И Благое Попович с группой своих школьных друзей и санитаров прошел тернистый путь от Печи до Скадара... Путь, унесший жизни около ста тысяч сербских солдат.    После таких мучений и страданий на всесербской албанской голгофе Благое и его спутники прибыли в город Скадар накануне праздника святителя Николая в 1915 году. После отдыха и частичной поправки христолюбивый Благое обратился к митрополиту Сербскому Димитрию, который вместе с сербским правительством и армией также покинул Сербию, с просьбой разрешить по крайней мере теперь принять постриг. «Ибо, — говорил он, — Вы меня сейчас можете свободно благословить на постриг: ведь моих родителей здесь нет. Кто знает, увидимся ли мы еще живыми. Им будет лишь отрадно слышать о том, что я жив, а о том, монах ли я или нет, они и не спросят». По его неотступности митрополит дал свое благословение, а архимандрит Вениамин, будущий владыка Браничевский, постриг в монахи Благое и его друга Милана Джорджевича (впоследствии епископа Далматинского Иринея) накануне праздника святого Василия Великого 31 декабря1 января 19151916 года, в православном храме в Скадаре. При постриге Благое было наречено имя святого мученика Иустина Философа. Этим именем Благое выразил двойное желание своей любомудрой и христолюбивой души: быть философом Духа Святого, подобно святым Христовым любомудрам, каким был и святой Иустин Философ, и в то же время быть мучеником и свидетелем Христовым в этом мире и жизни (ибо греческое слово μαρτυς — мученик — означает, прежде всего, быть верным свидетелем, свидетелем до самой смерти — свидетелем, готовым и самой своей жизнью утвердить свое свидетельство). То, что монах Иустин действительно стал философом Иустином, т. е. любителем истинной Премудрости Божией — Христа Господа, мы знаем, и в этом мог увериться каждый близко с ним знакомый. Ибо будучи по натуре любомудром-философом, он всю жизнь им оставался, всегда живо ощущая существенные философские проблемы и проникаясь ими, о чем свидетельствуют его «Философские главы» и «Православная философия Истины».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЯК Горняк [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви; до XVIII в. именовался Ждрело - по названию ущелья, в к-ром находится, на левом берегу р. Млава, между Петровацем и Жагубицей. Основание мон-ря связано с именем прп. Григория Нового , построившего здесь в 1378 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца; кн. Лазарь дал ему грамоту на основание мон-ря в честь Пресв. Богородицы, пожаловав обители 15 сел; патриарх Печский св. Спиридон грамотой от 16 мая 1379 г. (?) возвел мон-рь в статус ставропигиального (обе грамоты сохр. в поздних копиях (см.: В. Православно монаштво и ман-ри у Cpбuju. Милановац, 20022. С. 130)). В тур. источниках Г. упоминается с 30-40-х гг. XVI в. В этот период в мон-ре проживали 6-7 насельников. Согласно надписи на одной из книг ( Записи. Т. 3. С. 133), 29 дек. 1629 г. Г. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) . Во время австро-тур. войны мон-рь был разрушен, но сразу же после заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. игум. Максим начал его восстановление и открыл при нем школу. В 1788 г. мон-рь был сожжен турками, но жизнь в нем не прекратилась. В 1815 г. братия мон-ря во главе с игум. Досифеем (Новаковичем; с 1834 по 1854 епископ Тимокский) участвовала в восстании кн. Милоша Обреновича. При этом игумене было начато строительство нового соборного храма. В 1914 г., во время первой мировой войны, болгары вывезли из мон-ря все ценные предметы, а также 2 колокола. В начале второй мировой войны немцы разграбили и сожгли обитель; игум. Мардарий (Здравкович) умер в 1942 г. в концлагере. При проведении аграрной реформы в Сербии (1946) Г. был отнесен к 4-й категории мон-рей и ему было отведено 10 га пашен и 10 га лесных угодий. Обновление Г. в 1953 г. начал иером. Василий. В 90-х гг. ХХ в. мон-рь был обращен в женский. Главная церковь мон-ря была возведена в 20-30-х гг. XIX в. на фундаменте первоначального храма (посл. треть XIV в.). 3-нефная однокупольная церковь построена из известняка (отштукатурена) в традициях моравской школы. С зап. и юж. сторон к основному объему храма пристроены галереи (1847), с зап. стороны возведена 2-ярусная колокольня. Среди особенностей храмовой росписи (1847) - изображение Христа Доброго Пастыря, несущего на плечах вместо традиц. для этой иконографии агнца человека; на сев. столпе - портрет кн. Лазаря. 2 напрестольных образа написаны в 1839 г. худож. Живко, остальные иконы выполнены Слободаном Павловичем и Милисавом Йовичем в 1937 г. Резной иконостас сооружен в 1935 г. мастерами Т. Плебзевым и П. Матичем.

http://pravenc.ru/text/166239.html

294 Марко, сын Вулкашина, называл себя призренским кралем; Владимир, незаконный сын Душана, также писался на монетах кралем (Гласник VIII, 276; VÏ 186, 189). 295 Раича Ист. 3, 1–17. Летоп. в Гласнике I, 166; V: 77, 78. XÏ 148, 149. Сын Вулкашина отказался и на общем собрании признавал верховную власть Лазаря; но Лазарь скоро выгнал его из призренского кралевства его. Тронош. лет. § 40, 41. 297 О постановлении второго патриарха Сербии – в муз. Румянцева стр. 157. Раича Ист. 3, 17–20; 2: 627, 628. Синаксарь Сербляка л. 145. На монетах «кнезь Лазарь», но в византийской короне и со скипетром в руке (Зап. археол. общ. 1: 359, 366, 367. Гласник V, 214). По другим памятникам, он то князь, то царь; последнее означало, что народ уважал его как царя, хотя он и не носил имени царя.– Сербляк (л. 145) говорит, что примирение Константинополя с сербскою церков было при п. Феофане; но в 1376 г. патриархом кон. был Филофей, столько же кроткий, сколько умный и просвещенный. В другом месте (л. 152) и Сербляк говорит, что примирение последовало при п. Филофее. 300 Порфирии указатель стр. 55. Григоровича Путеш. стр. 81. Грамоты напеч. в Христ. Чт. 1853 г. 11: 309, 310. 302 Это писано в 1583 г. Тогда приходили в Москву из Сербии за милостынею «Троицкаго олешковскаго монастыря священник Иоаким и Вознесенскаго монастыря священник Авксентий». Сношения России с востоком стр. 128.,132, Спб. 1858 г. 304 По воле сына его Волка, при патр. Спиридоне, когда п. Ефрем жил на покое, написан летовник Георгия Амартола. Григоровича Путеш. 23, 24. 307 Гласник IV: 194, 195, выставляет достоверное предание, что Милош Обилич, зять кн. Лазаря и воевода браничевский основал близ Голубца мон. Тумане, поныне существующий. Милош ненамеренно застрелил инока Зосиму на молитве. Этот несчастный случай вызвал Милоша построить богатый монастырь. Не тот же ли несчастный случай усилил в нём решимость – пожертвовать своею жизнию, лишь бы убить страшного врага веры и отчизны – Мурата? 308 Известие современного русского паломника Игната, Никон. лет. 3, 161, и в сказаниях рус. народа.– Два сказания XV в. о Косовской битве у Гидьфердинга в XIII т. Зап. геогр. общ. 271–273. Там же стр. 265–270 народные сказания. Из них одно в полном виде напеч. в Чтен. общ. ист. 1860 г.; об историческом достоинстве их давно сказал Раич: «о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит». Троношская летоп. в Гласнике V: 84, 85, 88–92; 3: 51, 3. В сербском прологе XIV в. под 15 июня: «в си же день, а в л. 7897 (1389) бысть бои кнеза Лазаря с Амуратом царем на Косова поли и ту многа трупня падоше от христиан и турок. Сербле бо испръва разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от срьбских войск преодолеша турци и бысть велико сьражение. Убыше же и славнаго срьбскаго господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою пролявше христиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за име Его, Ему же слава». Гласник X: 341, 342.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец Василий много нам оставил: дружный приход Малого Вознесения, нужную студентам-богословам и мирянам книгу о Евангелии, здания, которые он построил, прекрасных детей и внуков, – и память о себе, как о добром пастыре и добром человеке, учёном, учителе нового поколения духовенства, любящем и заботливом отце обширной семьи, объединяющей не только родных и духовных чад, но и многих других людей, верующих и неверующих, которых он так или иначе поддержал, в чьём сердце оставил след. Вспоминая отца Василия, мы будем бороться с унынием и ленью и стремиться к духу бодрого труда, потому что перед нами был и есть пример духовно сильного человека, всегда благодарящего Господа, не устающего радоваться Божьему миру и противопоставляющего всеобщему распаду личное созидание. «Служить умеете. Носите стихарь» Драган Йевтич, Сербия, дизайнер: Отец Василий нашей семье запомнился, прежде всего, как смиренный молитвенник. Все важные события семьи совершились через его молитвы и благословения. Если от него самого исходила инициатива что-то сказать, значит, это было очень и очень важно. На самом деле отец Василий был чувствительным, хорошо и глубоко понимающим человеком, который смотрел вперед, не забывая практическую сторону жизни. Епископ Браничевский Игнатий предложил венчать нас по древнему обычаю. Проследование было напечатано в Молитвеннике, выпущенном Браничевской епархией. Но, по стечению обстоятельств мы не смогли вернуться в Сербию. Отец Василий попросил нас перевести последование и совершил этот чин 6 февраля 2002 года (память св. Ксении Петербургской). Речь шла о венчании на литургии. Такого, как нам известно, не было в России. Это и есть православное единство. Право ношения стихаря я получил вот как. После нашего венчания я стал алтарником храма Малое Вознесение. Был праздник святого пророка Илии. Я пришел в алтарь первым. Надо было приготовиться к литургии. Ожидаю духовенство. Заходит в алтарь только отец Василий. Сразу становится понятно, что больше никого не будет. Нештатная ситуация, поскольку всегда есть дьякон, другие алтарники, которые знают лучше, где что стоит, а меня недавно приняли в алтарь.

http://pravmir.ru/ne-zabyivay-vspominaya...

61 По списку кафедры имп. Льва (886–897) в митрополии Дирахийской (Драчы) епископы: 1) стефаниакский, 2) хуновский, 3) кройский, 4) елиский, 5) диоклейский, 6) скордский... главеницкий или акрокеравийский,.. черникский... 15) градичский. По летописям не одни и те же показываются места, куда поставлены св. Саввою епископы, хотя везде говорится, что посвящено было 12 епископов (Гласник. Кн. 1, 5, 11). У Дометиана сказано: «свештив же и с благородными, где и в коих странах епископы поставити». Потом говорится: «от ученик своих, их же достойны и по­добны знаше, епископы сих освещаются». При архиепископе Евстафии присут­ствовали на соборах (см.: Григорович В. Очерк путешествия) епископы: 1) Зетский (имеющий кафедру при храме Архангела Михаила); 2) Рашский (в новом Пазаре при храме апостолов Петра и Павла); 3) Звечанский (в монастыре св. Георгия); 4) Хвостинский (в Студенецкой лавре); 5) Холмский (в Захолмии, в монастыре Богородичном); 6) Призренский (в монастыре Богоматери, на границе Македонии и Албании); 7) Топличский (при храме свт. Николая); 8) Будимльский (в Будимле на Мораче, повыше Спужа, при храме св. Георгия); 9) Липлянский (в монастыре Богоматери-Грачанице); 10) Скопский (соседний с Призренским); 11) Бебрский (при храме св. Николая); 12) Маравичский (в Рудницком округе при храме св. Ахила). При архиеп. Никодиме (с 1318 г.) видите еще (см.: Григорович В. Очерк путеше­ствия) епископов: БраничевскогоБраничеве, при впадении Млавы в Дунай, при храме свт. Николая) и Мачьского (на Саве и при впадении Дрины в Саву). Стефан Милютин устроил епископию «у Расии на теплых водах в Баньске», при храме свт. Николая; здесь был епископом Даниил, впоследствии архиепископ. В Сопочанском помяннике поминаются еще епископы: Белой церкви (Белгородской), Зворникский, Сремский, Вучетрский (заменивший Баньского), Новобродский, Смедеревский, Рудничский, Пожегский, Босанский, Херсоновский, Темишверский, Вершачский (Записки географического общества. Т. XIII). 62 Какие это ереси оставались после Немани, в сказании Дометиана не сказано. Поздний летописец так излагает известие Дометиана: «Елици крещени во латинскую ересь вопадоша, сам молитву миру изглаголав помазует их и верним причитает. Елицы же не покараху се, сих повелеваше цару Стефану брату со безчестием от отчьства изгнати и недаваше растити тернию во место винограда» (Гласник. Кн. 10). Но латиняне жили в Сербии и при Душане. Итак, не этих людей имел в виду Дометиан, когда говорил о подвиге Саввы в отношении к ересям. Вероятнее, это были остатки ариан и богомилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И Благое Попович с группой своих школьных друзей и санитаров прошел тернистый путь от Печи до Скадара... Путь, унесший жизни около ста тысяч сербских солдат. После таких мучений и страданий на всесербской албанской голгофе Благое и его спутники прибыли в город Скадар накануне праздника святителя Николая в 1915 году. После отдыха и частичной поправки христолюбивый Благое обратился к митрополиту Сербскому Димитрию, который вместе с сербским правительством и армией также покинул Сербию, с просьбой разрешить по крайней мере теперь принять постриг. «Ибо, – говорил он, – Вы меня сейчас можете свободно благословить на постриг: ведь моих родителей здесь нет. Кто знает, увидимся ли мы еще живыми. Им будет лишь отрадно слышать о том, что я жив, а о том, монах ли я или нет, они и не спросят». По его неотступности митрополит дал свое благословение, а архимандрит Вениамин, будущий владыка Браничевский, постриг в монахи Благое и его друга Милана Джорджевича (впоследствии епископа Далматинского Иринея) накануне праздника святого Василия Великого 31 декабря/1 января 1915/1916 года, в православном храме в Скадаре. При постриге Благое было наречено имя святого мученика Иустина Философа . Этим именем Благое выразил двойное желание своей любомудрой и христолюбивой души: быть философом Духа Святого, подобно святым Христовым любомудрам, каким был и святой Иустин Философ , и в то же время быть мучеником и свидетелем Христовым в этом мире и жизни (ибо греческое слово μρτυς – мученик – означает, прежде всего, быть верным свидетелем, свидетелем до самой смерти – свидетелем, готовым и самой своей жизнью утвердить свое свидетельство). То, что монах Иустин действительно стал философом Иустином, т. е. любителем истинной Премудрости Божией – Христа Господа, мы знаем, и в этом мог увериться каждый близко с ним знакомый. Ибо будучи по натуре любомудром-философом, он всю жизнь им оставался, всегда живо ощущая существенные философские проблемы и проникаясь ими, о чем свидетельствуют его «Философские главы» и «Православная философия Истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Зосима ( Анисимов , мирское имя не установлено; 20.9.18955.8.1960, Рим, Италия), архимандрит. Личный духовник вел. кн. Николая Николаевича и его семьи, эмигрировал с ним во Францию, состоял в юрисдикции РЗЦ, помощник настоятеля домовой церкви при имении вел. кн. Николая Николаевича сперва в Щуаньи в Нормандии (19211928), а затем в Антибе (19281932), духовник вел. кн. Милицы Николаевны, настоятель домовой церкви вел. кн. Милицы Николаевны в Антибе (19321951), одновременно настоятель русской церкви в Александрии (1.3.19471951), игумен (2.9.1947), архимандрит (1949), 2-й помощник настоятеля Св.-Николаевской церкви в Риме (19511960). Зосима ( Валяев Андрей Феодорович ; 18.11.188813.6.1949, Версаль, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства. Окончил Сумский кадетский корпус (1907), поступил на военную службу в 7-й пехотный Ревельский полк, подпоручик 157-го пехотного Острожского полка (1910), командир роты (1912), перемещен в 316-й пехотный Хвалынский полк, участник 1-й мировой войны в чине штабс-капитана (1915), преподаватель Тифлисского военного училища (19161918), участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, начальник хозяйственной части штаба Кавказской стрелковой дивизии (1919), капитан (1919), батальонный адъютант но инспекторской части в Кубанской армии (1920), затем назначен на службу в управление генерала-квартирмейстера штаба Главнокомандующего Добровольческой армией в Севастополе (1920), эмигрировал в Сербию (30.10.1920), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (19.12.1925), священник (20.12.1925), настоятель сербской церкви в с. Добра Браничевской епархии (21.12.19251930), поступил в братию русского монастыря в Мильково, пострижен в монашество (1930), священник и законоучитель при Крымском кадетском корпусе в Бела Цркв (19301933), переехал во Францию (1933), законоучитель и настоятель Св.-Николаевской церкви при кадетском корпусе в Виллье-ле-Бель, а затем в Версале (19331945), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Медоне (19361939), игумен (11.2.1939), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ (19361939 и вторично 1949), архимандрит, настоятель Св.-Серафимовской церкви в Шелле (19391940 и 19421943), председатель комитета помощи русским переселенцам во Франции (19461949), иконописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив : Послужный список о. А. Панчулидзева (19561964). АЕУА. Лит.: Часовой. 1964. 453. Пастухов Василий Гаврилович см. Тимолай, игумен. Патеюк Карп (дата рождения не установлена – 11.7.1976, Миннеаполис, Миннесота, США), протоиерей. Священник в Восточной Европе, эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Германии (19511952), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1952), протоиерей, настоятель церкви в Миннеаполисе (19501970-е гг.), вышел за штат по старости (1970-е гг.). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Пахомий (фамилия не установлена, даты рождения и смерти не установлены), архимандрит. Эмигрировал в Сербию после окончания Гражданской войны, состоял на службе в Браничевской епархии Сербской Православной Церкви, отправлен Архиерейским Синодом РЗЦ в Южную Америку с назначением на должность настоятеля русской церкви в г. Монтевидео (18.6.1927), больше сведений о нем не имеется. Лит.: Ц.Вед. 1927. 1112. Пекаторос Николай Герасимович см. Николай, архимандрит. Пелех Михаил (дата рождения не установлена – сконч. после 1927, Югославия), протоиерей. Галичанин. Состоял полковым священником в ведомстве военного духовенства, проповедник в Добровольческой армии на южном фронте, эмигрировал в Сербию (1920), протоиерей (1920), служил на приходах Нишской епархии Сербской Православной Церкви, больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Перадзе Григорий (Григол) см. Григорий, архимандрит . Перовский Всеволод Дмитриевич (1860, Холмогорск. уезд Архангельск, губ. – 27.11.1932, Ницца, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Архангельскую Духовную семинарию, священник (4.8.1882), настоятель Курейско-Сергиевского прихода Холмогорского уезда (18821890), настоятель Троицко-Николаевского храма в Холмогорах (18901922), законоучитель двух Холмогорских училищ, благочинный Холмогорского уезда (19142.2.1919), член епархиального училищного совета, протоиерей (27.6.1916), член-корреспондент Николаевской Главной обсерватории, уволен за штат по старости (1922), ему удалось покинуть Советскую Россию и переехать к дочери, которая жила с мужем в Ницце (1922), приписан сверх штата к Ниццкому Св.-Николаевскому собору, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского). Ученый, специалист по метеорологии и календарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанна. Платина, 1976 (2-е изд. Платина, 1980; 3-е изд. М., 1998) Федорова О. Памяти Владыки архиеп. Иоанна. ПР. 1976. 14 Филарет (Вознесенский) , митр. Архиеп. Иоанн Шанхайский – Сан-Францисский. ПР. 1989. 1 Лукьянов В., прот. К 25-летию блаженной кончины архиеп. Иоанна (Максимовича) . ПР. 1991. 12 Архиеп. Иоанн (Максимович) . Архипастырь, молитвенник, подвижник. СанФранциско, 1991 Перекрестов П., иерей (сост.) Архиеп. Иоанн (Максимович) . Архипастырь, молитвенник, подвижник. Сан-Франциско, 1991 Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь . Дж., 1996 Святитель русского зарубежья, вселенский чудотворец Иоанн. М., 1997 Южаков Р. Иоанн (Максимович) . Золотая книга эмиграции. М., 1997 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Иоанн ( Матси Петр; 17.6.1906, с. Салми-Масила, Финляндия – 18.11.1960, Крезо, Франция), иеромонах. По национальности финн. Поступил в братию Валаамского монастыря (1919), нес клиросное и малярное послушание (19191926), призван на военную службу в финскую армию, прошел два курса Сердобольской православной семинарии, затем вступил в братию Псково-Печерского монастыря, келейник еп. Иоанна Печерского, переселился в Сербию, поступил в братию сербского монастыря Высоки Дечани (1934), пострижен в монашество (1935), окончил монашескую богословскую школу в Высоки Дечани, член братии сербского монастыря в Пожаревацкой епархии (1936), затем в Браничевской епархии (1939), иеродиакон (1937), иеромонах (1937), рукоположение совершил сербский еп. Вениамин Пожаревацкий, в начале Финской войны призван в Финляндию в действующую армию в качестве полкового священника с приписанием к братии Коневецкого монастыря, районный священник на п-ве Заонежья (20.12.194116.6.1944), священник при лагере советских военнопленных в Финляндии (16.6.1944), вернулся в СССР (1945), арестован советской властью и посажен последовательно в Ленинградскую тюрьму на Шпалерной и во внутреннюю тюрьму НКВД в Петрозаводске (19461.4.1947), сослан в Воркуту (1.4.19473.12.1953), снова сидел в Петрозаводской тюрьме (3.12.19531.7.1954), от сотрудничества с НКВД отказался, за что был многократно избит, сослан обратно в Воркуту, а потом в мордовские лагеря (3.1.195525.7.1955), перевезен в Москву, выслан в Финляндию после вмешательства финского правительства (7.8.1955), переселился во Францию и принят в клир Русского Экзарзата КП (1957), настоятель церкви при Воскресенской обители в Розэ-ан-Бри под Парижем (1.2.1957), помощник настоятеля Св.-Николаевского собора в Ницце (1.5.195710.7.1957), настоятель Св.-Сергиевской церкви в Коломбеле (10.7.195716.5.1960), настоятель Св.-Александро-Невской церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх и император согласились исполнить просьбу Саввы и склонили его самого принять сан сербского архиепископа. Савва рукоположен был в сан архиепископа (1222 г.) в Никее патриархом Германом и получил грамоту, которою утверждена была самостоятельность сербской церкви. Впрочем, и после этого хотя сербские архиепископы избираемы были сербами, но окончательно утверждаемы были константинопольскими патриархами 106 . Архиепископ Савва, прибыв на родину, учредил 12 сербских епархий. Это были: рашская или рассказ – в Расе, нынешнем новом Пазаре, с кафедрою при храме апостолов Петра и Павла, хвостенецкая или студеницкая в Студепице, в местности г. Печи, с кафедрою в монастыре Божией Матери; топмцкая с кафедрою при Никольском храме, моравская или моравищкая, дьбрская в Дьбре, нынешнем Дабаре или Добри, в Герцеговине, зетская или диоклийская в Черногории с кафедрою при храме св. архангела Михаила, будимлъская в Чудимле на Мараче (ныне село Будиново или Будимов в Черногории), захлумская (в Герцеговине), призренская, грачаницкая (в Старой Сербии), броничевская, и белградская. Из них расская, браничевская и диоклейская существовали еще до св. Саввы. На все эти кафедры Савва поставил своих учеников. Впоследствии число епархий увеличивалось. Так например при Савве III (Д-1316 г.) открыты были епархии кончулъская и баньская или звечанская, при Никодиме (1317 – 1325 г.) скоплъская, липлянская, мачвенская и градацкая. При Душане считалось 20 епархий 107 . Сербский король Стефан Душан, без всяких предварительных сношений с великою Константинопольскою церковию, созвал (1346 г.) в г. Скопие собор, на котором, кроме сербских святителей и сановников, присутствовал и болгарский (терновский) патриарх. Здесь сербский архиепископ Иоанникий провозглашен был патриархом, независимым от Константинополя, а сам Душан «ромейским кесарем, Христолюбивым царем македонским». – Таким образом образовался независимый – ипекский патриархат сербский. Греческий император Андроник, узнав об этом распоряжении Душана, созвал собор, на котором присутствовали четыре восточных патриарха с многочисленным духовенством и греческими сановниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010