352. Один брат жил вне села своего и в продолжение многих лет не входил в село. Он говорил братиям: «Вот уже сколько прошло лет, и я не входил в село, а вы так часто ходите». Сказали о нем авве Пимену. Старец отвечал: «Я пошел бы ночью и кругом обошел бы все село, чтобы не тщеславиться мыслию, что я не хожу в село». 353. Брат просил авву Пимена: «Дай мне наставление». Старец говорит ему: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему, когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: пока он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». 354. Некоторые отцы спрашивали авву Пиме на: «Позволишь ли нам обличить брата, когда мы увидим, что он грешит?» Старец отвечал: «Когда мне нужно бывает идти через то место и я вижу брата во грехе, прохожу мимо и не обличаю его». 355. Авва Пимен говорил: «В Священном Писании сказано: яже видеста очи твои, глаголи (Притч. 25: 8); а я советую вам не говорить даже о том, что осязали вы своими руками. Один брат был обманут именно таким образом. Представилось ему, будто брат его грешит с женщиною. Долго боролся он сам с собою, наконец, подошел, толкнул их ногою, думая, что это точно они. Но оказалось, что то были снопы пшеницы. Потому-то я и сказал вам: «Не обличайте, если даже и осязаете своими руками». 356. Авва Пимен говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Если кто услышит худое, то есть обидное слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет; или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику – тот полагает душу свою за ближнего». 357. Брат спросил авву Пимена: «Что такое лицемер?» Старец отвечал ему: «Лицемер есть тот, кто учит ближнего своего тому, до чего сам не достиг». В Священном Писании сказано: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7: 3–4) 358. Брат спросил авву Пимена: «Что значит гневаться на брата своего напрасно?» (см. Мф. 5: 22). «Напрасно гневаешься, – отвечал старец, – если гневаешься за всякую обиду, которою обижает тебя брат твой. Даже если бы брат выколол у тебя правый глаз или отсек тебе правую руку и ты стал бы на него гневаться, ты гневался бы напрасно. Тогда только гневайся на брата, когда удаляет тебя от Бога».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

4. Старца, который вил веревку и не поднимал глаз от работы, спросили что нужно делать, чтобы спастись, и он ответил: «Как видишь». 5. Другой старец пришел к реке и увидел заросли тростника, нарезал листьев, сел на берегу и принялся вить веревку: вил и выбрасывал в реку, вил и выбрасывал. Так он делал, пока не пришли люди и не увидели его. Тогда он встал и ушел. Ведь он делал это не по нужде, а ради того, чтобы трудиться в безмолвии. 6. Сказал старец:   – Когда утром встаешь, скажи себе: «Тело, трудись, чтобы была тебе пища. Душа, трезвись, чтобы унаследовать Царство». 7. Об авве Иоанне Колове говорили, что как-то раз он сказал своему старшему брату:   – Я бы хотел стать беззаботным, как беззаботны ангелы: они не трудятся, но непрестанно поклоняются Богу.    Он снял с себя плащ и отправился в пустыню. Проведя в пустыне неделю, он вернулся и постучался в дверь. Брат, услышав стук, прежде чем открыть дверь, спросил:    – Кто там?    – Иоанн, твой брат, — был ответ.    Брат сказал:    – Иоанн стал ангелом, и его больше нет среди людей.    Тогда Иоанн стал умолять пустить его.    – Это же я, — говорил он, но брат не открыл ему и оставил его на холоде на всю ночь до самого утра. А затем отворил ему дверь и сказал:    – Ты человек и должен трудиться ради пропитания.    Иоанн покаялся и сказал:    – Прости меня. 8. Старец сказал: «Бог не любит ленивых и бездельников».   Брат, не опускай рук, пока делаешь работу. Тебе часто будет приходить помысел и говорить, что ты никогда не сможешь научиться рукоделию. Дескать, ты немощен и малодушен и не сможешь до конца вынести такого утомительного труда. И все твои члены начнут ныть от напряжения. Ведь ты не привык работать. Так что, скажет тебе помысел, иди туда, откуда пришел. Ведь и там, если ты будешь бояться Бога, спасешься.    Никогда, брат, не поддавайся этому помыслу, но терпеливо ожидай Господа, зовущего тебя в Свое Царство. Господь сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). И еще: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», — и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20). И мы, возлюбленный брат, будем терпеть. Не на человека мы надеемся, человек нас спасти не может, но на Бога, спасающего надеющихся на Него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

6:16); но когда взят был Иродом и посажен в темницу (Деян. 12:6), не соборные ли молитвы Церкви избавили его из рук Иродовых? Об этом молится и Давид, говоря: " Одного просил я у Господа, того только ищу, чтоб пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его " (Пс. 26:4). Об этом и сам Господь сказал: " Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их " (Мф. 18:20). Если в собрании двух или трех, то тем более Он там, где собрание столь велико, что в нем сходится более ста братии. Там присутствует Бог наш, внимающий призывающим Его, как в святом Печерском монастыре. Там, на церковном огне, готовится и благословенный обед братии, и - Бог свидетель мне в том, - что я, грешный епископ Симон, не прикоснулся бы ни к какому другому блюду, только бы к укруху хлеба и сочива, приготовленного для той святой братии. И ты, брат, остерегайся сегодня хвалить предложенное на трапезе, а на завтра роптать на варившего и пекшего пищу брата, потому что этим ты оказываешь неприятность начальнику монастыря и будешь причтен к тем, о которых написано в Отечнике, что они одному прозорливому старцу, когда роптали на предложенную пищу, казались ядущими мотыла. Так как хулящий губит себя, ты, когда ешь или пьешь, всегда за все благодари Бога, повинуясь апостольскому изречению: " Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию " (1 Кор. 10:31). Терпи, брат, и досаждение, ибо " претерпевший до конца, - сказал Господь, - спасется " (Мф. 10:22), и такой спасется без труда. Поэтому если случится тебе быть оклеветанным кем, и кто-нибудь, придя к тебе, расскажет, что тот брат нехорошо говорил о тебе, ты скажи ему: " Если он и укорил меня - он мне брат, а я достоин того; и он делает это не сам собой, но враг диавол подстрекнул его к тому, чтоб произвести вражду между нами. Господь же да отгонит лукавого и да помилует брата! " Возразишь, что другой укоряет тебя пред всеми в лицо - не скорби и об этом и не допускай себя быстро до гнева, но, упав, поклонись брату до земли со словами: " Прости мне, брат, я оскорбил тебя " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

6 . Но теперь Халев восстает на Город письменностей и говорит: «Кто поразит Город письменностей и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, младший сын Кеназа, брат Халева» ( Нав.15:16–17 ). А Гофониил, захвативший Город письменностей, означает «ответ Бога». Но ответом Бога можно назвать того, кому Бог отвечает, то есть возвещает секреты и раскрывает тайны. Таким образом, тот, кто может захватить Город письменностей Ветхого Завета и разрушить букву, которая «убивает» ( 2Кор.3:6 ), есть младший брат Халева. Я в Церкви младший брат Халева, я, который, отклонив и упразднив букву закона, ищет в ней духовный смысл. Я отвергаю букву, когда не обрезываюсь по плоти, когда не ем по плоти опресноки, когда не совершаю с евреями Пасху и не соблюдаю по букве субботу. Ведь обещано мне, что если я разрушу Город письменностей, то получу дочь моего старшего брата. Ибо прежде я был сыном Кеназа, что означает «презрение». А кого презирали, если не нас, народы, которые были «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» ( Еф.2:12 )? Ибо мой старший брат, чью дочь я теперь получаю, поскольку разрушил Город письменностей, был сыном Иефоннии, что означает «обращение». Потому и дает он мне свою дочь, то есть свое знание и понимание закона дает он мне, своему младшему брату, согласно написанному: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Следует, однако, понимать, что закон, представленный здесь нами Халевом, – одно, а буква Ветхого Завета, образно отображенная Городом письменностей, – другое. Итак, получив его дочь, я, его младший брат, забираю ее из дома ее отца. И когда она уходит со мной, сидит на осле – на каком осле? Несомненно, на том, которого отвязали ученики Спасителя (ср. Мф.21:2 и далее), – и говорит она отцу своему: «Дай мне благословение. И получила она Голафмаим верхний и Голафмаим нижний» ( Нав.15:18–19 ). Ибо Апостол ясно говорит: «Имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим.4:8 ); и Спаситель обещает тем, кто следует совершенству Его слова, что они получат в нынешнем веке «во сто крат более, а в веке грядущем – жизнь вечную» ( Мк.10:30 ). Вот что значит получить в благословение Голафмаим верхний и Голафмаим нижний.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Имейте, любезные братья, послушание к вашему о Господе предстоятелю. Исполняйте его слово до конца и никогда не относитесь небрежно к тому, что он говорит. И тогда будет с вами Тот, Кто сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 20). Любезные братья! Даже если наши игумены несправедливы к нам — чего да не будет! — станем служить им с доброй совестью, как Самому Господу, а не как людям, и будем помнить, что от Господа мы и получим награду.    Был один старец. Он жил за пределами Александрии, в тех келиях, что называют пустынническими. А старец был человеком гневливым и малодушным. Один молодой брат услышал о нем и дал завет Богу: «Господи, за все, что я творил в миру, пойду и буду жить у этого старца, буду работать и заботиться о нем».    Каждый день старец обходился с ним, как с собакой. Но Бог увидел смирение и терпение брата. Через шесть лет послушания у старца юноше явился во сне некто держащий в руке длинный свиток. Половина свитка была затерта, а половина еще оставалась исписанной. Он показал свиток брату и говорит:    – Половину долга отпустил тебе Владыка Господь. Позаботься и о прочем.    А рядом с ним жил другой старец, человек духовный, и он знал всю историю брата. Он часто слышал, как старец выходит из себя и без причины оскорбляет брата, как брат кладет ему поклоны, а старец не смягчается. Всякий раз, встречая брата, этот духовный старец спрашивал его:    – Ну что, чадо, как прошел день? Что мы сегодня заработали? Много ли стерли из свитка?    Когда же, изредка, бывал день, что старец не ругал ученика, не оскорблял его и не гнал прочь, вечером брат приходил к соседу и с плачем говорил:    – Беда, авва, сегодня у меня плохой день. Ничего я сегодня не заработал и весь день провел в праздности…    Прошло еще шесть лет, и брат почил. А духовному старцу, его соседу, было видение. Он увидел, что брат находится посреди мучеников и с великим дерзновением молит Бога о своем старце: «Господи, как ради него Ты помиловал меня, так и его помилуй ради многих Твоих щедрот и ради меня, раба Твоего». И через сорок дней Господь взял к Себе в место упокоения и самого старца. Вот какое дерзновение обретают пред Богом те, кто терпит скорби.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   Любезный брат! Разве мы забыли все то, что претерпел ради нас Владыка всяческих? Его бранили, оскорбляли, говорили: «В Тебе бес», а Он не гневился. Его заушали, били по щекам, насмехались, пригвоздили к Кресту, дали отведать уксуса с желчью, копьем пронзили ребро… И все это Он претерпел ради нашего спасения, а мы ради Него не можем снести даже маленькой грубости? Что мы ответим Ему в день судный? Какое мы найдем себе оправдание, если Он ко всем прочим благодеяниям, что сделал для нас, присовокупил еще эти? А что Он требует взамен?    Так оставим, брат, все это тщеславие, вернем мужество и твердость своему сердцу и скажем вслед за апостолом: мы готовы не только принять побои и раны за Христа, но и умереть за Него. Ибо если мы Ему состраждем, то с Ним и будем прославлены, и с Ним и унаследуем Царство. Глава 34. О том, что нужно повиноваться своему игумену даже до смерти, любить его и относиться с почтением    Однажды, когда святой Бенедикт безмолвствовал в келии, его ученик Плакид пошел к озеру, которое местные называют Лакком, чтобы набрать воды. Он хотел зачерпнуть воды кувшином, но выронил его, и течение отнесло кувшин. Тогда брат попытался выхватить его из воды, но поскользнулся и упал в воду. А течение было таким сильным, что его отнесло от берега на расстояние полета стрелы. Человек Божий, как мы сказали, был в это время в своей келии. Он узнал о том, что случилось, позвал ученика Мавра и говорит ему:    – Брат Мавр, беги скорее — там брат Плакид упал в Лакк, и течение уже далеко отнесло его.    Мавр, лишь только услышал веление своего духовного отца, бросился бегом. Пришел он на место и видит, что Плакида действительно отнесло далеко от берега. Но Мавр, с твердой верой и уповая на отчие молитвы, ступил на воду, пошел по ней пешком, как по суше, и догнал Плакида, которого уносили волны. Затем он схватил его за волосы, вытащил из воды и тем же путем вернулся на сушу. Только тогда Мавр пришел в себя и понял, что шел по воде и что такое могло случиться только по чудотворным молитвам его духовного отца. Он поразился и пришел в ужас от того, что произошло, поэтому, вернувшись, он рассказал святому о Божием знамении, которое совершилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Бдите, сказано, не весте бо, в кий час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). Послушайте вы, говорящие, – вразумляет нас Апостол Иаков, – сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий ( Иак.4:13–14 ). Итак, любезный брат, ты желал было еще пожить на белом свете, но Господь не судил тебе: неумолимым ходом лютой болезни ты подсечен в самой поре жизни. Ты претерпевал жестокие мучение от своей болезни и не получил избавление от нее, вероятно, для того, чтобы, по свидетельству Апостола, лучшее воскресение улучить ( Евр.11:35 ). Твоя болезнь была чистилищем души твоей. Но жена твоя, но дети твои? О, да не скорбит дух твой: у них остался Отец, от Которого всякое отечество на земли и на небеси именуется ( Еф.3:15 ), Отец щедрот и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ), Который знает кому вверить охранение их судьбы! Этот Отец бесконечно лучше всяких земных родителей, и, дерзну сказать, лучше тебя может и сохранить жизнь и воспитать твоих малюток. Итак, покойся, покойся, любезный брат, до радостного воскресение из мертвых в последний день; ничто да не нарушает твоего покоя: ибо довольно, довольно с тебя тех мучений и забот, которые ты перенес в этой коловратной, злой жизни. А меня, любезный брат, прости, в чем я тебя огорчил, как человек, по моему нетерпению и грешному себялюбию, или по своему мнительному характеру. Прости, прости, брат, отец Григорий, и да не сетует на меня душа твоя! Ах, все мы подвержены в этой жизни разным душевным и телесным немощам и недугам; во всех проникает темное и злое влияние духов злобы поднебесных, которым, по неосмотрительности или пристрастию к здешней жизни, многие увлекаются. Общий наш долг прощать друг другу, да и Отец наш небесный простит нам согрешение наши ( Мк.11:25 ). Прости же, брат, прощаю тебя и я во всем, в чем, казалось, ты оскорблял меня; прости, – и помолись за меня, если обрящешь дерзновение пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— В одном селе жили два брата. И у того и у другого дома умерли родственники. Но один брат оставил своего скончавшегося родственника и пошел оплакивать чужого. Услышав эти слова, старец умилился, вспомнил, как поступил с братом, и сказал: — Пимен пребывает высоко в небе, а я — низко на самой земле. 19. Отцы спросили авву Пимена: — Если мы увидим согрешающего брата, ты благословишь обличить его? — Если мне понадобится идти через Кельи, — ответил авва, — и я увижу согрешающего брата, то пройду мимо и не обличу. 20. Они спросили у него: — Как же авва Нисферой всю жизнь терпел своего ученика? — Если бы, — ответил авва, — это был я, то я бы и подушку клал ему под голову. Авва Анув спросил: — А что бы ты сказал Богу? Авва Пимен ответил: — Богу я бы сказал: «Ты говорил: Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7, 5). 21. Брат спросил авву Пимена: — Что мне делать? — В Писании сказано, — ответил авва, — беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем (Пс. 37,19). 22. Как–то авва Пимен пришел в Египетскую землю, чтобы там поселиться, и случилось так, что рядом с ним жил брат, у которого была жена. Но авва не обличал его. И вот однажды ночью женщина родила. Старец, поняв это, позвал своего младшего брата, жившего вместе с ним, и сказал: — Возьми сосуд вина и отнеси соседу — ему сейчас это очень нужно. Никто не знал, что женщина родила, но младший брат сделал так, как велел старец. А брат получил пользу, раскаялся и через несколько дней отпустил жену, снабдив ее всем необходимым. Он сказал старцу: — С сегодняшнего дня я начну каяться. Брат построил себе келью рядом со старцем, часто заходил к нему, и авва просвещал его, каким путем идти к Богу и так привел его душу к спасению. 23. Однажды весь Скит собрался обсуждать согрешение брата. Отцы выступали, но авва Пиор молчал. Затем авва встал и вышел, взял мешок, наполнил его песком и взвалил себе на плечи. Потом еще и в кошель насыпал песок и подвесил его спереди. Когда отцы спросили его, что это значит, он ответил:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

В это время шел с работы Старший сын в отцовский дом; Жил с отцом он без заботы, Не скучал и за трудом. Дом пред ним: он слышит пенье, Одного зовет из слуг – «Разреши недоуменье Что за пир у нас, мой друг?» – «Младший брат твой возвратился», – Говорит слуга в ответ – «Что ж отец?» – «Распорядился, Чтоб готовили обед, Потому что он здоровым Принял сына в этот день, И взглянул он взглядом новым На былое, как на тень». – Старший сын, нахмурив брови, Не хотел войти и в дом; Молчаливый и суровый Он поник своим челом. Вышел сам отец для зова; Сын сперва пред ним молчал, Наконец, на все готовый, Так ему он отвечал: «Столько лет тружусь я в поле, Не жалея свежих сил – Я твоей отцовской воли Никогда не преступил. А когда твой сын-гуляка Есть пришел твой хлеб опять, Ты как в день веселый брака, Пир ему придумал дать: И велел убить теленка, Чтобы сына угостить; А мне дал ли ты козленка, Чтоб друзей повеселить? Разве я не сын твой тоже, Что меня ты вдруг забыл? Нет, мой брат тебе дороже: Он гулял – а я служил». – Сын мой! Ты всегда со мною, Что мое, твое давно, Ты в довольстве, ты в покое, Как в земле родной зерно; А твой брат искал свободы. Он оставил дом отца. Что ж мир дал ему? – Невзгоды, В жизни горе без конца... Жизнь нередко отрезвляет Горем путников земных; С этим горем, всякий знает, Легче жить в семье родных. Так и брат твой вынес много Горя в дальней стороне; Не суди ж его так строго: Как и ты, он дорог мне! Я давно с тоской боролся, Вдруг твой брат мне радость дал; Он потерянный нашелся Не пропал – а пропадал... Постарайся ж примириться С братом; жизнь не без конца И мы станем веселиться, Что он вздумал возвратиться – И порадовал отца. Пояснение притчи: старший сын – израильский народ: он первый получил от Бога закон и хвалился исполнением его, хотя преступлением закона и бесчестил Бога. Младший – это язычники, вообще все люди, не хранящие закона Господня, о которых книжники с презрением отзывались: народ сей, иже не весть закона прокляти суть ( Ин.7:49 ). О народе израильском Господь через пророков говорил: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному ( Ис.65:2 ). Этот народ – заблуждающий сердцем; они не познали путей Моих; и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Ср. Пс.94:10, 11 ). И они, действительно, не взошли в Царство Христово, радости спасения не прияли, – избранные получили, а прочие ожесточились ( Рим.11:7 ). И о сем через Моисея Господь предвозвестил израильтянам, говоря так: Я возбужду в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным ( Втор.32:21 ). Также и Сам возвещал: говорю же вам, что многие приидут с востока и запада, и возлягут в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю ( Мф.8:11, 12 ). И вот дал им Бог, – как сказано, – дух усыпления, глаза, которыми не видят и уши, которыми не слышат даже до сего дня ( Рим.11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 5. Обувает в сандалии: " Брат наш (имя) вторично обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело; медленным и неподвижным на самоволие и на всякое непристойное дело и чтобы день и ночь с бодростью и терпением подвизаться в молитве, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Вручает четки: «Прийми, брат (имя), вторично духовный меч, который есть слово Божие, и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса, непрестанно произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Помни, что отныне ты должен всегда непрестанно иметь на своих устах слово Божие, пребывая в молитве, славословии и пении псалмов и духовных песнопений, чтобы никакое гнилое слово не исходило из твоих уст, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), вторично щит веры – Крест Христов, которым ты угасишь все разженные стрелы лукавого; и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), вторично эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью, благочестивым размышлением, словом и делом, совершенным смирением, хранением себя в кротости, молчании и усиленном воздержании от всего, ты должен быть светом для мира, как сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. После всего этого настоятель благословляет схимника: " Брат наш (имя) принял обручение великого ангельского образа и вторично облекая во всеоружие Божие, чтобы возможно было ему побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, себя же хранить в безмолвии, – во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010