Внутри боковые стены были расписаны ростовыми изображениями вост. и рус. пустынножителей, подбором изображений занимался прп. Макарий. В 1902 г. на колокольню были подняты новые колокола, отлитые на заводе П. И. Оловянишникова и сыновей в Ярославле (вес самого большого - 120 пудов). В домике слева от колокольни проживали скитоначальники, а в «хибарке» справа - старцы и духовники обители, в т. ч. преподобные Амвросий, Иосиф и Нектарий. В 1858 г. было возведено новое здание братской трапезной с кухней, кладовой и 2 кельями для поваров, в 1860 г.- отдельный корпус с мезонином для скитской библиотеки. В 1866 г. на южной стороне И. П. с. был освящен корпус, выстроенный для мон. Климента (Зедергольма ; впоследствии иеромонах) на средства А. П. Толстого по плану, составленному прп. Амвросием. Келья прп. Антония (Путилова) в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни) Келья прп. Антония (Путилова) в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни) В кон. XIX в. почитатель прп. Амвросия купец М. И. Иванов собирался выстроить в И. П. с. каменное помещение для ризницы и б-ки. Было решено сделать каменную пристройку к ц. св. Иоанна Предтечи, однако прп. Амвросий, явившийся во сне прп. Иосифу, повелел оставить это намерение. Не разрешила строительство и епархиальная строительная комиссия. Через нек-рое время благотворитель решил увеличить сумму пожертвования для возведения каменной ц. во имя св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского (Рыльского). Участок для храма был определен на месте корпуса с соборной кельей, братия скита составила план. В 1901 г. на строительство было получено благословение прот. прав. Иоанна Кронштадтского , св. покровителем к-рого был прп. Иоанн Рильский. В том же году состоялась закладка, а 26 окт. 1902 г.- освящение церкви, к-рое совершил Калужский еп. Вениамин (Муратовский) . В честь торжества в храм были допущены женщины. Церковь исполнена в псевдорус. стиле, в подвальном помещении устроен придел в честь Собора арх.

http://pravenc.ru/text/577926.html

ежегодного дохода. Дополнительно купец выделил 2 тыс. р. на текущие расходы. Первыми управляющими М. У. м. стали священник Троицкого храма г. Пудожа Иоанн Георгиевский и казначей Александрова Ошевенского мужского монастыря иером. Феодосий. Во 2-й пол. XIX в. в М. У. м. появляются каменные строения. К 1866 г., еще до офиц. открытия обители, на средства Малокрошечного была достроена каменная одноглавая Успенская ц. с 2 отапливаемыми приделами («в трапезе») - Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, а также с колокольней (на старинном позвонном колоколе имелась надпись: «Лета от мироздания 7016 колокол сей слит при Государе благоверном князе Василии Ивановиче и при преосвященном архиепископе Серапионе повелением игумена Ефрема святому Ивану в дом, а мастер Микита Васильев»). В 1891 г. возвели каменную 5-главую ц. во имя Всех святых. В 1896 г. в каменном братском корпусе был освящен домовый храм во имя свт. Николая Чудотворца. В роще на братском кладбище «как памятник глубокой древности» сохранялась ц. Воскрешения Лазаря в часовне-«футляре» (1887). К нач. ХХ в. в М. У. м. располагались 2 двухэтажных деревянных дома для братии, каменный корпус с трапезной и настоятельскими покоями (на 2-м этаже), кухней и просфорней (на 1-м этаже), каменная кладовая с погребом, вне ограды - гостиница для богомольцев, скотный двор с работной избой, мельница, хозяйственные постройки (НАРК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 82/11. Л. 62 об.- 63; Ф. 127. Оп. 1. Д. 1/16). Колокольня и ц. Воскрешения прав. Лазаря на месте часовни «футляра». Фотография. 2016 г. Колокольня и ц. Воскрешения прав. Лазаря на месте часовни «футляра». Фотография. 2016 г. Братия возрожденной обители стремилась вернуть земельную собственность ( Кожевникова. 2009. С. 148-149). По решению Олонецкой палаты уголовного и гражданского суда местным крестьянам, переселившимся на земли мон-ря после его упразднения, достались положенные законом 15 десятинных пропорций на человека (5484 дес. 1700 кв. саж.); в пользу монахов отошло 229 дес.; остальные земли остались в единоличном владении казны.

http://pravenc.ru/text/2564384.html

С 1972 г. ведущим архитектором являлась Л. А. Белова. Под ее руководством велась реставрация Успенского собора, в 1975 г. и 1983-1985 гг. проводились археологические раскопки близ фасадов собора. В 70-х гг. близ монастыря предполагалось строительство нового комплекса Детского городка. Благодаря протесту архит. Беловой эти работы были прекращены, здание детского дома построено в Волоколамске. Сельская школа находилась в новом братском корпусе до 1989 г., когда была переведена в новое здание в с. Теряеве. В 1981-1989 гг. мон-рь являлся филиалом Московского областного краеведческого музея как историко-архитектурный музей-заповедник. В этот период часть икон из иконостаса Успенского собора вывезли на реставрацию в обл. музей. 1989-2011 гг. Первая после возрождения мон-ря Божественная литургия в ц. прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 12 июня 1989 г. Первая после возрождения мон-ря Божественная литургия в ц. прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 12 июня 1989 г. 15 мая 1989 г. И. В. м. был возвращен РПЦ. Решение было принято Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в ответ на обращение народного депутата митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) , назначенного наместником возрождавшейся обители. 12 июля 1989 г. состоялись малое освящение надвратной ц. во имя апостолов Петра и Павла и 1-я литургия, 22 июля - освящение стен и зданий мон-ря. Первоначально богослужения совершались в надвратной церкви, затем - в ц. во имя прп. Иосифа Волоцкого в подклете Успенского собора. Мон-рь получил статус ставропигиального, и его священноархимандритом стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По инициативе митр. Питирима в И. В. м. велись реставрационные работы. Были отремонтированы новый братский корпус с трапезной, старый братский, певч. и казначейский корпуса, Воскресенская (Мироносицкая) башня. Противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы проводятся в Успенском соборе. В 2001 г. в ходе археологических исследований удалось раскрыть фундамент Успенского собора, сооруженного в 1484-1485 гг.

http://pravenc.ru/text/673721.html

85 Покровский корпус Русского монастыря. Фотография 1999 г. 11-го числа, после Божественной Литургии, по обычаю, отец Макарий пошел взять благословение у игумена и, застав его спящим, собрался было идти назад, но оказался между двух предводителей замешательства, которые, пригласив его на архондарик, начали порицать действия отца Илариона, что он не обратил внимания на многократные убеждения братства сменить отца Нафанаила с послушания грамматика, не упустили из виду намекнуть, что отец Иларион имеет пристрастие к нему. И хотя отец Нафанаил вел свое дело хорошо и по своему скромному характеру не передавал ничего ни от греков русским, ни от русских грекам, но ввиду греческих угроз 15 января был снят со своего послушания, а его место занял уже упоминаемый нами отец Евгений. Однако мир в обители не водворился. Греки потребовали, чтобы отец Иларион перешел на греческую половину и, когда он отказался уважить их просьбу, потребовали от него монастырскую печать. 17 января без ведома игумена прекратили поминать на ектениях в храме имена отцов Иеронима, Макария и Илариона. Когда игумен, призвав к себе, запретил служащего иеромонаха, тот ответил раздражительно: «Знайте об архимандрите Макарии: чтобы ему быть игуменом, мы и слушать не хотим», однако после смирился. Наконец, греки предъявили новое требование: поставить своих заведующих на арсану, пшеничный склад, архондарик и на карейский конак. Им и в этом не было отказано со стороны русских, только замечено было, что их поступки не братские, что русские сами просили их прежде назначить своих на эти послушания, но получили от них отказ за неимением людей. 86 Греческии оратскии корпус и южная монастырская порта Отец Иероним в собрании греков объявил им решительно, что поступки их превосходят всякое приличие и благопристойность и неприличны монашескому званию и что русская братия, выведенная из терпения, просит игумена принять решительные меры: «Судиться мы не желаем, а желаем примириться с тем условием, что мы прощаем их поступки и предаем забвению и чтобы по-прежнему были старцами-распорядителями: первый – геронда отец Герасим, второй – духовник отец Иероним, третии отец Макарий, четвертый – отец Иларион». «Охи, охи, охи!» – закричали греки, то есть: «Нет, нет, нет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Шаргород. Николаевский Шаргородский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Украина, Винницкая область, Шаргородский район, г.Шаргород, Свято-Николаевская улица Координаты: 48.736343, 28.082795 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, начало XVIII — XIX вв. До 1715 г. монастырь, разрушенный турками, стоял в руинах, позже восстановлен. В 1797 г. в монастыре была открыта семинария, а позднее духовное училище, которое просуществовало до 90-х годов XIX в. Николаевский монастырь представляет собой памятник разновременных сооружений и состоит из Николаевского собора, привратного корпуса с колокольней, братского корпуса с Михайловской церковью, угловой башни и хозяйственного корпуса. Николаевский собор, 1829 г. Архит. Феофан. В стиле классицизма, кирпичный, крестовый в плане, однокупольный, четырехстолпный, с прямоугольными симметричными пристройками к южной ветви креста. Южный (главный) фасад акцентирован дорическим четырех колонным портиком со спаренными колоннами, увенчанным треугольным фронтоном. В интерьере сохранилась настенная роспись. Собор с восточной стороны соединен двухэтажным зданием келий с братским корпусом. Привратныи корпус с колокольней, конец XVIII в.— начало XIX в. Кирпичное, одноэтажное, прямоугольное в плане сооружение с арочным проездом, над которым размещена надвратная двухъярусная с шатровым завершением колокольня. Сооружение оштукатурено. Перекрытия балочные. Братский корпус с Михайловской церковью, XVIII в. Во время перестройки 1833 г. церковь получила новую главу. Кирпичное, прямоугольное в плане сооружение вытянуто с севера на юг, двухэтажное со встроенной церковью. Церковь крестовая в плане, однокупольная, с четырехколонным портиком, увенчанным фронтоном, на западном фасаде. В братском корпусе размещалось духовное училище, в котором учился М. М. Коцюбинский и С. В. Руданский (мемориальные доски и бюсты писателей установлены на восточном фасаде). Планировка коридорная с односторонним расположением помещений. Перекрытия — цилиндрические своды с распалубками. В настоящее время в здании музыкальная школа.

http://sobory.ru/article/?object=26560

Куливцы. Успенский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1789. Ссылки:   Адрес: Украина, Черновицкая область, Застановский район, село Куливцы, улица Монастырская, д. 1. Координаты: 48.633963, 25.8301 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Обитель расположена в с.Куливцы Заставновского района на расстоянии 50 км от Черновцов, на берегу реки Днестр, в 22 км от районного центра, в 7 км от автодорожной трассы. Монастырь основан на базе приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1789 году. Местное Предание говорит, что до строительства храма здесь находился маленький скит. Все время церковь была приходской. С 1961-1989 гг. храм был закрыт и осквернен. Только лишь в 1989 году силами верующих была возрождена, при которой основалась в 1991 году не большая иноческая Община. По благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви монастырь был торжественно открыт 30 апреля 1997 года. На территории монастыря к памятнику архитектуры Свято-Успенской церкви в 1992 году был пристроен придел святого пророка Илии; построены братский корпус с домовой церковью преподобного Иова, игумена Почаевского в 1995 году; двухэтажный корпус наместника с канцелярией и административными комнатами в 1998 году; гостиница для богомольцев (в прошлом сельский клуб, переданный в распоряжение монастыря в 1998 году); Свято-Преображенский храм, который строится с колокольней и часовней (закладка освящена в 1998 году); гаражи и хозпомещения. В храмах находятся несколько разных мощевиков со святыми мощами разных угодников Божиих. Престольные праздники: Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа; святого пророка Илии - 2 августа; Преображения Господня - 19 августа; преподобного Иова, игумена Почаевского -10 сентября, а также преподобного Кукши Нового - 29 сентября при церкви трапезной. К монастырю прикреплено 28 га пахотной земли для сельскохозяйственных работ.

http://sobory.ru/article/?object=26602

Доброе. Покровский Добрый монастырь. Колокольня. /// Объект утрачен Колокольня.  Утрачена.   Год постройки:Между 1817 и 1826. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тульская область, Суворовский район, село Доброе Координаты: 54.183189, 36.323651 Проезд:Из г. Суворов до села Доброе Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Колокольня построена на особом месте, в 1826 году; мастер ее неизвестен; она выше церкви, в четыре яруса с куполом и шпилем. Здание четырехгранное; вышина оной от подошвы до вершины со шпилем 25 сажен; глава на шпиле железная; крест деревянный, обитый железом, оба золочены чрез огонь. На ней 7 колоколов, из коих в самом большом весу 105 пудов... ...При таком изобилии, как церковных, так и монастырских имуществ, достойные настоятели монастыря старались и о постройке зданий каменных вместо деревянных. Так, Архимандрит Макарий в 1709 и 1710 годах построил на Св. воротах церковь каменную во имя Св. Мучеников Флора и Лавра. Вероятно, по случаю ярмарки, бывшей при сем монастыре с незапамятных времен в этот день (18 августа), и в 1722 и 1724 годах архимандрит Павел, устроил в трапезе Покровской церкви придел во имя Св. Апостола Андрея Первозванного и колокольню; потом построен каменный двухэтажный корпус для Настоятельских келий, а с ним в связи конный двор; в западном же углу монастырского двора каменный одноэтажный корпус о 6-ти кельях для братии, и вокруг всего монастыря каменная же ограда... В 1816 году, января 28 дня, в самую полночь, каменная колокольня завалилась и раздавила находящуюся под нею теплую придельную церковь Св. Апостола Андрея Первозванного, с ризничной палаткой и братской трапезой. В это время из церковной утвари, хранившейся в ризничной палатке, весьма многие дорогие вещи повреждены, а некоторые и совсем завалены мусором, так что и при разбирании кирпича не найдены вовсе. Сие разрушение колокольни заставило архимандрита Гавриила помышлять об устроении новой каменной теплой церкви с колокольней, на особом от Соборной Покровской церкви месте, каковую он, в 1817 году, с благословения Преосвященного Антония, епископа Калужского, и заложил во имя Вознесения Господня, употребив на постройку оных собранные от доброхотных дателей 3000 руб. и взятых вперед 4250 рублей за отданную в четырехлетнее содержание монастырскую мельницу, в том самом месте, где существовала на Св. воротах церковь Св. мучеников Фрола и Лавра, за ветхостью, с Указного дозволения, разобранная; а колокольню основал при Соборной Покровской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=41228

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нектарий Оптинский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Тихонов Николай Васильевич; 1853, г. Елец Орловской губ.- 12.05.1928, с. Холмищи Брянской губ. (ныне Калужской обл.)), прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев), иеросхимонах. Из семьи рабочего. Рано осиротел. С 11 лет работал в лавке купца, к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В 1873 г. старица Феоктиста благословила его пойти в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Николай Тихонов посетил скитоначальника старца прп. Илариона (Пономарёва) и прп. Амвросия (Гренкова) и 27 апр. 1873 г. остался в скиту послушником. Здесь он исполнял послушания садовника, пономаря и ризничего. Был духовным сыном скитоначальника прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) . Много читал и занимался самообразованием. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. 14 марта 1887 г. принял постриг с именем Нектарий. 19 янв. 1894 г. был рукоположен во диакона, 21 окт. 1898 г.- во иерея. 20 лет жил в полузатворе, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Имел благословение старцев на юродство. В 1912 г. оптинская братия избрала Н. старцем и братским духовником. Он принимал посетителей и оказывал им духовную помощь. Был известен своей прозорливостью. В апр. 1920 г. Н. принял схиму. После закрытия мон-ря он 1 апр. 1923 г. был арестован и заключен в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Через неск. дней его перевели в тюрьму в Козельске, затем из-за болезни глаз - в больницу. Был освобожден 17 апр. того же года. Н. было запрещено оставаться в Калужской губ., и он поселился в с. Холмищи в доме крестьянина А. Е. Денежкина. Здесь Н. продолжил принимать духовных чад. В 1927 г. здоровье его резко ухудшилось, и 12 мая 1928 г. он скончался. Согласно воле старца, его погребли на местном кладбище в неск. верстах от с. Холмищи. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей Н. Рака с мощами была помещена в зап. части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

23 авг. 1671 г. царь Алексей Михайлович особой грамотой на имя галичского воеводы С. М. Нестерова в монастырских вотчинах с «крестьянских и бобыльских дворов с трех сот сорока осьми дворов за даточного конного на 179 г.] год по полтине да ратным людям на жалованье по две гривне с двора править не велел». Этой грамотой была отмечена «служба» игум. Никиты, «что он, игумен, про приход воровских казаков Илюшки с товарищи к воеводам ведомость чинил и к воровству ни к какому не пристали, и того ради их радения теми деньгами великий государь их жаловал на церковное строение в свое царское богомолие в дом чудотворцу Макарию» ( Херсонский. 1890. Вып. 1. С. 1-2). Каменное строительство Собор Св. Троицы. 1664–1670 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Собор Св. Троицы. 1664–1670 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Макариевская церковь. 1670–1674 гг. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. К 1613 г. на территории обители находились деревянные шатровые церкви во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского (летняя) и Св. Троицы с приделом святых Флора и Лавра (зимняя); шатровая «осьмистенная» колокольня с 7 колоколами. В писцовой книге 1628 г. упоминаются также надвратная Никольская ц. и трапезная при Троицкой ц. Мощи прп. Макария пребывали под спудом в Макариевской ц. ( Белоруков. 2000. С. 178-179). Во 2-й пол. XVII в. благодаря покровительству династии Романовых в М. У. м. начали строить каменные здания. В 1664-1670 гг. возвели летний 5-главый 3-апсидный собор Св. Троицы. В 1670-1674 гг. над местом погребения прп. Макария поставили зимнюю 5-главую Макариевскую ц. В 1677-1680 гг. построили трапезную палату с одноглавой Благовещенской ц. и высокую шатровую колокольню, в 1682-1685 гг.- одноглавую надвратную Никольскую ц. Причем главы Троицкой и Макариевской церквей были покрыты зеленой муравленой черепицей. В 1687 г. был выстроен 2-этажный братский корпус. Главная святыня, гробница прп. Макария в Макариевской ц., по описанию 1701 г. выглядела так: «За правым столбом гробница пр. о. Макария оболочена камкою цветною ветха, круг гробницы решетка медная, на гробнице образ пр. о. Макария писан разными красками, на чудотворце венец гладкой серебряной вызолочен, в венце 3 камени, на полях и в средине оклад серебряный басемны вызолочен, у привеси у чудотворца 9 крестов, копейка золотая да серебряная, 2 жиковины сребряные вызолочены с подписью, на гробе чудотворца покров тафта зелена, опушка рудожелтая, крест кружево сребряное с золотом, подложен киндяком лазоревым» (Мат-лы для истории Костромской епархии. 1900. С. 137). Медная решетка, окружавшая гробницу, была отлита на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем. Обретение мощей прп. Макария

http://pravenc.ru/text/2561272.html

Беслан. Успенский монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2000. Адрес: Россия, Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, Беслан г., ул. Привокзальная, 53 Координаты: 43.194929, 44.543913 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Изначальная монашеская братия состояла из осетин, проходивших духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года. Первым местопребыванием обители стал приходской дом и храм святой великомученицы Варвары, которые по согласованию были переданы в апреле 2000 года открывающемуся монастырю настоятелем Свято-Варваринской церкви иереем Сергием Мальцевым. Первый монашеский постриг здесь последовал в 2001 году. Затем владыка Ставропольский Гедеон (Докукин) благословил создать монастырь в горах в Куртатинском ущелье, в селе Хидикус. Здесь в 2003 году Православной Церкви возвратили полуразрушенный храм XIX века во имя Жен мироносиц. Менее чем за год монахи восстановили Мироносицкую церковь (открыта 15 февраля 2004 года и построили братский корпус. Новый монастырь строился в пяти километрах от часовни, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Моздокская икона Божией Матери. Когда обитель в новом месте была обустроена, монастырь переехал в горы, а в Беслане осталось его подворье. В монастыре по древним образцам был возведен новый Иверский храм. Монастырь стал самой высокогорной (ок. 2000 м над уровнем моря) и самой южной православной обителью России. Сам монастырь расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье, в Фиагдонском сельском поселении Алагирского района Северной Осетии. Источник:  Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=31377

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010