Далее на запад последовательно расположены: настоятельский корпус (50-е гг. XVIII в.), 3-этажный братский корпус (20-е гг. XIX в.), корпус школы (1895). Все эти постройки внутри соединены и фактически являются одним зданием. Часовня и звонница Кизического мон-ря. 2007 г. Фотография. 2011 г. Часовня и звонница Кизического мон-ря. 2007 г. Фотография. 2011 г. Ист.: Елисеев Г. З. Краткое ист. сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиезерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. М., 1849; Никанор (Каменский), еп. Вотчины и угодья Кизического мон-ря: (С прилож. неизданных актов). Каз., 1893; Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г.//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1902. Т. 18. Вып. 1/3. С. 1-80, I-XVI (отд. паг.). Лит.: Заринский П. Е., прот. Очерки древней Казани. Каз., 1877; Малов Е. А. Ист. описание церквей г. Казани. Каз., 1885; Богословский Г. К. Справочная книга для Казанской епархии. Каз., 1900. Т. 2: Казань, мон-ри, местночтимые и чудотворные иконы и крестные ходы Казанской епархии. С. 530-532; Пинегин М. Н. Казань в ее прошлом и настоящем. Каз., 1890; Загоскин Н. П. Казанский край в смутное время: (Ист. очерки). Каз., 1891; он же. Спутник по Казани. Каз., 1895. С. 247-249; Никанор (Каменский), еп. Кизический Казанский мон-рь: Ист. очерк его 200-летнего существования. Каз., 1891 (то же// Никанор (Каменский), еп. Казанский сб. статей. Каз., 1909. С. 135-243); он же. Кладбище Кизического мон-ря: История его и описание. Каз., 1892; Агафонов Н. Я. Казань и казанцы. Каз., 1906. Ч. 1. С. 93, 107; Справочная книга Казанской епархии. Каз., 1909; Дульский П. М. Памятники казанской старины. Каз., 1914; он же. Зилант и Кизицы. Каз., 1917; Айдаров С. С. Архитектурное наследие Казани. Каз., 1978; Казань в памятниках истории и культуры/Ред.: С. С. Айдаров и др. Каз., 1982; Белякова Е. В. Адриан//ПЭ. Т. 1. С. 312-313; Липаков Е. В. Архиеп. Никанор (Каменский)//Семинарский вестник/КазДС. 2001. 4. С. 8-10; он же.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Толши. Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Толшевского монастыря Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенским монастырь стал называться по названию главного храма, посвященного Преображению Господня. Первоначально церковь была деревянной и, простояв до середины XVIII века, была разобрана. На ее месте в 1752-1759 годах выстроили новую каменную церковь, которая впоследствии не раз перестраивалась. В 1842 г. в монастыре был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, в 1852-1865 гг. - двухэтажный братский корпус с церковью Успения Божией Матери и двухэтажный гостиный дом. Наиболее целостную объемно-пространственную композицию монастырь имел в середине XIX века. Это был своеобразный ансамбль периода классицизма с периметральным расположением братских корпусов, трапезного корпуса, часовни св. Тихона, высокой надвратной колокольни и двухэтажного настоятельского корпуса. В центре двора размещалась соборная церковь. В 1885 г. к храмовой части Преображенской церкви пристроили трапезную с помещениями для ризницы и библиотеки. В 1894 г. по проекту воронежского губернского архитектора В. Шебалина была перестроена церковь Преображения Господня. Монастырь был закрыт и разорен в начале 1920-х годов. Строения, находившиеся на его территории, передали Воронежскому государственному заповеднику. Келейные корпуса заняли под жилье. В храме в разное время размещались библиотека, мастерские, магазин, кинотеатр, в последние годы — клуб. 14 июня 1994 года, после более чем шестидесятилетнего запустения, началось возрождение Толшевского Спасо-Преображенского монастыря, который стал женским. Большие работы проведены по ремонту и реставрации храма (к 1994 году отсутствовал даже купол), своды заново расписаны. В храме и в монастыре оборудовано отопление, в жилой корпус подведен водопровод. В монастырском храме ежедневно совершаются богослужения. В память почившей и похороненной на территории монастыря монастырской братии установлена надгробная плита (до революции 1917 года монастырь был мужским). По материалам: ; Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09486

С 1993 г. усилиями общины храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери г. Брянска во главе с игум. Никитой (Заиграйкиным; ныне архимандрит) велась работа по расчистке территории и сохранившихся построек - Игуменского дома и трапезной. На средства благотворителей игум. Никита приступил к благоустройству источника свт. Николая Чудотворца; в 1994 г. над источником возведена каменная сень, увенчанная куполом и крестом. 1994-2018 Сестринский корпус с храмом. 1856 г. Фотография. 2015 г. Фото: geocaching.su Сестринский корпус с храмом. 1856 г. Фотография. 2015 г. Фото: geocaching.su В кон. 1994 г. архиеп. Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев) принял решение о возрождении О. Н. м. как жен. мон-ря. В дек. 1994 г. в брянской ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери просфорница Мария Васильевна Шагарова была пострижена в мантию с наречением имени Мариам. Архиеп. Мелхиседек вручил ей настоятельский крест и благословил приступить к возрождению О. Н. м. 2 марта 1995 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мон-рь официально стал действующим женским. В сохранившемся здании бывш. братского корпуса была восстановлена Трехсвятительская ц., устроены ризница, трапезная и кельи. Вновь открытой обители вернули ряд икон, находившихся в монастыре до закрытия, в т. ч. образ Христа Спасителя из Николаевского собора, сохраненный местными жителями, в 1996 г.- один из списков чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», написанных в 40-х гг. XIX в. В 2002 г. началось строительство деревянной ц. в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», к-рая освящена 4 июня 2004 г. еп. Брянским Феофилактом (Моисеевым). Первая литургия была совершена на престольный праздник - 11 июня 2004 г., в этот день из Карачева к О. Н. м. отправился крестный ход. Для нового храма брянскими иконописцами, проживающими в Оптиной пуст., была написана точная копия иконы Божией Матери «Споручница грешных», к-рую в ночь на 18 сент. 2004 г. доставили в обитель. Возведен новый 3-этажный сестринский корпус на 40 келий. В 2012 г. началось восстановление Николаевского собора на старом фундаменте.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Свято-Пантелеимонов мон-рь. Литография. XIX в. Свято-Пантелеимонов мон-рь. Литография. XIX в. Попечением о. Иеронима был полностью выплачен монастырский долг в 800 тыс. пиастров (100 тыс. р.), восстановлены существовавшие монастырские постройки, возобновлены и снабжены всей необходимой церковной утварью храмы и параклисы, завершено строительство и отделка мн. сооружений, расписан и снабжен иконостасом Пантелеимоновский собор, построены новые соборные храмы во имя свт. Митрофана Воронежского и Покрова Пресв. Богородицы, придельный Покровскому Александро-Невский храм, Покровский братский корпус, корпуса вост. части мон-ря и ряд параклисов в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, расширена и расписана трапезная. Начали действовать типография, литографическая мастерская, иконописная школа, позднее - фотомастерская. В Ст. Русике был построен большой братский корпус с 3 параклисами, заложен новый собор во имя вмч. Пантелеимона. Были восстановлены все хозяйственные постройки на земельных владениях Пантелеимонова мон-ря: метохи Хрумица (Крумица), каламарийский (близ Салоник, ныне Каламария - городской район), сикийский (на п-ове Сики, ныне Ситония), касандрийский (на п-ове Касандра). Полностью возобновлены принадлежавшие мон-рю келлии с их параклисами и сооружены новые, в т. ч. и на Крумице (всего 19 келлий). За годы жизни о. Иеронима Русский мон-рь построил и восстановил ок. 60 принадлежавших ему храмов. Библиотека Свято-Пантелеимонова мон-ря. Фотография. 1983 г. Библиотека Свято-Пантелеимонова мон-ря. Фотография. 1983 г. Было отреставрировано здание б-ки, к-рая пополнилась новыми приобретениями. Трудами библиотекарей о. Азарии (Попцова) и в особенности о. Матфея (Ольшанского) (названного в некрологе А. А. Дмитриевского «русским самородком на Св. Горе Афон») монастырская б-ка во 2-й пол. XIX - нач. XX в. превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на А. Особенности складывания рукописной и старопечатной коллекции определялись в первую очередь кругом интересов о.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Н. м. обращен в униатский ок. 1698 г., когда он был захвачен вооруженным отрядом польск. войск по приказу униат. митр. Киевского и Галицкого Льва Любича-Заленского. Согласно преданию, по приказу митр. Льва «монахов насильственно обрили на римский лад». По др. версии, Н. м. принял под свою протекцию униат. еп. Холмский Александр-Августин Лодзято в ходе судебного разбирательства в Коронном трибунале в Люблине, где Догель-Цырины выдали себя за владельцев духовных имений мон-ря. Церковь Успения Пресв. Богородицы (1653). На заднем плане — братский корпус с церковью вмч. Георгия (2003). Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь Успения Пресв. Богородицы (1653). На заднем плане — братский корпус с церковью вмч. Георгия (2003). Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1703 г. Юрий Догель-Цырина присвоил предназначавшиеся монастырю часть с. Низкиничи и денежные выплаты. Опасаясь судебных претензий со стороны монахов, он незаконно хранил у себя ряд документов, фиксировавших монастырские владения. В 1722 г. в ходе конфликта с Н. м. нового владельца с. Низкиничи Франциска Догель-Цырины по его приказу был избит и вскоре умер от полученных травм настоятель мон-ря Иоанн Визанский. Возвратить исторические документы удалось в 1735 г., когда под угрозой нападения крымских татар помещик спрятал свое имущество и фамильный архив в подземельях монастырской церкви и поручил их сохранение слуге М. Калинскому, который обнаружил документы Н. м. и передал их викарию обители Николаю Олесницкому, однако оба они были вскоре убиты. В 1741 г. Н. м. возглавил Иероним Оземкевич, к-рый обнаружил архив и составил его инвентарь. 9 февр. 1744 г. папа Римский Бенедикт XIV издал буллу, в к-рой признал права мон-ря на фундуши, переданные ему в XVII в. (ГА Волынской обл. Ф. 382. Оп. 1. Д. 13. Л. 3). После этого братия в рамках неск. судебных процессов смогла добиться выплат причитавшихся денежных средств от представителей рода Догель-Цырина, фактически доведя их до полного разорения. Напр., на основании декрета Люблинского коронного трибунала от 24 дек. 1763 г. монахи в 1766 г. предъявили иск к Казимиру Цырине об уплате 1000 злотых с вложений Н. Г. Киселя и др. задолженностей (ЦГИАК. Ф. 2079. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-1а). В 1766 г. владельцем с. Низкиничи стал староста Звягеля (ныне Новоград-Волынский) Ф. Чацкий, к-рый выплатил Н. м. не только причитавшиеся денежные средства, но и остававшийся долг предыдущих владельцев в размере 20 тыс. злотых, прибавив собственный вклад в 5 тыс. злотых (ГА Волынской обл. Ф. 382. Оп. 1. Д. 13. Л. 4).

http://pravenc.ru/text/2565242.html

В 1898 г. справа от св. ворот на месте старого одноэтажного был построен 2-этажный каменный настоятельский корпус, на 2-м этаже которого располагались покои настоятеля - епископа Киренского, на 1-м - кельи братии. В сев. углу монастырской территории близко друг к другу были выстроены др. братский корпус, школа, б-ка, баня и хозяйственные здания. От св. ворот к собору была проложена широкая аллея, вымощенная каменными плитами. Такие же аллеи соединяли настоятельский и братский корпуса со школой и собор с Успенской ц. Напротив настоятельского корпуса был устроен фонтан в виде креста. В 1910 г. в И. м. были проведены водопровод и канализация. Вода из Ангары поступала во все корпуса мон-ря и в гостиницы. В ограде И. м. находились роскошные усыпальницы иркутских благотворителей Базановых, Бутиных и Трапезниковых; в мон-ре также похоронены архим. Вонифатий (Березин), префект Иркутской ДС архим. Иннокентий (Суханов), архим. Павел (Некрасов), игум. Гавриил (Копырин), строитель старец Исаия, коллежский советник Гирязин и др. 1917-2011 гг. Вид на главный иконостас Вознесенского собора. Фотография. Нач. ХХ в. Вид на главный иконостас Вознесенского собора. Фотография. Нач. ХХ в. После 1917 г. начались гонения на братию. По воспоминаниям насельника И. м. игум. Евгения (Краснопёрова; ок. 1964), «во время революции» в монастырском храме расстреляли 30 монахов ( Берхина. 2007. С. 299). В дек. 1918 г. в И. м. состоялось отпевание архиеп. Иркутского Иоанна (Смирнова), в котором принимал участие и настоятель обители еп. Киренский Борис (Шипулин) . В марте 1920 - янв. 1921 г. власти вывезли из И. м. часть утвари, не употреблявшейся при богослужении, в т. ч. архиерейский жезл, 17 лампад и водосвятную чашу (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 2. Д. 37. Л. 65, 69). 24 янв. 1921 г. в И. м. в присутствии еп. Бориса (Шипулина) отряд красноармейцев и сотрудников ОГПУ осуществил кощунственное вскрытие мощей свт. Иннокентия, к-рые вскоре были вывезены в Москву. В том же году из храмов и обителей Иркутской епархии началось масштабное насильственное изъятие церковных ценностей. 23 марта 1922 г. губ. комиссия по изъятию церковных ценностей вывезла из мон-ря 220 «предметов» из золота и серебра, в т. ч. раку свт. Иннокентия, богослужебные сосуды, оклады, подсвечники. Вскоре И. м. был закрыт, но по договору Иркутского уездного исполкома с «Подгородно-Жилкинской общиной верующих» в окт. 1923-1925 г. в храмах И. м. совершались богослужения. По нек-рым сведениям, в 1924 г. архиерейская ризница мон-ря была реквизирована в пользу обновленческого «архиепископа» Василия Виноградова, возглавлявшего неканоническое Иркутское епархиальное управление.

http://pravenc.ru/text/674061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Благовещенская ц. киевского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2012 г. Благовещенская ц. киевского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2012 г. (Киевской епархии УПЦ), в микрорайоне Бортничи Дарницкого р-на Киева (Украина). Основан решением Свящ. Синода УПЦ от 10 нояб. 2005 г. На территории Бортничей обнаружены остатки поселений эпохи белогрудовской, днепро-донецкой, среднеднепровской и тшинецкой культур. Впервые эта местность упомянута в 1508 г. как «борная земля», к-рую ее собственник Салтан Албеев (Албиевич) продал киевскому во имя свт. Николая Чудотворца монастырю «за 400 копеек денег». За этой местностью закрепилось наименование «монастырской». Как село Бортничи впервые упоминаются в 1585 и 1598 гг. в связи с размежеванием территории между Никольским и Киево-Печерским монастырями. С кон. XVIII в. Бортничи перешли в казенное владение, с 1935 г. находились в пригородной зоне Киева, с 1988 г.- в составе Киева. Во 2-й пол. ХХ в. в Бортничах служил почитаемый киевлянами свящ. Леонид Соболев. После Великой Отечественной войны он восстановил здесь небольшой храм, разрушенный в 30-х гг. XX в., впосл. принял постриг с именем Серафим. В 1999-2000 гг. по инициативе схиархим. Макария (Болотова) в районе старого Бортнического кладбища на участке земли 0,15 га начали возводить новую церковь. Руководил строительством игум. Варлаам (Гергель), настоятель киевского храма во имя ап. Иоанна Богослова. 5 февр. 2000 г. в строящейся церкви была отслужена первая Божественная литургия. 8 нояб. 2006 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) освятил церковь во имя прмц. Параскевы. Перед храмом выкопан колодец, освященный во имя прмц. Параскевы, над к-рым возведена 16-метровая колокольня (2001). 10 нояб. 2005 г. Свящ. Синод УПЦ благословил открытие К. м., наместником был назначен архим. Варлаам (Гергель). В братии К. м. ок. 10 чел. Также при обители живут 14 насельниц, в т. ч. 2 схимонахини. В К. м. выстроен 2-этажный братский келейный корпус, 2-этажный корпус, 3-этажный корпус. С 2007 г. ведется строительство на новой территории обители, к-рая была отведена мон-рю. Впосл. основной монастырский комплекс планируется перенести на новое место, а на старом образовать жен. мон-рь во имя прмц. Параскевы. На месте сооружения центрального храма обители - Благовещенского собора - находится одноименная временная церковь (2008). В Параскевинском храме имеются чтимые иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница», «Благодатное Небо» и образ вмч. Пантелеимона. Особо почитается Тиносская икона Благовещения Пресв. Богородицы, подаренная митр. Тиносским Дорофеем (Элладская Православная Церковь). В К. м. хранится более 300 частиц мощей святых, в т. ч. Оптинских, Почаевских, Святогорских и Глинских старцев.

http://pravenc.ru/text/1684545.html

Братский корпус. Фотография. 2008 г. Братский корпус. Фотография. 2008 г. В 1990 г. архиеп. Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский) обратился к Волгоградскому обл. совету народных депутатов с просьбой о возвращении обители РПЦ. 17 июля 1991 г. Волгоградский совет народных депутатов рассмотрел заявление архиеп. Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) о передаче епархии зданий бывш. мон-рей, в т. ч. было принято решение о возвращении Церкви строений К. м. Решением Синода от 18 июля 1991 г. К. м. был возрожден как мужской. Указом архиеп. Германа от 5 авг. 1991 г. наместником назначен иером. Савва (Кудинов; † 2009). Постановлением администрации Ольховского р-на от 18 апр. 1994 г. земли были окончательно закреплены в собственности обители. Постановлением администрации Волгоградской обл. от 14 дек. 1994 г. мон-рю были возвращены все постройки. 27 авг. 1996 г. наместником назначен иером. Елисей (Фомкин ; со 2 апр. 1997 благочинный мон-рей Волгоградской епархии, с 6 окт. 2011 настоятель, с 31 марта 2012 г. епископ Урюпинский). Братию помимо настоятеля составляют иеромонах, монах, инок и послушник. К. м. неоднократно посещал правящий архиерей митр. Герман. В 1991 г. в старом монастырском корпусе была устроена домовая Троицкая ц. К 1994 г. для богослужений была приспособлена Скорбященская ц., игуменский дом был разобран. В 1999-2001 гг. Скорбященскую ц. отремонтировали и утеплили. Восстановлены келейный корпус, трапезная (с 2004 архиерейские покои, келья настоятеля, гостиные комнаты и архондарик), братские кельи, ограда и др. постройки. Очищены и приведены в порядок 4 св. источника, в т. ч. радоновый Свято-Троицкий, «серебряный» и сероводородный. В пещерах оборудована надвратная часовня (2002). В глубине верхнего яруса располагается подземная часовня. С 2002 г. в К. м. введена система водоснабжения, с 2004 г. строится гостиница, в 2006 г. проведен ремонт электроснабжения, с 2009 г. осуществляется газификация. Выполнены предпроектные разработки по воссозданию Троицкого собора с сохранением общего планового решения и отдельных элементов декора, а также ведется строительство шатровой колокольни. Уцелевшие части надгробий с могил монахинь Афанасии и Серафимы Персидской были перенесены в нояб. 2004 г. и установлены рядом друг с другом. В К. м. хранятся чтимые иконы XVIII в. «Всех скорбящих Радость» и Христа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/1470095.html

Церковь прп. Макария Желтоводского. 1809 г. Архит. И. Матвеев. Фотография. 2013 г. Церковь прп. Макария Желтоводского. 1809 г. Архит. И. Матвеев. Фотография. 2013 г. Среди др. строений мон-ря к сер. XIX в. были возведены 4-этажный настоятельский корпус с домовой ц. прп. Антония Великого, 3-этажный корпус братских келий и еще один келейный корпус, расположенный вдоль южной стены и соединявший Архангельскую ц. с ц. прп. Григория Пельшемского. По свидетельству П. И. Пискарёва, в мон-ре находилось множество ветхих строений, к-рые не использовались ( Пискарёв. 1846. С. 40). Интерьер Троицкого собора Интерьер Троицкого собора После возобновления обители в 1882 г. были отремонтированы жилые корпуса, приведены в порядок и переосвящены церкви, укреплен речной берег. Однако проблема восстановления Троицкого собора, который с 1859 г. стоял без кровли, долгое время не была решена. К нач. XX в. собор был признан выдающимся памятником рус. архитектуры, требующим не просто ремонта, но реставрации в рамках научных возможностей того времени. Проект восстановления храма был разработан в 1907 г. А. К. Ивановым и Д. В. Милеевым и осуществлен в 1910-1911 гг. под надзором архит. А. Н. Полтанова. Архитекторами было принято решение не возобновлять собор в первоначальных формах XVII в., а восстановить облик на нач. XIX в. (с 4-скатной кровлей и папертью). Подпружные арки, паруса и часть сводов храма были сложены заново и укреплены стальными балками, купол был завершен главой на металлическом каркасе, изготовленном на Сормовском заводе. В 1912-1913 гг. поврежденные фрески были отреставрированы иконописной мастерской братьев М. Н. и Н. Н. Сафоновых, живопись в районе сводов частично была написана заново. А. А. Климкова Библиотека, реликвии, погребения В 1677-1678 гг. настоятель М. Ж. м. архим. Тихон Макариевский ( после 1706) составил обширный исторический труд - т. н. Латухинскую Степенную книгу, известную в 2 редакциях: Краткой и Пространной. Обилие источников (Воскресенская и Типографская летописи, «Книга глаголемая Новый летописец», Летописный свод (1652), Синопсис (1678) и др.), к-рые использовал архим. Тихон, свидетельствует об обширном книжном собрании мон-ря (см. подробнее: Латухинская Степенная книга: 1676 г./Подгот.: Н. Покровский, А. Сиренов. М., 2012; СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 31-42).

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Киприана. С 1842 г. с зап. стороны к храму была пристроена трапезная, а к ней в 1845 г.- тесовая (с 1910 кирпичная) паперть. К нач. ХХ в. в результате пристроек первоначально небольшой храм Преполовения увеличился в размерах в 3 раза. Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г. Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г. В 1734-1737 гг. мон-рь обнесли каменной оградой, в 1734-1735 гг. к северу от собора был построен каменный настоятельский корпус, в 1736-1737 гг. вдоль вост. стены - 2-этажный братский корпус, одноэтажный корпус с жилой кельей, 3 погребами и 2 поварнями (в этом корпусе в нач. XIX в. размещалось ДУ), неск. хозяйственных зданий. В 1896-1897 гг. во Введенском храме было устроено помещение для миссионерской школы и хоры для певчих, в теплом переходе между Введенским и Архангельским храмами разместились 5 братских келий. C 1737 г. в корпусах В. м. существовала семинария, в 1786 г. переведенная в Вологду. Насельники По писцовой книге 1626 г., в В. м. помимо архимандрита, келаря и казначея жили 125 чел., в 1668 г. числились 62 старца, 24 больничных старца и 206 вкладчиков-бельцов. В 1764 г. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату, в обители жили архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, «просвиряк», ключник, чашник, подьячий, 16 «служителей» для архимандрита и «прочих в монастыре потребных служб», а также 30 заштатных «больничных» монахов, 4 «больничных» иеромонаха. К 1863 г. в мон-ре вместе с насельниками приписных обителей числились 25 чел., из них 15 монашествующих и 10 послушников, к нач. XX в.- 19 чел. О настоятелях В. м. до нач. XVI в., кроме прп. Киприана, ничего неизвестно. В XVI-XIX вв. во главе обители стояли архимандриты (за исключением периода с 1 нояб. 1786 по 13 окт. 1799, когда мон-рем управлял последний епископ упраздненной Великоустюжской епархии). При архим. Иове I (1536-1551, 1554-1567) царь Иоанн IV Грозный 17 мая 1550 г. дал мон-рю несудимую грамоту: «А кому будет чего искати на самом архимандрите, то его судит епископ Пермский и Вологодский Киприан, а старцев архангельских судит меж их архимандрит сам».

http://pravenc.ru/text/150145.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010