Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез пророка Исаию ( Ис. 7:14 ) и повелел дать Ему имя “Иисус (Иешуа по-еврейски значит Спаситель), потому что Он спасет людей от грехов их.” ( Мф. 1:21 ) Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресв. Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына – Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с Рождеством Христовым в Вифлееме, потом – обрезанием, поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день, бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет и так далее. Эти события мы не будем здесь излагать. Надо отметить, однако, что хотя Евангельские упоминания о Деве Марии кратки, они дают читателю ясное представление о Ее великой нравственной высоте: Ее скромности, великой вере, терпении, мужестве, покорности воли Божией, любви и преданности Своему Божественному Сыну. Мы видим, почему Она, по слову Ангела, удостоилась “обрести благодать у Бога.” Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской , дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находящихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво: “Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой.” Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте.” ( Ин. 2:4–5 ) Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Божией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее заступничество не осталось без плода, и Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего “уверовали в Него ученики Его” ( Ин. 2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Богоматерь, при этой случайной встрече с Божественным Сыном, увидела Его в новом для Себя свете, – во всем величии и славе Сына Божия, Великого Пророка и Мессии. Итак, наступило, наконец, время откровения славы Его!.. О, как долго и с какой радостной надеждой ждала Она этого времени!.. Как была Она уверена в непременном наступлении его, не изменяя ни на минуту этой уверенности Своей с самого того момента, как предстал внезапно Ей небесный вестник, и, изрекая Ей благовестие о бессеменном рождении Сына, произнес и восторженное пророчество о будущем величии Его: Сей будетъ beлiй и Сынъ Вышняго наречется, и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида, отца Его... ( Лк. 1:32 ). После этого благовестия в душе Богоматери не было места для колебаний и сомнений относительно Лица и значения Божественного Сына, а последующие события могли только укрепить Ее веру, ибо все они ясно подтверждали пророчество Ангела о будущем величии Ее Сына. Про что другое, как не про это говорили и чудесное рождество Его и все предшествовавшие ему и сопровождавшие его события; рождество Крестителя, поклонение пастырей, в предшествии звезды путешествие на поклонение Новорожденному волхвов, чудесное спасение Его от смерти, приготовленной Ему Иродом, исповедание Симеона и Анны?.. Не о том ли говорил и Сам Отрок Иисус, когда 12 лет Он присутствовал уже в храме и с удивлением спрашивал Богоматерь и Иосифа: не веста ли, яко в техъ, яже Отца Моего, достоить быти Ми?.. ( Лк. 2:49 ). И не говорило ли при том все это особенно ясно о Божественности Сына именно для Матери, соблюдавшей, по особому замечанию Евангелиста: вся глаголы ciя въ сердцы Своемъ?... ( Лк. 2:51 ). Ныне исполнилось время, – ныне то, что было несомненно для Ее веры, для Ее материнского и богопросвещенного взора постоянно подтверждалось многими, иногда по-видимому, может быть, даже незначительными обстоятельствами, но что оставалось тайною для мира, – ныне это перестает быть тайною... Признанный всей Иудеей за величайшего пророка, Иоанн Креститель торжественно указывает в Лице Иисуса Христа – Господа и Мессию, Которому он сам «несмь достоинъ, да отрешить ремень сапогу Его» ( Ин. 1:27 ), и на брак в Кану Господь является уже, как Учитель, окруженный учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

В Ос. 2, 15-16 и во всей Книге Руфь вместо традиционного «ваали» (мой хозяин, мой владыка) муж обозначается термином «иши» (мой муж). И если пророк Осия употребляет этот термин единственный раз, говоря о милосердной любви Бога к заблудшему Израилю (и одновременно - о своем отношении к собственной неверной жене), то в Книге Руфь он используется постоянно, характеризуя «равноправно-двусторонние отношения» между мужем и женой. Отсюда автор доклада делает вывод о том, что «в Книге Осии только предвосхищается, а в Книге Руфь уже очерчена» богословская концепция брака, развитая впоследствии раввинами - а также и ап. Павлом, сравнившим мужа и жену с Христом и Церковью. 4. Проф. И. Желев. «Брак в Новом Завете». Рассмотрев упоминания о браке в Новом Завете, докладчик, в частности, подчеркнул, что в Кане Галилейской Господь освятил семью в том виде, в каком она существовала в тогдашнем иудейском обществе. При этом учение Христа о моногамии не исключает снисхождения к грешникам (см. эпизоды общения Христа с блудницами). Семейное состояние взрослых людей предполагается в Новом Завете как нечто совершенно естественное. Но Сам Христос жил в девстве, из чего, по мнению докладчика, следует, что девство выше брака. Однако этот весьма распространенный аргумент, на наш взгляд, не может быть признан состоятельным: будучи девственником по человечеству, Христос как Богочеловек именуется и Новом Завете, и в Св. Предании Женихом, невестой Которого является Церковь, и ап. Павел недвусмысленно говорит, что отношения мужа и жены являются образом мистического брака Христа и Церкви (Еф. 5, 22-23). Продолжая тему брака и девства, докладчик отметил, что для ап. Павла брак - это не цель человеческой жизни, а средство для ее достижения; другим таким средством может быть девство, поэтому некорректно противопоставлять их друг другу. Для нас остается, однако, неясным, почему не могут противопоставляться средства, противоположные - по крайней мере, на первый взгляд - по своему содержанию. В докладе был затронут вопрос о смешанных браках в связи с гл. 7 Первого Послания к Коринфянам. В дискуссии оживленно обсуждалось как учение ап. Павла о таких браках, так и допустимость смешанных браков в настоящее время. Приводились примеры из современной практики браков между православными и католиками, показывающие отсутствие единого подхода епископата к возможности заключения подобных браков и недостаточность пастырского окормления православных супругов.

http://bogoslov.ru/article/253592

Венцы возлагаются на них, как награда за чистоту их жизни до брака и в знак того, что они становятся родоначальниками (как с князьями) последующих родов. Читается Евангелие о браке в Кане Галилейской, на котором Господь Иисус Христос изволил присутствовать и совершить Свое первое чудо (Смотр. § 79). Жених и невеста пьют вино из одной чаши в знак того, что они должны жить единодушно и делить горе и радости. Священник соединяет их правые руки и обводит трижды вокруг аналоя пред Крестом и Евангелием в знак того, что они должны вместе совершать свой жизненный путь, поддерживая друг друга. В заключительной молитве священник благословляет новобрачных именем Пресвятой Троицы. Елеосвящение Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании частей тела больного освященным елеем или маслом, призывается на него благодать Святого Духа, исцеляющая болезни телесные и духовные. Спаситель дал апостолам власть исцелять всякую болезнь и всякую немощь, и апостолы, в первый раз проповедуя Евангелие в городах и селах, «мазали маслом многих больных и исцеляли» ( Мк.6:13 ). То же делали они и по вознесении Спасителя на небо. Апостол Иаков научает в случае болезни пригласить к больному священников, чтобы они помолились над ними и помазали его елеем во имя Господне. «И молитва веры, – говорит апостол, – спасет больного, и воздвигнет (поднимет) его Господь, и если, сотворил, грехи отпустятся ему» ( Иак.5:15 ). Для совершения таинства елеосвящения собираются семь священников (отсюда это таинство называется еще соборование); но его может совершать и один священник. Для помазания больного употребляется елей с вином. Священник освящает елей и молится, чтобы Господь исцелил немощи телесные и духовные болящего, и читает семь Евангелий. Затем, после каждого Евангелия, священник крестообразно с молитвою помазывает освященным елеем больному лоб, щеки, ноздри, губы, и руки. После последнего помазывания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя, письменами вниз, и читает молитву о прощении ему всех его грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Взирая на распятого Сына – не сораспиналась-ли с Ним и Его Пречистая Матерь? А какую бездонную глубину материнской скорби несла в Своем сердце Пресвятая Богородица, когда вел Ее домой св. Иоанн Богослов после смерти Спасителя! И ни единым словом не выразила своей скорби скорбящая Мать. Голос Приснодевы Марии – самый тихий из всех голосов мира. Мало слов Ея дошло до нас. Зато как драгоценно каждое тихое и кроткое, чистое и святое Ея слово. «За каждое праздное слово каждый человек даст ответ в день суда». Все люди, даже самые совершенные, самые святые и чистые, даже величайшие молчальники – дадут ответ за какия-нибудь свои праздныя слова. Только одна Богоматерь не сказала за всю Свою жизнь ни одного праздного слова. В Св. Евангелии запечатлены для человечества все Ея немногочисленныя слова – драгоценный бисер духовной сокровищницы слова: в беседе с Архангелом Гавриилом во время Благовещения; в беседе с праведной Елисаветой, в кротком упреке-вопросе 12-ти летнему Сыну в Иерусалимском храме, в смиренной просьбе на браке в Кане Галилейской. Но ни с Голгофы, ни с Пятидесятницы, ни от Успения – не дошло до нас ни единого слова. Молчание – таинство будущего века – было подлинной стихией духа Приснодевы Матери Богородицы. Иначе и не могло быть. Ибо разве можно найти слова человеческия для выражения сущности тайны воплощения Бога-Слова? По объяснению св.  Григория Синаита , Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим. «Такое принятие в себя Бога, – говорит епископ Игнатий Брянчанинов , – очевидно, есть единственное, исключительное, безпримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для св. ангелов, принадлежащее одной Богоматери». «Однако, при всем величии Божией Матери, – продолжает епископ Игнатий, – Ея зачатие совершилось по общему закону человечества, следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззаконии и рождении во грехе, принадлежит и Богоматери. Произнесла смиренная и благоговейная Мария это исповедание во услышание вселенной: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе – Спасе Моем». Если же рожденный Ею Бог есть вместе и Ея Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества... Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение Ею Бога, Спасителя Ея и всех человеков, доставило Ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, не вкусивших. душевной смерти и не нуждающихся в Спасителе».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». Господь снова показывает нам нашу печальную реальность - с тем, чтобы мы лучше могли увидеть, что Он хочет нам дать. В области экономики, политики, науки и техники, искусства человек ищет различные «освобождения», к которым мы не должны относиться свысока, и в которых все христиане принимают то или иное участие. Но Господь говорит нам, что единственное подлинное освобождение - то, которое предлагает Бог. Все остальные обещания свободы, счастья - разного рода обман, вид воровства. Человечество не создано, чтобы довольствоваться затхлым воздухом вчерашнего или нынешнего материализма. Атеизм дает жизнь только урезанного неполноценного человека. Это и означает - убить и погубить его. Человек не живет в полноте, пока не откроется Богу. И Христос - дверь. Кто войдет этой дверью - спасется. Спасется! Без этого перехода он погибнет. Единственная среда обитания человека - Божественная среда. Только там - его радостный бесконечный рост. «Я пришел для того, чтоб имели жизнь, и имели с избытком». Здесь благословение Господне на все небесное и земное, на то, чтобы наш путь к Богу начался сегодня. Не потому ли вино на браке в Кане Галилейской было дано в таком изобилии - шестьсот литров! И живая вода, предложенная самарянам, потекла, утоляя всякую жажду. А от хлебов, чудесно умноженных, после насыщения всех остается двенадцать коробов. И после чудесной ловли так переполняется лодка от множества рыб, что она начинает тонуть. Но это не просто образы. Реальность еще прекрасней. Есть жизнь с избытком - это жизнь с Богом. Об этой жизни с такой благодатной силой возвещает святитель Василий Великий, потому что он в полноте приобщился ей. Бог родился на земле. Он смиренно принимает с самого начала все скорби и всю нищету нашего существования. Он с первых дней показывает безусловное послушание всем Божественным установлениям, чтобы мы увидели, как мы должны входить в эту дверь. Без Него ничто не избавит нас от фатального состояния быть только людьми, отпавшими от Бога, и потому теми, кому надлежит умереть. Но Господь Иисус Христос, Богочеловек, соединяется с нашей немощью и вводит нас в Божественную жизнь. Эта дверь открыта в бесконечность и вечность. Аминь.

http://pravoslavie.ru/28946.html

Если послушание означает трепет, оно также означает и слушание. Таково первоначальное значение этого слова как в греческом, так и латинском языках Студентом, я бывало, слушал по радио одну многосерийную юмористическую передачу. В одном эпизоде, помнится, звонит телефон и герой протягивает руку, чтобы снять трубку. «Алло, — говорит он, — алло, алло». Громкость его голоса нарастает: «Кто говорит?». Голос на другом конце: «Это ты говоришь» «А — отвечает он, — то-то я подумал, что голос знакомый». И он кладет трубку. К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается и с нами. Мы лучше говорим, чем слушаем. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы расслышать голос собеседника. Итак при чтении Библии первое требование: умолкнуть и — слушать, внимать с послушанием. Когда мы входим в православный храм, расписанный в традиционном стиле, и смотрим по направлению алтаря, на восток, то видим там, в апсиде, Матерь Божию с воздетыми к небу руками. Так было принято в прежние древние библейские времена (и сегодня так возносят руки священники Православной Церкви) — так и мы должны внутренне настроиться при чтении Священного Писания с руками невидимо воздетыми к небу. Читая Библию, следует уподобиться Преблаго-словенной Деве Марии, ибо Она — в высшей степени Та, Кто слушает В день Благовещения Она послушно внимает Архангелу и отвечает «Да будет Мне по слову твоему» (Лука, 1:38) Она не смогла бы принять и носить Бога Слова во чреве, если бы прежде того не внимала Слову Божию в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лука, 2:19) И когда Пресвятая Лева находит Иисуса во храме, еще раз говорится: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лука, 2:51). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией, которые сообщает нам Священное Писание, словах сказанных на браке в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Иоанн, 2:5); Она завещает это слугам и — всем нам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Икона Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. XVIII в. Стоит подчёркивать во время катехитических бесед с будущими молодожёнами или как минимум в проповеди после совершения венчания то, что Церковь молится о “единомыслии душ и телес” для вступающих в “брака общение”, то есть о всесторонней гармонии их отношений. Эта гармония достижима лишь на путях совместной духовной жизни и духовного роста. Христос не отвергает земную любовь и брак, но лишь призывает к тому, чтобы не нарушалась иерархия ценностей. Именно любовь к Богу и жизнь во Христе одухотворяют земную любовь, делают её возвышенной и жертвенной. В благословенном Богом союзе открывается возможность сохранить любовь в течение всей земной жизни и пребывать в единении в “жизни будущего века”. Человеческая любовь таким образом приобретает новое измерение, что совсем не исключает, но, напротив, углубляет гармонию на земном этапе. Обращаясь к Преданию, можно привести пример Иоакима и Анны, праведных родителей Пресвятой Богородицы. В иконописном изображении их запечатлена духовная красота союза этих людей, достигших преклонного возраста. Часто их рисовали держащимися за руки или даже заключающими друг друга в объятья, исполненными нежности и радости. Рождение Дочери, между прочим, свидетельствует о том, что их супружеская близость сохранялась вплоть до старости. Диакон Михаил Першин И все они были счастливы… 1. Не стоит спешить упрекать Церковь в отсутствии разработанного учения о браке. Есть чинопоследование благословения на брак, есть традиция богословского осмысления этого дара Творца. Из того, что чин церковного браковенчания складывался постепенно и вобрал в себя как элементы ветхозаветных установлений, так и обрядовые формы, восходящие к античности, следует только одно — церковное сознание с самого начала искало и находило средства выражения для того события в жизни людей, которое первым почтил Своим вниманием и чудом Господь в Кане Галилейской. То, что христианский брак — от Бога и в Боге, было вполне очевидно уже для первых христиан. Другое дело, что не сразу епископское благословение на брак обрело знакомые нам черты чинопоследования. И конечно же, мы не встретим в истории Церкви особых трактатов, специально посвящённых семейному благочестию, хотя полемика с бракоборчеством и оправдание брака проходят красной нитью сквозь всю раннехристианскую апологетику.

http://pravmir.ru/o-kruglom-stole-semya-...

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста. После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы. В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению. Брак Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

http://pravmir.ru/tainstva-cerkvi/

котории... през уста священническии выреченнии... чудовне а правдиве хлеб и вино в Тело и Кровь Христову пременяют». Сбоку приписано: «как на браке в Кане Галилейской, так и здесь». На соборе 1640 г. вопрос о времени пресуществления даров при рассмотрении катехизиса Козловского, благодаря о. Панкратию, возбудил разногласие, и собравшиеся решили обратиться к патриарху. 555 После исправлений и дополнений катехизис стал известен под именем «Православного Исповедания Веры», и издан лишь в 1662 г. Могила же, не дождавшись исправлений, издал свой катехизис на польском с латинским мнением о пресуществлении. Это же мнение встречаем и в «Экзегезисе» Коссова, «Лифосе» Могилы, «Мире с Богом» Гизеля, «Мессии правдивом» Галятовского и друг. 556 В этой ереси и других латинских заблуждениях обвинялись патриархом Иоакимом чуть ли не все книги, написанные и напечатанные в южной России. 557 А между тем малорусские книги, как мы сейчас увидим, имели широкое распространение не только в Западной, но и в Московской Руси. Вот несколько статистических данных 558 на этот счет. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 года уже упомянуты книга в четверть печать литовская, а в ней Псалмы Давида, да Евангелие тетр, да Апостол да Апокалипсис. 559 Патриарх Иов подарил несколько литовских книг в Старицкий монастырь. 560 В 1605 г. Дмитрий Самозванец дал вкладу в Краснохолмский монастырь – Евангелие тетр, печать и переплетка литовская, а взято евангелие в царскую казну у старца Феодорита Шереметева в прошлом 102 (1594) году. В 1606 году Евфимий Скобеев дал вкладу в тот же монастырь книгу Библии , печать литовская, в десть. 561 Есть великорусский список XVII века виленской грамматики 1587 года. 562 О. И. Шереметев дал вклад в Анзерский скит книгу Иоанна Златоустог о толкование на послание апостолов киевской печати. 563 В Свияжском Богородицком монастыре в 1614 году были книги Златоуст, Василия Великого , литовской печати и переплетки. 564 В 1623 г. в Путивль приезжал посланец келаря Киево-Печерского Андрей Николаев с книгами Беседы Златоуста на Деяния новой киевской печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010