Адамовка. Скит Иоанна Шанхайского Успенской Святогорской Лавры. Церковь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 21 октября 2007 года наместником Святогорской Лавры епископом Святогорским Арсением в сослужении братии Святогорской Лавры в священном сане была совершена закладка нового храма в честь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Свершилось это историческое для села Адамовки и всего Святогорского края событие по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры. Верхний престол храма посвящён великому святителю Иоанну Шанхайскому, нижний престол - Небесному покровителю святого от купели Святого Крещения - Архистратигу Божию Михаилу - в честь памяти его чуда, бывшего в Хонех (Колоссах). Также было принято решение не только о возведении на этом достойном месте святого храма Божия, но и о последующем устройстве вокруг него одноимённого скита. В нём сейчас создаётся целый комплекс: братский корпус, трапезная и гостиница для паломников на 150 мест. Как всегда, епископ Святогорский лично участвовал в каждом новом строительном проекте обители, наместником которой он является. Спустя неделю, 29 октября владыка Арсений посещал село Адамовку, чтобы на запланированном для строительства месте принять участие в разметке фундамента будущего храма. Спустя несколько месяцев в селе радовались ещё одному важнейшему для всех местных жителей событию. 19 января 2008 года, в праздник Крещения Господня, в Адамовке совершилось первое за более чем 70-летнюю историю села великое освящение воды. Чин великого водоосвящения на месте строящегося храма возглавил епископ Святогорский Арсений в сослужении лаврского духовенства и присутствии местных жителей, которых в тот день на богослужение собралось около 60 человек. Богатым на события оказался для села Адамовки следующий год. 2 июля 2009 года, в день памяти святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, храм в его честь отпраздновал свой первый престольный праздник. По этому торжественному случаю в верхнем храме был отслужен водосвятный молебен с акафистом святителю Иоанну Шанхайскому, который возглавил наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры Преосвященнейший Арсений, епископ Святогорский в сослужении приезжего духовенства и братии Лавры. На аналой в тот день была положена икона святителя Иоанна с частицей его святых мощей, привезённая из Америки и подаренная Святогорской обители духовником Оптиной Пустыни схиигуменом Илием (Ноздриным). На престольный праздник собрались не только местные селяне, но и паломники из г. Славянска и близлежащих сёл. По окончании молебна был совершён крестный ход вокруг строящегося храма.

http://sobory.ru/article/?object=56716

Вахитовский район. Кремль. Спасо-Преображенский монастырь. комментарий от 12.01.2015 г. , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан " > Фото до 1858 года. С СД " Экскурсия по старой Казани " . Информацию по данной фотографии см. комментарий от 12.01.2015 г. Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. Начало строительства относится к 1557 г. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного, Братский корпус, Пещерка Спасо-Преображенского монастыря. Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595—1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору. Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596—1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования. В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

http://sobory.ru/article/?object=17091

Коломна. Ново-Голутвин Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь построен на территории бывшего Архиерейского дома, возникшего в XIVb. После упразднения Коломенской епархии в 1801г. Архиерейский дом со всеми постройками был передан монастырю. В 1680-х гг. резиденция была перестроена архиепископом Никитой. К этому времени относится Троицкая церковь, выполненная в стиле московского барокко, братский корпус (1682г.). Несколько ранее, в середине XVIIb. выстроена Покровская церковь. Большинство зданий было позднее перестроено. Наиболее значительная реконструкция ансамбля была выполнена в 1778г. архитектором М.Ф.Казаковым. Он построил существующую ограду с башнями. В 1825г. была сооружена трехъярусная колокольня - шедевр коломенского классицизма. Троицкая церковь. Построена в 1680-х гг. в стиле московского барокко. Кирпичный одноглавый бесстолпный храм на подклете перекрыт сомкнутым сводом. Интересна оригинальная композиция плана: гульбище, окружающее с трех сторон центральный объем, включено в основной четверик. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Завершения были утрачены. На фасадах оставались очертания срубленных сложных по рисунку наличников. Недавно была выполнена реставрация здания, вернувшая ему облик, близкий к первоначальному. Колокольня над Святыми воротами. Кирпичная трехъярусная колокольня была сооружена на северной стороне ограды монастыря в 1825г. Она является одним из лучших произведений классицизма в Коломне. Сейчас ворота не используются для входа на территорию, рядом в ограде сделаны другие ворота, которые видно на следующей фотографии. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь расположен на берегу Москвы-реки в центре древнего кремля г. Коломны. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией. Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 года, после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она принадлежала к 3-му классу епархий и имела 10 монастырей и 931 церковь.

http://sobory.ru/article/?object=01134

Куливцы. Успенский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Обитель расположена в с.Куливцы Заставновского района на расстоянии 50 км от Черновцов, на берегу реки Днестр, в 22 км от районного центра, в 7 км от автодорожной трассы. Монастырь основан на базе приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1789 году. Местное Предание говорит, что до строительства храма здесь находился маленький скит. Все время церковь была приходской. С 1961-1989 гг. храм был закрыт и осквернен. Только лишь в 1989 году силами верующих была возрождена, при которой основалась в 1991 году не большая иноческая Община. По благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви монастырь был торжественно открыт 30 апреля 1997 года. На территории монастыря к памятнику архитектуры Свято-Успенской церкви в 1992 году был пристроен придел святого пророка Илии; построены братский корпус с домовой церковью преподобного Иова, игумена Почаевского в 1995 году; двухэтажный корпус наместника с канцелярией и административными комнатами в 1998 году; гостиница для богомольцев (в прошлом сельский клуб, переданный в распоряжение монастыря в 1998 году); Свято-Преображенский храм, который строится с колокольней и часовней (закладка освящена в 1998 году); гаражи и хозпомещения. В храмах находятся несколько разных мощевиков со святыми мощами разных угодников Божиих. Престольные праздники: Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа; святого пророка Илии - 2 августа; Преображения Господня - 19 августа; преподобного Иова, игумена Почаевского -10 сентября, а также преподобного Кукши Нового - 29 сентября при церкви трапезной. К монастырю прикреплено 28 га пахотной земли для сельскохозяйственных работ. Планируется строительство нового гостиничного корпуса и экономии. Источник: Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1779 г. Относится к группе церквей бескупольного типа. Деревянная, на каменном фундаменте, укреплена каменными контрфорсами. безверхая, в основе — архаичная схема трех прямоугольных в плане, вытянутых по продольной оси срубов, из которых неф несколько шире остальных. Вход с юга. Высокая скатная с большим выносом крыша скрывает срезанные пирамидальные четырехгранные перекрытия срубов. Вынос кровли устроен на оригинальной формы кронштейнах. Интерьер отличается глубинным раскрытием пространства. Его главным художественным акцентом является живопись в

http://sobory.ru/article/?object=26602

Анхуа. Иоанно-Предтеченский скит. Скит св. Иоанна Крестителя в селе Анхуа /// Епархия неизвестна Скит. Действует.   Год основания:не позже 1905. Адрес: Абхазия, Гудаутский район, Анхуа село. Координаты: 43.1218, 40.824892 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Скит св. Иоанна Крестителя расположен в центра села Анхуа (Гудаутский район, Абхазия) в 7 км от Нового Афона. Во времена средневекового Абхазского царства с. Анхуа являлось частью древней столицы Абазгии — Анакопии. К скиту ведет проселочная дорога по каньону р. Мысра, построенная в нач. ХХ в. монахами Ново-Афонского монастыря. Для преодоления р. Мысра и ее притоков те же монахи на различных участках дороги выстроили четыре арочных моста из известняковых блоков ручной кладки. На двух из них вставлены каменные плиты с датой постройки этих мостов — 1908 г. В рукописном плане земельных владений Ново-Афонского монастыря (датируется кон. в.), на месте расположения сегодняшнего скита св. Иоанна Крестителя были обозначены следующие объекты: «Новый хутор», скотный двор с четырьмя постройками, большой сарай, жилой дом, виноградные плантации и пасека. Монахи Ново-Афонского монастыря начали строительство нового здания скита с храмом, трапезной и кельями в кон. в. Строительство было завершено в 1905 г., о чем свидетельствует памятный камень на северном фасаде здания. Скит представляет собой массивное двухэтажное здание, выстроенное в форме буквы Т с храмом в честь св. Иоанна Крестителя. Здание целиком выложено из обработанного белого известняка. Карнизы и купол храма, а также внутренние перегородки выложены из кирпича. Кровля была железной, сохранилась частично. Известняковый камень и глину для изготовления кирпичей добывали в самом с. Анхуа. Большой двухэтажный корпус, вытянутый с севера на юг, являлся жилым корпусом для монахов. Судя по сохранившимся дверным проемам, в этом корпусе размещалось 36 келий, в которых проживало порядка 50-70 человек. К братскому корпусу с западной стороны примыкает двухэтажное здание с узкими оконными проемами, где на каждом этаже размещались по 3 туалета и рукомойники. В цокольном этаже братского корпуса размещались два сообщающихся между собой больших помещения. В одном из них стояла специальная печь, с помощью которой централизованно отапливалось все помещение скита. Второе — служило складом для дров. Вся система воздушного отопления скита была разрушена в советское время.

http://sobory.ru/article/?object=51843

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Братский корпус в 1944 г. Разведчики укрылись в пещерах, и к ним стал приходить какой-то монах: случай в Псково-Печерском монастыре во время войны 5 мин., 10.05.2023 Эта история случилась в 1984 году в Псково-Печерском монастыре. Архимандрита Нафанаила попросили провести экскурсию по обители для работника Министерства связи Сергея Яковлевича Новикова и его супруги. Послушание экскурсовода архимандрит смиренно исполнял уже много лет, поэтому, как обычно, повел гостей сначала в ближние, а затем — в дальние пещеры. И вот гости монастыря пробираются по лабиринтам, в которых находится новое Братское кладбище. Тут Сергей Новиков останавливается, оглядывается и... начинает рассказывать. Оказывается он сам — фронтовик. В годы Великой Отечественной служил в разведке. Как-то вместе с отрядом разведчиков был послан в рейд по фашистской прифронтовой полосе. Уже возвращаясь, группа добралась до Печерского монастыря и несколько дней скрывалась там в пещерах. Хлеб и воду нашим воинам приносил какой-то монах. Себя не называл. Удивительно! Бывают же такие совпадения! Может быть, получится узнать, кто был тот монах? После экскурсии гостей пригласили на трапезу, угостили монастырским квасом. Достали фотографии военного времени. Рассматривая старые снимки, Сергей Яковлевич в какой-то момент оживился: «Вот же он!» На фотографии был тот самый инок, который кормил и поил его и его товарищей в пещерах! Благочинный монастыря игумен Тихон (Секретарев) и эконом иеромонах Филарет (Кольцов), бывшие рядом с Новиковым и его супругой за трапезой, переглянулись: на снимке был запечатлен старец иеросхимонах Симеон, ныне прославленный в лике святых. Он никогда никому не рассказывал о разведчиках в пещерах! Позже, уже в конце восьмидесятых, когда московский журналист Светлана Галаева готовила документы для реабилитации игумена Псково-Печерского монастыря Павла (Горшкова) (приговорен к 15 годам заключения за антисоветскую деятельность, скончался в сибирских лагерях, позже реабилитирован), она написала Сергею Новикову. Хотела узнать детали той фронтовой истории. Разведчик прислал ответ:

http://foma.ru/razvedchiki-ukrylis-v-pes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Благовещенская ц. киевского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2012 г. Благовещенская ц. киевского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2012 г. (Киевской епархии УПЦ), в микрорайоне Бортничи Дарницкого р-на Киева (Украина). Основан решением Свящ. Синода УПЦ от 10 нояб. 2005 г. На территории Бортничей обнаружены остатки поселений эпохи белогрудовской, днепро-донецкой, среднеднепровской и тшинецкой культур. Впервые эта местность упомянута в 1508 г. как «борная земля», к-рую ее собственник Салтан Албеев (Албиевич) продал киевскому во имя свт. Николая Чудотворца монастырю «за 400 копеек денег». За этой местностью закрепилось наименование «монастырской». Как село Бортничи впервые упоминаются в 1585 и 1598 гг. в связи с размежеванием территории между Никольским и Киево-Печерским монастырями. С кон. XVIII в. Бортничи перешли в казенное владение, с 1935 г. находились в пригородной зоне Киева, с 1988 г.- в составе Киева. Во 2-й пол. ХХ в. в Бортничах служил почитаемый киевлянами свящ. Леонид Соболев. После Великой Отечественной войны он восстановил здесь небольшой храм, разрушенный в 30-х гг. XX в., впосл. принял постриг с именем Серафим. В 1999-2000 гг. по инициативе схиархим. Макария (Болотова) в районе старого Бортнического кладбища на участке земли 0,15 га начали возводить новую церковь. Руководил строительством игум. Варлаам (Гергель), настоятель киевского храма во имя ап. Иоанна Богослова. 5 февр. 2000 г. в строящейся церкви была отслужена первая Божественная литургия. 8 нояб. 2006 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) освятил церковь во имя прмц. Параскевы. Перед храмом выкопан колодец, освященный во имя прмц. Параскевы, над к-рым возведена 16-метровая колокольня (2001). 10 нояб. 2005 г. Свящ. Синод УПЦ благословил открытие К. м., наместником был назначен архим. Варлаам (Гергель). В братии К. м. ок. 10 чел. Также при обители живут 14 насельниц, в т. ч. 2 схимонахини. В К. м. выстроен 2-этажный братский келейный корпус, 2-этажный корпус, 3-этажный корпус. С 2007 г. ведется строительство на новой территории обители, к-рая была отведена мон-рю. Впосл. основной монастырский комплекс планируется перенести на новое место, а на старом образовать жен. мон-рь во имя прмц. Параскевы. На месте сооружения центрального храма обители - Благовещенского собора - находится одноименная временная церковь (2008). В Параскевинском храме имеются чтимые иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница», «Благодатное Небо» и образ вмч. Пантелеимона. Особо почитается Тиносская икона Благовещения Пресв. Богородицы, подаренная митр. Тиносским Дорофеем (Элладская Православная Церковь). В К. м. хранится более 300 частиц мощей святых, в т. ч. Оптинских, Почаевских, Святогорских и Глинских старцев.

http://pravenc.ru/text/1684545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой) . В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные. В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры. Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым) . Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский) , Паисий (Яроцкий) , в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев) .

http://pravenc.ru/text/165289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нектарий Оптинский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Тихонов Николай Васильевич; 1853, г. Елец Орловской губ.- 12.05.1928, с. Холмищи Брянской губ. (ныне Калужской обл.)), прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев), иеросхимонах. Из семьи рабочего. Рано осиротел. С 11 лет работал в лавке купца, к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В 1873 г. старица Феоктиста благословила его пойти в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Николай Тихонов посетил скитоначальника старца прп. Илариона (Пономарёва) и прп. Амвросия (Гренкова) и 27 апр. 1873 г. остался в скиту послушником. Здесь он исполнял послушания садовника, пономаря и ризничего. Был духовным сыном скитоначальника прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) . Много читал и занимался самообразованием. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. 14 марта 1887 г. принял постриг с именем Нектарий. 19 янв. 1894 г. был рукоположен во диакона, 21 окт. 1898 г.- во иерея. 20 лет жил в полузатворе, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Имел благословение старцев на юродство. В 1912 г. оптинская братия избрала Н. старцем и братским духовником. Он принимал посетителей и оказывал им духовную помощь. Был известен своей прозорливостью. В апр. 1920 г. Н. принял схиму. После закрытия мон-ря он 1 апр. 1923 г. был арестован и заключен в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Через неск. дней его перевели в тюрьму в Козельске, затем из-за болезни глаз - в больницу. Был освобожден 17 апр. того же года. Н. было запрещено оставаться в Калужской губ., и он поселился в с. Холмищи в доме крестьянина А. Е. Денежкина. Здесь Н. продолжил принимать духовных чад. В 1927 г. здоровье его резко ухудшилось, и 12 мая 1928 г. он скончался. Согласно воле старца, его погребли на местном кладбище в неск. верстах от с. Холмищи. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей Н. Рака с мощами была помещена в зап. части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина). Основан в 1782 г. настоятелем Молченской Софрониевой пустыни учеником прп. Паисия Величковского прп. Феодосием (Масловым) при содействии кн. Г. А. Потёмкина . 23 мая 1782 г. указом Новороссийской губ. канцелярии Молченской пуст. было выделено 3245 дес. земли в Пропасной балке, близ крепости Кызыкермен (ныне г. Берислав), на берегу Днепра. Здесь игум. Феодосий создал подворье Софрониевой пуст.: были построены кельи, часовня, в 1783 г. освящен деревянный храм во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (небесного покровителя кн. Потёмкина). Вероятно, вскоре насельники устроили в скале над Днепром пещерный скит с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После посещения в 1787 г. обители имп. Екатериной II Екатеринославское наместническое правление передало пустыни 20 718 дес. земли на р. Ингулец. Указом Синода от 23 сент. 1792 г. подворье с именованием «Ново-Григорьевская Бизюкова пустынь» было приписано к Софрониевой пуст. После кончины архим. Феодосия в 1802 г. Екатеринославская епархия, не имевшая ни одного штатного мон-ря, ходатайствовала перед Святейшим Синодом о придании Новогригориевской пуст. статуса мон-ря. 4 дек. 1803 г. постановлением Синода в подворье были переведены насельники упраздненного Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря Смоленской епархии, новая обитель была отнесена ко 2-му классу. Б. м. управлялся архимандритами, с 1863 г.- Таврическими архиереями, в 1827-1832 гг. настоятелем мон-ря был свт. Иаков (Вечерков) . Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. В XIX в. в Б. м. были построены каменный собор во имя сщмч. Григория, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы (1822) и Вознесения Господня (1886-1893), домовая ц. во имя Трех святителей в архиерейской летней резиденции, колокольни, трехэтажный братский корпус на 76 келий, каменная ограда с башнями. С 1913 г. при мон-ре работали пастырско-миссионерские курсы, позднее преобразованные в ДС; летом 1917 г. в Б. м. прошел общероссийский миссионерский съезд. При обители существовали богадельня, странноприимный дом с бесплатным питанием и ночлегом, школа, больница с хирургическим отд-нием, винный и кирпичный заводы, гончарные мастерские, кузницы, мельницы, маслобойни, пристани, небольшая электростанция. Годовой бюджет Б. м. составлял от 500 до 800 тыс. р. В годы первой мировой войны кроме молитвенной и материальной помощи рус. армии мон-рь отправлял на фронт иеромонахов, обученных санитарному делу; в обители был оборудован лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 1800 насельников.

http://pravenc.ru/text/149175.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010