После создания социалистической Югославии хор возобновил работу в 1946 г. в рамках культурно-творческого общества «Бранко Крсманович» (названного в честь студента-агронома, коммуниста и народного героя). Прежние участники коллектива пытались сохранить «О.» в качестве хора (только мужской состав) Вознесенской ц. в Белграде, которым руководили Ж. и Б. Цвейичи. В 1964 г. небольшая группа хористов по приглашению мон. Митрофана в афонском мон-ре Хиландар записала Литургию Мокраняца. Также они пели на литургиях в ряде мон-рей, гастролировали в Греции, Сентендре (Венгрия), Далмации (Хорватия). В 1991 г. ряд пожилых участников хора «О.» и большой хор «Бранко Крсманович» объединились в коллектив под названием «Обилич-Крсманович», существующий и в наст. время. Выдающийся дирижер Б. Бабич, управлявший хором с 1949 г. до своей кончины в 1980 г., добился совершенного исполнения, что наряду с разнообразием репертуара привело хор к мировой известности. Коллектив исполнял музыку сербских и югославских композиторов XIX и XX вв., ренессансные мадригалы, духовные вокально-инструментальные произведения И. С. Баха, Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди, К. Сен-Санса, К. Орфа, А. Рамиреса, спиричуэлы, правосл. песнопения (напр., «Несть свят» из Отпевания Мокраняца). В 1957 г. в Москве в его исполнении прозвучали «Carmina burana» Орфа. Хор занимал первые места на мн. европ. фестивалях (Ареццо (Италия), Лланголлен (Великобритания), Мюнхен, Вена). В 1960 г. он впервые выехал на гастроли в США и Канаду, всего состоялось 6 туров в эти страны, во время которых было дано ок. 500 концертов. С 1981 г. хором руководит Даринка Матич-Марович, к-рая сохранила прежний репертуар хора и расширила его за счет новых произведений. Хор ездит на гастроли по всему миру; в рамках торжеств в честь 2000-летия Рождества Христова состоялось его выступление в Риме. Хор участвует в исполнении вокально-инструментальных композиций и в оперных постановках, сотрудничает с известными оркестрами и дирижерами. Кроме того, в выступлениях хора звучат премьеры произведений ряда совр. серб. композиторов (Р. Максимовича, З. Христича, М. Михайловича, З. Ерича).

http://pravenc.ru/text/2578049.html

Приятная встреча продолжилась коктейлем и закуской для всех присутствующих, а также фотосессией у флагов Сербии, России и Императорской России. А теперь еще немного о главном герое этого вечера, истинном сербском рыцаре Бранко Античе. Бранко Антич — известный сербский общественный деятель и гуманитарный работник. В сербском Косово и Метохии почти нет серба, который не знал бы Бранко и его организацию «Сербская солидарность». Вместе с шестью другими православно-патриотическими организациями (в том числе «Русским собранием в Сербии») «Сербская солидарность» является коллективным членом Ассоциации «Семейный собор» известной своей борьбой против содомизации Сербии. Они уже много лет организуют «Неделю семейного единства» и «Неделю сербско-российского единства». Из-за такого отношения брат Бранко сталкивается с тяжелыми искушениями со стороны западного фактора и прозападной сербской «пятой колонны». Первая проблема возникла еще в 2011 году с женой посла Украины и ее протестом по поводу того, что его телефон звонит под мотив российского гимна. Потом они поругались: она сказала, что русские оккупанты, а Бранко выгнал ее из бара. Она угрожала. И даже Министерство иностранных дел вмешалось, потому что она ссылалась на дипломатический иммунитет. Проблемы продолжали возникать периодически, начиная с 2017-2018 годов, и усиливались до 2022 года, когда они достигли кульминации и продолжаются по сей день из-за пророссийских взглядов Бранко. В День Победы Бранко изготовил и вывесил (над шоссе через Бгд) 50-метровый флаг в цветах Георгиевской ленты, участвовал и помогал в организации Бессмертного полка в Белграде, участвовал в изготовлении 50-метрового флага Императорской России и участвовал в пронесении его в Крестном ходе по Белграду по случаю празднования 100-летия жестокой казни Царя Николая и его семьи. Он участвовал в митингах в поддержку русского народа в Белграде в начале СВО, сотрудничал с «Ночными волками» и покойным братом Швабом, изготавливал значки с буквой «Z» в рамках своей гуманитарной организации «Сербская солидарность».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/07/ro...

Это торжество состоялось 6 декабря в отеле «Орашац» в Белграде. По этому случаю я имел честь вручить брату Бранко Античу медаль «Вместе за одно» от имени «Народного собора». Встреча началась с российского императорского гимна в исполнении сестры Татьяны Йованович, россиянки, живущей в Белграде и поющей в хоре монастыря Рукумия. Затем легенда сербского этнического пения Люба Манасевич исполнил свою песню «Россия, моя любимая». Ваш покорный слуга поприветствовал всех присутствующих и сказал несколько слов о святом благоверном князе Александре Невском, прежде чем вручил нашему герою, истинно православному рыцарю Бранко Античу, медаль «Народного Собора». Помимо членов гуманитарной организации Бранко Антича «Сербская солидарность» и «Русского собрания в Сербии», которую я возглавляю, присутствовали также несколько видных деятелей сербской православно-патриотической среды. Среди них и лидеры отдельных сербских местных общин из Косово и Метохии. Присутствовали и представители всех организаций «Семейного собора», а также вице-президент «Союза сербов Черногории» Саво Обрадович, а также Гойко Раичевич, редактор знаменитого портала ИН4С вместе со своим знаменитым военным корреспондентом из Донбасса, Игором Дамняновичем и многие другие... В своей речи Бранко поблагодарил «Народный собор» за оказанную честь и врученную медаль. Он подчеркнул многовековую помощь русских братьев, роль святого Царя Николая и в наши дни наложенное вето на позорное предложение Великобритании по резолюции о геноциде сербов в ООН со стороны представителя России Виталия Чуркина в ООН. В завершение своего выступления Бранко преподнес замечательные подарки - стилизованную серебряную ручку с гербом Сербии для меня и председателя «Русского Собрания» Анатолия Дмитриевича Степанова. Официальная часть церемонии завершилась песнями наших замечательных певцов - сестры Татьяны и брата Любы. Сначала Татьяна исполнила песню о святых Царских Мучениках, а Люба Манасевич завершил официальную часть программы своей уже легендарной песней «О, Косово, Косово».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/07/ro...

3 апреля. Священномученик Ново Делич, приходской священник Отец Ново Делич родился в местечке Комарница Шавницского уезда 2 февраля 1901 года. Семинарию святого Петра Цетиньского окончил в 1926 году. Во священники рукоположен в 1927 году, служил в Далматинской епархии в приходе Бастас архиерейского наместничества Боснийско-Петровацкого, в различных приходах Боснийско-Граховского и Банялукского уездов. После возникновения фашистской НДХ (Независимой Державы Хорватской), спасаясь от усташского ножа, перебрался с супругой и тремя маленькими детьми, преодолевая труднопроходимые горы, в родной край. В июле 1941 года назначен приходским священником в Плавский приход, откуда после оккупации албанскими войсками переведен в Планинопивский приход Шавницского уезда. Отец Ново убит красными безбожниками 3 апреля 1942 года и сброшен в колодец в Беришиной Луке близ Шавника. Его тело было найдено 5 июля 1942 года и после отпевания захоронено. Его убийство сопровождалось жестоким глумлением: изуверы выкололи священнику глаза и дали в руки Евангелие, заставляя читать слово Божие. 7 мая. Священномученик Бранко Добросавлевич, приходской священник Бранко Добросавлевич родился 4 января 1886 года в городке Скрад. В 1908 году окончил Сремско-Карловацкую духовную семинарию и был рукоположен в диаконский, а затем и в священнический сан. Служил в нескольких приходах Горнокарловацкой епархии (Бувача, Радовица и Велюн). За ревностное служение был отмечен орденом святого Саввы и орденом Короны Югославии V степени. В день святого Георгия Победоносца, 6 мая 1941 года, протоиерей Бранко Добросавлевич был арестован. В этот день усташ Иван Шайфор, учитель из Велюна, с карательным отрядом начал свое кровавое дело в Велюне, Цвияновичах и Полое. Тогда вместе с протоиереем Бранко, его сыном Небойшей и священником Димитрием Скорупаном из Цвиянович Брда были арестованы еще 500 православных сербов. Сначала они были брошены в жандармскую тюрьму, где подвергались страшным пыткам, особенно жестоко пытали сына отца Бранко, Небойшу. Усташи заставили отца Бранко заживо отпеть своего сына. На следующий день, 7 мая 1941 года, все мученики были зверски убиты в лесу Кестеновац. После войны, в 1946 году, святые останки были перенесены в Велюн и захоронены в братской могиле.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гражданин неба: о жизни и особом подвиге афонского схимонаха Георгия-исихаста «Мы должны жить так, как будто бы нас не существует. Когда живем так, как будто не живем, тогда это и спасительно» 24.11.2016 609 Время на чтение 8 минут Подвижник серб Георгий был выдающимся исихастом и достойным примером для подражания в истории Святой Горы последних лет. Этот нестяжательный, углубленный в себя подвижник, муж трезвения, утвержденный теоретическим и практическим знанием монашеского жительства, был знаком с моим старцем, и потому мы нередко с ним встречались. Отличался отец Георгий ни с чем не сравнимой любовью к Богу и даром умной молитвы. Архимандрит Иоанникий (Коцонис). Афонский отечник Схимонах Георгий (в миру Бранко Виткович) родился 24 сентября 1920 года в селе Мируши Билечского уезда (Герцеговина). Рано остался без родителей, и заботу о мальчике взял на себя его родственник Митар Виткович. В 1941 году Бранко закончил с отличием инженерную унтер-офицерскую школу. В начале войны был взят в плен и отправлен в Италию. Через два года бежал во Францию, а в 1946 году - в Германию, где в Баварии окончил с отличием гимназию и получил аттестат зрелости. Вскоре он поступил на факультет механики и электротехники Мюнхенского университета. В Мюнхене юноша посещал православный храм, где служил отец Алекса Тодорович, пастырь, известный своей высокой духовной жизнью и яркими проповедями. Для того чтобы услышать вдохновенное слово и получить мудрый совет, в его приходе собирались многие эмигранты-сербы. Бранко Виткович уже тогда отличался от всех своей сдержанностью и даже отчужденностью. Прихожане воспринимали студента-электротехника как чудака. Мы не знаем, о чем говорили отец Алекса и его духовный сын, но после успешной сдачи заключительных экзаменов 23 ноября 1952 года Бранко оставил университет и поступил в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В институте Виткович нашел свою драгоценную жемчужину - аскетическую литературу. Начинающий подвижник занимается не только академическим богословием, но и основательно изучает жития святых монахов, а также книгу отца Софрония (Сахарова) «Старец Силуан». По ночам Бранко предается труду умносердечной молитвы в близлежащем парке. Говорят, что для этого он даже вырыл пещеру.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Через два года по благословению ректора института епископа Кассиана (Безобразова) Бранко Виткович отправился в паломническую поездку в Палестину. Посетив христианские святыни, он поступил на послушание в Лавру святого Саввы Освященного. Способный образованный студент-богослов, владеющий шестью языками, был сразу же назначен экскурсоводом. Подобное послушание, практически несовместимое с созерцательной жизнью, Виткович принял как тяжелый крест, но главные испытания ожидали его впереди. Промысл Божий вел странника на Святую Гору непростым путем. Через некоторое время местные власти без объяснения причины выслали Бранко Витковича из Палестины. Он оказался в Сирии буквально без гроша. Помощь была получена не совсем обычным образом: во время вечерней молитвы в храме кто-то прошептал Витковичу несколько утешительных слов и вложил в его руку какую-то бумажку. Когда Бранко вышел из храма, он увидел в ладони десять фунтов стерлингов. Первая мысль, которая посетила Витковича после молитвы, была об Афоне. Однако денег почти не оставалось, а нужно было получить разрешение на посещение Святой Горы в Стамбуле. Как преодолеть еще тысячу километров? В Стамбул будущий инок отправился пешком. Сотрудники Вселенской Патриархии встретили необычного просителя неприветливо - для получения разрешения требовалось немало времени. О дальнейших событиях рассказывает архимандрит Иоанн (Радосавлевич): «Святогорский путешественник, ее будущий житель и подвижник принял это спокойно как Божие испытание своей веры и смирения. Поэтому он с истинным спокойствием ответил, что хочет все время ожидания провести на ступенях Патриархии. Подобное упорство раздражало сотрудников Патриархии, но Бранко настаивал на своем. Стоял, сидел на ступенях Патриархии, молился Богу и ожидал исхода. Его терпение вызывало у прохожих любопытство, а у тех, кто видел его постоянно, молитву и почтение. Так он в многих укорах провел первый и второй, и третий день. В итоге вместо разрешения получил письменную рекомендацию в Афины, чтобы оттуда, обычным путем, получить бумаги и документы для Святой Горы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Бранко продолжил пешее путешествие. Афины становились все ближе. Когда, наконец, он вошел в этот великий греческий престольный град, направился в Министерство иностранных дел. Там ему было сказано явиться в лагерь беженцев " Лаврион, где он сможет получить необходимые бумаги для Святой Горы. Но Бранко, как и в Царьграде, не согласился на отсрочку, поэтому сидел на ступенях министерства и молча молился Богу. Его поведение смущало полицию, но он опять оставался при своем. К его счастью, у греков почитается ряса, которую он носил, так что процедура была ускорена. Так этот новый святогорец, серб из Герцеговины, без долгого ожидания получив необходимые документы, из Афин направился через Фессалию и Халкидики на Святую Гору Афонскую, куда прибыл в 1955 году». На Афоне Бранко Виткович сразу же обратил на себя внимание необычной ревностью: он был готов исполнить любое послушание, неопустительно посещал богослужения, келейно исполнял большое молитвенное правило, сопровождая его множеством земных поклонов. Неудивительно, что старцы Хиландара, первой обители, приютившей Бранко Витковича на Святой Горе, в скором времени благословили его на желанный подвиг пустынножительства. В малую схиму с именем Георгий Витковича постриг сербский инок, отец Стефан. Великую схиму отец Георгий принял в монастыре Святого Пантелеимона. 12 лет прожил пустынник в Старом Русике. Затем поселился над Хиландаром в кельи Святой Троицы, где продолжил суровые аскетические подвиги, восхищавшие современников. Отец Петр из Денковца, в продолжение многих лет живший на Святой Горе и исповедовавший отца Георгия (Витковича), рассказывал: «Отец Георгий вкушал обычно один кусочек хлеба в день, когда же отправлялся в путешествие по Святой Горе, то, бывало, съедал два кусочка, в чем непременно каялся с великим сокрушением. Чтобы не пить много воды, он капал немного лимона в воду и смачивал водой губы. При отсутствии лимона он клал в воду сухарик, который закисал на солнце, придавая воде кислоту. Причащался два раза в месяц. Братьям он говорил: " Дорогие мои, если мы духовно умом не соединимся с Богом, не поможет нам ежедневное причащение».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

А вот свидетельство об отце Бранко: «6 мая 1941 года, в день своих именин – святого великомученика Георгия, отец Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша – студент медицины, священник Димитрий Скорупан – настоятель прихода из Цвиянович Брда и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына отца Бранко Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946 году, их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» . А вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941 году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории» . На подконтрольных немцам территориях за убийство одного немецкого солдата расстреливалось 100 заложников. На подконтрольных немцам территориях за убийство одного немецкого солдата расстреливалось 100 заложников. И несмотря на это, сербы вышли на борьбу с немецкими, итальянскими, венгерскими оккупантами и их пособниками – хорватскими усташами, боснийскими мусульманами, албанцами. 13 мая 1941 года бывший сербский полковник королевских вооруженных сил Драголюб Михайлович создает Равногорское четническое движение, подчиненное лондонскому королевскому правительству. Эта организация подняла общенародное восстание против немцев и их пособников в Боснии и Сербии.

http://pravoslavie.ru/74429.html

Воля ваша, но для меня трудно совместить литургическое почитание священномученика Горазда, епископа Чешского и Силезского, расстрелянного 4 сентября 1942 года за укрытие чешских парашютистов [ 31 ] и торжественное литургическое заупокойное поминовение тех, кто пособничал палачам владыки Горазда. Это почти то же, что после торжественной службы в память свят. Митр. Филиппа устраивать торжественную панихиду в память Малюты Скуратова. Можно вспомнить и многих других священномучеников, убитых или немцами, или их пособниками – целый собор новомучеников Сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ в. – например Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память – третье воскресенье сентября) Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (Память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 г., убили, а тело бросили в реку Врбанью» [ 32 ]. А вот свидетельство об о.Бранко: «Шестого мая 1941г., в день своих именин – св. вмч. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и ещё около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко – Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» [ 33 ]. Вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г.

http://pravoslavie.ru/37677.html

Сперва одурманенные свободой и независимостью, хорваты поддержали новый режим, но в последствие начали разочаровываться в нём, поскольку он был не чем иным, как хорватским вариантом немецкого и итальянского фашизма. Недовольных становилось все больше. Оккупация Югославии вызвала широкое народное сопротивление. Возникли национально-освободительные движения: «четники» - православные сербы-монархисты и коммунисты. Те и другие были непримиримы друг к другу, но у них был один общий враг – фашизм. Партизанские движения пытались подрывать деятельность усташей, злодеяния которых были столь чудовищны, что даже гитлеровцы ужасались. Было зверски истреблено не менее 800 000 православных сербов. В первую очередь досталось духовным лицам, которые не оставили свою паству и сложили головы за истинную веру. 24 апреля 1941 года отряд усташей напал на несколько православных деревень, арестовал более двухсот заложников. Несчастные под дулами автоматов вырыли себе могилы, а потом были сожжены. И в тот же самый день католический архиепископ Степинач лицемерно обратился с пастырским словом к своим прихожанам: «Кто может обвинить нас в том, что мы, как пастыри, разделяем радость и энтузиазм народа, выражая глубокую признательность божественному величию. Мы знаем людей, держащих в своих руках судьбу хорватского народа, и убеждены, что церковь в обновленном хорватском государстве будет свободно провозглашать принципы правды и вечной справедливости». А через несколько дней после этого «замечательного» обращения в Остаце были схвачены ещё несколько сотен сербов, которых так же заставили выкопать себе могилы, после чего изрубили топорами. В этот день усташ Иван Шайфор, учитель из Велюна, с карательным отрядом начал свое кровавое дело. Среди жертв были протоиерей Бранко Добросавлевич и священник Димитрий Скорупан. Сначала они были брошены в жандармскую тюрьму, где подвергались страшным пыткам. Вместе с протоиереем был схвачен и его сын Небойша. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац, где и были мученически умерщвлены. При этом усташи требовали от отца Бранко, чтобы тот совершил отпевание убитых, в том числе своего сына, которого изрубили на его глазах. Потом священника подвергли жестоким пыткам: вырвали волосы, вырезали глаза и живьем сняли с него кожу.

http://pravicon.com/info-2009

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010