Прежде нежели постучались, они услышали, что авва Иосиф и ученики его поют. Долго простояв, наконец постучались. Старец принял их с радостию. Ученики Евлогия, так как был сильный жар, и Евлогий томился жаждою, налили в сосуд воды, и подали ему. Вода эта была смешана из морской и речной, и Евлогий не мог пить. Размышляя сам с собою, Евлогий припал к старцу, и просил его объяснить причину поведения ох, говоря: авва! что это значит: прежде вы не пели, а теперь, когда мы ушли, стали петь? и взяв сосуд, чтобы напиться воды, я нашел в нем соленую воду? Старец отвечал ему: брат неосторожен, - и по ошибке примешал морской воды. Евлогий продолжал просить старца, желая узнать истину. И Иосиф сказал ему: та малая чаша вина - есть чаша любви, а это - вода, которую всегда пьют братия. И научил его разсуждению помыслов и отсек от него человеческое. Евлогий сделался снисходителен, и в последствии ел все предлагаемое, научился и сам делать втайне, и сказал старцу: подлинно, ваше делание есть истинное. 8. Брат пришел однажды к авве Феодору Фермейскому и пробыл при нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал ему, - и брат пошел печальный. Ученик аввы говорит ему: авва, почему ты не сказал брату слова? - он пошел с печалью. Старец отвечал ему: правда, я не сказал ему слова, но потому, что он торговец, и хочет прославляться чужими словами. 9. Другой брат спросил его: хочешь ли, авва, - в продолжении нескольких дней не буду есть хлеба? Хорошо сделаешь, отвечал авва, - я сам сделал так же. - Брат говорит ему: итак я хочу снести чечевицу мою на толчею, чтобы сделать из нее муку. Авва Феодор отвечал ему: если ты опять хочешь идти на толчею, то сделай себе хлеб, - какая же теперь нужда такого выноса чечевицы? 10. Иной брат пришел к нему и начал говорить и рассуждать о таких делах, в которых он еще не упражнялся. Старец говорит ему: ты еще не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков, и прежде плавания уже прибыл в город. Но наперед сделай дело, а потом приходи рассуждать о том, о чем теперь говоришь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Прогулки твои – в саду гранатовом, где дерева с плодами в скорлупе, киперы с нардом, Нард и шафран, сахарный тростник и корица со всеми деревами Ливана, смирна и алой со всеми первыми благовониями, Влага для садов – колодец с водою живою и текущею с Ливана. Унесись ветер северный, и принесись южный, повей на сад мой, и да струятся благовония мои. Невеста просит отца о том, чтобы жених сошел в сад Пусть сойдет брат мой в сад свой, и пусть вкушает плоды его, что в скорлупе. Жених невесте Глава 5 Вошел я в сад мой, сестра моя невеста, собрал смирну мою с благовониями моими, ел хлеб мой с медом моим, пил вино мое и молоко мое. Жених ближним его Ешьте ближние и пейте, и упивайтесь, братия. Я сплю, а сердце мое бодрствует. Невеста чует жениха, стучащегося во дверь Голос брата моего! Он стучится в дверь! Жених невесте Отвори мне, сестра моя, ближняя моя, голубица моя, совершенная моя. Ибо голова моя смочена росою, и кудри мои каплями ночными. Невеста Я скинула с себя одежду мою: стану ли надевать ее? Я вымыла ноги мои: стану ли марать их? Брат мой простер руку свою сквозь скважину; и внутренность моя встрепенулась от него. Я встала, чтобы отворить брату моему. С рук моих капала смирна, с перстов моих смирна густая капала на ручки замка. Отворила я брату моему. Но брат мой ушел. Душа моя унеслась за ним. Я искала его и не нашла его; звала его, и он не послушал меня. Нашли меня стражи, обходящие город, били меня, изранили меня: сняли с меня покрывало мое стражи стен. Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: если найдете брата моего, что скажете ему? Скажите, что я уязвлена любовию. Дочери Иерусалима и стражи осведомляются у невесты о женихе Чем отличается брат твой от брата, прекрасная между женами? Что брат твой пред братом, что так ты закляла нас? Невеста описывает брата, каков он Брат мой бел и румян, отличен от тьмы тем. Голова его – золото кефазское, кудри его – еловые ветви, черны, как ворон. Глаза его, как голуби у полных вод, вымытые в молоке, сидящие у полных вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это искушения душевные. А из телесных с ними случаются эти: приступы боли, от которых они не могут избавиться; они всегда связаны и встречаются с людьми злыми и безбожными; они попадают в руки злых людей, и те доставляют им страдания; сердце их вдруг начинает учащенно биться от страха перед Богом беспричинно и неожиданно; часто нападает на них внезапная боязнь; они часто падают со скал и с высоты, разбивая тело свое; у них нет тех, кто мог бы поддержать их сердце Божественной силой и упованием веры. И чтобы сказать вкратце, все, что невозможно и что превыше сил, все это находит на них, и все перечисленное тут – это виды искушений гордости» 51 . Вот, брат Иоанн, по милости и с помощью Божией я привел тебе здесь немногие свидетельства из Божественного Писания и творений святых отцов о великой пользе смирения, из которых видно, что у тех, кто проводит жизнь свою в смирении, нет таких больших и тяжелых искушений, как у врагов Божиих, то есть у гордых и надменных. Потому, брат мой, мы, грешные, должны непрестанно молить Благого Бога, да удостоит Он и нас дара смирения, чтобы мы до последнего вздоха шли путем смиренномудрых. Потому что только путь смирения ровен и тих и доставляет покой душе в веке сем. Этому учит нас Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос , говоря: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Брат: Я бы спросил вас, преподобный отче, еще об одном деле, если это не очень досадит вам. Старец: Говори, брат Иоанн, что надумал сказать. Брат: Я припоминаю, преподобный отче, что когда-то слышал, как вы говорили, что одно дело – смирение, а другое – знание себя. Потому я очень просил бы вас сказать мне, если у вас есть еще время, каково различие между знанием себя и смирением, потому что, мне кажется, что они одно и то же. Старец: Поскольку ты вспомнил и об этом, брат Иоанн, то знай, что знание себя не то же, что смирение, а только ступень смирения. Чтобы понять это лучше, послушай святого Исаака Сирина , который говорит: «Не всякий, кто мягок по природе или понятлив, или кроток, уже достиг ступени смиренномудрия. Но и того, кто пребывает в памятовании о своих падениях и прегрешениях и считает себя смиренным в мыслях и вспоминает о них, пока он не сокрушит своего сердца и не низведет ум свой из помыслов гордыни, мы не сочтем его смиренномудрым, хотя все это и достойно похвалы. Потому что у него есть еще помысл гордыни, и он не стяжал смирения, а только искусно приближается к нему. По-настоящему же смиренномудр тот, кто имеет в себе сокрытым что-либо достойное гордости, но все же не гордится, а считает себя землей и прахом, и пеплом» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

110 . Один брат жил вне села своего и в продолжение многих лет не входил в село. Он говаривал братиям: «Вот уже сколько прошло лет, и я не входил в село; а вы так часто туда ходите». Сказали о нем авве Пимену. Старец отвечал: «Я пошел бы ночью и кругом обошел бы село, чтобы не тщеславиться мыслью, что я не хожу в село». 111 . Брат просил авву Пимена: «Дай мне наставление» Старец говорит ему: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же остывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». 112 . Авва Иосиф сказывал, что авва Пимен говорил: «В Евангелии написано: кто имеет одежду, продай одежду свою и купи меч ( Лк.22:36 ), то есть кто живет в удовольствиях, тот должен оставить их и избрать тесный путь». 113 . Некоторые отцы спрашивали авву Пимена: «Позволишь ли нам обличить брата, когда мы увидим, что он грешит?» Старец отвечал: «А когда мне нужно бывает идти через то место, и я вижу его во грехе, прохожу мимо и не обличаю его». 114 . Авва Пимен говорил: «В Писании сказано: яже видеста очи твои, глаголи ( Притч.25:8 ); а я советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат был обманут точно таким образом. Представилось ему, будто брат его грешит с женщиной. Долго боролся он сам с собой, наконец подошел, толкнул их ногой, думая, что это точно они. Но оказалось, что то были снопы пшеницы. Потому-то я и сказал вам: «Не обличайте, если даже и осязаете своими руками " » 115 . Брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? – Меня искушает дух блуда и гнева». Старец отвечает: «Давид говорит о себе: «Льва я поражал, и медведя задушал» (см.: 1Цар.17:35–36 ); а это может значить: я истреблял гнев и блудный помысл сокрушал трудами». 116 . Авва Пимен говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Если кто услышит худое, то есть, обидное слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет, или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

110 . Тогда он подошел к брату, который нерадив, и сказал ему: «Вот я вижу тебя, что ты страдаешь и близок к смерти. Что ты думаешь о себе?». Ответил брат: «Поверь мне, мой отец, что я не выполнял ни одной заповеди твоей, и не знаю, каким образом я оправдаюсь». 111 . Тогда он подошел к месту брата праведного. А он не был сильно отягощен болезнью. Он спросил его, говоря: «Что ты думаешь? Если Господь посетит тебя, ты уверен, что обретешь милосердие?». Ответил этот, говоря: «Поверь мне, мой отец святой, что я старался соблюсти все твои заповеди, но да будет милосердие у Бога, (а) что встретит меня, я не знаю». Сказал мой отец ему: «Хорошо». 112 . И после этого брат усердный скончался и пошел к Господу. Тот же, который нерадив, поправился от своей болезни. Но он по-прежнему был нерадивым, и наш отец апа Шенуте скорбел за него. 113 . Случилось, что братья покрывали землей ток для расстилания хлеба 175 , и некоторые из братьев носили землю, причем с ними (был) брат нерадивый, который исцелился от болезни, и он ходил медленно с корзиной земли, будучи ленивым, в рассеянности, развязности и небрежности. Поднялся же в гневе наш отец-старец, схватил его, поверг на землю, причем корзина с землей была на нем, и сказал ему таким образом: «Тебе недостаточно, что я отдал брата усердного за тебя? Я сделал так, чтобы ты был возвращен назад (к жизни), желая, чтобы ты покаялся! И вот опять ты не опомнился от своих скверных дел!». Брат же поднялся и поклонился нашему отцу, говоря: «Прости меня!». 114 . Затем он направил свой путь к покаянию с великим усердием, и воздыханиями, и слезами до истечения месяца. А по истечении месяца он заболел смертельно, и наш отец святой апа Шенуте пошел к нему, чтобы посетить его, и стоял возле него, пока он не скончался. Тогда сказал братьям наш отец: «Вот брат пошел к Господу сегодня; нет никаких грехов в его жизни». 115 . Случилось однажды, что наш Господь Иисус Христос пришел к нашему отцу апе Шенуте и заговорил с ним, говоря таким образом: «Твои собратья, которые в пустыне, пожелали видеть твоих детей, и вот они придут к тебе этой ночью». И сказав это, Он удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

114. (Некто спросил any Петра, ученика апы Лота, говоря: «Когда я сижу в келье, то душа моя покойна, но если приходит ко мне брат и начинает говорить мне посторонние слова, то душа моя возмущается». Петр отвечает ему: «Ключ твой отпирает дверь твою». Брат говорит ему: «Что значит это слово?». Апа отвечает: «Если кто приходит к тебе, ты говоришь ему: «Как ты живешь? Откуда пришел? Как живут братья? Имеют ли общение с тобою?». И тогда ты не отпираешь ли дверь брату и не слушаешь ли то, чего не хочешь?». Тот говорит: «Да, это так. И что же сделать, если придет брат?». Старец отвечает: «Плач всему научает, где же нет плача, там невозможно уберечься)». Сказал он ему: «Когда я в келье, плач со мной. Если же ктонибудь приходит ко мне или я вышел из моей кельи, я не нахожу его». Сказал он ему: «Он не подчинялся тебе никогда, но это как бы в долг». Сказал он ему: «Что значит это слово?». Сказал он: «Если человек потрудится в какомлибо деле во (всю) свою силу, он найдет его в любое время, когда возымеет нужду в нем». 115. Когда апа Силуан жил на горе Синайской, пошел его ученик Захария на служение (и) (сказал ему: «Спусти воду и полей сад». Он же, вышед, закрыл лицо свое куколем и смотрел только себе под ноги. В это время шел к нему брат и, увидя его издали, подумал про себя: «Что он делает?». Потом, по- дошедши, брат говорит ему: «Апа! Скажи мне, для чего ты закрыл лицо свое куколем и так поливал сад?». Старец отвечает: «Для того, чадо, чтобы глаза мои не видели деревьев и ум мой не отвлекался ими от делания Божия»). 116. Говорила еще (святая Синклитика): «Нет у нас в этом месте беззаботности, ибо сказало Писание: «Тот, кто стоит, пусть смотрит, чтобы он не   . Мы плаваем в неизвестности, ибо эта жизнь — море, сказано нам псалмопевцем Давидом   . Но (в море то находятся подводные камни, то исполнено оно бывает большими животными, то сохраняет тишину. Мы думаем о себе, что плаваем в тихой части моря, а мирские — в опасных. Мы плаваем днем, руководимые солнцем правды, а они блуждают в ночи неведения. Но часто и мирскому, в буре и опасности находящемуся, когда он возопиет и будет бодрствовать, возможно спасти свой корабль, а нам, сущим в тишине, случается идти ко дну от нерадения, когда мы оставляем кормило правды»).

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

14) Сказывал еще блаженный: шли мы однажды, - я, один брат и из мирян несколько, - по Неапольской дороге (в Самарии) и пришли на то место, где была таможня. Миряне знавшие, что по обычаю тут требовалось, отдали пошлину ничего не говоря; но брат, бывший со мною, начал противоречить, говоря им: смеете вы требовать с монахов?! - Услышав это, я сказал ему, что ты делаешь брат? Ты не другое что говоришь ему, как, хоть и нехотя, чти меня как святого. Другое дело, если б он сам видя твою добрую волю и смирение, устыдился и сказал: прости, не возьму. И так ты поступил не как ученик кроткого и смиренного. Отдай, что должно, и проходи далее с миром. 15) В другой раз, когда был я во святом граде, пришел ко мне некто из христолюбцев и говорил: возымели мы, - я и брат мой небольшое друг на друга неудовольствие; и брат не хочет помириться со мною. Умилостивись, поговори ему. Я с радостью согласился на то, и призвав брата того, говорил ему, что может склонить к любви и к миру. Он казалось убедился, но потом говорит мне: нет не могу помириться с ним, потому что крестом поклялся не мириться. Тогда улыбнувшись я сказал ему: клятва твоя имеет такой смысл: клянусь честным крестом Твоим, что не буду соблюдать заповеди Твои, но буду творить волю врага Твоего диавола. Ведай же, что не только не обязаны мы стоять в своем слове сделать какое либо злое дело, но паче должны каяться и сокрушаться о том, что положили сами с собою поступать так, - как говорил Богоносный Василий; если б Ирод опомнился и не исполнил клятвы своей, то не впал бы в великий грех обезглавления Предтечи Христова. Наконец я ему привел сказание св. Евангелия о том, как когда Господь хотел умыть ноги Св. Петра, сей последний с ретивостию свойственною клянущимся говорил: неумыеши, - а потом не только согласился на это, но и возжелал большего (Ин.гл.13). 16) Говорил опять блаженный: спросили меня, как следует обуздывать гнев, - и я сказал в ответ: начало обуздывания гнева есть - не говорить, пока продолжается гневное раздражение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/900/...

161. Блаженный еще часто говорил: не знаем мы, люди, как сделать, чтоб нас любили и почитали, но потеряли разум свой. Если кто-либо немного потерпит на брате своем, когда тот гневается или скорбит из-за него (на него), то брат, скоро придя в себя и узнав, как тот потерпел, самую душу свою положит за него. При сем припомнил блаженный такой случай: один брат имел авву весьма кроткого, которого за великую добродетель и чудеса, какие он творил, вся страна почитала как ангела Божия. Однажды, по действию врага, брат сей подошел к старцу и при всех начал крайне злословить его. Старец стоял и только смотрел на уста его, затем сказал: благодать Божия в устах твоих, брат мой! Тот еще более стал бесноваться и говорил: знаю я, глупый, ты говоришь это для того, чтоб казаться кротким. Но старец сказал на это: поистине, брат мой, то, что ты говоришь, справедливо. Некто после спросил его: неужели ты не смутился, старец Божий? Он отвечал: нет, ибо почувствовал в душе своей, что она была как бы покрываема Христом. И по истине, должно благодарить таковых и почитать их: тому, кто страстен, – считать врачами, исцеляющими раны души его, а тому, кто бесстрастен, – благодетелями, доставляющими ему царство небесное. 162. Говорил опять блаженный: когда я был в Тирском монастыре, прежде перехода моего оттуда, пришел к нам один добродетельный старец, и мы начали читать достопамятные сказания о святых старцах, ибо блаженный любил прочитывать их и почти дышал ими, отчего и собрал из них плод всякой добродетели. Так мы дошли до повествования о старце, к которому пришли разбойники и сказали: мы положили взять все из келлии твоей. На что старец ответил: возьмите все, что вам покажется, дети. Они забрали все и ушли, оставив одну сумку. Обнаружив сумку, старец взял ее и погнался вслед их, крича: дети! Возьмите то, что вы забыли в келлии нашей. Тогда, удивившись незлобию старца, они возвратили ему все, и, раскаявшись, сказали друг к другу: истинно, это человек Божий. Когда мы прочитали об этом, старец сказал мне: знаешь, авва, это сказание много принесло мне пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

1.3.Евангелийские истины в произведении Н.В. Гоголя. Но выносит ли Гоголь своему герою суровый и беспощадный приговор? Нет, автор по-христиански сострадает этому несчастному, совершенно безобидному человеку и силою своего гения пробуждает наше сочувствие к нему. Что же лежит в основе такого сострадания? «Ключ ко всему, - пишет М. М. Дунаев, - в том знаменитом месте, о котором говорили слишком много, но слишком простой заключенной в нем истины, кажется, так и не обнаружили» 132]. Гоголь, повествуя об атмосфере совершенно бесчеловечного отношения чиновников, сослуживцев к Акакию Акакиевичу, упоминает об одном молодом человеке, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей, и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими пронизывающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» 530]. Я брат твой... «Понятие братства», как пишет М. М. Дунаев, не имеет смысла без понятия об отцовстве. Речь идет о духовном родстве: «Акакий Акакиевич Башмачкин брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает не жертве социального угнетения, но творению Божию, не сумевшему проявить в своей любви образ и подобие Отца, в нем, в творении, заключенного» 133]. Я брат твой... В этих знаменитых, ключевых словах, заключается не только мольба о снисхождении к слабому, беззащитному человеку, сострадании к его тяжкому положению, но и прямой призыв к помощи погибающему таланту. Свидетельством тому служит отношение самого автора к своему герою не как к безнадежному «идиоту» и «уроду», но как к «возможно полноценному и даже гениально одаренному 219]. Я брат твой... Здесь Гоголь опирается на Евангельские истины: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 11-12, 19-21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/08/...

211. Некто рассказывал, что один брат, впадший в грех, пришел к авве Лоту и в смущении входил и опять выходил из кельи и не мог сидеть. Тогда авва Лот спрашивает его: «Что ты имеешь, брат?» Брат отвечал ему: «Я сделал большой грех и не могу открыть его отцам». Старец сказал ему: «Исповедай грех свой мне, и я возьму его на себя». Тогда брат сказал старцу: «Я впал в блуд и неистово стремился достичь этого». «Не унывай, – сказал ему старец, – есть покаяние. Пойди пребывай в пещере и постись по два дня, а я принимаю на себя половину греха твоего». По прошествии трех недель старцу было открыто, что Бог принял покаяние брата, и брат пребыл в послушании у старца до самой смерти своей. 212. Однажды авва Лонгин спрашивал авву Лукия о трех своих помыслах. Он говорит: «Я хочу странствовать». Старец отвечает ему: «Если не будешь воздерживать языка своего, не будешь странником, куда бы ты ни пошел. Но обуздывай здесь язык свой, и будешь странник». Потом авва Лонгин говорит авве Лукию: «Хочу поститься». Старец отвечал: «Пророк Исаия сказал: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис. 58: 5). Лучше обуздывай худые помыслы». Наконец авва Лонгин говорит: «Хочу бежать от людей». Старец отвечал: «Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не сможешь хорошо жить». 213. Одна женщина, имевшая в груди болезнь, называемую рак, зная по слуху об авве Лонгине, искала случая видеть его. Он жил от Александрии к западу в девяти милях. Когда женщина пришла искать его, блаженный Лонгин собирал дрова на берегу моря. Увидев его и не зная, что это сам Лонгин, она спросила его: «Авва, где живет авва Лонгин, раб Божий?» Старец сказал ей: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему. Он обманщик. Какое у тебя дело к нему?» Женщина открыла ему болезнь свою. Авва Лонгин перекрестил больное место и отпустил ее, сказав: «Ступай, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе». Женщина поверила слову старца, пошла и тотчас исцелилась. После того, рассказывая некоторым об этом деле и описывая признаки старца, она узнает, что исцелил ее сам авва Лонгин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010