монах Павел Эвергетинос О том что созерцание приводит ум в исступление и заставляет забыть о всем земном, и что благодать Духа становится для совершенных всем: и пищей, и питием, и одеждой, почему некоторые святые, живя как бы выше законов природы, либо не пользовались ими совсем, либо лишь в самой незначительной степени, ибо их питала благодать Из Отечника Как рассказывали про авву Иоанна Колова, однажды он вил веревку из двух мотков, но потом стал вить только из одного и не заметил этого, пока веревка не дошла до стены – настолько его ум был погружен в созерцание. Брат пришел, чтобы забрать корзины, которые сплел авва Иоанн. Тот вышел к нему и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. Старец вернулся в келью за своим рукодельем, но забылся и сел шить. Брат опять постучался, и когда авва вышел, сказал: – Принеси корзины, авва. Старец вернулся в келью и опять сел шить. Брат снова постучался. Авва вышел и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. – Иоанн взял его за руку, ввел в келью и сказал: – Если тебе нужны корзины, забирай их и иди – у меня нет времени думать об этом. Как-то к нему пришел погонщик верблюдов забрать заказанную работу и идти дальше. Авва вошел в келью, чтобы вынести ему веревки, но, взяв их в руки, забыл о погонщике, потому что его разум был неразлучен с Богом. Обеспокоенный погонщик верблюдов опять постучался в дверь. Авва снова пошел за веревкой и опять забылся. Когда погонщик постучался в третий раз, то авва вернулся к себя, бормоча под нос: – Веревка-верблюд, веревка-верблюд. Авва Авраам рассказывал об отце, который был писцом. Однажды к нему пришел брат и попросил переписать книгу, которую принес. А старец был погружен в созерцание и потому писал, пропуская строчки и не ставя знаки препинания. Брат получил книгу, стал расставлять знаки препинания и заметил, что некоторые слова пропущены. Он сказал старцу: – Ты, наверное, пропускал строчки, авва? – Иди, – ответил старец, – и сначала исполни то, что написано в книге, потом приходи, и я тебе допишу остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Брат: Благословите, преподобный отец настоятель! Старец: Бог да благословит тебя, брат Иоанн. Ты пришел, чтобы мы продолжили прошлую беседу? Брат: Действительно, преподобный отче. И прошу, простите меня, что я так запоздал с приходом. Я несколько раз пытался войти к вам, но видел, что вы все время заняты множеством дел, и не решался; а сегодня мне показалось, что вы свободнее, и я подумал, что было бы удобно прийти, если только я не ошибся. Старец: Не ошибся, брат Иоанн, потому что сейчас я действительно свободней, и мы можем продолжить, с помощью Божией, разговор, прерванный в прошлый раз. Ну, а теперь о чем ты хочешь спросить? Брат: Из сказанного вами, преподобный отче, я понял, что обычай причащаться Святых Таин не был одинаковым ни во все времена, ни во всех краях христианского мира. Потому мне хотелось бы теперь попросить вашего совета и узнать ваше мнение о том, как будет лучше причащаться Святых Таин: чаще или реже, и какие условия должен выполнить желающий причаститься? Старец: Брат Иоанн, часто ли, редко ли будет причащаться кто Святых Таин, но если он не будет стараться причащаться с должным приготовлением и выполняя условия, необходимые в виду этого Таинства, таковой причащается в осуждение себе, а не на пользу . Так что если у христианина будет жизнь чистая и непорочная до того, что у него не будет ни единого пятнышка на совести (что весьма нелегко), то таковой может причащаться и почаще, даже каждый день, и великую пользу может получать от этого причащения. А если у него не будет чистой жизни и чистой совести, то таковой, даже если он будет причащаться очень редко, всё равно в осуждение себе будет причащаться. Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью». Он говорит так: «Кто таковы, те да приступают всегда, а те, кто не таковы, да не приходят никогда. Почему? Потому что они принимают суд себе, осуждение и муку» . Более того, у него даже есть слова, обличающие тех, кто полагает, будто достойность и недостойность кого-либо принять Святые и Пречистые Тайны связана с большим или меньшим промежутком между причащениями. Послушай, что он говорит: «Удивительно, что ты определяешь достойность приступать к Святым Тайнам не по чистоте совести, а по интервалу времени, и считаешь, будто это благоговение – не причащаться часто, не отдавая себе отчета в том, что причащение с недостоинством пятнает тебя, даже если ты сделаешь это один раз, тогда как причащение в достойном состоянии спасает тебя, даже если оно будет совершаться часто. Дерзость – не причащаться много раз, а причащаться недостойно, даже если кто причастится один раз за всю свою жизнь» .

http://pravoslavie.ru/59754.html

Брат Матфей из Тэзе: Россия стала другой страной! Это как будто другая страна. Я помню первый раз, когда я приехал сюда. В этой церкви всё было по-другому 22 мая, 2014 Это как будто другая страна. Я помню первый раз, когда я приехал сюда. В этой церкви всё было по-другому Член французской общины Тэзе брат Матфей на встрече с прихожанами храма мученицы Татианы при МГУ рассказал об общине и христианской жизни Европы. Брат Матфей регулярно бывает в России уже более 20 лет. Особенно ему запомнился визит 2011 года, когда 250 паломников из Европы приехали в Москву на Страстную неделю и Пасху. «Если бы в 1980-е годы, когда я стал монахом, кто-нибудь сказал мне, что в Москве, прямо напротив Кремля, будут петь «Христос Воскресе», я бы ни за что не поверил!», – вспоминает он праздничную службу в Татьянинском храме. Впрочем, это место всегда удивляло его. «Впервые я был здесь 22 года назад. Кажется, здание еще не было передано Церкви. Я пришел на факультет журналистики МГУ вместе с отцом Олегом Стеняевым, он показал мне этот флигель и сказал: «Здесь будет храм!» Я очень удивился. Но все сбылось», – рассказывает он. Тэзе – мужская община монашеского типа во Франции, основанная в 1940 году братом Роже Шютцем. Сейчас в ней более 100 братьев – католиков и протестантов. Связь между Тэзе и Россией длится многие годы. Уже в 1960-х годах представители Русской Православной Церкви посещали общину, а 1970–80-х годах Роже и другие братья приезжали в Советский Союз. Основатель общины был убит 10 лет назад во время вечерней молитвы психически больным человеком. Ему было 90 лет. Изначально община не планировала работать с молодежью, но в 1960–70-х годах молодые люди сами стали приезжать в Тэзе. Студенческие волнения, переоценка ценностей, происходившая в то время, побудили их глубже узнать христианство. Теперь молодежная работа – основное служение общины. «Когда мы праздновали 70-летие Тэзе четыре года назад, мы получили прекрасное послание от Патриарха Кирилла, – рассказал брат Матфей. – Он написал, что брат Роже был верен учению отцов Церкви и сумел перевести его на язык современного человека. Мы были очень благодарны за эти слова, они стали как бы подтверждением того, что мы на правильном пути».

http://pravmir.ru/brat-matfey-iz-teze-ro...

Глава 6 Песн. 6:1 Камо отиде брат твой, добрая в женах? Камо уклонися брат твой? И взыщем его с тобою. Если бы мы знали место уклонения Его, мы бы вместе с тобой искали возлюбленного Твоего. Она ответствует им: Песн. 6:2 (ц-сл. 6:1) Брат мой сниде в вертоград Свой, в места аромат, паствити в вертоградех и собирати крины. Надобно рассмотреть, почему она говорит – «и в вертоград Свой, и в вертоградех», и единственное, и множественное? Святой Павел научает нас, что одни есть Церковь (напр. Кол. 1:24 ), он же купно нарекает и многие Церкви (напр. Рим. 16:16 ), многие, не по различию Духа, но по различию мест. Итак, посему и Невеста: «Брат мой сниде в вертоград Свой, в места аромат, паствити в вертоградех и собирати крины». Он пасет все Церкви, увеселяется фиалами ароматов, фиалами – занявшими от Него благовоние, собирает крины, то есть тех, которые подражают мне, и их ко мне присоединяет. Песн. 6:3 (ц-сл. 6:2) Аз Брату моему и Брат мой мне, пасый в кринех. Я от Него завишу, и себя Ему посвятила. Ибо Он меня предпочел вселенной, присоединил к Самому Себе, из ветхой учинил новой, из бедной – богатой и из безобразной – прекрасной, излечил страждущую меня и облагоухал ароматами. «Аз Брату моему и Брат мой мне, пасый в кринех». Симмах перевел – крины. Ибо Он пасет и сделавшихся кринами и в кринах – «пасый в кринех». Жених, услышавши слова Невесты, и сжалившись над ней, что она ищет Его, денно и нощно помышляет о Нем, восхваляет красоту ее, является ей и говорит: Песн. 6:4 (ц-сл. 6:3) Добра еси, ближняя моя, яко благоволение, красна яко Иерусалим, ужас яко вчиненны. По причине благодеяния, для нее учиненного, дает ей имя. И как она сама прежде по причине своей любви к Нему назвала Его желанием ( Песн. 5:16 ), так здесь Он по причине собственного о ней благоволения называет её: «благоволение». «Добра еси, ближняя моя, яко благоволение». Добра и Мне любезна. «Красна яко Иерусалим», не сей земной, но тот, о коем Павел: «а вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем нам» ( Гал. 4:26 ). Оному-то Иерусалиму подобна ближняя Моя. Ибо подражает Ангельскому образу жизни. Живя на земле, помышляет о небесном ( Кол. 3:2 ), ходя во плоти, не по плоти воинствует ( 2Кор. 10:3 ). «Красна яко Иерусалим». Но не только красна, но и «ужас яко вчиненны». Ты приводишь в изумление порядком своим зрящих на тебя. В тебе нет ничего непорядочного, ничего неопределенного, смешанного, все правильно, все стройно. Потому что ты Меня, Жениха своего, научилась предпочитать всем вещам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Из чего рождается смирение и какова его польза Брат: Мне хотелось бы знать, преподобный отче, как рождается смирение в душе человека и каковы причины, приводящие нас к смирению. Старец: По свидетельству святых отцов, брат Иоанн, у смирения много матерей: одни из святых отцов поняли, что смирение рождается из верного знания о себе; другие сказали, что смирение рождается из размышления о смерти и Страшном суде. Святой Иоанн Лествичник говорит, что путь к смирению – это телесный труд, послушание и правость сердца , а святой Исаак Сирин – что смирение рождается из скорбей и печали . Также святой Исаак Сирин говорит, что смирение рождается из страха Божия или из искушений, из богооставленности, из лютых браней с естеством и бесами и из многой молитвы . Итак, брат Иоанн, как видишь из свидетельств этих святых и божественных отцов, причин, по которым рождается смирение, много. Потому я и сказал выше, что у смирения много матерей. А если ты спросишь у смирения и об отце его, то оно тебе ответит, что ты не узнаешь его, пока не стяжаешь в себе Бога . Брат: Преподобный отче, я понял, что смирение рождается из ведения себя, из послушания, страха Божия, лютых браней с естеством, из искушений, скорбей, печали, из браней, идущих от бесов, и из многой молитвы. Но поскольку вы сказали, что никто не достигнет блаженства стяжать Бога в душе своей, то я пребываю в недоумении и все еще не знаю, кто же истинный родитель смирения? Старец: Когда святые отцы, брат Иоанн, сказали нам, что только имеющий Бога в душе своей может узнать истинного родителя смирения, они хотели показать нам, что только совершенные могут достичь этого – познать истинного родителя смирения, а не мы, имеющие молочные зубы в духовных вопросах. Для нас достаточно слушать поучения святых отцов и прилежать со многим терпением к деланию добродетелей, которые, как мы видели, ведут нас к высшей добродетели смиренномудрия, а то, что выше нас, надо оставлять тем, кто старше нас по духовному возрасту. Брат: Прежде вы говорили мне, преподобный отче, и из сказанного вами доселе я понял, что смирение – самая великая добродетель, спасающая нас от греха гордыни. Но приносит ли смирение и иную пользу человеку?

http://pravoslavie.ru/44293.html

Интервью Брат Алоис из Тэзе: История общины и моя личная история встретились 05.09.2006 22:31 - Брат Алоис, вы возглавляете общину Тэзе практически ровно год. Известно, что своим преемником вас назначил сам брат Роже еще много лет назад. Скажите, было ли страшно в тот момент, когда вы узнали, что вам предстоит служение приора, и в тот день, когда приняли на себя это служение? - Впервые брат Роже сказал, что я должен стать настоятелем общины, когда я был еще совсем молодым человеком. Это было в 1978 году, мне было всего 24 года. Первое, что я подумал: «Это совершенно невозможно». Конечно, я колебался, но все-таки я не стал бы называть свои чувства страхом. Я почувствовал, что нужно дерзать, нужно преодолеть боязнь. Но всё это относится не только ко мне лично – все наши братья здесь находятся в борьбе: они постоянно преодолевают страх, доверяя себя Богу. Что касается второй части Вашего вопроса, то в тот самый день, когда был убит брат Роже, меня не было в Тэзе – я находился в Германии, где шла подготовка к Всемирному дню молодежи. Когда мне рассказали по телефону о том, что произошло, сначала я просто не мог поверить услышанному. К счастью, нашлись люди, которые посадили меня в свою машину и привезли в Тэзе. На следующее утро я был уже здесь, я приехал к началу утренней молитвы. И один из братьев сказал: «Ты должен начать прямо сейчас». А после молитвы я обнялся со всеми братьями, присутствовавшими в церкви, и это дало мне смелость приступить к служению. - Насколько я мог заметить, после убийства брата Роже в Тэзе ничего не изменилось в плане обеспечения безопасности: у настоятеля нет личных телохранителей, у входа в церковь нет металлодетекторов… Значит ли это, что и в этом вы не испытываете страха? - Мы не можем менять обычаи открытости и гостеприимства, сложившиеся в Тэзе. Конечно, мы должны следить за тем, что происходит в церкви. И это очень важно. Но мы не можем использовать такие методы, которые могли бы отпугнуть молодых паломников. - А какова судьба той несчастной женщины, которая убила брата Роже?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Старец, великий перед Богом, по имени Кириак, жил в Лавре Каламонской около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат по имени Феофан из страны Дора и спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: “Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого – я бы остался с тобой!” Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. “Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.” – “Отче, – возражал брат, – да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, как мне, несчастному, и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.” Старец радостно выслушал слова брата. “Оставайся в моей келии, – сказал он. – Я уповаю на Бога, Он по Своему милосердию откроет тебе истину.” И, оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: “Пойди и познай истину!” Взяв его, повел в место мрачное, смрадное, испускающее пламя, и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: “Вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь такого наказания, обратись к Святой Кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: если бы и всеми добродетелями украсился человек, но коль он неправо верует, то попадет в это место.” При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. Оставшись в Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире. (Луг духовный. С. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Благочестивые брат и сестра, послушники преподобного Серафима Саровского (Память 20 июля). Брат и сестра Мантуровы, Михаил Васильевич и Елена Васильевна, были ближайшими и усерднейшими послушниками великого старца преподобного Серафима Саровского . И жизнь их достойна памяти, как жизнь людей, удивительных по своей самоотверженности, по той великой силе, с которой они «нудили» Царство Небесное, исполняя слова Христовы: «Царство Небесное нудится силою, и нудящие восхищают его». Брат и сестра Мантуровы, дворяне-помещики, не имевшие уже ни отца, ни матери – жили в родовом своем имении, селе Нуче, Ардатовского уезда. Брат раньше много лет служил в Лифляндии в военной службе, там и женился. Тяжкий недуг принудил его выйти в отставку и поселиться в деревне. Елена Васильевна Мантурова, младшая по годам брата, была веселого нрава и мечтала лишь о светских забавах и выходе замуж. Самые лучшие врачи не только не могли излечить болезнь Мантурова, но не в силах были даже определить ее. Так как село Нуча находилось всего в 40 верстах от Сарова, то молва о святости и силе молитв преподобного Серафима, конечно, дошла и до Нучи. Болезнь развилась до того, что у больного выпадали кусочки кости из ног, и тогда, по совету близких, он решился отправиться к о. Серафиму. С трудом был он приведен своими крепостными к дверям старца, который, выйдя к нему, ласково спросил: «что пожаловал, – посмотреть на убогого Серафима?» Упав старцу в ноги, больной умолял исцелить его. Тогда старец спросил больного трижды, верует ли он в Бога, и на троекратный утвердительный ответ его сказал: «верь же и в то, что верующему все возможно от Бога, а я, убогий Серафим, помолюсь!» И, после молитвы, помазывая больные ноги Мантурова елеем, старец произнес: «по данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую!» Затем он велел ему идти, – и больной пошел, навсегда исцеленный. Когда исцеленный благодарил старца, старец сказал «что ты! Это дело – единого Господа. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Догматы 1 . Брат ваш пишет вам, что «евангелистам принадлежат очень немногие догматы ». Главных догматов Православной Церкви только два: догмат о Святой Троице и догмат о воплощении Сына Божия. Об этих догматах говорит все Евангелие… 2 . Брат ваш пишет: «Догматы – это положения, ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Соборами». Догмат есть не положение человеческое, ясно формулированное, а истина Божественная о Боге, истина, которую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя. 3 . Брат ваш утверждает: «От догматов до духа христианского как до звезды небесной далеко». Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о Святой Троице, сказав: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28, 19 ), то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христианском, говоря: Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28, 20 ). Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе Дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок, и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим. 4 . Брат ваш говорит: «Ересь есть уклонение от мнения большинства». Неправда. Ересь есть уклонение от истины Божественной, а не от мнения большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010