Зато Вук, оскорбившись на брата, поспешил к Сулейману; Милица поспешила за ним вслед, чтобы уговорить; не догнав его в Сербии, неустрашимая явилась в ставку Сулеймана и успела примирить султана с Стефаном 248 . Вступив в супружество с дочерью имп. Кантакузена (в 1403 г.), Стефан имел в ней добрую, благочестивую супругу; только она оказалась бесплодной, и это печалило обоих. Состарившаяся Милица-Евфросиния приняла монашество с именем Евгении в обители Люботинии, построенной ею между Каранавацом и Крушевацом, и скоро (нояб. 11-го 1405 г.) скончалась. Счастлив был Стефан, имевший такую мать, какова была кн. Милица; умная, энергическая, благочестивая, она много облегчала тяжкую долю народа, над которым начал тяготеть меч Турок, восстановляла народные храмы, напр. Дечанской обители, утешала бедность и вдовство бесприютное. Летопись говорит о Милице: «по смерти мужа своего, недалеко от Крушевца, в Рассии, созида монастырь, зовомий Любостиня, и тамо постриглася в иночество и совокупила многия сестры, наипаче великих госпожи, котории вдови изостали по мужех избитых с Лазарем на Косову. И тамо преставилася и погребена. А како она тамо Богу угодила, свидетельствуют чудеса повседневные над немощными, котории приходят к гробу ея, многократ и миро истекает от гроба ея». Она скончалась в великой схиме нояб. 11-го 1405 г. 249 . Стефан умным правлением своим приводил в порядок и оживлял отчизну. – Он писался в грамотах: «милостию Божиею господин всои земли Србскои и поморию и по дунайским странам» 250 . Соседи уважали его. – Венгерский король Сигизмунд искал союза с ним. Пользуясь тишиной, Стефан стал украшать избранный им для пребывания своего Белград. Построив себе княжеский дом и храм св. Николаю, устроил при последнем обширную больницу. Затем стал строить обитель иноческую, себе Задушбину; это на горе при р. Рессаве, в Браничевском округе. Храм строился в честь Св. Троицы, и он был украшаем лучшими художниками; приглашены были иноки, особенно из Афонской горы. На освящение храма приглашён был патр. Кирилл, с собором архипастырей Сербских, – почётные светские люди княжества также были здесь. В праздник Св. Троицы в 1408 г. освящён был храм с полным торжеством 251 . По житию, храм убран был мрамором и дорогой мусией; летописец отзывается о живописи его: «банско злато и ресавско писание не обретаетьсе нигде же» 252 . – Приглашены были иноки для общежития, особенно из Афонской горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

X Диалог между Православными Церквами и Группой «Европейская Народная Партия-Европейские демократы» начал работу в Братиславе 9 ноября 2006 г. 21:27 9 ноября в столице Словакии начала работу международная конференция «X Диалог между Православными Церквами и Группой Европейской Народной Партии (христианские демократы) и Европейских демократов (EPP-ED)», сообщает сайт EPP-ED Group in the European Parliament . Двухдневная конференция посвящена взаимодействию политики и религии в Юго-Восточной Европе и роли, которую религиозные сообщества могут играть в процессе включения стран на западе Балкан в «европейскую мозаику». Программой конференции предусмотрены три тематических заседания: Конференцию открыл архиепископ Прешова и Словакии Иоанн ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ). Первое заседание проходит под председательством члена Европарламента Алоиза Петерле, координатора группы EPP-ED по диалогу с Православной Церковью. Приветствие от Патриарха Константинопольского Варфоломея I зачитал митрополит Франции Эммануил ( Константинопольский Патриархат ). Собравшихся приветствовали вице-председатель группы EPP-ED, депутат Европарламента Хайме Майор-Ореха и бывший премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда. С основными докладами на первом заседании выступили премьер-министр Греции Константин Караманлис и премьер-министр Хорватии Иво Санадер. От имени премьер-министра Сербии выступил министр образования страны Слободан Вуксанович. В первом заседании также приняли участие вице-премьер Румынии Бела Марко, министр иностранных дел Македонии Антоний Милососки, министр образования и по делам религии Греции Мариэтта Яннаку, католический архиепископ Белградский Станислав (Хочевар), епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь ) и др. Второе заседание проходит под председательством митрополита Франции Эммануила. С докладами выступили вице-президент Европарламента Марио Мауро, член Европарламента, председатель межпарламентской делегации по отношениям с Македонией проф. Георгий Папастамкос, епископ Браничевский Игнатий (Сербская Православная Церковь), профессор православного богословского факультета имени св. Климента Охридского (Македония) Йоко Гиоргиевски.

http://patriarchia.ru/db/text/159023.htm...

В сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменные ереси от церкве Христовы далече отгнал еси... Ревность божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгоняеши, якоже волеи хищные, от своего стада, пастырю блаженне». 299 При нем в соборе вместе с епископами были (у Григоровича стр. 48) игумены: студенечский, милещевский, сопочанский, банский, градечский, моравского градца, рашский, кончульский, ораховецкий, нагорницкий, скопский. У Раача II, 512. показаны еще современные св. Никодиму игумены; модрицкий, хвосшенский, гостиварский. Епископы при нем: леттский, рашский, хлумский, хвостенский, топлицеий, будимльский, дьбрский, моравидкий, скоильский, призренский, липлянский, браничевский, мачвенский, грададкий и кончульский, всего 15 (Хризовул у Шафарика в памятн. стр. 51). См. окт. 30 о кафедральных храмах и монастырях Милютина. 300 У Григоровича (пут. 57) показано, что грамота написана в 6840 (1332 г.). Но тут ошибка. Гласник (VI, 35) показывает, что Никодим управлял церковию 8 лет и след. скончался в мае 1325 г. Да известно евангелие 1329 г. писанное при архиеп. Данииле (Григоровича стр. 18–21). 301 Гласник VI, 41. 42. XI, 160–162. Душан: «венчан был на царство в л. 6854 (1346) апр. 14 д. – благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха Иоанникия и вьсеми архиереи собора срьбскаго, благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха болгарского кир. Симеона и вьсеми архиереи сьбора бльгарскаго». (Майков 239. 240). Поскольку же венчание Душана происходило вслед за провозглашением Иоанникия патриархом (Раича II, 746): то ясно, что возведение Иоанникия в патриарший сан было делом болгарского патриарха и собора архипастырей. Харьковский вестник (1854 г.1:512) принимает Симеона за орхидского архиепископа. Это – ошибка. Симеон был терновским патриархом (Изв. акад. VII, 155). Записка о сербском патриаршестве, писанная полугреком, говорит: «патриарьха себе изьбра срьблемь не по закону, ни с благословением цароградского патриарха, – нь поиска благословение безчинно на архиепископу трьновьском и на ахриепископу орхидском и сбором срьбским».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года В 5 час. 30 мин. веч. заседание открывается пением молитвы Святому Духу. I. Высокопреосвященейший Митрополит Анастасий зачитывает ответ Собора на приветствие Августейшего Главы Дома Романовых. Собрание стоя выслушивает это приветствие. Председатель, Высокопреосвященнейший Владыка Анастасий объявляет, что поступило много приветствий Собору, некоторыя с различного рода пожеланиями, каковыя требуют того, или иного разрешения, почему и должны поступить на  обсуждение Епископского Совещания. Он предлагает ограничиться наименованием в настоящем собрании организаций, пославших свои приветствия. Оглашается список приветствий: 1. Т елеграмма Епископа Браничевского Вениамина. 2. А рхиепископа Западно-Американского Тихона. 3. Е пископа Бразильского и Сан-Паульского Феодосия. 4. Е пархиального Совета Западно-Американской Епархии. 5. К орпуса Императорской Армии и Флота. 6. Н ачальника Русского Обще-Воинского Союза. 7. С остоящего под Высочайшим Покровительством Е. В. Короля Nempa II Общество памяти Императора Hukoлaя II. 8. С оюза Русского Сокольства. 9. С овета Старейшин Общества Русское Согласие. 10. П равления Союза Русских Офицеров и солдат запаса. 11. О кружного Совета Высшего Монархического Совета в Королевстве Югославии. 12. Р усской Православной Церковной Общины в Новом Саду. 13. О бщества распространения Русской Национальной и Патриотической литературы. 14. К омитета по изданию истории Царствования Императора Hukoлaя II. Общества распространения Русской национальной и патриотической литературы. 15. П редставителей Русских православных церквей в Аргентине. 16. О бъединенных Общественных организаций в Аргентине. 17. П редставителей Русских организаций в гор. Сараеве. 18. Н астоятеля Русской церкви в Тунисе. 19. 1 25-ти русских людей живущих в г. Загребе. 20. Б ратства Св. Животворящего Креста. 21. С оюза Молодая Россия. 22. Л иги и Главного Совета Зарубежного Союза Русских Педагогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женский монастырь Мильково Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Мильково или Введенский Мильков монастырь , или Буковица (серб. Манастир — женский (ранее мужской) монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен недалеко от столицы Сербии — Белграда, вблизи реки Моравы, у железнодорожного узла Лапово. Содержание История [ править править код ] В древности монастырь назывался Буковица, впервые упоминается в 1374 году, в грамоте князя Лазаря. Есть предположение, что монастырь был воздвигнут деспотом Стефаном Лазаревичем . Около 1420 года в монастыре Буковица работала монастырская школа переписчиков для переписывания древних книг. После поражения Сербии, турки в 1467 году сделали перепись населения, в котором упоминаются монастырь Введения Пресвятой Богородицы и село Гложане, здесь речь идет именно о монастыре Буковица. Во время турецкого правления в XVI и XVII столетиях нет письменных данных о монастыре. Во время австрийской оккупации Сербии, монастырь Буковица был внесен в чертежи одной из австрийских карт. Предположительно, монастырь был разрушен и сожжен турками во время повторной оккупации. В 1787 году монастырь восстановлен Милько Томичем, купцом из Гложане, в честь которого монастырь получил свое нынешнее название - Мильков монастырь. В преклонном возрасте Милько проживал в монастыре и был похоронен во дворе обители. С 1787 года через Мильков монастырь поддерживалась связь с повстанцами Кочи Анджелковича (Кочина война). После поражения повстанцев турки сожгли монастырь. В 1793 году на основании турецкого указа ресавский князь Петр Яковлевич из Гложане был выбран верховным князем 12 сербских областей. Он начал восстанавливать монастырь. В конце XVIII века в монастырь пришел священник Милько Ристич из села Лапово и очень деятельно продолжил уже начатое восстановление монастыря. В этот период также была восстановлена монастырская школа для обучения будущих писарей, учителей и священников.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы45). Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что, быв в Константинополе еще в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном, по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братома вкупе и всей срьпьской земли»; потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьскаго езыка… Елико есть противу мощни, подвигнемь се, еже бдети и трезвити се в славословие Богу. Мы убо потьщимсе, братие, се сь естествомь и обычаемь пльтьскым: благи же дародатель и подвигоподавець, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь»46). – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные47). Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениями и предавал суду как вредных обществу и церкви48). – Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии49), писал грамату о том, дабы сербские архиепископы и хиландарские игумены не забывали   45) Гласник V, 62. 63. В Сербляке общая служба: «радуйся, Никодиме, подобный пророку Илии, доблестный ревнителю». 46) Изд. в Гласнике XI, 189-193. 47) Изв. акад. II, 346-349. 48) В Сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменныя ереси от церкве Христовы далече отгнал еси… Ревность божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгоняеши, якоже волки хищныя, от своего стада, пастырю блажение». 49) При нем на соборе вместе с епископами были (у Григоровича стр. 48) игумены: студенечский, милешевский, сопочанский, банский, градечский, моравскаго градца, рашский, кончульский, ораховецкий, нагорницкий, скопский. У Раича II, 512 показаны еще современные св. Никодиму игумены: модрицкий, хвостенский, гостиварский. Епископы при нем: зетский, рашский, хлумский, хвостенский, топлицкий, будимльский, дьбрский, моравицкий, скопльский, призренский, липлянский, браничевский, мачвенский, градацкий и кончульский, всего 15 (Хризовул и Шафарика в Памятн. стр. 51). См. окт. 30 о кафедральных храмах и монастырях Милютина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

римской церкви и апостолическому седалищу. Так как болгары уже в сами решились теперь вступить в этот церковный союз с папой, то паллиум был принят и был возложен послом на архиепископа (8 сентября 1204 года, см. у Миня т. 315, стр. 289), при чем последний, быв возведен в звание примаса (ibid. т. 215, стр. 290), дал торжественнее обещание верности римскому престолу (ibid. стр. 289). Равным образом вручена была послу и клятвенная завись самого Калияна (она у Миня т. 215, стр. 287; ее дата – 6712 год от сотв. м. есть конец 1203 года от Р. X.). Что касается до собственного предмета просьб со стороны болгарского государя, т. е. царского венца, то папа писал в своих грамотах, что он поручает послу хорошенько разведать относительно его получения предшественниками Калияна от римского престола в их древних книгах и других документах, и что поступит согласно с донесением: «повелеваем ему (послу), – пишет папа, – чтобы о венце, который был даваем, твоим предкам, римской церковью, он прилежнее разыскал истину посредством древних книг и других документов, и чтобы рассудил с тобой обо всем, о чем должно рассудить, дабы могли мы, по получении от него и от твоих послов обстоятельнейших обо всем сведений, решить как зрелее и обдуманнее поступить». При этом папа уверяет, будто, приказав пересмотреть регесты своего собственного архива, он нашел, что в его (Калияновой) земле действительно были многие коронованные короля (sic, объяснение ниже): «ты униженно просил, – пишет папа, – чтобы римская церковь дала тебе венец, как ом, по свидетельству твоих книг, даваем был (Калиян этого не говорил) славной памяти Петру, Самуилу и другом твоим предкам: итак, чтобы получить относительно сего большую уверенность, мы приказали прилежно перечесть наши регесты» и пр. (послание к Калияну у Миня т. 214, стр. 1113 sqq; послание к архиепископу ibid. стр. 1116 sqq). С Иоанном капелланом (в конце 1203 г.) был отправлен к папе послом тот самый, бывший прежде нареченным, а теперь уже посвященным епископом браничевским, Власий, который был было посылан с Домиником.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Исправленный перевод Лествицы (в 142 и сл.) согласен со списком Киевского митрополита Киприана, писанным, как означено в нём рукою самого святителя, в Константинопольском Студийском монастыре 6895 (1387) года. И замеченные при описании двух старших списков сей редакции особенности языка в формах грамматических и правописании, в других списках более или менее сгладившиеся, указывают на происхождение этой новой редакции из Сербии. Действительно Шафарик, в «Обозрении примечательнейших письменных памятников древнего времени у Сербов и других южных Славян», между прочими рукописями, под 82., упоминает о «книге Иоанна Лествичника , которая, по повелению князя Георгия Бранковича, была сличена по древним рукописям многими иноками Хиландарского монастыря, под председательством Браничевского митрополита Савватия». 93 В списке Лествицы, который хранится в монастыре Крушедоле и писан иеромонахом Давидом в 6942 (1434) г., Шафарик нашёл замечание, что князь Бранковичь собрал для этого столетних старцев из Хиландаря, равно как и древние рукописи Греческие из Константинополя и Славянские из Хиландаря в Смедерево, чтобы иметь Лествицу в надлежащем порядке. В этом списке, Лествице предшествует житие Иоанна Лествичника и некоторые послания от него и к нему; на конце присовокуплены объяснения некоторых аллегорических выражений. И так можно думать, что наши списки ново-исправленной редакции ведут своё начало от этого исправления Сербского. Время его можно определить следующими соображениями: имя Георгия или Георга и брата его Влъка, сыновей великого севастократора Бранка, господина граду Охриду, встречается в хризовуле царя Сербского Стефана Уроша, данном монастырю Хиландарскому (без года), где прописано, что упомянутые братья приложили сему монастырю село Перестенино и др. 94 Известен и другой хризовул Стефана царя о селе Перестенине с означением 6873 (1365) г. 95 У Шафарика, в упомянутом «Обозрении письменных памятников», под 32 упоминается жалованная грамота князя Вълка Бранковича на две деревни монастырю Хиландарскому, данная 15 Авг. 1371 г. И так могло статься, что сличение Лествицы было совершено ещё около 1370 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Радое Арсович (1893-1946) был высокообразованным дипломатом, защитившим докторскую диссертацию по философии в Сорбонне и докторскую диссертацию по праву в Университете Монпелье. Он оставил государственную службу и стал монахом Яковом в Жичском монастыре. Миссионер и проповедник, он был замучен коммунистическими властями после Второй мировой войны и умер в деревне Раброво, недалеко от Туманского монастыря, в котором был похоронен, по собственному желанию. В октябре 2014 года было обнаружено, что его останки не подверглись разложению спустя почти 70 лет. В мае 2017 года он был канонизирован, и его день отмечается также 21 августа. Святые мощи покоятся в правой и левой нишах нефа храма. Старец Фаддей Витовницкий (Штрбулович) был архимандритом Туманского монастыря до 1962 года. Святыни [ править править код ] Чудотворная икона Божией Матери «Курская» (XVIII - нач. XIX века) происходит из монастыря близ города Курска. Легенда, сохранившаяся до наших дней, гласит, что во время беспорядков в годы Октябрьской революции монастырь в окрестностях Курска был сожжен дотла. Русские монахи, которые собирались уезжать в Сербию, нашли на руинах монастыря неповрежденную икону Пресвятой Богородицы, забрали ее с собой и привезли как большую святыню в Мильков монастырь, где она пребывала до 1936 года. Когда в 1936 году братство монастыря Мильково перешло в Туманский монастырь, они принесли с собой эту икону Пресвятой Богородицы, поместив ее в часовне монастыря Туман. В 2010 г. по благословению епископа Браничевского Игнатия икона была перенесена в монастырскую церковь архангела Гавриила, где пребывает и по сей день. Пещера преподобного Зосимы находится в скале, окруженной старым густым лесом. На самом деле есть две пещеры, соединенные узким проходом. В одной пещере жил Зосима, а в другой молился. Рядом с бывшей монашеской кельей находится небольшая часовня. В пещере сохранились спелеотемы. Рядом с пещерой находится «чудодейственный» источник воды, а также небольшой водопад. Последним отшельником, жившим в пещере, был монах Пахомий, который упокоился в 1965 году. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Вениамин (Багрянский Василий; сер. XVIII в.–1814), епископ. С 1782 г. ректор Александро-Невской духовной семинарии, настоятель Зеленецкого Троицкого монастыря в сане архимандрита. С конца 1783 г. настоятель Новгородского Антония Римлянина монастыря. Ректор духовной семинарии. В 1789 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Вениамин (Благонравов Василий Антонович; 1825–1892), архиепископ. Выпускник и профессор КазДА. В 1862 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. Одновременно назначен начальником Забайкальской духовной миссии с пребыванием в Посольском Преображенском монастыре. С 1868 г. епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский с поручением наблюдать за Японской миссией. За 19 лет его управления открыто 19 миссионерских станов, обращено в христианство около 40 тысяч коренных жителей. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 1900–1976), архиепископ. В 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии. Находился на оккупированной территории, вошел в состав Автономной Украинской Церкви, номинально имевшей связь с Московской Патриархией. С сентября 1943 г. служил в Почаевской лавре, где пострижен в монашество и служил в последующие годы. В 1944 г. арестован и отправлен на 12 лет в Колымские лагеря. С 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский, в. у. Хабаровской и Владивостокской епархиями. С 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Вениамин (Таушанович; 1884–1952), епископ Сербской Православной Церкви. Закончил духовную семинарию в Кишиневе, православный богословский факультет в Афинах, где получил докторскую степень. В 1925 г. хиротонисан во епископа Бихачского. С 1934 г. епископ Браничевский. Основал газету «Святосавский путь». Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 1869–1957), архиепископ. В 1942 г. хиротонисан во епископа Кировского и Слободского. С 1945 г. архиепископ. В 1945, 1947 и 1948 гг. в. у. Ижевской епархией. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1919–1920 гг. епископ армии и флота войск Юга России. В 1920 г. эмигрировал. Член Всезаграничного Карловацкого церковного собора 1921 г. В 1927 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1933 г. управляющий епархией Московского Патриархата в США. В 1947 г. возвратился в СССР. С 28 ноября 1955 г. митрополит Саратовский и Балашовский. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010