Из Нового Завета мы очень мало узнаем о родителях Иисуса. За исключением повествований Матфея и Луки о Его рождении и ранних годах Дева Мария потом лишь эпизодически появляется на страницах Евангелий. Мы видим Ее вместе с Иисусом на браке в Кане Галилейской ( Ин. 2:3–5 ) и затем в Капернауме ( Ин. 2:12 ). Мы слышим о том, что Она появляется вместе с братьями Иисуса у дверей дома, в котором Он проповедует. Мы видим Ее у креста Иисуса ( Ин. 19:25–27 ). За исключением последнего эпизода и рассказа о браке в Кане Галилейской, в остальных случаях Матерь Иисуса упоминается вместе с братьями Его, в том числе в Деяниях апостольских, где мы встречаем последнее упоминание о Ней ( Деян. 1:14 ). В апостольских посланиях о Марии, Матери Иисуса, ничего не говорится. Иосиф же в последний раз появляется в рассказе Луки о посещении родителями Иисуса Иерусалимского храма ( Лк. 2:41–51 ). В повествовании об общественном служении Иисуса Иосиф никак не фигурирует. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что к тому времени, когда Иисус вышел на проповедь, Иосифа уже не было в живых. То же обстоятельство может служить косвенным доказательством преклонного возраста Иосифа на момент его обручения с Марией. Во всяком случае, Иосифа определенно уже не было в живых в тот момент, когда Иисус, умирая на кресте, вручал Свою Матерь ученику. Какова была судьба «братьев и сестер» Иисуса после Его смерти и воскресения? Христианские источники полностью умалчивают о судьбе сестер, из братьев же выделяют одного: Иакова, брата Господня. О нем неоднократно упоминается в Деяниях апостольских. Освобожденный из темницы Петр говорит: уведомьте о сем Иакова и братьев ( Деян. 12:17 ), что свидетельствует об особой роли Иакова в группе учеников Иисуса. В рассказе об апостольском соборе Иаков выступает с речью, обращенной к апостолам ( Деян. 15:13 ). Повествуется также о встрече апостола Павла с Иаковом, которому Павел рассказывает об обращении язычников ( Деян. 21:18–19 ). Об этой встрече упоминает и сам Павел, называя Иакова братом Господним ( Гал. 2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Говоря «одна плоть», Господь имел в виду постоянный экзистенциальный, а не только эмоциональный союз, а также союз тела, разума, духа и всей жизни. В этом экзистенциальном союзе супруги являются живой иконой Триединого Бога: два человека одновременно единые и разные, сведенные Богом в единстве, предвосхищающем совершенство. 5 . Христос дал нам новое понимание Божьего присутствия в браке, совершив Свое первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской (см.: Ин.2:1–11 ) Таким образом, он придал браку новое измерение, не ограничивая его ни древней человеческой целью продолжения рода, ни римской юридической концепцией брака как общественного договора. «Все стало новым» (ср.: Откр.21:5 ) в браке, благодаря присутствию Христа. Таким образом, христианский брак стал святым Таинством, которое наполняет супругов благодатью Святого Духа и делает им доступной «радость спасения» ( Пс.50:14 ) во Христе. 6 . Спасение и радость не приобретаются волшебным образом. Святой Дух не налагает Свою благодать на человека, пренебрегая его свободой, а скорее ожидает, что он добровольно активирует ее, стремясь освободиться от ига греха и возрастать в «полноте Христа» ( Еф.4:13 ). Церковь надеется, что супруги осознают данную им благодать и претворят ее в жизнь, посредством ежедневной молитвы, отказавшись от эгоизма и себялюбия. Таким образом, они могут наполниться любовью ко Господу и к своему ближнему, чтобы Святой Дух мог действовать в них и вести их в странствии от разделения к единению, от двух тел к «одной плоти», странствии, которое олицетворяет жизнь по «подобию Божьему» ( Быт.1:26 ), в жизнь божественной любви, которая принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Брак – Таинство любви 7 . Новый Завет описывает Господа Иисуса Христа как Жениха, а Церковь – как Невесту. Апостол Павел утверждает, что в браке мужчины и женщины «есть великая тайна» ( Еф.5:32 ), когда он сравнивает его с тайной брака Христа и Церкви, которая, тем самым, является образом этой божественной любви, явленной в Воплощении и Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

Достаточно вспомнить, что первое чудо Спасителя по претворению воды в вино было совершено в Кане Галилейской на свадьбе. Сам Господь говорит о браке: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10: 7–9). Уже с первых строк Библии Бог дает благословение на совместную жизнь мужчины и женщины: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 27–28). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13: 4), — благовествует людям апостол Павел. Он же говорит, что соединение жизни мужчины и женщины в браке происходит по образу Христа и Церкви, и «тайна сия велика» (Еф. 5: 32). Священник Максим Первозванский, исследуя Священное Писание, приходит к следующему выводу: «Пожалуй, единственным исключением [среди положительных высказываний о браке] можно считать достаточно осторожное замечание апостола Павла: “Хорошо человеку не касаться женщины” (1 Кор. 7: 1). Некоторые ошибочно воспринимают эту фразу как предупреждение: брак якобы может стать помехой на пути к Богу, — “забывая” о том, как апостол развивает свою мысль: “но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться” (1 Кор. 7: 2–9). Что ж, глубоко верующему человеку, искренне желающему все свои силы и всю свою жизнь без остатка посвятить служению Господу, пожалуй, действительно лучше не связывать себя семейными узами. Но пожелание это обращено отнюдь не ко всем христианам, а лишь к тем из них, кто действительно способен на такое самоограничение, и реализуется этот призыв в монашестве. Как сказал Сам Господь: “Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19: 12). Для остальных, то есть для подавляющего большинства христиан, Бог уготовил иной путь, который мы называем законным супружеством» . А вот различные отклонения от супружества в виде модного в наши дни блудного сожительства, супружеской измены и т.п. Церковью строго порицаются. Однозначным злом, которое, с точки зрения Церкви, равносильно убийству, является аборт. Православный идеал — это крепкая многодетная семья

http://pravoslavie.ru/96256.html

По прочтении молитв священник возлагает на главу жениха венец, говоря: венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Эти же слова говорит он, возлагая венец на главу невесты, и затем трижды благословляет их, говоря: Господи Боже наш, славою и честию венчай я. Венцы возлагаются на брачующихся с одной стороны в награду за целомудренную жизнь и в напоминание им обязанности их и после брачного союза хранить чистоту жизни, а с другой – в знак того, что увенчиваются как будущие родоначальники, как бы князья будущего потомства. Смысл же молитвы, с которою священник благословляет брачующихся, такой: «Господи Боже наш! како сия чета украшена теперь венцами, так венчай и украшай союз сей во всю жизнь их славою и честью». Возложение венцов, благословение священника с указанною молитвою составляет самую существенную часть таинства брака. После этого читается апостол, где говорится о взаимном отношении мужа и жены, и Евангелие о посещении Самим Господом брака в Кане Галилейской. Затем после просительной ектении и молитвы Господней «Отче наш» священник благословляет чашу с вином и дает пить из нее мужу и жене в воспоминание того, что в древности жених и невеста причащались в день венчания, и совершенного Господом чуда в Кане Галилейской, а также в знак того, что новобрачные отныне должны жить вместе и вместе переносить и горе и радость. По вкушении от чаши, священник соединяет руки новобрачных и обводит их около аналоя три раза. Это обхождение кругом (круг – символ, знак вечности) совершается в знак духовного торжества и неразрывности брачного союза. Во время обхождения поются те же песнопения, какие поются во время обхождения кругом престола при совершении таинства священства. В них прославляется воплощение Сына Божия и Божия Матерь, прославляются и призываются к молитве св. мученики, прославляется Христос, как похвала апостолов и радость мучеников. После обхождения с новобрачных снимаются венцы с пожеланием благословения от Бога, и венчание оканчивается отпустом и взаимным целованием новобрачных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Ты Мне, сама того не зная, желаешь смерти, а час Моей смерти еще не пришел», так ответил Господь матери. Прежде, слов двенадцатилетнего отрока Иисуса Иосиф и матерь Его «не поняли» ( Лк. 2:50 ). Очевидно, то же было и теперь. И Господь сотворил первое чудо. § 25. Очищение храма. Беседа с Никодимом Чрез несколько дней после этого Иисус пришел в Иерусалим на праздник пасхи. Хотя Он и начал уже Свое служение чудом в Кане Галилейской 68 , хотя первый период Его служения был приурочен Им к Галилее, однако Ему надлежало торжественно открыть Свое служение в Иерусалиме, как центре иудейства, потому что там Ему нужно было и смерть принять, так как «невозможно пророку погибнуть вне Иерусалима» ( Лк. 13:33 ). Открыв здесь торжественно Свое служение, Он потом совершал его первый период в Галилее, но уже и галилейская Его деятельность протекала на глазах возбужденного Иерусалима, который зорко следил за Ним, постепенно усиливая свою бдительность. Какими же действиями открыл Господь Свое служение в Иерусалиме? Он здесь совершил очищение храма пророчески – вдохновенным изгнанием из него торговцев жертвенными животными и меновщиков денег, делавших дом Божий домом торговли, и творил чудеса. Изгнание торговцев из храма имело символическое значение. Это было обращенное к иудеям требование нравственного очищения, духовного возрождения, в виду приближения царства Божия, о наступлении которого свидетельствовали чудеса, вызвавшие в иудеях веру ( Ин. 2:23 ). Это требование, выраженное символическим очищением храма, должно было сопровождаться необычайным действием на Иерусалим, в котором утверждались корни теократического обрядоверия и самоправедности иудеев. Насколько внимание их было привлечено чудесами, настолько же была возбуждена их пытливость значением символа. Собственно заключавшееся в нем требование они, нужно полагать, понимали 69 ; но для них, вследствие их национальной гордости и обрядовой самоправедности, было не ясно, к чему приведет это обращенное к ним требование. И они спрашивали Христа: τ ημεον ειχρνεις μν δτι ταντα ποιες 70 – какое знамение показываешь Ты нам тем, что это делаешь? что это значит? к чему это клонится? В ответ им Иисус сказал о храме тела Своего: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», убейте Меня, и Я воскресну.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

41 Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе. 42 Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих. 43 «Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно — главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович). 44 Св. Иоанн Златоуст. Письмо к Вигилию. 45 Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», — благословляет их. 46 На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир). 47 Молитва 1-я и 2-я по обручении второбрачных. 48 В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Борьба греха со святостью увенчивается мученическим венцом. Человек с трудами должен оторвать от себя грех – то, что губит его, уничтожает его славу, лишает Царства небесного. Грешному человеку святость кажется смертью. Ему больно и жалко расставаться с грехом, в котором он видит свою свободу. Но эта свобода от сатаны, а не от Бога. В ней страдание и несчастье. А Бог венчает нас на счастье и радость. Эти венцы – венцы счастья и святости. Бог надеялся, что вы примете эти венцы, и вы позволили возложить их себе на главу. Видя то, что вы готовы назвать наследниками Царства Божия и его детьми, Он благоволит преподать вам таинство: – Господи, Боже наш, венчай их славою и честью – просит Господа священник, и в эти секунды души мужа и жены становятся одной плотью в подобие Троицы . Дух Святой соединяет души небесным союзом, и они, в подобие Божие, становятся плотью единой, неслиянной и нераздельной. Послание Апостола Павла В нем камень преткновения: «Жена да боится мужа своего». Брак в духе имеет природные свойства любви страха. Любовь в духе совсем не то, что любовь в теле. И страх Божий не то же самое, что страх плотской. Мы рабы Любви. Иго любви легко и приятно. Человек зависит либо от любви, либо от греха. Либо от себя, либо от Бога. Страх Божий – это страх потерять Его любовь. Это страх оказаться недостойным Его любви. Страх в честном браке, похожий на страх Божий – боязнь потерять свою любовь или любовь супруга, оказаться недостойным любви человека, данного тебе Богом. Это не страх, а скорее трепет. Животный страх унижает и разрушает. Божий страх заставляет человека святиться и созидать в себе образ святости. Евангелие от Иоанна Христос сравнивает Царство Божие с браком. Христос первое чудо сотворил на браке в Кане Галилейской. Смысл чуда в том, что по молитве или просьбе человека Бог преображает естество. Он силен превратить воду в вино. Он также силен превратить воду наших холодных отношений к человеку в вино любви. И самих нас в ангелов. И Он это делает, если мы согласны и разрешаем Ему это сделать.

http://pravmir.ru/vruchit-drug-drugu-svo...

— Какой же должна быть настоящая семья? — «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог», — говорит апостол Павел, и православная духовная традиция дает развернутое толкование этих слов. Семья в православном понимании — это не «взаимовыгодное партнерство», а прежде всего единство во Христе, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Высокое значение брака подчеркивается присутствием Господа Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и чад. Только в браке по-настоящему возможно воспитание детей. — Молодежь сегодня довольно рано начинает совместную жизнь, не регистрируя своих отношений. Как на подобные союзы смотрит Церковь? — Христианский брак исключает добрачные и внебрачные половые связи — его основанием, среди прочего, является безусловная верность друг другу. —  А как Церковь относится к бракам, заключенным в ЗАГСах? Действительно ли они считаются греховными? — Православная Церковь признает гражданские браки. Но с точки зрения Церкви, их не коснулось благословение Божие, что происходит во время таинства венчания. Там есть проникновенная молитва о деторождении, трогательная молитва о наших родителях, благословение которых считается залогом прочного и счастливого брака: «Помяни Боже и воспитавшие их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». — Бытует мнение, что в православной традиции роли мужа и жены четко распределены. Мужчина — глава семьи, добытчик и, как говорится, «имеет право», а участь женщины быть кроткой, послушной домохозяйкой, и у нее есть только обязанности. Так ли это? — Конечно это не так. Как мужчине, так и женщине принадлежит особая роль в браке. Это не значит, что один из супругов может неуважительно относиться к другому, принуждать его к чему-либо. Должно быть согласие, которое скрепляет брачный союз. Если супруги, как призывал людей апостол Павел, «добровольно носят бремена друг друга», — это создает почву для искреннего мира в семье. Наверное, не стоит вмешиваться в семейную жизнь, утверждая список обязанностей мужа и жены, ведь если люди живут «в любви в союзе мира», освященном церковным таинством, то Бог даст им силы преодолеть трудности семейной жизни. Под сенью же храма всегда можно найти поддержку в этом нелегком подвиге.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203695...

Мы противимся своему спасению не тогда, когда выбираем тот или иной путь для себя, но когда уклоняемся от воли Божией о себе. Никому не позволено делаться монахом потому, что он гнушается браком (см. правила 9 и 10 Гангрского Собора); никто не должен, вступив в брак, презирать монашество. Слова Господа о монашестве (см. Мф. 19, 11) показывают, что Он не считает его приемлемым для всех. (Почему это так, является для нас тайной — тайной Божественной свободы и нашей свободы). У нас есть Его слово, как установление, Божественное установление и благословение брачной жизни: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 6–9). Первым чудом Господа Иисуса Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской; православная служба венчания показывает, что это рассматривается как знак благословения Богом брачной жизни. Сам Бог дал человеку брак как таинство и как жизненный путь; это значит, что это есть путь спасения, путь, ведущий в вечную жизнь. Христос не заповедал монашества как общеобязательное правило — Он заповедал любить Бога всем сердцем, и душой, и умом, и крепостию, и ближнего, как самого себя. Вопрос для тех христиан, которые уже состоят в браке и воспитывают детей, состоит не в том, чтобы как–то сократить минимум своих семейных обязанностей с целью быть свободнее для ведения «более духовной» жизни. Правильнее его поставить так: «Как мне в этой самой семейной жизни возрастить свою любовь к Богу и к ближнему?» Один семьянин спросил духовного отца: «Как я могу, живя в миру, пребывать всегда в присутствии Божием?» Старец отвечал: «Делай все так, как если бы ты был со–работником Богу». Быть со–работником Божиим в деле создания христианской семьи и воспитания детей христианами — роль поистине грандиозная и святая. Христианская жизнь есть жизнь по подобию Единого в Трех Лицах Бога — жизнь вместе с другими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

А вот здесь, когда мы рассуждаем о Матери Божией, то оказывается, что Она, будучи выше всех небес, Самая близкая к в Троице славивому Богу, Она оказывается очень близкой и к нам с вами. Ибо, чем выше человек к Богу, тем ближе он к этому миру. Это определенный закон. И тот, кто говорит, что он вознесен на небо, и только там пребывает, и никого не видит вокруг, то этот человек находится в состоянии самообмана и обольщения. Ибо уж выше, чем Матерь Божия, кроме Бога, никого нет. И никто так, как Она не слышит наши просьбы, наши сердечные воздыхания, с которыми мы чаще всего обращаемся к Ней. В радости-то, конечно, как-то и недосуг подойти к Ней, к Ее образу и разделить радость. А вот когда горе постучалось, тогда мы очень близко воспринимаем Ее, Ее облик и ощущаем если не всегда очень быструю помощь, то, по крайней мере, утешение, необходимое нам. И вот что еще следует сказать, размышляя над сегодняшним Евангелием. Этот отрывок читается при совершении таинства брака, то есть при венчании. И, на мой взгляд, он имеет особое значение, когда венчаются не молодожены, а люди уже достаточно прожившие в браке. Когда ушла вся эйфория и влюбленность медового месяца, давно наступили тяжелые семейные будни. Когда у людей не всегда хватает сил сохранить любовь, а вместе с тем и семью. И вот здесь-то рассказ о чуде в Кане Галилейской воспринимается как никогда актуально. Потому что, как только Бог может претворить воду в вино, так только Бог может придать новый импульс человеческим отношениям. И пресную воду равнодушия, охлаждения между супругами может вновь претворить в сладкое вино радости, гармонии, любви и счастья. Если, конечно, у людей есть силы, вера, а главное, желание просить Бога об этом счастье. Аминь. Другие проповеди 1 Комментарий Самое популярное Сейчас в разделе 32  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста:

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010