431 Цит. по: Дамаскин И. 512. О личной позиции владыки Агафангела по отношению к вопросу о языке богослужения см. выше, сс. 26–27. 433 На обновленческом соборе в октябре 1925 г. А.И. Введенский заявил: «Обновленчество – это еще трехлетний ребенок. Богослужение на русском языке не дает ему религиозного удовлетворения. Протоиереи Эндека и Адаменко уже приступили к изменению той обрядности, что создана в России веками. Верующие боятся потерять красоты богослужения. Я говорю: обновлению необходимо удержать всю православную обрядность. Бывший митрополит Антонин начал церковное обновление хорошо, но кончил фарсом» – Деяние (обновл.). 7. Отзвуки этого выступления слышны и в «Воззвании» того же собора, где говорится, что истинные последователи обновленчества «оберегают чин церковный-богослужебный»; в то же время утверждается, что «совершенно в сторону отошли те, кто самочинно ломает уставы, богослужение» (III Собор, 4). Еще более ревностно Введенский выступал в защиту церковнославянского языка в начале 30-х годов, когда крах обновленчества стал очевиден (см.: Шкаровский. Петербургская епархия. 158). 435 См.: Постановление Заместителя. Василий Адаменко (1885–1937) – до революции Елисаветградский уездный миссионер Херсонской епархии (см.: МС. 1916. 5. СС. 363–364), затем священник Ильинской церкви в Нижнем Новгороде (1919–1931). В 1924 принял монашество с именем Феофан (по-видимому, уже в обновленчестве). В 1925 г. член обновленческого собора. В 1926 избран членом миссионерского совета при обновленческом синоде. В 1924–1927 издал в Нижнем Новгороде служебник, последования суточного круга, требник и нечто вроде сокращенной праздничной минеи на русском языке. Принес покаяние в грехе раскола и был принят в общение митр. Сергием (1930); арестован (1931); расстрелян в Карагандинском лагере. См.: Дамаскин I. 203–207; Кравецкий. Проблема языка. 80–82. Цыпин (1997). 304. 437 Чин литургии св. Иоанна Златоуста на сербском языке был издан по благословению Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви в редакции еп. Браничевского Хризостома (Воиновича, 1911–1989): Света лumypraia. Београд, 1962. За этим последовало издание сербских переводов и других богослужебных чинопоследований. Эта работа продолжается и в настоящее время; так, епископ Афанасий (Евтич) переводит для богослужебного употребления Псалтирь на сербский язык с Септуагинты (личное сообщение).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы будем говорить здесь только о первых, а о вторых скажем особо, в отделе: православная сербская церковь в нынешней Австрийской империи. Письменных памятников, в которых перечислялись бы все сербские епархии, существовавшие в те или другие данные времена, мы не имеем от этого периода почти до самого его конца, именно до начала XVIII века. В разбросанных по разным местам и относящихся к разным временам частных записях упоминаются как существовавшие прежде начала XVIII века следующие епархии собственных или коренных сербских земель: 1) скопийская, 2) призренская, В) рашская или новопазарская, 4) новобрдовская (бывшая липлянская или грачаницкая), 5) хвостенская, 6) баньская, 7) ужицкая (бывшая моравская или моравицкая), 8) браничевская, 9) нишская, 10) белградская, 11) смедеревская, 12) прокупская и моравская (вероятно, бывшая топлицкая), 13) колоссийская (коласийская) и кратовская, 14) вучитрнская, 15) белоцерковская, 16) венчацкая и рудничская или просто рудничская, 17) петрушская, 18) ровинская, 19) герцеговинская или захолмская, 20) петровская и полугерцеговинская, 21) милешевская, 22) дебребоснийская (бывшая просто дебрьская), 23) зворничская, 24) зетская или черногорская. От XVIII века мы имеем два каталога архиерейских кафедр сербского патриархата: а) принадлежащий патриарху иерусалимскому Хризанфу 1713 г.; б) принадлежащий владыке черногорскому Василию Петровичу 1734 г. У патр. Хризанфа перечисляются следующие епархии коренных сербских земель: 1) скопийская, 2) призренская, 3) герцеговинская (’Е ρσεκου), 4) старовлашская или расская, 5) босносараевская (боснийская), 6) белградская, 7) валиевская (или валевская), 8) самоковская, 9) кюстендильская, 10) нишская, 11) шабацкая ( Σεμπεσου), 12) цетинская или черногорская (см. его Синтагматион, по венецианскому изд. 1778 г. стр. 93). У владыки Василия перечисляются епархии тех же земель: 1) боснийская, 2) герцеговинекая, 3) рашская и новопазарская, 4) ужицкая, 5) белградская, 6) нишевская, 7) косовская, 8) истибская (ищипская), 9) кюстендильская (костандинская) 10) скопийская, 11) призренская, 12) черногорская (не названная в каталоге, во подразумеваемая; см. прибавление к его Истории о Черной горы в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1860 г. кн. 2, стр. 14): так как епархия ужицкая одна и та же с валевской, то недостает из Хризанфовых самоковской и шабацкой, и лишния против него косовская и истибская. Сколько именно было кафедр при самом уничтожении патриархата, остается неизвестным; но во всяком случае упоминаются как существовавшие в то время: 1) скопийская, 2) рашская или новопазарская, 3) белградская, 4) нишская, 5) ужицкая, 6) самоковская, 7) кюстендильская, 8) истибская, 9) боснийская, 10) герцеговинская, 11) черногорская (см. брошюру Τ κατ τς ρχιεπισκοπς стр. 58 fin. и 63, и Гласн. VII, 174 и 357; об епархии npuзpehckoй cfr huжe).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Научный форум в Белграде, посвященный св. Максиму Исповеднику, завершился освящением нового храма в честь святого 30.10.2012 По окончании научного форума, посвященного св. Максиму Исповеднику и его богословскому наследию, который состоялся в Белграде 18 — 20 октября, его участники были приглашены 21 октября в г. Нови Костолач ( Браничевская епархия Сербской Православной Церкви), чтобы присутствовать на освящении новой церкви, посвященной св. Максиму Исповеднику . Об этом сообщил французский православный сайт Orthodoxie.com со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви. Инициатива строительства храма принадлежит епископу Игнатию (Мидичу), автор диссертации о св. Максиме Исповеднике, защищенной на Богословском факультете университета в Афинах. Божественная Литургия в новом храме была совершена иерархом Константинопольской Православной Церкви — митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом), учеником которого является епископ Игнатий. Митрополиту Иоанну также сослужили два другихего ученика — епископ Афанасий (Евтич), в прошлом возглавлявший Герцеговинскую епархию, и епископ Максим (Васильевич), глава Западно-Американской епархии Сербской Церкви. Также в богослужении принял участие епископ Крушевацкий Давид (Перович), близкий друг епископа Игнатия. Во время первой Литургии в новосвященном храме строитель и настоятель церкви св. Максима Исповедника священник Александр Михеловик был возведен епископом Игнатием в сан протоиерея. Первый камень в основание церкви св. Максима Исповедника был заложен в июле 1999 г. Проект церкви в сербо-моравском стиле разработан архитектором Радославом Прокичем из Крагуеваца. Фрески в интерьере храма созданы священником Стаматисом Склирисом, который также является учеником митрополита Иоанна (Зизиуласа) и следовал при написании росписей его идейному замыслу. Священник Стаматис Склирис, который постоянно проживает и совершает свое служение в Афинах, уже осуществил в Сербии обширную иконографическую программу по украшению фресками нескольких церквей по инициативе епископа Максима (Васильевича). Он также выступил в качестве иллюстратора большей части книг, опубликованных владыкой Максимом в издательстве Sebastian Press. Его стиль легко узнаваем по своеобразному творческому почерку, но в то же время является развитием традиционной византийской иконографии. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 30.10.2012 16:55:24

http://drevo-info.ru/news/14105.html

В 1791-1828 гг. епархией управлял бывш. митр. Белградский Дионисий (Попович) , открывший в Буде семинарию, б-ку, фонд к-рой составили из перевезенных в Сентендре собраний личных книг почивших архиереев, начиная с Патриарха Арсения III, изначально хранившихся в Сремски-Карловци. Еп. Дионисий дополнил ее изданиями своих переводов с лат. и греч. языков. В 1834 г. менее полугода Б. е. управлял один из образованнейших монахов своего времени, настоятель мон-ря Бездин Иустин (Йованович ; † 1834). В 1836-1839 гг. епархию окормлял Пантелеимон (Живкович , с 1839 еп. Темишварский), в 1839-1848 гг.- еп. Платон (Атанацкович , с 1848 еп. Бачский), составивший устав церковноприходских общин, в 1853-1892 гг.- еп. Арсений (Стойкович). В 1874 и 1881 гг. он избирался на кафедру Карловацкой митрополии, но оба раза это избрание не утверждалось императором. 6 тыс. книг из собрания епископа-библиофила после его смерти были переданы в Будимскую б-ку. В 1896 г. еп. Будимским стал свящ. Иеремия (Маджаревич), скоропостижно скончавшийся в том же году. С 13 марта 1898 г. до избрания Патриархом Сербским Б. е. управлял еп. Лукиан (Богданович) . В 1912-1951 гг. еп. Будимский Георгий (Зубкович) успешно противостоял попыткам властей Венгрии упразднить епархию. Во время второй мировой войны сильно пострадали кафедральный собор в Сентендре и епископская резиденция, после войны они были окончательно разрушены по указанию представителей властей. В это время духовная жизнь епархии была парализована, но благодаря во многом усилиям еп. Георгия удалось вдвое увеличить фонд Будимской б-ки. В дальнейшем сюда поступили собрания культурного объединения «Явор» и мон-ря Грабовац, дарения частных лиц (в наст. время ок. 20 тыс. томов). Назначенным на Будимскую кафедру в 1951 г. еп. Хризостому (Войновичу ; с 1952 еп. Браничевский) и в 1960 г. митр. Арсению (Брадваровичу) не удалось получить разрешение правительства Венгрии на въезд в страну. С 1984 г. адм. управление Б. е. осуществлял еп. Моравичский, викарий Сербского Патриарха Даниил (Крстич) , в 1988 г. он был избран еп. Будимским. После его кончины 20 апр. 2002 г. епархией управляет администратор Темишварской епархии еп. Лукиан (Пантелич) .

http://pravenc.ru/text/153573.html

Государственная власть Сербии по благословению Церкви исправила эту неправду, и Царю Николаю несколько лет назад был открыт памятник, достойный памяти его мученической жертвы. В другой сербской столице - Баня-Луке (главном городе Республики Сербской) - также воздвигнут красивый памятник Святому Царю. В храме Св. Александра Невского в Белграде на Дорчоле, задушбине короля Александра Карагеоргиевича, в внутреннем убранстве храма в правом крыле в апсиде находится памятная плита Царю Николаю II и Королю Александру I. На той плите написано: «Великим славянским мученикам Царю Николаю II и Королю Александру I». Памятную плиту установили благодарные потомки в знак благодарности этим великим личностям. До Второй Мировой перед плитой находились Российские боевые знамёна, которые позже уничтожили гитлеровцы. В сердце белградского Врачара находится улица Царя Николая II. В селе Йошево в Подринье на склонах горы Цер (Шабацкая епархия) недавно воздвигнут храм Св.Царю. Этот храм - сердце Духовного центра «Святой владыка Николай», ратующего за духовное и национальное перерождение сербского народа. Строится Храм Святой Царской Семьи Романовых в монастыре Рустово в Черногорском приморье, на горе Паштрович у Св.Стефана. Православное братство «Св.Царь Николай II Романов» в Браничевской епархии из Петровца на Млаве с 2000 года прославляет Крестную Славу Св.Царя Николая и Его Св. Семьи. Начинали в Русской церкви в Белграде у о.Виталия Тарасьева, а после того - и до сих пор - слава прославляется в монастыре Златенац. В нашем монастыре Рукумия почитание Св. мученика Царя Николая и Св.Мученицы Царицы Александры и их за Господа умученных чад совершается служением литургии - в установленные Церковью дни. Песнь Святому Царю Николаю II Святому Царю русскому Николаю Гражданину Божьего рая Убитому кровными врагами Спаса, Роду нашему гордость и радость. Войско Сербское враги прижали к скалам Чтоб не сдаться в плен взойти пришлось всем в горы, Лёд пешком пройдя Албанских гор спустились к морю, Но на побережье от лукавых натерпелись горя.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Вследствие этого, при Асене II в состав болгарской патриархии, кроме архиепископии архидской, входили: 1) митрополия солунская с своими епископиями 2) все до одной фракийские митрополии константинопольского патриархата, начиная серрскою и кончая адрианопольскою, и 3) в нынешней Сербии кроме епархии браничевской была еще восстановленная после венгров в области заморавской, уничтоживших в ней все пять ее епископских кафедр, епархия белградская. После смерти Асеня началось быстрое сокращение владений болгарского государства. В непродолжительном времени была утрачена вся Македония по город Кюстендил и по местность Косова поля включительно, а владения во Фракии, то уменьшаясь, то увеличиваясь, почти никогда не переступали на юг границы, шедшей по Морице от верховьев до Адрианополя, а отсюда по прямой линии к Агатополю, по-турецки Ахтеболу, на Черном море, при чем Адрианополь почти постоянно оставался во власти греков, а Филиппополь и приморские города выше указанной черты постоянно переходили из одних рук в другие. Сообразно с этим сокращением южных границ государства сократилась и забалканская область болгарской патриархии (в указанной, переходившей из одних рук в другие, части Фракии были – митрополия Филиппопольская с своими епископиями, епископии митрополии адрианопольской и в позднейшее время – отделенные от этих митрополий архиепископии литицкая и созопольская). На западной границе от Сербии (от нынешней и от тогдашней) сначала, вероятно тотчас после смерти Асеня, мадьяры отняли область белградскую, потом сербский король Стефан Милутин (1275–1320) – обширный край, лежащий на запад от черты, проведенной с верхнего Стримона на верхний Тимок и от сего последнего до его впадения в Дунай (неизвестно, со включением или за исключением области нишской), и наконец сербский король Стефан Дечанский (1321–1336) – города Дубницу, Ихтиман и Самоково с их округами (и если не Милутин, то не позднее как он же – область нишскую). Выше мы указали архиерейские кафедры, существовавшие в предбалканской или собственно так называемой Болгарии, какие упоминаются в известных в настоящее время памятниках; очень может быть, что фи указали их не все и что в действительности число их было несколько значительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Павлович; 16.10.1846, Пожаревац - 6.04.1930, Белград), Патриарх Сербский (1920-1930). Начальное образование получил в Пожареваце и Велико-Селе. В 1868 г. окончил семинарию в Белграде. Нек-рое время работал учителем в школах в селах Раткович и Брзан близ Светозарева. В 1869 г. женился, но вскоре овдовел. В 1870 г. рукоположен во диакона и пресвитера. В 1873 г. поступил на филологическое отд-ние Великой школы (впосл. Белградский ун-т), окончил в 1878 г. С 1882 г. профессор Белградской семинарии. 8 нояб. 1884 г. избран епископом Нишским. В 1889 г., по возвращении из изгнания на Сербскую митрополию митр. Михаила (Йовановича) , Д. оставил кафедру и уехал во Францию, где изучал лит-ру, философию и сельское хозяйство. В 1894 г. вернулся на родину и был отправлен в мон-рь Хиландар. После смерти митр. Михаила в 1898 г. был поставлен епископом Шабацко-Валевским. 19 авг. 1905 г. избран архиепископом Белградским и митрополитом Сербским. Во время первой мировой войны Д. уехал на о-в Керкира (Корфу), несмотря на желание гос. властей, чтобы он остался в Сербии. После окончания войны и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев на Церковном Соборе, проходившем под председательством Д. в мае 1919 г. в Белграде, было провозглашено объединение Сербской Православной Церкви (СПЦ) и обновление Печской Патриархии , упраздненной в 1766 г. 30 авг. (12 сент. по н. ст.) 1920 г. На Архиерейском Соборе в Сремски-Карловци СПЦ была возведена в ранг Патриархии, 30 окт. (12 нояб. по н. ст.) Д. был избран Патриархом. 31 окт. состоялось настолование в соборной церкви Белграда, а в 1924 г.- восшествие на трон Печских Патриархов. Во время Патриаршества Д. была обновлена Браничевская епархия (1921) и учреждены Чешско-Моравская (1921), Американо-Канадская (1921) и Бихачская (1925) епархии, хиротонисано 16 архиереев, открыты богословские фак-ты в Белграде и Загребе, семинария в Битоле, основан фонд для поддержки священнослужителей-пенсионеров и церковных сирот. Под рук. Д. с 1920 по 1930 г. разрабатывался устав СПЦ, к-рый был принят уже после его смерти.

http://pravenc.ru/text/178131.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Сербская епархия с центром в Вене может быть создана этой весной 10.01.2011 В ближайшее время Сербская Православная Церковь может учредить новую епархию с центром в Вене . Об этом сообщил источник в Сербской Церкви. По словам Неделько Бакича, епархия для сербов, живущих в Австрии , может быть создана в ходе ближайшего собора Сербской Православной Церкви, который состоится в мае этого года в Белграде. В то же время, отметил Бакич, никаких конкретных решений на этот счет пока что не принято – речь идет только об «идее». Призывы учредить сербскую епархию в Австрии стали активно раздаваться накануне визита в эту страну Патриарха Иринея, состоявшегося в сентябре 2010 года. В ходе пресс-конференции предстоятель Сербской Церкви заявил, что данный вопрос «рассматривается», но никаких решений пока что нет. В настоящее время приходы СПЦ на территории Австрии входят в состав Центральноевропейской епархии, правящий архиерей которой – епископ Константин – имеет резиденцию в немецком Хильдесхайме. В ряде СМИ уже были высказаны предположения относительно того, кто возглавит Венскую епархию, если таковая будет создана. Чаще всего называют имена епископа Бачского Иринея (Буловича) и епископа Браничевского Игнатия (Мидича). Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.01.2011 21:05:23

http://drevo-info.ru/news/9986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) КОНСТАНЦИЙ I [Константий] (1768 или 1770 - 1859), патриарх К-польский (1830-1834), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский с именем Констанций II (1804-1859) и игумен Екатерины великомученицы мон-ря на Синае, богослов, историк, археолог КОНЧУЛ (Кончулич, Николача), жен. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви КОПОРИН жен. мон-рь в честь перенесения мощей св. архидиак. Стефана Браничевской епархии Сербской Православной Церкви КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ (Св. Креста мужской мон-рь) находится в Иерусалиме, с сер. 80-х гг. XVIII в. принадлежит К-польской Православной Церкви; один из крупнейших средневек. центров Грузинской Православной Церкви КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУМУРДОЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви с кафедрой в соборе Кумурдо КУРБИНОВО (Македония), село с ц. вмч. Георгия Победоносца вблизи оз. Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви КУРСИ место на вост. побережье Тивериадского оз. (Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах

http://pravenc.ru/rubrics/121368_38.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУШЕВАЦКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Крушевачка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Кафедра находится в Крушеваце (Сербия). Правящий архиерей - еп. Давид (Перович). К. е. поделена на 5 наместничеств (Жупское, Крушевацкое, Темничское, Трстеникское и Чичевацкое), объединяет ок. 90 приходов, на к-рых служат 98 священнослужителей. В К. е. действуют 13 мон-рей: Бошняне, Велуче, Дренча, Лепенац , Лешье, Любостиня , Милентия, Мрзеница, Наупара , Плеш, Руденица, Свойново и Стрмац. К. е. была образована по решению Архиерейского Собора СПЦ от 18 нояб. 2010 г. и выделена из Браничевской, Жичской, Нишской и Шумадийской епархий. Первым ее администратором был еп. Жичский Хризостом (Столич). С февр. 2011 г. администратором стал еп. Шумадийский Иоанн (Младенович). 26 мая 2011 г. на кафедру К. е. был избран иеродиак. Давид (Перович), хиротония к-рого во епископа состоялась 24 июля 2011 г. Лит.: Enapxuja крушевачка//ГлСПЦ. 2014. Год. 95. Бр. 6. С. 236; www.eparhijakrusevacka.com/[Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462075.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010