Нехорошо сразу устремляться в пустыню, где искушения более высокого, духовного рода». Духовные поиски привели отца Георгия (Витковича) в общину старца Иосифа Исихаста. Шесть месяцев он ревностно обучался умному деланию под руководством опытного наставника. Вспоминает архимандрит Ефрем Святогорец (Мораитис): «Этот высокий, как все славяне, человек был очень благочестивым. И очень любил Старца. Прежде чем прийти к нам, он изучал богословие в институте Преподобного Сергия в Париже. Будучи бедным, Бранко, чтобы заработать себе на жизнь, подрабатывал грузчиком на вокзале. Он был таким сильным, что мог поднять два мешка с пшеницей, каждый из которых весил около восьмидесяти килограммов. У нас он переносил по три мешка с цементом на каждом плече от пристани до нашей каливы наверху. Один-то мешок замучаешься тащить по этому подъему! А он таскал. И от большой доброты улыбался. Бранко был очень хорошим человеком с открытой душой. Он имел подвижнический настрой и был весьма послушным. Мы все его очень любили. Он, однако, не смог долго радоваться жизни рядом со Старцем, потому что пришел к нему в его последний год» («Моя жизнь со Старцем Иосифом»). Со временем отца Георгия (Витковича) тоже стали почитать как опытного подвижника и старца. Сам отец Георгий подобной славы избегал как мог. При встрече с новыми посетителями, проявившими настойчивость, он поначалу юродствовал. Выходил к людям, обмотавшись грязными тряпками, корчил неприятные мины. Если видел, что пришли не из простого любопытства, преображался. Его размышления о Боге и спасении, рожденные из опыта, поражали всех. Вот только некоторые из них. «Благодать постигается простотой веры, чистотой мысли и молитвами». «Переживание Бога в сердце есть объективное переживание, не логическое, не диалектическое, но сущностное, опытное. В этом смысле духовная жизнь - вершина всякого богословия. Это - созерцательное богословие сердца. Это - источник любви и страха Божия. Богословие есть пребывание в Боге. Истина о Боге - вся из сердца. Никакая ученость не поможет, если нет опыта богопознания в сердце. От ума мы должны идти к сердцу, ибо в нем жизнь. В нем корень жизни. В сердце - Царство Божие».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Благодать помогла тебе сделать всё правильно. Сейчас ты взошел на первую ступень – отречение и странничество. Теперь ощущение благодати скрылось, чтобы ты начал послушание Божественной воле и сам своим подвигом, своей верностью заслужил благодать. Вот поэтому ты сейчас не чувствуешь благодать так, как раньше, когда она призывала тебя». После беседы со старцем Иосифом Георгий остался в его братстве и больше не помышлял о возвращении во Францию. Шел 1959 год, до смерти старца оставалось всего несколько месяцев. В то время старец Иосиф Исихаст жил в келлии Благовещения в Новом скиту. Отец Георгий поселился в маленькой каливе, которую уступил ему один из монахов братства – тоже Иосиф, по прозванию «Младший», впоследствии духовник монастыря Ватопед. Отец Иосиф «Младший» вспоминал, что у отца Георгия было чему поучиться, он имел пламенную духовную ревность, строгое внимание к себе и тщательно хранил монашеский устав. Другой монах братства, ныне архимандрит Ефрем Аризонский, рассказывал, что братия очень любили Георгия за его открытый характер, подвижнический дух и послушание. Еще он отличался невероятной физической силой, мог взять сразу три мешка с цементом и нес их от пристани Нового скита до келлии вверх по крутому подъему. «И от большой доброты улыбался», – вспоминал архимандрит Ефрем . Монах Георгий, в миру Бранко Виткович, родился в небольшом сербском селе в 1920 году. Он с отличием окончил школу, затем училище военных инженеров. В начале Второй мировой войны его взяли в плен и отправили в Италию, откуда он бежал во Францию. После окончания войны он изучал машиностроение и электротехнику в Мюнхене и богословие в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Решив посвятить себя монашеству, в 1954 году Бранко Виткович уехал в паломничество на Святую Землю, где стал послушником в Лавре преподобного Саввы Освященного. Оттуда он пришел на Афон, в сербский монастырь Хиландар. Через некоторое время в поисках уединения монах Георгий покинул общежительный Хиландар и поселился в Старом, или, как его еще называют, «Нагорном», Руссике, относящемся к русскому Свято-Пантелеимонову монастырю. По словам архимандрита Иоанникия (Коцониса), автора «Афонского отечника», отец Георгий был очень образованным человеком, знал несколько языков и прежде, чем уединиться в Старом Руссике, нес послушание библиотекаря в монастыре святого великомученика Пантелеимона. В Старом Руссике он стал исполнять послушание сторожа, поддерживал неугасимую лампаду в церкви, находящейся в башне, где принял монашеский постриг святитель Савва Сербский, и вскоре его облекли в великую схиму. Отсюда он и пришел в общину старца Иосифа Исихаста.

http://pravoslavie.ru/106508.html

Формально они были направлены против сербов, евреев и цыган. Однако в действительности их мишенью стали, прежде всего, сербы, Православие и православное сознание. Уже 17 апреля 1941 года, в день капитуляции Югославии, был утвержден закон о защите народа и государства, вводивший смертную казнь за угрозу интересам хорватского народа или существованию Независимого государства Хорватия. 25 апреля принимается закон о запрещении кириллицы , 30 апреля о защите «арийской крови и чести хорватского народа» и о расовой принадлежности и т.д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный» . 5 мая 1941 года усташское правительство опубликовало постановление, по которому Сербская Православная Церковь переставала действовать в Независимой Хорватии. 9 мая был арестован сербский митрополит Загребской епархии Досифей (Васич). 2 июня последовало распоряжение о ликвидации всех сербских православных народных школ и детских садов . За этими постановлениями стояли католические идеологи, в т.ч. Загребский архиепископ Алоизий (Степинац). Эти постановления принимались параллельно с начавшимся истреблением православных священнослужителей. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» . А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов.

http://pravoslavie.ru/113349.html

Бранко был очень хорошим человеком с открытой душой. Он имел подвижнический настрой и был весьма послушным. Мы все его очень любили. Он, однако, не смог долго радоваться жизни рядом со Старцем, потому что пришел к нему в его последний год. После того как Старец преставился, Бранко ушел в Старый Русик. 166 Там он жил один, продолжая следовать уставу бдения, который нам передал Старец. Но прожил недолго. Чем мог питаться нищий пустынник? Он ходил и собирал грибы, которые каждую весну и осень в изобилии растут в густых лесах Святой Горы. Но, наверное, он не умел отличать съедобные от ядовитых и умер от пищевого отравления. Ушел, чтобы встретить Старца, которого так любил. Тогда же, к концу 1958 года, пришел к нам отец Тимофей, в великой схиме иеромонах Иосиф. В восемнадцатилетнем возрасте он поступил в известный Фламурийский монастырь Преображения Господня, где и стал монахом. Тогда игуменом обители был мудрый отец Досифей Махерицас. В годы оккупации на отца Тимофея возложили опасное послушание. Ему поручили возить в Волос скудные запасы пшеницы для помола. Тогда, в мои детские годы, я его раз или два встретил в книжном магазине Сотириса Схинаса. Поскольку зерно перевозилось на мулах, каждое путешествие занимало много часов. Перевозить груз надо было с большой осторожностью, потому что если бы он попался немцам, то пшеницу у него отобрали бы, а его самого могли расстрелять. И вот в один из таких походов отец Тимофей был задержан немецким патрулем. Он стал молиться, призывая Божественную помощь. Он беспокоился не столько о себе, сколько о монастыре, которому грозили неприятности. Обитель запросто могли сжечь. И случилось так, что один из офицеров патруля был православным. Это был румын, призванный в ряды армий стран Оси. 167 Этот офицер, подойдя к отцу Тимофею с оружием в руках, дал ему знак взять своих нагруженных мулов и уходить. Как только ушли немцы, начали гражданскую войну коммунисты. Партизаны-коммунисты сильно беспокоили монастырь и причинили ему много вреда. Однажды они арестовали отца Тимофея и хотели расстрелять. Тогда произошло явное Божественное вмешательство, и отец Тимофей во второй раз избежал верной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Углеша служил первоначально в Дубровнике, но, женившись на дочери кесаря Войхны, вошел в свиту царицы Елены, в 1358 г. был поставлен главным воеводой обл. Прунея, южнее горного массива Кушница (Пангей), а в 1365 г. получил в управление Серрскую обл. с титулом деспота. В то же время Стефан Урош объявил Вукашина королем, передав ему во владение зап. области М. Устроив выгодные браки с семьями неск. влиятельных болг. феодалов, Вукашин заложил основу для самостоятельности своего гос-ва: его сестра Елена вышла замуж за одного из сыновей Охридского севастократора Бранко Младеновича, что позволило Вукашину получить владения Бранко Младеновича в Охриде и др. земли. Со временем он стал собственником части Косова, Призрена и Скопье. Владения Углеши простирались на восток до Ксанти, а также охватывали п-ов Халкидики с Афоном, но он не смог взять под контроль визант. крепости на эгейском побережье. Его владения стали одной из первых жертв османской экспансии. Углеша призывал балканских правителей к союзу против турок, но его поддержал только Вукашин. 26 сент. 1371 г. братья проиграли битву при Черномене и были убиты. Серрское княжество Углеша перестало существовать; его земли осенью 1371 г. присоединил к себе визант. деспот Фессалоники Мануил Палеолог (имп. Мануил II в 1391-1425). После этого византийцы усилили давление на владения Радослава Хлапена и к 1375 г. захватили его главные крепости - Веррию и, вероятно, Воден. Король Марко. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, близ Скопье. 1366–1371 гг. Король Марко. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, близ Скопье. 1366–1371 гг. Королевство Вукашина после его гибели унаследовал сын Марко (известен как «король Марко» в балканском фольклоре). После смерти Стефана Уроша в дек. 1371 г. Марко имел формальные основания считаться его наследником. Он вскоре включился в междоусобную войну в Византии между имп. Иоанном V Палеологом и его сыном Андроником IV , поддержав последнего. Поражение Андроника предопределило и неудачи Марко: он не только не смог вернуть Серры, но и к 1377 г.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Знайте, дорогой владыка, что эта помощь всегда была и будет взаимна. Всегда мы будем делать все возможное для того, чтобы поддерживать и братский сербский народ, и братскую Сербскую Церковь в ее спасительном служении. Мы искренне верим и надеемся, что сонм угодников Божиих, просиявших в наших Церквах (а сегодня и сугубо помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, молитвенному предстательству которых поручено подворье Сербской Церкви в Москве), будет неизменно сопутствовать нам. Я глубоко признателен Вам за приглашение и за возможность вместе с Вами помолиться. В последний раз мы вместе совершали Божественную литургию осенью прошлого года на ливанской земле, пользуясь гостеприимством владыки митрополита Нифона. И вот, сегодня мы вместе совершили богослужение здесь, на Сербском подворье в Москве». В память о совместной молитве в праздник первоверховных апостолов глава ОВЦС подарил епископу Антонию икону преподобного Саввы Сторожевского. «Когда-то я носил титул епископа Звенигородского и с тех пор очень почитаю преподобного Савву Сторожевского, одного из покровителей русского монашества. Примите, пожалуйста, этот писаный образ сего угодника Божия, и пусть он напоминает Вам о нашей совместной молитве, а сам святой пусть своим ходатайством у престола Божия сопутствует Вам в Вашем служении здесь, на русской земле», — отметил митрополит Антоний. Иерарх также вручил Патриаршую награду — орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени — корреспонденту газеты «Вечерние новости» (Белград, Сербия) Бранко Влаховичу «во внимание к вкладу в развитие отношений Сербской и Русской Православных Церквей и в связи с 70-летием со дня рождения». В ответном слове епископ Моравичский Антоний поблагодарил председателя ОВЦС за совместную молитву и, в частности, подчеркнул: «Прошу Вас, владыка, передать нашу искреннюю сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за молитвы, за любовь, которую он оказывает всем нам, представителям Поместных Православных Церквей. Я знаком с Его Святейшеством более тридцати лет, со студенческих лет, когда учился еще в Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/5943878.ht...

После посещения сербского храма глава делегации Русской Православной Церкви и сопровождающие его лица посетили Апостольскую нунциатуру и встретились с Апостольским нунцием в Словении архиепископом Жан-Мари Спишем. Затем гости прибыли во дворец Люблянских католических архиепископов, где состоялась беседа с председателем епископской конференции Словении архиепископом Любляны Станиславом Зоре. Перед началом встречи архиепископ Станислав Зоре тепло приветствовал владыку Силуана и провел краткую экскурсию по католическому кафедральному собору святителя Николая Чудотворца. 26 июля представители Русской Церкви посетили цистерцианский монастырь в Стичне, расположенный недалеко от Любляны. Это самая древняя и единственная действующая обитель монахов-цистерцианцев на территории современной Словении, первое упоминание о которой относится к 1132 году. В монастыре прошла межхристианская встреча, посвященная миротворческой роли христианских Церквей и перспективе академических контактов. В мероприятии приняли участие митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Сербская Православная Церковь), епископ Цельский Станислав Липовшек (Римско-Католическая Церкви в Словении), приор Аббатства ордена цистерцианцев Стична патер Николай Арацки, епископ Геза Фило (Евангелическая Церковь Словении), директор Католического института молодежи священник Матеуш Мехле, делегация богословского факультета университета Любляны во главе с деканом профессором Робертом Петковшеком, представители общества «Словения-Россия» и другие. Вечером делегация отправилась в город Краньска Гора, где состоялся совместный концерт смешанного хора Санкт-Петербургской духовной академии и местного хора городского культурного общества «Эхо». По окончании выступления члены делегации присутствовали на мемориальной мессе в храме Успения Пресвятой Богородицы. 27 июля у Русской часовни святого равноапостольного князя Владимира под перевалом Вршич состоялась торжественная мемориальная церемония. Мероприятие посетили представители словенских властей: Президент Словении Борут Пахор, премьер-министр страны Марьян Шарец, почетный покровитель торжественных мероприятий председатель Государственного собрания Словении Деян Жидан, мэр города Краньска Гора Янез Хроват и другие. Делегацию Российской Федерации возглавил председатель российской части Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю. Носков. На мероприятии также присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Словении Д.Г. Завгаев, посол Словении в России Бранко Раковец, Апостольский нунций в Словении архиепископ Жан-Мари Спиш, епископ Цельский Станислав Липовшек, председатель общества «Словения-Россия» Саша Гержина, исполнительный директор фонда «Русский мир» В.В. Кочин, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С.Е. Черемин и другие высокие гости.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5479735...

Итак, в нашем переводе предлагается, во-первых, изданный Й. Ройсом 21 фрагмент с указанием книг «Толкования», частью которых они были, и стихов Евангелия от Иоанна, толкованием которых они являются. Далее – два фрагмента рукописи Paris. gr. 1115 и фрагмент рукописи Athon. Pantocr. 28 (опубликованные соответственно А. Алексакисом и К. Завадски), относительно которых неизвестно, к каким именно евангельским местам они относились. Сомнительные с точки зрения авторства фрагменты (21-й фрагмент по изданию Й. Ройса и оба фрагмента из Paris. gr. 1115) отмечаем астериском Священное Писание даётся преимущественно в синодальном переводе; отклонения от него оговариваются в примечаниях. Прямые библейские цитаты выделены курсивом, а цитация самих толкуемых мест, сверх того, отмечена жирным шрифтом. Выражаем особую благодарность за предоставленные материалы преподавателю Екатеринбургской Духовной семинарии кандидату богословских наук С.Ю. Акишину и Бранко Малешевичу (Париж), без которых настоящая публикация было бы невозможна. Иеромонах Феодор (Юлаев) Святейшего Кирилла, архиепископа александрийского, объяснение или толкование на евангелие от Иоанна 41 Фрагменты по изданию Й. Ройса 42 (книга шестая) (10:17) Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её 1. (Q) Так как Он знал помышления иудеев как Бог и видел их насмехающимися над тем, что Он говорил, что умрёт за овец 43 , Он этими словами показывает их настолько нечестивыми, что они даже осмеивают то, что весьма любит Бог и Отец , поскольку Он и так видел остающимся чистым и сияющим в воплощённом Сыне Своём образ Своей природы вследствие Его неизменности 44 . Доселе шестая книга святого Кирилла 45 . (книга седьмая) (10:20–21) Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? 2. (Q) Другие говорили: это слова не бесноватого и прочее. Судя по качеству слов, они вынесли правое суждение. Ведь безумию было свойственно сказать о Том, Кто говорил такое, – что в то время как умрёт без промедления и с готовностью подвергнется опасности за собственных овец пастырь добрый 46 , убежит, оцепенев при одном виде волка, наемник, не пастырь, – что Он одержим бесом и безумствует;чтослушаетеЕго? 47

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Tweet Нравится Мошти туманских чудотвораца у Панчеву      чудесну светлост горе таворске, причасници живота вечнога постасте и сведоци пута бесмртности, и Преподобнимâ Оци наши Зосиме и Богомудри, не заступати, пред Престолом Творца, оне вас молитвено славе.“ (тропар Преподобним Оцима туманским, глас 8.) У суботу 3. по Пасхи, 28. април 2018. године, са благословом Преосвештенства Епископа банатског Господина Никанора, делови Светих Преподобних Отаца и Чудотвораца туманских Зосима и Новог, боравили су у панчевачком насип“ у храму Светих цара Константина и царице у Након дочека Светих из Српског Православног манастира Тумане браничевска), саборно служена Света В.Д. намесника панчевачког Високопречасни Радослав началствовао, а саслуживали су Кошанин, парох у панчевачком „Стрелиште“, Петар, сабрат манастира Тумане, Милош парох у панчевачком град“ и мр Мирко панчевачки катихета. Мноштво поклоника се тискало око а не мало верника ни стало у храм, али су Свету могли да прате и у порти преко Било прилично причасника, махом деце. По свршетку Петар раздавао нафору, а протонамесник Бранко парох и старешина храма, миросао вернике су целивали кивот са Светим моштима, и читао молитве за За све присутне поклонике било и испред храма.      Сабрат Српског Православног манастира Тумане из суседне нам браничевске Петар беседио о Свете мошти донео верницима Панчева и околних места на и „Призвани [смо] и позвани да будемо Свети и у Светости нашега Господа Исуса Христа. [Зато] сам, дакле, донео за благослов вама Мошти Преподобних Отаца Зосима и да буду ту са свима нама, и да сви у овоме угодном делу живе Цркве сваки човек икона самога Бога, и Црква верних, али потребни су нам дакле и храмови, потребна нам и црква, тако да, тамо где се зида, где се гради, ту благослова наша вера увек жива, увек Бог увек нов и увек свеж, и зато увек бити Цркве и увек бити храмова, и хвала Богу да тако. Хтео бих вам нешто о нашим Преподобним Оцима. Свети Зосим подвижник, са Свете Горе и са горе дошао у 14. веку са групом монаха у нашу у време нашега Светог кнеза Лазара.

http://pravoslavie.ru/112651.html

НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010