследствии — Селезнев, второе название — Журавья горка) находится вблизи торговой стороны Великого Новгорода меж двух рукавов Малого Волховца — Левошни и Правошни (на современных картах обозначена только Левошня, второй рукав именуется как Малый Волховец). Топоним Нелезен некоторые исследователи интерпретируют как «непроходимый, труднодоступный». Кириллов монастырь стал особо почитаться, когда 9 июня 1238 года, в день памяти Кирилла Александрийского, в 100 верстах от Новгорода у Игнач-креста остановилось движение татарских отрядов. Монастырь пострадал при захвате Новгорода шведами, к 1621 году возобновлён и действовал, а в XVIII веке был полностью реконструирован. Древний собор Кирилла разобрали по нижние окна и в 1754 году возвели новый храм — с пристройками и пятиглавый. В 1755 году рядом сооружена церковь Покрова Богородицы с папертью и колокольней, ближайшим аналогом этого храма является новгородская церковь Георгия на Торгу. В 1775 году сооружен двухэтажный настоятельский корпус в северной части монастыря, в 1780 году построены западные «приворотные» кельи, в 1831 году переделан братский южный корпус, он стал двухэтажным. В 1813 году монастырь обнесли каменной оградой с башнями, в 1835 году построен кирпичный сарай и ледник в юго-восточном углу монастырской территории, кроме того при обители существовал колокольный завод.

http://sobory.ru/article/?object=48190

Прп. Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. Своими руками очистив место на берегу, осушив это место четырьмя прудами (два из них были завалены к середине XIX века) и колодцем, он при помощи новой братии, воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому в последствии пристроен другой - теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. . В 1830-х годах игумен Палладий попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен и рабочие в страхе бежали из храма. Вне монастыря были два дома в Ярославле , один в Любиме , гостиница, сзади два деревянных флигеля. По сведениям местных жителей в городе Любиме было Предтеченское подворье, где был храм св. Иоанна Предтечи. После революции в начале 1920-х годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. За годы советской власти была уничтожена монастырская ограда, некоторые башни сохранялись до 1980 годов (в Ярославском музее имеются фотографии 1988 года). Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 году. Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов. С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален. В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. В 1997 году ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии - собор Спасо-Преображенский 1647 г., церковь Алексея 1751 г., колокольня 1715 г.

http://drevo-info.ru/articles/4997.html

Храм во имя прп. Алексия, человека Божия. 1751 г. Фотография. 2002 г. Храм во имя прп. Алексия, человека Божия. 1751 г. Фотография. 2002 г. К 60-м гг. XVIII в. Г. м. владел в Костромском у. селами Павловка, Обнорское, Буяково, Никольское, Сухоруково и Фоминское с 39 деревнями, в к-рых проживали 1376 крестьян. Мон-рю принадлежали бортный Каргановский лес и 2 водяные мельницы на притоках р. Костромы - реках Обноре и Андоме (Андобе); вотчины Г. м. занимали значительную часть территории совр. Любимского р-на Ярославской обл. и Костромского р-на Костромской обл. В 1764 г. все владения у Г. м. были изъяты, мон-рь отнесен к 3-му классу. В 1777 г. Г. м. вместе с правобережьем р. Костромы вошел в состав Ярославского наместничества, в 1796 г.- Любимского у. Ярославской губ. В 1787 г. Г. м. отошел Ярославской епархии. В кон. XVIII-XIX в. в Г. м. возобновилось каменное строительство. В 1796 г. был возведен 2-этажный братский корпус, расширенный пристройкой 1810 г. В 1805 г. с запада к Преображенскому собору был пристроен теплый 5-главый храм с 2 приделами: правым - прп. Геннадия Костромского, левым - прп. Корнилия Комельского. В 1822 г. ярославским мастером Ф. Банщиковым были расписаны стены и своды собора. В 1843 г. с правой стороны к собору был пристроен каменный придел во имя прп. Сергия Радонежского. К 1810 г. была построена каменная ограда с 6 башнями и 2-арочными св. вратами. В 1831 г. по проекту ярославского архит. П. Я. Панькова была перестроена колокольня: вместо деревянного шатра надстроены 2 каменных яруса. 2 нижних яруса, возведенные в 1715 г., были украшены колоннами в стиле классицизма, 3-й ярус выделен крупными волютами, а 4-й - пилястрами. В результате этой реконструкции 40-метровая колокольня стала вертикальной доминантой ансамбля мон-ря. В 1849-1850 гг. у св. врат была построена деревянная гостиница. В кон. XIX в. при Г. м. была открыта школа грамоты. К нач. XX в. Г. м. владел более 65 дес. земли, подворьями в Ярославле и Любиме. Церковь во имя прп. Геннадия Костромского 1999 г. и колокольня 1715, 1831 гг. Фотография. 2005 г.

http://pravenc.ru/text/162044.html

Могилёвка. Успенский Могилёвский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1634. Адрес: Тверская область, Кувшиновский район, с. Могилевка Координаты: 57.081, 33.7891 Проезд:дорога Осташков-Торжок, село Могилевка находится вблизи границы Кувшиновского и Осташковского районов (первый населенный пункт в Кувшиновском районе, если ехать из Осташкова). Церковь - примерно в полукилометре от дороги и видна с нее Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1634 на р. Могилевке, впадающей в р. Цну была осн. Могилевская пустынь, построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1650 по приказу царя Алексея Михайловича в вотчину Могилевской пустыни переданы пустоши Селино (на к-рой осн. монастырь) и Раменье. В 1679 помещик князь М. Р. Гагарин дал мон-рю пять пустошей: Василевшину, Кренево, Мишново, Сопково, Фешково. В 60-70-х гг. 17 в. построены церкви по имя св. Троицы (1762) и во имя преподобных Зосимы и Савватия. В 1675-82 новоторжский помещик П. А. Нащекин построил на месте деревянной Успенской церкви каменную с тем же названием. В 17 в. в мон-ре был деревянный одноэтажный дом для богомольцев, скотный и конный дворы, 2 каменных овина с вымощенными байдаком гумнами и 3 деревянных сарая. К Ю. -З. от мон-ря находилась деревянная мукомольная мельница. В 1774 в мон. произошел пожар. К 1900 ансамбль У. М. м. включал: однопрестольную церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную церковь св. Троицы, каменную трехъярусную колокольню (построена в 1762-90), каменный двухэтажный корпус настоятельских келий (построен в 1887-88), 3 деревянных одноэтажных флигеля братских келий (построены после 1873), одноэтажную каменную трапезную, 2 деревянных амбара и погреб. Мон. был обнесен каменной четырехугольной оградой с небольшими каменными башнями по углам и каменными воротами с южной стороны. Могилевский Успенский монастырь, заштатный, общежительный, в 75 верстах от города Торжка, в 25 верстах от села Каменного, в верховьях реки Цны. Основан в 1634 году иеромонахом Иовом и сначала был мужским; в 1900 году обращен в женский. Здесь находится особо чтимая икона Успения Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02904

В 1880 г. настоятель Л. м. игум. Всеволод, ссылаясь на монастырские документы, утверждал, что акт воссоединения «совершился мирно, без всяких потрясений и неурядиц». В 1838 г. была составлена «опись имущества», согласно к-рой в монастыре имелись каменная ц. Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Св. Троицы, деревянная колокольня с 4 звонами, 11 келий и трапезная. В храме находилась почитаемая Ляданская икона Божией Матери «в серебряной ризе, с 2 позолоченными венцами, украшенными кораллами и чешским стеклом. Иконостас на 6 столпах, вверху вызолоченный». Уездное уч-ще для светской молодежи, основанное в 1809 г., размещалось в отдельном здании. К мон-рю была приписана кладбищенская деревянная ц. во имя св. Виктора (1820). В 1841 г. духовно-светское уч-ще при Л. м. было преобразовано в духовное уездное уч-ще с подчинением Синоду. В 1848 г. уч-ще было переведено в 3-этажный каменный корпус пинского Братского в честь Богоявления мужского монастыря ( Товаров. 1903. С. 117). Мон-рь владел деревнями Слободка и Грива со всеми угодьями, 2 фольварками. Обители полагался также ежегодный доход от имения Задевье в Вилейском у. В 1842 г. имения и капитал Л. м. перешли в казенное ведомство, а на его содержание выделялось 1840 р. в год. В монастырской собственности оставались 70 дес. пахотной земли, 80 дес. сенокосной, 124 дес. леса. При этом Л. м. с трудом выплачивал годичное жалованье училищному штату. В 1871 г. по ходатайству Минского и Бобруйского еп. Александра (Добрынина) для улучшения экономического состояния обители ей выделили рыбные ловли в Пинском у. и 2 мельницы в Мозырском у. Благовещенский собор. Интерьер. 1792 г. Фотография. 2013 г. Благовещенский собор. Интерьер. 1792 г. Фотография. 2013 г. Архим. Пий (Маевский), с 1838 г. возглавлявший Л. м., одновременно являлся смотрителем уездного уч-ща. После акта воссоединения по штату, утвержденному Синодом в 1839 г., третьеклассному мон-рю полагалось иметь 13 насельников: настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиаконов и 5 послушников. В 1844 г. в Л. м. проживали 8 насельников, в т. ч. настоятель и 2 иеромонаха. С 1847 г., после смерти архим. Пия, монастырем управляли иеромонахи Минского архиерейского дома Арсений (Короткевич) и Феодор (Соколовский). В 1849-1856 гг. настоятелем являлся архим. Иоасаф, бывш. инспектор Минской ДС. При нем в 1850 г. завершилось строительство каменного жилого корпуса.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАРАШОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Единецкой и Бричанской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, находится близ с. Кэлэрэшеука (Каларашовка) р-на Окница (Окницкого), Республика Молдова. Первоначально мужской. Точное время основания неизвестно. По легенде, некогда в пещере близ К. м. подвизался схимник, устроивший монашеский скит. Вероятно, в кон. XVI - нач. XVII в. здесь была построена 1-я деревянная церковь. В документах скит впервые упоминается с 1747 (1752?) г., когда Мария Кантакузина пожаловала монахам участок земли. Согласно грамоте господаря Молдавского княжества Григория Гики от 15 мая 1776 г., скит находился в вотчине Мишчень (Мичень). Первоначально Каларашовский скит вместе с вотчиной был подчинен муж. обители св. Саввы в г. Яссы, к-рый в свою очередь подчинялся мон-рю Гроба Господня в Иерусалиме. В скиту проживали насельники мон-ря св. Саввы, направленные для управления близлежащими монастырскими вотчинами. С 1776 г. скитом управлял игум. Самуил, богослужения совершались преимущественно молдаванами и русскими. В обители имелись Успенская ц., каменная трапезная, деревянные настоятельский корпус и братские кельи, крытые соломой. В 1780-1782 гг. по благословению патриарха Иерусалимского Авраамия на средства жителя г. Могилёва (ныне Могилёв-Подольский) Хаджи Марко Донича вместо деревянной были построены каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и колокольня, на к-рой поместили 5 колоколов. Впосл. патриарх пожаловал Доничу пожизненный титул администратора и благословил проживать в скиту в качестве управляющего Каларашовской вотчиной, с тем чтобы на получаемые от нее средства содержать братию. В 1809 г., после смерти Донича, из мон-ря св. Саввы в К. м. в качестве настоятеля был направлен иером. Лазарь. Он выплачивал мон-рю св. Саввы ежегодную подать в размере 100 леев. Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. По некоторым данным, до 1812 г. в адм. подчинении Каларашовскому скиту находился скит в честь Рождества Пресв. Богородицы с. Косоуцы (ныне Косэуць р-на Сорока). После русско-тур. войны 1806-1812 гг. и присоединения Бессарабии к России Каларашовский скит был включен в состав Молдавского Экзархата РПЦ, в 1813 г. преобразован в мон-рь Кишинёвской епархии, но экономически нек-рое время зависел от ясского мон-ря св. Саввы. В том же году большая часть имений К. м. была сдана в аренду, для содержания мон-ря и братии было оставлено 300 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

В связи с 1000-летним юбилеем Б. м. в 1891-1893 гг. в обители проводились археологические исследования, в ходе к-рых были открыты неск. древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 г. по проекту архитекторов Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана была устроена ц. Рождества Христова, алтарь и наос к-рой находились в пещере. На скале Св. явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона вмч. Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого. В Б. м. хранилась почитаемая копия чудотворной, явленной в 891 г., иконы вмч. Георгия Победоносца (с 1970 - в Украинском музее изобразительных искусств в Киеве). Обитель посещало множество паломников: 5-6 сент. 1820 г. здесь останавливался А. С. Пушкин , в июле 1825 г.- А. С. Грибоедов, в окт. 1825 г.- имп. Александр I, 10 сент. 1837 г.- имп. Николай I, 17 окт. 1898 г.- имп. св. Николай II и имп. св. Александра Феодоровна , участвовавшие в закладке нового собора в честь Вознесения Господня (построен не был). Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. К нач. XX в. помимо храмов на территории Б. м. находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М. П. Лазарева. Мон-рь имел подворье в Екатеринодаре, при храме вмч. Георгия Победоносца. Обитель владела 904 дес. земли, большая часть к-рой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тыс. р., 593 р. в год мон-рь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отд-нии Госбанка мон-рь имел капитал 22 615 р. В 1926 г. в Б. м. жили 12 насельников, последний известный настоятель игум. Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома 29 нояб. 1929 г. мон-рь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 г. (к 2002 в нем находится б-ка воинской части). На месте разрушенного в нач. 30-х гг. ХХ в. Георгиевского храма (сохранились фундамент и подвальная часть) были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания - санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывш. монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз 1 Военпорта и молочная ферма. В 1939-1941 гг. в корпусах Б. м. размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны - курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, неск. медсанбатов.

http://pravenc.ru/text/77412.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010