Они представляют своеобразную северную вариацию на тему, хорошо известную по памятникам Москвы и прилегающих к ней земель. Одновременно они сви­детельствуют о медленном, но неуклонном процессе оформления местных строительных артелей, которые скажут свое слово несколько позднее — в конце XVII — начале XVIII в., в период широкого камен­ного строительства, предпринятого архиепископом Афанасием Холмогорским. В том же 1661 г. были построены каменные Свя­тые ворота, по описи 1692 г., над Святыми воро­тами " три церкви каменные " — святого апостола Ан­дрея Первозванного, церковь святых мучеников Флора и Лавра и церковь Сергия Радонежского. В следующем, 1662 г. закончено строительство хозяй­ственных построек: мельницы и двух амбаров (также каменных), которые возводил старец Исайя. В это же время были укреплены берега острова, где стоял монастырь, обрубом. Таким образом, при­мерно к 1662 г. монастырь был отстроен почти весь заново в камне и монастырская артель каменщиков на время осталась без дела. В 1667 г. в Архангельском городе произошел сильный пожар, а уже зимой 1668 г. началось строительство каменных гостиных дворов. Острая нехватка каменщиков побудила двинского воеводу обратиться в монастырь с просьбой помочь, и десять каменщиков Сийского монастыря во главе с Ев­докимом Ларионовым в мае 1671 г. были направ­лены в Архангельск. Характерно, что сразу же после окончания строительства гостиных дворов в 1684 г. в монастыре завершается новая стройка. В 1685 г. Паисий возводит в монастыре братские кельи, на строительство которых расходуется 400р. Двухэтажный корпус находился между колокольней и надвратной церковью. Здание это не сохранилось, но о его облике можно судить по рисункам XVIII в. и фотографиям конца XIX в. По характеру обработки фасадов и объемно-пространственному решению оно чем-то напоми­нало трапезную Благовещенской церкви. На ру­беже XVII—XVIII вв. к западу от Троицкого собо­ра, на самой кромке, был возведен двухэтажный корпусбратские кельи. Однако в 1779 г. здание сильно пострадало во время пожара и верхний этаж пришлось разобрать. Остатки постройки в виде руин сохранились до наших дней. Только по старым рисункам можно судить и о таких несо­хранившихся каменных зданиях монастыря, как больничные кельи (при них находилась построй­ки 1730 г. — деревянная церковь Николая Чудо­творца) к востоку от Троицкого собора, хлебные амбары рядом с настоятельскими кельями. Ясински М.Э. Антониев-Сийский монастырь XV-XVIII вв./М.Э. Ясински, О.В. Овсянников//Ясински М.Э. Взгляд на Европейскую Арктику: Архангельский Север: проблемы и источники/М.Э. Ясински, О.В. Овсянников: В 2-х т. Т. 2. - СПб., 1998. С. 121-135.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Другие постройки и сооружения: 2. Восточный братский корпус с бывш. церковью Пантелеимона (1904-1905 гг.) 3. Южный братский корпус (1837-1838 гг.) 4. Ограда 5. Ворота ограды 6. Некрополь 7. Крест на месте захоронения останков, найденных при строительстве собора 8. Поклонный крест в память Александра Невского 9. Место монастырской колокольни (утрачена) 10. Место церкви Александра Невского (утрачена) 11. Здание районной больницы 12. Сквер Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы. За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Дорога на Анзер началась с пешего перехода через Большой Соловецкий остров к Долгой бухте, в которой стояли наши катера. Море было неспокойное, так что катер слегка качало, впрочем, довольно приятно, закроешь глаза – как будто в люльке тебя укачивают. Наконец, приплыли на остров. Наш маршрут пролегал через два знаменитых Анзерских скита – Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский. Всего предстояло пройти километров девять по лесной дороге. Лес на Анзере совершенно замечательный, абсолютно нетронутый, со старых елок свисает мох, идешь как в сказке, вся земля покрыта толстым слоем мха, можно спать прямо на нем – не надо никакой постели, настолько он мягкий и теплый. Очень много черники, у озер растет морошка и клюква. Наш экскурсовод Настя сказала, что на островах водятся разные мелкие звери, зайцы, белки, из хищников только лисы, одну из них мы видели по дороге. Свято-Троицкий скит Свято-Троицкий скит – первый скит на Анзере, основанный преподобным Елеазаром Анзерским. В лагерные годы в нем была одна из так называемых “командировок”, то есть временных мест пребывания заключенных в Соловецком лагере. В Троицкой командировке некоторое время находился священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский. На фотографии видно, что храм и братский корпус соединены в одно здание. Это довольно характерно для соловецких построек, так как здания строились так, чтобы зимой как можно меньше выходить на улицу, беречь тепло, кроме того, храм закрывает братский корпус от холодных ветров. После закрытия лагеря скит долгое время стоял пустой, здания без ремонта ветшали, и в 1996 году в скиту обвалилась колокольня. Сейчас скит пытаются восстанавливать, храм был заново освящен, но до сих пор в скиту никто не живет. В скиту мы немного перекусили, зашли в храм и отправились дальше, снова по лесной дороге. Дорога одна, та самая, по которой ходил преподобный Иов Анзерский, основатель Голгофо-Распятского скита, по ней же гнали заключенных, и кто знает, не лежат ли чьи-то кости вдоль дороги под мягким мхом?

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

45 Покровский корпус Русского монастыря с собором Покрова Пресвятой Богородицы. Фотография начала XX в. Весь город узнал об этом, ибо я не хотела скрывать дивного события. Многие просили меня принять приношение их для монастыря Русик, и я на днях имела счастие послать туда эти добровольные жертвы. Уповаю, что со временем Господь поможет мне послать туда и еще» 65 . Новый братский корпус с Покровским храмом (в длину почти всего тогдашнего монастыря), требующий больших затрат, возводился на пожертвования простых людей, и в основном на средства двух именитых вятских купцов Ф. Г. Чернова и И. И. Стахеева, которых отцу Иерониму удалось особо расположить к Русскому монастырю. Собор Покрова Пресвятой Богородицы был окончен и освящен 10 января в 1853 года. «Наша новость пустынная состоит в том, – пишет Святогорец, – что новый корпус наших братских келлий уже кончен и что 10 января торжественно совершилось освящение Покровского храма в этом корпусе, устроенного для русского богослужения... Внутренние и внешние части его – в удивительной между собою гармонии, и все в нем проявляет сколько, с одной стороны, аскетический характер и назначение, столько же, с другой – русский вкус и верный тип подобных зданий в нашем отечестве, под родственным небом православного Севера. Со своей стороны я не могу налюбоваться нашим русским корпусом, особенно в тихий вечер или глубокую ночь... Южный фронтон нашего корпуса теперь уже снаружи расписан: Богоматерь изображена на нем в молитвенном положении, на Ее Божественных руках, подъятых к небесам, распростерт священный омофор, символ покрова и защиты нашей. По сторонам Богоматери святой великомученик и целебник Пантелеймон и святой Митрофан Воронежский поддерживают и как бы расширяют Ее омофор, тайно образуя тем свое молитвенное участие и предстательство о Русике вместе с Богоматерию и покровительство и заботливость о его временном, а тем паче вечном благе. Сам храм Покрова господствует над всеми зданиями обители и как будто передает им из этих выспренних ликов благодатную защиту и кров. И это чувство, и это впечатление так сильны, что, любуясь с низменной площади на фронтон, невольно склоняешься под Божественный покров Богоматери, развевающей его и над обителию, и над главою всех и каждого из нас порознь. Между тем при таких утешительных впечатлениях и светлом влиянии на мысль и на сердце при взгляде на Богоматерь, святых Пантелеймона и Митрофана, окруженных ликом Херувимов, взгляд невольно останавливается на низменной арке, идущей вдоль всего нового корпуса по направлению к Митрофановскому храму и составляющей основную часть всего здания. Два средних яруса почти уже заняты братскими келлиями, а восточная часть верхнего – предназначена для помещения русских и других путешественников высшего разряда. Венец же корпуса – это четырехгранный тур, или башня, входящая в состав его с северной стороны и своим легким куполом под сению креста, кажется, готовая нестись за облака...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Никольской церкви. Фотография. Нач. XX в. Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Никольской церкви. Фотография. Нач. XX в. С 30-х гг. XIX в. начинается духовный и экономический расцвет В. м., связанный с увеличением числа паломников, приходивших к мощам прав. Симеона, а также с деятельностью архим. Афанасия (отказавшегося в 1827 от ректорства в семинарии из-за невозможности совмещать обе должности). В 1830 г. настоятель установил общую трапезу для насельников (ранее монахи готовили себе в кельях). С 1836 г. в мон-ре ежедневно служились 2 литургии. К сер. XIX в. обитель ежегодно посещали 70-80 тыс. чел., приезжавших для поклонения прав. Симеону со всех концов России. К 1825 г. было зафиксировано 44 исцеления от мощей святого, в 1825-1904 гг.- 170 чудотворений. Ежегодно 12 сент. устраивался крестный ход. Интерьер церкви в честь Преображения Господня. Фотография. Нач. XX в. Интерьер церкви в честь Преображения Господня. Фотография. Нач. XX в. В мон-ре началось широкомасштабное каменное строительство: в 1821-1834 гг. была возведена Преображенская ц. с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и арх. Михаила, в 30-х гг. отремонтирован Николаевский храм, в 1856 г. построена надвратная ц. во имя св. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1863 г. по прошению братии придел святых Симеона и Анны в Никольской ц. был переосвящен во имя прав. Симеона Верхотурского. В 1870 г. на братском кладбище поставили деревянную ц. во имя мч. Неофита, в память Пермского архиеп. Неофита (Соснина), похороненного в мон-ре. В 1865 г. построена гостиница, в 1889 г.- новый келейный корпус, в 1892-1894 гг.- каменная двухэтажная гостиница, в 1910-1914 гг.- деревянный барак для 500 чел. Церковь в честь Иконы Божией матери " Живоносный источник " на заимке Б. Актай. Фотография. Нач. XX в. Церковь в честь Иконы Божией матери " Живоносный источник " на заимке Б. Актай. Фотография. Нач. XX в. Мон-рю принадлежала заимка Б. Актай (в 8 км от обители), где в 1888 г. был построен деревянный дом для паломников, в 1902-1904 гг.- неск. зданий, в апр. 1894 г.- ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 22 верстах от мон-ря, на реке М. Актай, мон-рь владел др. заимкой, где были устроены кельи с домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/158212.html

Оп. 1. Д. 1. Л. 126 об.). Документы называют ее «город рубленый». В ней имелись элементы крепостного сооружения: «Да в том городе в стенах и по углам семь башен рубленые, а внутри по стене городовой от башни до башни переходы, в стенах и в башнях бойницы, а тот город и башни покрыты тесом с зубцами, да в тех башнях и под башнями оружие восемь пушек железных в станках» (Там же. Д. 150. Л. 57 об.). В 1782-1784 гг. ограда была перестроена мещанином г. Онеги Иваном Федоровым Вдовицыным и крестьянином с. Покровского Иваном Александровым Макаровым. В 1-й пол. XIX в. ограда имела 4-угольный план; по углам возвышались 4 башни, и одна была в центре восточной стены (Там же. Д. 1. Л. 92, 120; Оп. 5. Д. 2. Л. 9). В 1855 г. ограда сгорела, в 1871 г. полностью восстановлена на старом фундаменте и в старых формах: «Ограда деревянная крашеная… в ограде трои врата створные и три калитки… на башнях утверждены шпили с флюгерами…; длина всей ограды с башнями 250 сажен» (Там же. Оп. 9. Д. 154. Л. 7). К юго-западу от комплекса каменных сооружений сохранился небольшой участок ограды (1871) с 4-гранной башней. Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня. 1661 г. Фотография. 2013 г. Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня. 1661 г. Фотография. 2013 г. До сер. XVIII в. все кельи в К.-О. м. были деревянными, в т. ч. «соборная», куда «архимандрит с соборной братиею приходят на собор для монастырских дел», «шваленная», где «портные и чоботные швали живут», келья для псаломщиков и др. Сохранился 2-этажный настоятельский корпус (1871) с мезонином на валунном фундаменте, а также 2-этажный братский корпус (1903), возведенный на месте деревянного корпуса с частичным использованием старого материала. Начало каменного строительства в К.-О. м. относится ко времени настоятельства старца Исаии, к-рый в янв. 1657 г. был направлен патриархом Никоном на Кий-остров из Москвы. В 1658 г. приступили к строительству каменной Крестовоздвиженской ц. Приходо-расходная книга за сент. 1658 г.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

К кон. июля 1988 г. братия К.-П. л. состояла из 9 чел. Начались ремонтно-реставрационные работы в храмах и келейных корпусах, но из-за аварийного состояния переданных построек мн. насельники приходили в лавру только днем для несения послушания. 19 авг. впервые после открытия К.-П. л. в ходе литургии использовались просфоры, выпеченные в лавре (ранее просфоры привозили из киевских Покровского или Флоровского мон-рей). В галерее под Богородице-Рождественской ц. устроили временную колокольню, на которой разместили 5 колоколов. Первый перезвон прихожане услышали 19 авг., в праздник Преображения Господня. 28 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, состоялся 1-й чин панагии. 11 окт. 1988 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена наместником К.-П. л. был назначен архим. Ионафан (Елецких). 26 янв. 1989 г. прошло 1-е заседание Духовного Собора лавры. В его состав первоначально вошли 5 чел.: наместник, благочинный, казначей, келарь и уставщик. Успенский собор. Вид с востока. Восстановлен в 2000 г. Фотография. 2013 г. Успенский собор. Вид с востока. Восстановлен в 2000 г. Фотография. 2013 г. 23 апр. 1989 г. во Владимирском кафедральном соборе архим. Ионафан был хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого. В авг. того же года наместником назначен архим. Елевферий (Диденко). Первый постриг после возобновления обители был совершен с 27 на 28 окт. того же года; пострижениками стали иноки Антоний (Новицкий) и Дамиан (Давыдов), их духовником назначен игум. Исаия (Коровай). К кон. года число братии возросло до 40 чел. 3 дек. 1989 г. состоялось освящение ц. в честь Воздвижения Креста Господня на Ближних пещерах. 28 апр. 1990 г. Совет министров УССР принял постановление о передаче в ведение К.-П. л. неск. зданий на нижней территории и лабиринтов Ближних пещер. Были переданы Крестовоздвиженская ц., галерея и колокольня, дом смотрителя, братские кельи, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» над артезианским колодцем, кельи Гостиного двора (корпуса 63, 64), а также строения, не представляющие архитектурной ценности (совр. здание (корпус 70), хозяйственное помещение (корпус 64а) и др.). Большинство построек требовало капитального ремонта. К маю 1990 г. в К.-П. л. было 66 насельников, а в авг. того же года - 73 насельника.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой) . В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные. В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры. Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым) . Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский) , Паисий (Яроцкий) , в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев) .

http://pravenc.ru/text/165289.html

Захоронения при К. м. проводились со времени его создания. В 1772 г. кладбище К. м. стало одним из четырех офиц. правосл. кладбищ города. Указами имп. Екатерины II от 24 дек. 1771 г. и от 19 мая 1772 г. для кладбищ отводились места за городом и категорически запрещались захоронения у приходских храмов. Основная территория монастырского кладбища прилегала к К. м. и к дороге из Казани на Царёвококшайск. По др. сторону дороги располагалось слободское кладбище, находившееся в ведении городских органов самоуправления. На монастырском кладбище похоронены казанские губернаторы, чиновники, представители знатных дворянских и состоятельных купеческих семей, в т. ч. И. А. Толстой ( 1820; дед Л. Н. Толстого ), купец 1-й гильдии П. Г. Каменев (1740-1776), груз. кн. С. М. Баратаев (1745-1799), ученый-астроном и путешественник И. М. Симонов (1794-1855), ректор Казанского ун-та проф. Н. О. Ковалевский ( 1878), а также иноки и инокини казанских монастырей. Часто совершались заупокойные службы по похороненным на кладбищах К. м. и Кизической слободы, приносившие доход К. м. Материальное положение В 1691 г. строитель игум. Ипатий с братией обратился к царям Иоанну V и Петру I Алексеевичам с челобитной о наделении мон-ря землей, поясняя, что насельники мон-ря «питаются... трудом своим, а земли упрашивают у христиан, огороды пашут, а вотчины за ними нет нигде ни одного двора» ( Никанор (Каменский). 1893. С. 23). Во исполнение этой челобитной угодья были отмежеваны подьячим Кириллом Смирновым - «по Ногайской дороге за рекой Камой по реке Шантале в дикой степи оброчную землю Никиты Олферова сына Кудрявцова... и пустовая ясашная земля, которая с той землей смежно по Кулубердеевскому истоку». В июле 1692 г. вводная грамота на эти земли была выдана мон-рю боярином и воеводой П. А. Лопухиным (Там же. С. 21). Братский корпус Кизического мон-ря. XIX в., 2000-е гг. Фотография. 2011 г. Братский корпус Кизического мон-ря. XIX в., 2000-е гг. Фотография. 2011 г. В XVII в. К. м. располагал землями в Закамье, деревнями Осиновкой и Ставрасовой (позже Остолопово, ныне Речное Алексеевского р-на, Татарстан).

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Ермоген (Голубев) , освящена церковь во имя сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. На кладбище отдельно от монастырского комплекса находится деревянная церковь во имя вмч. Георгия Победоносца (сер. XVIII в.). В плане однонефная церковь перекрыта высокой 2-скатной кровлей с граненой апсидой с востока и барочным куполом над щипцом зап. фасада. Ее алтарный образ «Чудо св. Георгия о змие» (худож. Никодим Прочицкий, 1751) хранится в Музее древнебелорусской культуры Национальной АН Беларуси. Богослужения в Георгиевской ц. совершает по субботам братия Ж. м. XX - нач. XXI в. В 1901 г. Ж. м. вошел в состав учрежденной в 1899 г. Гродненской и Брестской епархии. В нач. ХХ в. в Ж. м. подвизался сщмч. Александр (Петровский ; впосл. архиепископ Харьковский), в 1913-1914 гг. на покое пребывал бывш. еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв) . В 1896-1906 гг. смотрителем Жировичского ДУ был П. Ф. Полянский (впосл. сщмч. Петр , митр. Крутицкий). Выпускник уч-ща сщмч. диак. Иосиф Сченснович в 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово. В связи с приближением русско-герм. фронта в 1915 г. Ж. м. и его святыни были эвакуированы в глубь России, а Жировицкая икона была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в Ж. м. насельник иером. Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период нем. оккупации 1915-1918 гг. здания мон-ря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. мон-рей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах. Братский корпус. 1953 - 1956 гг. Фотография. 2008 г. Братский корпус. 1953 - 1956 гг. Фотография. 2008 г. После заключения советско-польского Рижского мирного договора с марта 1921 г. Ж. м. находился в составе Польши. Реквизированные польскими властями нек-рые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе. Указом Патриарха и Свящ. Синода от 28 сент. 1921 г. правосл. Церкви в Польше предоставлялась широкая автономия.

http://pravenc.ru/text/182311.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010