52. Некогда один брат, живший неподалеку от аввы Пимена, ушел в другую страну. Там встретился он с одним отшельником, которого очень любили, и многие приходили к нему. Брат рассказал ему об авве Пимене. - Услышав о добродетели его, отшельник пожелал его видеть. Через несколько времени по возвращении брата в Египет, и отшельник пошел из своей страны в Египет к этому самому брату, который был у него, - ибо он сказал ему где живет. - Брат, увидев его, удивился, и очень обрадовался. - Отшельник сказал ему: окажи любовь, проводи меня к авве Пимену. Брат, взяв его, пошел к старцу, и так говорил о нем: это - великий муж, он пользуется великой любовию и уважением в стране своей; я рассказал ему о тебе, и он пришел, желая видеть тебя. - Тогда отшельник начал говорить от Писания о предметах духовных и небесных. - Но авва Пимен отвратил от него лице свое, и не дал ответа. - Тот, видя, что старец не говорит с ним, ушел от него с прискорбием, и говорит брату, который привел его: напрасно предпринимал я все это путешествие; шел я к старцу ради пользы, а он нехочет и говорить со мною! - Брат пошел к авве Пимену и говорит ему: авва, для тебя пришел этот великий муж, столь славный в стране своей, - почему ты не говорил с ним? Старец отвечает ему: он от вышних, и говорит о небесном; а я от нижних, и говорю о земном (Иоан. 8, 23; слич. 3, 31). Если бы он говорил со мною о душевных страстях, я стал бы отвечать ему; а если он говорит о духовном, то я сего не знаю. Вышедши от него, брат сказал отшельнику: старец не вдруг говорит от Писания; но если кто говорит с ним о душевных страстях, тому он отвечает. - Сокрушившись в себе, отшельник взошел к старцу, и говорит ему: что мне делать, авва? мною овладевают душевные страсти. - Старец с радостию посмотрел на него, и сказал: теперь хорошо ты пришел; теперь отверзи уста твои, - и я исполню их благ. - Отшельник, получив великое назидание, говорил: подлинно, это - истинный путь! И возвратился в свою страну, благодаря Бога за то, что удостоил его видеть столь великого мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Обувает в сандалии : «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает четки : «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает ручной крест, благословляя : «Прийми, брат (имя), щит веры — крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. Вручает зажженную свечу : «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 10. После всего этого настоятель благословляет постриженного : «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Братия : «Господи, помилуй.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Обувает в сандалии: «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает четки: «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), щит веры – крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» ( Мф. 16:24 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 10. После всего этого настоятель благословляет постриженного: «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Братия: «Господи, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

60. Один брат пришел к старцу, жившему на Синайской горе, и просил его: отче! Скажи мне слово, как надобно молиться, ибо сильно прогневал я Бога. Старец ответил: я, сын мой, когда молюсь, говорю так: Господи! Сподоби меня поработать Тебе так, как я работал сатане, и возлюбить Тебя так, как я любил грех. 61. Тот же старец сказал: хорошо во время молитвы воздевать руки свои к небу и просить Бога, чтоб душа, по исходе своем, безбедно миновала всех, кои будут покушаться положить ей преграды на пути к небу. 62. На Синае один новоначальный монах был послан своим аввою к брату, имевшему сад, попросить немного зрелых плодов. Пришедши к брату, новоначальный спросил: авва, есть ли у тебя зрелые плоды? Мой авва просил их немного. Тот отвечал: сын мой, пойди и возьми на здоровье то, что есть здесь и что ты хочешь. Новоначальный спросил потом: а есть здесь, авва, милость Божия? Услышав это, брат задумался и стоял, глядя в землю. Потом спросил: что ты сказал, сын мой? Тот отвечал: я сказал, авва: есть ли здесь милость Божия? И повторил свой вопрос в третий раз. Авва молчал добрый час и, не найдя, что ответить, со вздохом сказал: милостив Бог, сын мой, – и отпустил его. После сего он взял милоть свою и тотчас, оставив сад, вышел в пустыню, говоря себе: пойдем искать милость Божию. Если сей новоначальный спросил меня, а я не нашел, какой дать ответ, то что мне делать, когда Сам Бог будет вопрошать меня. 63. Один брат, живший на Емонской горе, пришел во святой град и, приступив к градоначальнику, исповедал ему грехи свои, после чего просил наказать его по законам. Удивленный сим градоначальник, рассудив о том в себе, сказал ему: послушай, человек Божий, так как ты сам добровольно раскаялся, – я не дерзаю судить тебя, оставляя все на суд Божий, ибо может быть Бог уже простил тебя. Но брат, возвратившись от него, наложил себе на ноги и на шею цепи и заперся в келлии. Если какой-либо человек спрашивал его, кто наложил на него эти тяжелые цепи, то брат отвечал: градоначальник. За день до кончины его сии цепи расторглись сами собою и спали с него. Когда пришел прислуживающий ему, то, изумясь увиденным, спросил: кто расторг твои цепи? Он отвечал ему: Тот, Кто разрешил грехи мои, ибо Он явился мне вчера и сказал: ради терпения твоего Я разрешил все грехи твои. Потом коснулся перстом Своим цепей, и они тотчас спали с меня. Поведав о сем, брат отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

8 Заклях вы, дщери Иерусалимския, в силах и в крепостех селных: аще обрящете брата моего, возвестите ему, яко уязвлена любовию аз есмь. 9 " Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас? " 9 Что брат твой паче брата, добрая в женах? что брат твой от брата, яко тако закляла еси нас? 10 Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: 10 Брат мой бел и чермен, избран от тем: 11 голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; 11 глава его злато избранно, власы его кудрявы, черны яко вран: 12 глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; 12 очи его яко голубицы на исполнениих вод, измовени во млеце, седящыя в наполнениих (вод): 13 щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру; 13 ланиты его аки фиалы аромат, прозябающыя благовоние: устне его крины, каплющии смирну полну: 14 руки его - золотые кругляки, усаженные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; 14 руце его обточены златы, наполнены фарсиса: чрево его сосуд слоновый на камени сапфирове: 15 голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; 15 лыста его столпи марморовы, основани на степенех златых: вид его яко ливан, избран яко кедрове: 16 уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! 16 гортань его сладость, и весь желание: сей брат мой и сей ближний мой, дщери Иерусалимли. 17 Камо отиде брат твой, добрая в женах? камо уклонися брат твой? и взыщем его с тобою. Редакция текста от: 16.03.2008 14:23:59 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9501.html

   5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».    6. Обувает в сандалии: «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».    7. Вручает четки: «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».    8. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), щит веры — крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».    9. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».    10. После всего этого настоятель благословляет постриженного: «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

А св. Мар Авген взял железную лопату и вынул все угли из печи. И сказал святому тот брат недельщик: «Брат мой, есть ли ныне человек из отцов, который мог бы погасить этот пламень огня?» И сказал ему св. Мар Авген: «Есть много. Ибо Бог (есть Бог) первых и последних. И всякий человек, который верует в Него и исполняет Его волю, всякий раз, когда призовет его, Он ответит ему. И если ты утаишь эту тайну и не поведаешь никому, то теперь же увидишь тайную силу Бога, которая сопровождает боящихся Его». И когда ему было обещано, что он скроет эту тайну и никому не покажет ее, св. Мар Авген тотчас вскочил и вошел в ту огненную печь и в молитве преклонил колена, говоря так: «Господи Боже Сильный, пославший от Себя Ангела росы и охладивший печь огненную ради Анания, пошли, Господи, и ныне таинственную Твою силу, чтобы было чудо рабам Твоим и дивная слава Твоя явилась верным, и чтобы всякий человек видел и прославлял имя Твое великое и светлое». Когда брат неделыцик увидел, что произошло и что сделал св. Мар Авген, то тотчас же упал в обморок и сделался как мертвый. А святой вышел из печи и ушел оттуда. Монахи же, совершив службу времени, как обещали, пришли по своему обычаю, чтобы наполнить ту печь; и, увидев, что тот брат неделыцик так упал без сознания, подошли к нему, привели его в чувство и сказали ему: «Брат, каково твое слово (т.е. что ты скажешь)? Почему ты упал на землю? И печь, которая была вполне разжена, почему холодна? Что это такое, поведай нам». Тогда встал тот брат недельщик и сказал им: «Тот муж, которого вы оставили у меня, совершил это чудо». И сказали братья этому недельщику: «Не знаешь ли, куда он ушел?» Тот недельщик сказал им: «Я тотчас, как только увидел это чудо, упал лицом на землю, а он вышел, и не знаю, куда ушел». И тотчас вышли вся братия и настоятель обители в виноградники и огороды и на дороги; и нашли его, когда он пал на землю и славил Бога. И подошли к нему настоятель монастыря и вся братия и принесли ему поклонение и привели его в храм, умоляя его молиться за них и остаться у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

— А я, — сказал второй, — хоть и исповедовал ему, исцеления не почувствовал. — А как ты просил старца? — спросил его первый. Второй отвечал: — Я сказал ему: «Помолись обо мне, у меня такой–то помысел». — А я, — сказал первый, — когда исповедовался ему, омочил его ноги слезами, просил его помолиться обо мне, и его молитвами Бог меня исцелил. Старец рассказал нам это, когда учил, что тот, кто обращается к кому–либо из Отцов, должен просить его усердно и всем сердцем, словно Самого Бога, — и тогда он достигнет цели. А тот, кто исповедуется небрежно или искушая его, не только не получит пользы, но даже будет осужден за это. 2. Старец рассказывал: однажды один брат впал в тяжкий грех и, придя в раскаяние, пошел исповедоваться старцу. Причем он рассказал ему не сам грех, а только помысел: дескать, пришел мне на ум такой–то помысел — есть ли для меня спасение? А старец был лишен дара рассуждения и ответил: — Погибла твоя душа! На эти слова брат сказал: — Раз погибла моя душа, пойду я тогда в мир. Но перед уходом пришло ему на ум зайти к авве Силуану, который обладал великим рассуждением, и рассказать ему этот помысел. Он пришел к нему и тоже рассказал не само дело, а только помысел. А Отец отверз уста и стал приводить ему из Писаний о том, что нет осуждения тем, кто только помыслил. Когда брат это услышал, он в душе набрался мужества и, вновь обретя надежду, рассказал ему и о том, что было сделано. Старец, когда узнал о том, что было и действие, как добрый врач, уврачевал его душу Божественным Писанием и объяснил, что есть покаяние всем тем, кто искренне обращается к Богу. После этого был у того Отца мой авва. Тот рассказал ему о брате и прибавил: — А сейчас этот брат, который когда–то отчаялся и хотел идти в мир, — словно звезда среди братии. Он нам сказал это, давая понять, сколь большая опасность в том, чтобы вверять свои внутренние помыслы нерассудительным людям. 2. Из святого Ефрема Если расскажет тебе кто–нибудь собственные помыслы, смотри, брат, как бы от его слов не обеспокоили помыслы и тебя, особенно если еще не вполне здраво око твоего разума. И окажешься ты тогда словно кормчий на корабле в страшную бурю. Но ты должен еще по первым словам догадываться о том, что следует, и тут же утешить скорбящего, обратившись к тому, что мы приняли от святых мужей или что испытали сами. Потому что Богу не угодно, чтобы люди падали один за другим, но Он хочет, чтобы все спаслись. И ты сам, любезный брат, открывай свои помыслы не всякому человеку, но только тем, о ком разузнал, что они — духовные люди, не взирая на внешность и седины. Потому что многие, по слову апостола, «имеют вид благочестия, а силы его отверглись» (2 Тим 3. 5). И Спаситель сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф 7. 15—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Авва Петр отвечал: «Авва Лот говаривал: ключ твой отпирает дверь мою». Брат спросил старца: «Что значат эти слова?» Старец отвечал: «Если кто приходит к тебе, ты спрашиваешь его: «Здоров ли? Откуда пришел? Здоровы ли братия? Хорошо ли приняли тебя или нет?» И тогда ты отпираешь дверь брата, и слушаешь то, чего бы не хотел». – «Правда, – говорит брат, – что же должен делать человек, если придет к нему брат?» Старец отвечает: «Плач всему научает; а где нет плача, там нельзя уберечься от искушения». Брат говорит: «Когда бываю в келье, плач всегда со мною; но если приходит кто ко мне, или я сам выхожу из кельи, то уже не нахожу слез». Старец говорит: «Это еще не в твоей власти, но на опыте так бывает. В Законе написано: если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; ...если же господин его дал ему жену, и она родила ему сынов, или дочерей, то... пусть... он выйдет один; но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю, – то пусть господин... поставит его к двери... и проколет ему... ухо шилом, и он останется рабом его вечно ( Исх.21:2–6 )». – «Что же это значит?» – спрашивает брат. Старец отвечает: «Если человек приложит посильный труд к известному делу, он найдет, чего, ищет для своей пользы». Брат говорит ему: «Сделай милость, объясни мне слова эти!» – «Неверный слуга – сын незаконный, – отвечал старец, – истинный сын не оставляет своего отца». 3 . Рассказывали об авве Петре и авве Епимахе. Они были друзьями в Раифе. Однажды, когда за обедом в собрании их принуждали идти к столу старцев, – с большим принуждением пошел туда один авва Петр. Когда встали из-за стола, авва Епимах сказал ему: «Как ты осмелился идти за стол старцев?» Авва Петр отвечал: «Если бы я сидел с вами, то братия стали бы просить меня, чтобы я, как старец, благословлял первый и был бы я между вами как старший; а когда пришел я к старцам, то стал меньше всех и помышлял о себе смиреннее». 4 . Авва Петр говорил: «Не должно превозноситься, если Господь что-либо сделает чрез нас, но лучше – благодарить Его за то, что мы удостоились призвания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ариане согласились, с утра до вечера молились они об отверзении дверей, но «не бысть, как сказано, ни гласа, ни послушания». Настала очередь православных. Святой Василий с клиром и православным народом подошел к церкви, преклонил колена и стал молиться. «И внезапу бысть гром велик, и отверзошася двери церковныя». Все ужаснулись и прославили Бога. Валент повелел возвратить церкви православным, наградил Василия великими дарами и отпустил с миром (112, 333–334). В Константинополе были два брата, серебряники по ремеслу, родом сирийцы. Однажды старший брат говорит младшему: «Пойдем, побываем в Сирии и приобретем во владение родительский дом». – «Зачем уходить обоим, можно ли нам бросить свое дело?» С общего согласия решили, что отправится младший брат. Спустя немного времени после его отъезда оставшийся в Константинополе видит сон. Благолепный старец говорит ему: «Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?» Проснувшись, он был очень огорчен и сказал сам себе: «Это я виноват, зачем отпустил его одного?» Спустя какое-то время снова видит во сне того же мужа, который говорит те же слова: «Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?» И снова почувствовал он великую печаль. Но вот в третий раз явившийся говорит ему: «Знаешь ли, что брат твой покинул законную жену и связался с женой корчемника?» Тогда срочно написал он из Константинополя брату в Сирию: «Тотчас же бросай все и возвращайся в Византию». Источник. Получив письмо, тот, оставив все, явился к брату. Он повел его в храм и начал горько укорять: «Хорошо ли, что ты впал в блуд с женой корчемника?» Тот, выслушав брата, начал клясться именем Бога Вседержителя: «Я не понимаю, что ты говоришь, я не предавался распутству, не вступал ни с кем в незаконную связь и никого не знал, кроме законной жены». Старший брат, выслушав это, спросил: «Не сотворил ли ты еще чего либо более тяжкого?» Тот отрекался: «Ничего не сделал я незаконного. Правда, я встретил в нашем селении монахов из секты Севера и, не зная, что это худо, имел с ними общение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010