1204 г.). Чрез несколько времени он снова возвратился на Афон, но не переставал следить за делами отечественной страны. Там еще с 1204 года епископы начали встречать затруднения в сношениях с патриархами, которые стали жить в Никее после завоевания Константинополя крестоносцами; влияние папы начало быть заметным и сам великий жупан Стефан в 1220 году посылал епископа Мефодия в Рим «испрашивать благословения» у Гонория III. Опасаясь за будущность православной церкви в своем отечестве, св. Савва отправился в Никею и просил императора и патриарха поставить независимого (автокефального) архиепископа для Сербии. Император и патриарх склонили самого Савву принять это достоинство, и Герман посвятил его в Никее 1221 г. Особою грамотою дал он право архиепископам сербским ставиться собором своих епископов, не относясь к патриаршему престолу, а в рассуждении тогдашних смутных обстоятельств лично Савве поручил назирать и другие, кроме сербских, епархии, подведомые патриаршему престолу. Первым делом попечительного архипастыря было утверждение православной веры и прекращение связей с Римом: для того он созвал всех жупанов сербских, в их присутствии венчал Стефана королевским венцом, взял со всех обещание держаться православия, всю сербскую страну разделил на двенадцать епархий, сам много странствовал, исправлял погрешности и наставлял в вере. Кафедра его была в Спасском монастыре, устроенном Неманею в урочище Жича, верстах в пяти от города Карановаца; а епархии были следующия: 1) Захлумская, в городе Стоне, епископ жил в монастыре Богородицы. 2) Диоклейская, (или Зетская) – при церкви св. арх. Михаила. 3) Дабрскоя – при церкви св. Николая. 4) Будимльская – при церкви св. Георгия. 5) Расская (нын. Ново-Базар) – при церкви св. ап. Петра и Павла. 6) Студеницкая – в монастыре Богоматери. 7) Призринская – в монастыре Богоматери. 8) Грачаницкая, на Коссовом поле, в монастыре Богоматери. 9) Топлицкая, при монастыре св. Николая. 10) Браничевская, при впадении Млавы в Дунай, при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Господь в самую тяжелую минуту, перед лицом смерти, через своего ангела показал ему путь, каким он должен идти, послушание, которое он должен выполнять, и крест, который он будет нести, – по всей Сербии утешать, укреплять и окормлять сербский народ Евангелием Христовым до своего самого последнего вздоха. Пройдя через тюрьмы в Петровце и Пожаревце, спустя месяц после заточения, 5 марта 1943 года, он был переведен фашистами в монастырь Войловица, где тогда находился владыка Николай (Велимирович). По запискам (тогда еще) иеромонаха Василия (Костича), который тоже находился в заключении в Войловице, отец Фаддей попал туда «измученный, весь во вшах». Но, чуть оправившись, 13 марта 1943 года он, вместе со святым владыкой Николаем и другими заключенными, служил там Литургию. Своим «крестным ходом» по нацистским тюрьмам иеромонах Фаддей внес свою лепту в соборное мученичество Сербской Церкви в годы Второй мировой войны. После Второй мировой войны, в 1947 году, митрополит Скопский Иосиф, который в то время замещал высланного из Сербии патриарха Гавриила, переводит иеромонаха Фаддея из Белградско-Карловацкой епархии в Браничевскую, в монастырь Горняк. Но в 1949 году иеромонах Фаддей вновь становится клириком Белградско-Карловацкой архиепископии – епископ Виссарион, викарий Его Святейшества, возводит его в сан настоятеля Белградской Кафедральной церкви, чтобы по благословению патриарха Гавриила в тот же год направить его настоятелем монастыря Печская Патриархия. Новый игумен застал Печь в тяжелом состоянии: братские дома были частично разрушены и заброшены, в монастыре находилось больше десяти семей беженцев и партизанский штаб. «Очень я там намучился, – рассказывал старец, – коммунисты задавали много забот и трудностей, чинили препятствия везде, где могли. Но, слава Богу, с Божией помощью мы все преодолели». В годы испытаний в Печской Патриархии из-за многих искушений и бед, внутренних и внешних, он снова начал курить (первый раз это случилось, когда еще до войны он оказался в Печи), хотя при слабости нервов никотин очень вредил ему. Позже, после жестокой борьбы, он смог освободиться от порока курения.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Шесть последующих лет он нес крест настоятельского служения в Печской Патриархии, уча всех своих ближних, всех приходящих к нему предаваться в руки Божии, «единственному Носителю наших мучений, тревог и слез». В 1955 году по благословению патриарха Викентия и по слабости здоровья старец Фаддей возвращается из Печи в Браничевскую епархию, где в течение нескольких месяцев исполняет обязанности приходского священника. В 1956 году его вновь назначают настоятелем монастыря Печская Патриархия, где он остается до 1957 года. И после, в общей сложности, одиннадцать лет, проведенных в Печском монастыре (три года в составе братии и восемь лет как настоятель), он опять возвращается в Белградско-Карловацкую митрополию и оттуда – в Браничевскую епархию, где его назначают настоятелем монастыря Горняк. К этому он получает и два прихода из шести деревень. Смиренным клириком Браничевской епархии он так и оставался до своей блаженной кончины в 2003 году. Много лет в нем пламенело стремление к Святой Горе, к этому желанному прибежищу всех душ, жаждущих чистоты, смирения, покаяния и обожения. Иеромонах Фаддей горячо желал навсегда уйти в Хиландар, освященный святым Саввой и его отцом святым Симеоном, чтобы там найти спасение души, мир и покой молитвенной и покаянной жизни. Поэтому в пятидесятых годах он дважды просил у своего епископа благословения на отъезд на Святую Гору. В 1959 году его прошение было удовлетворено, и он с благословением и всеми необходимыми документами уезжает в Хилендар. На Святой Горе он встретил послушника Наума, в будущем монаха Стефана, и Бранко Витковича, будущего монаха Георгия, которые впоследствии ушли из Хилендара в Карейскую пустынь святого Саввы, а потом в монастырь Руссик. Но иеромонаха Фаддея в Хиландаре встретили настороженно. Вероятно, это случилось по двум причинам: во-первых, отец Фаддей приехал туда уже как сложившийся монах, а хиландарцы охотнее принимали «новоначальных послушников», чем зрелых монахов, не привыкших к святогорскому образу жизни. К тому же он был настоятелем в нескольких общежительных монастырях, а в то время в Хиландаре не было ни общежительного устройства, ни желания его создавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Манасия [Серб. Mahacuja] (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Браничевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на берегу р. Ресава близ г. Деспотовац (Сербия). М. был основан в 1406-1407 гг. сербским деспотом Стефаном Лазаревичем . Об основании монастыря сообщается в Житии деспота Стефана, составленном Константином Костенечским . Первоначально обитель имела название по р. Ресава, совр. наименование получила значительно позже. Освящение храма состоялось 15 мая 1418 г. при участии деспота Стефана и Сербского патриарха Кирилла I . В XV в. в обители находился скрипторий; считается, что он был центром т. н. ресавской книжной школы, влияние к-рой распространилось не только на серб. земли, но и на Болгарию и Македонию. После того как храм окружили мощными стенами с 11 башнями и рвом шириной 10 м и глубиной 6 м, наполненным водой, а также дополнительной внешней стеной (не сохр.), мон-рь превратился в хорошо укрепленную крепость, поэтому в 1439 г. здесь разместился османский гарнизон. В 1456 г. мон-рь пострадал во время сильного пожара, в 1458 г. вновь был занят османами. Из османской описи 1467 г. известно, что тогда в М. жили 2 монаха, их владения, за пользование к-рыми они были обязаны служить османам, оценивались в 2,785 акчи. В 1516 г. упоминается, что в М. жили представители ислам. духовенства. Во время австро-тур. войны, в 1689 г., монастырь заняли австр. войска, но уже в 1690 г. сюда вернулся османский гарнизон. В 1718-1739 гг. в М. находились австр. военные: при заключении Пожаревацкого мира (1718) на карте монастырь был обозначен как крепость. В 1725 г. монастырский комплекс был отремонтирован, в 30-х гг. XVIII в. в нем действовала школа для священников. После заключения Белградского мира (1739) австр. власти вновь отмечали высокий фортификационный характер монастырского комплекса. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. турки собрали в М.

http://pravenc.ru/text/2561800.html

21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, римско-католическая делегация присутствовала на праздничной Божественной литургии в церкви св. Марка. 23 сентября православные участники, по приглашению архиепископа Белградского Станислава (Хочевара), посетили мессу в кафедральном римско-католическом соборе Успения Пресвятой Богородицы в Белграде. Члены Комиссии побывали также в историческом монастыре Раваница, где вечерню совершил епископ Браничевский Игнатий. В воскресенье, 24 сентября, праздничный ужин для членов Комиссии дал Президент Республики Сербия Борис Тадич. На белградском форуме обсуждался проект документа «Экклезиологические и канонические следствия таинственной природы Церкви: соборность и власть в Церкви на трёх уровнях церковной жизни — поместном, областном и вселенском». Документ был подготовлен в ходе работы совместного координационного комитета в 1990 году в Москве; ожидалось, что в тот же год он будет представлен на пленарном заседании Смешанной комиссии во Фрайзинге (ФРГ). Однако обсуждение было отложено — как оказалось, на полтора десятилетия, — так как в связи с серьезным обострением межконфессиональных отношений в Восточной Европе Комиссия обратилась к обсуждению униатства и его влияния на православно-католический диалог. По мнению представителей Московского Патриархата, нынешнее заседание Смешанной комиссии прошло в атмосфере конструктивного диалога. Однако на заключительном заседании, состоявшемся 24 сентября, разгорелась дискуссия по одному из разделов документа, посвященному авторитету Вселенских Соборов. В этом разделе, в частности, говорилось о том, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв «Вселенского собора» в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать «общие» соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом» (both Churches continued to hold «general» councils gathering together the bishops of local Churches in communion with the See of Rome or the See of Constantinople»).

http://patriarchia.ru/db/text/146124.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XII ГОМИЛЕТИКА наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОМИОНИЦА жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ преследование раннехрист. Церкви в I-IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос-вом ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери) ГОНЧАРОВ Иосиф Семенович (1796 (1793?) - 1879 (1880?), атаман некрасовцев, старообрядческий деятель ГОР Чарлз (1853 - 1932), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг. 95-100 ГОРГОЛАИНИС во имя вмч. Георгия Победоносца муж. действующий мон-рь, Критской архиепископии К-польского Патриархата 100-101 101-104 104-106 106-107 107-108 108-112 112-113 113-118 118-119 119-120 ГОРНЕЕ МЕСТО особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной 120-122 ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима 122-125 125-126 126-128 ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре 128-130 130-133 133-134 ГОРНЯК жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xii.html

обителях здешних: но если, паче чаяния, пришлось бы терпеть самыя тяжкия бедствия, то и тогда не должно отступать от Божественной веры нашей. Ведь первенство в Церкви до IX века, даже до XI-ro принадлежало римским папам, и что-же? Они отлучены от Церкви со всею их паствою и влачат погибельные дни свои как еретики. Возможно, что той-же участи подвергнется и Константинополь, если пойдет по следам Мелетия и Григория VII. Ваше дело чрез три дня будет доложено в заседании нашего Синода, который вероятно обратится к Восточным Патриархам с жалобой. Прошу Ваших св. молитв и молюсь о спасении Вашем и обители Вашей, остаюсь доброжелатель Митрополит Антоний. 27 янв. 1925 г. Отрывок из письма 26. К Иеромон. Амвросию (Курганову) Друг! Пишу Вам 4-ое письмо со времени случившейся с Вами беды. Очевидно Вы получили только одно, или два... Итак подавайте прошение о принятии в Мильков монастырь Преосв. Митрофану, Епископу Браничевскому, в Пожаревац и сошлитесь, что я Вас всех знаю поименно. Итак, друг, не унывай, но уповай. « Не все на небе темна ночь, Авось и солнышко проглянет! »... Прошу святых молитв твоих и братии. Им тоже буду писать. Любящий Митрополит Антоний. 1925 г. Письмо 27. К Иеромонаху Амвросию (Курганову) Дорогой мой о. Амвросий! Сейчас я вторично перечитал Ваше письмо и покраснел от стыда – за себя самого. Ведь у меня с 20 июля в собственности альбом Киево-Владимирского собора, и я все старался выяснить, кому он обещан, да так и не мог пока не перечитал по письменной очереди Вашего послания. Теперь не более как через 10 дней перешлю его Вам, ибо сейчас я дал его для ознакомления здешним семинаристам. О. Марк, с которым я уже много разговаривал в Париже, уже стремится только на Афон, да и потеря для Вас не Бог знает какая. Мне иконы преп. Антония не пишите, ибо подарили мне таковую в Иерусалиме монахини, да и раньше в России 4 или 5 было, а одна – непосредств. от † Митрополита Исидора 50 († 7 сент. 1892 г.). О моей поездке в Европу см. Новое Время с портретами Примаса Англии и моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вслед за учреждением епископии последовало расширение ее канонических полномочий; в 1203 году она стала Тырновской архиепископией. В период 1186–1203гг. в подчинение Тырновскому предстоятелю перешли 8 епархий, отпавших от Охридской архиепископии: Видинская, Браничевская, Средецкая, Вельбуждская, Нишская, Белградская, Призренская и Скопская. Царь Калоян (1197–1207), брат Петра и Иоанна Асеня I, использовал сложное положение, в которое попали византийский император Алексей III Ангел (1195–1203) и Патриарх Иоанн V Каматир (1191–1206) в связи с 4-м крестовым походом и захватом в 1204 году Константинополя латинянами. Константинопольский Патриарх был вынужден признать Тырновского как церковного главу и предоставить ему право рукополагать епископов. Кроме того, Тырновский архиепископ, используя ситуацию, присвоил себе аналогичные права и в отношении Охридского диоцеза: архиепископ Василием были поставлены архиереи на вдовствующие епископские кафедры Охридской архиепископии. Одновременно царь Калоян вел переговоры с Римским папой Иннокентием III о признании за ним царского достоинства. Условием коронации Калояна папа ставил церковное подчинение Риму. В сентябре 1203 года в Тырнов прибыл капеллан Иоанн Каземаринский, вручивший архиепископу Василию посланный папой палиум и возведший его в ранг примаса. В письме от 25 февраля 1204г. Иннокентий III подтвердил назначение Василия «примасом всей Болгарии и Валахии». Окончательное утверждение Римом Василия ознаменовалось его помазанием, совершенным 7 ноября 1204 года кардиналом Львом, и вручением ему знаков высшей церковной власти и «Привилегиума», определявшего каноническое состояние Тырновской архиепископии и полномочия ее главы. Уния с Римом служила средством достижения определенных политических целей, и, когда в международном аспекте она стала препятствием дальнейшего повышения ранга Болгарской Церкви, от нее отказались. Большинство исследователей считает, что заключение унии представляло собой формальный акт и ничего не изменило в православной богослужебной и обрядовой практике Болгарии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Париже проходит заседание Координационного комитета Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу 22 ноября 2012 г. 09:01 20 ноября 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Париж. В аэропорту имени Шарля де Голля иерарха встречал митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольский Патриархат ). Из аэропорта митрополит Иларион направился в здание Галльской митрополии Константинопольского Патриархата, где в качестве представителя Московского Патриархата принимает участие в работе Координационного комитета Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу. От Поместных Православных Церквей членами комитета также являются: митрополит Пергамский Иоанн (сопредседатель), митрополиты Сасимский Геннадий и Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат); митрополит Кенийский и Иринупольский Макарий ( Александрийский Патриархат ). Иерусалимский Патриархат представляет профессор Георгиос Галитис, Сербскую Церковь — епископ Браничевский Игнатий, Румынскую — управляющий митрополией Западной и Южной Европы митрополит Иосиф, Кипрскую — митрополит Константийский Василий, Элладскую — митрополит Перистерийский Хризостом. Со стороны Римско-Католической Церкви в работе Координационного комитета участвуют председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох (сопредседатель), секретарь совета епископ Брайан Фаррелл, архиепископ Керкиры, Закинфа и Кефалонии Иоаннис Спитерис, архиепископ Дижонский Роланд Миннерат, представитель Католического университета Америки монсиньор Пол Макпартлан, священник Франс Баувен («Общество миссионеров Африки»), профессор Терезия Хаинталер (Высшая школа богословия и философии имени святого Георгия, Франкфурт-на-Майне) и монсиньор Андреа Пальмьери (Папский совет по содействию христианскому единству). 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по новому стилю, члены Координационного комитета молились за Божественной литургией в греческом соборе в честь святого Стефана. В поездке митрополита Илариона сопровождает секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2606829.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН (Горянов Олег Александрович; род. 1951),митр. Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии КОНСТАНТИН Александрович Богословский (1871 - 1937), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН (Малинков Костадин) (1843 или 1847 - 1912), митр. Врачанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых) КОНСТАНТИН (Островский Илья Константинович, род. 1977), еп. Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (1871 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Николаевской и Очаковской епархии УПЦ), находится в с. Константиновка Жовтневого р-на Николаевской обл. (Украина) КОНСТАНТИН АФРИКАНСКИЙ (нач. XI в. - до 1098/99), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. КОНСТАНЦИЙ I [Константий] (1768 или 1770 - 1859), патриарх К-польский (1830-1834), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский с именем Констанций II (1804-1859) и игумен Екатерины великомученицы мон-ря на Синае, богослов, историк, археолог КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР (1414-1418), собор Римско-католич. Церкви, в католич. традиции признаваемый XVI вселенским Собором КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) КОНТРРЕФОРМАЦИЯ масштабные изменения в католической религиозной культуре в сер. XV - кон. XVIII в. («католическая Реформа») КОНЧУЛ (Кончулич, Николача), жен. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви КОПОРИН жен. мон-рь в честь перенесения мощей св. архидиак. Стефана Браничевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_152.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010