Воспрянь, брат, позаботься мысленно о своей душе! Служи Господу со страхом и полным смиренномудрием! Пусть не будет так, что сегодня ты кроток, а завтра яр и зол, недолгое молчание – и снова роптание на своего игумена и его службу. Не будь лжив под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Ведь все то, что ты совершаешь в келье, незначительно: даже если Псалтирь читаешь или двенадцать псалмов – это не может сравниться с единым соборным «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат: когда верховный апостол Петр, который сам – церковь Бога был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитва ли церкви избавила его от руки Ведь и Давид молится, говоря: «Одного просил я у Господа и только того взыскую, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, и созерцать красоту Господню, и посещать святой храм И сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «И где, – говорил, // л. 15 об. – двое или трое собраны во имя мое, там и я посреди Если же соберется такой собор, где будет более ста, веруй, что тут Бог наш. От того же Божественного огня приготовляется их обед, единой крупице которого я предпочел бы все сущее предо мною. Свидетель же мне Господь, что не вкусил бы я никакой пищи, кроме четверти хлеба и гороха, приготовленного на святую братию. Ты же, брат, не делай так, чтобы сегодня хвалить сидящих за трапезой, а завтра роптать на повара и служащего брата, – этим старейшему зло творя, окажешься нечистоты вкушающим, как об этом в Патерике Когда ты ешь или пьешь, возблагодари Бога, ибо видел старец, как различалась одна и та же еда: хулящие ее ели нечистоты, а хвалящие – мед, и не брани так как ропщущий погибель себе творит: «Едите ли, пьете ли – все во славу Божию Терпи же, брат, и досаждение, ибо претерпевший до конца – а такой и без труда будет спасен. Если же случится тебе быть оскорбленным, и некто, придя, расскажет, что такой-то зло порицал тебя, ответь сказавшему тебе: «Хотя он и укорял меня, но он мне брат, видно, достоин я того; не сам же он делает так, но дьявол подстрекнул его на это, чтобы посеять вражду между нами. И Господь пусть проклянет лукавого, а брата помилует!» И ты говоришь, что //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вошел я в сад мой, сестра моя, невеста, собрал 84 смирну мою с ароматами моими, ел хлеб мой с медом моим, пил вино мое и 85 молоко мое. Ешьте, ближние, и пейте и упивайтесь, братия! 86 Песн. 5 :2. Я сплю, а сердце мое бодрствует. Голос брата моего! он стучится 87 в двери (говоря): «отвори мне, сестра моя, ближняя моя, голубица моя, совершенная моя! ибо голова моя смочена росою и кудри 88 мои ночною влогою». Песн. 5 :3. Я сняла с себя одежду мою. Как же мне надевать ее? Я умыла ноги мои. Как мне грязнить их? 89 Песн. 5 :4. Брат мой протянул руку свою чрез отверстие 90 , и внутренность моя взволновалась от него. Песн. 5 :5. Я встала, чтобы отворить брату моему: с рук моих капала смирна, с пальцев моих падала смирна на ручки запора 91 . Песн. 5 :6. Отворила я брату моему, (а) брат мой ушел 92 . Душа моя вышла, когда он говорил 93 . Искала его, но не нашла его, звала его, но он не слышал меня. Песн. 5 :7. Встретили меня сторожа, обходящие город 94 , били меня, изранили меня, сняли с меня покрывало сторожа стен. Песн. 5 :8. Заклинаю вас, дщери Иерусалима, силами и крепостями полевыми 95 : «если найдете брата моего, скажите ему, что я уязвлена любовию». Песн. 5 :9. Чем лучше брат твой (других) братьев 96 , прекрасная из женщин? Чем брат твой лучше (других) братьев, что ты так заклинаешь нас?» Песн. 5 :10. Брат мой бел и румян, отличен 97 из десятков тысяч (братьев). Песн. 5 :11. Голова его — чистое золото 98 , волоса его — кудрявы 99 , черны, как ворон. Песн. 5 :12. Глаза его — как голубки у полных вод, вымытые в молоке, сидящия у полных (вод) 100 . Песн. 5 :13. Щеки его — как сосуды ароматные, испускающие блоговоние, уста его — лилии, источающия чистую смирну. Песн. 5 :14. Руки его — чеканные 101 золотыя, усыпанные фарсисом 102 , чрево его — диск 103 из слоновой кости на камне сапфировом. Песн. 5 :15. Голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях. Вид 104 его как Ливан, прекрасень он — как кедры. Песн. 5 :16. Уста его — сладость 105 и весь он — желание 106 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Встал старец и последовал за ним. Когда же (волк) приблизился к одному городу, он убежал и оставил его близ одного монастыря. Был там один человек, о котором шла слава, что это великий отшельник. Он же был болен, ожидая своего часа. Брат посмотрел и увидел множество светильников и лампад, которые были приготовлены (для него), и весь город плакал, говоря: „Боже, он дает нам хлеб и воду, весь наш город спасается благодаря ему. Если с ним что-либо случится, мы умрем тоже!“ Час же смерти приблизился, и брат увидел посланца адского (букв., «жителя Тартара преисподней») с огненным трезубцем в руке и услышал глас, говорящий: „Как эта душа не дала покоя Мне (ни) на один час, не дай ей никакого покоя, извлекая ее из тела“. Он опустил трезубец огненный в его сердце, около часа терзая его, и вынул душу. После этого брат вошел в город и нашел одного странника, лежащего больным, причем никто из людей не смотрел за ним. Брат сидел при нем один день. Во время, когда тот умирал, брат увидел Михаила и Гавриила, пришедших, чтобы взять его душу. Один сел справа от него, а другой – слева. Они уговаривали душу, чтобы она вышла из тела, она же не хотела выйти. Сказал Михаил Гавриилу: „Возьми эту душу и пойдем. Сказал Гавриил ему: „Бог сказал: «Не мучьте ее, чтобы взять насильно». Я не могу взять ее силой». Воззвал Михаил, говоря: „Боже, что Ты желаешь сделать этой душе, ибо она не. хочет выходить? « Глас же был к нему: „Вот я пошлю Давида с кифарой и всех певцов Иерусалима, чтобы она услышала их сладкое пение и вышла». И тотчас сошли они все, окружили ее и запели душе. Она вышла, села на руку Михаила и была вознесена в радости». 240 . Говорили об одном старце, что он вошел в город, чтобы продать корзины. Он сел случайно в преддверии дома одного богача, который умирал. Сидя (там), старец взглянул и увидел черных коней и тех, которые сидели на них, причем они были черны и устрашающи, и огненные жезлы были в руке каждого. Они достигли преддверия дома, оставили коней возле дома и вошли спешно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить САВВА ТВЕРСКОЙ, ИГУМЕН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные ктиторы Тверского Саввина монастыря: Савва Вишерский, Савва и Варсонофий Тверские Савва Тверской (+ ок. 1467 ), игумен , преподобный . Младший брат преподобного Варсонофия Память 2 марта и в Соборе Тверских святых После пяти лет управления Саввиным Сретенским монастырем преподобный Варсонофий удалился в пустыню, передав игуменство своему брату, преподобному Савве, и повелел ему принять священный сан, ибо был " чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати " . О духовной строгости преподобного Саввы свидетельствует преподобный Иосиф Волоцкий : " Мы видели блаженного Савву, который настоятельствовал в Саввином монастыре, в Тверской стороне, более 50 лет. Он так заботился о своей пастве, что всегда стоял в церковных дверях с жезлом в руке. Если кто-либо из братии не приходил к началу служения в церковь, или выходил прежде отпуста, или во время пения разговаривал, или переходил с своего места на другое, то преподобный Савва никак не молчал о том, а запрещал, так что не опускал без внимания и малых проступков... Когда нужно, бывал он строг, а когда надобность была, бывал и милостив " . Во время страшной эпидемии в те годы в обители преставились все священники. Преподобный Савва посещал, исповедовал, причащал больных и сам погребал умерших. По словам преподобного Иосифа, " когда блаженный Савва посещал больного и сподоблял исповеди, а в это время приходил брат и говорил, что такой-то умирает и требует исповеди, то блаженный отвечал: иди, брат, скажи умирающему, чтобы не умирал, а подождал моего посещения, и как только брат передавал это умирающему, тому становилось легче; когда же приходил блаженный Савва и удостаивал Святых Христовых Тайн, тогда брат умирал. И это было не с одним или двумя, а со многими " . Скончался игумен Савва около 1467 года

http://drevo-info.ru/articles/13680067.h...

За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез.28:18 ). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и его стремление охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез.28:16–17 ). Затем, показывая, куда был брошен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: в преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис.14:11 ), а немного далее добавляет: и теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис.14:15 ). Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет. Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. И я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом? Старец: Знай, брат Иоанн, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала свидетельства Божественного Писания, из которых видно, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву. Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили плод от запретного древа! Старец: Знай, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева, тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости – это пренебрежение послушанием 19 . Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

И тотчас она, встав, переменила одежды и пошла вслед за ней. Из этого видения понял Иоанн, что умерла жена его и вместе с матерью Симеона поселилась в месте праведных, и сильно возрадовался. С этого времени оба стали беспечальны и пробыли в пустыне, живя вместе, претерпевая всякое злострадание, 29 лет, мужественно борясь с невидимыми врагами и, по Божией благодати, побеждая их и прогоняя. А особенно Симеон в столь великое пришел бесстрастие, что тело его стало, как будто бесчувственное дерево, не ощущающее никакого сильного желания, так как все члены его были умерщвлены. Однажды Симеон сказал Иоанну: — Нет больше нам, брат, нужды оставаться в пустыне, но, послушай меня, пойдем, послужим спасению других: здесь мы только себе помогаем, а награды за помощь другим не имеем. Не Апостол ли говорит: «никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого, еще: угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись» (1 Кор.10:24, 33). И еще: «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор.9:22). Сказал ему на это Иоанн: — Думаю, брат, что сатана, возненавидев наше уединение, внушил тебе такую мысль, но воспротивься ему и останься здесь, дабы подвиг наш, который мы здесь начали и на который мы призваны Богом, мы и окончили в этой пустыне. Симеон возразил ему на это: — Поверь мне, брат, что я здесь более не останусь, но по силе Христовой иду и поглумлюся над миром. Иоанн стал говорить ему: — Я еще не достиг такого совершенства, чтобы мог глумиться над миром; боюсь, чтобы как-нибудь он не посрамил меня и не лишил меня благодати Божией. Умоляю тебя, добрый мой брат, ради Господа, соединившего нас, не оставь меня смиренного, не отлучайся от своего брата; ты знаешь, что после Бога я не имею никого, кроме тебя одного, брат мой; от всех отказался и привязался к тебе одному. А ты хочешь теперь, как в море, оставить меня в этой пустыне одного. Вспомни день, когда мы бросили жребий и пошли вместе служить Господу и обещали не разлучаться друг с другом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

И ты, брат, остерегайся: сегодня хвалить предложенное на трапезе, а на завтра роптать на варившего и пекшего пищу брата, потому что этим ты оказываешь неприятность начальнику монастыря и будешь причтен к тем, о которых написано в Отечнике, что они одному прозорливому старцу, когда роптали на предложенную пищу, казались ядущими мотыля. Так как хулящий губит себя ты, когда ешь или пьешь, всегда за все благодари Бога, повинуясь апостольскому изречению: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). Терпи, брат, и досаждение ибо «претерпевший до конца сказал Господь, спасется» ( Мф.10:22 ), и такой спасется без труда. Поэтому если случится тебе быть оклеветану кем, и кто-нибудь, придя к тебе, расскажет, что тот брат нехорошо говорил о тебе ты скажи ему: «Если он и укорил меня он мне брат, а я достоин того; и он делает это не сам собою, но враг дьявол подстрекнул его к тому, чтобы произвести вражду между нами. Господь же да отженет лукавого и да помилует брата!» Возразишь, что другой укоряет тебя перед всеми в лицо не скорби и об этом и не допускай себя быстро до гнева, но, упав, поклонись брату до земли со словами: «Прости мне, брат, я оскорбил тебя» и потом загладь свой проступок, бывший причиною досады, и так победишь всю силу вражию. Ибо, если ты будешь сопротивляться тому, кто досадил тебе то вдвойне досадишь сам себе, во-первых, когда поймешь, что не стерпел досаждения, во-вторых, что сам без стыда досадил брату. Больше ли ты царя Давида, которого оскорблял в лицо перед всеми Семей, проклиная его и бросая в него камнями, так что и слуги царские не вынесли той брани, и один из них сказал: «За что этот мертвый пес злословит моего господина и царя? Пойду я и сниму с него голову!» Но как отвечал Давид по внушению Божию? «Оставьте его, пусть злословит. Может быть, Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» ( 2Цар.16:1112 ). Подумай и о том, что еще больше, как сам Царь царей и Господь господствующих ( Апок.19:16 ) Иисус Христос, Который не сделал греха и в устах Которого не было лжи ( Пс.53:9 ), смирил Себя и был послушен Своему Отцу до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имейте, любезные братья, послушание к вашему о Господе предстоятелю. Исполняйте его слово до конца и никогда не относитесь небрежно к тому, что он говорит. И тогда будет с вами Тот, Кто сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 20). Любезные братья! Даже если наши игумены несправедливы к нам — чего да не будет! — станем служить им с доброй совестью, как Самому Господу, а не как людям, и будем помнить, что от Господа мы и получим награду. 3. Из патерика Был один старец. Он жил за пределами Александрии, в тех келиях, что называют пустынническими. А старец был человеком гневливым и малодушным. Один молодой брат услышал о нем и дал завет Богу: «Господи, за все, что я творил в миру, пойду и буду жить у этого старца, буду работать и заботиться о нем». Каждый день старец обходился с ним, как с собакой. Но Бог увидел смирение и терпение брата. Через шесть лет послушания у старца юноше явился во сне некто держащий в руке длинный свиток. Половина свитка была затерта, а половина еще оставалась исписанной. Он показал свиток брату и говорит: — Половину долга отпустил тебе Владыка Господь. Позаботься и о прочем. А рядом с ним жил другой старец, человек духовный, и он знал всю историю брата. Он часто слышал, как старец выходит из себя и без причины оскорбляет брата, как брат кладет ему поклоны, а старец не смягчается. Всякий раз, встречая брата, этот духовный старец спрашивал его: — Ну что, чадо, как прошел день? Что мы сегодня заработали? Много ли стерли из свитка? Когда же, изредка, бывал день, что старец не ругал ученика, не оскорблял его и не гнал прочь, вечером брат приходил к соседу и с плачем говорил: — Беда, авва, сегодня у меня плохой день. Ничего я сегодня не заработал и весь день провел в праздности… Прошло еще шесть лет, и брат почил. А духовному старцу, его соседу, было видение. Он увидел, что брат находится посреди мучеников и с великим дерзновением молит Бога о своем старце: «Господи, как ради него Ты помиловал меня, так и его помилуй ради многих Твоих щедрот и ради меня, раба Твоего». И через сорок дней Господь взял к Себе в место упокоения и самого старца. Вот какое дерзновение обретают пред Богом те, кто терпит скорби.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

К. С. Льюис   Когда соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая собственным своим приобретением, а равно немощи, и недостатки, и скорби признавая собственным ущербом, тогда в состоянии будем исполнить закон Христов. Вот подлинно ангельская жизнь! Преподобный Ефрем Сирин О выборе друзей, предмете дружбы и ее болезнях Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Сир. 6:6-7   Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. Притч. 22:24-25   И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Лк.23:12 Христос поистине может сказать всякому кругу друзей: «Не вы избрали друг друга, но Я избрал вас друг для друга». Дружба — не награда за ум или вкус, а орудие Божие, с ее помощью Господь открывает нам красоту другого человека. Этот человек не лучше сотен прочих, но мы увидели его. Как и все доброе, красота эта — от Бога, и потому в хорошей дружбе Он ее умножит. Господь, а не мы созывает наших гостей и, посмеем надеяться, правит нашим дружеским пиром. Во всяком случае, так быть должно. Не будем же ничего решать без Хозяина. К. С. Льюис Друзья — это тоже проявление Божией заботы о нас. Господь показывает, что мы все-таки не одиноки в этом безжалостном мире, и потому подлинная дружба — действительно сокровище. В жизни часто бывает, что родственные узы между братьями и сестрами крепки, пока живы родители. Когда же их уже нет, родные забывают друг друга, и более прочными узами часто становятся именно дружеские. В. Н. Духанин В китайском языке нет слова «брат». Но есть два разных слова со значением «старший брат» и «младший брат». И это честно. Потому что, когда я говорю, что у меня есть брат, всегда звучит уточняющий вопрос: старший или младший? Владыка Антоний говорит: «Когда мне предлагают братскую любовь, я задаюсь вопросом: а какой ты брат — Каин или Авель?» На протяжении всей истории человечества братская любовь была искажена братоубийственной борьбой за первородство. Братство, кажется, обречено на то, что среди братьев всегда найдется старший.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Как-то один брат наставлял другого о Господе. Мимо проходил инок, и брат позвал его: – Вот, я наставляю его, а он не хочет меня слушать. – Обязательно должен слушать, – сказал инок. – Уверен, что даже если ты дашь плохой совет, он все равно пойдет ему на пользу. – Ни в коем случае, – возмутился брат. – Он не должен слушать меня, пока не убедится, что это угодно Богу. Если совет – против Божией воли, то не нужно слушать не только меня, но даже пророка. Недаром апостол говорил: Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1:8 ). А кем были выступившие против Сусанны 49 в Вавилоне? Разве не старейшинами? И не просто старейшинами, но судьями и вождями народа. Но они не были внимательны к себе, поэтому так низко и пали. Даже высокое положение не спасло их. Брат, трезвись и внимай себе, ибо у врага козней много. Ведь если лукавый заметит монаха, усердного в Божьих делах, тотчас подсылает к нему самого нерадивого брата. И тот начинает без причины несправедливо оскорблять его, дабы ввести подвизающегося брата в грех и злопамятство, ставя ему препоны на пути к добродетели и толкая к грехопадению. Если враг видит, что брат терпеливо сносит оскорбления и молится за обидчика, то пытается искусить его иначе. Он стремиться подружить его с невнимательным и ленивым братом, чтобы с помощью подобной дружбы смутить его помыслы, подмешать к ним сладострастие и так постепенно довести его до бесчувствия. Однако тот, у кого есть страх Божий, никогда не станет любить ничего, кроме мудрости свыше, ибо в Писании сказано: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна... ( Иак. 3:17 ) и так далее. В. Из аввы Исаии Авва Исаия говорил: «Если ты хочешь последовать за Господом нашим Иисусом Христом и сораспять Ему своего ветхого человека, то должен отсечь от себя тех, кто пытается свести тебя с креста, и приготовиться терпеть унижения и от (чистого) сердца благодарить оскорбляющих тебя». Г. Из аввы Исаака Глупый и неразумный друг – источник всякого вреда, а беседа людей разумных – сладостный родник. Сидеть рядом с

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010