Общественное служение Спасителя Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской. Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе (Матф. 3:1-12; Марка 1:1-8; Луки 3:1-18; Иоанна 1:15-31). О выходе на проповедь Иоанна Крестителя и о его свидетельстве о Господе Иисусе Христе согласно повествуют все Евангелисты с почти одинаковыми подробностями. Лишь Иоанн опускает кое-что из сказанного остальными, подчеркивая только Божество Христово. О времени выхода на проповедь Иоанна Крестителя, а вместе с тем и о времени выхода на общественное служение Самого Господа, важные сведения дает св. Евангелист Лука. Он говорит, что это произошло «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний чертверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Кайфе» (Луки 3:1-2). Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, св. Лука хочет сказать, что в то время Палестина входила в состав Римской Империи и управляли ею тетрархи, или четверовластники, именем императора Тиверия, сына и приемника Октавиана Августа, при котором родился Христос. В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей — страной, расположенной на востоке от Иордана, и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвертой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Кайфа, что надо понимать так: первосвященником был, собственно, Кайфа, а тесть его Анна, или Анан, отстраненный гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, фактически разделял власть со своим зятем.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как вода претворяется в вино 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 3-я Великого Поста Слово в среду 3-й седмицы Великого Поста Великим постом за богослужениями читается Ветхий Завет, а Новый Завет — только в субботу и воскресенье, и в дни памяти особенно почитаемых нами святых. Когда мы приблизимся к Страстной седмице, все Евангелие откроется нам. Святые отцы говорят, что Ветхий Завет — вода, а Новый Завет — вино. В течение Поста наши души вступают в брак с Господом. И как на браке в Кане Галилейской Он претворил воду в вино, так Его благодатью вода Ветхого Завета претворяется в вино Нового Завета, Крестом Христовым. Мы уже приближаемся к середине Поста, к Крестопоклонной неделе, молясь, чтобы и наша жизнь из покаянной, трезвенной, чистой претворилась в жизнь благодатную силой Христовой. Каждый раз за великопостным богослужением на шестом часе читается пророчество Исаии, а на вечерне — книга Бытия и Притчи Соломона. В своем пророчестве Исаия говорит о врагах богоизбранного народа, о тех, кто являются его оскорбителями, и хотят подчинить его себе. Господь воздвигает против богоизбранного народа ассирийского царя Сеннахирима за то, что этот народ отступил от своего Господа, предался нечестию и идолопоклонству. И мы видим, как похваляется ассирийский царь силой своих идолов и собственной военной мощью. Господь называет этих врагов богоизбранного народа Своим бичом, с помощью которого он хочет уцеломудрить заблудившийся возлюбленный Свой народ. Из того, что Господь использует для этой цели ассирийского царя, вовсе не следует, что тот является слугой Божиим или другом богоизбранного народа. У царя ассирийского совсем другие цели, он просто хочет уничтожить этот народ, он хочет и другие народы подчинить себе, чтобы достигнуть мирового господства. Перед нами прообраз антихриста. Господь попускает быть этому, для того чтобы любимый Им народ, когда с ним произойдет беда, когда он окажется в безысходном положении, мог бы вспомнить о своих грехах, покаяться, возвратиться к Богу, которого он предал. Но напрасно похваляется враг богоизбранного народа, потому что Господь хочет достигнуть Своей премудрой и благой цели — не истребить свой возлюбленный народ, а через скорби приблизить его к Себе и облагодетельствовать его еще большими щедротами. Как только это совершится, Господь обратит всю Свою силу против нечестивого царя, которому кажется, что он уже близок к тому, чтобы уничтожить этот народ.

http://moral.ru/sreda-3-sedmizy/

Пётр Заведеев Епитимии, их происхождение в Церкви и значение Под именем епитимьи разумеются наказания, налагаемые священнослужителем на некоторых из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Власть налагать епитимии на некоторых, кающихся Церковь . получила от Господа вместе с тем, как получила власть и отпускать грехи. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но по значению, наказания исправительные, врачебные. Это врачество от грехов, а не вознаграждения за грехи вечной Правде. Это подтверждает поступок ап. Павла, наложившего тяжкое наказание на коринфского грешника и потом, когда заметил, что оно произвело в грешнике скорбь и раскаяние, снявшего его ( 1Кор.5:1–5 снос. 2Кор.2:7 ). Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно ведет начало от апостолов, которые мазаху маслом многи недужные и исцелеваху ( Мр. 6:13 ), получив на то власть от Христа Спасителя, Видимая сторона таинства н невидимые его действия ясно указываются ап. Иаковом ( Иак. 5:14–15 ). Видимая сторона таинства: – 1) Семикратное помазание больного освященным елеем и 2) молитва веры, произносимая священником. Невидимую сторону составляют: 1) благодатное прощение грехов и 2) исцеление от болезней. Понятие о браке. как таинстве Богоустановленном, и его действительность . Под именем брака разумеется таинство, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета супружеской верности, преподается свыше Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его во образ духовного союза Христа с Церковью. Таинство брака установлено еще в раю ( Быт.1:28 ), его освятил Своим присутствием в Кане Галилейской Спаситель ( Ин.2 гл.). Из писаний Апостольских и из св. предания мы убеждаемся, что таинство брака несомненно существовало в Церкви с самого ее происхождения и ведет начало от Христа. Так, ап. Павел в послании к Ефесеям излагает обязанности супруги христианки ( Еф. 5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Георгий Опарин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  5.0 из  5) Сегодня можно часто слышать о браках, основанных не на фундаменте любви, а просто на уважении или договоренности. Есть ли место в христианской семье такой модели брака, и о том, что представляет собой настоящая «домашняя церковь», мы поговорили со священником Свято-Вознесенского архиерейского подворья , кандидатом педагогических наук иереем Георгием Опариным. – Отец Георгий, скажите, насколько важно хранить девство до брака? – Наиболее ярко и отчетливо учение Христа о смысле брака раскрывается в Евангелии ( Ин. 2:1-11 ). Господь присутствует на браке в Кане Галилейской и тем благословляет брак и брачные отношения. В наше время современная молодежь воспринимает добрачные связи как естественный способ общения с другим человеком. Блуд повсюду пропагандируется. От этого грех не перестал быть грехом. И последствия его по-прежнему разрушают душу человека и общество в целом. – Что вы посоветуете человеку, которому трудно хранить девство? – У Святых Отцов есть весьма мудрые рекомендации, которые помогут вовремя уберечь себя от ненужной трагедии. Преподобный Никодим Святогорец говорил: «Помни, ты – порох, не прикасайся к огню, то есть не дозволяй себе рискованной близости с человеком противоположного пола. Не ходи там, где ты потеряешь свое сокровище, избегай ситуаций, в которых случится трагедия». – Возможен ли счастливый брак без любви? Например, союз единомышленников, основанный просто на уважении? – Тут нужно понимать, что уважение – это чувство чужого достоинства. Чужой должен быть уважаем, хотя может быть и вполне мне безразличен. Уважение есть наилучшее отношение к постороннему нам человеку; это готовность и умение блюсти все установленные перегородки между людьми; уважать – значит уважать чужого и чужое. Отношения, построенные на уважении, но без любви, являются чисто формальными и равнодушными. Может ли растение жить без воды? Жить в семье и не питать теплых чувств, жить как чужие люди, каждый сам по себе? Любовь и счастье неразлучны. Счастливую семью без любви построить невозможно.

http://azbyka.ru/semya/byvaet-li-schastl...

Скачать epub pdf Брак § 167. Понятие о браке, как таинстве Господь, изливая дары спасительной благодати, необходимые каждому человеку в отдельности для спасения и вечной жизни, благоволил установить особое таинство для тех из чад церкви, которые вступают в брачный союз, дабы через благословение и освящение их союза они могли осуществить закон брака в истинном его существе и достигать определенных волей Творца целей брака, а брачный союз оградить от влияний греха, искажений и злоупотреблений. Брак, как таинство в церкви Христовой, есть такое священнодействие, в котором, по свободном перед священником и церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, через служителя таин Божиих преподается им свыше благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его в образ духовного союза Христа с церковью и содействующая им в достижении всех целей брака – взаимному вспоможению во спасении, благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катих.). § 168. Учение откровения и церкви о том, что браковенчание есть богоустановленное таинство Под именем брака, как таинства, нередко разумеют самый супружеский союз, а не церковное его благословение. Конечно, и самый супружеский союз, когда вступающими в брак оставляется отец и мать и по творческому предначертанию два образуют едину плоть, единое существо и лицо, есть тайна ( Еф 5, 32 ; сн. 1Кор.6:15–16 ). Но православная церковь отличает тайну брачного союза от брака, как таинства, и под таинством брака разумеет не брачный союз, а установленное Господом священнодействие, совершаемое служителем таин Божиих и освящающее брачный союз. I. В откровении нет так ясно выраженных свидетельств об установлении И. Христом таинства брака, какие имеются о богоустановленности брачного союза, или некоторых других таинств (напр., крещения, евхаристии, покаяния), однако даются основания для убеждения в богоустановленности брака, как таинства. Так, И. Христос в беседе с фарисеями о нерасторжимости брачного союза говорил: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). Поставляя брачное сочетание в прямую зависимость от Бога, сообщающего ему характер нерасторжимости, И. Христос тем показал, что брачные дела, начиная с заключения брачного союза до расторжения в исключительных случаях, подлежат не кесареви или власти гражданской, а к тому, что было Божиим ( Мф.22:21 ) и имело подлежать ведению церкви. Это, особенно в связи с тем, что Господь Своим личным присутствием почтил и, конечно, благословил брак в Кане Галилейской ( Ин.2:1–11 ), приводит к предположению, что Ему благоугодно было установить в Своей церкви для преподания брачущимся необходимого благословения Божия и благодати особое священнодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Скачать epub pdf Глава 2. Иисус, Храм и иудеи Рассказ Евангелия от Иоанна о призвании первых учеников ( Ин.1:37–51 ), следующий за повествованием об Иоанне Крестителе, был рассмотрен нами в книге «Начало Евангелия». В книге «Чудеса Иисуса» мы рассмотрели следующий за тем рассказ о первом чуде Иисуса – претворении воды в вино на браке в Кане Галилейской ( Ин.2:1–11 ) 78 . Из Каны Иисус, согласно Иоанну, пришел в Капернаум, где пробыл немного дней ( Ин.2:12 ). Далее в Евангелии от Иоанна следует рассказ о посещении Иисусом Иерусалима в праздник Пасхи и изгнании торгующих из храма ( Ин.2:14–22 ). Об этом посещении Иерусалима синоптики вообще не упоминают, как не упоминают они о другом путешествии Иисуса в Иерусалим, когда Он исцелил расслабленного у Овчей купели ( Ин.5:1–17 ). Именно Евангелие от Иоанна позволяет выстроить повествование синоптиков в хронологический ряд, помещая все описываемые ими события в три временных отрезка: от первой Пасхи до второй, от второй до третьей и от третьей до четвертой. Только в событиях последних дней земной жизни Иисуса (вечеря в Вифании, вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, моление в Гефсиманском саду, взятие Иисуса под стражу, суд синедриона, отречение Петра, суд Пилата, распятие и погребение) Иоанн сходится с синоптиками, хотя и в этих повествованиях добавляет подробности, отсутствующие у синоптиков (в частности, беседа Иисуса с учениками на Тайной Вечере, суд у первосвященника Анны). Что же касается предшествующего повествования, то сюжетные линии синоптических Евангелий, постоянно пересекающиеся между собой, очень редко пересекаются с теми, которые проводит Иоанн. Наиболее заметным отличием четвертого Евангелия от синоптических является то, что в нем описываются главным образом события, происходившие в Иерусалиме. На этом основании было даже высказано предположение, что автор четвертого Евангелия жил в Иерусалиме и не был участником основных событий, разворачивавшихся в Галилее и описанных у синоптиков. Об этом мы достаточно подробно говорили в книге «Начало Евангелия» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово в пятую неделю св. Великого поста 72 . О причащении Приимите, ядите: сие есть тело Мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя новаго завета ( Мф.26:26–28 ). Вот что даёт нам, братия, Господь Иисус за наше пощение и исповедание во грехах! Стоят ли этой Божественной пищи все наши горькие слёзы раскаяния? Стоят ли этой высочайшей награды все наши духовные подвиги? Если сделали мы что приятное и благоугодное Господу, то сделали только повеленное, должное; а такие делатели, по слову Христову, суть раби неключими, то есть, ничего не стоящие ( Лк.17:10 ). Но, братия, любовь Господа к нам так велика, что Он, несмотря на несоразмерность наших трудов с Его наградою, призывает к общению с Собою, и предлагает нам в снедь и питие Своё Тело и Свою Кровь. Призываясь к Святейшему таинству, мы не нарушим благоговения пред Ним, если вникнем в учредительные слова Господа. Тем паче благоугодим Божественному Учредителю, если смиренным размышлением умножим хотя несколько веру нашу и любовь к Таинству. Как Господь Иисус учреждал таинство Причащения? Не спешно, но постепенно, приготовляя учеников Своих к принятию его то чудесами, то учением. Какую, например, высшую цель имел Иисус, претворяя воду в вино на браке в Кане Галилейской? Дабы расположить учеников к верованию в возможность преложения хлеба в тело, и вина в кровь. С каким особенно намерением напитал пять тысяч народа пятью хлебами? Дабы приготовить к принятию Божественной пищи в таинстве Причащения. Когда насыщенный чудесным образом народ стал ходить за Ним толпами с тем, чтобы опять увидеть подобное чудо: тогда Господь говорил ему: ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы, и насытистеся. Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст ( Ин.6:26–27 ). На какое брашно указывал им, как не на Тело и Кровь Свою? И когда народ просил у Него небесной пищи, подобной манне, тогда Он говорил уже прямо: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ). Говоря таким образом, Он возводил мысли учеников и народа к такому хлебу, который сойдёт не с неба, а со Креста. Здесь он созреет, и отсюда соберётся в пространнейшую в мире житницу, в Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Чудо на браке в Кане Галилейской Экзегетико-апологетический очерк На всем протяжении евангельской истории мало можно найти таких картин, от которых веяло бы такою светлою радостью жизни, таким миром и благодатною тишиною, какими веет на душу та картина, на фоне которой св. евангелист Иоанн передает свое повествование о первом чуде, совершенном Господом Иисусом Христом. Эта нарисованная Евангелистом картина вместе с немногими еще другими является редким исключением в истории земной жизни Богочеловека, громадное большинство событий которой представляет длинную и печальную повесть человеческого ожесточения и злобы, человеческих заблуждений и страстей. Бесспорно, конечно, что та любовь, которая одушевляла Спасителя мира, та победа, какую готовил Он всему доброму в нем, те блага, какие Он нес с Собою на землю, чтобы облагодатствовать смиренного и уничиженного человека, – все это для верующего ока сияет столь ярко даже при самых скорбных и страшных моментах евангельского повествования, что заставляет забывать весь их ужас и даже еще более оттеняет бесконечную благость Бога к людям. Но и при всем том нельзя все же не признать, что в большинстве случаев эта бесконечная благость, эта безграничная любовь должна была проявляться – или в грозных прещениях и горьких укоризнах, или – в строгом призыве к покаянию, или, наконец – среди рева безумной, озлобленной толпы, среди разъяренных хулителей и врагов, среди мук креста и висящих обоюду разбойников... Мало, очень мало случаев дали люди для проявления той любви, какую нес с Собою на землю Спаситель при такой обстановке, какой, конечно, искало Его благостное сердце. В тихом веянии ветра явился в древности Бог великому Пророку, – другого характера была обстановка, среди которой встретили явление Бога в мир люди... Но тем дороже, тем отраднее те евангельские повествования, где Господь является только как милосердый и любвеобильный Отец, с любовью благославляющий жизненный путь человека – без строгого обличения на устах, без скорби во взоре, без необходимости скрывать Свою любовь за угрозою гнева и суда, – такие повествования, как повествование о благосклонном присутствии Господа на браке в Кане и о чудесной помощи хозяевам его в их затруднении, о благословении детей и т. п. Читая Евангелие, невольно с особым умилением всякий остановится на этих повествованиях, – и миром и любовью исполнится его душа...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Если все в порядке, все хорошо, то в этот трепетный момент жених и невеста ощущают себя находящимися в раю под Божиим благословением. Эти слова, которые я только что процитировал, присутствуют у нас в Чине Венчания. У евреев есть свои венчальные традиции, но у них, скорее, это носит характер брачного договора. Современное распространенное явление  брачный договор  давно существует в иудейской традиции. Там о браке договариваются родители детей, и все это мало похоже на наше сегодняшнее христианское венчание. Вторая важная вещь, давшая нам основание думать о браке как о чем-то святом и отдельном от всего остального, это пришествие Христа на брак в Кану Галилейскую. То есть первое Свое чудо Господь благоволил совершить на венчании, то есть на браке. Он пришел на свадьбу, и это очень важный евангельский момент, поскольку обычно Христос чудотворит и чудодействует привычным образом среди прокаженных, горбатых, бесноватых, среди блудниц, или подонков общества, или страшно больных людей. А первое чудо Свое Он совершил среди радующихся, празднующих, среди влюбленных и их родителей. Там пили вино, танцевали, там играла музыка  это была атмосфера первого чуда. Христиане не могли пропустить мимо глаз это яркое событие. Они поняли, что Христос с нами не только тогда, когда мы болеем, или когда мы страдаем, или когда мы готовимся умирать. Христос с нами, и когда мы радуемся, и когда мы женимся и выходим замуж. Своим присутствием Христос освятил то брачное событие, и мы это тоже читаем в Чине Венчания: «Пришествием Своим честный брак показал Господь в Кане Галилейской». Даже указано место, где это было  Кана Галилейская  город Кана в пределах Галилеи. Там сохранились многие вещи, напоминающие о том браке. Итак, библейское и евангельское повествования, собранные вместе, это то библейское основание супружества, которое есть у Церкви. Современный Чин Венчания возник, конечно, гораздо позже. Для начала нужно было следующее: нужно было, чтобы люди находились в законном супружеском союзе перед лицом государства, как сейчас говорят, чтобы они были зарегистрированными супругами, это по римской традиции.

http://azbyka.ru/semya/vstrecha-venchani...

Беседа LXXXIII. О десятом члене символа веры. О браке Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, в образе духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брачный союз установлен был Богом еще в раю при самом сотворении первых людей. Сотворив мужа и жену, Бог благословил их союз и сказал: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт.1:28 ). На союз брачный указал и праотец Адам, когда, увидев сотворенную для него помощницу, сказал: се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину ( Быт.2:23–24 ). После потопа Господь снова утвердил брачный союз Своим благословением: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся, и множитеся. и наполните землю ( Быт.9:1 ). Вот почему в законе Моисеевом строго ограждается неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом ( Лев.20:10 ; Втор.7:14; 22:22; 28:11 ). В новом завете божественное установление брачного союза было подтверждено Самим Господом Иисусом Христом. Он Сам почтил Своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и совершил здесь первое свое чудо – претворение воды в вино. В другой раз на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, Господь отвечал: несте ли чли (не читали ли вы), яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть и рече: сего ради оставит человек отца своею и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже и тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:4–6 ). В последних словах Господь ясно указывает, что Сам Бог соединяет мужа и жену, вступающих в брак. Чтобы освятить, возвысить и укрепить брачный союз, который вследствие расстройства человеческой природы подвергся зловредному влиянию греха и многочисленным искажениям со стороны людей, предавшихся чувственности, Господь в новом завете установил особое священнодействие, именно таинство брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010