Владыка рассказал отцу Стево, что после ареста был доставлен в Загреб, где у него отняли личные вещи, панагию и облачение. Информация о том, что митрополит Иоанникий находится в Аранджеловце дошла до священноначалия в Белграде, но попытка прояснить у представителей народной власти судьбу заключенного не принесла успеха. О последних днях митрополита Иоанникия в Аранджеловце свидетельствует и доктор Александр Недок, лично знавший митрополита. В июне 1945 года он находился в качестве военнослужащего в штабе 1-й Югославской армии. Однажды в разговоре с сослуживцами он узнал о том, что его бывший учитель закона Божия находится в тюрьме в Аранджеловце. На вопрос о том, может ли он посетить заключенного, был получен ответ, что это запрещено и что лучше даже не говорить об этом. Через несколько дней он получил известие, что митрополит Иоанникий мертв. В одном из номеров журнала «Светигора» за 1992 год был опубликован рассказ протоиерея Бранко Марковича, единственного на тот момент живого священника, получившего хиротонию от рук священномученника. Отец Бранко сообщал, что в 1951–1952 годах встречал в монастыре Прасквица человека, работавшего раньше при митрополите и покинувшего вместе с ним Цетине в 1944 году. По его словам, владыка был схвачен вместе с группой священников у Зиданого моста, отправлен в Загреб и приведен к Пеко Дапчевичу. Дапчевич спросил митрополита: «Ты ли Иоанникий (Липовац)?» Услышав утвердительный ответ, он заявил, что владыка не имеет право представляться митрополитом, потому что в Цетине всегда правили великие и заслуженные люди, а не такие предатели, как он. На это владыка указал Дапчевичу, что он не имеет права так вести себя с ним, митрополитом, потому что именно он вызволил из итальянского лагеря мать Дапчевича и сделал все возможное для освобождения отца. Дапчевич ответил, что это и является подтверждением службы владыки оккупантам, а затем приказал снять с владыки все знаки епископского достоинства. В конце 1946 года митрополит Скопский Иосиф сообщал, что патриарх Гавриил, узнав об исчезновении митрополита Иоанникия из Аранджеловца и предполагая, что он убит, совершил заупокойное поминовение. Долгие годы имя священномученника практически было предано забвению. Только в 1990-е годы историки и церковные публицисты получили возможность исследовать судьбу и духовное наследие митрополита Иоанникия. В 1996 году вышла в свет книга Велибора Джомича «Голгофа митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия 1941 – 1945», в которой были собраны документы, в полной мере отражающие все обстоятельства нелегкого служения архиерея в годы войны и оккупации.

http://drevo-info.ru/articles/27228.html

Сперва одурманенные свободой и независимостью, хорваты поддержали новый режим, но в последствие начали разочаровываться в нём, поскольку он был не чем иным, как хорватским вариантом немецкого и итальянского фашизма. Недовольных становилось все больше. Оккупация Югославии вызвала широкое народное сопротивление. Возникли национально-освободительные движения: «четники» - православные сербы-монархисты и коммунисты. Те и другие были непримиримы друг к другу, но у них был один общий враг – фашизм. Партизанские движения пытались подрывать деятельность усташей, злодеяния которых были столь чудовищны, что даже гитлеровцы ужасались. Было зверски истреблено не менее 800 000 православных сербов. В первую очередь досталось духовным лицам, которые не оставили свою паству и сложили головы за истинную веру. 24 апреля 1941 года отряд усташей напал на несколько православных деревень, арестовал более двухсот заложников. Несчастные под дулами автоматов вырыли себе могилы, а потом были сожжены. И в тот же самый день католический архиепископ Степинач лицемерно обратился с пастырским словом к своим прихожанам: «Кто может обвинить нас в том, что мы, как пастыри, разделяем радость и энтузиазм народа, выражая глубокую признательность божественному величию. Мы знаем людей, держащих в своих руках судьбу хорватского народа, и убеждены, что церковь в обновленном хорватском государстве будет свободно провозглашать принципы правды и вечной справедливости». А через несколько дней после этого «замечательного» обращения в Остаце были схвачены ещё несколько сотен сербов, которых так же заставили выкопать себе могилы, после чего изрубили топорами. В этот день усташ Иван Шайфор, учитель из Велюна, с карательным отрядом начал свое кровавое дело. Среди жертв были протоиерей Бранко Добросавлевич и священник Димитрий Скорупан. Сначала они были брошены в жандармскую тюрьму, где подвергались страшным пыткам. Вместе с протоиереем был схвачен и его сын Небойша. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац, где и были мученически умерщвлены. При этом усташи требовали от отца Бранко, чтобы тот совершил отпевание убитых, в том числе своего сына, которого изрубили на его глазах. Потом священника подвергли жестоким пыткам: вырвали волосы, вырезали глаза и живьем сняли с него кожу.

http://pravicon.com/info-2009

Нехорошо сразу устремляться в пустыню, где искушения более высокого, духовного рода». Духовные поиски привели отца Георгия (Витковича) в общину старца Иосифа Исихаста. Шесть месяцев он ревностно обучался умному деланию под руководством опытного наставника. Вспоминает архимандрит Ефрем Святогорец (Мораитис): «Этот высокий, как все славяне, человек был очень благочестивым. И очень любил Старца. Прежде чем прийти к нам, он изучал богословие в институте Преподобного Сергия в Париже. Будучи бедным, Бранко, чтобы заработать себе на жизнь, подрабатывал грузчиком на вокзале. Он был таким сильным, что мог поднять два мешка с пшеницей, каждый из которых весил около восьмидесяти килограммов. У нас он переносил по три мешка с цементом на каждом плече от пристани до нашей каливы наверху. Один-то мешок замучаешься тащить по этому подъему! А он таскал. И от большой доброты улыбался. Бранко был очень хорошим человеком с открытой душой. Он имел подвижнический настрой и был весьма послушным. Мы все его очень любили. Он, однако, не смог долго радоваться жизни рядом со Старцем, потому что пришел к нему в его последний год» («Моя жизнь со Старцем Иосифом»). Со временем отца Георгия (Витковича) тоже стали почитать как опытного подвижника и старца. Сам отец Георгий подобной славы избегал как мог. При встрече с новыми посетителями, проявившими настойчивость, он поначалу юродствовал. Выходил к людям, обмотавшись грязными тряпками, корчил неприятные мины. Если видел, что пришли не из простого любопытства, преображался. Его размышления о Боге и спасении, рожденные из опыта, поражали всех. Вот только некоторые из них. «Благодать постигается простотой веры, чистотой мысли и молитвами». «Переживание Бога в сердце есть объективное переживание, не логическое, не диалектическое, но сущностное, опытное. В этом смысле духовная жизнь - вершина всякого богословия. Это - созерцательное богословие сердца. Это - источник любви и страха Божия. Богословие есть пребывание в Боге. Истина о Боге - вся из сердца. Никакая ученость не поможет, если нет опыта богопознания в сердце. От ума мы должны идти к сердцу, ибо в нем жизнь. В нем корень жизни. В сердце - Царство Божие».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Бранко был очень хорошим человеком с открытой душой. Он имел подвижнический настрой и был весьма послушным. Мы все его очень любили. Он, однако, не смог долго радоваться жизни рядом со Старцем, потому что пришел к нему в его последний год. После того как Старец преставился, Бранко ушел в Старый Русик. 166 Там он жил один, продолжая следовать уставу бдения, который нам передал Старец. Но прожил недолго. Чем мог питаться нищий пустынник? Он ходил и собирал грибы, которые каждую весну и осень в изобилии растут в густых лесах Святой Горы. Но, наверное, он не умел отличать съедобные от ядовитых и умер от пищевого отравления. Ушел, чтобы встретить Старца, которого так любил. Тогда же, к концу 1958 года, пришел к нам отец Тимофей, в великой схиме иеромонах Иосиф. В восемнадцатилетнем возрасте он поступил в известный Фламурийский монастырь Преображения Господня, где и стал монахом. Тогда игуменом обители был мудрый отец Досифей Махерицас. В годы оккупации на отца Тимофея возложили опасное послушание. Ему поручили возить в Волос скудные запасы пшеницы для помола. Тогда, в мои детские годы, я его раз или два встретил в книжном магазине Сотириса Схинаса. Поскольку зерно перевозилось на мулах, каждое путешествие занимало много часов. Перевозить груз надо было с большой осторожностью, потому что если бы он попался немцам, то пшеницу у него отобрали бы, а его самого могли расстрелять. И вот в один из таких походов отец Тимофей был задержан немецким патрулем. Он стал молиться, призывая Божественную помощь. Он беспокоился не столько о себе, сколько о монастыре, которому грозили неприятности. Обитель запросто могли сжечь. И случилось так, что один из офицеров патруля был православным. Это был румын, призванный в ряды армий стран Оси. 167 Этот офицер, подойдя к отцу Тимофею с оружием в руках, дал ему знак взять своих нагруженных мулов и уходить. Как только ушли немцы, начали гражданскую войну коммунисты. Партизаны-коммунисты сильно беспокоили монастырь и причинили ему много вреда. Однажды они арестовали отца Тимофея и хотели расстрелять. Тогда произошло явное Божественное вмешательство, и отец Тимофей во второй раз избежал верной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Благодать помогла тебе сделать всё правильно. Сейчас ты взошел на первую ступень – отречение и странничество. Теперь ощущение благодати скрылось, чтобы ты начал послушание Божественной воле и сам своим подвигом, своей верностью заслужил благодать. Вот поэтому ты сейчас не чувствуешь благодать так, как раньше, когда она призывала тебя». После беседы со старцем Иосифом Георгий остался в его братстве и больше не помышлял о возвращении во Францию. Шел 1959 год, до смерти старца оставалось всего несколько месяцев. В то время старец Иосиф Исихаст жил в келлии Благовещения в Новом скиту. Отец Георгий поселился в маленькой каливе, которую уступил ему один из монахов братства – тоже Иосиф, по прозванию «Младший», впоследствии духовник монастыря Ватопед. Отец Иосиф «Младший» вспоминал, что у отца Георгия было чему поучиться, он имел пламенную духовную ревность, строгое внимание к себе и тщательно хранил монашеский устав. Другой монах братства, ныне архимандрит Ефрем Аризонский, рассказывал, что братия очень любили Георгия за его открытый характер, подвижнический дух и послушание. Еще он отличался невероятной физической силой, мог взять сразу три мешка с цементом и нес их от пристани Нового скита до келлии вверх по крутому подъему. «И от большой доброты улыбался», – вспоминал архимандрит Ефрем . Монах Георгий, в миру Бранко Виткович, родился в небольшом сербском селе в 1920 году. Он с отличием окончил школу, затем училище военных инженеров. В начале Второй мировой войны его взяли в плен и отправили в Италию, откуда он бежал во Францию. После окончания войны он изучал машиностроение и электротехнику в Мюнхене и богословие в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Решив посвятить себя монашеству, в 1954 году Бранко Виткович уехал в паломничество на Святую Землю, где стал послушником в Лавре преподобного Саввы Освященного. Оттуда он пришел на Афон, в сербский монастырь Хиландар. Через некоторое время в поисках уединения монах Георгий покинул общежительный Хиландар и поселился в Старом, или, как его еще называют, «Нагорном», Руссике, относящемся к русскому Свято-Пантелеимонову монастырю. По словам архимандрита Иоанникия (Коцониса), автора «Афонского отечника», отец Георгий был очень образованным человеком, знал несколько языков и прежде, чем уединиться в Старом Руссике, нес послушание библиотекаря в монастыре святого великомученика Пантелеимона. В Старом Руссике он стал исполнять послушание сторожа, поддерживал неугасимую лампаду в церкви, находящейся в башне, где принял монашеский постриг святитель Савва Сербский, и вскоре его облекли в великую схиму. Отсюда он и пришел в общину старца Иосифа Исихаста.

http://pravoslavie.ru/106508.html

Углеша служил первоначально в Дубровнике, но, женившись на дочери кесаря Войхны, вошел в свиту царицы Елены, в 1358 г. был поставлен главным воеводой обл. Прунея, южнее горного массива Кушница (Пангей), а в 1365 г. получил в управление Серрскую обл. с титулом деспота. В то же время Стефан Урош объявил Вукашина королем, передав ему во владение зап. области М. Устроив выгодные браки с семьями неск. влиятельных болг. феодалов, Вукашин заложил основу для самостоятельности своего гос-ва: его сестра Елена вышла замуж за одного из сыновей Охридского севастократора Бранко Младеновича, что позволило Вукашину получить владения Бранко Младеновича в Охриде и др. земли. Со временем он стал собственником части Косова, Призрена и Скопье. Владения Углеши простирались на восток до Ксанти, а также охватывали п-ов Халкидики с Афоном, но он не смог взять под контроль визант. крепости на эгейском побережье. Его владения стали одной из первых жертв османской экспансии. Углеша призывал балканских правителей к союзу против турок, но его поддержал только Вукашин. 26 сент. 1371 г. братья проиграли битву при Черномене и были убиты. Серрское княжество Углеша перестало существовать; его земли осенью 1371 г. присоединил к себе визант. деспот Фессалоники Мануил Палеолог (имп. Мануил II в 1391-1425). После этого византийцы усилили давление на владения Радослава Хлапена и к 1375 г. захватили его главные крепости - Веррию и, вероятно, Воден. Король Марко. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, близ Скопье. 1366–1371 гг. Король Марко. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, близ Скопье. 1366–1371 гг. Королевство Вукашина после его гибели унаследовал сын Марко (известен как «король Марко» в балканском фольклоре). После смерти Стефана Уроша в дек. 1371 г. Марко имел формальные основания считаться его наследником. Он вскоре включился в междоусобную войну в Византии между имп. Иоанном V Палеологом и его сыном Андроником IV , поддержав последнего. Поражение Андроника предопределило и неудачи Марко: он не только не смог вернуть Серры, но и к 1377 г.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Точно так же сербские митрополиты из Карловаца и вообще сербские клирики, монахи и христиане вместе со своими православными братьями-румынами защищали в те века свою православную веру и истинно благодатную духовность исихастской жизни от духовного и физического насилия латинской (австро-венгерской) унии, и делали это упорно, до мученической смерти. (Об этом с великой любовью и признательной говорил нам святой старец Клеопа, когда мы, двое сербов, посетили его, словно он хотел нас, грешных, поблагодарить за всю братскую сербско-румынскую любовь и за мученическую непоколебимость и непобедимость в защите святого Православия и православной духовной жизни. Старец Клеопа одно время был приходским священником в Араде и служил при тамошних гробах сербских клириков и исповедников Православия и не переставал напоминать нам об этом, пока мы были у него, особенно выделяя страдание святого новомученика Виссариона Сарая, сербского иеромонаха из Сербии и Славонии, который за сопротивление унии был умерщвлен римо-католиками 21 октября 1744 года в Ерделе.) Но вернемся к монастырю Нямц и его скитам и монахам. Благодаря своим монахам, исихастским молитвенникам и подвижникам, труженикам за спасение и свое, и всех людей вокруг них, монастырь Нямц стал и на протяжении веков оставался духовным центром христианской жизни и просвещения Молдавии и всей Румынии, таким, как Свято-Троицкая Сергиева Лавра для России, таким, как Студеницкая, Хиландарская и Дечанская Лавры для Сербии. (Стоит вспомнить, что в конце XIV и в начале XV века один и тот же просвещенный монах, друг исихастов и сам подвижник, был сначала игуменом монастыря Нямц, а затем игуменом наших Высоких Дечан. Это известный Григорий Цамблак, списатель житий святого Стефана Дечанского, святого Иоанна Нового Сучавского в Румынии, святой Петки, которая также связывает Сербию и Румынию. Вспомним тут и святого Максима Бранковича из XV–XVI веков, архиепископа сначала Валашского, а затем Белградского и Сремского; вспомним затем созидание сербских монастырей Крушедола и Хопова с помощью румынских воевод; и святого Савву Бранко-вича, серба по происхождению, румынского митрополита в Ерделе (1656–1683); и помощь румынских воевод монастырю Милешево и другим сербским монастырям во времена турецкого ига и так далее.) Но самым известным румынским подвижником-исихастом после основания монастыря Нямц был преподобный Данила Исихаст (XV век).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Новости Президент Македонии: дело архиепископа Йована (Вранишковского) - внутренний вопрос страны 08.08.2005 00:47 Скопье, 8 августа. Дело приговоренного к тюремному заключению архиепископа Йована - внутренний вопрос Македонии, поскольку священнослужитель является македонским гражданином, заявил президент страны Бранко Црвенковский. Об этом сообщает РИА " Новости " . По его словам, архиепископ Йован пытался создать в Македонии церковную организацию, основной целью которой оказалась не защита интересов верующих из числа живущих в Македонии граждан сербской национальности, а " вытеснение и отрицание Македонской православной Церкви " , сообщает государственное телевидение Сербии из Скопье. Македонская телепрограмма " Канал 5 " сообщила, что эксперты ОБСЕ намерены изучить правомерность вынесения тюремного приговора архиепископу. По информации телеканала, основной их задачей будет сопоставление этого случая с Европейской конвенцией по правам человека, которую в числе других стран подписала и Македония. Архиепископ Йован (в миру - Зоран Вранишковский) в июле был осужден македонским судом на два с половиной года лишения свободы по обвинению в деятельности, направленной на разжигание религиозной розни между приверженцами Сербской и Македонской православных Церквей, и сейчас находится в тюрьме. Это вызвало отрицательную реакцию как в высших политических, так и в религиозных кругах Сербии. На факт вынесения македонскими судебными властями такого приговора архиепископу Йовану отреагировали президент Сербии Борис Тадич и Патриарх Сербский Павел. Разногласия между Сербской Православной Церковью (СПЦ) и Македонской Православной Церковью (МПЦ), настаивающей на своей автокефалии, продолжается уже несколько десятков лет. В начале нынешнего года Сербская Православная Церковь назначила Йована (Вранишковского) архиепископом Охридским в крупном македонском городе Охрид. Это вызвало сопротивление со стороны Македонской Православной Церкви, так как в каком-то смысле это наносило ущерб ее самостоятельности, отмечает телеканал. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сербский иерарх в Македонии арестован 27 июля 2005 г. 13:15 Во вторник Йован Вранишковский, глава Охридской архиепископии ( Сербская Православная Церковь ) в Македонии, был в сопровождении полиции доставлен в центральную македонскую тюрьму Идризово, где ему предстоит отбывать 2,5 года заключения. Приговор был вынесен судом в городе Битола за «возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной почве», а также за «самоуправство». Последнее обвинение связано с попыткой Й. Вранишковского в 2003 году совершить крещение в одном из храмов не признанной в православном мире Македонской Церкви, Синод которой ранее принял решение о лишении его священного сана. Эта попытка привела к физическому столкновению сторонников Й. Вранишковского и его противников, пытавшихся выгнать священнослужителя из церкви. Накануне апелляционный суд в Битоле отказал архиепископу Йовану в просьбе об отсрочке приведения приговора в исполнение в связи с предстоящей защитой его докторской диссертации на богословском факультете университета в Салониках. Тюремная администрация потребовала, чтобы Й. Вранишковский снял рясу, которую передали сопровождавшим его последователям. Директор тюрьмы Кире Кромидаревский заявил, что, согласно закону об исполнении наказаний, в местах лишения свободы не разрешается носить священническую одежду, бороду и длинные волосы. Македонский «Телеканал-5» сообщил, что против Й. Вранишковского возбуждены еще два уголовных дела по обвинению в хищении пожертвований в размере 57 тыс. евро на строительство храмов в Велесской епархии, которой он управлял до мая 2002 года и присвоения церковного имущества. Первое из этих дел уже рассматривалось в Велесе и завершилось оправданием Й. Вранишковского, однако апелляционный суд направил дело на повторное рассмотрение. Архиепископ Йован надеется, что, возможно, будет амнистирован в результате вмешательства президента Македонии Бранко Црвенковского. Об этом сообщил национальный телеканал “А 1”. «Интерфакс» Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30045.html

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о решении Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви о канонизации девяти новомучеников Сербской Церкви, пострадавших в годы Второй мировой войны. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Внести в диптихи Русской Православной Церкви следующих новопрославленных святых Сербской Православной Церкви: священномученика Петра (Зимонича), митрополита Добробосанского; священномученика Иоанникия (Липоваца), митрополита Черногорско-Приморского; священномученика Савву (Трлайича), епископа Горнокарловацкого; священномученика Платона (Йовановича), епископа Банялукского; священномученика Рафаила (Момчиловича), игумена монастыря Шишатовец; священномученика Георгия Богича; священномученика Бранко Добросавлевича; священноисповедника Досифея (Васича), митрополита Загребского; святого мученика Вукашина из Клепаца. 2. Дни поминовения новопрославленных сербских святых определить в соответствии с постановлением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о положении в Аргентинской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Игумена Павла (Хохлова), клирика Владивостокской епархии, направить на служение в Аргентинскую епархию в распоряжение архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об освобождении иеромонаха Корнилия (Ефимова) от должности настоятеля Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рославле Смоленской епархии и о назначении нового настоятеля. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Иеромонаха Корнилия (Ефимова) освободить от должности настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле Смоленской епархии. 2. Настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле Смоленской епархии назначить иеромонаха Гавриила (Маркова). СЛУШАЛИ: Отчет епископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о деятельности Комиссии в период с мая по декабрь 2000 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010