И село и монастырь Сисоевац, получили название по его имени. В монастыре находится его могила, а в церкви – фреска, на которой он изображен, держащим в правой руке церковь , как ктитор. Храм посвящен празднику Преображения, что еще раз доказывает принадлежность к синаитскому монашеству: праздник Преображения был особенно любим синаито-святогорскими исихастами, об этом говорят посвященные ему многочисленные храмы, восходящие к тому времени, на территории от Метеора в Фессалии до Дуная. Преображение Фаворским нетварным светом, как человека, так и всего творения – один из центральных мотивов синаитско-паламитской жизненной философии. Народ почитает Сысоя как преподобного и чудотворца. Его имя упоминается 1509 годом, а монастырь его пришел в запустение, по всей видимости, в конце XVII века 20 . В окрестностях Раваницы, возле «Ромиловой пещеры» (которая была разрушена во время строительства шахты Сене – Равна Река) и его чудотворного источника, жил и преподобный Андрей Синаит . Жители Сени и сейчас рассказывают о том, как близ села была пустынька, в которой жил этот Андрей пустынник. Народное предание рассказывает как он – «запряг мишку змеей» и отправился посетить пригласившего его владыку. (Л. Павлович «Культы лиц у сербов и македонцев», стр.200). С именем монахолюбивого князя Лазара, великого ктитора, предание связывает и монастырь Рукумия, под Сопотом на Млаве, возле Пожаревца. В Рукумии находился гроб еще одного пустынника преподобного Мартирия Синаита , о котором у нас нет никаких сведений. Само название монастыря, связано с греческим словом «гирокомион» (больница для престарелых монахов). Народ веками почитал преподобного Мартирия как святителя (Д. Митошевич «Рукумия и Брадача». Л.Павлович, цит. соч., стр.199, В.Петкович «Обзор памятников, стр. 290). В монастыре Туман, в Голубце, посвященном Св. Архангелу Гавриилу, почивают мощи преподобного Зосимы Синаита 21 . Согласно преданию, Зосима жил в каменной пещере, в том месте, где и сейчас находится его пустынька. Строительство монастыря, связано с именем Милоша Обилича, который во время правления Лазаря, владел Браничевской областью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Хотя древнее святогорское предание утверждает, что пришел он «из Сербии». Родился в конце XIII или в начале XIV века. Где он подвизался до прихода в Парорию, трудно установить. Там он вместе с Ромило был послушником старца Иллариона, которого Ромило просто принудил стать их духовником после смерти их старца. Когда Ромило ушел на Святую Гору, Григорий и Илларион остались в Загоре. После же кончины Иллариона, Григорий и сам отправляется в Святую Гору, становится там духовным чадом Ромила. После ухода Ромила в Авлон и Сербию, Григорий остается на Святой Горе. Святогорское предание приписывает ему основание монастыря – Григориат, названного по его имени. Из-за нападений агарян и он покидает Святую Гору и вместе с группой своих учеников идет в Сербию, где их принимает князь Лазар. Вокруг пещеры, где он подвизался, в Ждреле Браничевском, у подножья Хомольских гор, на левом берегу Млавы, создается новая монашеская община скитского типа, в которой, во времена Деспота Стефана, подвизалось 300–400 монахов (Д. Митошевич,”Рукумия и Брадача», Смедерево, 1971, стр.8). С помощью князя Лазара, Григорий воздвигает здесь храм Введения Богородицы, и получает от сербского патриарха Спиридона (1380), грамоту на основание монастыря. Время его кончины неизвестно. Согласно одному преданию, он снова вернулся на Святую Гору и там упокоился в монастыре Григориат в 1406 году, там же до 1761 года, оставались его мощи, пока монахи, из-за пожара, не перенесли их в монастырь Горняк. По другим преданиям, он упокоился в Горняке, где и был погребен, вблизи пещерной церкви св. Николая 16 . Ныне мощи его находятся в Горнякском монастыре, а недавно, частица их перенесена в монастырь Григориат. Григорий был образованным монахом, это видно по его прозванию – «краснописец», говорящему о том, что он был переписчиком книг; написал житие Ромила 17 . По своему образу жизни он получил имя Григорий Молчаливый. Празднуется 7 декабря. С личностью Григория Молчаливого некоторые отождествляют личность Григория Войловицкого, которого также называют Синаитом. И действительно, в монастыре Войловица, в 1771 году и позже упоминаются мощи некого Григория Синаита , почивающие «во гробе», “ в земле». Дж. Радойчич предполагает, что если здесь говорится о мощах Григория Младшего, они были бы перенесены после второго Переселения из Сербии (1738).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В архивном фонде хранятся различные повельи, грамоты-привилегии, синкелии, дипломы, выданные серб. царем Стефаном IV Душаном , кн. Лазарем, кор. Вукашином, деспотом Иоанном (Бранковичем) , валашскими правителями Константином Шербаном Басарабом и Шербаном Кантакузино и молдав. воеводой Василие Лупу, грамоты рус. царей Алексея Михайловича и Петра I Алексеевича , австр. императоров Фердинанда III, Леопольда VI, Иосифа II, Франца Иосифа и имп. Марии Терезии, османские документы 2-й пол. XVI-XVII в. и многочисленные письма сербских патриархов, иерархов, священнослужителей, политических и общественных деятелей. Книжный фонд насчитывает более 700 рукописей XIII - кон. XVIII в. и печатных книг, большинство из к-рых поступили из собрания Груича. Самыми ранними являются 20 листов Евангелия-апрокос сер. XIII в. и Четвероевангелие, переписанное в посл. четв. XIII в. иером. Василием. Тем же периодом датируется богато иллюстрированная рукопись «Бесед» Исаака Сирина. К XV в. относятся Крушедольская Палея с «Хроникой» Иоанна Зонары, «Синтагма» Матфея Властаря, Браничевская «Лествица» Иоанна Лествичника, к-рую для серб. деспота Г. Бранковича (см. в ст. Бранковичи ) в 1434 г. переписал Давид. В фонде хранятся экземпляры почти всех старых печатных серб. книг. Самые древние из них - Октоих и Псалтирь с последованием (Цетине, 1494; типография Дж. Црноевича), Псалтирь с последованием, к-рую в 1521 г. напечатал иером. Феодор (см. в ст. Любавичи ), Октоих (Грачаница, 1539), Четвероевангелие (Белград, 1552; типография Т. Гундулича) и другие богослужебные книги, напечатанные в Венеции, Москве (в т. ч. Четвероевангелие 1751 г., размером 50 ´ 71 см, весом 21 кг), Рымнике и Вене. Особую ценность представляют экземпляры «Стематографии» Х. Жефаровича (1741) и «Каллиграфия» Захарии Орфелина (Сремски-Карловци, 1759). Лит.: Л. Jeфuмuja. Сремски Карловци, 1922; он же. кн. Лазара//Уметнички преглед. Београд, 1937. 3. С. 72-73; он же. Црквени уметнички вез. Београд, 1940; Српски списи о кн. Лазару и Косовском бojy. Крушевац, 1968; он же. Jeфuмuja: радови. Крушевац, 1983; С. Myзej Српске православне цркве. Београд, 1969; С. Myзej Српске православне цркве. Београд, 1989, 2001; Р. Рукописне Myзeja СПЦ у Београду: Водени знаци и Београд, 2003; Вараждински апостол. Београд; Загреб, 2005; Цурк Ф. Плаштаница српског Стефана Уроша II Милутина//Ниш и Buзahmuja. Ниш, 2007. 5. С. 465-484; Томин С. Бuблuorpaфuja радова о мон. Jeфuмuju (ок. Београд, 2012. Год. 2. Бр. 2 (Электр. ресурс: www.knjizenstvo.rs/magazine.php?text=55).

http://pravenc.ru/text/2564318.html

Пройдя через тюрьмы в Петровце и Пожаревце, спустя месяц после заточения, 5 марта 1943 года, он был переведен фашистами в монастырь Войловица, где  тогда находился владыка Николай (Велимирович). А 13 марта 1943 года он, вместе со святым владыкой Николаем и другими заключенными, служил там Литургию. После Второй мировой войны он был клириком Белградско-Карловацкой епархии, в  1947 году был переведен в Браничевскую епархию в монастырь Горняк, а через два года – вновь становится клириком Белградско-Карловацкой епархии. Здесь епископ  Виссарион,  викарий  Его  Святейшества,  возводит  его  в  сан  игумена, чтобы по благословению патриарха Гавриила в тот же год направить его настоятелем монастыря Печская Патриархия.   Новому игумену пришлось восстанавливать  разрушенные братские  корпуса. В то время в монастыре находилось больше десяти семей беженцев и партизанский штаб. Из воспоминаний старца Фаддей: «Очень я там намучился, коммунисты задавали много забот и трудностей, чинили препятствия везде, где могли. Но, слава Богу, с Божией помощью мы все  преодолели...» Из жития старца Фаддея: «Много лет спустя он рассказывал одному из своих духовных чад, как в то время, из-за трудных обстоятельств и напряженной внутренней борьбы против искушений страхом, унынием  и  многопопечением,  он  пережил  два  тяжелых  нервных  срыва  –  его  била  сильная дрожь, во всем теле была страшная слабость. «Я понял это как предостережение Божие, как знак, что я должен изменить образ жизни, научиться жить, отстраняясь от любой много заботливости, я понял, что все мы излишне беспокоимся о себе, и только когда человек полностью предастся воле Божией, он сможет пережить беззаботный, радостный покой». Шесть последующих лет он нес крест настоятельского служения в Печской Патриархии, уча всех своих ближних, всех приходящих к нему предаваться в руки Божий, «единственному Носителю наших мучений, тревог и слез». В 1955 году по благословению патриарха Викентия и по слабости здоровья старец Фаддей возвращается из Печи в Браничевскую епархию, где  в течение  нескольких месяцев исполняет обязанности приходского священника. В 1956 году его вновь назначают настоятелем монастыря Печская Патриархия, где он остается до 1957 года. И после, в общей сложности, одиннадцать лет, проведенных в Печском монастыре (три года в составе братии и восемь лет как настоятель), он опять возвращается в Белградско-Карловацкую митрополию и оттуда – в Браничевскую епархию, где его назначают настоятелем монастыря Горняк. К этому он получает и два прихода из шести деревень. Смиренным клириком Браничевской епархии он так и оставался до своей блаженной кончины в 2003 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Полковник Раевский послужил русскому писателю Льву Толстому прототипом главного героя, графа Вронского, в его произведении «Анна Каренина». Адрес: Адровац, Сербия Проезд: Горни Адровац – поселок в муниципалитете Алексинац в Сербии. Горни Адровац находится примерно в 40 км от Ниша и в 200 км от Белграда. От ж/д станции в Адроваце до храма в Горни Адровац 5-6 км. Подробнее... Церковь святого Стефана Лазаревича (Деспотовац) [ править править код ] Церковь, посвященная святому праведному деспоту Стефану Лазаревичу построена в Деспотоваце в 2004 году. 27 ноября 2004 храм был освящен епископом Браничевским Игнатием. Строительство началось в мае 1998 года, когда был заложен и освящен фундамент новой церкви. Средства на строительство храма выделила семья Аврамамович из Деспотоваца. Проект храма разработан архитекторами Драганом Михайловичем из Ягодины и Йосифом Димичем из Свилайнца, строительством руководил Милинко Миланович из Крагуеваца. Адрес: LAMELA 5, Деспота Стефана 35213, Деспотовац, Сербия Проезд: Из Белграда в Деспотовац ежедневно отправляются автобусы, время в дороге – 2,5 часа. Подробнее... Церковь святого мученика Трифона (Кличевац) [ править править код ] Храм святого мученика Трифона был построен в 1830 году, и, чуть позже, в 1837 году, возведен дом причта, а на церковной башне установлены часы. Строительство совершилось благодаря усилиям и вкладу местных жителей. Иконы для иконостаса работы Арсения Якшича датируются 1820 годом, считается, что они были перенесены сюда из старой церкви. 13 икон выполнены темперой на доске, они сохранились и хранятся в храме до сих пор. Современный иконостас с 27 иконами работы неизвестного автора не имеют большой художественной ценности. Адрес: Klievac, Сербия Проезд: Кличевац расположен в муниципалитете Пожаревац Сербии, примерно в 80 километрах к юго-востоку от Белграда. Подробнее... Церковь Лазарица (Крушевац) [ править править код ] Храм был возведён между 1377 и 1380 годами князем Лазарем Хребеляновичем как придворная церковь в недавно построенном городе Крушеваце в честь рождения своего первого своего сына, деспота Стефана, наследника престола.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(храмы)

Вступив в супружество с дочерью императора Кантакузена (в 1403 г.), Стефан имел в ней добрую, благочестивую супругу; только она оказалась бесплодною, и это печалило обоих. Состарившаяся Милица-Евфросиния приняла монашество с именем Евгения в обители Люботинии, построенной ею между Каранавацом и Крушевацом, и скоро (11 ноября 1405 г.) скончалась. Счастлив был Стефан, имевший такую мать, какова была княгиня Милица; умная, энергическая, благочестивая, она много облегчала тяжкую долю народа, над которым начал тяготеть меч турок, восстановляла народные храмы, например Дечанской обители, утешала бедность и вдовство бесприютное. Летопись говорит о Милице: «По смерти мужа своего, недалеко от Крушевца, в России, созида монастырь, зовомий Любостиня, и тамо постриглася в иночество и совокупила многие сестры, наипаче великих госпожи, которые вдови изостали по мужах избитых с Лазарем на Косову. И тамо преставилася и погребена. А како она тамо Богу угодила, свидетельствуют чудеса повседневные над немощными, которые приходят к гробу ее, многократ и миро истекает от гроба ее». Она скончалась в великой схиме 11 ноября 1405 года 104 . Стефан умным правлением своим приводил в порядок и оживлял отчизну. Он писался в грамотах: «Милостию Божиею господин всей земли Сербской и поморию и подунайским странам» 105 . Соседи уважали его. Венгерский король Сигизмунд искал союза с ним. Пользуясь тишиною, Стефан стал украшать избранный им для пребывании своего Белград. Построив себе княжеский дом и храм святителю Николаю, устроил при последнем обширную больницу. Затем стал строить обитель иноческую, себе Задушбину; это на горе при реке Рессаве, в Браничевском округе. Храм строился в честь Святой Троицы, и он был украшаем лучшими художниками; приглашены были иноки, особенно из Афонской Горы. На освящение храма приглашен был патриарх Кирилл с собором архипастырей Сербских, – почетные светские люди княжества также были здесь. В праздник Святой Троицы в 1408 году освящен был храм с полным торжеством 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   И это только малая часть всех искушений, которые отец архимандрит покрывал своей безмерной любовью. А было их много горьких и болезненных, но отец архимандрит отвечал только любовью. Один монах, который когда-то был губернатором, начальником округа — а это большая должность в России, любил выпить. Бывало так, что уйдет из монастыря в    село, и целыми неделями его не было. А игумен должен был его искать и возвращать в монастырь. Он пьет и пьет, а отец архимандрит не скажет ни одного слова в упрек о том, что он делает. Ни одного. Все покрывал любовью как будто ничего не было.    Я видел, что он терпит и страдает из-за всего этого, но никому ни одного слова не сказал. В церковь на богослужение всегда приходил первый и становился на игуменское место. Видно было, что он подавлен, но он никому ничего не говорил, все возлагал на Господа. Никогда никого не наказывал.    Ни о ком ничего плохого даже не подумал. Ни на кого не взглянул с укором, как будто ничего и не было. Всякого любил таким, какой он есть, и молился Богу, чтобы Он его просветил. Жизнью своей поучал и стремился всякого своим примером привести на путь спасения. Действительно, исключительная душа была отец архимандрит Амвросий, полная любви и умиления. Жаль, что болезнь слишком рано увела его с этого света.    Здесь, в монастыре, я однажды почувствовал, что все люблю. Какая-то чудесная несказанная радость охватила все мое существо. Я почувствовал некий невыразимый мир. Все люблю и больше не могу сердиться. Жалею все, что страдает. Каждую минуту могу заплакать из-за человеческого горя и страдания. И это продолжалось, пока не упокоился блаженнопочивший игумен Амвросий.    Пока отец архимандрит Амвросий был жив, все было хорошо. А когда он упокоился, братия стала возмущаться. Иеромонах Лука и отец Теофан написали протокол братства, который подписали отец Антоний, отец, Серафим, отец Роман и старец Марк. С этим протоколом отправились к владыке и сказали, что братство отца Луку выбрало игуменом, и владыка поставил его игуменом. Как раз в это время Браничевский епископ Иоанн был перемещен в Нишскую епархию, а здесь был поставлен владыка Вениамин, который не имел истинного представления о внутреннем состоянии братства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2865...

С днем интронизации Антиохийского Патриарха Иоанна X поздравили представители Поместных Церквей Москва, 18 февраля 2013 г. 17 февраля 2013 года делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом приняла участие в торжествах по случаю интронизации Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X, передает Служба коммуникации ОВЦС. Торжества начались Божественной литургией в соборе святителя Николая Чудотворца в Бейрутском районе Ашрафия, которую возглавили Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. В Литургии приняли участие архиереи и духовенство Антиохийской Православной Церкви, а также прибывшие в Бейрут делегации Поместных Православных Церквей в следующем составе: митрополит Галльский Эммануил, митрополит Прусский Элпидофор, а также митрополит Иерапитнийский и Ситийский Евгений — Константинопольский Патриархат, митрополит Леонтопольский Гавриил — Александрийский Патриархат, архиепископ Константийский Аристарх, митрополит Вострский Тимофей и архимандрит Галактион (Авар) — Иерусалимский Патриархат, митрополитАхалцихский и Тао-Кларджетский Феодор и протоиерей Давид Шарашенидзе —Грузинский Патриархат, епископ Браничевский Игнатий, а также епископ Афанасий (Евтич) — Сербский Патриархат, протоиерей Даниил Вуда — Румынский Патриархат, епископ Неапольский Порфирий — Кипрская Православная Церковь, митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон и митрополитКилкисский и Полианийский Эммануил — Элладская Православная Церковь, митрополит Аргирокастрский Димитрий и архимандрит Пантелеимон (Миру) —Албанская Православная Церковь, архиепископ Люблинский и Холмский Авель и протоиерей Мирослав Вишневский — Польская Православная Церковь, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Вениамин, епископ Квебекский Ириней и протоиерей Леонид Кишковский — Православная Церковь в Америке.

http://pravoslavie.ru/59551.html

Но после Святок вдруг как-то все сразу переменилось. Внутри словно что-то оборвалось. А главное, крепло чувство, что в жизни что- то кончилось, чтобы не сказать, что сама жизнь кончилась. Стало все кругом неинтересно. Книга, церковь , семинария давали много. Тогда казалось, что все так и останется. Будь я не в глухом, зимой снегом занесенном Битоле, а в Париже, с его церковно-научными интересами, вероятно события сложились бы иначе. Если не ошибаюсь, то 17-го января, в день преп. Антония Великого , я пошел в митрополию к епископу Иосифу, с которым у меня тогда были очень прохладные отношения. Я его не понимал, он меня задевал своими выпадами против русских, – а я тогда был очень национально настроен, что потом совсем, после Иерусалима, сгладилось, – он это видел и еще больше меня педагогически выдерживал в своих выпадах, а я еще больше от него сторонился. Ну, словом, я пошел в митрополию и подал ему прошение о пострижении. Он это воспринял иронически, но прошение принял, меня благословил, даже расцеловал. Я просил о пострижении меня в русском монастыре Мильково в Браничевской епархии. Хотелось принять пострижение в обстановке русских трогательных традиций, напевов и среди своих. Было ли это правильно? Не все ли равно, где и как отрекаться от «красных мира»? Да и было ли это настоящим отречением? Переписка с митрополитом Антонием, с епископом Браничевским Митрофаном, со всякими священническими портняжными заведениями заняла немало времени. Я попросил меня отпустить на Пасху раньше времени. На пятой седмице поста я был уже в Белграде, примерял подрясник и рясу, клобук и мантию. Жил в какой-то обстановке обреченности. Раз решено, сказано, написано, дело идет, надо следовать раз принятому решению. В Белграде я не задержался. Очень скоро я поехал в Мильково. Накануне, вечером, в привычной и такой родной обстановке нашей квартиры на Приштинской улице на меня, помнится, напал приступ сомнения, почти протеста. Я испугался, заколебался. Сидел на своей кровати, и мои близкие поняли, что со мною нехорошо. Помню, сердобольная душа, всегда и повсюду меня опекавшая и мною болевшая, неуверенно спросила:

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Тогда, совершенно не думая о том, о чем я потом много думал, говорил и писал, т.е. о монастырской жизни, как у бенедиктинцев или доминиканцев, я это все же нутром и очень глубоко почувствовал и переболел. Кроме того, и это самое главное, я совершенно не проходил и не прошел послушания в монастыре. Как все русские монахи-академики, я принимал пострижение прямо «от мирского естества». Меня не научал на один мудрый и ровный настоятель; надо мною не был произведен тот психоанализ, который надо произвести над всяким, кто решается на путь духовной жизни; я не прошел школы послушаний в огороде, в швальне, в кухне и проч., что необходимо и для нас – белоручек-монахов из «ученых». Я попал в сугубо «толченую» среду. Я ее не хотел, я ее принципиально не любил. Мне хотелось тихой монастырской обстановки большого бенедиктинского монастыря, с его библиотекой, с учеными и умными приорами и со своим собственным журналом, с семинарией внутри этого же монастыря, с визитациями разных умных и ученых прелатов и аббатов и пр. Я провел эти дни перед постригом просто в состоянии неприязни и ненависти к этому образу жизни. Огород, грязные келии, разговоры не о книгах по Священному Писанию или о Патрологии Миня, а о том, что о. Макарий сказал то-то и то-то, а о. Иувеналий ответил ему так-то. Между службами в холодной церкви и работами в огороде (был конец марта) я ходил как в воду опущенный, унылый и, помню, призывал Бога хоть как-нибудь положить предел этому мучению. Пусть сегодня-завтра меня постригут, а там сейчас же уеду обратно в семинарию. Там книги, ученики; буду служить. Начну жить по-новому. Сочувствующим свидетелем всех моих переживаний был мой б. ученик по семинарии Сережа Анисимов. Он сам побывал несколько лет тому назад на Афоне, видел тамошние монастыри и немало думал о монашестве. Видя мои внутренние волнения, допытываясь от меня, что со мной и в чем дело, он очень мне внутренне сочувствовал. Я ему говорил о моих сомнениях, о внутренней тяжести, о неприятии мною всей этой атмосферы, главным образом этого мужичества. Он мне очень помогал. Но дело шло своим чередом, приехал архимандрит Николай, которому митрополит Антоний поручил совершить пострижение. В пятницу на 6-й неделе должен был приехать епископ Браничевский Митрофан, который хотел присутствовать на постриге.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010